Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс России: восстановительный рост или инновационное развитие?'

Оборонно-промышленный комплекс России: восстановительный рост или инновационное развитие? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1112
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ / АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваев И.Е.

Решение проблем, с которыми столкнулись в настоящее время многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), требует перехода от восстановительного роста объемов производства военной и гражданской продукции к их устойчивому инновационному развитию. В статье рассмотрены методологические основы и инструментарий решения этой задачи, предназначенные для повышения эффективности деятельности предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс России: восстановительный рост или инновационное развитие?»

22 (112) - 2012

Вопросы экономики

УДК 338.24

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ИЛИ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ?*

И. Е. КАРАВАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, статс-секретарь - заместитель министра Е-mail: Ida @minprom. gov. ru Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Решение проблем, с которыми столкнулись в настоящее время многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), требует перехода от восстановительного роста объемов производства военной и гражданской продукции к их устойчивому инновационному развитию. В статье рассмотрены методологические основы и инструментарий решения этой задачи, предназначенные для повышения эффективности деятельности предприятий ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятие, восстановительный рост, анализ, методология, инструментарий.

Введение

В XXI в. наблюдается рост числа вооруженных конфликтов и масштабных актов международного терроризма, увеличение военных расходов, доля которых превысила 2,5 % мирового ВВП. Почти половина мировых военных расходов принадлежит США, а Россия по объему своего оборонного бюджета отодвинулась на пятое место, отставая от ведущих стран - членов НАТО и Китая. В то же время многие зарубежные политики все чаще высказываются о несправедливости мирового порядка, при котором Россия с ее менее чем 3 % населения

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проекты № 12-06-00052 и № 12-06-00209.

Земли обладает огромной территорией, а также почти третьей частью минеральных ресурсов и других природных богатств [4, 12].

Усиливается прагматическая направленность политики ведущих государств мира на защиту своих национальных интересов. Наблюдается динамичная трансформация системы международных отношений, вызванная острой борьбой за ресурсы и рынки сбыта, а также стремлением ряда стран усилить свое влияние на мировую политику за счет военно-силовых факторов. Ведущие мировые державы не исключают применения вооруженных сил для обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов, стремятся увеличить свою военную мощь, которая во многом определяется боеспособностью армии и флота, а также состоянием оборонно-промышленного комплекса страны.

Ретроспективный анализ развития нашей страны и мировой опыт свидетельствуют, что оборонная промышленность является не только фундаментом строительства вооруженных сил, но и служит катализатором процессов модернизации национальной экономики, ускорения процессов ее технологической диверсификации и структурной трансформации. Общее состояние и динамика развития оборонно-промышленного комплекса оказывают определяющее влияние на функционирование российской экономики. Уровень развития оборонных

отраслей определяет технологический прогресс по таким направлениям, как аэрокосмическая промышленность, судостроение, электроника, оптическое приборостроение, производство радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, сложной медицинской техники, высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса и др.

Поэтому развитие оборонно-промышленного комплекса является приоритетным направлением деятельности государства, способствующим повышению технологического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции, переориентации экономики страны от сырьевой модели к экономике, основанной на широком использовании новейших технологий и эффективных институтов создания и внедрения инноваций, так как инновационная активность предприятий ОПК в три раза выше, чем у предприятий других видов экономической деятельности [2, 13].

Рост или развитие?

В начале XXI в. (до кризиса 2008-2009 гг.) ОПК имел достаточно динамичные годовые темпы роста производства (5-9 %), в то время как в целом по российской экономике этот показатель составлял 4,5-5 %. Относительно стабильным являлся и ежегодный объем экспортных поставок вооружений и военной техники (ВВТ), равный 6,5-8 млрд долл. [4]. Однако анализ потенциальных возможностей ОПК и результатов его функционирования в это время свидетельствует о том, что в своей основе экономический рост ОПК в предкризисный период был по преимуществу восстановительным. Он заключался в выходе оборонно-промышленного комплекса из системного кризиса 1990-х гг., в результате которого возможности ОПК по созданию ВВТ сократились с 1991 г. до 16 % [12].

Восстановительный рост базировался не на коренной реструктуризации производственных мощностей предприятий ОПК, активном освоении новых технологий и видов продукции, а, в основном, на модификации старых образцов вооружений и военной техники, увеличении объемов их производства. Это тормозило рост конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса и производимой ими продукции.

Естественно, отдельные предприятия в указанный период вышли на траекторию инновационного развития, но в целом ОПК находился в стадии

экстенсивного экономического роста. Основными причинами отмеченного обстоятельства являлись:

- недостаточные объемы инвестиций, которые не позволили создать потенциала развития;

- дефицит квалифицированных кадров;

- отсутствие научно обоснованного и практически реализуемого механизма управления инновационным развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Эти причины были порождены резким сокращением затрат на оборону (особенно на создание ВВТ) в 1990-е гг. Если в период до 1991 г. разница в объеме этих расходов в СССР (РФ) и США была небольшой (в 1,5-2,5 раза), то к 1999 г. она увеличилась почти в 60 раз, что и породило системный кризис ОПК в конце XX века (см. таблицу).

Рост объемов финансирования национальной безопасности в начале XXI в. сыграл свою положительную роль. Он позволил ОПК в предкризисный период вновь стать лидером экономического роста отечественной экономики, значительно опережая его темпы в большинстве других секторов экономики. Однако основной объем финансовых средств в это время направлялся не на инновационное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, а на воспроизводство устаревших технологий (более 50 % российских технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений, либо утрачены, либо физически и морально устарели), а также образцов ВВТ, имеющих уже значительные сроки эксплуатации. Инновационное развитие ОПК в данный период сводилось в основном к модернизации устаревших образцов вооружений и военной техники при значительном использовании импортных комплектующих. Например, доля импортной радиоэлектроники в некоторых модернизированных образцах ВВТ достигла 70 % [9].

Недофинансирование оборонно-промышленного комплекса привело к тому, что уровень средней

Общие объемы финансирования национальной обороны в 1976-2011 гг., млрд долл. [4]

Период СССР (Россия) США Отношение

1976-1979* 62,3 104,25 1,5

1980-1984* 86,6 187,4 2,2

1985-1989* 108,1 284,8 2,6

1990 127,7 310 2,4

1999 4,7 274,6 58,4

2004-2011* « 15 « 400 « 28

* Расходы указаны в среднем за период.

заработной платы на предприятиях ОПК стал значительно ниже, чем в отраслях топливно-энергетического комплекса, банковско-финансовом секторе, сфере услуг и многих других видах деятельности. Это способствовало увольнению высококвалифицированных специалистов и резкому старению кадров на предприятиях ОПК (средний возраст работников ОПК в настоящее время составляет более 50 лет, а на некоторых предприятиях он приближается к пенсионному).

Отрицательную роль сыграло и отсутствие эффективного механизма стимулирования инновационного развития ОПК. Основным критерием при конкурсном размещении и закупках государственного оборонного заказа (ГОЗ) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является наименьшая цена заказа, что провоцирует производителей ВВТ к экономии за счет снижения качества создаваемой продукции и приводит к срывам сроков выполнения заказов, которые предприятиями, чтобы выиграть конкурс на этапе его проведения, минимизируются. Государственные инвестиции в развитие производственно-технологической базы ОПК были крайне недостаточны (от 18 до 30 % по разным предприятиям оборонно-промышленного комплекса), а механизм государственно-частного партнерства еще не получил широкого применения [8, 9].

Роль гражданского сектора ОПК, несмотря на его значительный удельный вес, сводилась не к развитию технологической базы оборонно-промышленного комплекса (как во многих высокоразвитых странах), а в основном к обеспечению финансовой устойчивости предприятий ОПК, так как трансфер высоких технологий между военным и гражданским секторами экономики был развит слабо. В результате конкурентоспособность значительной части создаваемой на предприятиях ОПК продукции гражданского назначения была ниже мировых стандартов (в общем экспорте продукции ОПК доля гражданской продукции составляла только 10-12 %) [11].

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. создал российской экономике новые серьезные социально-экономические проблемы и затормозил процесс восстановительного роста оборонно-промышленного комплекса. Уменьшение ВВП России в 2009 г. было наибольшим среди государств

«двадцатки» и составило 8,5 % (для сравнения: в США ВВП уменьшился в этом году только на 3 %, а в КНР он даже вырос на 6 %), а уровень инфляции - самым высоким. До кризиса Россия занимала седьмое место в мире по объему ВВП, а в 2009 г. по данному показателю она перешла на одиннадцатое место. В 2010 г. ухудшилась структура российской экономики, так как вследствие значительного падения объема производства отечественной обрабатывающей промышленности на 16 % снизилась ее доля в ВВП. По своей структуре российская промышленность после кризиса 2008-2009 гг. стала еще более сырьевой, соотношение сырьевых и обрабатывающих отраслей промышленности в результате кризиса стало 70,4 к 29,6 % (в 1990 г. это соотношение было 51,5 к 48,5 %) [5].

В оборонно-промышленном комплексе фактические объемы научно-технической, промышленной и инновационной продукции в период кризиса сократились. К настоящему времени основные фонды и технологии значительной части предприятий ОПК устарели. Замедлился темп модернизации и технического перевооружения предприятий. Ввиду накопившихся проблем оборонно-промышленный комплекс России в настоящее время развивается в основном экстенсивно [9].

Мировой финансово-экономический кризис ясно показал, что развитие ОПК возможно только на основе превращения его предприятий в эффективные, конкурентоспособные хозяйствующие субъекты. Это требует перехода от восстановительного роста оборонно-промышленного комплекса к его устойчивому инновационному развитию, так как восстановительный рост уже не соответствует задачам ОПК и целям военного строительства в 2012-2020 гг. Во-первых, ему присуща низкая эффективность производства. При росте государственного оборонного заказа в 2008-2010 гг. на 20 % прирост производства продукции военного назначения в этот период составил менее 9 % [10]. Во-вторых, структурно-технологическая и институциональная трансформация ОПК, которая осуществлялась в период его восстановительного роста, проводилась недостаточно системно как с точки зрения осуществления четкой и взвешенной научно-промышленной политики в целом, так и с точки зрения приведения потенциала ОПК в соответствие с перспективными запросами вооруженных сил новых образцов ВВТ, увязанными с конкретными целями и задачами военной реформы.

В результате наблюдается неподготовленность многих предприятий ОПК к производству перспективной инновационной продукции, новых образцов вооружений и военной техники. В то же время объемы финансирования в новой Государственной программе вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) увеличены почти в четыре раза по сравнению с предыдущей Государственной программой вооружений (ГПВ-2015), утвержденной пятью годами ранее. В ГПВ-2020 поставлены задачи инновационной модернизации предприятий ОПК и изменения облика вооруженных сил - создание армии, меньшей по численности, но вооруженной самыми современными образцами военной техники, что позволит эффективно решать стоящие перед ней задачи. На выполнение данных задач планируется выделение из бюджета более 19 трлн руб. Одной из основных задач ГПВ-2020 является увеличение к 2020 г. доли современных систем вооружения и образцов военной техники в войсках до 70 % (в настоящее время их доля составляет 10-30 %). Это чрезвычайно сложная и масштабная государственная задача, требующая от предприятий оборонно-промышленного комплекса выхода на совершенно новый уровень эффективности своей научно-производственной деятельности. Осуществить его без перехода на инновационное развитие ОПК невозможно, так как только для доведения состояния основных фондов предприятий ОПК до требуемого уровня, необходимо инвестировать ежегодно на эти цели около 140 млрд руб. [9].

Поэтому в настоящее время перед экономической наукой встала научная проблема на основе множества существующих теоретических положений разработать методологию и инструментарий управления устойчивым инновационным развитием предприятий ОПК, которые должны учитывать особенности экономического состояния России, возможности оборонно-промышленного комплекса и новые задачи военного строительства.

Сущность проблемы инновационного развития предприятий ОПК в современных условиях

Проблема инновационного развития становится все более важной для практики управления ОПК. Экономическая теория различает понятия роста и развития экономических систем. Развитие -это тесно взаимосвязанный процесс количествен-

ных и качественных преобразований, а рост - это изменение только количественных характеристик функционирования экономической системы. Количественные изменения характеризуют увеличение или уменьшение составных частей ОПК, рассматриваемого как экономическая система, и количественных показателей его функционирования. Качественные изменения представляют собой преобразования структуры ОПК, его функций, конкурентоспособности и эффективности деятельности. Движущей силой этих изменений являются противоречия, обусловленные отношениями ОПК с окружающей средой (потребностями и возможностями государства), и внутренние противоречия между его элементами.

Сущностью процесса управления развитием ОПК является последовательное внедрение мер, средств и методов, обеспечивающих повышение эффективности его деятельности на основе материализации научных достижений (инноваций), которые позволяют создавать улучшенные средства производства, новые технологические процессы, виды продукции и услуг, формы и методы организации производственного процесса. Для повышения научной обоснованности данного процесса управления необходимо применять законы развития, под которыми понимаются способы выражения устойчивых связей и отношений между объектами и явлениями. Законы развития характеризуют связи элементов экономической системы, определяют последовательность и скорость их изменений.

Для развивающейся экономической системы характерно снижение ее устойчивости, разрушение одной и создание другой системы. Поэтому процесс развития ОПК заключается в осуществлении определенной последовательности циклов эволюционного изменения его состояния со скачкообразными переходами на новый качественный уровень, означающий начало следующего цикла развития. В результате развития ОПК должно возникать его новое качественное состояние. В идеальном случае процесс развития ОПК должен заключаться в достижении им пика эффективности своей деятельности и переходе на новую кривую своего жизненного цикла. В действительности происходит нарушение данного идеального цикла, поскольку ОПК является открытой экономической системой и на него значительное влияние оказывает окружающая среда, определяющая цели и ограничения указанного развития.

Следовательно, развитие предприятий ОПК -это их способность, во-первых, к разработке и производству продукции, востребованной рынком (государством); во-вторых, к модернизации своей организационной и технологической структуры, обеспечивающей реализацию целей своего функционирования; в-третьих, к эффективному воспроизводству основных факторов производства - труда, капитала, знаний. Такое комплексное понимание развития предприятий ОПК основывается на совокупности объективных производственно-технологических, финансово-экономических и социальных характеристик их деятельности. Одни из этих характеристик определяют потенциал предприятий, другие - эффективность его использования. При системном подходе к анализу развития предприятий ОПК целесообразно оценивать также свойство его стационарности, которое отражает характер изменений (монотонное - немонотонное, цикличное - нецикличное и т. д.).

Одной из основных целей управления предприятиями ОПК является создание условий для их устойчивого развития. Понятие устойчивости относится к важнейшим характеристикам экономической динамики и рассматривается применительно к развитию всех субъектов хозяйствования. Устойчивость развития предприятий ОПК важна, в первую очередь, потому, что их потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития экономики страны, гарантом ее интенсивного роста, поддержания экономической независимости и безопасности страны.

В рыночных условиях предприятия ОПК - это экономические системы, в которых сочетаются процессы создания новой стоимости и воспроизводства капитала, а также осуществляются согласование интересов и установление норм взаимодействия различных экономических субъектов - производителей и потребителей, собственников и наемных работников. Тесное переплетение их интересов определяет специфику предприятий ОПК в современных условиях и цели их деятельности. В связи с этим анализ устойчивости развития предприятий ОПК имеет в настоящее время не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение, так как нарастание темпов изменений в оборонно-промышленном комплексе, его технологическая модернизация, создание интегрированных структур и другие преобразования приводят к возникновению новых рисков, которые оказывают существенное влияние на данную устойчивость.

Представление об ОПК как управляемой це-леориентированной системе предполагает наличие механизма его устойчивого развития, посредством которого она должна достигать своих целей при определенном состоянии внешней среды и учитывать ее возможные изменения. Основные управляющие воздействия в данном механизме являются реакцией на текущее состояние внутренней и внешней среды предприятий ОПК, а также на цели их развития. Поэтому они могут быть представлены как функции параметров этого развития.

Анализ работ различных авторов по рассматриваемой проблематике, а также процесса функционирования предприятий ОПК показывает, что ряд вопросов оценки устойчивости их развития исследованы недостаточно полно, а многие теоретические и практические аспекты рассматриваемой проблемы остались не решенными до настоящего времени. Поэтому возникла острая потребность в разработке научно обоснованных и практически реализуемых рекомендаций по оценке устойчивости развития предприятий ОПК в современных условиях. Сложность данной задачи определяется отсутствием единого методологического подхода к ее решению.

Так, например, понятие устойчивости развития предприятий ОПК определяется некоторыми авторами через их финансовое состояние, которое обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех обязательств предприятий перед работниками, другими организациями и государством. Однако ассоциация устойчивости развития предприятий оборонно-промышленного комплекса только с их финансовым состоянием представляется недостаточно обоснованной, поскольку даже при банкротстве предприятий их производственный потенциал может быть сохранен.

Согласно мнению других исследователей устойчивость развития предприятий ОПК определяется как характеристика уровня риска их деятельности с точки зрения ее сбалансированности. При этом данные авторы, как правило, увязывают оценку указанного риска также с финансово-экономическим положением предприятий, не рассматривая производственно-технологических параметров и динамики их развития.

Поэтому для решения рассматриваемой задачи целесообразно, с точки зрения автора, использовать системный подход, т. е. необходимо учитывать не только финансовые, но и иные факторы, влияющие

на экономическую устойчивость развития предприятий ОПК: экономические, производственные, социальные и др.

Инновационный процесс как основа инновационного развития ОПК

При анализе инновационного развития ОПК в настоящее время используются два основных понятия - инновационная деятельность и инновационный процесс, которые характеризуют его с разных позиций. Во-первых, с точки зрения содержания и цели, во-вторых, с позиции существования определенной последовательности этапов развития.

Сам инновационный процесс также может быть исследован с различных позиций. С одной стороны, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, а с другой - как временные этапы жизненного цикла нововведений от возникновения научных идей до их реализации в виде новых продуктов и услуг, реализуемых на рынке. Кроме того, его можно рассматривать и как процесс финансирования процесса разработки и реализации нового вида продукта или услуги.

С точки зрения автора, в наиболее обобщенном понимании инновационный процесс, осуществляемый предприятиями ОПК, целесообразно определить как совокупность трудовых процессов по созданию, распространению и применению продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной, удовлетворяющих определенные общественные потребности и нашедших рыночное применение.

Этапы инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, различаются по содержанию и результатам, им присущи определенная самостоятельность и автономность, а также наличие организационно-экономических особенностей, связанных с прогнозированием, планированием, финансированием и т. д. Поскольку дисфункция хотя бы одного из этих этапов ставит под угрозу результативность всего инновационного процесса, для эффективного его осуществления необходимо их интеграционное единство.

В современных исследованиях структуризация инновационного процесса осуществляется различными авторами по-разному. Проанализировав известные подходы к определению его структуры,

можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в определении количества этапов инновационного процесса и их названий, принципиальных различий между ними нет. Структуру инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, в общем виде можно представить в виде четырех основных этапов:

- фундаментальные научно-исследовательские

работы;

- прикладные научно-исследовательские работы;

- опытные и проектно-конструкторские работы;

- производство новой продукции и коммерциализация инноваций.

Основные этапы данного процесса и их характеристика представлены на рисунке [3].

На первом этапе инновационного процесса проводятся (используются) фундаментальные исследования, осуществляемые в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых специализированных институтах, лабораториях. На данном этапе финансирование инновационного процесса осуществляется, как правило, из государственного бюджета на безвозвратной основе.

Второй этап соответствует исследованиям прикладного характера, которые осуществляются в научных учреждениях ОПК и могут финансироваться как за счет бюджета (государственные научные программы или заказы на конкурсной основе), так и за счет заказчиков данных работ. На этом этапе не всегда гарантировано достижение желаемых целей, поскольку результаты прикладных исследований сложно предсказуемы и сопряжены с большой долей неопределенности. На этом этапе увеличиваются риски потери вложенных средств. Поэтому инвестиции в инновации носят рисковый характер и называются рискоинвестициями.

Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, проводимые на третьем этапе инновационного процесса, осуществляются как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий ОПК. При этом к источникам финансирования, характерным для предыдущего этапа, добавляются собственные средства предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Четвертый этап инновационного процесса соответствует созданию нового продукта (изделия) и его коммерциализации на рынке. Как правило, на

Научная и научно-техническая деятельность

Замедление роста

Объем продаж

Основные этапы инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК

Инвестиции Инновационный лаг

Коммерциализация инновации

Бюджетное финансирование

Рискоинвестиции

Этап 4

Инвестиции в производство

Жизненный цикл инновации

рубеже четвертого этапа и выхода на рынок новой продукции предприятиям ОПК требуются значительные инвестиции в производство для создания (или увеличения) производственных мощностей, подготовки персонала и решения других задач.

Период времени от зарождения научной идеи и создания новшества до его использования принято называть жизненным циклом инновации. По мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это объясняет важную особенность инновационного процесса, заключающуюся в том, что он не прерывается и после внедрения инновации.

Таким образом, инновационный процесс, осуществляемый предприятиями ОПК, можно определить как совокупность научно-технологических и организационных изменений, результатом которых является нововведение. Также можно считать, что он является процессом преобразования научного знания в инновацию. Главная цель инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, -концентрация ресурсов на направлениях, обеспечивающих ускорение их научно-технического развития с учетом получения и коммерциализации новшеств. Инновационный процесс с системной точки зрения обладает целостностью, структурой и динамизмом: он не является простой суммой элементов, а дифференцирован на разнообразные подсистемы и изменяется во времени. Этапы ин-

новационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, являются отдельными системами, которые состоят из множества частей, каждая из которых взаимодействует с другими частями, образуя единое целое. Все этапы инновационного процесса взаимозависимы, они согласуются с его целью и между собой. Следовательно, непрерывный инновационный процесс лежит в основе инновационного развития оборонно-промышленного комплекса.

Анализ влияния инновационного

развития предприятий ОПК на рост производства ими военной и гражданской продукции

Основой роста любой экономической системы является ее инновационное развитие. Результаты исследований многих авторов свидетельствуют о том, что в промышленно развитых странах в XX в. инновационное развитие обеспечивало около 80 % их экономического роста. Это во многом объясняется тем, что развитые страны расходовали существенную долю совокупного дохода на развитие новых продуктов и технологий. К примеру, во Франции и Великобритании расходы на инновационную деятельность, определяющие наукоемкость валового внутреннего продукта, составляют в среднем более 2 % ВВП, а в Германии, США и Японии - почти 3 % ВВП. В нашей стране наукоемкость ВВП сократилась с 3,67 % в 1990 г. до 0,9 % в 2010 г. [1].

7х"

17

В высокоразвитых странах созданы экономические механизмы использования инновационного развития, которые обеспечивают более высокую эффективность производства и более низкие транзакционные издержки по сравнению с менее развитыми странами на основе создания новых продуктов и технологий, а не поиска различных рент или перераспределения национального богатства (как это делается в России).

Инновационное развитие лежит в основе экономического механизма присвоения так называемой «технологической ренты», которая стала главным источником развития высокотехнологичных рынков в развитых государствах. Используя этот механизм, который предполагает монопольное владение новыми технологиями, высокоразвитые государства создали внешнее продолжение своих национальных экономик путем перераспределения ресурсов с рынков технологически отстающих стран в пользу своих национальных экономик. Например, США по оценке ряда экономистов, используя технологическую ренту, обеспечивают перераспределение с рынков других стран ресурсов, объем которых в 1,5 раза превышает масштабы их собственной национальной экономики [3].

Поэтому при переходе от восстановительного роста к инновационному развитию российского ОПК необходимо оценить влияние данного развития на рост производства военной и гражданской продукции. Единого мнения относительно оценки данного влияния не существует. Наиболее приемлемым для решения рассматриваемой задачи является, по мнению автора, подход, суть которого состоит в выделении из капитала К, используемого для создания продукции военного и гражданского назначения, части, направляемой на научно-техническое развитие предприятий ОПК. При этом производственная функция может быть представлена следующим образом: у = ^ (К, ЬЩЫ), (1)

где К - капитал; L - труд;

М - инвестиционная часть капитала, которая выделяется на научно-техническое (инновационное) развитие ОПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0(М) - возрастающая функция аргумента, характеризующая эффективность инвестиций в НИОКР (0 '(М) > 0).

В рамках данного подхода возникает задача выбора направления инвестирования (в производственный капитал либо научные исследования), а ее основная сложность состоит в определении функ-

ции 0(М), поскольку в разные периоды времени и в разных условиях равные инвестиции в НИОКР могут давать различные результаты.

Формула (1) позволяет исследовать в рамках производственной функции сущность инновационного развития ОПК. Более детализированные формулы, отражающие зависимость роста производства продукции, создаваемой предприятиями ОПК, от их инновационного развития, можно получить на базе моделей экономического роста. Согласно данному подходу экономический рост ОПК с учетом инновационного развития выражается производственной функцией У = У (К, Ь,Т), одним из аргументов которой является помимо традиционных факторов производства (капитал и труд К, L), еще и уровень развития технологии Т. Он определяет технологические параметры производства и зависит в свою очередь от уровня используемого в инновационном процессе научного знания S, т. е.

5 ^ Т (5) ^ У (Т).

Тогда динамика производственной функции может быть описана дифференциальным уравнением следующего вида:

• дУ ■ дУ ■ дУ ■ У = —К + —Ь + —Т. (2)

К Ь Т

В уравнении (2) первые два слагаемых соответствуют экстенсивным факторам роста производства (количественный рост аргументов К, L), а последнее слагаемое отражает рост производства, определяемый инновационным развитием предприятий ОПК на основе инновационного развития используемых ими технологий.

В условиях технического прогресса инновационное развитие характеризуется монотонным возрастанием производственной функции У = У (К, Ь, ^) и ему соответствует следующий закон ее изменения:

У (г) = Л(г )Уо (К, Ь), где А (0 - мультипликатор роста, который иногда

интерпретируется как мера роста инноваций.

При этом производственная функция являет-

дУ У

ся линейно однородной относительно Т: — = —

дТ Т

(возрастание уровня развития технологии в определенное число раз во столько же раз увеличивает рост производства продукции), и проблема изучения влияния инновационного развития на рост производства сводится к исследованию темпа прироста

Т

уровня используемых технологий —

Т

Используя понятие «промежуточного» технологического знания которое реализуется в виде изобретений, разработок, патентов, лицензий и т. д., можно утверждать, что данные знания обусловливают рост научно-технического потенциала ОПК, определяющего его инновационное развитие: 5 ^ 5т (5) ^ Т(5т).

Динамика прироста технологического уровня ОПК пропорциональна темпу прироста технологического знания с коэффициентом в, который учитывает долю внедренных новых технологий, поскольку рост уровня развития технологии Т определяется как возрастанием технологического знания Sт, так и непосредственной реализацией нововведений. Тогда

т =в

Т Бт

Значение коэффициента в может быть определено на основании статистических данных. Указанный коэффициент применим для отражения значимости роста научно-технического потенциала ОПК в достижении целей роста производства продукции военного и гражданского назначения.

Технологическое знание Бт и научное знание 5, определяющие создание и внедрение инноваций, растут по экспоненциальному закону. Следовательно, можно предположить, что темп роста первого пропорционален темпу роста второго:

5

(3)

5т 5

Отсюда:

т- = Ру 5

т 5

Зависимость (3) позволяет оценить роль инновационного развития в обеспечении роста производства военной и гражданской продукции, создаваемой предприятиями ОПК [3].

Инструментарий управления инновационным развитием ОПК

Предположим, что предприятия ОПК производят N продуктов (образцов ВВТ и товаров гражданского назначения), каждый из которых начал производиться в момент времени 7п и имеет свой жизненный цикл. Пусть они в году 7-1 производят п продуктов. Тогда можно ввести понятие годового валового продукта ОПК ПЭС и представить его в виде:

ЛС = Л- + П)_х + ...л-1.

Если допустить, что в момент 7 производство продукта Л0 (самого «старого» с точки зрения времени его производства) прекращается и появляется новый инновационный продукт, то верно следующее соотношение:

ЛЭС = Л- +аЛ3С +вЛ7ЭС, где а = а(7) - темп подготовки к производству нового инновационного продукта; в = в(0 - норма выбытия старого продукта в момент времени 7, в который происходит переход на производство нового инновационного продукта.

В связи с ограниченным жизненным циклом производимых продуктов, предприятия ОПК должны в определенные периоды времени менять структуру выпускаемой ими продукции, создавая новые инновационные продукты. Для этого им необходим инновационный потенциал ИП(7). Если ИП(7) > 0, то предприятия оборонно-промышленного комплекса инновационно развиваются, обновляя производство. При ИП(7) < 0 возникают проблемы адаптации производимой ими продукции к меняющимся потребностям рынка (государства). В этот период предприятия ОПК должны принимать меры по созданию и реализации нового продукта (технологии) рк, что требует, как правило, привлечения внешних инвестиционных ресурсов.

Инновационное развитие предприятий ОПК происходит в определенном диапазоне, границы которого задаются объемом финансовых ресурсов, потребляемых ими в единицу времени Д, и величиной отдачи на вложенные средства ОВС [7]. Нижняя граница данного диапазона определяется взаимосвязанными функциями ДН(7) и ОВСН(7), а верхняя - функциями ДВ(7) и ОВСВ(7). Границы диапазона выступают функциями и других базовых переменных, характеризующих инновационное развитие предприятий ОПК.

Будем считать, что потенциал прогнозируемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса инновационных изменений ИЛ задается величиной издержек Изд, требуемых для осуществления инновационного процесса:

ИП (7) = Изд(7) = ОВС (7). Тогда функцию инновационных изменений можно записать в виде:

ИЛ (7) = ОВС (7) = f (к, Р, С, Т), где к = е(Р,С,Т) - производство продукции предприятиями ОПК на одного занятого; Р(7) - функция, описывающая изменения человеческого капитала ОПК;

7х"

19

C(i) - функция изменения его основного капитала;

T(i) - технологическая функция. Развитие предприятий ОПК выражается в увеличении их производственных мощностей, росте прибыли, зарплаты сотрудников и т. д. Поэтому величина отдачи на вложенные средства будет равна

ОВС (0 = f [(Я, P, C,T), P, C T ] = р( X ,Y, I), где X - производственное множество, представляющее собой совокупность всех образцов выпускаемой ОПК продукции (товаров); Y - множество применимых ресурсов, доступных ОПК; I - время.

Исходя из изложенного, общий уровень инновационного развития ОПК можно представить в виде матрицы, элементами которой являются выражения основных показателей его инновационного потенциала. Тогда обобщенную модель оценки инновационного развития оборонно-промышленного комплекса можно представить в следующем виде:

УИР = f (ИП) ^ max, где УИР - общий уровень инновационного развития ОПК;

ИП - инновационный потенциал ОПК. В процессе управления инновационным развитием предприятий ОПК следует использовать показатели, обеспечивающие возможность его сравнительного анализа. Эти показатели включают состояние финансов, технологии и персонала в различные периоды развития предприятий [6].

Анализ инновационного развития ОПК, по мнению автора, целесообразно проводить с точки зрения оценки жизненных циклов продуктов и услуг ЖЦ, создаваемых его предприятиями. При этом следует учитывать, что согласно теории предельной полезности снижение цены продуктов является основным фактором изменения объемов спроса и предложения товара, а величина издержек производства в значительной мере определяется уровнем развития технологии, используемой при его производстве. При этом наименьший объем издержек на единицу продукции достигается при максимальном соответствии используемой технологии определенному производству.

Сравнивая реальные показатели, характеризующие общий уровень инновационного развития ОПК, и показатели, которые он мог бы получить с позиций жизненного цикла производимых им продуктов, можно выявить степень отклонения уровня

данного развития от его необходимого (возможного) уровня, т. е.

АУИР(АР, АУТР, АКУ) =

= УИР 'жц, (Р', УТР', КУ') - УИР( Р, УТР, КУ), где АУИР(АР, АУТР, АКУ) - отклонение уровня инновационного развития ОПК от соответствующих этапов ЖЦ производимой продукции в определенный период времени; АР, АУТР, АКУ - разницы изменения ресурсов, уровня технологии и качества управления предприятиями ОПК;

УИР 'ЖЦТ (Р', УТР', КУ') - уровень инновационного развития ОПК, соответствующий этапам ЖЦ создаваемой продукции; Р', УТР', КУ' - характеристика ресурсов, уровень используемой технологии, квалификация персонала, соответствующие данным стадиям ЖЦ производимой продукции; УИР(Р,УТР, КУ) - фактический общий уровень инновационного развития ОПК; Р, УТР, КУ - фактический общий объем ресурсов, уровень технологии и профессиональная квалификация управленческого персонала предприятий ОПК.

Достижение максимального приближения фактического общего уровня инновационного развития ОПК к ее абсолютному (оптимальному) уровню развития возможно в случае минимума данного отклонения. Тогда получим

АУИР(АР, АУТР, АКУ) =

= УИР'ЖЦТ(Р\У1Р',КУ') -УИР(Р,УТР,КУ) ^ 0, (4) или АУИР ^ 0. (16)

При этом инновационную модель развития ОПК можно выразить как систематическое соотнесение характеристик инновационной деятельности его предприятий с жизненными циклами производимой ими продукции, которые определяют ее новизну, т. е.

ИМ = ИМЖЦТ, где ИМ - инновационная модель развития ОПК; ИМЖцТ - систематическое соотнесение инновационной деятельности предприятий ОПК с жизненными циклами производимых ими продуктов и услуг, выражающееся в постоянном определении величины АУИР. Соотнесение инновационной деятельности предприятий ОПК с жизненными циклами производимой ими продукции должно происходить с учетом уровня отклонения, определяемого в соответствии с формулой (4) [3].

Следовательно, инновационную модель развития ОПК можно представить в виде следующей зависимости:

ИМ = АУИР (АУИР ^ 0).

Данная модель является одним из основных элементов инструментария управления инновационным развитием предприятий ОПК в современных условиях.

Заключение

Проведенный анализ производства продукции, создаваемой предприятиями ОПК, свидетельствует, что наиболее важные его характеристики (темпы роста, конкурентоспособность и др.) не соответствуют изменившимся целям их деятельности, определяемым новыми задачами военного строительства. В абсолютном большинстве предприятия российского ОПК отстают от своих зарубежных конкурентов по показателям технологического состояния производства и его экономической эффективности. Основные причины этого - разрушительное влияние на оборонно-промышленный комплекс реформ 1990-х гг. прошлого века, бессистемная и экономически не обоснованная конверсия ОПК, реализация на протяжении практически всей новейшей российской истории сырьевой модели развития национальной экономики, последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Провозглашенный руководством страны переход российской экономики на инновационный путь развития, а также задача создания современной армии, оснащенной новым вооружением и военной техникой, объективно требуют перехода ОПК от восстановительного роста к устойчивому инновационному развитию его предприятий и повышения эффективности их деятельности. Решение указанной важнейшей научно-практической задачи зависит, в первую очередь, от методологических основ и инструментария управления инновационным развитием данных предприятий в долгосрочном периоде. Их анализ показал, что действующим основам и инструментарию управления инновационным развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса присущи фрагментарность и некомплектность. Они базируются на различных, зачастую противоречащих друг другу, теориях. Предложенные методологические основы и инструментарий управления устойчивым инновационным развитием предприятий ОПК позволяют решить рассматри-

ваемую проблему и придать данному управлению системный характер для повышения обоснованности управленческих решений в важнейшей сфере государственного строительства.

Список литературы

1. АвдонинБ.Н., БатьковскийА.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. М.: Креативная экономика, 2010.

2. Авдонин Б. Н., Хрусталёв Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.

3. Батьковский А.М. Прогнозирование и моделирование инновационного развития экономических систем. М.: ОнтоПринт, 2011.

4. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

5. Гринберг Р., Болдырев Ю., Делягин М., Дмитриева О. По поводу правительственной антикризисной программы (размышления и оценки) // Российский экономический журнал. 2009. № 3, 4.

6. Караваев И. Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. М.: Минп-ромторг России, 2010.

7. Караваев И. Е. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности в ОПК РФ. Федеральный справочник «ОПК России». Т. 7. М.:, 2011.

8. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы повышения реализуемости планов развития продукции военного назначения // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 3.

9. Новости обороны. URL: http://www. defensenews. com.

10. ОвечкинаГ. В. Методология управления рисками инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. М.: ЦНИИ «Центр.

11. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира - http://www.sipri.org.

12. Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) - http://www. cia. gov.

13. Хрусталёв Е. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.