Научная статья на тему 'Обеспечение качества профессиональной подготовки специалиста в педагогическом колледже в процессе взаимодействия с социальными партнерами в условиях опытно-экспериментальной работы'

Обеспечение качества профессиональной подготовки специалиста в педагогическом колледже в процессе взаимодействия с социальными партнерами в условиях опытно-экспериментальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АПРОБАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / СТАЖИРОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SOCIAL PARTNERS / INNOVATION / APPROBATION SITE / ADVANCED TRAINING / WORK PLACEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Татьяна Геннадьевна, Рыбакова Вера Николаевна, Лужбина Алла Анатольевна

Статья посвящена вопросам взаимодействия педагогического колледжа с социальными партнерами, их участия в опытно-экспериментальной деятельности по созданию инновационных моделей подготовки будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Татьяна Геннадьевна, Рыбакова Вера Николаевна, Лужбина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSURANCE OF HIGH STANDARD PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS AT THE PEDAGOGICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF INTERACTION WITH SOCIAL PARTNERS IN CONDITIONS OF EXPERIMENTAL WORK

The papper views the issues of cooperation with social partners of a pedagogical college, their participation in the experimental activity on the development of innovative models of training future elementary school teachers.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества профессиональной подготовки специалиста в педагогическом колледже в процессе взаимодействия с социальными партнерами в условиях опытно-экспериментальной работы»

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 377.8

Самойленко Татьяна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, преподаватель

Рыбакова Вера Николаевна

преподаватель

Лужбина Алла Анатольевна

преподаватель

Пермский педагогический колледж № 1, Пермь, Россия, e-mail: samtany@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Tatiana G. Samoilenko

Candidate of Pedagogical Science, Lecturer

Vera N. Rybakova

Teacher

Alla A. Lugbina

Teacher

Perm pedagogical College № 1, Perm, Russia, e-mail: samtany@mail.ru

ASSURANCE OF HIGH STANDARD PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS AT THE PEDAGOGICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF INTERACTION WITH SOCIAL PARTNERS IN CONDITIONS OF

EXPERIMENTAL WORK

Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия педагогического колледжа с социальными партнерами, их участия в опытно-экспериментальной деятельности по созданию инновационных моделей подготовки будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: социальные партнеры; инновационная деятельность; апробационная площадка; стажировка; повышение квалификации.

© Самойленко Т.Г., Рыбакова В.Н., Лужбина А.А., 2014

164

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ В РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВО И СПО

Abstract. The papper views the issues of cooperation with social partners of a pedagogical college, their participation in the experimental activity on the development of innovative models of training future elementary school teachers.

Key words: social partners; innovation; approbation site; work placement; advanced training.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) с сентября 2010 г. в ряде общеобразовательных учреждениях Пермского края потребовало пересмотра требований, предъявляемых к качеству подготовки специалистов - учителей начальных классов к работе в новых условиях.

В связи с этим на основании приказа Министерства образования Пермского края № СЭД - 26 -01-04-206 от 25.06.2010 «О присвоении статуса экспериментальной площадки» ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1» (далее - колледж) с 1 сентября 2010 г. приступил к реализации целей и задач эксперимента по теме «Инновационные модели подготовки специалистов для региональной системы образования в условиях педагогического колледжа» по специальности «Преподавание в начальных классах». Это совпало с началом апробации ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах».

Была определена цель: обеспечение образовательных организаций Пермского края специалистами со средним профессиональным образованием, способными осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; разработана программа экспериментальной деятельности и созданы условия для ее реализации. Гарантией успешной реализации программы стало взаимодействие с социальными партнерами, ранее активно сотрудничавшими с колледжем и обеспечивавшими решение задач практического обучения студентов.

Поставленная цель потребовала более активного включения в процесс подготовки и реализации Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) работодателя. В процессе ее разработки были использованы результаты опытной работы практиков, учтены их интересы и потребности в подготовке молодых специалистов с соответствующим уровнем профессионального образования для разных общеобразовательных организаций, в том числе расположенных и в черте города, и сельской местности. В содержание ОПОП были внесены изменения на основе заявок работодателей. Изменения коснулись перечня учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, составляющих профессиональные модули, а также количества часов, отводимых на эти дисциплины и курсы. Перераспределение часов прошло в зависимости от обозначенных в то время приоритетов региональной системы образования. Обновление программ

165

Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

позволяло ежегодно модернизировать образовательный процесс с учетом существующих запросов в Пермском крае.

Взаимодействие было закреплено через трехстороннее соглашение «работодатель - выпускник школы - колледж». На основе соглашения работодатель оказывал поддержку студенту в процессе практического обучения посредством кластерного подхода к отбору баз практики и специалистов, работавших в режиме апробации ФГОС НОО, а также подготовки опытно -практической работы, которая закладывалась в основу выпускной квалификационной работы. Участие директора общеобразовательной школы -апробационной площадки по введению ФГОС НОО в качестве председателя государственной аттестационной комиссии дало толчок экспериментальной деятельности колледжа и усилило внимание выпускников - будущих учителей начальных классов к вопросам регионального образования и профессионального становления.

Тесное взаимодействие с общеобразовательными организациями обеспечило повышение квалификации педагогов. Участие работодателей в повышении квалификации преподавателей колледжа выразилось в руководстве их стажировкой на базе своей организации, проведении мастер-классов и круглых столов, посвященных общим проблемам муниципального образования, совместной организации и участии в научно-практических конференциях и семинарах.

Постоянный обмен опытом, стажировки и конференции, в которых принимали участие студенты, преподаватели и педагогические работники общеобразовательных учреждений, помогли освоить и усовершенствовать общие и профессиональные компетенции, описанные в федеральном государственном образовательном стандарте СПО по специальностям УГС «Образование и педагогика», решить задачи, связанные с реализацией профессионального стандарта, касающегося учителя начальных классов.

Эффективной формой взаимодействия колледжа и социальных партнеров стало Краевое методическое объединение преподавателей отрасли «Образование», созданное советом директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края, действующее при непосредственном участии работодателей, руководителей

общеобразовательных учреждений, заинтересованных в подготовке специалистов и привлечении их к практической деятельности в собственные учреждения.

По результатам опытно-экспериментальной работы нами были достигнуты следующие результаты:

1. Реализация модели подготовки будущих специалистов, разработанной для региональной системы образования, повысила качество образования в колледже: результаты итоговой и промежуточной аттестации, практического обучения, участия преподавателей и студентов во внеурочной деятельности.

166

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ В РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВО И СПО "! 1 <

2. Основными показателями эффективности реализованной модели подготовки специалистов для региональной системы образования стали результаты трудоустройства выпускников по специальности, свидетельствующие о сформированности мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности.

3. Взаимодействие с социальными партнерами позволило оценить не только качество ОПОП, но и профессиональный уровень подготовки будущих учителей начальных классов для конкретных образовательных учреждений края (в 2013 г. в колледже осуществлен первый выпуск учителей начальных классов, обучавшихся по ФГОС).

4. При реализации модели подготовки специалистов для региональной системы образования выпускники приобрели достаточный уровень освоения профессиональных и общих компетенций. Часть из них приглашена для работы в общеобразовательные учреждения, находящиеся на высших ступенях рейтинга города и края.

5. С начала деятельности краевой экспериментальной площадки были отмечены положительные изменения в профессиональном росте преподавателей колледжа, что обеспечило совершенствование его кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.