Научная статья на тему 'Обеспечение пенсионных прав граждан в контексте формирования социального государства'

Обеспечение пенсионных прав граждан в контексте формирования социального государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1060
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олейник Н. Н., Летуновский В. К.

В статье анализируются проблемы пенсионного обеспечения, которое составляет элемент прав и свобод человека и гражданина. Что актуально, ведь российское законодательство в этой сфере относится к наиболее проблемному с точки зрения правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение пенсионных прав граждан в контексте формирования социального государства»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

УДК 342.734

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В статье анализируются проблемы пенсионного обеспечения, которое составляет элемент прав и свобод человека и гражданина. Что актуально, ведь российское законодательство в этой сфере относится к наиболее проблемному с точки зрения правоприменительной практики.

Ключевые слова: право социального обеспечения, пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, пенсионное законодательство.

Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На фоне российского конституционализма развитие социальной государственности проявляется в реформировании всех сфер жизни общества. И право на пенсионное обеспечение, которое составляет элемент прав и свобод человека и гражданина, одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства1.

Правовая основа социальной государственности должна определять гарантии ее реализации, которые закреплены в ст. 39 Конституции Российской Федерации2 и развивают положения о социальной сущности государства: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Она должна следовать цели равномерного накопления и распределения всех благ граждан пропорционально их экономическому потенциалу, одновременно выступая условием социальной стабильности и прочности конституционного строя3.

В этом ключе следует отметить то, что наряду с другими социальными, политическими и экономическими правами право социального обеспечения занимает центральное место в системе прав человека. Но только когда общество станет по настоящему демократическим и социально зрелым можно создавать условия для реализации пенсионного обеспечения.

Пенсионное обеспечение - это «вид социальной защиты и социального обеспечения, особенностями которого, является регулярное предоставление со стороны общества и государства материальных средств из пенсионных фондов, в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, граждан, достигших пенсионного возраста, а так же нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца»4.

Российское законодательство в этой сфере относится к наиболее проблемному с точки зрения правоприменительной практики. Это особенно стало заметно с момента реализации пенсионной реформы, осуществляемой на основании целого пакета федеральных законов и подзаконных актов, когда граждане стали в массовом порядке обра-

'Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. - С. 21 - 26.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. 21 января.

3 См.: Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. - С. 120.

4 Якушев Л.П. Современные проблемы развития системы социальной защиты и пенсионного обеспечения в России. - М., 2001. - С.54.

Н.Н. ОЛЕЙНИК11 В.К. ЛЕТУНОВСКИЙ21

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

1)e-mail: Oleinik@bsu.edu.ru

2)e-mail: valentin.letunovsky31@yandex.ru

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

щаться в суды. Причем такие обращения имели место, как в суды общей юрисдикции, в Конституционный Суд РФ, а так же европейский суд по правам человека.

Несовершенство действующего пенсионного законодательства не может не вызвать тревогу, поскольку создает неопределенность правового положения огромного количества граждан, не позволяет сформировать единообразной правоприменительной практике, создает препятствия в реализации пенсионных прав граждан.

Председателем Конституционного Суда РФ Зорькиным В.Д. отмечается, что жалобы по социальным вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный суд. Это свидетельствует об имеющихся концептуальных недостатках действующего пенсионного законодательства, в связи с этим перед конституционным судом ставится задача особого рода не только защищать основные социальные права граждан, но и способствовать выработке направления развития такого законодательства5.

Право граждан на пенсионное обеспечение должно выполнить свое предназначение обеспечить пенсионерам со стороны государства уровень жизни, признаваемый достойным. Это вытекает из международных актов, которые к числу элементарных прав и свобод относят такое неотъемлемое право каждого, как право на жизнь. Все же, это право должно гарантироваться соответствующим уровнем жизни. Особенно это относится к незащищенным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам и детям для которых возможность заработать себе на жизнь порой сопряжена с непреодолимыми препятствиями. Несмотря на то, что все права человека взаимосвязаны, тем не менее между правом на жизнь, правом социального обеспечения и правом на достойный уровень жизни существует особая связь и взаимодействие6.

Для того чтобы граждане могли беспрепятственно реализовывать свои права, в государстве должна быть закреплена четкая система гарантий. Под гарантиями реализации прав человека следует понимать механизм обеспечения прав человека, специально созданный государством для более эффективного осуществления прав либо для устранения препятствий, возникающих при их реализации. Структурный состав социальной сферы показывает, что она призвана способствовать улучшению здоровья, повышению квалификации, совершенствованию способностей и тем самым улучшению своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека, а также гарантировать гражданам свои права на пенсию.

Пенсионные системы большинства государств с рыночной экономикой содержат ряд ключевых элементов, удельный вес которых предопределяет их экономическую и социальную направленность.

Международный опыт свидетельствует, что чем больше страна развита в экономическом отношении, тем активнее она занимается совершенствованием своей пенсионной системы.

Практически все развитые государства начиная с 1980 г. стали более активно предпринимать меры по приспособлению национальных пенсионных систем к различным моделям, включающим в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, они строятся по "накопительной" или "распределительной" схемам7.

Изучение нынешнего обширного зарубежного опыта свидетельствует, что накопительные системы пенсионного обеспечения населения получают все большее распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря пенсионным реформам граждане уже многих стран сегодня

5 Гвоздева О.М. К вопросу о конституционно-правовом механизме обеспечения социально-экономических прав человека во внутригосударственной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 6. - С. 25 - 27.

6 Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2009. N 3. - С. 14.

7 Сухорукова Е.В. Пенсионное обеспечение: российский и зарубежный инновационный опыт: Монография М.: ИТК «Дашков и К», 2011. - С.32-53.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты.

Все больше сторонников приобретает концепции, в соответствии с которыми государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, выплачиваемых исходя из социальных прав граждан. Одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов.

Несмотря на общие проблемы, каждое государство на первый план ставит задачу выработки современной конституционной концепции социальной справедливости. Это требует переосмысления существующих подходов к оценке значимости социальных прав граждан, усиления позиции государства как основного субъекта, обязанного обеспечить каждому человеку право на достойную жизнь. Кроме того, даже с учетом организационного разнообразия, можно утверждать, что основой пенсионного обеспечения является его законодательно закрепленный характер.

Со слов заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ «Принятие социально значимых решений должно происходить с учетом мнения наших граждан»8.

Действительно любое государство никогда не сможет снять с себя роль гаранта социальных прав своих граждан. Это происходит либо через поддержку пенсионной системы, или через социальные выплаты малообеспеченным пенсионерам. Социальные расходы государству приходится нести в любом случае.

Несмотря на это Пенсионный фонд России все больше превращается в бюджетную «черную дыру», а его собственный дефицит непрерывно растет. Если в 2011 году он составляет 875,9 млрд. руб., то в будущем году может удвоиться до 1,75 трлн., а в 2013 году перевалит и за этот показатель. При этом в бюджете -2012 заложено две индексации пенсий: с 1 февраля на 7%, и с 1 апреля на 2,4%. Чтобы аккумулировать необходимые средства, властям придется искать дополнительные источники. Простейший путь повысить налоги и закачать собранные деньги в пенсионную «кубышку». Но власти, похоже, пока опасаются переходить некую критическую черту, за которой наша экономика нашей страны уже попросту станет неэффективной, особенно учитывая возникшую перспективу «второй волны» глобального экономического кризиса. Таким образом, взять деньги, чтобы закрыть разрастающуюся пенсионную брешь, попросту будет негде9.

Другой вариант повышение пенсионного возраста. Но пока против этого выступает трудящиеся, профсоюзы и высшее руководство страны, поэтому приходится делать обходные маневры. Так, Министерство здравоохранения и социального развития РФ предлагает гражданам сначала как следует поработать, а потом получить достойную пенсию. Трудовой стаж предполагается увеличить до 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. А тем, кто не сможет осилить такой срок, давать только более чем скромную социальную пенсию. Кроме того, изменяется система выплаты страховых взносов по линии пенсионного и социального обеспечения. Обладатели больших годовых зарплат свыше 512 тыс. руб. станут платить 10% страхового взноса дополнительно. Но, как признал замминистра здравоохранения и социального развития РФ, это всего 160 млрд. руб., которые «не скомпенсируют выпадающих доходов, бюджет будет задействован в любом случае»10.

По мнению российских и зарубежных экспертов, самый печальный вариант придания пенсионной системе «самодостаточности» будет состоять в том, что будут реализованы все обсуждаемые варианты. То есть и налоги поднимутся, и пенсионный возраст повысится, и стаж увеличится, и страховые взносы снижены не будут. Вероятность того, что это будет сделано одновременно, мала, но как цепь последовательных событий такой сценарий возможен.

Новая пенсионная система весьма успешно приспособилась к современным экономическим реалиям и доказала свою эффективность. Сейчас граждане начинают заботиться о своей пенсии с самого начала трудовой деятельности.

Сегодняшняя пенсионная реформа, в отличие от советской распределительной пенсионной системы, которая полностью изжила себя, создала все условия для эффективного способа инвестирования."Нет, мы не вернемся к советской пенсионной системе

8«гмг«г.тт7^аУ80с.ги/реп8юп8/га:гуШе/0118

9 www.newizv.ru/ec0n0mics/2011-11-22/154976-deficit-sam0d0stat0chn0sti.html

10 www.newizv.ru/ec0n0mics/2011-11-22/154976-deficit-sam0d0stat0chn0sti.html

134 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р^Н Серия Философия. Социология. Право.

2012. №2(121). Выпуск 19

полномасштабно, утверждает председатель Союза пенсионеров России, член Совета Федерации Валерий Рязанский. - Мы за то, чтобы исключить все-таки по максимуму досрочные пенсии. Этого не должно быть в условиях рыночной экономики. Хотя то, что было положительного в советской пенсионной системе это устойчивость, надежность, га-рантированность, естественно, надо использовать, и в этом ничего плохого нет. Сегодня в Российской Федерации существует уверенность в том, что государство никогда не бросит пожилых граждан на произвол судьбы. Все эти вещи сейчас уже стабильны и ни у кого не вызывают сомнения"11.

Пенсионное обеспечение важнейший национальный проект современной России. Его основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии, иначе говоря, его личным вкладом в пенсионную систему12.

По нашему мнению, нужно самостоятельно формировать свою будущую пенсию за счет участия в программах государственного софинансирования пенсии, а также в программах дополнительного пенсионного обеспечения. Только эффективное использование всех имеющихся возможностей по формированию будущего пенсионного капитала позволит рассчитывать на достойное материальное благополучие при выходе на пенсию.

В завершении сказанного, необходимо отметить что безболезненных пенсионных реформ не бывает. Практически все страны, начинавшие процесс преобразования, сталкивались с недовольством населения, протестами профсоюзов и сложным переходным периодом от старой системы к новой. Но в итоге государства, которые провели удачные реформы, уже повышают пенсии своим гражданам. А те, кто не решился на радикальные шаги сейчас, будут вынуждены делать их позже, но с большими потерями.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 2009. 21 января.

2. Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации //Социальное и пенсионное право.- 2009.- №1.

3. Гвоздева О.М. К вопросу о конституционно-правовом механизме обеспечения социально-экономических прав человека во внутригосударственной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 6.

4. Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового

1. Обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1.

5. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.

6. Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в

2. социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2009. N 3.

7. Сухорукова Е.В. Пенсионное обеспечение: российский и зарубежный инновационный

3. опыт: Монография - М.: ИТК «Дашков и К», 2011.

8. Якушев Л. П. Современные проблемы развития системы социальной защиты и

4. пенсионного обеспечения в России: Учебное пособие. - М., 2001.

9. www.minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/0118

10. www.newizv.ru/economics/2011-11-22/154976-deficit-samodostatochnosti.html

11. www.1npf.com/media/reforms/798/

REALIZATION OF PENSIONARY RIGHTS OF CITIZENS IN TERMS OF SOCIAL STATE DEVELOPMENT

N.N. OLEINIK11 V.K. LETUNOVSKY21

Belgorod National Research University

1)e-mail: Oleinik@bsu.edu.ru

2)e-mail: valentin.letunovsky31@yandex.ru

This article analyzes the problem of pension provision, which is an element of the rights and freedoms of human and citizen. It is important, because the Russian legislation in this sphere is one of the most important problems from the perspective of law enforcement.

Key words: right to social security, pension, pension reform, pension legislation.

11 www.1npf.com/media/reforms/798/

12 Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Фе-

дерации// Социальное и пенсионное право", 2009. N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.