Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности контроля ресурсов коммерческого банка'

Обеспечение эффективности контроля ресурсов коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности контроля ресурсов коммерческого банка»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Е.Б. ГЕРАСИМОВА, кандидат экономических наук Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Необходимым условием банковской деятельности является достаточный по размеру собственный капитал, однако для осуществления банковских операций используются средства юридических и физических лиц, вверенные ими банку. Эффективный контроль управления банками привлеченными и заемными средствами является первостепенной задачей банковских менеджеров.

Это особенно актуально в настоящее время, когда в России до сих пор отсутствует система обязательного страхования банковских депозитов. Таким образом, на банковский менеджмент ложится дополнительная ответственность по обеспечению сохранности и преумножению привлекаемого банком «стороннего» капитала.

Управление кредитными ресурсами включает два больших блока: управление срочными ресурсами и управление ресурсами до востребования. Предлагается объединить эти два блока для создания единой системы контроля банковских ресурсов.

Управляя срочными ресурсами, коммерческий банк: стремится к одновременной реализации двух стратегий:

• минимизации стоимости ресурса;

• замедлению возврата средств кредиторам.

При этом цена и длительность пользования

ресурсов постоянно корректируются относительно тех же показателей банковских активов. Сроки привлечения ресурсов должны быть по крайней мере равны или превышать сроки их размещения, а доход по активным операциям должен быть выше стоимости ресурса на величину задаваемой менеджментом банковской маржи.

Контроль этих параметров пассивов и активов должен осуществляться на постоянной основе - в идеале ежедневно, с еженедельным сводом данных по срочным ресурсам и вложениям для принятия оперативных управленческих решений.

Обобщение данных о срочных ресурсах и вложениях обеспечивается в настоящее время существенными изменениями, внесенными в связи с введением в действие с 1 января 1998 года нового плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории РФ. В частности, эти изменения коснулись группировки пассивов по срокам погашения.

Существовавшая прежде классификация срочных пассивов на средства от 1 до 6 месяцев; от 6 месяцев до 1 года; от 1 года до 2 лет; от 2 до 5 лет; свыше 5 лет не отвечала требованиям управления банковской деятельностью, поскольку было чересчур укрупненным. Понятно, что месячные депозиты в значительной степени отличаются, например, от депозитов сроком 3 или 4 месяцев, а между тем, эти депозиты попадали в одну группу «от 1 до 6 месяцев».

Согласно новому плану счетов срочные депозитные счета классифицируются следующим образом: на 1 день; от 2 до 7 дней; от 8 до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет. Такое деление позволяет контролировать такие показатели деятельности банка, как гэп (разницу между величиной доходных активов и платных пассивов) и спрэд (ценовой показатель, разница между ставками привлечения и размещения ресурсов).

Такой анализ чрезвычайно важен для обеспечения масштабности и эффективности деятельности банка. Он позволяет отслеживать изменения, происходящие в структуре пассивов и корректировать соответственно структуру активов, и наоборот. Важно не только рационально использовать имеющиеся ресурсы, но, при необходимости, быстро реагировать на спрос в новых вложениях - перераспределять излишки ресурсов на другие сроки, привлекать новые.

Трансформация ресурсов позволяет повысить доходность деятельности банка за счет полного использования уже имеющихся ресурсов вместо привлечения более дорогих новых. Однако эта трансформация должна быть оформлена в хорошо отлаженную систему мониторинга и управления ресурсами, что сделать тем труднее, чем крупнее банк и шире круг его клиентуры.

У крупных банков массив данных для анализа столь велик, что создание единой системы учета активных и пассивных сделок, а также связанных с ними доходов и расходов требует значительных интеллектуальных и материальных затрат, и на практике такая система пока не внедрена.

Менеджеры коммерческих банков с небольшим числом клиентов могут осуществлять такое управление на постоянной основе, делать ретроспективные обобщения, прогнозы на перспективу, применяя при этом зачастую метод экспертных оценок, основываясь на собственном опыте и квалификации.

Управление срочными банковскими пассивами, прежде всего, подразумевает создание отлаженного механизма трансформации их в пассивы с более длительными сроками. Трансформация осуществляется в несколько этапов.

Во-первых, составляется аналитический баланс с целью отсечения капитала банка и иммобилизованных активов, обеспечивающих возможность работы банка (здания, оргтехника и т.п.). При этом часть капитала должна обеспечивать также необходимый объем ликвидных средств, хранящихся в кассе банка и на его счетах. Если ликвидные средства не покрываются капиталом, для этого следует использовать наиболее стабильные банковские ресурсы -вклады физических лиц, которые одновременно являются самым дорогим источником средств банка. Отсекая указанные статьи баланса, возможно оценить обоснованность сложившейся в банке структуры доходных активов, а также привлеченных и заемных ресурсов.

При составлении аналитического баланса используются данные об активных и пассивных операциях банка по состоянию на отчетную дату, причем оценивается не срок сделок по договорам, а сроки до погашения (возврата) средств. Интересной представляется также идея оптимизации стоимости активов и пассивов, то есть ожидаемых в периоде доходов и расходов, определяемых исходя из условий заключения сделок. Согласно идее в момент заключения сделки ожидаемые суммы доходов или расходов разносятся по счетам аналогично основным суммам долга, то есть им присваиваются те же сроки, что и суммам активов или пассивов. Тогда доходы и расходы бан-

ка будут привязаны к конкретному периоду, в течение которого они осуществятся. Например, по депозиту размером 10 ООО руб., привлеченному на 24 дня под 12% годовых, расходы составят 78 руб. 90 коп. {10 ООО X (24/365) X (12/100) = 78,9 руб.} и будут по счету расходов, связанных с привлечением депозитов, отнесены на субсчет «от 8 до 30 дней».

Таким образом, банку становятся известны с высокой степенью достоверности ожидаемые доходы (расходы) и моменты их осуществления. Отпадает необходимость прогнозирования прибыли на основе данных о доходах и расходах, произведенных в предыдущем периоде, что значительно снижает точность прогноза. Ценность процедуры разнесения ожидаемых доходов и расходов по срокам для управления активами и пассивами коммерческого банка абсолютно очевидна. Между тем, технически она достаточно сложна, причем сложность ее решения возрастает прямо пропорционально росту числа клиентов банка, объемов заключаемых активных и пассивных сделок.

Распределяя активы и пассивы по группам в соответствии со сроками востребования, следует руководствоваться принципом осторожности. Каждую отдельную сделку на момент анализа необходимо оценивать с точки зрения реальности выполнения условий ее заключения. Здесь используются несистемные данные, прежде всего, о финансовом состоянии и текущей деятельности заемщика (для активов), а также о конъюнктуре рынка (межбанковского, фондового).

В результате проведенных корректировок по срокам размещенных средств получаем реальную оценку соответствия пассивных операций коммерческого банка его активным операциям.

Заключительным этапом является сама трансформация. С цифрами условного примера, трансформация отображена на рисунке.

Сроки Гэп

до востребования

1 день

2 - 7 дней

8-30 дней 31-90 дней 91 - 180 дней 181 день - 1 год 1 - 3 года

+38522

депозитов до востребования осталось свободными после трансформации

Схема трансформации ресурсов

I I I г +503692

+43000

-22000 22000 21000

-46195 25195

-88979 88979

-51700 51700

-255441 255441

-43855 43855

В условном примере практически вся нехватка срочных ресурсов была восполнена ресурсами до востребования. В результате их использования в активных операциях 38 522 тыс. руб. депозитов до востребования остались в распоряжении банка. Банк Б использует 92,35% депозитов до востребования для вложения в срочные активные операции. Между тем, депозиты до востребования традиционно считаются наиболее неустойчивым видом ресурсов. Возникает проблема обоснованности вложения этого определенного их объема в активные операции. Для решения проблемы представляется целесообразным рассчитать величину и длительность возможного использования банковских ресурсов, определить неснижаемый остаток депозитов до востребования, приравниваемый по режиму использования к собственным средствам банка.

Ресурсы до востребования представлены расчетными, текущими счетами предприятий и организаций, депозитными счетами до востребования юридических и физических лиц. Остатки на этих счетах могут быть оценены с точки зрения постоянства, и в итоге выявленный неснижаемый остаток по счетам до востребования может быть использован банком наравне со срочными ресурсами для активных операций.

Неснижаемый остаток определяется по счетам каждого крупного клиента, а по остальным клиентам - в разрезе их групп, сформированных по отраслевому (химическая промышленность, вузы, торговля и т.п.) или территориальному признаку. При этом критерии отнесения клиентов к крупным могут быть различны, зависят от опыта менеджера, его субъективных представлений, от особенностей клиентуры конкретного банка, состояния рынка банковских услуг в регионе и тому подобных факторов.

Итак, все клиентские счета до востребования следует разбить на группы согласно специфике клиентов. При этом из расчета объема средств, приравниваемых к собственным, следует исключить:

• счета предприятий и организаций, дочерних или иных зависимых по отношению к банку;

• остатки на счетах до востребования, которые согласно условиям кредитного договора, заключенного между банком и клиентом, являются в установленной сумме обеспечением возвратности кредита.

Счета до востребования целесообразно изучать в разрезе групп клиентов. Такое разбиение позволяет снизить временные затраты по сравнению с изучением поведения каждого клиента отдельно. В то же время это «обобщение» клиен-

тов не должно оказывать существенного влияния на точность оценки.

Группы должны объединять клиентов с наиболее схожим «характером поведения» относительно движения по их счетам, и если это необходимо, разбиение по группам может быть очень подробным.

После выделения крупных клиентов прочих можно объединить в группы по отраслям.

Из счетов других коммерческих банков следует исключить счета филиалов анализируемого банка. В части счетов физических лиц в расчет принимаются счета до востребования, на которые осуществляется перечисление ежемесячных выплат, таких, как пенсии, стипендии.

После упорядочения клиентов по группам (и в случае необходимости по подгруппам) изучается динамика движения остатков за достаточно продолжительный период времени. Наблюдаемый период времени определяется исходя из особенностей работы конкретного коммерческого банка и может составлять полгода или даже год.

Разбиение клиентов на группы с целью анализа средств до востребования и выделения стабильной части необходимо по причине высокой степени зависимости поведения остатков на счетах клиента от его принадлежности к конкретной отрасли. Это касается, прежде всего, так называемых сезонных клиентов. Примером могут служить предприятия агропромышленного комплекса, в работе которых доминирующую роль играет фактор сезонности. У таких предприятий в летне-осенний период, как правило, происходит накапливание средств на счетах, а в осенне-зимний - расходование.

Ярко выражена сезонность у образовательных учреждений. В августе наблюдается массовое поступление на их счета средств, вносимых за обучение в вузе, в конце календарного года, как правило, происходит значительное расходование неиспользованных в течение года источников финансирования.

Сезонностью характеризуется деятельность предприятий туристического, а особенно, гостиничного бизнеса. Например, на счете гостиниц в г. Сочи в период с апреля по октябрь наблюдаются значительные поступления средств от отдыхающих, в то время как в оставшуюся часть года расходование превышает поступление, что, кроме межсезонья, связано также с необходимыми расходами по ремонту и прочей эксплуатации здания гостиницы.

Напротив, у предприятий ТЭК, например, производственный цикл непрерывный. Но банк также знает конкретные сроки поступления средств

на счет предприятий ТЭК по паспорту сделки, а прогноз их расходования составляется исходя из опыта работы с конкретным клиентом.

Клиенты, деятельность которых подвержена сезонности, изучаются изолированно от прочих клиентов. Для крупных банков они могут быть сгруппированы по отраслевому признаку. Для небольших банков сезонные клиенты выделяются из общей массы счетов до востребования, а по остальным счетам неснижаемый остаток определяется по общей их сумме.

Определение неснижаемого остатка у сезонных клиентов имеет особенности. Горизонт анализа по таким клиентам не может быть больше 90 дней, и, следовательно, рассчитываемая величина неснижаемого остатка по счетам до востребования может быть приравнена к собственным средствам только на протяжении того же периода - 90 дней. .

При анализе динамики группы клиентских средств аналитику следует оценить диапазон изменения суммы остатков за наблюдаемый период, учесть особенности предприятий группы, о которых было сказано выше, и после этого сделать предположение о том, какая часть средств на счетах клиентов группы может быть выделена в неснижаемый остаток.

Существуют несколько подходов к определению размера средств, приравниваемых к собственным. Ключевым моментом является закладываемый в основу принцип.

В качестве исходного показателя для определения неснижаемого остатка средств до востребования может быть выбран средний остаток или минимальный остаток, скорректированный на погрешность расчетов или на заданную степень вероятности сохранения данной величины остатка.

Анализ показывает, что наиболее близкой к поставленной задаче определения неснижаемого остатка средств до востребования является величина минимального их остатка.

Минимальный остаток за период определяется отдельно по каждой из выделенных групп клиентов по массиву ежедневных остатков, для

сезонных клиентов - за последний квартал, для остальных - за полугодие. Таким образом, минимальный из ежедневных остаток по счетам одного крупного клиента может прийтись на какую-либо дату в апреле, а у другого крупного клиента - в июне. При этом минимальный остаток у отраслевой группы может быть в январе. Суммирование этих минимальных значений представляет собой условную минимальную величину остатка на счетах до востребования банка за анализируемый период.

Очевидно преимущество минимальной величины остатка перед средней его величиной. Вообще применение средних величин затеняет реальное состояние анализируемого объекта. Между тем, использование минимальной величины может оказаться чрезвычайно консервативным подходом к определению размера средств до востребования, используемых в качестве стабильного кредитного ресурса.

В связи с этим менеджеры самостоятельно решают, какую величину средств до востребования использовать в срочных вложениях: среднюю, минимальную или какую-либо промежуточную, определяемую с использованием математического аппарата.

Определенный, исходя из минимальных остатков, размер приравниваемых к собственным средств проверяется справочной величиной -минимальным остатком на счетах до востребования в целом. Эти величины должны быть сопоставимы по размеру.

Проведенные процедуры контроля ресурсов до востребования отображают степень рисковое -ти банковского менеджмента.

Соединяя два блока управления - срочными ресурсами и ресурсами до востребования - целесообразно создать в банке комплексную систему управления ресурсами, включая мониторинг, контроль, анализ и управление срочными ресурсами с целью их трансформации и управление ресурсами до востребования с целью поддержания и использования в активных операциях постоянной величины приравниваемых к собственным средств.

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.