Научная статья на тему 'Облачные технологии в системе дополнительного профессионального образования Московской области'

Облачные технологии в системе дополнительного профессионального образования Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / УМНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / УПРАВЛЯЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CLOUD TECHNOLOGIES / SYSTEM OF KNOWLEDGE MANAGEMENT / SUBJECTIVE EXPERIENCE / SMART ENVIRONMENT / INDIVIDUAL EDUCATION TRAJECTORY / MANAGED EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Д. С.

В статье раскрыты новые пути развития дополнительного профессионального образования Подмосковья с использованием облачных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Cloud technologies» in the system of additional professional education of the Moscow region

This article expands the new methods of development of additional professional education in Moscow region and the application of cloud technologies

Текст научной работы на тему «Облачные технологии в системе дополнительного профессионального образования Московской области»

108 ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2015

УДК 377.44

Д.С. КОВАЛЕВ

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье раскрыты новые пути развития дополнительного профессионального образования Подмосковья с использованием облачных технологий.

Ключевые слова: облачные технологии, система управления знаниями, субъективный опыт, умная среда, индивидуальная образовательная траектория, управляемый образовательный процесс.

This article expands the new methods of development of additional professional education in Moscow region and the application of cloud technologies.

Key words: cloud technologies, system of knowledge management, subjective experience, smart environment, individual education trajectory, managed educational process.

Сложно переоценить важность повышения квалификации и переподготовки в современных условиях развития образования и при столь быстром темпе устаревания знаний. Отметим, что только за 2014 г. в Московской области 43 116 человек в возрасте от 25 до 65 лет прошли повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку. Эти данные свидетельствуют о масштабе работы с экономически активным населением и подчеркивают необходимость постоянной, всесторонней работы по совершенствованию механизмов оказания такого рода образовательных услуг. Сам подход к процессу передачи или обновлению знаний мало изменился даже в условиях развития информационных технологий и представляет собой прямую передачу знаний от преподавателей к слушателям, что не учитывает размеры области, инфраструктурные особенности

© Ковалев Д.С., 2015

и демонстрирует простую экономическую нерациональность.

Традиционные подходы перестали отвечать требованиям дополнительного профессионального образования (ДПО). Современная дидактика базируется на развитии способностей к поиску, анализу и систематизации информации, на «управляемом образовательном процессе». Становится актуальной проблема обучения работе с информацией, так как увеличивается потребность в поиске действительно необходимых знаний во всевозрастающем потоке данных. Возрастает необходимость доверять обучающимся ДПО, так как они представляют собой взрослую возрастную категорию и готовы брать на себя субсидиарную ответственность, проявлять самостоятельность и инициативу.

Новая образовательная среда предполагает наличие большего пространства для самостоятельного маневра обучающегося, который не должен заме-

чать наличия индивидуального кураторства в его персональной образовательной среде. Индивидуализация образовательной траектории стала реальностью благодаря облачным технологиям в среде дополнительного профессионального образования. Это пространство уже называют умной средой или гибридной облачной средой (Intel), которая способна к адаптации и предлагает слушателям только то, что им по-настоящему нужно. Она способна накапливать данные о каждом и выявлять устойчивый алгоритм его выбора. Это становится особенно важно в условиях работы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-Ф3, согласно которому во всех формах повышения квалификации (очная, заочная, очно-заочная) может применяться дистанционное и электронное обучение, имеется возможность для построения индивидуальных учебных планов [3].

В последние годы все большее развитие получает модель образования с элементами системы управления знаниями, включающая в себя совершенно разные составляющие: обмен знаниями, управление внешними потоками информации, обучение, структуризацию знаний в учебном заведении, совместную работу в группах, управление взаимоотношениями с представителями других образовательных систем и т.д. Эта технология уже не является новой, но под воздействием облачных технологий она может пережить свое второе рождение. Персональная учетная запись пользователя дополняется интеллектуальной программной средой cloud computing (облачные вычисления), которая распола-

гается на неком образовательном сервере региона и оживляет всю систему. Отпадает масса проблем по сбору информации (мониторингу), предоставлению, организации курсов с дистанционной поддержкой, доставке персональных сообщений и т.д. Вся информация способна храниться и обрабатываться в автоматическом режиме, что может существенно экономить время и соответствующие финансовые ресурсы.

По официальным данным компании Intel, к концу 2015 г. у облачных инфраструктур будет 3 млрд пользователей, к ним будут подключено 15 млрд устройств, а объемы данных, циркулирующих в облаках, будут удваиваться каждые два года. Объем рынка оценивается специалистами в 200 млрд долл. [4]. Подобные технологии уже применяются такими гигантами, как Google, Microsoft, HP, IBM, Intel, RackSpace, Red Hat, Dell, T-mobile, General Electric, Philips и многими другими. Все они сходятся в том, что произойдет неизбежный переход от машинной индивидуализации (персональных домашних компьютеров) к виртуальным индивидуальным сервисам, что будет способствовать возрастанию возможностей коллективной удаленной работы. Вводится и иное отечественное определение такой формы работы с информацией - персональный виртуальный компьютер на базе облачных вычислений, который уже реализован в Национальном исследовательском Южно-Уральском государственном университете совместно с компанией Intel. Эти же технологии ложатся в основу новой философии образования с использованием программных продуктов с открытым кодом, ко-

11 О ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2015

торые снижают издержки на лицензионные отчисления и открывают новые возможности развития. Такие корпорации, как Intel и Microsoft, уже вводят поддержку вузов с целью продвижения новых технологий и видят большие интеграционные перспективы в области образования.

К наиболее сильным платформам построения облачных пространств можно отнести IBM Lotus Notes, Domino Siebel, Novell GroupWise, EMC Documentum и многие другие. Такие программы содержат в себе средства электронной почты, персональные и групповые электронные календари, службы мгновенных сообщений, среду исполнения приложений делового взаимодействия, тестирования, контроля качества и обученности. Системы гибкие, могут изменяться и дополняться под заказчика. Они предоставляют собой мощные средства тотального контроля знаний и автоматизации сбора персональной статистики и личных данных.

В условиях широкого применения информационных технологий и постоянно увеличивающегося объема информации любой образовательной организации важно предоставить поток систематизированной информации, обеспечить сохранение процесса получения знаний (опора на принцип наглядности в работе с информацией), надежность хранения данных, доступность для использования (простота управления), доступ к информации из любой точки. Облачная среда ДПО должна соответствовать форме существования некой корпорации, где каждый участник не только получает данные, но и вносит свой компонент в информационное поле. Боль-

шей частью человек приобретает персональное образовательное пространство, в котором могут содержаться данные:

• о слушателях (дата рождения, адрес проживания, место учебы, рабочий адрес и должность, портфолио, награды, количество накопленных часов обучения, дата последнего обучения и т.д.).

• об актуальных курсах повышения квалификации;

• об открытых мероприятиям (семинары, конференции и т.д.);

• о стажировках;

• о свежих открытых изданиях (журналы, методички, книги и проч.);

• о нормативно-правовой базе в сфере образования Московской области;

• по программам повышения квалификации и переподготовки с полным набором дидактического материала и возможностью отслеживать самостоятельное время занятий слушателя;

• о вебинарах(онлайн-мероприятие, запись, материалы и др.).

Открываются новые возможности для слушателей и организаторов курсов. Обмен данными может происходить в двухстороннем формате, что способно понизить бюрократическую нагрузку, минимизировать личный контакт с методической службой и откроет новые пути по удовлетворению образовательных запросов, послужит индивидуализации обучения [1]. Индивидуальная образовательная среда -ключ к построению эффективного образовательного процесса, не имеющего искусственных границ места и времени, позволяющего добиваться высоких результатов с минимальными затратами со стороны слушателей, организаторов и региона.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Макаров С.В. Облачные вычисления как модель эффективного предоставления современных компьютерных услуг // Креативная экономика. 2010. № 8 (44). С. 114-121.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Обобразовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014).

3. URL: http://www.intel.ru/content/www/ ru/ru/cloud-computing/intel-cloud-based-solutions.html (дата обращения: 12.02.2015).

4. URL:http://www.bytemag.ru/articles/detail. php?ID=19231 (дата обращения: 12.02.2015).

УДК 378.14.015.62

С.Н. ЗУБАРЕВ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье вводится понятие дидактического потенциала в контексте исследования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов. Целенаправленное и систематическое использование дидактического потенциала методов, форм и средств контроля, оценки играет значительную роль в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся.

Ключевые слова: компетентностный подход, дидактический потенциал, коммуникативная компетенция, методы оценки компетенций.

The article introduces the concept of«didactic potential»»in the context of the study of the communicative competence of students of liberal arts colleges. Deliberate and systematic use of the didactic potential methods, forms and means of monitoring and evaluation plays a significant role in the formation and development of the communicative competence of students.

Key words: concept, didactic potential, competence approach, communicative competence, competency assessment methods.

До присоединения России к Болонско-му процессу в 2003 г. личностные особенности учащегося, и в том числе его общекультурные компетенции, не входили в сферу исследований педагогической науки, оставаясь объектом изучения психологов. Практически до конца ХХ в. ученика как субъекта образовательного процесса изучала психология, а педагогика и, в частности, что особен-

© Зубарев С.Н., 2015

но важно, дидактика изучали и выявляли закономерности обучения, оперируя только внешними по отношению к субъекту учения средствами.

Современная российская дидактика, реализуя задачи государственной политики в сфере высшего профессионального образования, ведет активные разработки компетентностного подхода. С переходом на новые общеобразовательные стандарты высшего образования одной из актуальных задач прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.