Научная статья на тему 'Обеспечение финансовой безопасности региона'

Обеспечение финансовой безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10192
1191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИОРИТЕТНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ / FINANCIAL SECURITY OF THE REGION / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL STABILITY / DIRECTION TO ENSURE / CRITERIA FOR FINANCIAL SECURITY / PRIORITY DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Должикова Ирина Владимировна

Раскрывается содержание финансовой безопасности региона с учетом ее типологических особенностей, скорректированных на проблематику деятельности финансовой системы. Приводятся критерии определения приоритетности направления обеспечения финансовой безопасности и характеризуются ее актуальные направления для региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE FINANCIAL SECURITY OF THE REGION

Contents of financial security of the region, its typological characteristics adjusted on the issues of activity of the financial system are given. The criteria for determining the priority directions of financial security and characteristic of its actual direction for the region are revealed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение финансовой безопасности региона»

УДК 336.02:332.1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

И.В. Должикова

Раскрывается содержание финансовой безопасности региона с учетом ее типологических особенностей, скорректированных на проблематику деятельности финансовой системы. Приводятся критерии определения приоритетности направления обеспечения финансовой безопасности и характеризуются ее актуальные направления для региона.

Ключевые слова: финансовая безопасность региона, финансовая система, финансовая устойчивость, направление обеспечения, критерии финансовой безопасности, приоритетность направления.

Финансовая безопасность является неотъемлемым элементом обеспечения безопасности развития и постижение ее как объекта исследования формируется на основе природы финансовой системы. При этом финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение угроз и нейтрализовать факторы, способствующие их развитию и предотвратить потенциальные социально-экономические потери.

Финансовая безопасность естественно обладает собственным содержанием и позволяет выделить ее типологические особенности (рис. 1), скорректированные на проблематику направлений деятельности финансовой системы.

Рисунок 1 представляет разноплановые и разноуровневые элементы, которые на основе структурообразующих факторов финансовой безопасности должны эффективно обеспечивать условия и предпосылки формирования и использования как централизованных, так и децентрализованных финансов [5].

Все элементы (типы) финансовой безопасности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены друг другом, и ориентированы на обеспечение финансовой устойчивости.

Очевидным является то, что финансовую безопасность можно квалифицировать и как состояние, и как процесс, и как разноуровневую систему и, наконец, как многофакторную категорию.

Если же характеризовать разноуровневые элементы финансовой безопасности, то следует отметить, что специфика их содержания зависит от особенностей интересов каждого отдельно взятого элемента. Приведем несколько примеров.

Бюджетная безопасность Финансовая безопасность государства

Ф И Н А

Налоговая безопасность Финансовая безопасность региона

Безопасность кредитнобанковской системы Н С О В А Я Финансовая

Безопасность финансово-денежного обращения безопасность сферы (комплекса, кластера)

Инвестиционная безопасность Б Е З О Финансовая безопасность отрасли

Инфляционно-ценовая безопасность П А С Н О С Т Ь Финансовая безопасность

Безопасность фондового рынка хозяйствующего субъекта

Валютная безопасность Финансовая

безопасность личности

Рис. 1. Типы финансовой безопасности

Финансовая безопасность государства - это основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами через обеспечение устойчивости экономического развития государства и платежно-расчетной системы; нейтрализацию воздействия мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий зарубежных государств, мировых транснациональных компаний, субгосударственных группировок, теневых структур на национальную экономическую и социальнополитическую систему; предотвращение крупномасштабного ухода капитала за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики и

конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; привлечение и использование наиболее оптимально для экономики страны средств иностранных заимствований; предупреждение преступлений и административных правонарушений в финансовых правоотношениях [5].

Г оворя о финансовой безопасности региона, отметим, что она предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью элементов логической «цепочки безопасности» (потребность - интерес - фактор дестабилизации - угроза - противодействие), составляющих содержание проблемы финансовой безопасности [5]. Она представляет собой финансовые отношения по защите интересов всех элементов финансовой системы региона с учетом качественно-количественных особенностей угроз финансовой безопасности региона и факторов, ограничивающих способности региона к саморазвитию. При этом региональные интересы должны коррелировать с целями оптимального регионального развития государства.

Схема обеспечения финансовой безопасности региона должна учитывать особенности системы обеспечения финансовой безопасности (рис. 2).

Финансовая безопасность региона

Предмет

финансовой

безопасности

региона

Направления обеспечения финансовой безопасности региона

Факторы

дестабилизации

и

угрозы

финансовой

безопасности

региона

Предмет деятельности государства в области обеспечения финансовой безопасности региона

Рис. 2. Обеспечение финансовой безопасности региона

Руководствуясь многогранностью финансовой безопасности и спецификой ее обеспечения, в качестве стратегических направлений финансовой безопасности региона целесообразно рассматривать направления, представленные в таблице 1. При этом степень приоритетности направле-

ния обеспечения финансовой безопасности должна определяться следующими критериями:

1) уровнем объекта, для которого выделяются приоритеты (личность, общество, хозяйствующий субъект, регион, государство);

2) уровнем напряженности (критичности) развития объекта;

3) уровнем развития финансовой системы объекта;

4) уровнем напряженности (критичности) в развитии компонентов финансовой системы объекта.

Таблица 1

Степень приоритетности направлений обеспечения финансовой безопасности региона

№ п/п Направление обеспечения финансовой безопасности Оценка приоритетности направления обеспечения финансовой безопасности

1 Бюджетная безопасность + +

2 Налоговая безопасность + +

3 Безопасность фондового рынка —

4 Безопасность финансоводенежного обращения +

5 Инфляционно-ценовая безопасность +

6 Инвестиционная безопасность + +

7 Безопасность кредитнобанковской системы +

8 Валютная безопасность —

Следует отметить, что, позиционируемые направления укрепления финансовой устойчивости и обеспечения финансовой безопасности, должны основываться и руководствоваться актуальными как для региона, так и для государства проблемами и стратегическими задачами, закрепленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике, Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и основных направлениях бюджетной и налоговой политик на среднесрочную перспективу.

Учитывая то, что важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, соответственно, государственные бюджеты должны стать бюджетами, посредством которых решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктур-

ных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, как государства, так и его территорий, повышения уровня и качества жизни, укрепления безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышением качества государственных и муниципальных услуг, стимулированием инновационного развития страны [1], в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- поддержки инновационного и инвестиционного развития.

Приоритетами в бюджетной политике можно определить:

- интеграцию бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития, в том числе, и, прежде всего

- путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития;

- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг [2].

Так, например, в целях повышения результативности исполнения регионального бюджета и обеспечения бюджетной безопасности в Орловской области Правительству региона необходимо продолжить работу по поиску дополнительных источников доходов регионального бюджета, в том числе за счет улучшения инвестиционного климата, увеличения объемов производства и реализации продукции местных производителей, по улучшению качества бюджетного планирования на основе повышения ответственности всех участников бюджетного процесса за достоверность

финансово-экономических обоснований при составлении проекта среднесрочного областного бюджета, обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных учреждений Орловской области через совершенствование их правового положения. Главным администраторам доходов регионального бюджета - органам исполнительной государственной власти региона - необходимо принять дополнительные меры по увеличению доходов областного бюджета с помощью совершенствования их администрирования, а также повышения эффективности управления государственной собственностью Орловской области. Департаменту финансов Орловской области необходимо обеспечить организацию бюджетного процесса, руководствуясь принципом безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, повысить качество бюджетного планирования за счет реалистичности и надежности расчетов и прогнозов, используя, в том числе результаты мониторинга финансовой безопасности региона. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо осуществлять исполнение расходных обязательств в соответствии с требования бюджетного законодательства, обеспечить надлежащий контроль за эффективным использованием средств регионального бюджета, исключить случаи необоснованного отвлечения средств в дебиторскую задолженность подведомственными учреждениями, принять меры по повышению качества и доступности государственных услуг с учетом совершенствования правового положения государственных учреждений. Управлению Федеральной налоговой службы России по Орловской области необходимо активизировать работу по улучшению качества налогового администрирования, сокращению задолженности по налоговым платежам и сборам в региональный бюджет. Органам местного самоуправления региона необходимо принять меры, способствующие расширению и укреплению доходной части местных бюджетов, а также повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов, обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности муниципальных учреждений через совершенствование их правового положения.

Рассматривая приоритеты бюджетной политики в сфере межбюд-жетных отношений следует отметить, что она должна быть сосредоточена на корректировке механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности, создании стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов и совершенствовании системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы [2].

Приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем

предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

В рамках налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [3].

Для развития финансового рынка необходимо обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры и формирование благоприятного налогового климата для его участников [4]. Поэтому на региональном уровне задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти свое отражение в основных направлениях перспективной региональной налоговой политики.

Одним из перспективных направлений укрепления финансовой устойчивости и обеспечения финансовой безопасности может рассматриваться формирование института инвестиционного консалтинга. В рамках данного института в регионе инвестиционные советники будут оказывать консалтинговую поддержку инвесторам по выбору наиболее подходящей для них инвестиционной стратегии. Заметим, что создание института инвестиционного консалтинга является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе.

Активизация финансового рынка может обеспечиваться привлечением в него населения. Заметим, что участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка и развитости финансовой системы и ее элементов, обеспечивающих трансформацию личных сбережений в необходимые экономике инвестиции.

Недостаточная степень вовлеченности населения в финансовую сферу отчасти объясняется низким уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.

В этой связи для изменения инвестиционного поведения населения и привлечения сбережений граждан на финансовый рынок представляется целесообразным определение целевой аудитории в целях проведения мероприятий, направленных на привлечение населения на финансовый рынок, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий для каждой из целевых групп; проведение анализа в целях выявления причин отсутствия доверия широких слоев населения к инструментам финансовых рынков; подготовка и реализация мер, направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.

Для обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищнокоммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства, возможно предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными платежами за пользование инфраструктурными объектами.

Важнейшим фактором для принятия и реализации решений по стратегическим направлениям повышения финансовой устойчивости и обеспечения финансовой безопасности являются инвестиционные возможности. Соответственно приоритетными направлениями деятельности в этой сфере можно рассматривать:

- привлечение необходимого и достаточного объема инвестиций, их эффективное использование в экономике, что является жизненно необходимым для ее модернизации и перевода на инновационный тип развития;

- расширение потенциальных источников для инвестиций;

- формирование условий, стимулирующих превращение накоплений в инвестиции;

- применение для рационального использования бюджетных средств системы целевых программ различного уровня (федеральных, федеральнорегиональных, региональных, муниципальных), в том числе с использованием иностранных и частных отечественных инвестиционных ресурсов;

- развитие спроса, его рост и ориентация на потребляемые экономические блага, которые первоначально удовлетворяют первостепенные потребности, а затем на более совершенные, свойственные рынкам развитых стран;

- формирование с помощью государственной региональной инвестиционной политики на основе местных инициатив механизмов привлечения инвестиций, прежде всего в сферу приоритетных отраслей региональной экономики, с учетом всего комплекса местных условий;

- создание конкурентной среды во всех сферах приоритетных отраслей экономики, без которой монополизм будет препятствовать структурным сдвигам;

- оказание помощи в активизации инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

- разработку механизмов учета социальных интересов и адаптирования под них инвестиционных программ. Одна из главных проблем в этом отношении - это переориентация социальной активности на микроуровне с целей выживания и потребления на цели развития, что требует, прежде всего, реализма в действиях самого государства;

- максимальный учет частного интереса и устранение того, что препятствует хозяйствующим субъектам, организациям и населению в их экономической и инвестиционной активности;

- снижение всеобщей неопределенности, установление «диапазонов предсказуемости» для участников экономической деятельности.

Данные приоритеты позволяют позиционировать следующим стратегические установки в обеспечении инвестиционной безопасности региона:

- развитие финансовой инфраструктуры;

- формирование инфраструктуры поддержки предприятий приоритетных отраслей экономики;

- модернизация имеющейся и создание новой транспортной и коммуникационной инфраструктуры;

- совершенствование имеющихся и создание новой инфраструктуры предприятий приоритетных отраслей экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сохранение и поддержание существующего производственного потенциала на начальном этапе и последующая модернизация и техническое перевооружение фондопроизводящих отраслей для предприятий приоритетных отраслей экономики;

- развитие производств приоритетных отраслей экономики, имеющих межрегиональное и федеральное значение и экспортную направленность;

- поддержка развития фермерского бизнеса и малого предпринимательства.

Заметим, что для оценки уровня финансовой безопасности региона целесообразно составлять предварительный реестр (паспорт) объектов финансовой безопасности; производить сбор информации для оценки критической ситуации по основным сферам развития региона; методом экспертной оценки оценивать уровень угроз финансовой безопасности региона; производить анализ причин и последствий реализации угроз для объектов, находящихся в наиболее угрожаемом состоянии; на основании полученных данных ранжировать территории области по уровню угроз финансовой безопасности и по их влиянию на финансовую безопасность региона; разрабатывать программно-целевые мероприятия, направленные на локализацию и нейтрализацию влияния факторов дестабилизации и угроз финансовой безопасности.

Вышеизложенное позволит обеспечить увеличение доходов регионального бюджета, снизить уровень безработицы, создать приемлемые

условия жизни и развития населения, повысить социальную защищенность, обеспечить восстановление экономического роста промышленного производства, сельского хозяйства и научно-технического потенциала региона.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах. URL:

http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=115713 (дата обращения: 9.01.2012).

2. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119093 (дата обращения: 11.01.2012).

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=118742 (дата обращения: 11.01.2012).

4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации

на период до 2020 года. URL:

http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/ (дата обращения: 15.01.2012).

5. Должикова И.В. Региональная экономика и управление. Циклы регионального воспроизводства. Экономическая безопасность региона: учеб. пособие для вузов. Орел: Изд-во ОФ РАНХ и ГС, 2012. 144 с.

Должикова Ирина Владимировна, доцент кафедры «Теория хозяйства и управление человеческими ресурсами», airinspring@mail. ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал

ENSURING THE FINANCIAL SECURITY OF THE REGION

I.V. Dolzhikova

Contents of financial security of the region, its typological characteristics adjusted on the issues of activity of the financial system are given. The criteria for determining the priority directions of financial security and characteristic of its actual direction for the region are revealed.

Key words: financial security of the region, financial system, financial stability, direction to ensure, criteria for financial security, priority directions.

Dolzhikova Irina Vladimirovna, docent of faculty «Theory of economy and management of human resource», airinspring a mail.ru, Russia, Orel, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.