Научная статья на тему 'Обоснование идеи об экспортном варианте крупномасштабного и комплексного промышленного освоения Кангаласского буроугольного месторождения'

Обоснование идеи об экспортном варианте крупномасштабного и комплексного промышленного освоения Кангаласского буроугольного месторождения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
408
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕЙ / АТР / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Егоров Е.Г., Ефремов Э.И.

Обоснована инновационная идея о крупномасштабном промышленном освоении уникальных угольных ресурсов Кангаласского месторождения Ленского бассейна преимущественно для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом создавшейся современной конъюнктуры тихоокеанского рынка энергетических ресурсов на основе заключения концессионных договоров и с непосредственным участием иностранных инвесторов в реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование идеи об экспортном варианте крупномасштабного и комплексного промышленного освоения Кангаласского буроугольного месторождения»

УДК 338.45:622.332(571.56-191.2)

ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ОБ ЭКСПОРТНОМ ВАРИАНТЕ

КРУПНОМАСШТАБНОГО И КОМПЛЕКСНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ КАНГАЛАССКОГО БУРОУГОЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Е. Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера Тел.: 8(4112)35-11-08

Э. И. ЕФРЕМОВ,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: efremov@rambler.ru Институт региональной экономики Севера

Обоснована инновационная идея о крупномасштабном промышленном освоении уникальных угольных ресурсов Кангаласского месторождения Ленского бассейна преимущественно для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом создавшейся современной конъюнктуры тихоокеанского рынка энергетических ресурсов на основе заключения концессионных договоров и с непосредственным участием иностранных инвесторов в реализации проектов.

Ключевые слова: инновационная идея, геополитический фактор, комплексное использование углей, АТР, экспорт, импорт.

Проблема крупномасштабного освоения и комплексного использования энергетических бурых углей Кангаласского месторождения была весьма актуальной до 1990-хгг. в связи со строительством БАМа и продолжением возведения меридиональной ветки Тында — Беркакит — Томмот — Якутск. По этой проблеме еще в 1987 г. Институтом региональной экономики Севера (ИРЭС) были проведены научные исследования. В результате был подготовлен препринт и доклад на XXIII выездной сессии научного совета АН СССР по

проблемам БАМа «Крупномасштабное освоение Кангаласского угольного месторождения в связи со строительствомАЯМ» [3].

В свете Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р, на взгляд авторов, реально крупномасштабное промышленное освоение энергетических бурых углей Кангаласского месторождения.

Энергетическая стратегия России предусматривает:

• во-первых, осуществление политики по выравниванию внутренних и внешних цен на природный газ, в результате чего изменится ценовая пропорция между углем и газом в пользу выгодности угольного топлива;

• во-вторых, увеличение доли угля в структуре топливообеспечения тепловых электростанций с 26 до 36 %, уменьшение доли природного газас 70,3до 60%;

• в-третьих, увеличение добычи угля до 430—470 млн т, или в 1,46 раза к 2030 г. В этой связи крупномасштабное освоение Кангаласского буроугольного месторождения становится не

укд е я и-еуу \/ Кангалаескнн 'д угольный разрез

Хапчагай;

Ш//А

<ОКердюген-

А+В+С,- Э 182,7 млн т

:кангалассы

Прогнозируемый объем добычи до 15-20 млн т

Кильдямцы

Тулагино у

Сырдах

Намцыр

ЖАТАЙ

Томтор|

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Маган

Автомобильные дороги федерального к территориального зпачепгия с усовершенствованных покрытия Лшишибнлышс дорши федерального

"1НЛЧСКИ1 С ТВфЛЫМ ИОКрЫТИСМ

Прочие дороги

Текгюр!

Проектируемая желешая да ¡юг а

Про;;ла1 ломая ж/д песка до Кангаласского ралреи ® I Грос ктирусн не ж.1 д станции I Г Моего ной переход череч р Лену ^^ (^уЗ Кипамсский угольный рэзреэ

ЯКУТСК

Мктора« - угла ГраЩЫ ртЙОЛОН нулусон Грвдкць г. Якутска

Владимирова

Хэптагай

менее актуальным и в начале нынешнего века на завершающем этапе строительства железной дороги Томмот — Якутск. Возрастание значимости вовлечения в хозяйственный оборот уникального по запасам и качеству угля Кангаласского месторождения обусловлено следующими региональными, национальными и геополитическими факторами.

Горно-геологические условия Кангаласского месторождения. Кангаласское месторождение энергетических углей, расположенное на левом берегу р. Лены, в 45 км от г. Якутска, является наиболее перспективным из множества месторождений крупнейшего в мире Ленского угольного бассейна

(см. рисунок). Прогнозные ресурсы месторождения оцениваются от 24 до 35 млрд т. Из них поисковыми геологоразведочными работами выявлены запасы в размере 5,2 млрд т.

Наиболее изучено резервное поле 1, которое разделяется на Западный участок с запасами по категории С1 — 2,27 млрд т и Восточный участок с запасами по категории А+В+С: — 825 млн т.

Угли выдержаны по качественным и технологическим показателям и относятся к зрелым бурым углям марки Б3.

В настоящее время разрабатываемые запасы Кангаласского разреза составляют 87,7 млн т, в том числе по категории А — 29,0; В — 37,7 и — 21

млн т. На месторождении

отвалы.

Кроме глин, как сопутствующее полезное сырье на Кангаласском

Размещение Кангаласского месторождения, разреза и железнодорожных путей

через р. Лену

выделено и разведано три рабочих угольных пласта: верхний мощностью 10— 12 м, нижний — 4,5—6,0м и рудничный — 2,9 м.

Угольные месторождения разделены глинистыми прослойками мощностью 2—3,1 м. Глины по морфологии каолиновые, тугоплавкие, высокоспе-кающиеся. Они пригодны для производства шамотных изделий. Их запасы на месторождении ориентировочно оцениваются в 430 млн м3, в том числе в контурах участков Западный и Восточный, соответственно — 372,0 и 58,0 млн м3. В контурах действующего разреза запасы глины оцениваются в 1,22 млн м3. В настоящее время этот ценный материал, пригодный для использования в строительстве, электроэнергетике, металлургии, производстве керамических изделий, медицине, в нефтеперерабатывающей промышленности, вывозится в

месторождении были выявлены «горелые» породы, образовавшиеся в результате естественного возгорания углей. Их прогнозные запасы определяются в 1 млн м3, в том числе по категории С: — в 173тыс. т. Результаты лабораторных анализов показали возможность использования «гореликов» при устройстве нижних одежд дорог, отсыпке оснований промышленных площадок, в строительстве — для изготовления стеновых блоков в качестве утеплителя и облегчения железобетонныхдомостроитель-ных конструкций.

Благоприятные горно-геологические условия горизонтального залегания мощных угольных пластов, сравнительно низкий коэффициент вскрыши от 1 до 3,5 м3/т и оптимальная рабочая мощность угольных пластов, достигающих от 6 до 11м, обусловливают применение менее затратного и более производительного открытого способа добычи почти до 90 % всех запасов.

Относительно низкая зольность (12—14%) и сравнительно высокая теплотворная способность (27,4—28,4 МДж/кг) углей свидетельствуют о высокой ценности и возможности использовать их как высококалорийное энергетическое топливо. Это подтвердилось также многолетней практикой использования в тепловых электростанциях, коммунальных котельных и домашних печах в районах Республики Саха (Якутия) (РС (Я)). Итак, благоприятные горно-геологические условия и огромные запасы угля Кангаласского месторождения позволяют организовать их добычу до 15 и более млн т в год.

Современная производственно-социальная инфраструктура. Кангаласский угольный разрез является одним из пионеров угольной промышленности РС (Я). Благодаря добыче углей именно этого разрезав 1930-е гг. здесь более быстро начали развиваться электроэнергетика, речное пароходство, горнодобывающая промышленность. В общем плане Кангаласский угольный разрез стал базой развития промышленности в Центральной Якутии. В середине 1980-хгг. фактическая добыча угля в разрезе была доведена до 700 тыс. т в год при самой низкой себестоимости (4 руб. /т) по сравнению со всеми угледобывающими предприятиями не только республики, но и Сибири и Дальнего Востока. Для сравнения, на данный период себестоимость 1 т угля в Магаданской области составляет около 13 руб. /т, в Сахалинской области — 27,35, в Приморском крае — 9,62 руб. /т [3]. С учетом строительства железной дороги до Центральной Якутии предполагалось его проектную мощность довести до

1,2 млн т в год. При этом планировалось кратное увеличение месячной производительности труда рабочих (1 000—1 050 т), снижение эксплуатационных затрат на 30—45 %. Достижение таких высоких технико-экономических показателей позволяло бы организовать эффективный вывоз углей к потребителям Дальнего Востока.

Кангаласский угольный разрез отличается не только производственно-сырьевым потенциалом, но и более развитой социальной инфраструктурой. Здесь создан рабочий поселок городского типа, в большей части с благоустроенными домами из кирпича, подсоединенными к центральному отоплению и водоснабжению. Электроснабжение поселка осуществляется от системы ОАО «Якутскэнерго». Функционируют объекты коммунально-бытового хозяйства, торговли, социальной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения и т.д. В поселке в настоящее время проживают около 2 000 чел.

Кроме того, по своему географическому положению поселок Кангалассы расположен в центре развитого Центрально-Якутского района с устойчивыми транспортными связями. Здесь круглогодично функционирует автомобильная магистраль с асфальтовым покрытием. В летнее время за весь навигационный период работает речной транспорт.

Такое перспективное производственное предприятие, как «Кангаласский разрез», остается в полной мере невостребованным из-за ограниченности внутриреспубликанского рынка энергетических углей и отсутствия железной дороги для вывоза угля за пределы республики.

Многоплановая направленность использования кангаласскихуглей. Эффективность формирования и развития крупного угледобывающего производства на Кангаласском месторождении не может ограничиваться только оценкой потребления угля на внутреннем рынке. Здесь должны быть рассмотрены и обобщены все возможные варианты комплексного использования зрелых бурых углей марки Б3, какими являются угли данного месторождения, а также вскрышных пород.

Во-первых, кангаласские угли наиболее эффективно могут быть использованы в качестве сырьевой базы производства угольного брикета. По исследованиям, ранее проведенным ИРЭС, было выявлено, что угольные брикеты наиболее эффективно можно использовать взамен угля и дровяного топлива в северных и некоторых центральных улусах, имеющих более сложную транспортную схему. Следует

отметить, что в процессе экономического анализа было выявлено, что транспортные затраты на дальние перевозки брикетов компенсировались за счет их высокой транспортабельности, теплотворной способности, эффективности и универсальности их использования в любых отопительных печах от бытовыхдо универсальных котельных [4].

Благоприятные технологические, технические и экономические факторы использования угольных брикетов взамен дровяного топлива, угля и, в некоторых случаях, дизельного топлива в населенных пунктах, расположенных вдали от энергоресурсных центров, дают возможность обосновать строительство брикетной фабрики проектной мощностью до 500 тыс. т брикетов в год. Между тем при наличии межрегионального и международного рынка сбыта продукции и создании крупного разреза по добыче угля проектную мощность вполне возможно довес-тидо 1,0—1,5 млнт.

Экономические обоснования эффективности использования угольных брикетов из углей Канга-ласского месторождения ИРЭС были разработаны еще в конце 1970-х — начале 1990-хгг. и результаты были опубликованы в нескольких изданиях [3,4, 5].

Во-вторых, наиболее важным направлением комплексного использования углей является гидрогенизация, или получение синтетической нефти. В последнее время проблема переработки угля в жидкое топливо интенсивно разрабатывается в США, атакже в Великобритании, Японии и других странах со значительными разведанными запасами дешевых углей и сланцев. В Китае в 2008 г. был построен первый завод по производству синтетического жидкого топлива (СЖТ). Мощность первой очере-дидо 1,2млнтвгод, второй —до 12млнт. На разных стадиях проработки находятся восемь проектов по строительству заводов по сжижению угля. Из них три проекта производственной мощностью по 4 млн т в год будут завершены не позднее 2011 г.

Строительство еще нескольких новых заводов с общей мощностью до 30 млн т в год планируется к 2015 г. При этом потребуется переработка порядка 100 млн т энергетического угля [6]. По расчетам американских специалистов, моторное топливо, получаемое из 1 т угля, может принести до 210 долл. дохода.

В свое время углеперерабатывающие установки проходили промышленное испытание на бурых углях Канско-Ачинского бассейна. Опытные исследования показали, что более высоким выходом и самыми низкими затратами на производство 1 т

жидкого топлива, по сравнению с другими твердыми топливами, характеризуются бурые угли с невысокой стадией метаморфизма, какими являются угли Кангаласского месторождения. Из органической части этих углей, которая составляет 85—93 % их массы, получается около 90 % жидких продуктов [13,9].

Эффективность получения жидкого топлива из углей Кангаласского месторождения подтверждают также результаты, полученные в бизнес-плане «Производство из бурого угля метилового эфира муравьиной кислоты, как химического компонента, повышающего октановое число автомобильного бензина» [11, 10].

Об обоснованности приведенных данных свидетельствует тот факт, что в разработке принимали участие такие авторитетные в российской науке учреждения, как аналитическая лаборатория углеводородов и высокомолекулярных соединений нефти Института химии нефти СО РАН (г. Томск), лаборатория технологии переработки бурого угля ООО «ЗИТ» (г. Красноярск) и лаборатория технологии переработки бурого угля ЗАО СТК «Цеосит» (г. Новосибирск).

Проект по синтезу бурых углей Кангаласского месторождения по технологии «Цеосит», на взгляд авторов, является одним из ключевых мероприятий региональной инновационной политики для производства высоколиквидных комплексных химических продукций, таких как метилформиат, который используется в качестве заменителя дизельного топлива, с высоким цетановым числом и компонента для получения высокооктанового бензина, способного заменить продукции жидкого топлива из нефти; формиат натрия, применяемого в повышении прочности бетона в зимних условиях, метанола, как химического сырья, используемого в производстве высокоценных химических продукций.

В-третьих, в производстве строительных материалов, различных керамических, фарфоровых изделий, в металлургии, электроэнергетике и т.д. могут быть использованы высококачественные глины (каолин), добываемые в процессе вскрышных работ.

Конъюнктура международного рынка энергетических углей. Общеизвестно, что среди наиболее перспективных направлений реализации схемы «торговля плюс инвестиции» является производство и экспорт энергоресурсов российским соседям по восточному региону. По существующим прогнозам, рост потребления энергии в странах Восточной Азии должен увеличиваться в течение ближайших

двухдесятилетий примерно на 15—25 %. При этом объем внутреннего производства энергии в этих странах будет по-прежнему отставать от их быстро растущих потребностей, что вынуждает их увеличивать импорт энергоносителей в значительных объемах. В существующей ситуации для азиатских стран возникает проблема выбора надежного в экономическом и геополитическом плане выгодного партнера, способствующего решению импорта энергетических ресурсов, в частности угольных. В этом плане для стран Тихоокеанского региона большой интерес представляют богатые топливно-энергетическими ресурсами регионы Дальнего Востока России, в том числе и Республика Саха (Якутия). С другой стороны, Российская Федерация в своей Экономической стратегии восточные регионы страны рассматривает в качестве ключевых зон в развитии интеграции в экономике азиатских стран. В частности, перед Республикой Саха (Якутия) ставятся стратегические задачи по развитию интеграционных отношений на базе эффективного освоения и использования не только богатейших углеводородных ресурсов, но и энергетических углей. Успешное решение данной задачи обусловлено, прежде всего, наличием благоприятных конъюнктурных предпосылок, существующих в крупнейших странах АТР.

По данным международных аналитиков, в Китае в ближайшей перспективе ожидается интенсивный рост импорта угольных и углеводородных ресурсов. На долю США и Китая приходится чуть более половины мирового потребления угля. В последние годы, несмотря на интенсивный рост добычи доЗ,Э млрд т в год, спрос на уголь в Китае вырос на46 % [12]. При этом импорт угля в Китай в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 30,9 % и составил порядка 165 млн т [6].

В настоящее время большая часть электроэнергии в Китае вырабатывается из угля, импортируемого в основном из Австралии. Однако монополия импортного рынка одним государством не может удовлетворить растущие потребности китайской энергетики. Кроме того, на рынке австралийских углей характерным становятся периодически происходящие серьезные осложнения в результате крупных наводнений. Так, например, по данным агентства «Финнам Инфо», в 2010 г. в результате наводнения была смыта большая часть угольных шахт. Это обстоятельство отрицательно повлияло на поставку энергетического угля из страны в Китай, соответственно выросли экспортные цены на уголь от89до 120 долл. /т.

В целях либерализации и поддержания безопасности рынка угля китайская экономика стала усиленно поддерживать развитие торговли углем с Российской Федерацией. Как сообщает Минэнерго России, в последние два года объем поставки угля в Китай увеличились практически в 16 раз, или от 760тыс. т до 12,0 млн т, что позволило России выйти на ведущие позиции среди группы стран по экспорту угля в Китай [7].

Причина столь высокой заинтересованности КНР в российском угле, на взгляд авторов, заключается не только в либерализации угольного рынка, но и сравнительно недорогой логистике российского рынка, а также конкурентоспособности импортируемых углей из России. С учетом импорта угля Китай потребляет в среднем 3,44 млрд т рядового угля в год. В перспективе китайский импорт энергетического угля будет иметь реальную тенденцию дальнейшего роста, причем широкомасштабного, в силу следующих причин:

• продолжающегося роста спроса со стороны энергоемких отраслей, а именно электроэнергетики страны;

• планового сокращения высокозатратных и нерентабельных малых компаний, доля которых в общем объеме добычи углей в Китае составляет порядка40%;

• менее затратных местных энергетических углей на производство жидкого топлива и их замещение углями, импортируемыми из других стран.

Островная страна Япония с весьма ограниченными собственными энергетическими ресурсами является одним из крупнейших потребителей угля после таких стран, как Китай, Индия, США, Россия, Германия и ЮАР. Базовые отрасли экономики Японии импортируют практически весь потребляемый уголь — около 150 млн т в год. В настоящее время 49 % угля используется для производства кокса и углеродного дутья в доменные печи, 43 — в электроэнергетике и 8 % — в цементной, целлюлоз-но-бумажной и химической отраслях промышленности. В 2009 г. спрос на уголь в Японии увеличился на 7,1 % [12]. Предполагается, что тенденция роста в перспективе, по мере ввода новых мощностей электростанций, будет сохраняться. Основным поставщиком угля в Японию является Австралия. После трагических событий, связанных с аварией на Фукусимской атомной станции, можно предполагать, что энергетическая стратегия Японии в перспективе в большей степени будет ориентирована на развитие тепловых электростанций на твердом

топливе, т. е. компенсировать потери в ядерной энергетике за счет теплоэнергетики. Тем более, что она имеет достаточно апробированный опыт комплексного использования угольных ресурсов для создания менее опасной и не менее эффективной энергетики. Подтверждением этого является то, что до 2004 г. электроэнергетический потенциал Японии более интенсивно и достаточно успешно развивался за счет введения все новых мощностей, работающих на угле. Так, за период 2001—2004 гг. в Японии весьма успешно были построены новые угольные электростанции суммарной мощностью 8 700 МВт [14].

По мнению генерального директора «ШГОЬте-Анапитика» М. Бурмистрова, на сегодняшний день дополнительная потребность Японии в энергетическом угле составляет порядка 4,5—6,0 млн т в год, при этом он не исключает возможности покрытия этой части дополнительных поставок за счет российских углей [8]. А если учитывать объем сегодняшней потери мощностей в энергетическом секторе (9,7 ГВт), а также существующие предположения, что авария на АЭС Фукусима может поставить под сомнение развитие атомной энергетики в стране, то в ближайшей перспективе произойдет удвоение дефицитного объема углей в электроэнергетике Японии.

В плане реализации развития традиционной энергетики в Японии в качестве выгодного региона с точки зрения экспорта энергетического угля специалисты правильно считают Якутию [1]. Основными факторами, подтверждающими реальность такой оценки, являются:

• возникшие сложности в угольной отрасли Австралии в связи с крупнейшим наводнением, вызвавшим сокращение объема экспорта угля в два и более раза;

• превращение Китая из нетто-экспортера угля в нетто-импортера в результате превышения темпа внутреннего потребления угля, темпа его производства;

• наличие реальной возможности дальнейшего развития экспортно-импортных связей между Японией и Республикой Саха (Якутия), опираясь на опыт партнерства, установившегося еще с середины 1980-хгг. с началом создания угольного комплекса в Южной Якутии;

• необходимость компенсации потери в ядерной энергетике засчеттеплоэнергетики, что значительно повысит объем импорта энергетических углей;

• корректировка топливно-энергетического баланса с учетом преимущественного развития

традиционной энергетики, ориентированной на угольные и углеводородные ресурсы, стабилизации и даже постепенного сокращения существующих мощностей ядерной энергетики. Для подтверждения реальности осуществления идеи об экспортном варианте крупномасштабного промышленного освоения Кангаласского буроу-гольного месторождения можно напомнить Программу углубления сотрудничества между Россией и Японией, подписанной В. В. Путиным в сентябре 2000 г., где топливно-энергетический комплекс (ТЭК) рассматривался как один из основных направлений экономической интеграции.

Таким образом, существующие благоприятные факторы и реальные предпосылки позволяют предполагать увеличение добычи угля Кангаласского месторождения до уровня 15—20 млн т в год для экспорта в Китай, Японию и другие страны АТР и строительство железной дороги до г. Якутска с мостовым переходом через р. Лену. Такой стратегический подход даст реальную возможность не только развивать угольный комплекс в Центральной Якутии с экспортной ориентацией, но и поддержать высокорентабельную работу железнодорожного транспорта.

Для этого, видимо, дополнительно потребуется заинтересовать потенциальных инвесторов в комплексном освоении и использовании углей Кангаласского месторождения, например, на основе концессионного договора. При этом нужно будет привлекать не только инвестиции, но и допустить участие Китая в строительстве и эксплуатации Кангаласского месторождения, моста через р. Лена, а также формировании производства синтетического топлива с учетом накопленного опыта Китая в области синтеза энергетических углей. Для подтверждения правильности нашего вывода можно привести высказывание председателя общества угольной промышленности Китая Цзян Чжиминь. Он предлагает буквально следующее: «... Китай заинтересован не только в покупке российского угля, мы готовы инвестировать в разработку месторождений, обмениваться технологиями по добыче полезных ископаемых. Здесь нам есть, что предложить России» [2].

С другой стороны, крупномасштабное освоение Кангаласского угольного месторождения весьма выгодно дополнит функциональные назначения строящейся железной дороги и уникального моста через р. Лену и позволит добиться почти кратного повышения экономической эффективности их строительства и эксплуатации. В отдаленной

перспективе при продолжении строительства железной дороги до Магадана появятся возможности углеснабжения северо-восточных промышленных районов не только PC (Я), но и центральных районов Магаданской области.

В заключение необходимо отметить, что в современных условиях международной конъюнктуры рынка энергетических ресурсов крупномасштабное и комплексное промышленное освоение бурых углей Кангаласского месторождения Центральной Якутии преимущественно для экспортных целей с привлечением иностранных инвестиций и технологий на основе концессионного договора является инновационной идеей. Ее осуществление потребует разработки и внедрения инновационных технологий добычи, переработки и комплексного использования бурых углей в качестве топлива для энергетики и сырья для промышленности. Следовательно, открывается еще новое направление инновационного развития экономики Республики Саха (Якутия).

Список литературы

1. Витков А. Местечковый уголь. Эксперт. № 12. 2006. 27 марта — 2 апреля. С. 110.

2. Деловой журнал про Китай «ChinaPRO» // URL: http // www.chinapro.ra/rabrics/5/2636.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Крупномасштабное освоение Кангаласского месторождения в связи со строительством АЯМ // авт.: Е. Г. Егоров, A.C. Матвеев, Э. И. Ефремов, П. Е. Алексеев, В. П. Григорьев. Якутск, 1987. 20 с.

4. Ефремов Э. И. Оценка объемов потребности в угольных брикетах и эффективность ее удовлетворения в районахЯкутской-Саха ССР. Препринт. Якутск: изд-воЯНЦ СОАНСССР, 1991. С. 13.

5. Ефремов Э. И. Оценка экономической эффективности освоения угольных ресурсов Якутии. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. С. 108-117.

6. Информационное агентство «Минпром» // URL: http//minprom.Ua/news/60459.html.

7. Информационное агентство РосБалт «Китай предоставит России кредит на добычу угля» // URL: http//www.rosbalt.ra/2010/08/31/767291. html.

8. Кричко A.A., Заманов C.B. и др. Жидкие продукты из угля. Химия твердого топлива. 1977. № 3. С. 145.

9. Михайлов Г. Е. Бизнес-план мини-завода по производству моторного топлива и электроэнергии из бурого угля Кангаласского разреза. Якутск, 2006. С. 23.

10. Новиков О. Н., Михайлов Г. Е. Бизнес-план «Производство из бурого угля метилового эфира муравьиной кислоты, как химический компонент, повышающий октановое число автомобильных бензинов. Иркутск», 2007. 39 с.

11. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. С. 36-37, 145.

12. Титов Т. А. , Яшин Т. Н. и др. Оценка качества углей как сырья для гидрогенизации. Химия твердого топлива. 1978.№5.С.30.

13. INFOLine // URL: http://www.infoline.spb.ru/ news/index.php?news=53026.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.