Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности в России'

Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО "АВТОВАЗ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забегин Андрей Викторович

В статье исследуются проблемы и перспективы автомобильной промышленности России. Рассматриваются факторы, определяющие обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. Проводится анализ основных итогов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitiveness maintenance of the motor industry in Russia

The competitiveness maintenance of the motor industry in Russia. The article investigates problems and prospects of motor industry of Russia. The factors defining an aggravation of competitive struggle between the world automobile companies for preservation of the share in home market and expansion of export trade are considered. The analysis of the basic results of activity of Open Society AUTOVAZ during the last years is carried out.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности в России»

экономической устойчивости субъекта необходимо использование как финансовых, так и нефинансовых показателей. Показатели, характеризующие экономическую устойчивость предприятия должны входить в стратегические и текущие планы и дополнять существующую систему отчетности. Они должны отражать эффективность развития предприятия и служить базой для внесения при необходимости соответствующих корректив в управление предприятием. Эффективное применение системы показателей экономической устойчивости (на основе SWOT-анализа, бенчмаркинга и других) позволяет своевременно улавливать сигналы о сильных и слабых сторонах предприятия, об имеющихся для него возможностях и угрозах, разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, имеющихся во внешней среде, преодолеть имеющиеся в организации слабости и устранить угрозы.

1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. СПб., 2008.

2. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопр. экономики. 2008. № 12.

3. Нивен П. Р. Диагностика сбалансированной системы показателей. Поддерживая максимальную эффективность / пер. с англ. Днепропетровск, 2006.

Поступила в редакцию 9.02.2009 г.

Safin F.M. Methodology of formation of indicators of economic stability of the organizations of the industrial sector. The diagnosis and estimation of stability of the industrial enterprises are exclusively actual in difficult conditions of economic development of the country. One of the most necessary and important condition of enterprise sustainable development is the objective diagnostics of its financial position. Ignoring of the given condition leads to the loss of rates of development and competitiveness.

Key words: the industrial enterprises, indicators of economic stability.

УДК 385.388

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

© А.В. Забегин

В статье исследуются проблемы и перспективы автомобильной промышленности России. Рассматриваются факторы, определяющие обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. Проводится анализ основных итогов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за последние годы.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, конкурентная борьба, деятельность ОАО «АВТОВАЗ».

Автомобильная промышленность - одна из ведущих отраслей промышленности России. Перспективы развития и значение автомобильной промышленности определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре государства, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Отметим, что страны - лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населе-

ния, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой - одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

А.Н. Клепач, директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России, отмечает, что сейчас разрабатывается концепция развития экономики до 2020 г. и, соответственно, прорабатывается прогноз на перспективу - до

2030 г. По сути дела, один из ключевых вопросов, который определяет темпы развития отечественной промышленности и ее конкурентоспособность - это потенциал роста российского автомобилестроения. Проблема здесь заключается в том, что вот уже несколько лет отрасль находится перед выбором - какой путь развития выбрать? Дальнейшие перспективы будут зависеть от того, как в ближайшие 2-3 года будут решены следующие задачи. Первое - сможет ли автопром сохранить позиции на российском рынке? В какой мере Россия сохранит полномасштабное производство автомобилей? Останутся на рынке отечественные автомобили или акцент сместится в сторону сборки иномарок? [1].

По совмещению конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение особо выделяется среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана большая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа фирм - самостоятельных продуцентов.

Таким образом, данные факторы определили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жесткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.

На сегодняшний день в автомобилестроении продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было положено в 80-х гг. XX в. Данный процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства. Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции вы-

полняются без участия ручного труда, т. е. роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и ценится достаточно высоко.

В периодическом издании «Транспорт» от 28 сентября 2005 г. были опубликованы выводы немецких ученых, говорящих о высоких перспективах российской автомобильной промышленности. В течение ближайшего времени российский автомобильный рынок станет одним из самых динамичных в плане роста в мире. К такому выводу пришли немецкие маркетологи в своем исследовании «Будущее автомобильной промышленности в России», которое подготовили совместно мюнхенская компания Roland Berger Strategy Consultants, Восточный комитет германской экономики и Союз автомобильной индустрии Германии. Согласно данным исследования, которые приводит издание «Время новостей», количество новых автомобилей в России до 2014 г. будет ежегодно возрастать на 6 % [2].

При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится до 700 тыс. с 300 тыс. в

2006 г., а собранных в России иномарок - до 800 тыс. со 100 тыс. за тот же период. Эти тенденции уже сейчас являются причиной того, что 43 % иностранных поставщиков комплектующих деталей и узлов для автомобилей планируют расширить свое присутствие в России. Детальное исследование реальных перспектив автоиндустрии в России адресовано в первую очередь уже действующим, а также потенциальным зарубежным инвесторам.

В 2005 г. были проведены опросы среди 55 зарубежных и российских автопроизводителей и поставщиков, а также среди ответственных за принятие решений российских политиков. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из руководителей группы специалистов из Roland Berger Strategy Consultants Юрген Реерс подчеркнул, что автомобильная индустрия может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Поскольку речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики - от производства сырья, переработки, сборки

компонентов и т. п. до конечной сборки. Кроме того, говорит он, и для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и т. д. «Благодаря этому автопромышленность оказывает внушительный синергетический эффект на все народное хозяйство, - сказал Юрген Реерс. - В этом не в последнюю очередь причина того, что, например, в Германии каждое седьмое рабочее место зависит от автомобильной индустрии» [3].

Однако отечественные эксперты менее оптимистичны. Они утверждают, что в настоящее время российский автопром переживает глубочайший кризис.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в первом полугодии 2005 г. практически все производители отечественных легковых автомобилей выпустили продукции меньше, чем в первом полугодии 2004 г. Общее снижение производства составило 6,5 % и, по прогнозам экспертов, будет падать дальше [2].

Основными причинами снижения выпуска машин стали простои российских автозаводов в январе и экспансия иномарок, главным образом импортных. Дело в том, что спрос в нашей стране слишком быстро сдвигается в сторону автомобилей иностранных марок, и предпосылок для наращивания производства у отечественных автозаводов почти нет. Вместе с тем понятно, что резко производство российских машин не упадет.

Разница в цене между российскими и иностранными автомобилями станет тем фактором, который не даст нашему автопрому умереть. В этой ситуации Министерство промышленности и энергетики РФ утвердило план мероприятий по реализации поддержанной правительством концепции развития отечественного автопрома на ближайшие три года. Задача фантастическая - вывести сделанные в России машины на мировой рынок. Правда, речь пойдет, скорее, о произведенных на наших заводах иномарках. Власти решили, с одной стороны, открыть двери для иностранных производителей, с другой -простимулировать своих, т. е. провести политику протекционизма. Одной из самых главных составляющих нового плана станет снижение ввозных пошлин на иностранные комплектующие.

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики России, оказывающей значительное влияние на решение ее экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем. В условиях продолжающегося кризиса доля автомобилестроения России в мировом производстве автомобилей (2,3 %) превышает долю в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в мировом производстве (1,5 %), что свидетельствует о существенном приоритете и потенциале отрасли для решения задач устойчивого развития национальной экономики [4].

Объем производства промышленной продукции отраслью в 2000 г. составил около 200 млрд руб. (3,4 % от общего годового объема промышленной продукции в РФ). Доля автомобильной промышленности в налоговых поступлениях в федеральный бюджет составила более 3 %. Удельный вес реализации легковых автомобилей в общем розничном товарообороте достигает 6 %, а в обороте непродовольственных товаров -около 14 %.

В общем объеме продукции всех отраслей машиностроения России автомобилестроение составляет около 31 %, в т. ч. только гражданских - до 44 %. Общая численность работающих на предприятиях отрасли превышает 800 тыс. человек [5]. В тоже время в смежных отраслях промышленности: металлургической, нефтехимической, стройматериалов, текстильной, электротехнической, электронной и других, непосредственно связанных с производством продукции для автомобильной промышленности, трудится еще более 6 млн работников. Это означает, что каждое десятое рабочее место в хозяйственном комплексе России связано с обеспечением деятельности автомобильной промышленности. Кроме того, дополнительные многочисленные рабочие места создаются на предприятиях по сбыту, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники, по обеспечению запчастями, принадлежностями и эксплуатационными материалами, а также по формированию и обслуживанию автодорожной сети и транспортной инфраструктуры.

Некоторые предприятия автомобильной промышленности являются градообразующими. Они формируют и способствуют раз-

витию инфраструктуры крупных, средних и малых городов, а при свертывании производства создают опасный очаг социальной напряженности. Автомобилестроение занимает одно из ведущих мест в системе наукоемких высокотехнологичных отраслей. Их значение многократно возрастает в условиях глобализации экономических процессов и объективной неизбежности формирования постиндустриального информационного общества. Развитие производства наукоемкой высокотехнологичной продукции создает потребность в новых рабочих местах для высококвалифицированных специалистов, сокращает эмиграцию ученых и высококвалифицированных специалистов из России, образует условия для трудоустройства выпускников высших учебных заведений, приводит к существенному повышению их доходов [6]. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли производства являются основой развития среднего класса высококвалифицированных pa6oтников, а следовательно, и повышения потребительского спроса на различные виды наукоемкой продукции, расширения ее производства, оживления всей экономики страны и увеличения налоговых поступлений в бюджет государства. Это обеспечивает дополнительные инвестиции государства в развитие науки.

Б.С. Алешин, президент ООО «Группа «АВТОВАЗ», в своем докладе «Консолидация инжиниринговых возможностей отечественных и иностранных производителей как резерв ускорения развития Российского автопрома» сообщает об основных итогах ОАО «АВТОВАЗ» в 2007 г. Производство и продажа автомобилей LAD A PRIORA. Начался выпуск новинки, в апреле 2007 г. стартовали ее продажи. За 7 месяцев пребывания на отечественном рынке продажи LADA PRIORA превысили 50-тысячную отметку, что является рекордом для всех представленных в России марок и моделей. В октябре LADA PRIORA названа потребителями «народной маркой». Продажи автомобилей LADA в России. Во втором полугодии реализация автомобилей АВТОВАЗа по месяцам стабильно выше показателей 2006 г. По итогам 10 месяцев суммарный объем продаж автомобилей LADA на российском рынке превысил аналогичный показатель 2006 г. Обновление модельного ряда. Начато производство

новых комплектаций LADA KALINA. Сегодня эти автомобили выпускаются в вариантах исполнения «стандарт», «норма»,

«люкс». В комплектации «люкс» LADA KALINA в ряду других опций получила подушки безопасности водителя и пассажира, ремни безопасности с устройством предварительного натяжения и ограничением усилия, антиблокировочную систему тормозов. Также на автомобили LADA KALINA наряду с 1,6-литровым двигателем начал устанавливаться новый мотор объемом 1,4 литра. Начат выпуск автомобилей LADA PRIORA с антиблокировочной системой тормозов. С 1 января 2008 г. в России вступают в действие требования стандарта «Евро-3». В 2007 г. АВТОВАЗ полностью подготовил свой модельный ряд к переходу на новые нормы экологичности. В течение всего 2007 г. АВТОВАЗ не повышал отпускные цены на свою продукцию. При этом за 9 месяцев

2007 г. чистая прибыль компании возросла в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 7,8 млрд руб. Рост чистой прибыли во многом обусловлен постоянным поиском резервов и снижением затрат по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности. ОАО «АВТОВАЗ» и Фиат подписали «Меморандум о взаимопонимании». Этот документ станет базовым для определения основ сотрудничества, направленного на развитие ОАО «АВТОВАЗ» в области разработки и производства легковых автомобилей.

Таким образом, особенности развития российского автопрома в 2007 г. были следующими. Продолжился рост автомобильного рынка России. По предварительным оценкам, по сравнению с прошлым годом продажи вырастут более чем на четверть и достигнут 2,54 млн автомобилей. В стоимостном выражении это 50 млрд долл. Этот рост стал возможным, в т. ч., и за счет увеличения предложения кредитных программ: от 30 до 50 % автомобилей покупается в кредит. Отмечен значительный прирост объема подержанных машин, ввозимых из-за границы. По данным аналитического агентства Автостат, в России импорт подержанных иномарок по результатам 2007 г. может составить 380400 тыс., что почти на треть больше, чем в 2006 г. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на интенсивный рост произ-

водства и импорта новых автомобилей в Россию, а также высоких таможенных пошлин на ввоз подержанных авто, рынок испытывает значительный недостаток в недорогих и качественных машинах, который возмещается за счет увеличения ввоза авто бывших в употреблении. Объем производства легковых автомобилей в РФ за і0 месяцев 2007 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 9,3 % и составил і,і млн шт. Рост производства происходит за счет увеличения выпуска автомобилей зарубежных марок. Уже в будущем году общий объем производства российских «иномарок» может сравняться с объемом выпуска отечественных заводов. Лидеры среди иностранных производителей - заводы «Форд» (Всеволожск), «Автофрамос» (Москва), ТаГАЗ (Таганрог), «Ижавто» (Ижевск). АВТОВАЗ, несмотря на впечатляющие достижения по продажам на внутреннем рынке, по производству не смог превысить показателей 2006 г. Результаты в производстве автомобилей на территории России могли бы быть и выше, но есть несколько факторов, которые отрицательно сказались на динамике: открытие производств в России не приводит к снижению цен на выпускаемые модели; заявленный уровень локализации не достигнут ни одним из производителей.

В ноябре завершился прием заявок на создание в России автосборочных предприятий. Были подписаны соглашения более чем с і5 производителями автомобилей, среди которых проект «ИжАвто» по сборке автомобилей Kia, «Северсталь-авто» - SsangYong и Fiat, соглашения между ГАЗом, КАМАЗом, GM-АвтоВАЗом и «Автофрамосом» (Renault), Ford, Volkswagen, General Motors, Toyota, Nissan, PSA (Peugeot, Citroen), Suzuki и «Объединенными транспортными технологиями» (Chevrolet, Isuzu и ZAZ). 2007 г. был отмечен открытием новых автособорочных производств в России. Крупнейшими проектами стали заводы Volkswagen под Калугой и Toyota под Санкт-Петербургом. Очень активно стали действовать на российском рынке китайские автопроизводители. В настоящее время промышленная сборка автомобилей китайских марок осуществляется на трех заводах: «Автотор» - автомобили СЬєгу; «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) -автомобили Geely, в планах производство

пикапов и внедорожников ZX; «Дервейс» (Lifan, Dadi). Компания «Ирито» (генеральный дистрибьютор китайских автомобилей марок Great Wall, BYD Auto, FAW, Hafei, Foton и DFM) намерена организовать в России сборочное производство автомобиля BYD Flyer. Выпуск этой модели в режиме промышленной сборки позволит достигнуть минимальной цены на автомобиль в пределах 125 тыс. руб. Проектная мощность сборочного производства составит 25 тыс. автомобилей в год. Для выполнения проекта компания «Ирито» намерена привлечь инвестиции в размере более миллиарда рублей.

С момента принятия Концепции развития автомобилестроения в 2002 г. Правительством был сделан ряд важных шагов, которые условно можно разделить на четыре направлении:

1) таможенно-тарифный блок: поставлены барьеры ввозу легковых автомобилей старше 7 лет; снижены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды зарубежного оборудования, аналогов которого в России в настоящее время не производится (сварка, окраска, конвейерные линии) и, как уже говорилось, снижены пошлины на автокомпоненты для сборки автомобилей;

2) ввод экологических стандартов: прекращен ввоз грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями [7].

Поэтому вопрос последовательного внедрения стандартов технического регулирования - это, по большому счету, вопрос долгосрочной конкурентоспособности продукции отрасли. Необходимо четкое соблюдение временного ряда перехода на новые стандарты, чтобы это осознавали и, соответственно, разрабатывали свою долгосрочную стратегию все участники рынка - и производители автомобилей, и их партнеры. Реализация инерционного прогноза, когда большая часть спроса на легковые автомобили будет удовлетворяться за счет импортных поставок, приведет, по оценкам, к 2010 г. к тому, что импорт, достигнув 1-1,1 млн штук в год, примерно сравняется с производством действующих сейчас российских заводов. Это будет способствовать консервации негативных тенденций в автопроме. В этой связи, необходимо осуществление Правительством Российской Федерации шагов, направленных на реализацию целевого прогноза, предпола-

гающего ускоренное развитие автомобильной отрасли внутри страны, создание дополнительных рабочих мест и трансфер передовых технологий.

1. Итоги и основные особенности развития автомобильной промышленности России в 2007 году: материалы 16-ой Междунар. автомобильной конф. Москва, 19 дек. 2007 г. М., 2007.

2. Интернет-версия газеты Авторевю. иКЬ: www.autoreview.ru

3. Реерс Ю. Немецкие экономисты прочат российскому автопрому блестящее будущее // Транспорт. 2005. 28 сент.

4. Интернет сайт Avtovaz.ru. иКЬ: http://www. gmavtovaz.ru/new_ru/index.php

5. Статистический ежегодник 2007. М., 2007.

6. Экономика в промышленности // Эксперт. 2001. № 42.

7. Информационный мультипортал Кирилл и Мефодий. URL: www.km.ru

Поступила в редакцию 2.02.2009 г.

Zabegin A.V. The competitiveness maintenance of the motor industry in Russia. The article investigates problems and prospects of motor industry of Russia. The factors defining an aggravation of competitive struggle between the world automobile companies for preservation of the share in home market and expansion of export trade are considered. The analysis of the basic results of activity of Open Society “AUTOVAZ” during the last years is carried out.

Key words: the motor industry, competitive struggle, the function of the Open Society “AUTOVAZ”.

УДК 330.190.2

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.Н. Ильина

В статье представлены подходы к определению сущности стратегического планирования предпринимательской деятельности. Приводятся определения дефиниции «стратегическое планирование предпринимательской деятельности», выявляются особенности и этапы стратегического планирования. Основное внимание в работе уделено стратегии как исходному элементу процесса стратегического планирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: стратегическое планирование, предпринимательская деятельность, этапы стратегического планирования, стратегия развития.

Стратегическое планирование предпринимательской деятельности представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития той или иной предпринимательской структуры (или их объединений). Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предпринимательской структуры, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование - это адаптивный процесс, в результате которого происходят:

а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов;

б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контро-

ля и оценки происходящих изменений в деятельности предпринимательских структур.

Как известно, стратегическое планирование предпринимательской деятельности характеризуется следующими особенностями:

- включает многообразие видов плановой деятельности предпринимательских структур: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий), а также разных функций (маркетинговый, производства, персонала и др.);

- является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: организационное долгосрочное предвидение, адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, распределение и перераспределение ресурсов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.