Научная статья на тему 'Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья'

Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Фидель Загирович

Цель: Исследовать конституционное право граждан на охрану здоровья через принцип недискриминации. Методология: Автором применялся формально-юридический метод на базе системности и комплексности его применения. Результаты: В статье делается вывод о том, что принцип недискриминации и равенства при осуществлении права на охрану здоровья является одним из ключевых принципов международного права для всех государств. Дискриминация в сфере здравоохранения отражает нарушение фундаментального источника права принципа справедливости и связанных с ним принципов равенства и человеческого достоинства, что в цивилизованном обществе просто недопустимо. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность и важную практическую значимость, поскольку содержит комплексное исследование правовой природы принципа недискриминации именно в сфере охраны здоровья как важного элемента конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the prinsiple non-discrimination of basic constitutional law in the health sector

Purpose: Explore the constitutional right of citizens to health care through the principle of non-discrimination. Methodology: The author used the formal-legal technique based on the consistency and comprehensiveness of its holding. Results: The article concludes that the principle of non-discrimination and equality in the exercise of the right to health is one of the key principles of international law for all states. Discrimination in health care reflects the violation of the fundamental source of law the principle of justice and related principles of equality and human dignity, in a civilized society is simply unacceptable. Novelty/originality/value: The article has some scientific value and important practical significance, because it contains a comprehensive study of the legal nature of the principle of non-discrimination, especially in the area of health as an important element of constitutional law.

Текст научной работы на тему «Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья»

Права человека в евразийском пространстве

Хасанов Ф.З.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕДИСКРИМИНАцИИ КАК ОСНОВА КОНСТИТУцИОННОГО ПРАВА В СФЕРЕ ОХРАНы ЗДОРОВьЯ

цель: Исследовать конституционное право граждан на охрану здоровья через принцип недискриминации.

Методология: Автором применялся формально-юридический метод на базе системности и комплексности его применения.

Результаты: В статье делается вывод о том, что принцип недискриминации и равенства при осуществлении права на охрану здоровья является одним из ключевых принципов международного права для всех государств. Дискриминация в сфере здравоохранения отражает нарушение фундаментального источника права - принципа справедливости и связанных с ним принципов равенства и человеческого достоинства, что в цивилизованном обществе просто недопустимо.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность и важную практическую значимость, поскольку содержит комплексное исследование правовой природы принципа недискриминации именно в сфере охраны здоровья как важного элемента конституционного права.

Ключевые слова: принцип недискриминации, охрана здоровья, конституционное право, международное сообщество, государство, доступность медицинской помощи.

Hasanov F.Z.

ENSURING THE PRINSIPLE NON-DISCRIMINATION OF BASIC CONSTITUTIONAL LAw IN THE HEALTH SECTOR

Purpose: Explore the constitutional right of citizens to health care through the principle of non-discrimination.

Methodology: The author used the formal-legal technique based on the consistency and comprehensiveness of its holding.

Results: The article concludes that the principle of non-discrimination and equality in the exercise of the right to health is one of the key principles of international law for all states. Discrimination in health care reflects the violation of the fundamental source of law - the principle of justice and related principles of equality and human dignity, in a civilized society is simply unacceptable.

Novelty/originality/value: The article has some scientific value and important practical significance, because it contains a comprehensive study of the legal nature of the principle of non-discrimination, especially in the area of health as an important element of constitutional law.

Keywords: non-discrimination, health, constitutional law, the international community, the state, access to health care.

Конституционное право на охрану здоровья человека напрямую связано с социальными обязательствами государства, взятыми на себя или возложенными на правительство и общественные (частные) организации по обеспечению населения страны медицинской помощью. Данное право является достоянием всего общества и предполагает равную доступность медицинской помощи для всех жителей какого-либо государства или географического региона, устраняя финансовые, географические, культурные, социальные, психологические и иные дискриминирующие барьеры.

Не случайно в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего

бюджета, страховых взносов, других поступлений. В принципе все государства - участники Генеральной Ассамблеи ООН в своих обязательствах делают упор именно на «равенство» и «отсутствие дискриминации» в сфере здоровья и доступность медицинского обслуживания «для каждого человека». Согласно принятым документам, государства осуждают расовую дискриминацию, обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности и в отношении осуществления права на здраво-

eurasian

> 1(20)2016 <

advocacy

охранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В этой связи в прошлом веке данной международной организацией принят ряд важных документов, затрагивающих вопросы предотвращения и запрета дискриминации, в том числе и в сфере здравоохранения: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года; Конвенция о предотвращении дискриминации в области образования, науки и культуры от 14 декабря 1960 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года и др.

Термин «охрана здоровья» впервые употреблен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, которая признала право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода. Признавая, что здравоохранение в отношении женщин является особенным в силу материнства, конвенция установила, что материнство и продолжение рода и есть часть права на здоровье.

Дискриминация в сфере здравоохранения, как правило, имеет скрытую форму, наблюдается в отношении неимущих и малоимущих групп населения. В эту категорию чаще всего входят женщины, дети, люди с ограниченными возможностями, больные СПИД / ВИЧ, мигранты и члены их семей. Об этом свидетельствует, в частности, постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 по делу «Ки-ютин против Российской Федерации» (жалоба № 2700/10) [4]. По делу обжалован отказ в предоставлении заявителю разрешения на временное проживание в Российской Федерации вместе с семьей в связи с наличием у него ВИЧ-инфекции. ЕСПЧ установил, что по делу нарушены требования статей 8 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Большую группу лиц, подвергающихся дискриминации в сфере охраны здоровья, составляют лица, имеющие психические заболевания, которые не получают должного лечения во многих странах. Большинство стран даже не имеют четкой стратегии в области лечения подобных заболеваний, порой в бюджете отсутствует графа для этих целей.

В средствах массовой информации часто встречаются публикации по поводу дискримина-

ции по состоянию здоровья (увольнение работника), отказа скорой помощи приехать к тяжелобольному мигранту, избиения участников ЛГБТ-сообщества, отказа в медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и т. д.

В стенах ООН в последние годы все чаще можно услышать призывы покончить с дискриминацией. В своем обращении к Международному олимпийскому комитету генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что ненависти любого рода нет места в ХХ! веке, нужно возвысить свой голос против атак на лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов.

Так, ежегодно 1 марта ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ / СПИДу) проводит акцию «Ноль дискриминации», или день без дискриминации, к которой присоединились многие страны. Организаторы отметили, что почти в 80 странах есть законы, криминализирующие однополые отношения. В Малави, Намибии и Ботсване почти каждый пятый мужчина, имеющий половые отношения с мужчинами, сообщает о том, что он боится обращаться за медицинской помощью. В мире более 10 % женщин и 23 % мужчин, живущих с инвалидностью, сообщают о том, что они не обращались повторно за медицинской помощью, так как к ним плохо относились во время предыдущего посещения.

Как должен работать принцип недискриминации, отчетливо прослеживается, в частности, в концепции прав пациента в европейских странах, где права здорового / больного потребителя медицинских услуг условно подразделены на пять групп.

В первую группу входят права человека и человеческие ценности в здравоохранении, включающие право на уважение собственной личности, на самоопределение, на сохранение физической и психической целостности, на уважение тайн человека, на собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения, на защиту здоровья в той мере, в которой позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней. Особо подчеркивается, что реализация перечисленных прав должна осуществляться не в ущерб законным интересам других членов общества.

Вторая группа включает права, гарантирующие доступ к информации о состоянии своего здоровья, в том числе к данным о возможном риске лечения, сведениям о возможных последствиях отказа от лечения, информации о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий. Если больной не говорит на обычном в данной стране

евразийская

1 (20) 2016

адвокатура

языке, необходимо обеспечить ту или иную форму перевода.

В третьей группе регламентированы условия и процедуры получения согласия на медико-биологическое вмешательство, в четвертой группе закреплены права, обеспечивающие конфиденциальность и приватность сведений о состоянии здоровья пациента, диагнозе и т. д.

В пятой группе провозглашено право каждого человека на получение медицинской помощи, соответствующей состоянию его здоровья, включая помощь профилактического и лечебного характера. Отмечено, что предоставление медицинских услуг должно соответствовать финансовым, человеческим и материальным ресурсам данного общества и обеспечивать постоянную доступность необходимой медицинской помощи для всех в равной мере без какой-либо дискриминации. В ситуациях, когда медицинская помощь должна быть оказана одновременно нескольким больным, а работник учреждения здравоохранения вынужден определить очередность ее оказания, пациенты вправе надеяться, что выбор очередности будет основан исключительно на медицинских критериях, избегая дискриминационных факторов.

Все же разница в экономических и социальных ресурсах отдельных государств в сфере здравоохранения может стать причиной неравной доступности медицинской помощи для каждого человека. Доступность медицинской помощи напрямую связана с достаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета на нужды системы здравоохранения [2]. Инвестиции в дорогостоящие лечебные услуги, которые зачастую доступны лишь небольшой привилегированной части населения, не должны носить непропорциональный характер в ущерб первичным и профилактическим медико-санитарным услугам, в которых нуждается большая часть населения.

Недискриминация - это когда учреждения здравоохранения, медицинские товары и услуги де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых или социально отчужденных слоев населения. Очень важным представля-

ется конституционное закрепление права на охрану здоровья, учитывая, что здоровье населения без преувеличения является основой национальной безопасности страны. Ответственность органов власти в РФ за обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и получение гарантированной медицинской помощи надлежащего качества должна стать приоритетом государственной политики. Несмотря на негативные последствия экономических спадов (1998-2001, 2007-2009, осень-зима 2014 г.), действия государственной власти по стабилизации экономической ситуации в социальной сфере ни в коем случае не должны ущемлять права граждан на охрану здоровья.

Пристатейный библиографический список

1. Беляков А.В. Международно-правовые аспекты: право на здоровье как одно из основных прав человека // Социальное и пенсионное право. 2009. № 3. С. 39-42.

2. Белоусова А.А. Концептуальные аспекты, повлиявшие на международно-правовое закрепление права человека на здоровье // Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 314-329.

3. Блинов А.Г. Соотношение уголовного и здравоохранительного законодательства в сфере обеспечения прав и свобод пациента // Библиотека криминалиста. 2013. № 2. С. 40-45.

4. Постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 «Киютин против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. № 12.

References (transliterated)

1. Beljakov A.V. Mezhdunarodno-pravovye aspekty: pravo na zdorov'e kak odno iz osnovnyh prav cheloveka // Social'noe i pensionnoe pravo. 2009. № 3. S. 39-42.

2. Belousova A.A. Konceptual'nye aspekty, povlijav-shie na mezhdunarodno-pravovoe zakreplenie prava cheloveka na zdorov'e // Vestnik RUDN. 2014. № 4. S. 314-329.

3. Blinov A.G. Sootnoshenie ugolovnogo i zdravooh-ranitel'nogo zakonodatel'stva v sfere obespechenija prav i svobod pacienta // Biblioteka kriminalista. 2013. № 2. S. 40-45.

4. Postanovlenie ESPCh ot 10.03.2011 «Kijutin protiv Rossijskoj Federacii» // Bjulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. 2011. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.