Научная статья на тему 'Обеспечение нефтепродуктами действующей армии в годы Великой Отечественной войны'

Обеспечение нефтепродуктами действующей армии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2602
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бодрова Е.В.

В статье на основе опубликованных и вновь вводимых в научный оборот документов и материалов определяется вклад нефтеперерабатывающей отрасли в обеспечение нефтепродуктами тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бодрова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение нефтепродуктами действующей армии в годы Великой Отечественной войны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

Е.В.Бодрова

Доктор исторических наук, профессор, Заведующая кафедрой истории Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

электроники (МГУПИ)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТАМИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

В статье на основе опубликованных и вновь вводимых в научный оборот документов и материалов определяется вклад нефтеперерабатывающей отрасли в обеспечение нефтепродуктами тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова

Великая Отечественная война, «Второе Баку», эвакуация, нефтеперерабатывающие заводы, армия.

В годы Великой Отечественной войны был осуществлен быстрый переход на чрезвычайный режим военного времени; вводился мобилизационный народнохозяйственный план, вся экономика переориентировалась на нужды фронта. В решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 4 июля 1941 г. ставилась задача по укреплению сырьевой базы тяжелой индустрии в восточных областях СССР. Предусматривалось увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов. В ГКО контроль над производством металла и топлива, в том числе нефти, был возложен на Н.А. Вознесенского. 4 июля 1941 г. комиссия под его руководством приступила к составлению военно-хозяйственного плана. При Народном комиссариате нефтяной промышленности (НКНП) был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н.К.Байбаков, назначенный одновременно уполномоченным ГКО.

Определяющими ход перестройки нефтяной промышленности на военные рельсы стали постановления ГКО от 30 июля 1941 г. «О мерах по развитию добычи и переработки нефти в восточных районах СССР в Туркмении» и от 28 октября 1941 г. «Об эвакуации Майкопнефти и Грознефти в Башкирскую АССР» [12], в которых были намечены мероприятия по перебазированию нефтяных предприятий из южных районов в восточные, по размещению эвакуированных заводов и предприятий нефтяной промышленности, по обеспечению роста добычи и переработки нефти.

30 июня 1941 г. было принято решение об эвакуации Херсонского и Одесского крекинг-заводов в Сызрань, Укрнефтекомбината и Укрнефтегаза (Западная Украина) - в различные районы Поволжья [3, л. 1]. Началось перебазирование нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, геологоразведочных, машиностроительных и иных предприятий с Кавказа.

Особенно трудным стал первый период войны. В конце 1941 г. на фронте периодически не хватало горючего [17, С. 93]. К началу контрнаступления под Москвой войска Западного фронта имели горючего на 5-6 заправок [14, с. 58]. Наиболее острой оставалась проблема с авиационным бензином. Отечественные заводы производили бензин с октановыми числами 78, 74 и 70. Для получения высокооктановых авиационных бензинов базовый авиабензин Б-70 прямой гонки смешивался с высокооктановыми компонентами - изооктаном, алкилатом, авиабензином Б-100 [10, с. 55]. Помогали решить проблему поставки из США - как самого бензина, так и компонентов, повышающих его октановое число.

На базе эвакуированного оборудования были построены нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани, Красноводске, на станции Ванновская в Узбекской ССР, реконструированы Орский и Ишимбаевский нефтезаводы [4, с. 75]. Во втором полугодии 1941 г. и в начале 1942 г. только в Поволжье было эвакуировано около 200 промышленных предприятий. 60 из них было восстановлено в 1941 г., 123 - в 1942 г. [2, с. 61-64].

Только Пермская область приняла в годы войны более 5,3 тыс. специалистов из западных и южных районов страны. Реконструированный в 1942 г. Верхнечусовской нефтеперегонный завод был перепрофилирован на производство керосина, солярки и газойля. Был освоен выпуск индустриальных масел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

(машинного, веретенного, автола) и бытового керосина. В январе 1943 г. в Молотове (Перми) сдали в строй нефтемаслозавод, созданный на базе местной артели промкооперации и вывезенного из Москвы оборудования. Этот завод был восстановлен всего за 7 месяцев [11, с. 54]. Стремительными темпами, минуя ряд этапов технического проектирования, возводился НПЗ в Краснокамске, сооружаемый на базе эвакуированного оборудования. В мае 1943 г. он выдал первые тонны бензина и мазута. Нефтепереработчики отгружали авиабензин на одно из самых сложных направлений - Ленинградский фронт, снабжали топливом сельское хозяйство Сибири, Свердловской и Челябинской областей. Немногим более чем за полгода НПЗ произвёл почти 110 тыс. т нефтепродуктов [15].

Гигантская по масштабам передислокация производительных сил из прифронтовых районов на восток была беспримерной и потребовала огромного напряжения сил. Однако передислокация оборудования и специалистов дала возможность активизировать работы на Востоке. В частности - пустить в строй Ишимбайский завод нефтяного машиностроения, который с весны 1942 г. производил станки СБ-1-900 для бурения глубоких скважин. В Уфе, на площадке НПЗ, было установлено оборудование нефтеперерабатывающих заводов Краснодара и Грозного [1, с. 3]. Туда же переводился Центральный институт авиационных масел и топлива, эвакуировался Государственный институт высоких давлений (ГИВД) Наркомнефти из Ленинграда [3, л. 1]. На Восток перебазировались и заводы из Москвы, Одессы, Харькова, Туапсе, Майкопа.

Ко второй половине 1942 г. были восстановлены почти все нефтяные предприятия, перебазированные в Урало-Поволжье и Казахстан. В течение 1942-1945 гг. в строй действующих вступили несколько НПЗ. Если Сызранский и Краснокамский были возведены на базе эвакуированного оборудования, то Куйбышевский, Орский, Красноводский и Гурьевский поступили в СССР по поставкам ленд-лиза. Кроме того, ряд НПЗ, в частности Московский крекинг-завод, были модернизированы за счет поступившего по ленд-лизу оборудования. Соглашение об этом было заключено с США в 1942 г.- Ввод в эксплуатацию этих нефтеперерабатывающих заводов в конце войны не мог оказать значительного влияния на исход войны, но послужил началом создания средневолжской нефтеперерабатывающей промышленности. Было налажено крупное производство авиамасел, созданы заводы по производству смазок.

Основным производителем авиационного бензина Б-78 был завод им. И.В. Сталина в Баку. Нефтепереработчики освоили производство наиболее качественных сортов авиабензина. В результате совершенствования технологии переработки нефти намного увеличилась выработка высокооктанового топлива. За 1941 - 1944 гг. заводы Баку выпустили более 1 млн т авиабензина Б-78 [11, с. 53].

Структура производства нефтепродуктов в ходе войны целенаправленно менялась. Уже в начале 1942 г. из довоенного ассортимента, включавшего 72 вида смазочных масел и смазок, осталось для производства 35 наименований [4, с. 94]. Во втором полугодии 1942 г. в структуре производства светлых нефтепродуктов значительно повысился удельный вес авиационного и автомобильного бензина.

Форсированное производство ГМС требовало стабильных поставок сырья. Между тем, падение добычи нефти наблюдалось и в 1942 г., и в 1943 г. С июля по ноябрь 1942 г. добыча нефти в СССР упала с 2170 тыс. т до 1528 тыс. т. Годовая добыча в 1942 г. составила 21945 тыс. т - на 11 млн. т меньше, чем в 1941 г. [6, с. 287].

После оккупации Северного Кавказа и выхода врага к Волге значительно возросла роль Второго Баку в снабжении фронта нефтепродуктами. Уже во второй половине 1941 г. на Уфимском НПЗ освоили производство авиационного бензина новых марок - Б-70 и Б-78 и во второй половине 1942 г. завод резко его увеличил, был запущен цех по производству толуола [1, с. 52]. Однако требовали разрешения проблемы, возникшие в нефтепереработке, в частности из-за необходимости обессоливания нефти. Это стало причиной остановки завода в феврале 1942 г. Решение было найдено инженерами М.3. Мавлютовой и Л.Ф. Чернявской, которые открыли деэмульгирующие свойства органической части нейтрализованного кислого гудрона - отхода нефтеперерабатывающих заводов. Были составлены технологические схемы приготовления нового деэмульгатора. Важнейшей задачей завода явилось освоение производства авиационных топлив из сернистых нефтей [5]. Мощность Уфимского НПЗ в целом увеличилась на 74% в основном за счет оборудования грозненских НПЗ [16, с. 237], но этот завод все еще значительно отставал от бакинских.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Однако Волго-Уральский регион сыграл огромную роль в обеспечении сырьем и нефтепродуктами важнейших военно-промышленных центров страны и в подготовке контрнаступления наших войск под Сталинградом. Саратовский нефтеперерабатывающий завод им. С. М. Кирова за годы войны отгрузил фронту 1,4 млн т горючего. Кроме того, на этом предприятии, как и на ряде других, было налажено производство боевого оружия: минометов, треног для противотанковых ружей и др. [2, с. 62]. В 1942 г. Саратовский завод полностью переключился на снабжение горючим армий Сталинградского фронта. Во время авиаударов в ходе боев за Сталинград завод продолжал работать, но получил значительные повреждения. Документы, хранящиеся ныне в архиве, позволяют представить их характер и всю серьезность положения: по донесению народного комиссара нефтяной промышленности И.К. Седина 24 сентября 1942 г. авиацией противника на территорию Саратовского нефтеперерабатывающего завода сброшено около 100 фугасных и большое количество зажигательных бомб [13, л. 17]. Можно только себе представить, каких усилий стоило восстановить завод в течение нескольких дней! Но он стал вновь давать продукцию.

В сложившейся критической ситуации иных вариантов не было: к концу 1942 г. мощности Краснодара выбыли полностью, Грозного - значительно сократились. Во второй половине 1942 г. вне Кавказа самые большие мощности по нефтепереработке были в Саратове - 2230 тыс. т в год, в Уфе - 1500 тыс. т, в Орске -600 тыс., в Москве - 550 тыс. т, в Ишимбае - 590 тыс. т, в Хабаровске - 360 тыс. т, на Константиновском заводе в Ярославле - 220 тыс. т, в Горьком - 125 тыс. т [4, с. 91].

Между тем, потребности Действующей Армии все более возрастали. Как писал Л.М. Кантор: «...из всех видов топлива наиболее сложной была проблема нефти. Если с углеснабжением затруднения страна испытывала в первый год войны, а в дальнейшем наступило значительное улучшение, то проблема нефти продолжала быть столь же острой и в 1943 г., и даже в 1944 г.» [7, с. 68]. Однако, если в начале 1943 г. на фронте ощущалась нехватка автобензина, то к лету 1943 г. положение изменилось к лучшему. Рост производственных мощностей по добыче и переработке нефти позволил увеличить выпуск наиболее дефицитных нефтепродуктов, особенно авиационного и автомобильного бензинов. По сравнению с 1942 г. в 1943 г. увеличилось и производство бензина на 10%, дизельного топлива - в 2,3 раза, моторного топлива -в 1,7 раза [6, с. 290]. Удельный вес авиабензина в общей выработке нефтепродуктов повысился с 4% в 1941 г. до 6% в 1943 г., тракторного бензина - с 11,5% до 14%, флотского мазута - с 2% до 4,3% [7, с. 23].

В 1943 г. начали выпуск продукции нефтеперерабатывающие заводы в Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре (после освобождения) и Молотове. Однако в 1943 г. нефтеперерабатывающие заводы испытывали недостаток каустической и кальцинированной соды, олеума, ингибиторов, купоросного масла. Производство снижалось также из-за отсутствия свободных емкостей и невывоза продукции. НПЗ работали с неполной нагрузкой, некоторые из них (например, Батумский) вынуждены были временно прекратить работу [17, с. 116].

При подготовке летнего наступления 1943 г. германское командование поставило задачу разрушить нефтепромышленность Поволжья, в частности, заводы в Ярославле, в Горьком и Саратове. В июне 1943 г. вражеская авиация осуществляла массированные ночные налеты на нефтеперерабатывающие предприятия Поволжья. Однако к моменту решающих боев на Курской дуге в июле-августе 1943 г. все нефтезаводы вновь работали.

В 1944 г. начался рост добычи нефти. Однако нефтяная промышленность в 1944 г. (прежде всего -добыча нефти) росла медленнее, чем все другие главные отрасли тяжелой промышленности [17, с. 272]. Но в 1944 г. на 12% возросло производство дизельного топлива, на 37% - автомобильного бензина, на 16% -керосина, на 34% - топочного мазута [8, с. 331].

Довольно быстро восстанавливалась грозненская нефтеперерабатывающая промышленность. До войны НПЗ Волго-Уральского района имели мощности по переработке около 2 млн. т нефти в год. К периоду второй половины войны эти мощности существенно возросли. Нефтепереработка развивалась и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке. Ранее эвакуированные крекинг-заводы возвращались на Украину. Но Баку оставался основным центром нефтепереработки.

За все время войны подавляющую часть нефтепродуктов Вооруженные Силы получали от советских НПЗ (исключением можно считать высокооктановый авиабензин) [4, С. 132]. Красной Армией (без ВМФ) в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

военное время было израсходовано 13,36 млн. т горючего. Потребность в горючем действующей армии обеспечивалась на 83% текущим производством, на 9% - импортом, на 1,2% - трофейным горючим, остальная часть покрывалась запасами, хранившимися на складах Народного Комиссариата обороны и других источников [11, с. 52]. Согласно официальным данным, потребление ГСМ Красной Армией наращивалось непрерывно: в 1943г. оно составило 123% к 1942 г., в 1944 г.- 145%, 1945 г.- 172% [8, с. 354].

Бесперебойное обеспечение фронта и тыла нефтью и продуктами нефтепереработки явилось результатом огромных организационных усилий руководства страны и отрасли, консолидации действий и самоотверженности нефтяников, ученых, строителей, транспортников.

Таким образом, нефтяная промышленность СССР, несмотря на временную потерю и консервацию некоторых нефтедобывающих районов, значительное снижение добычи нефти, необходимость перебазирования и восстановления нефтеперерабатывающих заводов, сумела обеспечить нефтью и нефтепродуктами нужды фронта и тыла. В условиях послевоенного восстановления народного хозяйства, «холодной» войны весьма значимым был фактор времени, определяющий мобилизационные методы и формы реализации общенациональных проектов. Одним из наиболее важных явился проект по созданию нефтегазового комплекса страны, осуществление которого во многом компенсировало в позднесоветский период недостаточную эффективность советской экономики, усилило геополитические позиции страны [9, с. 249-255].

Список использованной литературы:

1. Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Уфа, 1984. 280 с.

2. Будков А. Д., Будков Л. А. Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны/ Под ред. И. Я. Вайнера. М.,1985. 248 с.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 6822. Оп. 1. Д. 210.

4. Иголкин А.А.. Советская нефтяная политика в 1940-м - 1950-м годах. М., 2009. 324 с.

5. http://www.oilru.com/nr/ 170/Иголкин А.А. Новая «столица» советской нефтедобычи // [Электронный ресурс] URL: http://www.oilru.com/nr/170/3913/(дата обращения: 17.09.2014).

6. История социалистической экономики СССР, Т. 5. М., 1978. С. 287. 566 с.

7. Кантор Л.М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1991. 93 с.

8. Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М, 1970. 391 с.

9. Калинов В.В. К вопросу о причинах кризиса в нефтегазовом комплексе в позднесоветский период отечественно истории // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 4(31). С. 249-255.

10. Никитин В.В. Внимание горючему. М., 1999. 205 с.

11. Нефть СССР (1917-1987 гг.) М., 1987. 384 с.

12. Постановления ГКО в 1941 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.soldat.ru/doc/gko/gko1941.html (дата обращения: 24.04.2015).

13. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 82. Оп. 2. Д. 566.

14. Советский тыл в Великой Отечественной войне: Общие проблемы. Кн. 1. М., 1974. 672 с.

15. Сергеев С., Нерослов А. Нефтяная отрасль Западного Урала в годы Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс] URL: http://www.oilru.com/nr/206/5023/ (дата обращения: 14.05.2015).

16. Соколов А.К.. Советское нефтяное хозяйство. 1921-1945 гг. М., 2013. С. 237. 280 с.

17. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 2-е изд. М.: Мысль, 1985. 493 с.

© Бодрова Е.В., 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

УДК 336

Б.А. Жусупбекова

Магистрант, Институт истории Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань, РФ

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОГО БУКВАРЯ

Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов становления казахского букваря и их характеристика. Особое внимание уделено роли казахского букваря в процессе начального обучения и воспитания чувства патриотизма.

Ключевые слова

Национальный букварь, грамотность, алфавит, воспитание. В развитии педагогической мысли для казахского народа вторая половина XIX века, является переломным моментом и ее вершиной. Это связано с тем, что именно в это время жили и творили такие корифеи отечественного просвещения, социально-политической и философской мысли, как Ш.Уалиханов, Абай Кунанбаев, И.Алтынсарин, которые внесли большой вклад в развитие казахского общества в целом. Общеизвестно, что гуманистические идеи и деятельность классиков эпохи просвещения в свое время послужило предпосылкой подъема на новый качественный уровень многие грани жизни и общества. Говоря об особой заслуге представителей первого поколения казахских просветителей и значимости их деятельности в формировании и развитии общенациональной культуры казахов, надо подчеркнуть личность И.Алтынсарина, поскольку он был первым профессиональным педагогом нового образца и нового времени, и ближе всех непосредственно занимался вопросами педагогики. Главные пути преодоления порочных проявлений своего времени, темноты и невежества И.Алтынсарин видел в просвещении подрастающего поколения, в познании окружающей среды и в развитии национального самосознания народа, что характеризует его просветительские мировоззренческие качества. Изданный в 1879 году И.Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» была подготовлена в традиции хрестоматии тогдашних передовых русских педагогов и методистов, как К.Д.Ушинский, в них впервые были рассмотрены возможности обозначения казахских звуков русскими буквами, которые и были блестяще осуществлены с изданием этой же «хрестоматии». [1,с.10-12].

Велика заслуга А.Байтурсынова в области просвещения, в преодолении неграмотности в крае. Учебное пособие для начального образования учитывает возрастные особенности подопечных и соответствует требованиям - пожеланиям самих обучающихся детей. Педагог и ученый в нем широко использует захватывающих детей, формирующих в них умение мыслить и мечтать, развивать фантазию - образцы устного творчества народа начиная со сказок, до пословиц и поговорок, загадок и скороговорок. В предисловии к «Букварю» автор пишет в стихотворной форме посвящения для детей, содержание которого созвучно со знаменитым стихотворением И.Алтынсарина «Приходите, дети, учиться!». Дети! Это начало пути к мудрости, Приходите, пробуйте, дерзайте, Многие шли по этому пути, Неужели наш удел - упустить возможность, Мудрость - неугасающий свет, неисчислимое богатство. Так пойдемте и найдем!

«Учебного пособия» (о^у ^¥ралы) - Букваря (Элшпе), составленным А.Байтурсыновым, говорит о многом. В первоначальном варианте «Элшпе» дети сначала знакомятся с родственниками - близкими и дальними, с верхней одеждой, игрушками, названиями еды и напитков, частями тела, домашней утварью, посудой, животным миром, поверхностью земли, жизнью и творениями природы и т.д. В «Элшпе» - это период первоначального формирования грамотности. После этого предлагается для обучения новое учебное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.