сти гарантий приходит более рациональный подход, вытекающий из необходимости социальной ответственности граждан за результаты своей деятельности. Если прежней системе было свойственно бюджетное финансирование, то новая система основывается на более широком подходе к финансированию социального развития. Вместе с тем социально-ориентированная экономика не сводит и не должна сводить социальный сектор государства, систему социальной защиты и социальную помощь к придатку рынка или к устранению его недостатков.
Радикализм социальных преобразований выражается в том, что становление новой экономической системы — не просто сложный, но и болезненный процесс, так как он затрагивает не только положение всех социальных групп общества, но и вступает в противоречие со сложившимся укладом жизни в обществе. Отсюда следует, что постепенность и продуманность мер по реформированию социального сектора — единственная гарантия успешности трансформации экономики в целом и формирования экономики благосостояния.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Доклад Всемирного банка «Индикаторы мирового развития». 2005. Апрель.
2. Доклад о развитии человека за 2003 год. М.: ПРООН, 2003.
3. Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности / / Вопросы экономики. 2000. № 1.
4. Львов Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999.
5. Львов Д.С. Система национального дивиденда — планетарная модель XXI века // Экономическая наука современной России. 2001. № 3.
6. Николаев И., Марушкина Е. Бедность в России: экономический анализ // Общество и экономика. 2005. № 7-8.
7. Социальная защита населения / Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН, 2002. о
-ги
1П
НИКИТИН И.А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ~
ф
I—
х о а ф
Инвестиционное проектирование является одним из видов управления проектами. Проект (англ. project) — некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми ре- о зультатами (целями), обусловливающими способ ее решения. Проект создается в ходе специальной деятельности — проектирования (от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд),
о
который определяется в Большой Советской Энциклопедии как процесс создания проекта — о прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Как указывается в о
энциклопедии, предметная область проектирования постоянно расширяется: наряду с традици- о
о
онными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования трудовых £ процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое о проектирование и др. £
К настоящему моменту накоплен большой опыт в области управления проектами. Соответствен- о но, проектным решениям посвящено много специальной и прикладной литературы, раскрывающей ^ методы и приемы проектирования. В трудах с одним наименованием «Управление проектами» различных зарубежных ученых Дж. Пинто [7], Г. Дитхелма [4], К. Грей и Э. Ларсон [3] и др. системно ® излагаются основы управления проектами, анализируется комплекс управленческих задач и рас- >| крываются направления их решения с учетом опыта разных стран и фирм. Среди отечественной о литературы можно выделить работу с аналогичным названием коллектива авторов в составе И.И. | Мазур, Н.Г. Ольдерогге, В.Д. Шапиро [6], в которой фундаментально изложен весь цикл проектного менеджмента — от возникновения идеи до управления внутренними коммуникациями при реализации проекта.
о
Управление инвестиционными проектами — это деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления, которая имеет целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников инвестиционного проекта.
Предпринятый автором анализ вопросов качества в системе управления проектами, а также оценки качественных характеристик инвестиционной деятельности показал, что проблемы качества инвестиционных проектов практически не рассматриваются — научные работы посвящены преимущественно анализу эффективности и оптимизации сроков проектов. Примечательно, что среди крайне обширной литературы по управлению проектами вопросам качества уделена только одна публикация — автор Ильин В.В. «Руководство качеством проектов». В данной работе рассмотрены вопрос по внедрению Системы менеджмента качества (СМК) и информационных технологий в целом. Предложена методология создания СМК как важнейшего инструмента оптимизации всех процессов в компании и повышения эффективности бизнеса. В работе предлагается модель измерения качества проекта, рассмотрены вопросы создания стандартов и методологии выполнения проектов. В то же время, данная работа нацелена на крайне широкий спектр проектов и содержит общие рекомендации, ориентированные, прежде всего на совершенствование информационного и организационного обеспечения проектной деятельности.
В работах, посвященных именно инвестиционному проектированию, проблематика качества проектов практически не затрагивается, а когда используется термин качество, то это больше предполагает не характеристику собственно проектной деятельности, а свойства последующей инвестиционной деятельности: ее надежность, финансовая результативность, адаптивность и т.д. Вопросы, связанные с проверкой проекта и контроля над ним практически полностью сводятся к наблюдению за сроками выполнения проекта и изменением его финансовых показателей в процессе реализации.
Современные процессы всестороннего развития систем качества делают вполне обоснованной с теоретических и методологических позиций разработку системы качества инвестиционного проектирования. Актуальность формирования подобной системы крайне важна для отечественной экономики. Как отметил во вступительном слове на совещании с руководителями субъектов Федерации Южного федерального округа 23 сентября 2005 года Президент России: «Важно разработать четкие и прозрачные правила оказания финансовой помощи регионам и муниципалитетам и при этом установить жесткую ответственность всех уровней власти за качество инвестиционных проектов и, самое главное, за их реализацию, за конечный результат». В то же время следует отметить слабую разработанность данной области научного поиска для решения практических задач.
Качество инвестиционного проектирования как процесса характеризует отличительные признаки организационной деятельности, направленной как на создание и (или) совершенствование уже созданных (ранее организованных) систем, так и на разработку алгоритма взаимодействия их подсистем и вообще на формирование технологии инвестиционной деятельности.
Качественными характеристиками при этом могут быть логичность (последовательность шагов), управляемость, экономичность, завершенность инвестиционного проекта как системы (производственной, экономической, коммерческой и др.) характеризуется совершенством ее строения, пропорциональностью и сбалансированностью образующих ее как целое частей (подсистем), рациональностью структуры, а также сочетанием устойчивости и гибкости, централизации и децентрализации, профессионализма разработчиков.
В зависимости от достигнутого уровня развития выраженность этих переменных инвестиционного проектирования может варьироваться, что, в конечном счете, обусловливает и предопределяет оценку его качества. Обобщающей качественной характеристикой инвестиционного проектирования может служить надежность, проявляющаяся как в реализации процесса разработки планов инвестиционной деятельности (во внутриорганизационных отношениях), так и в проведении инвестиционной работы при взаимодействии с контрагентами (в межорганизационных отношениях).
Необходимо обратить внимание, что в приведенном выше определении речь идет о качестве процесса проектирования. Качество самого проекта — самостоятельная категория, которая может трактоваться как совокупность уникальных существенных признаков, свойств, особенностей, отли-
чающих один проект от другого. Эффективность проекта является важным его качеством, но только одним из наиболее существенных наряду с рисковостью и реалистичностью.
Качество проекта и процесса проектирования хоть и тесно взаимосвязанные, но, все-таки, различные понятия. В первом случае оценивается уже формализованная совокупность проектно-рас-четных положений, во втором случае подразумевается существование методологии достижения определенных показателей проектной деятельности.
Обеспечение качества инвестиционного проектирования предполагает существование специальной программы, в которой должны быть определены мероприятия, направленные на достижение определенных качественных показателей выполнения работ по проекту, в том числе мероприятия по контролю качества на всех фазах проекта. Программа должна предусматривать организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться, четкое распределение ответственности отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.
В целом, существование подобной программы должны быть следствием действия системы обеспечения качества, которая состоит из планирования качества, подтверждения качества и управления качеством.
Применительно к инвестиционному проектированию система обеспечения качества может рас-
мается как совокупность технического и организационного обеспечения выполняемых работ.
СП
сматриваться как совокупность методов и средств организации всех участвующих в проектирова- ^ нии, разработке и сопровождении инвестиционной деятельности с целью придания проекту свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей заказчиков и потребителей при ми- ^ нимальном или допустимом расходовании ресурсов. Различия фактических и требуемых показателей качества объектов или процессов инвестиционного проектирования квалифицируются как де- ^ фекты или ошибки и являются первичными стимулами для принятия и реализации решений по ^ изменению измеряемых значений качества. ^
Для эффективной организации управления качеством необходимо, чтобы был не только ясно о выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть 7 явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. □
В отношении управления качеством инвестиционного проектирования следует выделить как О минимум следующие категории:
ф
Цель управления — достижение заданной совокупности свойств, обеспечивающих эффективность, надежность, реализуемость и безопасность инвестиционного проекта, завершение его в уста- д новленные сроки.
Субъект управления — управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить о
достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества инвестиционного проектиро- ^
вания. х
Объект управления — качество процессов инвестиционного проектирования, которое пони- о
о
Основные сферы, на которые направлены управленческие воздействия, составляют: организа- ф
ция и структура инвестиционного проектирования, квалификация участников и используемые ими о
средства. о
Организация инвестиционного проектирования включает многие аспекты, например, определение состава и ролей его участников, установление порядка их взаимодействия, распределение ответственности и полномочий, выработку методов ведения проектов. Как правило, большая часть 2 этих работ выполняется на начальных стадиях проекта. Кроме того, число и состав участников про- о
Ш
екта могут часто меняться от фазы к фазе его жизненного цикла. Это приводит к тому, что методы и средства управления проектом, эффективные на одной фазе, могут оказаться неприменимыми и на о последующих. ^
Структура процессов проекта во многом задается целями и подцелями проекта, т.е. теми промежуточными и конечными результатами, которые должны быть достигнуты в ходе реализации ф проекта. Структура качественной оценки проекта связана со структурой его процессов, так как практически каждый процесс обладает присущими только качественными характеристиками. ^ Квалификация разработчиков и используемые инструментальные средства определяются мас- ® штабностью проекта и умением руководства привлечь к проектным работам ведущих специалистов 2 в данной области. Достижение необходимой квалификации и инструментов проектирования зави- о сят от уровня ресурсного — как материально-финансового, так и временного обеспечения. При- о
чем на каждом этапе проекта к ресурсам предъявляются свои требования, которые определяют входы многих процессов. Этим обусловлено значительное влияние качества ресурсов на качество самого процесса проектирования.
При осуществлении инвестиционного проектирования существует много причин, приводящих к снижению его качества: ошибки в выборе стратегии проекта, нечетко поставленные цели и задачи, изменение внешних и внутренних требований, низкая квалификация персонала и т.д. Кроме того, умение управлять разработкой и реализацией инвестиционного проекта требует совершенствования корпоративной культуры — умения работать во временных группах разнопрофильных специалистов, взаимодействовать с экспертами.
В целом основные параметры, характеризующие качественные аспекты инвестиционного проектирования и мероприятия по обеспечению качества представлены в таблице.
Таблица 1. Обеспечение качественных характеристик инвестиционного проектирования
к'лчИЧ'ГЩ'ШИ.И' ичримглри ■щяп ИИНИЧЩНП-П
ПрККГИри^НИИЧ ин.-и.л: км .И 1>111 |..и (1
К 1И. 1!|||11Ч{|||ИЧ
5|\101)1 4.1>л1н
1 ILIUI.II. |уим 1> К"
1СЧШ.ИИ ИИ
ими Ш п 111 км.'
Счччмк"
: 14
ЕН-Срификшнч
к ¡11'СС I на
Мн/рпприат-н пн1 нтцч: и^'и.'шгн! к^чстшп рщмчщишщншй црп|-ъч црпгиннз
Лч-щ.и.ими м 5 каж.тю ¡щл
К'Щ 11 М'.'1.1.1.4 ¡'.: ИНН V 1н1..: 111М к IIИ, | !;| имущим р:и~ил. Рич.цу^шк: ГГ|К1^К"1:1 н:1 шмкчгм.ки 11 п;;г|мг:кч он, н идчмг^ги ^ 11 и ч т тя МрОСК1;Э 11 Г| т^ч^ истчлги^г
OllpV._C.KNHC V II111Л КИИ.шфмкИЦНН мслупи^ ч и; 1111 к11 чи 1Гр01к\ .см и с
Пг1\-'1СИ.151 УЧ.иЛ НИк(1Н 11р1\'К1;1, IЫ 1К'|Ч;и
рук^нт/кп но, ^по I иVу 111 и. 'I I т I и |'и и (иолч и
С|[Ч1|НМ 111|Ц." 1РУЧ11II Ш.1Ы1Ь Л СрС-И-Чи.
LUIJlC.LV. СИ и с фС1>уСм1Ч1 кИй.ШфМКйЦНН Ир^СК ! И|}И ком^'1.11.1 (Н^Ук'ММС \ ЧИСГИИкЧЛ! ирог-К1:Э I r:\IKllil ГНИ 11 |"Ч"и":КЧ NI■ I ^ р:Э|~к17,
и и г1 ^ум ьч 11 м 0|>ук:'| н;1 м
Дч^У V 1.'| I I ¡1. 11.1Ю дц}| И Ич 11 р1Ч<И1 111 ¡1 ч
МС|кЧЧ1М МЧкШ Г'I |п: | (■ | 11I ■ > Ч Ш.1 1111 |.1.:.Ц
црчскщ. г]| и к ширинам и с
н^их ичч^исннн гс ирчскчи
ИкЧМУШЛк1: К ;1.ЧММММ^ I
ИрОСК 1:Э, . ^ т и.нпс II роде. 1СН1И1 |М 1ч.'М 1Ь ироеки:
Ммш икри I С1Ч Принципе ^.Ч1 ишшы^
111|..|. 1ук I..1н. I и1 с и.1 щи 1кииср1 и ^
.ИК^-мС^ ГИ к
М«.' I 4I.IU.IUI II чик ^ш.' ЛЛИ.'Ь.1 ы тПн.чик.чииии |-:а-и.ч1 им
Ни. ш'ИIV ^'О СМ1.1 VI 1|М к. 1С Н .1С
к п I и|| 111 V рш ;1ггй 11 ри.^к ги
{ JllJlC.LV. 1СМЦС кИЧ\\' I И<1 I ф1К кЧ ¡1, V Г и I к1н. IС111 к' ^ ч п V I м iu.nL}.!илом 1.1 я ¡итог.
И^ИШЧкЯЧЧЧИК ^ щиллр ц}Ц 11 !■
мри..:К1III,к; |1;.|0|Ч 1,1,
1К:1 ГЧ';Ш. |:1£ЧПН
Мр№кЧ'!1
I 1и. II141IV II LILHLI.II. II МЧ И]ИЧК..Лр И. 1С.1С1
V11,1^1 Н11к(1Н
Км 111 ри. 11-1И
приII'.;. .V|11.1 К1.1 11}.1мС"НН Мрщ 1^1 ММI. К;УЦ\'11а
Следует обратить внимание, что наличие системы обеспечения качества инвестиционного проектирования приводит к увеличению трудоемкости работ и стоимости инвестиционного проекта, однако последствия провала проекта в результате низкого качества его разработки оказываются, как правило, значительно более весомые в сравнении с данными затратами.
Для практической реализации система обеспечения качества должна быть достаточным образом формализована — описана и закреплена в соответствующих документах. Наиболее эффективным способом определения качественных показателей является их закрепление в стандартах.
Основные положения по стандартизации достаточно полно разработаны в отечественной научной литературе [1, 2, 5, 8 и др.] и закреплены в соответствующих правовых нормах. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т. п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического
характера. Необходимо отметить, что стандарт как нормативный документ, разрабатывается, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Это является следствием того, что стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных организаций в области метрологического обеспечения. С принятием в апреле 1993 г. Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» начался новый этап развития отечественной метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот Закон позволяет сохранить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с метрологической практикой. В данном Законе определены сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический контроль (ст. 13). К числу таких сфер относятся: ^
- здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды и обеспечение безопасности труда; ^
- торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в т.ч. операции с ц применением игровых автоматов и устройств; ^
- государственные учетные операции;
- обеспечение обороны государства; 2
- геодезические и метрологические работы;
- банковские, таможенные, налоговые и почтовые операции;
- производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответ- о ствии с законодательством РФ; 7
- испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным □ требованиям государственных стандартов РФ; О
- обязательная сертификация продукции и услуг;
- измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, го- ^ сорганов управления РФ; о
1П
- регистрация международных и национальных рекордов. Госнадзор за обеспечением единства измерений осуществляют государственные инспектора, о
о
права и обязанности которых закреплены законодательно.
Развитие метрологической основы в различных технологических сферах и областях человеческой деятельности позволяет сформировать и развивать систему стандартов инвестиционного проектирования. Так как инвестиционное проектирование наиболее близко по своей технологии и организации к деловым услугам. Поэтому при разработке системы стандартов в данной области ф возможно использовать приемы и методы стандартизации в сфере услуг. Прежде всего, это можно о отнести к перечню документов, относящихся к процессу стандартизации, который определен в сле- о дующим составе: ^
- техническое описание инвестиционного проектирования — документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики инвестиционного проектирования. К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, чертежи, эскизы;
- технологический регламент инвестиционного проектирования — документ, содержащий тре- о бования к технологическому и организационному процессу исполнения проектных работ. ^
Целью стандартизации инвестиционного проектирования является достижение оптимальной степени упорядочения в области взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. ^
Основываясь на существующих принципиальных положениях системы стандартов можно ука- ® зать на следующие объекты стандартизации инвестиционного проектирования: ^
- научно-технические термины, определения и обозначения, используемые в управленческой о и производственно-коммерческой деятельности субъектов рынка; О
0
1_
о о
ш
О
I—
О
о
п л
I-
0 ш
7
г ш
о
ь
N □
□ ги
- организационно-методические правила и нормы ведения инвестиционной деятельности;
- типовые технологические процессы инвестирования;
- методы контроля соблюдения правил инвестиционной деятельности;
- нормы безопасности, включая информационную, требования экологии при разработке инвестиционных проектов;
- комплекты проектной и эксплуатационной документации по инвестиционным комплексам;
- прочие объекты, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.
Субъект стандартизации инвестиционного проектирования — органы управления всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение планируемого состояния инвестиционной деятельности. Основной задачей субъекта стандартизации является правильное использование методов стандартизации, обеспечение их соблюдения в процессе инвестиционного проектирования.
Обобщая значение стандартизации в сфере инвестиционного проектирования можно выявить наиболее важные направления ее воздействия на экономику и общество в целом, которые проявляются в следующих функциях (см. рис. 1):
- организационно-управленческая функция заключается, в развитии форм и методов организации инвестиционного проектирования, формированию действенных механизмов обеспечения качества выполняемых работ;
- интегрирующая функция заключается в общественной и производственной необходимости упорядочения, стабилизации, каталогизации реализованных и перспективных инвестиционных процессов;
- информационная функция заключается в обеспечении стандартами единых средств и методов обмена информацией и данными по инвестиционным процессам;
- стабилизационная обусловлена необходимостью разработки и выполнения норм проектирования, направленных на обеспечение качества и снижения риска инвестиционной деятельности;
- ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых, интеллектуальных информационных и других ресурсов и заключается в установлении в технической документации обоснованных ограничений на расходование ресурсов любого вида при осуществлении инвестиционной деятельности.
Рис. 1. Функции стандартизации инвестиционного проектирования1.
^ 1 Схема разработана автором по результатам исследования
0)