ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)
УДК 378
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© В.К. Власова, В.Г.Закирова
В статье обсуждается проблема обновления содержания педагогического образования в условиях социально-экономического и информационного развития общества. При этом акцент сделан на особенностях педагогического проектирования с опорой на информационную составляющую обновления содержания образования.
Ключевые слова: содержание образования, профессиональная подготовка учителя, педагогическое проектирование, информационная образовательная среда, потребности рынка труда.
Динамичное развитие современного общества и наукоемкого производства обусловливается обеспечением готовности специалиста к социально-экономическим переменам в обществе, требующим коренного обновления образовательной системы. В первую очередь это относится к педагогическому образованию, обеспечивающему кадровую основу для всей образовательной системы.
Характерной особенностью современного педагогического образования является ориентация на фундаментальную теоретическую подготовку в сочетании с самостоятельной исследовательской работой студентов, что обеспечивает достаточно высокую степень конкурентоспособности выпускников на рынке труда, профессиональную мобильность и готовность к инновациям [1].
Для вхождения в современное общество нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, включенных в философию непрерывного образования.
«Без высшего образования педагогов никакого развития быть не может, - отметил руководитель Департамента высшего образования ЮНЕСКО Марк Антонио Р.Диас. - Без него нельзя вести речь и о развитии образования вообще: именно высшая школа ответственна за подготовку учителей, разработку программ и проведение исследований в области образования. Университеты должны стать активными участниками решения актуальных, жгучих проблем современности: ликвидации нищеты, нетерпимости, жестокости, неграмотности, голода, сохранения окружающей среды» [Цит. по 2: 19].
На необходимость обновления содержания педагогического образования указывают три ос-
новных вектора развития современной образовательной системы. Первый вектор - это рамочные условия модернизации российской системы образования, включая разработку закона «Об образовании», реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Второй вектор -это изменение квалификационных характеристик педагога в процессе реализации новых стандартов и перехода к уровневой подготовке бакалавров и магистров образования, а также внедрения нового Порядка аттестации педагогических работников. Третий вектор - это изменение социального и профессионального заказа на подготовку специалистов в системе педагогического образования, который предполагает удовлетворение профессиональных образовательных потребностей педагогов и развитие содержания педагогического образования на основе мониторинга образовательных потребностей педагогов и потребностей рынка труда [3].
При пересечении этих трёх позиций мы выходим на проблематику обновления содержания современного образования в условиях информационного развития общества, направленного на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей педагога. Обновление содержания педагогического образования осуществляется путем его педагогического проектирования.
Специфика педагогического проектирования содержания образования в современных условиях детерминируется особенностями социальноэкономического и информационного развития общества, среди которых важнейшими являются стремительный рост, накопление и использование информации - новых знаний в различных сферах жизнедеятельности людей. Информация становится главным ресурсом развития общества, так как способствует не только переводу экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие
технологии производства и созданию условий научной организации управления всеми общественными процессами, но и формированию широких возможностей для творческой самореализации каждого отдельного человека [4].
Социально-экономическое и информационное развитие общества - это необходимый и естественный процесс становления постиндустриального общества. Согласно Д.Беллу, постиндустриальное общество именно тем и отличается, что в нем главным объектом человеческой деятельности становится информация, ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками. Таким образом, социально-экономическое и информационное развитие общества определяется не столько тем, что имеет место ускоренный рост знания во всех областях человеческой жизнедеятельности, сколько главным образом тем, что возросла коммуникация - взаимодействие людей на основе циркуляции этих знаний и появившейся возможности достаточно быстро (простым нажатием кнопки компьютера) их получить.
Будучи важнейшим институтом социализации, образование направляет спрессованный значимый опыт развития человечества на его усвоение людьми посредством обучения и воспитания, для того чтобы не только сократить, но и должным образом организовать сам процесс социализации человека. Образование как бы избавляет человека от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Оно неизменно направлено и на совершенствование социально-экономического и информационного развития общества.
Содержание образования инициирует когнитивную среду и распределяет информацию по профилям подготовки. Образование поддерживает способ получения, обработки и распределения информации в обществе. Поэтому потребность и возможность получения человеком новых знаний способствуют расширению возможностей выбора его действий, а следовательно, и появлению необходимости педагогического проектирования нового содержания образования и эффективного осуществления на этой основе различных видов деятельности человека в обществе.
Конкуренция на рынке труда ставит перед педагогическими вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного направления и качества подготовки.
Образовательная политика педагогического вуза в этих условиях должна быть направлена на подготовку педагогов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными
возможностями своего образования и личностно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.
Характерная особенность системы знаний для подготовки педагога заключается в прочном мировоззренческом фундаменте знаний, широте междисциплинарных системно-интегративных
знаний о природе, обществе, мышлении, а также высоком уровне общепрофессиональных и специально-профессиональных знаний, обеспечивающих деятельность в проблемных ситуациях и позволяющих повысить творческий потенциал педагогического образования.
Базисом педагогического образования сегодня должны становиться практические формы деятельности, высокий уровень методологического знания, владение методами познания. Все это ставит задачу необходимости включения в требования к содержанию и уровню подготовки педагогов вопросов формирования методологической культуры, включающей методы познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Проектируя систему методов как одну из составляющих образовательного стандарта важно задать также степень овладения методом. Степень овладения методом целесообразно дифференцировать на два класса, обеспечивающих репродуктивную (получение ожидаемого результата известными средствами) и продуктивную (постановку новых целей и создание соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств) деятельности.
Социально-экономическое и информационное развитие общества влияет на развитие системы образования, требует «подгонки» ее к условиям и процессам его динамики. Прежде всего необходимо иметь в виду, что знания в информационном обществе гораздо быстрее, чем это было прежде, физически и морально стареют. Естественно, что система образования, чтобы не отстать в своем развитии от научного и технического прогресса, должна очень быстро находить информацию и вводить ее в процесс обучения, а поэтому вынуждена сама тщательно регулировать информационные потоки, классифицировать и постоянно верифицировать поступающую информацию. Тем не менее информация представляет собой очень большой массив знаний и по объему и по качеству.
Несомненно, что этот большой объем поступающих знаний требует постоянного пересмотра содержания образования, просеивания устаревшего знания с целью включения в него необходимых новых или уточненных знаний. Если раньше учебные планы и программы могли де-
сятками лет не меняться, то сейчас их пересмотр необходим едва ли не каждый учебный год. Сложившаяся и апробированная повсюду в мире система линейного обучения (совокупность последовательных и взаимодополняющих друг друга учебных курсов), которая строится на накоплении знания, с трудом справляется с ее очень быстрым обрастанием все новыми и новыми элементами содержания.
Современное общество в процессе социально-экономического и информационного развития вынуждает менять эту линейную схему системного (универсального) образования.
Во-первых, современное общество отрицает универсализм и энциклопедизм образования на всех его уровнях, поскольку объем накопленных к сегодняшнему дню знаний настолько огромен, что невозможность освоения его каждым отдельным человеком становится очевидной.
Во-вторых, современное общество способствует появлению множества самых разнообразных школ разного уровня и направлений обучения, что приводит к определенной диверсификации образования. Образование хотя и остается массовым по числу людей, которые его получают, но перестает быть однотипным не только по уровню и качеству получаемых знаний, но и по его содержанию даже в рамках подготовки выпускников по одному и тому же направлению. Кроме того, получение полноценного и качественного образования становится все более элитарным и штучным процессом.
В-третьих, в силу очень быстрого прироста знаний и ускоренного процесса их интеграции и дифференциации система образования вынуждена постоянно подвергать конденсации содержание всех предметов и тем учебных курсов, что-то отбрасывая, а что-то в них преобразуя. Такая конденсация осуществляется за счет последовательной ориентации образования на профессионализацию и узкую специализацию. Хотя общая линейная схема обучения и остается, но в ней постоянно осуществляется дифференциация учебных курсов на общие (основные и вспомогательные) и специальные, а самих тем в рамках этих курсов - на главные, менее важные, второстепенные. Это обстоятельство ведет к тому, что обучающиеся специализируются не по наукам, а по достаточно узким проблемам.
В традиционной педагогике содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы» [Цит. по 5: 184].
По мнению В.С.Леднева, «содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность» [Цит. по 5: 184]. По мнению Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровс-кого, «подлежащее усвоению обучающимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения» [Цит. по 5: 184].
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Развитие характерных для включения в социально-ценную деятельность свойств личности -цель современного педагогического образования. Отношение к знаниям при этом обеспечивает развитие всех сторон личности.
Главная социальная функция образования -передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. Поэтому практический опыт является основой обновления содержания образования: это и добытые обществом знания, и применение известных способов деятельности.
Обновление содержания педагогического образования опирается на принципы структурирования содержания образования, предложенные В. С. Ледневым:
- двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему. Это означает, что в каждом акте педагогического взаимодействия задействованы все компоненты содержания образования - совершенствуется опыт личности, развиваются ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные процессы). В то же время всегда может быть организована специальная работа по освоению одного из компонентов содержания образования;
- функциональной полноты содержания образования. Принцип вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным;
- дифференциации и интеграции компонентов содержания образования. Он проявляется, с одной стороны, в дроблении (дифференциации) учебных дисциплин, а с другой - в объединении
(интеграции) в рамках одного учебного предмета знаний из смежных областей;
- преемственности содержания уровней образования: полного среднего, профессионального высшего образования [Цит. по 5: 187].
Круг субъектов проектирования содержания образования определяется заинтересованными лицами (учреждениями), носителями образовательных потребностей или социальным заказом на определенный уровень образованности. В этот круг могут входить ученые, методисты, администрация, педагоги, учащиеся, родители, представители специальных и высших образовательных учреждений, работники министерств, региональные власти и др.
В рамках обновления содержания педагогического образования проектируются новые концепции содержания образования, учебные предметы и курсы, образовательные и учебные программы, программные продукты и т. д. При этом степень детализации их содержания может быть различной в зависимости от профиля подготовки, индивидуальных потребностей и интересов обучающихся.
Деятельность по проектированию, детерминируемая необходимостью обновления содержания педагогического образования, адекватна самой специфике образовательной деятельности, поскольку ее предметом оказывается открытое, формирующееся пространство образовательных целей и задач. Как указывает Е.С.Заир-Бек, педагогическое проектирование на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создает не только новый облик системы, но и план реализации задуманного в действительности [Цит. по 5: 183]. В процессе обновления происходит разрушение старых связей, форм и методов их организации и зарождаются новые связи, новые формы нарастающей сложности и упорядоченности.
Особенностью обновления содержания современного педагогического образования является сама процедура проектирования. С одной стороны, процедура проектирования содержания педагогического образования должна учитывать необходимые квалификационные характеристики современного педагога, такие как компетент-ностный профессиональный портрет и аттестационные показатели. С другой стороны, необходимо учитывать принцип удовлетворения профессиональных образовательных потребностей, который предусматривает диагностику индиви-
дуальных потребностей и мониторинг информационной образовательной среды. Но основой проектирования содержания современного образования является не сам «заказ», а механизм проектирования содержания педагогического образования, обеспечивающий удовлетворение заказа в условиях социально-экономического и информационного развития общества. Этот механизм должен базироваться сегодня на современных инструментах регулирования проблем и выбора приоритетов в системе образования, отбора образовательных технологий и определения трудоемкости портфолио как комплексной характеристики содержания педагогического образования [6].
Использование подобного механизма при проектировании поможет корректно обновить содержание педагогического образования, отражающее меняющийся профессиональный портрет педагога, описанный на языке компетенций и соотнесённый с индивидуальными образовательными потребностями.
1. Сабирова Э.Г., Закирова В.Г. Типы взаимодействий субъектов в информационно-образовательной среде // Казанский педагогический журнал. -2012. - № 1. - С. 159 - 163.
2. Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А.Бордовского. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -63 с.
3. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 7. - С. 2 - 8.
4. Кирилова Г. И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 2.
- С. 114 - 119.
5. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А.Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
6. Власова В.К. Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2010. - Т. 5. - № 2. - С. 146 - 151.
UPDATING THE CONTENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION UNDER MODERN CONDITIONS
V.K.Vlasova, V.G.Zakirova
The article discusses the issue of updating the content of teacher training in the society engaged in social, economic and information technology development. The emphasis is laid on the features of pedagogical project-making based on the information content of the updated curricula.
fey wоrds: education, training teachers, pedagogical engineering, information learning environment, labour market needs.
Власова Вера Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.
Е-mail: [email protected]
Закирова Венера Гильмхановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.
Е-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 21.0З.2012