Научная статья на тему 'Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса'

Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER TRAINING / TECHNOLOGICAL TRAINING / PERFORMANCE OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева Елена Юрьевна

Осуществление технологической подготовки педагога позволяет ему овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, а также обеспечивает личностное совершенствование самого учителя и формирует у него качества, необходимые в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Ensuring in Professional Training and Effective Teachers’ Activities in Conditions of Technologization of Educational Process

Realization of technological training for teachers helps them to master theoretic-methodological, methodical, psychology-pedagogical and operational principles of educational process, it also ensures personal development of a teacher and moulds their essential professional qualities.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса»

5. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981 - 423 с.

6. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2(2). - С. 67-71.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 476 с.

8. Селевко Г.К. Что такое технология развития школьников? // Народное образование. - 2000. - № 9. - С.210-214.

9. Фишман Л.И. Логика управления школой: пособие по курсу «Теория управления педагогическими системами». Серия: Подготовка менеджеров образования. - Самара: СИПКРО, 1996. - Вып. 3. - 116 с.

10. Коростелев А.А. Стратиграфия уровней управления в социальных и образовательных системах // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 3(3). - С. 75-78.

Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Поволжского государственного университета сервиса. E-mail: 203konovalova@rambler.ru

УДК 378.046.4

© Е.Ю. Коростелева

Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса

Осуществление технологической подготовки педагога позволяет ему овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, а также обеспечивает личностное совершенствование самого учителя и формирует у него качества, необходимые в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, технологическая подготовка, результативность профессиональной деятельности.

E Y. Korostefyova

Quality Ensuring in Professional Training and Effective Teachers’ Activities in Conditions of Technologization of Educational Process

Realization of technological training for teachers helps them to master theoretic-methodological, methodical, psychology-pedagogical and operational principles of educational process, it also ensures personal development of a teacher and moulds their essential professional qualities.

Keywords: teacher training; technological training; performance of professional activities.

В условиях изменения требований к системе образования и воспитания все большее значение приобретают профессиональные качества учителя как носителя общечеловеческих ценностей. Сложность и неоднозначность происходящих и в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки учителя.

Таким образом, на пути модернизации образования стоят две серьезные проблемы. Первая заключается в том, что наиболее слабым звеном в процессе внедрения инноваций, связанных с развивающим обучением, стал школьный учитель, творческий и личностный рост которого далеко не всегда стимулируется включением в инновационную деятельность.

Причина этого заключается в том, что инновационные программы и профессиональное развитие учителя имеют не прямую непосредственную связь, а опосредованную уровнем развития,

организованностью личностных характеристик и профессионального самосознания учителя.

Если уровень профессионального развития учителя не соответствует смысловой нагрузке инновационной программы, «не резонирует» с ней, возникают серьезные проблемы. Учитель продуцирует средства, «уводящие» его либо в сторону эксплуатации личностных ресурсов, либо в сторону оттачивания новых алгоритмов деятельности. Как правило, это приводит к выхолащиванию сути инновационных программ и профессиональным деформациям личности учителя (эмоциональному «выгоранию», астении переутомления или профессиональной стагнации, «автоматизации» в профессии).

Академик В.А. Сластенин в своих исследованиях подчеркивает [1], что современный педагог поставлен перед необходимостью решения помимо традиционных таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитикорефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-

информационные, коррекционно-регулирующие.

Е.Ю. Коростелева. Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса___________________________________________________________________

Главная суть их заключается в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе.

На практике процессы профессионального развития (саморазвития) учителя проходят стихийно, без необходимого психологического обеспечения, поскольку педагог не владеет средствами такого развития и не может самостоятельно организовать его условия. Система повышения квалификации учителей в лучшем случае направлена на их обучение новым способам деятельности, знакомство с новыми учебными программами и учебниками.

Традиционные формы обучения учителей, использующиеся в системе повышения квалификации (лекции, практические занятия, семинары), имеют чаще всего репродуктивный характер и если оказывают воздействие, то исключительно на когнитивные структуры личности педагога. Однако ценности и жизненные смыслы не могут передаваться тем же путем, что знания, умения, навыки, путь их освоения лежит прежде всего через переживания. Это положение послужило исходной предпосылкой в поисках наиболее эффективных способов психологического воздействия на личность педагога с целью переориентации его на инновационное преподавание и создания постоянно развивающейся системы «учитель - ученик», в которой раскрывается творческая индивидуальность как ученика, так и учителя.

Учитель не только создает оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, активно, страстно увлечен процессом познания жизни, человека, природы и способен зажечь своей страстью ученика. Здесь следует говорить о личностно-развивающем подходе в образовании. Процесс развития ученика и учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается гораздо раньше, он должен знать психологические закономерности и условия развития личности, прежде всего своей собственной.

Вторая проблема касается «приоритета» сохранения здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, выполнение этой задачи пока не прослеживается. Результаты медицинской статистики и научных наблюдений показывают резкое ухудшение состояния здоровья всей

популяции детей школьного возраста в последние годы, особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений. Способствует этому сочетание больших объемов учебной нагрузки и постоянного дискомфорта на занятиях учителей, создающих нездоровую среду обитания для учащихся в школе.

Вместе с тем многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, показали, что приоритетной на данный момент является модель педагогического стиля учителя, ориентированная прежде всего на результативность, соответствие принятым стандартам подготовленности школьников к поступлению в определенный вуз или к получению престижной работы, обеспечивающей желаемый образ жизни. Однако общеобразовательная школа не должна выполнять социальный заказ общества: готовить специалистов, необходимых только в данный момент. Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества. Именно сейчас, в кризисный период, необходимо целенаправленно внедрять развивающие технологии, и тогда общество быстрее выйдет из кризиса, а человек будет готов к разного рода самоизменениям.

Очевидно, что педагогическое образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не на идеологии воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования. Необходимы соответствие модели подготовки (и переподготовки) педагогов требованиям времени, ее качественное изменение и содержательное, и технологическое.

Технология - категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний. Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентаций, жизненной философии. Если учитель по-прежнему будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые не могли быть предусмотрены в ходе любого обучения. Поэтому цель подготовки педагога должна быть связана не только с формированием навыков деятельности, но и, что принципиально, с совершенствованием личностных характеристик будущих профессионалов.

Поэтому необходим переход от цели обучения в виде знаний, умений и навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего профессионала, которые во все большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, профессионального развития учителя.

В связи с актуальностью обозначенных проблем педагогами-практиками востребована прикладная педагогика, то есть та часть общей педагогики, которая отвечает на вопросы: как, каким образом обеспечивать реализацию педагогических положений в практической жизни школы, детского коллектива, каждого школьника.

Необходимость технологической подготовки означает развитие педагогической мысли в направлении осознания проблемы необходимости дальнейшего совершенствования профессионализма педагога. В системе его подготовки недоставало очень существенного звена - операционного аспекта, обеспечивающего результативность педагогических воздействий на воспитанников и в целом воспитательного процесса.

Таким образом, технологическая подготовка является тем педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами воспитательного процесса, воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное - помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Сегодня термин «технология» стал актуальным и уверенно входит в нашу педагогическую действительность, и не только термин, но и сам операционный процесс. Педагоги-практики и ученые сегодня продолжают поиск такого построения учебного процесса, который бы безотказно обеспечивал успех в руках рядового педагога и был эффективным в условиях массовой школы, поиск дидактических средств, способных превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом [2, 3].

Обновление всех сторон жизнедеятельности начальной школы предъявляет новые требования к компетентности педагогических кадров, владению необходимыми теоретическими знаниями, а также применению современных организационных и технических приемов построения деятельности на уроке.

Обеспечение требований модернизации к системе общего образования во многом определяется ее первой ступенью - начальной школой, в которой закладывается образовательный фундамент, обеспечивающий ребенку успешный старт в обучении и положительные результаты при дальнейшем его продолжении. В этом случае путь к успеху профессиональной деятельности учителя лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологии. Поэтому мысль В.Н. Зайцева, автора «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков», о том, что в школе нарушаются психо-лого-дидактические закономерности, подтверждается и нашими наблюдениями, анализом собранной информации [4].

Успешность обучения в основной школе зависит от числа хорошо читающих детей. Хорошо учиться могут дети, имеющие при переходе в 5 класс уровень чтения, письма и вычисления 120/60/30. Министерские нормы - это троечный уровень, и его в качестве ориентира выбирать нельзя. Кроме того, и этот норматив осваивают в начальной школе только 60-80 % учащихся. Пренебрежение общеучебными умениями привело к уменьшению числа хорошо занимающихся пятиклассников до 32%, ухудшилась работа по их формированию.

Соответственно необходимо решить проблему более полного учёта психолого-дидактических закономерностей. Это свидетельствует о необходимости использования диагностико-технологического подхода к управлению педагогическим процессом. Диагностико-технологическое управление обеспечивает практический характер дидактики, последовательное включение резервов обучения [5].

Перенос опыта внедрения «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков» в начальной школе потребовал ёмкой работы по созданию дидактических материалов, самообразованию администрации школы и учителей.

Исходя из понимания цикличности педагогической деятельности, когда в каждом цикле выделяются последовательные этапы - ориентационномотивационный, системно-информационный, этап алгоритмической деятельности и этап творчества, - в школе осуществлялась технологическая подготовка учителей начальной школы.

Обучение педагогов и последующее внедрение «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков» в образовательный процесс по достижению оптимального чтения показали рост коэффициента трудового участия (КТУ) учителя (табл. 1) и улучшение результатов учащихся (табл. 2).

Я.А. Мельков. Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды_________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

Класс Всего учащихся Число учащихся, читающих на КТУ учителя

«5» «4» «3» «2»

2 «а» 23 15 1 4 3 1,39 - высокий

2 «б» 23 14 5 4 0 1,65 - очень высокий

ВСЕГО 46 29 6 8 3

% 100 63 13 17 7

Таблица 2

Средние показатели

входной конечный прирост оценка процент прироста

66 92 26 4,217 153

69 98 29 4,435 164

135 190 55 9 317

68 95 28 4,326 159

Данные, приведённые в таблицах 1 и 2, свидетельствуют о том, что для повышения уровня чтения необходимо перейти к новым результативным технологиям, предложенным В.Н. Зайцевым.

Наблюдения подтвердили:

- от уровня скорости чтения зависит понимание текста, а следовательно, и скорость выполнения домашнего задания;

- технология, применяемая ежеурочно, даёт хорошие результаты;

- при уменьшении объема тренировок происходит быстрое ухудшение умения читать бегло [6].

Таким образом, обучение учителей, а также обеспечение их технологической подготовкой позволили значительно увеличить результативность профессиональной педагогической деятельности. Все это требует дальнейшего продолжения обучения и осуществления технологической подготовки, обеспечивающей профессиональное развитие учителя.

Литература

1. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. - М.: Академия, 2004. - 396 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Бахусова Е.В., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А. и др. Технологии В.М. Монахова - дидактический инструментарий модернизации образования: учеб. пособие. - Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. - 38 с.

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1999. - 224 с.

5. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола: Изд-во ИУУ, 1992. - 128 с.

6. Коростелева Е.Ю. Современные методологические требования к профессиональной деятельности учителей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 3(3). - С. 78-81.

Коростелева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук Тольяттинского госуниверситета. E-mail: v11e11g12a12@vandex.ru

УДК 371

© Я. А. Мельков

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды

В статье рассматриваются проблемы реализации задач образования для устойчивого развития в зоне озера Байкал. Раскрываются теоретические подходы и механизмы их реализации, в том числе социальное партнерство школы, заповедника и местного социума. На основе многолетнего опыта организации экологического образования в школе-интернате №21 ОАО «РЖД» осуществлен анализ и предложены практические рекомендации для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся в условиях социокультурной экологической среды заповедника и местного социума.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, образование для устойчивого развития, социальное партнерство, междисциплинарный подход, компетентностный подход, экологизация учебного процесса, толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.