Научная статья на тему 'Обеспечит ли экономическую безопасность страны элитное образование?'

Обеспечит ли экономическую безопасность страны элитное образование? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечит ли экономическую безопасность страны элитное образование?»

кратным повторением фразы «Это странно!».

4 На всякий случай поясним, что речь идет об официальных контактах людей, а не о приятельском общении соседей или старых друзей.

5 См.: Феррис П. Зигмунд Фрейд. Мн.: ООО «Попурри», 2001.

6 См.: СибрукВ. Роберт Вуд: Современный чародей физической лаборатории. М.: Наука, 1985.

7 См.: Калимулин Т. Р. Российский рынок диссертационных услуг// Экономическая социология. 2005. № 4-5.

8 См.: Андреев А. Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. Документальное историческое исследование. А. П. Ришелье. Политическое завещание. М.: Белый волк. 1999. С. 211.

9 См.: Шпис И. Легенда о докторе Иоганне Фаусте / В кн.: Распе Э. и др. Приключения барона Мюнг-хаузена: Сказки. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. С. 431.

10 См.: Вахштайн В. Французская интифада в цепи поколений // Платное образование. 2005. № 12 (38). С. 7.

1 1 Например, кандидатский диплом автора связан с Научно-исследовательским экономическим институтом который сейчас имеет совершенно другое название: Институт макроэкономических исследований. Для непосвященных это разные организации и, следовательно, статус подобного диплома вполне правомерно поставить под вопрос. Кроме того, данный диплом выдан Высшей аттестационной комиссией при Совете министров СССР, которых тоже уже не существует.

12 Так, докторский диплом автора выдан был Высшим аттестационным комитетом страны, который представлял собой самостоятельную структуру. Сейчас он преобразован в Высшую аттестационную комиссию Министерства науки и образования РФ. Таким образом, статус такого диплома тоже становится весьма условным. Профессорский диплом автора выдан Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ, однако данное министерство преобразовано в Министерство науки и образования РФ, что также привносит определенные искажения в понимание истинного статуса диплома.

13 См.: Железов Б. Российский Ph.D: быть или не

быть? // Платное образование. 2005. .№ 12 (38). С. 14.

14 В свое время автору было сделано три подобных предложения в данном ценовом коридоре.

15 Автор лично сталкивался с такими респондентами.

16 Одна из опрашиваемых женщин с удивлением рассказывала про то, как ее муж от состояния полного презрения и пренебрежения к той диссертации, которую он купил, постепенно перешел к осознанию нужности и важности исследуемой проблемы.

17 См.: Калимулин Т. Р. Российский рынок диссертационных услуг//Экономическая социология. 2005. № 4-5. В данной работе приводится в частности пример, когда человек, купивший диссертацию, в разговоре с человеком, который ему ее написал, начинает разглагольствовать о том, как он над ней работал. Такая полная потеря связи с реальностью не является исключением для теневого рынка диссертаций.

18 В литературе таких специалистов называют райтерами (writers), то есть создателями, писателями. См., например: Калимулин Т. Р. Российский рынок диссертационных услуг// «Экономическая социология». 2005. № 4-5.

19 Данная классификация факторов базируется, хотя и несколько отличается от нее, на классификации, которая дана в работе: Полтерович В. М. Политическая культура и трансформационный спад (комментарий к статье А. Хиллмаана «В пути к Земле обетованной») // Экономика и математические методы. 2002. № 4. С. 97.

20 Некоторые исследователи подчеркивают, что в западном обществе степень доктора философии является редкостью не только среди чиновников, но и в среде практикующих специалистов. Данная степень является признаком принадлежности к особому миру - академическому сообществу, пользующемуся определенным уважением в широких слоях населения, но не входящему в элиту, состоящую из бизнесменов, политиков, врачей и адвокатов. См.: Железов Б. Российский Ph.D: быть или не быть? // Платное образование. 2005. № 12 (38). С. 16.

21 См.: Балацкий Е. Диссертационная ловушка // Свободная мысль - XXI. 2005. № 2.

Е. А. Волков

ОБЕСПЕЧИТ ЛИ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Можно с уверенностью утверждать, что в основе системы воспроизведения элит по-прежнему лежит элитарное образование. Но сегодня, чтобы сохранить себя, ему приходится меняться, меняя и систему образования. Может быть поэтому тема

международного симпозиума, организованного фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», звучала вполне конкретно: «Подготовка кадров для государственной службы в рамках системы элитных высших учебных заведений».

В ходе симпозиума выявились три системы подготовки элит. Тут, впрочем, нужно небольшое, но крайне важное историческое отступление. Еще в ХУШ веке обозначились три основные системы образования (в современной терминологии -высшего образования): немецкая, британская и французская. В XIX и XX веках они претерпевали различные изменения, но все перемены происходили в определенной общей системой парадигме. Основой германской системы высшего образования стал университет. Определяющие черты университета: превалирование общенаучного образования над частным и сочетание преподавательской и научной функций (система кафедр делала университеты не только образовательными, но и научными центрами). Еще одной важной, а возможно, и определяющей чертой университета была его отдельность от государства. Университет - свободное учреждение, существующее на принципах самоуправления и самоорганизации без спущенных сверху программ и штатных расписаний. Кого в итоге готовил университет? Научную элиту, но не столько специалистов в отдельных областях (ключевым в германском университете был факультет философии), сколько широко образованную элиту с научным мировоззрением. Это во многом предопределило германское научное первенство в XIX и первой половине XX века. Но не только. Университетская система формирования элит показала себя весьма успешной на поприще государственной и военной деятельности в период становления единого германского государства. Однако доминирующего влияния на чиновничество и государственное управление выпускники университетов в итоге не оказывали. Получались как бы две элитные парадигмы: университетская и собственно чиновничья.

В основе британской (сейчас, учитывая значимость образовательной системы США, построенной на тех же основаниях, куда правильнее называть ее англосаксонской) системы высшего образования - колледж. Колледж ориентирован в первую очередь на подготовку политической элиты. Отсюда и его основные черты: закрытость, аристократичность (впоследствии - элитарность) и ориентация на общегуманитарное образование. Причем это место, где не только получают образование, но и обзаводятся связями, приобретают навыки лидерства, убеждения, проникаются корпоративным духом, В условиях демократии эта

связанность элит общим образованием, воспоминаниями юности и общими ценностями, воспитанными в колледже, позволяет противоборствующим политическим группам сохранять единство и работать на общие интересы нации.

Во Франции Высшая нормальная школа формировалась как госучреждение, ориентированное на производство госчиновников (функционально-полезных государству служащих). Здесь преобладало специально-научное, техническое, практическое образование.

Россия уже в том же XVШ веке скопировала немецкую систему университетов. С одной поправкой - с куда меньшей их самостоятельностью. Впрочем, в общем контексте российских реалий университеты все равно оставались одними из самых свободных государственных учреждений. Система была во многом эффективна, и у нашего университетского образования действительно славная история. Однако уже в XIX веке обнаружился очевидный раскол между элитой, формируемой университетской системой, и управляющей номенклатурой. Государственная система управления оказалась оторванной от государственной элиты.

В советское время по университетской системе был нанесен решающий удар: университеты потеряли даже относительную самостоятельность и, в довершение ко всему, перестали являться ключевыми научными центрами - параллельно была выстроена система научных институтов. Пока был жив СССР с его огромными вливаниями в науку и высшее образование, с его ставкой на научнотехническую элиту, кризис этот не ощущался так остро. Но стоило Советскому Союзу развалиться, как система высшего образования повисла в воздухе. Что с ней делать? Как реформировать? На каких основаниях? Сегодня это одни из самых насущных вопросов. Почти все понимают, что сами по себе финансовые вливания тут, очевидно, ничего не решат. Параллельно обозначился и кризис элит. Если бизнес худо-бедно, но получает нужные кадры, то государственные и общественные сферы оказались в ситуации острейшего дефицита. Нынешние элиты не устраивают никого: ни общество, ни власть, - и это уже становится одним из главных препятствий для развития страны.

Естественное желание в этой ситуации - посмотреть, как работают другие системы, послушать людей, формирующих лицо этих систем в современном мире1.

© Е. А. Волков, 2008

Экономика образования ♦ № 4, 2008

161

Эрик Андерсон, ректор Итонского колледжа:

- Говорить об элите необходимо в широком смысле - об элите в науке, технике, искусстве. Важно, чтобы людей, которые поступают в престижные вузы, готовили для разных сфер общественной жизни. Эффективность, честность, инициативность и готовность к командной работе - наличие этих качеств поможет уже в 18 лет понять, годится ли человек для государственной службы.

Сэр Родерик Лайн, бывший посол Великобритании в России:

- Мы не употребляем слово «элита», считая его некорректным. И у нас нет сформулированной системы подготовки элиты, но понятие такое существует. Нам не нужна династическая элита, Нам нужны талантливые и открытые люди, знающие, что такое конкуренция.

Найджел Трифт, ректор Уорвикского университета:

- При подготовке кадров для государственной службы принципиальными являются три компетенции: интеллект, умение добиваться результата и коммуникативность, умение налаживать с людьми отношения. Мы требуем, чтобы наши студенты умели убеждать, доносить до других людей свои представления. Мы требуем, чтобы они на добровольной основе работали с пенсионерами, безработными. Они должны понять, как следует работать в социальных службах.

Лорд Роберт Скидельски, председатель правления колледжа Брайтон:

- Английская система подбора кадров основана на умении человека творчески, нетрадиционно подойти к решению проблемы, а не просто на квалификационных признаках. Для нас кругозор руководителя, энциклопедическое образование важнее, чем объем чисто профессиональных знаний.

Традиции, в соответствии с которыми британская элита пополнялась из мужчин высшего сословия, сейчас уступают требованиям более широкого доступа различных слоев общества. Но для того, чтобы управлять, надо быть способными это делать. Когда мы говорим об элитарном образовании, мы говорим об образовании для более талантливых, более активных, более заинтересованных людей. Элита - это попытка достичь совершенства.

Одна из ключевых функций образования -вычленение элит. Собственно, все различия систем образования - это различия принципов и типов выделяемых элит. Однако само слово «элита»

в современном обществе едва ли не табуировано. И не только наши деятели, воспитанные на идеалах советского эгалитаризма, но французы, и даже англичане не могут говорить об элитарном образовании без оговорок и умолчаний. Отчасти это объективный процесс: широкий доступ к образованию и равенство возможностей определяются многообразие задач, стоящих перед современным государством и общество. Принцип эффективности сегодня прямо связан с принципом разнообразия (об этом так или иначе говорили все выступавшие). Однако если требование открытости для того же британского (англосаксонского) образования сыграло очень важную роль в развитии нации а государства в конце XIX-XX века то нынешние гипертрофированные требования равенства угрожают самой этой системе.

Переход от аристократического принципа формирования элит не разрушил систему, а только укрепил ее, дав возможность всем лучшим силам нации войти в политическую и экономическую элиту на все тех же основаниях общей связанности, взаимной ответственности. «Г арри Поттер» с его ключевой темой чистокровок, полукровок и грязнокровок - тоже об этом преодолении чисто аристократической системы элитарного образования. Но не о преодолении самого элитарного образования, Хогвартс у Роулинг -свободный, самостоятельный, закрытый, с его традициями, противостоянием факультетов и династиями учеников - основа большого взрослого мира, гарантия его развития и стабильности.

Однако требования полного равенства и упразднения любой элитарности как раз разрушают систему и, более того, лишают образование его главной функции - вычленения элит. Например, в сегодняшней Британии набирает силу общественное движение за отмену набора в образовательные учреждения по экзаменам - талант, способности и тем более возможность подготовки к экзаменам тоже теперь воспринимаются как признаки неравенства, которые не могут определять будущие возможности людей. И это сегодня главная линия противостояния: необходимо, пусть и через системные компромиссы, отстоять систему элитарного образования как условие обеспечения экономической безопасности страны.

Примечание

1 Цит. по: Элитарное образование в эгалитарном обществе / Ученый совет №1/2008 - С. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.