Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО'

Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВТО / FOOD SECURITY / GOVERNMENT REGULATION / THE WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожейкина Татьяна Михайловна

Рассматриваются задачи государственного регулирования сельского хозяйства в целях обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях вступления России в ВТО; анализируются возможности мер государственной поддержки сельского хозяйства; предлагаются направления государственного регулирования для ускоренного развития животноводства с целью повышения самообеспечения страны продукцией животноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring food security in Russia in terms of entry into the World Trade Organization

We consider the problems of state regulation of agriculture to ensure food security in the conditions of Russia's accession to the WTO examines the possibility of state support of agriculture offered the direction of government regulation for the accelerated development of livestock in order to increase self-sufficiency of the country livestock products.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО»

скохозяйственного кооперативного сектора. Данный процесс должен осуществляться комплексно — на федеральном, региональном и местном уровнях. Одним из важных направлений господдержки кооперации является создание благоприятных экономических условий для организации многоуровневой системы кооперации.

Список литературы

1. Ткач, А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учеб. пособие. — 3-е изд. / А.В. Ткач. — М.: Дашков и К°, 2006. — 364 с.

2. Володина, Н.Г. Некоторые аспекты формирования кооперативной политики в современных российских условиях / Н.Г. Володина // Докл. ТСХА. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2009. — Вып. 281. — С. 530-533.

УДК 338.439:636

Т.М. Ворожейкина, канд. экон. наук

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Вступление России в ВТО на фоне глобальных изменений на мировом рынке и свободный доступ на рынки иностранных конкурентов вызывают необходимость научного анализа проблем, связанных с формированием эффективного механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1], утвержденная Президентом Российской Федерации, стратегической целью определяет надежное обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продовольствием в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни. Основой достижения поставленной цели являются стабильное внутреннее производство, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основой продовольственной безопасности и продовольственной независимости России является устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса и основной его отрасли — сельского хозяйства. Для эффективного развития отрасли требуется создание условий для повышения конкурентоспособности производимой продукции, сбалансированности производства и развития товаропроводящей и общей инфраструктуры продовольственного рынка.

Последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию следует рассматривать в качестве возможных рисков продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. Это связано с обязательствами по ограничению максимальных объемов государственной поддержки сельского хозяйства, поэтапной отменой экспортных пошлин, сокращением уровня таможенно-тарифной защиты сельского хозяйства. В связи с этим в переходный период вступления Российской Федерации

56

в ВТО необходимо создать условия для ускоренного развития производства тех видов продукции агропромышленного комплекса, доля в ресурсах которых в настоящее время не достигает пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности. В 2011 году удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов по молоку и молокопродуктам составил 79,6 % при пороговом значении 90,0 %, мясу и мясопродуктам — 72,7 % и 85,0 % соответственно*.

Следует принимать во внимание и риск снижения занятости населения в сельской местности вследствие возможного сокращения отечественного производства сельскохозяйственной продукции из-за усиливающейся конкуренции со стороны иностранных производителей продовольствия. Рост безработицы в сельской местности и снижение доходов и уровня потребления продуктов питания населением также напрямую скажется на уровне продовольственной безопасности России.

На фоне сохраняющихся рисков и угроз продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны государственная политика, обеспечивающая устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса, является необходимым условием для повышения уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.

Основные принципы государственной поддержки сельского хозяйства страны-участницы ВТО закреплены в документах «Соглашение

* Выступление министра сельского хозяйства на совещании по вопросу развития АПК Калининградской области [Электронный ресурс]: 2 декабря 2011 г., Калининград. — Режим доступа: http://www.mcx.ru

по сельскому хозяйству»* и «Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам»**.

В соответствии с правилами ВТО внутренняя поддержка сельского хозяйства подразделяется на три корзины: зеленую, желтую и голубую. Деление мер государственной поддержки сельского хозяйства на корзины осуществляется в соответствии с возможным искажающим влиянием на торговлю.

Зеленая корзина — это меры поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю, так называемая разрешенная поддержка. Меры желтой корзины оказывают искажающее воздействие на торговлю: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на горюче-смазочные материалы, электричество и т. д. Такие меры ограничены в объемах и должны постепенно сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки. Третья корзина, которая выделяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству, — это голубая корзина. Это меры, направленные на ограничение производства. В России такие меры практически не распространены, а в основном используются в Европейском союзе.

Ближайшие годы (2012—2014) достаточно комфортны в смысле обязательств России в ВТО по внутренней поддержке сельского хозяйства. Ее возможное увеличение необходимо использовать для снижения рисков в отношении отдельных продуктов.

Основная задача на адаптационный период, пока меры желтой корзины еще разрешены, причем в достаточных объемах — на 2012 г. 9 млрд долл. — следует уделить особое внимание повышению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. При этом приоритетным направлением является рост уровня самообеспечения страны в продукции животноводства. Одновременно особое внимание следует уделять производству зерна как основной составляющей сельскохозяйственного экспорта страны [2], так и необходимого условия ускоренного развития животноводства.

Для решения этих задач, по мнению автора статьи, следует предусмотреть меры комплексной государственной поддержки по следующим направлениям.

Это прежде всего поддержка технического перевооружения, развития семеноводства зерновых культур и внедрения современных технологий

* Соглашение по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wto.ru/documents

** Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. wto.ru/documents

производства зерна. Для эффективной реализации предлагаемых мер одновременно следует предусмотреть тщательное регулирование зернового рынка, которое должно выражаться в своевременном выявлении экспортного потенциала в текущем периоде и содействии со стороны государства в выходе на внешние рынки для отечественных товаропроизводителей. Динамичное развитие зернового рынка позволит, с одной стороны, через рост экспортного потенциала укрепить продовольственную независимость России, с другой — окажет стимулирующее действие для развития других отраслей, прежде всего животноводства.

Одновременно следует предусмотреть меры по стимулированию внутреннего спроса на зерно, прежде всего фуражного, что будет способствовать росту производства продукции животноводства. В качестве меры приоритетного развития предлагается внедрение современных технологий производства продукции животноводства и развитие товаропроводящей инфраструктуры рынков продукции животноводства. В создавшихся условиях, как считает автор, одним из приоритетных направлений развития инфраструктуры рынка является создание консолидирующих звеньев цепей поставок продовольствия. Целями функционирования, которых будут:

• формирование партий поставок, отвечающих по объему, качеству и цене требованиям рынка;

• информационная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей — «обратная связь» — в отношении спецификации производимой продукции;

• стандартизация технологии производства;

• создание устойчивого канала реализации для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, в которых сосредоточено производство мяса крупного рогатого скота, молока, овощей и картофеля;

• отслеживание происхождения товара, увеличение доли организованных поставок, повышение безопасности продуктов. Консолидирующее звено может быть создано

в виде, например, по мясу — скотобойни с мощностями по хранению. Ключевой задачей функционирования должна стать связь с товаропроизводителями по информационной и технологической поддержке производства. Существует опыт деятельности подобных организаций по сбору молока у мелкого товаропроизводителя, но, несмотря на достаточно хорошо разработанную систему стандартизации продукции, отсутствие значительных колебаний в понимании технологии производства, слабая регламентированность взаимоотношений приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому требуется разработка регламента функционирования, способов и методов информи-

рования товаропроизводителей о качестве принимаемого продукта и о технологии, обеспечивающей его. На взгляд автора, целесообразно пересмотреть и направления кредитования мелкого и среднего бизнеса в пользу организаций и индивидуальных предпринимателей, готовых соответствовать стандартам.

Сложившаяся ситуация, с одной стороны, требует дополнительных инвестиций и усилий по развитию товаропроводящей инфраструктуры рынка, с другой — успешное решение этой задачи будет благоприятствовать развитию в нескольких направлениях: рост доходов населения; развитие малого и среднего бизнеса; увеличение доли отечественных продуктов на рынке, возможность отслеживания происхождения товара, что в свою очередь повысит безопасность продуктов; рост налоговых сборов.

Необходимым условием достижения пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности является стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественного сельского хозяйства. В качестве возможности реализации данного предложения можно рассматривать, к примеру, инициативу Правительства Москвы по смене политики поддержки социально незащищенных слоев населения. Суть предложений состоит в переориентации с социальных магазинов на «продуктовые талоны», которые можно будет отоварить продукцией только отечественного сельского хо-

зяйства. Альтернативными путями стимулирования спроса на отечественное продовольствие могут быть государственные заказы для школьного питания или нужд Министерства обороны РФ. С одной стороны, это будет содействовать устойчивому спросу на отечественное продовольствие, с другой — стимулировать дальнейшее развитие сельского хозяйства.

Государственное регулирование в условиях присоединения России к ВТО на переходном этапе должно способствовать повышению продовольственной независимости и укрепления продовольственной безопасности России. Достижение поставленных целей возможно через стимулирование производства зерна, как основы экспортного потенциала России и кормовой базы животноводства, внедрение современных технологий производства продукции животноводства, развитие товаропроводящей инфраструктуры продовольственного рынка и обеспечение спроса на продукцию отечественного сельского хозяйства.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. — 2010. — 3 февраля.

2. Зельднер, А.Г. Государственный протекционизм в условиях системного кризиса (продовольственный аспект): науч. Доклад / А.Г. Зельднер. — М.: Ин-т экономики РАН, 2009. — 50 с.

УДК 330.322.5:001 Т.И. Ашмарина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРОБЛЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Одной из ключевых проблем модернизации сельского хозяйства является продовольственная безопасность, которая во многом зависит от степени оснащенности сельского хозяйства техникой, ее новизны, продолжительности использования, скорости обновления. Воспроизводство сельскохозяйственной техники — комплексное целенаправленное развитие технического потенциала, позволяющее достичь устойчивых положительных сдвигов в уровне продовольственной безопасности, качестве продовольственного обеспечения населения страны и жизни сельского населения.

Цели модернизации установлены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-

ственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы постановлением правительства в 2012 году. Объем бюджетных ассигнований государственной программы для подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусматривает 23 696 025, 94 тыс. р.

Проблема воспроизводства сельскохозяйственной техники находится в центре внимания многих ученых как в России, так и за рубежом.

Для решения проблем модернизации и воспроизводства сельскохозяйственной техники необходимы следующие условия:

• готовность экономики к инновационному варианту развития;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.