Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и решения'

Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE DEFENSE ORDER / NATIONAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катык Кирилл Владимирович, Крушенко Генрих Гаврилович

Содержится обзор современного состояния оборонно-промышленного комплекса России, составленный на основе публикаций в открытых источниках, его проблемы, а также приводятся наиболее распространенные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Катык Кирилл Владимирович, Крушенко Генрих Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND SOLUTION«

The article contains review of the modern state of the military-industrial complex of Russia, made up on the basis ofpublications in open sources, its problems, and provides with the most widespread variants of their solution.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и решения»

Достоинствами предложенной модели являются относительная простота, наглядность и небольшой набор входящих данных, что делает ее оптимальным инструментом на предварительном этапе анализа либо в условиях ограниченной информации.

Учет специфики обеспечения транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры для населения с производственной и стоимостной точек зрения, а также капитального характера большинства затрат связанных со строительством и содержанием инфраструктуры, требует выстраивания более сложных алгоритмов оптимизации.

Библиографические ссылки

1. Акбулатов Т. Э., Журавлев Ю. А. Оценка эффективности различных путей развития регионального авиатранспортного комплекса Российской Федерации // Научный вестник МГТУ ГА. М., 2012. № 181 (7). С. 5-11.

2. Акбулатов Т. Э. Концепция оптимизации социальной и транспортной инфраструктуры северных территорий // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2012. № 8. иКЬ: Шр:/Леопа-practica.ru/-8-2012/economics/akbulatov.pdf.

3. Акбулатов Т. Э. Алгоритм оптимизации социальной и транспортной инфраструктуры северных регионов // Вестник СибГАУ. 2012. Вып. № 3 (43). С. 136-139.

T. E. Akbulatov

CONCEPTUAL STATE EXPENDITURE GOVERNANCE MODEL FOR PUBLUIC SOCIAL SERVICES

The author presents the developed conceptual state expenditure governance model for public social services on the basis of equality of marginal costs for its maintenance and providing for its transport accessibility.

Keywords: infrastructure, social service, marginal costs, transport accessibility, subsidy.

© Акбулатов Т. Э., 2012

УДК 658(470)

К. В. Катык, Г. Г. Крушенко ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Содержится обзор современного состояния оборонно-промышленного комплекса России, составленный на основе публикаций в открытых источниках, его проблемы, а также приводятся наиболее распространенные варианты их решения.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, национальная оборона.

Современной России в «наследство» от Советского Союза досталась огромная машина обороннопромышленного комплекса (ОПК), в который входят около 1 338 предприятий [1]. Предприятия оборонной промышленности размещены во всех экономических районах России. Отечественный ОПК является резервом, позволяющим рассчитывать на сохранение нашей страной статуса независимой и суверенной индустриальной державы. Предприятия ОПК играют весомую роль и в техническом перевооружении многих важнейших отраслей российской экономики. Такие отрасли промышленности, как аэрокосмическое машиностроение, гражданский космос и судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники и промышленных взрывчатых веществ, практически полностью представлены предприятиями ОПК. К основным характеристикам оборонной промышленности могут быть отнесены мно-гопрофильность и наукоемкость изготавливаемой продукции, уникальность научно-производственной и испытательной базы, сложнейшая многоуровневая

кооперация специализированных производств на изготовление финишных изделий [2].

За годы экономических и политических реформ ОПК претерпевал различные изменения, но и сегодня он вызывает определенный трепет у наших стратегических противников. Однако вице-президент Коллегии военных экспертов РФ А. Владимиров считает, что нынешнее состояние ОПК России можно характеризовать как системный кризис, имеющий тенденцию к дальнейшему углублению. Основными причинами такого положения в ОПК, по мнению данного эксперта [3], являются:

- отсутствие четкой государственной политики в потребном объеме мобилизационных мощностей и безусловном выделении средств на их содержание;

- перманентное в последние 12 лет реформирование системы управления ОПК, что привело к серьезным кадровым потерям, нарушениям вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями, все возрастающему отставанию России от ведущих промышленно развитых стран в организации работ

по созданию современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ);

- невнятная инновационная политика, серьезный разрыв между наукой и производством, бедственное положение отраслевых НИИ;

- отсутствие обоснованной концепции в потребностях ОПК на ближайшую и долгосрочную перспективу;

- непродуманная политика приватизации ряда предприятий оборонки, приведшая к разрушению необходимых технологических связей при создании и производстве ВВСТ;

- самоустранение государства от эффективного контроля за ростом цен на сырье, энергоносители, транспортные перевозки, что приводит к удорожанию продукции военного назначения и понижению ее конкурентоспособности на международном рынке;

- отсутствие четкой системы учета интеллектуальной собственности, принадлежащей России, что ведет к ее «утечке» за рубеж;

- старение материально-технической базы научнопроизводственных структур и специалистов отрасли;

- низкий уровень заработной платы и отсутствие стимулов у молодежи для работы на предприятиях комплекса;

- ликвидация ряда организаций, занимающихся системным анализом развития отраслей ОПК.

Все вышеперечисленные проблемы - это результат многолетнего отсутствия внимания к проблемам ОПК в нашей стране.

В настоящее время Правительством РФ предпринимаются меры, которые должны вывести ОПК из затяжного кризиса. Так 7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал Указ «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», в соответствии с которыми, российские вооруженные силы к 2020 г. должны быть оснащены современными образцами ВВСТ на 70 %. Приоритетными направлениями станут развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих, а также развитие ВоенноМорского Флота, прежде всего в Арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке [4].

Обеспечить выполнение Указа Президента призван государственный оборонный заказ, главными отличиями которого в настоящее время являются следующие [5]:

- принята и реализуется новая Государственная программа вооружения, т. е. имеется четкий долгосрочный ориентир;

- существенно увеличен объем финансирования ГОЗ;

- развернуты масштабные работы по определению экономически обоснованных цен;

- начали заключаться долгосрочные, на 5 лет и более, контракты, в том числе по кредитной схеме;

- существенно сокращена номенклатура ГОЗ за счет обеспечения комплектности поставок и введения практики заключения крупных контрактов по сервисному обслуживанию;

- минимизировано количество разрабатываемой военной техники обеспечения, которая может быть заменена техникой народнохозяйственного (или двойного) назначения.

В целом официальные расходы на оборону в ближайшие три года планируется увеличить почти на 80 % и довести их долю в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 3,1 % в 2012 г. до 3,8 % в 2014 г. Если будут реализованы президентские указы от 7 мая 2012 г., то расходы на оборону в 2014 г. могут составить более 4,1 % от ВВП [6] (табл. 1, 2).

Отечественный ОПК является резервом, позволяющим рассчитывать на сохранение нашей страной статуса независимой и суверенной индустриальной державы. Предприятия ОПК играют весомую роль и в техническом перевооружении многих важнейших сфер российской экономики. Такие отрасли промышленности как авиационное машиностроение, гражданский космос и судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники и промышленных взрывчатых веществ практически полностью представлены предприятиями ОПК.

Глубокий инвестиционный кризис, поразивший российскую экономику, крайне тяжело отразился на ОПК, обострив социальную обстановку. В результате на предприятиях преобладает тяжелый моральнопсихологический климат. Значительная часть работников трудились семьями, что усложнило их положение. Все это явилось результатом отсутствия полноценной системы социальной защиты персонала сферы ВПК. Под влиянием дифференциации в оплате труда произошло межотраслевое перераспределение рабочей силы в пользу сырьевых отраслей экономики. Снижение объемов производства, падение инвестиционной активности в сфере ОПК привело к нестабильности количества и структуры рабочих мест. Напряжение на региональных рынках труда обернулось несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях структуре рабочих мест. Анализ данных о движении кадров в сфере ОПК в последние годы свидетельствует о наметившейся тенденции стабилизации в связи с мерами государственной поддержки предприятий ОПК, которые осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

Вместе с тем сегодня необходимо законодательство, направленное на восстановление стабильной системы воспроизводства кадров, обеспечения высококвалифицированной рабочей силой этой отрасли и существенного стимулирования труда.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что эффективность экономики определяется прежде всего результатами научно-технического прогресса и возможностью их использования в процессе производства.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» (млрд руб.)

Проекты на 2013-2014 гг.

Расходы 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Расходы по разделу «Национальная оборона», в том числе: 1 537,4 1 853,3 2 329,4 2 737,5

- оплата труда личного состава - 326,8 326,8 326,8

- оплата военных пенсий* - 251,9 251,9 251,9

- обеспечение постоянным и служебным жильем - 43,4 28,0 9,0

% к ВВП 2,88 3,1 3,6 3,8

% к расходам всего бюджета 13,9 14,6 17,0 18,8

ВВП - 58 683 64 803 72 493

Таблица 2

Возможные расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» с учетом новых указов

президента РФ от 7 мая 2012 года (млрд руб.)

Проекты на 2013-2014 гг.

Расходы 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Расходы по разделу «Национальная оборона», в том числе: 1 537,4 1 956,9 2 493 2 964,7

- оплата труда личного состава - 326,8 346,4 366

- оплата военных пенсий* - 251,9 272,1 292,3

- обеспечение постоянным и служебным жильем - 122 122 122

- доп. оплата 50 тыс. контрактников - 25 50 75

% к ВВП 2,88 3,3 3,8 4,1

% к расходам всего бюджета 13,9 15,5 18,2 20,3

* В Федеральном законе Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № З71-ФЗ оплата военных пенсий происходит по разделу «Пенсионное обеспечение» [7].

Отсюда и высокий уровень жизни населения, определяемый масштабами внедрения прорывных технологий в базовых отраслях экономики. Главным фактором успеха при этом являются кадры - научноинженерный потенциал, которым располагает страна, и степень эффективности его использования. Ориентация страны на закупку товаров и технологий может поддержать относительно стабильное экономическое положение в государстве только на небольшой срок.

Дополнительный импульс развитию ОПК могло бы придать и международное сотрудничество в научно-технической сфере и в области высоких технологий. Развитие и умелое использование сложившегося научно-технического и кадрового потенциала ВПК является гарантом стабилизации социального положения сотрудников, занятых в сфере ОПК [8].

Библиографические ссылки

1. Оборонно-промышленный комплекс в 2012 г. // Путь. РФ. иКЬ: Шр://путь.рфЛМшй~у/орк/2012.

2. О докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2011. № 6 (418). С. 86.

3. О некоторых региональных аспектах реформирования оборонно-промышленного комплекса // Ана-

литический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 31 (283). С. 13-24.

4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» // Портал «Президент России». URL: http://graph.document. kremlin. ru/page.aspx?1;1610873.

5. Формирование предложений Минобороны в проект Гособоронзаказа на 2012-2014 годы находится в завершающей стадии // Национальная оборона. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/ 2011/1107/18327630/detail.shtml.

6. Коновалов С. Бюджет цвета хаки // Независимая газета. 14.05.2012. URL: http://www.ng.ru/nvo/2012-05-14/1_budget.html.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012. год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/12/02/ budjet12-144-site-dok.html#comments.

8. О докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011. № 6 (418). C. 87-88.

K. V. Katyk, G. G. Krushenko

RUSSIAN DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND SOLUTION

The article contains review of the modern state of the military-industrial complex of Russia, made up on the basis ofpublications in open sources, its problems, and provides with the most widespread variants of their solution.

Keywords: defense-industrial complex, state defense order, national defense.

© KaTtrc K. B., KpymeHKO r. r., 2012

УДК 330.322.1

И. Р. Руйга, Д. Е. Кацик

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Представлена характеристика регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), проведен анализ реализуемых на территории округа проектов ГЧП, обозначены проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в регионах Сибири.

Ключевые слова: инвестиционная политика, механизмы активизации инвестиционной деятельности, государственно-частное партнерство.

Проблема привлечения инвестиций в отечественную экономику стоит весьма остро, а в экономику Сибирского федерального округа (СФО) - особенно. Обладая уникальным природно-ресурсным потенциалом, колоссальными рекреационными ресурсами, мощным промышленным и научно-образовательным потенциалом, Сибирский регион существенно уступает лидерам по показателям инвестиционной деятельности. По данным официальной статистики, Сибирский федеральный округ с 2008 по 2010 г. находится на пятом месте по показателю объема инвестиций в основной капитал и на шестой позиции по показателю инвестиций в основной капитал на душу населения (табл. 1).

В состав СФО входят 12 субъектов РФ: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский), 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская). За период с 2008 по 2010 г. безусловным лидером по объему привлеченных инвестиций в основной капитал является Красноярский край, доля которого в общем объеме инвестиций СФО составляет около 30 % (табл. 2). Данное обстоятельство вызвано реализацией на территории края целого ряда крупных инфраструктурных проектов - «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Расширение Олимпиадинского ГОКа по переработке первичных руд до 8 млн т в год», «Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе месторождения «Благодатное», «Освоение месторождений Юрубчено-Тохомской группы, включая

систему внешнего транспорта нефти», «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», «Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла в Емельяновском районе Красноярского края».

В тройку лидеров по привлеченным инвестициям в основной капитал кроме Красноярского края с существенным отставанием входят Кемеровская, Новосибирская (2008 г., 2010 г.) и Иркутская (2009 г.) области.

Каждый субъект СФО на сегодняшний день имеет достаточно развитое инвестиционное законодательство. Законодательная база в данной области представлена целым рядом нормативных правовых актов (НПА), определяющих правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории регионов. Анализ существующих НПА, регулирующих инвестиционную деятельность, позволил выделить следующие формы государственной поддержки:

- предоставление налоговых льгот и преференций;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- субсидирование и возможность совместной реализации проектов;

- передача имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в аренду на льготных условиях;

- предоставление государственных гарантий;

- выпуск облигационных займов;

- поддержка малого предпринимательства в форме выделения субсидий и грантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.