Научная статья на тему 'Обоснование эффективности профессионально-динамической системы саморазвития учителя'

Обоснование эффективности профессионально-динамической системы саморазвития учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА / УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / LEVEL OF IMPORTANCE / PERSONAL INDICATOR / PROFESSIONAL INDICATOR / FACTORIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калнинш Л. М.

В статье представлены разносторонние методы статистической проверки эффективности проектируемой профессионально-динамической системы саморазвития учителя, позволяющие выявить глубину и характер связей между личностными и профессиональными качествами педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование эффективности профессионально-динамической системы саморазвития учителя»

УДК 378, 371.132

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

Л.М.Калнинш

Благовещенский государственный педагогический университет, laima_k@mail.ru

В статье представлены разносторонние методы статистической проверки эффективности проектируемой профессионально-динамической системы саморазвития учителя, позволяющие выявить глубину и характер связей между личностными и профессиональными качествами педагога.

Ключевые слова: статистическая проверка, уровень значимости, личностный показатель, профессиональный показатель, факторный анализ

The article presents different statistical methods for analysis of the efficiency of a teacher dynamical professional-development system, which allow to find out the specific of the relations between the teacher's personal and professional qualities.

Keywords: statistical analysis, level of importance, personal indicator, professional indicator, factorial analysis

Анализ отечественного образования показал, что организация и функционирование профессионально-динамической системы саморазвития учителя (ПДССУ), положенная в основу информационнодидактического пространства [1,2], еще не стала массовой практикой в отечественной педагогике. Это послужило основанием для изучения эффективности моделируемой системы и специфики проявления показателей личностно-профессионального саморазвития при погружении учителей в единое информационно-дидактическое пространство.

Понятие эффект имеет несколько значений: действие, результат чего-либо; средство, прием для создания определенного впечатления [3]. Соответственно эффективный — дающий определенный эффект, действенный в своей области. Применительно к моделируемой ПДССУ действенность, результативность и целесообразность внедрения системы [4] может рассматриваться при обнаружении влияний системы на саморазвитие педагога.

В качестве личностных характеристик были выделены следующие: удовлетворенность работой (1), творческий потенциал (2), непрерывное саморазвитие (3), интеллигентность (4), непрерывный профессиональный рост (5) [5] — по каждому показателю проведено по три исследования с использованием различных диагностических методик [6], позволивших определить их средние значения и выполнить статистическую обработку.

Опираясь на современные требования к психо-лого-педагогическим исследованиям, нами использовались статистические методы. В основе всех используемых для диагностики личностных показателей изучаемого явления лежит процедура измерения, предусмотренная правилами построения интервальной шкалы [7].

На первом этапе экспериментальной работы была определена средняя по объему выборка испытуемых, включающая две несвязные группы: экспериментальная (35 человек) и контрольная (36 человек), каждая из которых представлена будущими учителями технологии и педагогами-практиками; проведено тестирование по пяти педагогическим показате-

лям. Выполнен анализ показателей на нормальность распределения с использованием стандартного статистического пакета «8Р88 V 13,0» на основе статистического критерия Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости р принимался на основе типовых расчетов, принятых в психолого-педагогических исследованиях:

0,01 < р < 0,05.

Проверка позволила убедиться, что все статистические данные личностных показателей попали в зону согласования с гипотезой о нормальном распределении [8].

Уделяя внимание эффективности проектируемой ПДССУ с точки зрения результативности деятельности педагога, считаем, что эффективность системы может быть проверена с помощью объективных количественных показателей, характеризующих освоение разнообразных видов профессиональной деятельности педагогов и качества ее выполнения в условиях погружения в проектируемую систему.

Сбор эмпирических данных среди 214 учителей Амурской области и их ранжирование позволил определить показатели результативности профессиональной деятельности, которые приняты нами в качестве педагогических критериев — профессиональных показателей: аутодиагностика (1), повышение квалификации (2), активность в профессиональной деятельности (3), методическая подготовка (4), научноисследовательская деятельность (5), распространение и обмен опытом (6).

Наши теоретические исследования позволяют представить результативность процесса саморазвития учителя как последовательное личностнопрофессиональное становление, развитие, а затем саморазвитие профессиональной деятельности, которое определяется четырьмя уровнями: информативным, техничным, мастерским и творческим [9]. Особенность анализа профессиональных показателей заключается в выборе типа шкалы — порядковой, позволяющей все признаки выборки расположить в таком порядке: от самого низкого информативного уровня до самого высокого уровня профессионального саморазвития — творческого [10].

Проверка на нормальность распределения указанных выше профессиональных показателей выявила, что в значениях показателей (4) и (6) контрольной группы отсутствует соответствие с гипотезой о нормальном распределении оценок. Исходя из научного опыта О.Ю.Ермолаева и Е.В.Сидоренко по проведению статистических исследований в области педагогики и психологии, был выбран непараметрический критерий (Ц) Вилкоксона — Манна — Уитни, свободный от распределения.

При том же уровне значимости р для проверки эффективности проектируемой системы были выдвинуты две статистические гипотезы: Н0 — об отсутствии изменений и Н\ — о выявлении различий лично -стных характеристик у педагогов контрольной и экспериментальной групп. Опираясь на материалы О. Ю.Ермолаева, используя статистические таблицы [И] с учетом количества испытуемых в выборках, определили критические значения:

ГЦкп = 486, р < 0,05,

Цкр = \ КР1 кр [ЦКр2 = 447, р < 0,01.

Тест Стьюдента (стандартного статистического пакета «8Р88 V 13,0») позволил вычислить эмпирические значения выбранного критерия по каждому из личностных и профессиональных показателей. В табл. 1 и 2 представлены величины сумм рангов Я, расчетные значения статистических критериев по каждому показателю Цзмп, позволяющие анализировать различия р между показателями в контрольной и экспериментальной группах.

Расчетные значения показателей Ц эмп(1),

Цэмп(2) , Цэмп(3) , Цэмп(5) попали в зону значим°СШ.

Полученные результаты убедили нас в необходимости отклонения нулевой гипотезы Н0.

Расчетное значение по четвертому личностному показателю — интеллигентность (Цэмп(4)) оказа-

лось в зоне неопределенности. Полученный итог свидетельствует о специфике этого показателя, который является интегральной характеристикой высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств педагога в единстве с высокой общей культурой. Достигнуть значительных изменений по такому показателю за время проведения эксперимента, на наш взгляд, является нереальным, но и отказываться от него ради «демонстрации» более эффективной работы — нецелесообразно, так как интеллигентность является важной личностной характеристикой современного учителя.

Таким образом, принимается альтернативная гипотеза, согласно которой организуемая профессионально-динамическая система статистически достоверно (на уровне значимости не ниже 5%) влияет на личностные характеристики учителя.

Анализ результатов по профессиональным показателям позволяет сделать вывод, что три из шести профессиональных показателей попали в зону значимости, среди них — повышение квалификации, научно-исследовательская работа педагога, распространение и обмен опытом. Они играют решающую роль в достижении высокого уровня личностнопрофессионального саморазвития учителя.

Показатель «методическая подготовка» оказался в зоне неопределенности, что свидетельствует о не столь выраженном его влиянии на саморазвитие учителя в сравнении с тремя вышеназванными профессиональными характеристиками. Этот результат характеризует слабое влияние системы на четырех респондентов из ста, что в условиях психологопедагогического эксперимента может считаться убедительным свидетельством в пользу профессионально-динамической системы.

Показатели «аутодиагностика» и «активность в профессиональной деятельности» находятся в зоне, соответствующей слабому влиянию системы.

Таблица 1

Результаты теста Стьюдента по анализу личностных показателей

Расчетные Личностные показатели

величины 1 2 3 4 5

Я, экспер.гр. 1696 1523,5 1514,5 1447,5 1560,5

Я, контр. гр. 859 1033,5 1042,5 1108,5 995,5

Ц эмп 194 366,5 375,5 442,5 329,5

р 0,000 0,002 0,003 0,028 0,001

Таблица 2

Результаты теста Стьюдента по анализу профессиональных показателей

Расчетные Профессиональные показатели

величины 1 2 3 4 5 6

Я, экспер.гр. 1328 1470 1358 1421 1469 1456,5

Я, контр. гр. 1228 1086 1198 1135 1087 1099,5

Ц эмп 562 420 532 469 421 433,5

Р 0,41 0,01 0,24 0,04 0,01 0,02

Итак, мы должны признать слабое влияние системы по двум из шести показателей при анализе на 5%-м уровне значимости; при увеличении уровня значимости (к примеру, до 10%) профессиональнодинамическая система оказывает устойчивое влияние на все профессиональные показатели.

Несмотря на то, что эффективность функционирования моделируемой системы на данном этапе можно считать доказанной, представим еще и результаты факторного анализа, позволяющего рассмотреть глубину связей и охарактеризовать согласованные изменения выделенных личностно-профессиональных показателей саморазвития учителя.

Материалом для факторного анализа служат не «сырые» экспериментальные данные, а корреляционные связи — коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (р), которые позволяют выявить согласованные изменения двух и более признаков [12]. Факторный анализ позволил исследовать квадратную корреляционную матрицу, состоящую из 11 показателей в столбцах и строчках. В табл.3 занесены результаты корреляционного анализа изменений двух признаков с приведением значения соответствующего уровня значимости р.

Мы видим, что между всеми профессиональными характеристиками личностно-профессионального саморазвития существует тесная взаимосвязь. Столь же тесная связь выявлена между двумя личностными характеристиками: непрерывным профессиональным ростом и творчеством учителя. Показатель интеллигентности учителя напрямую связан с его непрерывным саморазвитием. А вот связи личностного показателя удовлетворенности деятельностью со всеми профессиональными характеристиками имеют обратнопропорциональный характер, о чем свидетельствует знак «минус» в значениях коэффициентов корреляции. Это позволяет нам заключить, что именно неудовлетворенность своей деятельностью является фактором, побуждающим к освоению различных видов профессиональной деятельности, и служит импульсом для саморазвития при организации соответствующих условий.

Личностный показатель творчества учителя — творческий потенциал — в корреляционной матрице тоже показывает тесную связь практически со всеми профессиональными показателями, однако в отличие от предыдущего критерия все эти связи отражают прямые зависимости. Другими словами, чем больше

Таблица 3

Матрица корреляции двух признаков рэмп (верхний показатель) и соответствующих значений

уровня значимости р (нижний показатель)

Личностные показатели Профессиональные показатели

Удовл. Твор. НСР Инт. НПР Аут. ПК Акт. МП НИР Р.Оп

Личностные показатели £ 1,00

а о « Н -0,054 0,653 1,00

& К 0,374 0,001 0,243 0,041 1,00

Ё к 0,187 0,119 0,067 0,579 0,301 0,011 1,00

ё к 0,186 0,120 0,337 0,004 0,457 0,000 0,186 0,120 1,00

Профессиональные показатели .т -0,251 0,035 0,149 0,215 -0,259 0,029 -0,158 0,188 -0,204 0,088 1,00

« с -0,266 0,025 0,246 0,038 -0,157 0,192 -0,028 0,818 0,018 0,881 0,836 0,000 1,00

< -0,299 0,011 0,228 0,056 -0,187 0,118 -0,143 0,233 -0,108 0,371 0,860 0,000 0,818 0,000 1,00

§ -0,207 0,083 0,219 0,066 -0,098 0,418 0,014 0,906 -0,072 0,548 0,824 0,000 0,823 0,000 0,867 0,000 1,00

НИР -0,209 0,080 0,238 0,045 -0,061 0,615 -0,002 0,987 0,036 0,765 0,786 0,000 0,818 0,000 0,844 0,000 0,885 0,000 1,00

а О Рч -0,262 0,027 0,306 0,010 -0,087 0,468 -0,135 0,261 0,008 0,944 0,813 0,000 0,849 0,000 0,898 0,000 0,880 0,000 0,866 0,000 1,00

Таблица 4

Матрица трех извлеченных факторов «до» и «после» вращения

Показатели Факторы до вращения Факторы «после» вращения (варимакс)

1 2 3 1 2 3

Личностные Уд. -0,335 0,450 0,523 -0,193 0,742 -0,012

Твор 0,268 0,547 -0,574 0,217 -0,125 0,799

НСР -0,201 0,791 0,085 -0,105 0,612 0,537

Инт. -0,134 0,497 0,482 0,002 0,702 0,058

НПР -0,089 0,742 -0,338 -0,073 0,246 0,779

Профессиональные Аут. 0,910 -0,103 0,107 0,900 -0,165 -0,112

ПК 0,909 0,077 0,029 0,904 -0,107 0,075

Акт. 0,941 -0,029 0,026 0,924 -0,184 -0,002

МП 0,932 0,104 0,167 0,952 0,009 0,007

НИР 0,912 0,155 0,111 0,928 0,003 0,081

Р.Оп 0,941 0,116 -0,026 0,929 -0,129 0,141

возможности для творчества учителя, тем эффективней он осваивает уровни саморазвития и эффективней функционирует проектируемая система.

В результате факторного анализа было извлечено три компонента факторов, объединение которых объясняет около 80% дисперсии показателей исходной корреляционной матрицы. На основе использования компонентного анализа матрицы трех извлеченных компонент (табл.4), выполнили вращение извлеченных факторов на основе метода «вари-макс». Этот метод позволяет найти такое решение, когда каждая переменная матрицы корреляций является максимально нагруженной на какой-либо один фактор, а все остальные дают нагрузки близкие к нулю [13].

В одну из групп факторов, с которыми в значительной степени связана эффективность саморазвития педагога, вошли все шесть характеристик профессиональной деятельности, что свидетельствует об особой глубине связей выделенного фактора со всеми, без исключения, профессиональными характеристиками саморазвития учителя. Это дает нам основание определить его как профессионально-деятельностный фактор.

В следующую группу факторов вошли личностные характеристики, среди которых удовлетворенность профессиональной деятельностью, непрерывное саморазвитие и интеллигентность. Все представленные характеристики имеют прямую зависимость с личностно-профессиональным саморазвитием учителя, информативно раскрывают сущность культуры саморазвития.

В третью группу факторов проектируемой системы уверенно вошли такие взаимовлияющие, взаи-модетерминирующие личностные характеристики, как творческий потенциал и непрерывный профессиональный рост, послужившие основаниями для выведения следующего фактора — творческой включенности учителя.

Таким образом, проведенный разносторонний статистический анализ доказывает статистически значимое влияние проектируемой системы на саморазвитие учителя.

1. Калнинш Л.М. // Педагогическое образование и наука. 2008. №5. С.99-103.

2. Калнинш Л.М. // Человек и образование. 2009. №3. С.65-70.

3. Словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Пчелкина и др. 7-е изд., перераб. М.: Рус. яз., 1979. С.60.

4. Шлаен П.Я. К вопросу оценки эффективности систем «Человек — машина». Эргономика (принципы и рекомендации). М.: ВНИИТЭ, 1970. С.235-244.

5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. С.71-92.

6. Там же. С.532-587.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 15.

8. Там же. С.142-152.

9. Калнинш Л. М. Личностно-профессиональное становление будущего учителя (на основе народных традиций). Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. С.95-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 3-е изд., испр. М.: МПСИ: Флинта, 2004. С.3-11.

11. Сидоренко Е.В. Указ соч. С.315-346.

12. Ермолаев О.Ю. Указ соч. С.274.

13. Там же. С.283-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.