Научная статья на тему 'Обеспечение финансовой безопасности в зарубежных странах: организационно-институциональный аспект'

Обеспечение финансовой безопасности в зарубежных странах: организационно-институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1502
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайка Алексей Андреевич

Одной из наиболее острых экономических проблем в России в условиях кризисных явлений в экономике является рост угроз финансовой безопасности государства. Важную роль в устранении данных угроз играет организационно-институциональное построение финансовой системы, в рамках которой государство применяет механизмы и инструменты по оперативному управлению финансовым рынком. С этой точки зрения успешный опыт развитых стран представляет большой практический и научный интерес. В данной статье изучен опыт и принципы реализации финансовой безопасности с позиции организационно-институционального устройства в таких экономически развитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, Япония. Показаны причины и способы достижения данными странами высоких показателей деятельности в финансовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение финансовой безопасности в зарубежных странах: организационно-институциональный аспект»



SCIENCE TIME

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Чайка Алексей Андреевич, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

E-mail: chaika-al@list. ru

Аннотация. Одной из наиболее острых экономических проблем в России в условиях кризисных явлений в экономике является рост угроз финансовой безопасности государства. Важную роль в устранении данных угроз играет организационно-институциональное построение финансовой системы, в рамках которой государство применяет механизмы и инструменты по оперативному управлению финансовым рынком. С этой точки зрения успешный опыт развитых стран представляет большой практический и научный интерес. В данной статье изучен опыт и принципы реализации финансовой безопасности с позиции организационно-институционального устройства в таких экономически развитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, Япония. Показаны причины и способы достижения данными странами высоких показателей деятельности в финансовой сфере.

Ключевые слова: финансовая система, финансовая безопасность, бюджетное устройство, финансовые институты, финансовая устойчивость.

В условиях кризисных явлений в экономике и санкций со стороны западных государств в качестве основных угроз финансовой безопасности страны выступают сильная зависимость от западных стран, а также неспособность национальной финансовой системы своевременно реагировать на возникающие угрозы.

Неблагополучие в финансовой сфере сегодня затрудняет проведение реформ в экономике страны, не обеспечивает постоянного роста экономики, а также оказывает негативное воздействие на внешнеэкономическую деятельность России.

В целях решения данных проблем изучение опыта и принципов реализации финансовой безопасности, особенно в экономически развитых странах, представляет большой практический интерес.

Последнее двадцатилетие активно проявляется устойчивая тенденция к централизации управления финансовыми системами во всех развитых странах, не зависящая от государственного устройства, что отражается на появлении большого разнообразия применяемых в государственной политике финансовых инструментов и способов их взаимодействия с целью воздействовать на финансовое состояние страны.

Успешные методы обеспечения финансовой безопасности, применяемые зарубежных странах, способны решать проблемы обеспечения финансовой безопасности.

При изучении зарубежного опыта по организации финансовой безопасности, следует обратить внимание на следующие аспекты:

- на институциональное построение финансовой системы;

- на организацию бюджетного финансирования;

- на способы достижения устойчивости банковского сектора с целью обеспечения безопасности финансового рынка страны.

1. Институциональное построение финансовой системы. Для

повышения уровня национальной финансовой безопасности должны быть созданы такие финансовые институты, при осуществлении функций которых, во -первых, максимально снижается возможность перенаправления денежных потоков в теневые сферы экономики, во-вторых, исключена возможность злоупотребления финансовыми средствами.

Также важным условием для достижения устойчивости финансового рынка и полной реализации основных функций всех его участников является обеспечение баланса интересов всех участников финансового рынка.

Построение финансовой системы в каждой стране имеет свои особенности. Однако можно выделить общие черты ее функционирования с точки зрения централизации финансовых отношений и принадлежности финансового капитала (табл.1) [8].

Таблица 1

Классификация финансовых систем в зарубежных странах по степени ее централизации и принадлежности

По степени централизации По принадлежности

Централизованные Децентрализованные Государственные финансы Финансы частного сектора

Государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды. Финансы государственных и частных компаний, финансы домохозяйств. Государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частных компаний и финансы домохозяйств.

Государственные и муниципальные финансы призваны обеспечивать ресурсами и способствовать решению общегосударственных задач с целью обеспечения финансовой безопасности, поэтому они занимают одно их основных мест в любой финансовой системе.

При наличии общих черт каждая национальная финансовая система имеет свои особенности. Однако по составу субъектов, которые принимают участие в управлении финансами, в развитых странах нет принципиальных отличий. Различия состоят:

- в уровне зрелости каждого субъекта;

- в используемых методах взаимодействия между участниками финансового рынка с целью обеспечения его устойчивости;

- в применяемых государством механизмах регулирования финансовых отношений;

- в условиях управления и степени централизации финансовых ресурсов. Центральное место в финансовой системе принадлежит государственным финансам, так как выполняет организационную роль [7].

В табл.2 представлен сравнительный анализ зарубежного опыта (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония) по институциональному построению финансовой системы с целью обеспечения ее безопасности.

Таблица 2

Институциональное построение финансовой системы

Страна Уровни государственного управления финансами Институты оперативного управления финансами

США Трехуровневая бюджетная система и специальные фонды Министерство финансов (казначейство) и Административно-бюджетное управление при Президенте. Контроль за сбором налогов осуществляют три службы: служба внутренних доходов (отвечает за внутренние налоги), таможенное бюро (отвечает за таможенные сборы), бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

Германия Бюджетную система, специальные фонды, внебюджетные фонды в распоряжении центрального правительства, финансы государственных предприятий. Федеральное министерство финансов, которому подчиняются федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, казначейская и банковская системы, высший контрольный орган по государственным финансам - федеральная счетная палата.

Великобритания Двухуровневая бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, финансы государственных предприятий. Финансовый аппарат страны включает Казначейство, Управление таможенных пошлин и акцизов, Управление внутренних доходов, Тайный совет, который регулирует вопросы применения налогового законодательства, Банк Англии, который управляет государственным долгом.

Франция Три звена: двухуровневая бюджетная система, специальные фонды, финансы государственного сектора Министерство экономики и финансов, генеральная дирекция казначейства и экономической политики.

продолжение таблицы 2

Включает четыре звена: двухуровневую бюджетную систему, специальные государст-венные фонды, почтово -сберегательные кассы и финансы гос-ударст-венного сектора.

Министерство финансов, экономический совет при управлении экономического планирования, Комитет по использованию капиталовложений при канцелярии премьер-министра, Ревизионная палата, Банк Японии, Федерация экономических организаций.

Стоит отметить, что в международном рейтинге, отражающего эффективность работы государственных органов [1], вышеуказанные страны занимают лидирующие позиции. Кроме этого, по индексу скрытности в финансовой сфере [3], данные страны также занимают верхние позиции (табл.3). Однако данное положение вещей в финансовой сфере показывает с одной стороны, о защищенности интересов участников национального финансового рынка, а с другой о наличии существенных препятствий при наличии каких-либо проблем с позиции международного права.

Таблица 3

Международные рейтинги, отражающие эффективность работы государственных органов, а также уровень скрытности в финансовой сфере, 2013 г

Эффективность работы государственных органов Индекс финансовой скрытности

Страна Процентный ранг (макс. - 100%) Страна Ранг (всего 82)

Япония 93,78 США 6

Германия 91,39 Германия 8

США 90,91 Япония 10

Велико -британия 89,95 Великобритания 21

Франция 89,47 Россия 25

Россия 43,06 Франция 43

Правильное построение финансовой системы с учетом национальных условий развития позволяют сбалансировать финансовые отношения между всеми участниками финансового рынка и полностью реализовать следующие функции финансовой системы: разработка финансовой, налоговой, бюджетной, ва-лютной и кредитной политики; составление и исполнение государ-ственного бюджета; финансовый контроль за соблюдением финан-сового, налогового и бюджетного законодательства, распределение финансовых ресурсов по звеньям бюджетной системы, управление государственным долгом, управ-ление местными финансами и др.

2. Организация бюджетного финансирования. Основное звено

финансовой безопасности - это, прежде всего, сфера бюджетного финансирования, с помощью которой государство имеет возможность выполнять свои основные функции.

Бюджетная система финансирования должна быть обеспечивать возможность оперативно реагировать на возникающие проблемы в финансовой сфере на любом уровне государственного устройства. Кроме этого, ассигнования бюджета должны направляться во все значимые сегменты экономики с целью достижения социальной устойчивости общества.

В настоящий момент существуют два способа построения бюджетной системы - рис.1 [8].

Рис.1 Формы государственного финансирования

Сравнительный анализ зарубежного опыта (США, Великобритания, Франция, Япония) по организации системы бюджетного финансирования с целью обеспечения безопасности финансов представлен в табл.4.

Таблица 4

Система бюджетного финансирования

Стра на Уровни Значение

СШ А Правительственный бюджет, бюджет штатов Финансирует общенациональные экономические и социальные программы по усмотрению президента и конгресса, а также на усмотрение администрации штата.

Трастовые (доверительные) фонды Имеют целевой ха-рактер.

продолжение таблицы 4

Вели- кобрит ания Консолидированный фонд Включает ежегодно утверждаемые расходы и Фонд постоянных расходов, из которых финансируются текущие зтраты на оборону, экономику, социальные цели, содержание аппарата управления, субсидии местным бюджетам, помощь развивающимся странам. Из фонда постоянных расходов выплачиваются проценты по государственному долгу и цивильному листу.

Национальный фонд займов Из него погашается государственный долг и осуществляются расходы по управлению им, финансируются капиталовложения в государственные предприятия и местные органы власти.

Франция Центральный бюджет Выделяются ассигнования на операции окончательного характера, содержание административных служб, обслуживание государственного долга, капиталовложения, оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюд-жеты Финансируются организации, обладающие финансовой автономией: бюджеты почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора, социальных сельхоз-пособий.

Специальные казначейские счета Открываются государственным организациям, не имеющим статуса юридического лица и финансовой автономии. Около 80% приходится на кредитные операции.

Специальный фонд Это фонды финансово-кредитных учреждений, которые являются юридическими лицами, включают фонды Банка Франции, фонды государственных страховых обществ, фонды коммерческих банков и депозитно-сохранной кассы, а также конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики.

Япония Центральный бюджет Финансируются экономические и социальные нужды, оборона, общественные работы и содействие науке, осуществляются целевые перечисления (налоговые гранты) местным бюджетам, обслуживание государственного долга, направляются трансферты на специальные счета инвестиционным агентствам.

Инвестиционный бюджет Он расходуется на капитальные вложения и займы государственным корпорациям, агентствам и местным органам власти на нужды на поселения, водоснабжение дороги, малый и средний бизнес, региональное развитие, международную кооперацию

Специальные счета Открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ и фондов.

Реализация бюджетного финансирования в зарубежных странах осуществляется на основе четырех важных принципов единство, полнота, реальность и гласность (рис.2) [5].

Рис. 2 Принципы бюджетного устройства

Реализация данных принципов позволяет повысить эффективность национальной бюджетной системы. В частности, в Рейтинге открытости государственных бюджетов [2], проанализированные зарубежные страны являются бесспорными лидерами (табл.5).

Таблица 5

Рейтинг открытости государственных бюджетов, 2012 г

Страна Кол-во баллов (макс. - 100 б)

Великобритания 88

Франция 83

США 79

Россия 74

Япония (отсутствует в рейтинге)

3. Способы достижения устойчивости банковского сектора с целью обеспечения безопасности финансового рынка страны. Несомненно, банковский сектор в экономике любой страны имеет большое значение, так как через данный механизм аккумулируется и перераспределяется львиная доля финансовых ресурсов. Именно поэтому достижение устойчивости банковской

системы является стратегической целью с позиции обеспечения финансовой безопасности национальной экономики.

В табл.6 представлен сравнительный анализ зарубежного опыта (США, Германия, Франция, Япония) по способам достижения устойчивость банковского сектора организации с целью обеспечения безопасности национальных финансов.

Таблица 6

Устойчивость банковского сектора

Страна Организация банковской системы Способы достижения устойчивости

США - Эмиссионные (федеральными резервными) банки; - коммерческие банки; - инвестиционные банки; - взаимно-сберегательные банки; - банкирские дома. Устойчивость банковской системы США на финансовом рынке достигнута благодаря фактической монополии группы банков.

Германия Состоит из двух основных ярусов -центрального банка, коммерческих банков и специализированных кредитных учреждений. Устойчивость банковской системы Германии на финансовом рынке достигнута благодаря ее универсальности и высокому уровню развития банковской сети.

Франция - Банк Франции; - депозитные банки; - инвестиционные банки, именуемые деловыми банками; - банки среднесрочного и долгосрочного кредита. Устойчивость банковской системы Франции на финансовом рынке достигнута благодаря высокой степенью участия государства в регулировании банков-ской сферы.

Япония Банковская система Японии состоит из общенациональных частных банков, кредитных ассоциаций, правительственных финансо-вых учреждений, а также филиалов иностранных банков. Устойчивость банковской системы Японии на финансовом рынке достигнута благодаря тому, что львиная доля банков данной страны входит в финансово-промышленные группы. Кроме этого, Япония является одной из стран, где проводится жесткий контроль со стороны государства в банковской сфере.

В 2013 году журнал Forbs опубликовал рейтинг пятидесяти самых надежных коммерческих банков в мире [4]. В данном рейтинге львиную долю занимают банки Германии и США, причем коммерческие банки Германии имеют позиции в первой десятке (германский банк «KfW» занял 1 место). В рейтинг также вошли банки Франции, Великобритании и Японии (табл.7). Надежность банков данных стран говорит о высокой степени устойчивости их банковской системы при воздействии различных экономических факторов.

Таблица 7

Рейтинг самых надежных коммерческих банков, 2013г.

Страна Банки, попавшие в рейтинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кол-во Место в рейтинге (всего 50) Название

Германия 6 1 KfW

4 Landwirtschaftliche Rentenbank

5 L-Bank

8 NRW.Bank

26 Sparkassen-Finanzgruppe (Sparkasse)

40 DZ Bank

США 6 31 BNY Mellon

33 CoBank

34 AgriBank

39 AgFirst

41 U.S. Bancorp

45 Northern Trust

Франция 1 7 Caisse des Depots et Consignations

Великобритания 1 25 HSBC

Япония 1 50 Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ

Россия В рейтинге отсутствует

Развитая система надзора за созданием и функционированием банков в развитых странах обеспечивает относительную стабильность их дея-тельности на протяжении длительного времени. Особое значение уделяется регулярному контролю над банками. Для защиты интересов инвесторов и под-держания устойчивости кредитно-финансовых учреждений создаются специальные органы.

Таким образом, организационно-институциональное построение финансовой системы в зарубежных странах имеет следующие преимущества:

- государственное устройство финансовой системы рассмотренных зарубежных стран имеет развитую систему органов финансового надзора и контроля, позволяющую охватить максимальное количество сфер управления;

- сферы бюджетных компетенций федеральных властей и территориальных административных единиц разграничены. Взаимоотношения между ними оговорены в национальных нормативно-правовых актах;

- устойчивость банковского сектора достигается благодаря развитию всей банковской системы страны, а не только группы банков.

SCIENCE TIME

Зарубежный опыт организации финансовой безопасности показал, что для обеспечения финансовой безопасности должны быть созданы такие финансовые институты контроля, при осуществлении функций которых, во -первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами во всех сферах финансового рынка (бюджет, банковский сектор и т.д.). Система организации финансовой безопасности должна оперативно реагировать на возникающие проблемы в финансовой сфере на любом уровне государственного устройства.

Учитывая сложность системы обеспечения финансовой безопасности, устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер в других сферах. Диспропорции в движении финансовых ресурсов обостряют критические ситуации в экономике, нарушая нормализацию жизнедеятельности общества. Перед финансовыми органами стоит задача по разработке такой стратегии управления финансовой безопасностью, которая будет способна обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.

Литература:

1. Международный рейтинг эффективности работы государственных органов. URL: http ://info .worldbank.org/governance/wgi/index.aspx#home

2. Рейтинг открытости государственных бюджетов URL: http:// internationalbudget.org/wp-content/uploads/OBI2012-Report-English.pdf

3. Рейтинг прозрачности финансовой системы (индекс финансовой скрытности). URL:http://www.financialsecrecyindex. com/introduction/fsi-2013-results

4. Рейтинг Forbs. Топ-50 самых надежных коммерческих банков мира. Надежность банков. URL: http://forbes.kz/finances/markets/top-50_samyih_nadejnyih_bankov_mira_v_2013

5. Е.О. Пазына. Вестник Саратовской государственной юридической академии // Принципы и классификация расходов средств из бюджета европейского союза, № 5 (57), 2007 г. С. 192-194.

6. Н.Н. Новик. Журнал «Вестник Университета (Государственный университет управления)»// Концептуальные аспекты экономической безопасности в финансовой сфере, №1, 2012. С.80-82.

7. Г.Б. Поляк. Финансы. - М,: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. - 735с.

8. О.В. Сараджева. Финансовая безопасность: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2013. - 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.