Научная статья на тему 'Обеспечение развития въездного туризма в мегаполисе: проблемы и перспективы'

Обеспечение развития въездного туризма в мегаполисе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Евгения Александровна

В статье выявлены и рассмотрены современные проблемы въездного туризма в Санкт-Петербурге. Даны рекомендации по их устранению, для практического применения в сфере въездного туризма и указаны стратегические направления развития отрасли.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article modern problems of entrance tourism in S.-Petersburg are found out and considered. The recommendations on elimination of them for practical use in the field of entrance tourism are made and strategic directions for the branch development are shown.

Текст научной работы на тему «Обеспечение развития въездного туризма в мегаполисе: проблемы и перспективы»

Е. А. Федорова

Обеспечение развития въездного туризма в мегаполисе: проблемы и перспективы

Санкт-Петербург обладает значительным историческим наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках для превращения туризма в приоритетную отрасль городской экономики. Высокая привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей ХУШ-Х1Х веков сохранился практически в неизменном виде. Санкт-Петербург является уникальным заповедником европейских архитектурных стилей последних трех столетий [1].

В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включено 36 комплексных объектов, объединяющих около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры, находящихся на территории Санкт-Петербурга. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург, одну из самых привлекательных туристских зон, как для иностранцев, так и для путешествующих российских граждан.

Но на сегодняшний день уровень въездного туризма Санкт-Петербурга не соответствует туристскому потенциалу города.

Исследование проблем, препятствующих притоку туристов в Санкт-Петербург, и создание механизма их решения позволит наиболее полно использовать имеющийся потенциал города как туристского центра.

В 1995 г. принята федеральная программа развития туризма в РФ, адекватно приняты программы развития туризма в регионах и субъектах Федерации. Но задания программ не имеют четкой ориентированной целевой функции, надлежащего экономического обоснования и носят затратный характер. И в настоящее время данные программы требуют коренного пересмотра и принципиального изменения подхода к их формированию, адекватно выделяемому финансированию, в том числе путем привлечения инвестиций, в первую очередь отечественных инвесторов.

Несмотря на это, можно сделать вывод о начальном и достаточно успешном этапе становления туризма как межотраслевой ветви хозяйства, охватывающей многие отрасли (перевозки, гос-

теприимства, общественного питания, аттракций, туристского образования и др.).

Многие из существующих проблем туризма в целом и, въездного туризма в частности, преодолимы только с помощью основательных научных и проектных проработок и планирования на надлежащем уровне [7].

В настоящее время в силу изменения политических и экономических концепций и приоритетов при сохранении общей направленности государственных реформ имеется настоятельная необходимость изменения концептуального подхода к постановке целей, задач и методов развития въездного туризма на текущий и прогнозируемый периоды. Это в полной мере относится и к Санкт-Петербургу как одному из крупнейших туристских центров страны.

Целью исследования проблем въездного туризма Санкт-Петербурга является разработка методических положений, механизма устранения этих проблем и предложение рекомендаций по повышению эффективности использования туристского потенциала города.

При наличии в городе мощнейших туристских ресурсов имеются все предпосылки для становления туризма не просто как декларативно приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, дающего экономике Санкт-Петербурга социальные, политические и экономические дивиденды и выгоды [6].

Современные проблемы, сдерживающие развитие въездного туризма в Санкт-Петербурге, можно условно разделить на внешние, не зависящие от туристских предприятий, и внутренние, непосредственно зависящие от деятельности туристских предприятий.

К внешним проблемам относятся:

- рост цен на услуги гостиниц, услуги авиа-и автотранспорта;

- недостаток гостиниц среднего класса;

- визовые проблемы;

- отсутствие благоприятного инвестиционного климата в турбизнесе;

- значительные налоги и отсутствие налоговых льгот для предприятий турбизнеса как средство стимулирования отрасли;

- проблема безопасности.

К внутренним проблемам можно отнести:

- низкий уровень рекламной деятельности и маркетинга туристских предприятий;

- недостаток постоянно действующих и развивающихся программ для туров, базирующихся на уникальности города и страны, имеющих своей целью повысить привлекательность туристского продукта.

Из числа перечисленных, визовые проблемы и проблемы безопасности могут быть решены только на российском государственном уровне в части изменения законодательных нормативных актов и правил [5]. Остальные же внешние проблемы, можно минимизировать или полностью исключить на региональном уровне - на уровне Санкт-Петербурга [6].

Очевидно, что внешние проблемы въездного туризма в Санкт-Петербурге и в России в целом тесно связаны между собой. Так, за значительными налогами и отсутствием налоговых льгот для предприятий турбизнеса как средства стимулирования отрасли следует отсутствие благоприятного инвестиционного климата в этой отрасли, что приводит к недостатку гостиниц и транспортных средств, а это соответственно ведет к росту цен как на услуги гостиниц, так и на услуги автотранспорта. В результате чего дорожает турпакет и снижается турпоток.

В качестве путей решения предлагается внедрить определенные методические положения и рекомендации по повышению привлекательности туристских ресурсов и услуг, а следовательно, и повышению эффективности развития въездного туризма в Санкт-Петербурге. Они предусматривают принятие комплекса мер по оздоровлению туристской отрасли города.

Мероприятия по повышению эффективности въездного туризма Санкт-Петербурга предусматривают следующее:

1. Признание экспортного характера въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС как средство стимулирования отрасли. Турпутевка в Санкт-Петербург весьма дорогостоящая, в основном, из-за высоких цен на транспортные и гостиничные услуги. Для снижения стоимости данных услуг предлагается разработать систему льготирования налогов транспортных и гостиничных предприятий с целью заинтересованности данных предприятий в предоставлении большего количества услуг для туристов по более низким ценам. Систему льготирования ввести нормативным актом Санкт-Петербурга.

Также необходимо признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС. Туроператоры, облагаемые НДС, на деле платят в бюджет 18% не с добавленной стоимости, а с выручки, оборота. Так как они не могут принять налог в зачет из-за того, что им никто больше, кроме крупных гостиниц, не облагается. Мини-гостиницы, автотранспортные предприятия и рестораны на упрощенной системе налогообложения не являются плательщиками НДС. Государственные музеи-заповедники освобождены от уплаты данного налога. И если оператор в том или ином туре не пользовался услугами крупной гостиницы, то получается, что все остальные его контрагенты неплательщики НДС, и он ничего не может предъявить к вычету. Следовательно, туроператору придется заплатить этот налог не с добавленной стоимости, получаемой как разница между ценой покупки и ценой продажи, а со всей суммы, которую он получит от покупателя. Конечно это серьезная проблема для операторов, которую необходимо разрешить путем освобождения их от уплаты НДС, что в свою очередь увеличит прибыль таких турфирм и, соответственно, поступления в бюджет налога на прибыль.

2. Совершенствование нормативной базы по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Учитывая, что одной из проблем въездного туризма является нехватка в городе комфортабельных гостиниц среднего класса, в этом направлении предлагается система льготных мероприятий для привлечения инвестиций в создание сети гостиниц для размещения туристов. Для привлечения инвесторов в строительство подобных гостиниц предлагается законодательно установить для них льготы по налогообложению. Учитывая приемлемый срок окупаемости инвестиционных проектов от 3 до 5 лет, предлагается установить льготу по налогу на прибыль для инвесторов до 50% на срок до 3-х лет и 30% на период от 3-х до 5 лет. Если строительство гостиниц идет за счет привлечения кредитов банка, предлагается дополнительно для банка, предоставляющего кредит по ставке не выше ставки рефинансирования, установить льготу по налогу на прибыль в размере 25% на срок погашения кредита.

Подобные мероприятия позволят сделать экономически привлекательными вложения в строительство гостиниц для инвесторов.

3. Создание современного туристского автобусного парка.

Ситуация, сложившаяся с привлечением инвестиций для развития туристской инфраструктуры как в Санкт-Петербурге в частности, так и в стране в целом, требует особого внимания. Необходимо рассмотреть вопрос либо о снижении, либо об отмене таможенный пошлин на импорт современных туристских автобусов, хотя бы на какое-то время. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% на таможенные пошлины, 18% на НДС, 2,2% на налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается более чем на 40% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например, из стран Балтии. Установка таможенных пошлин на автобусы старше 7 лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного и безопасного западноевропейского туристского автобуса на 36 тыс. евро. В результате многие турфирмы не могут вообще позволить себе не только новые, но даже и подержанные автобусы недавнего года выпуска. Нет смысла их покупать из-за высокой цены, при которой значительно растягиваются сроки окупаемости этих инвестиций. В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят на старых автобусах с соответствующими техническими характеристиками. Без кардинального снижения налогов и таможенный пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России нет.

Соответственно одним из важнейших мероприятий по повышению эффективности туристских услуг в Санкт-Петербурге является создание специализированного автобусного парка для туристских предприятий. Как один из вариантов его создания можно рассмотреть возможность производства необходимых автобусов. Это позволит избежать затрат на оплату таможенных пошлин при покупке нового автобуса автотранспортным предприятием. А при использовании механизма trade-in, т. е. встречной продажи старого автобуса при покупке нового, у транспортных компаний и турфирм появится возможность покупки автобуса старше 7 лет без таможенных переплат.

В последние годы все больше иностранные компаний строят свои заводы по сбору автомобилей в России. Среди них Hyundai, производимые в Таганроге, Daewoo, выпускаемые в Узбекистане, и те и другие собираются из корейских комплектов, французские Renault, собираемые в Москве, американские СЬеугоЫ и другие иностранные автомобили российской сборки.

Необходимо и далыше привлекать иностранные концерны, которые построят свои заводы, но уже по сбору автобусов в Санкт-Петербурге и России. На этих заводах следует выпускать модели автобусов наиболее популярные у туристов. Продукция российских иномарок, таких как «Mercedes», «Neoplan», «Volvo», «MAN», «Scania» и других найдет самый широкий спрос.

Выпуск в России таких автобусов и возможность их покупки в кредит обеспечит развитие и рост автотранспортных предприятий, специализирующихся на туризме. Если деятельность заводов, производящих автобусы тур класса, будет такой же успешной, как на заводах, выпускающих легковые машины, а экономическая ситуация в стране благоприятной, это даст возможность расширить производство. Также можно будет осуществлять производство полного цикла, включающее сварку, окраску, сборку и выпуск отдельных штампованных деталей. Расширение производств, строительство новых заводов, инвестиции создадут благоприятную среду для частного предпринимательства в сфере туризма и будут стимулировать его дальнейшее развитие.

Производство автобусов для целей перевозок туристов позволит поднять на должный уровень качество автоуслуг, а в конечном счете и престиж города, что немаловажно как для туристов, так и для рентабельности самих туристских фирм.

4. Разработка и управление маркетинговой программой по продвижению туристского продукта - Санкт-Петербург на мировом уровне.

Одна из наиболее важных проблем въездного туризма Санкт-Петербурга и России в целом -недостаток некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом. Развитие въезда в нашу страну сдерживается неблагоприятным для туризма образом России, который создается отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации. Низкий уровень бюджетного финансирования не дает возможности активизировать некоммерческую рекламу туристских возможностей России, также следует отметить, что некоторое время государственная рекламная кампания российского туристского продукта за рубежом, в отличие от ряда лет, предшествующих 2003 году, не проводилась вовсе. Но юбилей Санкт-Петербурга, в частности, уже исчерпал свое влияние. И это на фоне широкомасштабного продвижения, проводимого в нашей стране многими государствами. В среднем иностранные государства тратят на продвижение за рубежом 34 млн. евро в год, и этот бюджет

ежегодно увеличивается примерно на 20%. Средства, выделенные из федерального бюджета на соответствующие цели Россией, в 2006 году составили всего около 3 млн. евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия. Эта сумма меньше, чем тратит на свою рекламу даже Румыния, а та же Польша в 2006 году потратила на свое продвижение более 60 млн. евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов.

В России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. Государству необходимо экстренно взяться за решение этой проблемы, чтобы остановить спад потока иностранных туристов в Россию, при наших богатейших туристских ресурсах.

Для более активного продвижения российского турпродукта на международном рынке предлагается проведение широкомасштабной имиджевой рекламно-информационной кампании туристических возможностей России за рубежом. Для целей этой рекламной деятельности рекомендуется максимально применять бренд-маркетинг с использованием традиционно русских названий - картин русской зимы, катания на русских тройках лошадей, исторических достопримечательностей, прочего. Также необходимо развитие вы-ставочно-ярмарочной деятельности, в том числе путем представления страны на крупнейших международных выставках единым российским национальным стендом. Нужна организация презентаций туристских возможностей России в основных странах - донорах въездных турпотоков, организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в наиболее посещаемых городах страны. Необходимо формирование современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям.

Рекомендуется кроме рекламы, которую создают себе и своим турам сами туристские компании, также проводить рекламную деятельность и на уровне города по продвижению Санкт-Петербурга как уникального культурного и исторического центра, с целью создания заинтересованности в его посещении, с выделением на эти цели бюджетных средств. Эффективность данного мероприятия достаточно высока и будет отражаться в финансовом выражении не только на туристских компаниях, но и на администрации Санкт-

Петербурга. Более того, это не только увеличит приток туристов и соответственно приток средств в городской бюджет через налоги туристских предприятий, но и укрепит имидж города на мировом уровне как туристского центра, что является некоммерческим капиталом и немаловажно для региона.

5. Реализация инсентив-туризма.

В числе мероприятий для решения внутренних проблем въездного туризма туристским фирмам города предлагается более полно применять стратегию дифференциации услуг в части создания уникальности и неповторимости туристского продукта петербургскими предприятиями. Учитывая привлекательность города как исторического центра и части России для увеличения заинтересованности в его посещении предлагается разработать комплекс дорогостоящих туристских программ, использующих элементы русской уникальности, интерес к которым увеличит поток иностранных туристов в город.

Эксклюзивный турпродукт высокого качества (включающий в себя большой объем услуг) и реализуемый по цене значительно выше средней, как правило, разрабатывается для инсентива.

Понятие "incentive" переводится с английского языка как «побудительный, поощряющий». Ин-сентив-тур может быть как наградой сотрудникам за высокие показатели в работе, так и выражением благодарности лучшим деловым партнерам за стабильное и надежное сотрудничество, либо презентацией новых программ или продуктов.

Инсентивные поездки - это эксклюзивные программы, наполненные корпоративным духом, поэтому их организация - дело профессионального агентства. Предприятия сферы туризма, специализирующиеся на помощи клиентам в организации интересного, с насыщенной программой активного отдыха и времяпрепровождения -incentive company.

Инсентив-туризм включает в себя обучение, проведение выездных семинаров, совещаний, конференций, а также поездки отдельной командой на отдых, совмещенный с составлением планов работы фирмы на новом этапе, инсентив также является эффективным способом сплочения коллектива.

Преимуществом инсентив-программ является более разнообразная и интересная программа, которая невозможна в обычных турах. При разработке инсентив-туров учитывается профессиональная и бизнес-ориентация фирм (проведение семинаров, посещение предприятий). При этом

деловую часть сопровождают насыщенная культурная программа и программа отдыха.

На российском рынке инсентив-туризм достаточно новое явление. Оно знакомо только коллективам туристских фирм, в которых работают опытные профессионалы.

Особенность организации инсентив-туров заключается в том, что их заказчиками выступают не отдельные туристы, а крупные корпоративные клиенты, поэтому программы туров разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Мотив заказа инсентива очевиден - стимулирование производительности труда сотрудников и увеличение объемов продаж с помощью турпоездок.

В простейшем случае инсентив - это дорогостоящий тур, проводимый на высоком уровне, с насыщенной экскурсионной программой и отдыхом, транспортным обслуживанием, проживанием в 5-звездных отелях с полным пансионом. Но иногда группе могут быть предложены какие-либо оригинальные, необычные средства размещения или нетрадиционные транспортные средства вместо пятизвездочных автобусов с кондиционерами и телевизорами.

Важно понимать, что обычная коллективная турпоездка станет инсентивом только тогда, когда она будет включать уникальные события, будет полна сюрпризами, фантазией и экзотикой. Программа поездки может быть построена в соответствии с какой-либо главной идеей. Инсен-тив-программа - это спектакль, поставленный талантливым режиссером только для одного показа и специально для данной конкретной компании. Только при этом условии такая программа будет становиться мотиватором в дальнейшей деятельности компании. Необходимо предложить нечто необычное, например, соколиную охоту, костюмированный бал, шпионскую игру и т. д.

Очень важно, чтобы по окончании путешествия его участники были уверены, что они посетили необычное место и встретились с интересными людьми. Инсентив-программы, как правило, служат для того, чтобы их участники учились проявлять себя. Поэтому практически все качественные инсентивы строятся таким образом, чтобы включить в себя также и различные соревновательные программы.

Настоящие инсентив-туры отличает особая приподнятая атмосфера праздника, постоянно акцентируемое чувство коллективизма и обслуживание по УТР-классу.

Удачная поездка заставляет сотрудников с большим усердием добиваться поставленных целей, чтобы в качестве вознаграждения через год отправиться в очередное приключение. Инсен-тив-туризм определенно оправдывает себя как действенный инструмент, мотивирующий сотрудников и поддерживающий доверие клиентов к компании.

Но, тем не менее, дальнейшее развитие въездного туризма, а тем более инсентива невозможно без активного продвижения национального российского туристского продукта на международном рынке, формирования за рубежом образа России как страны, благоприятной для туризма. На мировом рынке почти отсутствует реклама о неповторимости большинства регионов России, таких как Санкт-Петербург и продуманные туристские предложения (каталоги) по темам, маршрутам, размещению и т. д., дифференцированные по уровню доходов и различным социальным группам населения. На государственном уровне необходимо организовать финансирование, и новую систему продвижения национального туристского продукта через зарубежные представительства по туризму. А турфирмам следует создавать как можно больше уникальных и разнообразных турпродуктов.

Реализация предложений будет способствовать:

- увеличению потока туристов в город;

- увеличению поступлений средств в бюджет города;

- привлечению дополнительных средств в туристскую отрасль города как отечественных предпринимателей, так и иностранных, т. к. обзор города большим количеством туристов предоставляет возможность и для иностранного инвестирования в объекты города;

- созданию (выделению) туристско-рекреаци-онных экономических зон в регионах и туристских центрах, обладающих высокой туристской привлекательностью и возможностью приема иностранных туристов;

- поднятию престижа города как крупного туристского центра;

- стимулированию развития туристской индустрии;

- расширению комплекса туристских услуг на уровне туристского предприятия.

Применение рекомендаций не только позитивно скажется на бюджете Санкт-Петербурга, вследствие увеличения турпотока и будет способствовать укреплению статуса Санкт-Петер-

бурга как уникального туристского центра страны, но и позволит придать туризму в России в целом характер высокодоходного межотраслевого комплекса, активно способствующе-

го становлению и повышению духовного и материального уровня населения и экономики страны, укреплению ее положения как субъекта международного рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квартальное В. А. Экономика туризма // М.: Финансы и статистика. 2004. 235 с.

2. Сборник Госкомстата. Туризм в цифрах 2005 г // М., 2006. 25 с.

3. Туристический бизнес // Информационно-аналитический журнал для профессионалов. 2003. № 16. 46 с.

4. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. 348 с.

5. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2000. 342 с.

6. Туризм: практика, проблемы, перспективы // Профессиональный журнал. 2007. № 1.

7. Предложения к концепции развития туризма в России // Вестник РАСТ, 2000.

М. М. Залиханова Обеспечение экономической безопасности

курортно-рекреационны1х комплексов

На современном этапе экономического развития России сфера услуг становится одним из наиболее перспективных секторов вовлечения населения в экономическую деятельность. Важная роль сферы услуг в экономике обусловлена, во-первых, высокой доходностью услуг, которые потребляются в момент их производства, во-вторых, относительно невысокой материалоемкостью, что увеличивает объем добавленной стоимости, а следовательно, национальный доход. И, в-третьих, коротким сроком получения платы за оказанные услуги. Учитывая предстоящее присоединение России к ВТО, когда рынок услуг будет открыт для прямой конкуренции с иностранными компаниями, вопросы обеспечения экономической безопасности предприятий данной сферы приобретают особую значимость и актуальность. Изменение роли и значения «третьего сектора» требует обеспечения более высокой степени экономической безопасности, что в свою очередь является важнейшим условием развития рыночных отношений.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, при которых обеспечивается надежная защита экономических интересов от всех возможных видов угроз и способность сохранять

стабильность функционирования и обеспечивать устойчивое развитие1.

В современных условиях формирования рыночных отношений экономическая безопасность туристской сферы должна состоять в обеспечении целей и принципов рыночной экономики. В данной отрасли приоритетной задачей государства является стимулирование развития данного направления непроизводственной сферы и обеспечение цивилизованной конкуренции.

Важнейшим компонентом экономической безопасности является признание особых национально-государственных интересов и целей страны на международной арене. Одной из таких целей является улучшение имиджа России на международном туристическом рынке. Тем более, что потенциал страны в этой сфере очень велик.

На данный момент доля туризма ВВП всей страны не превышает 5-6%2. Для Росси с ее многочисленными туристическими центрами этот показатель невелик. Согласно выводам, проведенного '^ТТС (Всемирный совет по путешествиям

1 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // «Вопросы экономики». 1998. № 12, С. 5.

2 По данным Управления развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов Федерального агентства по туризму РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.