Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды'

Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕХАНИЗМ КОНКУРЕНЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITION / COMPETITION MECHANISM / PROVISION OF EFFICIENCY / FOOD SAFETY / REGIONAL FOOD MARKET / AGRICULTURAL PRODUCTION / ECONOMICAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Вартанова Марина Львовна

Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, влияет на характер и формы взаимоотношений между субъектами рынка. В статье авторы попытались подробно рассмотреть конкуренцию и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment

Competitiveness is a fundament of market management instruments, the basis for formation and realization of the competitiveness, it influences on the character and forms of interaction between the market participants. In the article the authors have attempted to provide an in-depth consideration of competitiveness as a market element (putting demand and supply to balance) and as a type of a sectoral market where the dependence degree of market conditions on the behavior of different participants is considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 2 3

Дохолян С.В. , Вартанова М.Л. '

1 Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала

2 Российский государственный социальный университет, г. Москва

3 Московский психолого-социальный университет

Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды

АННОТАЦИЯ:

Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, влияет на характер и формы взаимоотношений между субъектами рынка. В статье авторы попытались подробно рассмотреть конкуренцию и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность, конкурентная среда, конкуренция,

механизм конкуренции, обеспечение эффективности, продовольственная

безопасность, региональный продовольственный рынок, сельскохозяйственное производство, экономический механизм

JEL: F52, L21, R11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2153-2178. — doi: 10.18334/rp.17.17.36538

Дохолян Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор; директор, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансового права, Российский государственный социальный университет, г. Москва; начальник отдела аспирантуры, Московский психолого-социальный университет (11marina11@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.09.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.09.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.17.36538

(с) Дохолян С.В., Вартанова М.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2154

Введение

Рыночные преобразования экономики страны выявили множество новых проблем, которые необходимо теоретически исследовать и обобщить, а также требуют методических обоснований, что в конечном итоге приведет к практическому решению проблемы формирования и развития продовольственного рынка региона.

Сложившаяся межрегиональная дифференциация наглядно продемонстрировала сложную ситуацию в сфере продовольствия после 1998 года, когда ряд регионов ввели запрет на вывоз продовольствия. Введение таких барьеров разрывает национальный агропродовольственный рынок, тормозит формирование инфраструктуры, снижает доходы.

Функционирование рынка, тем более продовольственного, требует создания конкурентной среды. Конкуренция, до определенного предела, выступает одним из главных инструментов по обеспечению стабильного положения субъектов и организации дальнейшего развития рынка.

Это объясняется, прежде всего, ролью конкуренции как основного и объективного механизма отбора производителей по конечным результатам их деятельности; как средства, которое обеспечивает взаимосвязь и взаимное регулирование производства и потребления; как элемента по оценке качества и стоимости товара; как формы увеличения ассортимента и номенклатуры товара и способа расширения границ товарного рынка.

Конкуренция как фундамент рыночных методов хозяйствования

Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, влияет на характер и формы взаимоотношений между субъектами рынка. Ее необходимо рассматривать и как элемент рынка, при помощи которого уравновешивается спрос и предложение, и как тип отраслевого рынка, где рассматривается степень зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников.

Механизм конкуренции представляет собой сложную систему, структурными элементами которой являются субъекты, объекты и предмет конкуренции, источники конкурентного преимущества, методы конкурентной борьбы, средства воздействия на развитие конкуренции. Все элементы этой системы взаимосвязаны.

Следует отметить, что для возникновения конкуренции необходимы

2155

несколько важнейших условий, к которым можно отнести [1]:

—право собственности хозяйствующих субъектов и равноправие субъектов различных форм собственности на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

—свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

—свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства.

Конкуренция выполняет системообразующую функцию рыночных отношений, определяя взаимосвязь всей совокупности тех элементов, которые присущи этим отношениям (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребностей в товарах и услугах).

Для конкурентных рынков характерна состязательность. Именно она является той движущей силой, которая обеспечивает достижение лучших положений на рынке, ей свойственна борьба между производителями продукции за овладение вниманием потенциальных потребителей, получение прибыли, удовлетворяя при этом разнообразные потребности потребителей.

Обладая механизмом саморегулирования, рынок на основе конкуренции обеспечивает: достижение самой низкой цены товара, возможной при прочих равных условиях; насыщение рынка необходимым товаром; равновесие между производством и потреблением продукции; независимость цены от производителей, что является объективным измерителем полезности товара и инструментом распределения ресурсов.

Исходя из этого, конкуренция признается наиболее важным элементом в рыночной структуре.

Конкуренция является многосложной структурой, в экономической литературе выделяют различные виды конкуренции:

«Совершенная конкуренция - это такой вид конкуренции, которая формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы. Этот вид конкуренции имеет лишь теоретическое значение, хотя является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность» [11].

Такой тип конкуренции, когда на рынке присутствует множество продавцов и покупателей однородного продукта, где нет

2156

доминирования одного или нескольких производителей данной продукции, имеет место равнодоступность информации, отсутствуют дискриминация и неценовая конкуренция. На таком рынке ни один из участников не может оказать решающего влияния на ценообразование и рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода, а в частности монополистическая конкуренция и олигополия.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм -картель, синдикат, трест, концерн и т.д. На таком рынке присутствует ценовая конкуренция и рыночная власть, существуют барьеры для входа в рынок, которые, правда, вполне преодолимы.

Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат. Олигополия характеризуется тем, что на рынке присутствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Участники рынка могут реализовывать однородную или дифференцированную продукцию. Вход в подобный рынок, как правило, затруднен, барьеры труднопреодолимы, субъекты рынка (продавцы) имеют значительную рыночную власть, конкуренция имеет место, но слабая.

Возникновение монополистических тенденций на таком рынке вполне реально. Дело в том, что участники или игроки олигополистического рынка могут сговориться и проводить согласованную и выгодную им экономическую политику на рынке. Монополия, как правило, возникает, когда на рынке присутствует единственный продавец, который имеет полную рыночную власть. Барьеры для входа в рынок непреодолимы, конкуренция полностью отсутствует.

Современные особенности функционирования различных типов рынков показывают, что каждый из них характеризуется наличием особого статуса, который обеспечивает деятельность участников рынка и их эффективное взаимодействие.

Однако, несмотря на существование различных видов рынков, между ними существует определенное сходство, связанное с механизмом, который обеспечивает их функционирование. В состав этого механизма входят спрос, предложение, цена и конкуренция со всеми сопутствующими им элементами.

Что касается продовольственного рынка, то механизм его функционирования основан на взаимодействии объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере

2157

воспроизводственного цикла продовольственных товаров, соотношении потребностей населения и развитости межрегиональных связей.

Особенность продовольственного рынка заключается в том, что он, выполняя различные, в том числе и социальные, функции, функционирует как система рынков, комбинаций рынка, организаций, сетей и администрирования, которые по-разному сочетаются в конкретных географических и субъектных условиях.

Эффективность функционирования продовольственного рынка региона в конкурентной среде (на примере Северо-Кавказского федерального округа)

Эффективность функционирования продовольственного рынка во многом зависит от конкурентной среды, взаимосвязи и взаимовлияния участников рынка, без доминирования отдельных фирм и предприятий, без захвата рынка какой-то одной компанией. Негативные явления, связанные с монополизацией рынка, могут привести к росту цен, а в дальнейшем трансформироваться в отрицательные социальные последствия.

Рассмотрим с озвученных позиций состояние и особенности функционирования продовольственного рынка Северо-Кавказского федерального округа и его подрынков, а именно: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, хлеба и хлебопродуктов, кондитерских изделий, и других.

При проведении анализа необходимо учитывать особенность продовольственного рынка Северо-Кавказского федерального округа, которая заключается в том, что он представляет собой фрактально-иерархическую структуру, состоящую из системы продовольственных рынков субъектов округа, которые взаимосвязаны между собой межрегиональным обменом.

Для объективной оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках нами были использованы аналитические материалы с учетом статистических показателей предприятий, участников рынка, данных организаций статистики по субъектам Северо-Кавказского федерального округа, а также обследования торговых точек исследуемого региона.

При этом нами были охвачены не только столицы республик, но также и другие крупные города, в частности в Карачаево-Черкесской Республике - Черкесск и Карачаевск, Кабардино-Балкарской Республике -Баксан, Прохладный, Нарткала, Республике Дагестан - Дербент, Хасавьюрт,

2158

Дагестанские Огни, Республике Северная Осетия - Владикавказ, Алагир, Беслан, Чеченской Республике - Грозный, Гудермес, Аргун, а также в Ставропольском крае - Ставрополь, Невинномысск, Георгиевск, Пятигорск. Так, для определения состояния продовольственного рынка СевероКавказского федерального округа остановимся на нескольких наиболее значимых продуктах питания, которые являются необходимыми для жизнедеятельности человека и показателями обеспечения

продовольственной безопасности. К ним, в частности, относятся мясо и мясопродукты. Данный продукт употребляется в пищу в разнообразном виде, но основную массу составляют колбасные изделия.

Проанализируем рынок колбасных изделий, при этом мы исходим из того, что рынок колбасных изделий является концентрированным атрибутом всех видов мясопродуктов. Так, на рынке мяса и мясопродуктов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа осуществляют свою деятельность предприятия различных организационно-правовых форм и диапазонов действий, но доминирующее положение занимает группа предприятий, которые определяют состояние данного рынка. Рассмотрим рынок мяса и мясопродуктов по субъектам Северо-Кавказского федерального округа (табл. 1).

Таблица 1

Состояние рынка мяса и мясопродуктов

Наименование предприятия Доля на рынке Коэффициент рыночной концентрации m Индекс рыночной концентрации (HHI)

Республика Дагестан

ОАО «Царицино», г. Москва 29,7 29,7 882

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 28,0 57,7 784

ОАО «Черкизовский мясокомбинат», г. Москва 15,0 72,7 225

ООО «Да» РСОА 13,0 85,7 169

ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» 7,1 92,8 50

ОАО «Микояновский мясокомбинат» 5,2 98,0 27

Прочие 2,0 100,0 4

Итого - 2141

Кабардино- Балкарская Республика

ОАО «Царицино», г. Москва 29,3 29,3 858

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 28,0 57,3 784

ООО «Да» РСОА 12,3 69,6 151

ОАО «Тавр», Ростов-на-Дону 7,5 77,1 56

2159

ОАО «Черкизовский мясокомбинат», г. Москва 5,3 82,4 28

ООО «Меркурий», КЧР 5,2 87,6 27

ООО Нальчинский мясокомбинат «Рейн» 4,1 91,7 17

ОАО «Микояновский мясокомбинат» 3,5 95,2 12

РАПП ЗАО «Кавказ-мясо», КЧР 3,2 98,4 10

Прочие 1,6 100,0 2

Итого -1945

Карачаево-Черкесская Республика

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 25,3 25,3 640

ОАО «Царицино», г. Москва 21,2 46,5 449

ООО «Меркурий», КЧР 20,8 67,3 432

РАПП ЗАО «Кавказ-мясо», КЧР 11,2 78,5 125

ООО «Да» РСОА 8,3 86,8 68

ОАО «Тавр», Ростов-на-Дону 6,3 93,1 39

ОАО «Черкизовский мясокомбинат», г. Москва 3,5 96,6 12

ОАО «Микояновский мясокомбинат» 2,3 98,9 5

Прочие 1,1 100 1

Итого-1771

Республика Северная С )сетия-Алания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Да» РСОА 28,3 28,3 800

ОАО «Царицино», г. Москва 24,7 53,0 610

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 22,3 75,3 497

ОАО «Тавр», Ростов -на -Дону 6,3 81,6 39

ОАО «Черкизовский мясокомбинат», г. Москва 5,3 86,9 28

ООО «Меркурий», КЧР 5,1 92,0 26

ОАО «Микояновский мясокомбинат» 3,7 95,7 14

РАПП ЗАО «Кавказ-мясо», КЧР 2,9 98,6 8

Прочие 2,4 100 5

Итого -2027

Чеченская Республика

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 39,1 39,1 1528

ОАО «Царицино», г. Москва 32,6 71,7 1062

ЗАО «Лыткаринский Мясоперерабатывающий завод», Московская область 12,7 84,4 161

ОАО «Великолукский мясокомбинат», г. Великие Луги, Псковская область 9,3 93,7 86

ГУП «Аргунский мясокомбинат» 4,1 97,8 17

Прочие 2,2 100 5

Итого - 3020

Ставропольский край

ОАО «Тавр», Ростов-на-Дону 25,3 25,3 640

ОАО «Сочинский мясокомбинат» 23,4 48,7 548

ОАО «Царицино», г. Москва 19,8 68,5 392

ОАО мясокомбинат «Туапсинский», г. Туапсе 9,3 77,8 86

ООО «Агротехпром», г. Ставрополь 7,2 85,0 52

ООО «Меркурий»,КЧР 6,3 91,3 39

ОАО «Микояновский мясокомбинат» 3,6 94,9 12

РАПП ОАО «Кавказ-мясо», КЧР 2, 8 97,7 8

Прочие 2,3 100 5

Итого -1782

Источник: рассчитано автором по материалам исследований

2160

Как показывает таблица 1, на рынке мяса и мясопродуктов в субъектах СКФО складывается неоднозначная картина. Так, в Республике Дагестан на данном сегменте продовольственного рынка доминирующее положение занимают четыре предприятия, на которые приходится 85,7% рынка. При этом на них приходится, соответственно, следующая доля совокупного рынка мяса и мясопродуктов: ОАО «Царицыно» - 29,7%; ОАО «Сочинский мясокомбинат» - 28,0%; ОАО «Черкизовский мясокомбинат» -15%; ООО «Да» - 13%.

В отличие от дагестанского рынка, рынок того же продукта Кабардино-Балкарской Республики характеризуется иными показателями. В частности, на долю трех крупнейших участников рынка приходится 69,6%, что позволяет отнести данный рынок к умеренно концентрированному рынку, хотя по тенденции, которая наблюдается, рынок перейдет на другой уровень - высококонцентрированный.

Рынок мяса и мясопродуктов Карачаево-Черкесской Республики можно охарактеризовать как умеренно концентрированный, где на долю трех предприятий приходится 67,3%. Эти показатели ниже, чем по Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольскому краю.

Схожая картина складывается в Республике Северная Осетия и Чеченской Республике, где наблюдаются наиболее высокие параметры по показателям, характеризующим рынок. Рынок мяса и мясопродуктов Ставропольского края умеренно концентрированный, этому способствует то, что в крае функционирует крупный производитель данной продукции в лице ООО «Агротехпром», а также функционирует множество мелких цехов, где производят ассортимент этой продукции, что не выходит за пределы края.

Таким образом, рынок мяса и мясопродуктов в субъектах СевероКавказского федерального округа можно характеризовать как сочетание двух типов: умеренно концентрированный и высококонцентрированный, с тенденциями перехода к высококонцентрированному типу.

Данный рынок можно отнести к олигополистическому виду конкуренции, так как во всех субъектах доминирующее положение занимают два, три крупных предприятия, которые определяют политику и особенности функционирования рынка.

Следующий отобранный нами рынок, который подлежит анализу, это рынок молока и молочной продукции. Молоко и молочная продукция являются жизненно необходимыми продуктами питания, которые должны входить в рацион питания человека каждый день, особенно они нужны

2161

старикам и детям.

Рассмотрим состояние данного рынка в субъектах СевероКавказского федерального округа (табл. 2).

В отличие от рынка мяса и мясопродуктов, где складывается мозаичная картина, рынок молока и молочной продукции можно охарактеризовать как относительно единообразно функционирующий. Сделать такое заключение позволяет то, что он во всех субъектах характеризуется как умеренно концентрированный, данный вывод подтверждается тем, что коэффициент рыночной концентрации трех наиболее крупных предприятий в субъектах занимает долю менее 70%.

Таблица 2

Состояние рынка молока и молочной продукций

Наименование предприятия Доля на рынке Коэффициент рыночной концентрации m Индекс рыночной концентрации (HHI)

Республика Дагестан

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 26,2 26,2 686

ОАО «Вимм-Билль-Данн», Краснодарский край 23,4 49,6 547

ОАО «Савушкин продукт», Республика Беларусь, г. Брест 14,3 63,9 204

ООО Тимошевский молочный комбинат «Кубанская буренка», Краснодарский край 12,2 76,1 148

Кубанская буренка 11,4 86,5 129

ООО Фирма «Дарман», РД 10,2 96,7 104

Прочие 2,3 100 5

Итого -1823

Кабардино-Балкарская Республика

ООО «Нальчинский молочный комбинат» 28,2 28,2 795

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 21,5 49,7 462

ООО Тимошевский молочный комбинат «Кубанская буренка», Краснодарский край 20,3 70,0 412

ООО «Регион продукт», с.Светлое, КБР 9,1 79,1 82

ОАО «Ставрапольский молочный комбинат» 4,9 84,0 24

ООО ФХ «Сатурн» 4,6 88,6 21

ООО «Пятигорский молочный комбинат» 4,3 92,9 18

«Простоквашино», ОАО «Компания 3,6 96,5 12

ЮНИМИЛК», Краснодарский край

Прочие 3,5 100,0 11

Итого -1837

Карачаево-Черкесская Республика

ОАО «Ставрапольский молочный комбинат» 21,4 21,4 458

ООО Тимошевский молочный комбинат «Кубанская буренка», Краснодарский край 16,4 37,8 269

ООО ФХ «Сатурн» 15,5 53,3 240

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 11,3 64,6 127

ООО «Нальчинский молочный комбинат» 10,4 75,0 108

ООО Тимошевский молочный комбинат «Веселый молочник», Краснодарский край 7,2 82,2 51

ООО «Хладокомбинат», КЧР 6,7 88,9 44

ООО «Пятигорский молочный комбинат» 5,4 94,3 29

«Простоквашино» ОАО «Компания ЮНИМИЛК», Краснодарский край 3,2 97,5 10

Прочие 2,5 100,0 6

Итого-1298

Республика Северная Осетия-Алания

ОАО «Березка» 23,3 23,3 543

ООО «Нальчинский молочный комбинат» 18,7 42,0 349

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 16,2 58,2 262

ООО Тимошевский молочный комбинат «Кубанская буренка», Краснодарский край 14,1 72,3 198

ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО Тимошевский молочный комбинат «Веселый молочник», Краснодарский край 9,5 81,8 90

ОАО «Ставрапольский молочный комбинат» 6,8 88,6 46

ООО ФХ «Сатурн» 5,1 93,7 26

«Простоквашино», ОАО «Компания ЮНИМИЛК», Краснодарский край 4,2 97,9 17

Прочие 2,1 100,0 4

Итого -1535

Чеченская Республика

ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Кубанская буренка», Краснодарский край, Тимошевск 20,4 20,4 416

ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Веселый молочник», Тимошевск, Краснодарский край. 16,3 36,7 265

ООО «Нальчинский молочный комбинат» 15,7 52,4 246

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 14,3 66,7 204

ООО ФХ «Сатурн», КЧР 11,3 78,0 127

«Простоквашино», ОАО «Компания ЮНИМИЛК», Краснодарский край 10,4 88,4 108

ООО «Мечта», ЧР 10,2 98,6 104

Прочие 1,4 100 1

Итого -1363

2163

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставропольский край

ОАО «Ставрапольский молочный комбинат» 27,5 27,5 756

ЗАО «Кореновский Молочно-Консервный Комбинат», г. Кореновск, Краснодарский край 15,4 42,9 237

ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Веселый молочник», Тимошевск, Краснодарский край 11,3 54,2 127

ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Кубанская буренка», Тимошевск, Краснодарский край 9,7 63,9 94

ООО «Пятигорский молочный комбинат», Ставрапольский край 8,2 72,1 67

ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Веселый молочник», Тимошевск, Краснодарский край 7,4 79,5 55

ООО ФХ «Сатурн» 5,2 84,7 27

«Простоквашино», ОАО «Компания ЮНИМИЛК», Краснодарский край 4,3 89,0 18

ООО «Нальчинский молочный комбинат» 4,1 93,1 16

ООО «Буденовский молочный комбинат» 3,5 96,6 12

Прочие 3,4 100 11

Итого -1420

Источник: рассчитано автором по материалам исследований

Следует отметить, что особенностью рынка молока и молочных продуктов Северо-Кавказского федерального округа является то, что в его субъектах имеются по нескольку производителей данной продукции, которые входят в число доминатов. Но кроме них в округ поступает продукция соседних регионов, а также из ближнего и дальнего зарубежья. В результате на рынке складывается монополистический тип конкуренции с тенденциями перехода к олигополистическому.

По некоторым продуктам, например, масло животное, творог, сгущенное молоко, рынок можно охарактеризовать как олигополистический, а по другим: молоко, кефир, сметана - как рынок монополистической конкуренции. Наличие двух типов рынка с разными формами конкуренции объясняется высокой дифференциацией молочной продукции.

В итоге можно признать, что исследуемый рынок молока и молочной продукции является конкурентным, где наличествует два вида конкуренции: монополистическая и олигополистическая, - и где преобладает второй вид.

Важнейшим элементом продовольственного рынка является рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Он носит «местнический» характер, то есть основными поставщиками продукций являются предприятия, расположенные на данной территории, хотя не исключается присутствие продукции и из других регионов.

2164

Как правило, в каждом городе, селе, ауле функционируют три-четыре, а иногда несколько десятков производителей данной продукции, которые выпускают различный ассортимент. В результате в формировании данного рынка принимают участие как крупные и малые предприятия, так и индивидуальные предприниматели.

Значимой составной частью продовольственного рынка СевероКавказского федерального округа является рынок кондитерских изделий.

Особенностью продовольственного рынка является то, что в его формировании принимают участие производители продукции, находящиеся за пределами федерального округа.

Известно, что в субъектах функционируют несколько кондитерских фабрик, но их доля на рынке колеблется в пределах от 3 до 10%, при этом местные производители по существу вытеснены с рынка.

Рынок кондитерских изделий в целом является умеренно концентрированным, основное соперничество на рынке происходит между четырьмя производителями, между которыми и поделен рынок. К ним относятся ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» г. Москва, ОАО «Рот Фронт» г. Москва, Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и Кондитерская корпорация «КозЬеп» Украина.

Таким образом, исходя из принятых методических положений, рынок кондитерской продукции Северо-Кавказского федерального округа можно охарактеризовать как умеренно концентрированный, где уровень развития конкуренции средний, но имеет «склонность» к переходу к высококонцентрированному виду.

Составной частью продовольственного рынка Северо-Кавказского федерального округа является рынок плодоовощных консервных изделий, который служит основным местом приобретения плодоовощной продукции.

Этот рынок нами рассматривается как совокупный рынок плодов и овощей и продуктов их переработки. Известно, что округ характеризуется наличием благоприятных природно-климатических условий для выращивания плодов и овощей.

Казалось бы, производители и переработчики данной продукции имеют достаточно приемлемую базу для формирования и функционирования рынка, однако так же, как и на рынке кондитерских изделий, значительное влияние на деятельность субъектов рынка

2165

оказывают соседние регионы, в частности Краснодарский край.

Рассмотрим состояние рынка плодоовощных консервных изделий в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (табл. 3).

Таблица 3

Состояние рынка плодоовощных консервных изделий

Наименование предприятия Доля на рынке Коэффициент рыночной концентрации (CR) Индекс рыночной концентрации (НН1)

Республика Д агестан

ООО «Агроинвест», КБР 20,3 20,3 412

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 19,3 39,6 372

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 14,6 54,2 213

ООО «Техада», Краснодарский край 11,2 65,4 125

«Дагестанский консервный завод», г. Хасавюрт 8,6 74,0 73

ООО «Черкатинский консервный завод», РД 7,9 81,9 62

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 6,1 88,0 37

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 4,7 92,7 22

ОАО «Лабинский консервный завод», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край 4,1 96,8 16

Прочие 3,2 100,0 10

Итого -1342

Кабардино- Балкарская Республика

ООО «Агроинвест», КБР 21,2 21,2 499

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 19,3 40,5 372

ООО «Техада», Краснодарский край 12,9 53,4 166

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 11,2 64,6 125

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 10,7 75,3 114

ООО «Славяновский консервный комбинат», г. Славяновск-на-Кубани, Краснодарский край 6,8 82,1 46

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 6,3 88,4 39

ОАО «Лабинский консервный завод», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край 4,3 92,7 18

ЗАО «Полтавские консервы», Краснодарский край 4,1 96,8 16

Прочие 3,2 100,0 10

Итого -1405

Карачаево-Черкесская Республика

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 21,7 21,7 470

ООО «Агроинвест», КБР 19,1 40,8 364

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 13,3 54,1 176

ООО «Славяновский консервный комбинат», г. Славяновск-на-Кубани, Краснодарский край 12,3 66,4 151

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 11,3 77,7 127

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 7,5 85,2 56

ОАО «Лабинский консервный завод», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край 4,7 89,9 22

ООО «Техада», Краснодарский край 4,1 94,0 16

ЗАО «Полтавские консервы», Краснодарский край 3,8 97,8 14

Прочие 2,2 100,0 4

Итого -1400

Республика Северная Осетия - Алания

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 21,3 21,3 453

ООО «Агроинвест», КБР 19,6 40,9 384

ООО «Славяновский консервный комбинат», г. Славяновск-на-Кубани, Краснодарский край 12,7 53,6 161

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 12,3 65,9 151

ОАО «Лабинский консервный завод, г. Усть-Лабинск, Краснодарский край 8,8 74,7 77

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 8,6 83,3 73

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 7,3 90,6 53

ООО «Техада», Краснодарский край 5,2 95,8 27

Прочие 4,2 100,0 17

Итого -1396

Чеченская Республика

ООО «Славяновский консервный комбинат», г. Славяновск-на-Кубани, Краснодарский край 21,2 21,2 449

ООО «Агроинвест», КБР 18,4 39,6 338

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 14,3 53,9 204

ООО «Техада», Краснодарский край 12,9 66,8 166

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 12,6 79,4 158

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 10,2 89,6 104

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 4,1 93,7 16

«Дагестанский консервный завод», г. Хасавюрт 3,4 97,1 11

Прочие 2,9 100,0 8

Итого -1454

Ставропольский край

ООО «Славяновский консервный комбинат», г. Славяновск-на-Кубани, Краснодарский край 18,2 18,2 331

«Кубаночка», ООО «Гранд-Стар» 15,6 33,8 243

2167

ООО «Техада», Краснодарский край 15,1 48,9 228

ООО «Продимпорт» Скатерть самобранка», г. Москва 14,4 63,3 207

К-ООО «Балтимор», Краснодарский край 9,8 73,1 96

«4 сезона», ООО «Опыт», г. Кямызяки, Астраханская область 9,0 82,1 81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «Лабинский консервный завод», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край 7,8 89,9 60

ООО «Агроинвест», КБР 5,6 95,5 31

Прочие 4,5 100,0 20

Итого -1297

Источник: рассчитано автором по материалам исследований

Как показывает таблица 3, рынок плодоовощных консервных изделий можно охарактеризовать как умеренно концентрированный, и созданию такой среды способствуют предприятия Краснодарского края, продукцию которых можно найти на рынках всех субъектов СевероКавказского федерального округа. В число доминирующих предприятий входят и представители самого округа, к ним относятся ООО «Агроинвест», КБР, и «Дагестанский консервный завод», г. Хасавюрт.

Вид рынка, который здесь имеет место, больше тяготеет к олигополистическому типу, чем к монополистической конкуренции. Однако имеются основания превращения его в чистую олигополию или скрытную монополию, основными участниками которого могут быть предприятия Краснодарского края.

Поводом для такого утверждения служит исследование, проведенное нами, которое показало, что отдельные предприятия создают филиалы своих фирм, и они выходят на рынок с той же продукцией, но под другим названием.

Казалось бы, что число участников рынка увеличивается и уровень конкуренции возрастает, но на самом деле происходит противоположное, на рынке не создается конкурентная среда (не будут же «свои» соперничать со «своими»), а происходит установление завышенных, по существу, монопольных цен. В данном случае новые участники рынка сами не могут назначить свои цены, и, чтобы их не выдавливали с рынка, они должны ориентироваться на доминатов, в результате цены растут, а на рынке имитируется конкуренция.

2168

\D

Рч

О ^

H 0)

Рч СИ H ф

И О rf м M и

0 и

S. '

& о

И Рч

И и

>; «

- и

и

m 1)

« £

M VO О

H U

ai о

3 H

и

Вывод

ск IHH 1580 1420 1297

CR-3, % uo СО СО см UO ОЭ со" Tf

Вывод ¡и£

CQ >>

4P S 3020 со СО со 1454

ОЭ

ri ce О со CN uo со un

"S

m >s

CQ

РСОА HHI 2027 1535 1396

& со см СС5

ci S UO Г-- со LO оо UO

ВыеоЗ

>N

Cl g HHI 1771 1298 1400

& со со

ci Й г-- co со UQ un

Б со л CQ

Cl S S 1945 1771 1405

^ со о т

ri ce О ОЭ со со со о UO

■8 в/к у/к у/к

CQ

S HHI 2141 1823 1342

s r*- аэ см

ri S СЧ| г*- со ■Ч" UO

><

Рынок Мяса и мясопродуктов Молока и молочнь продуктов Плодоовощных ко нсервов

ь а а аз

А о

£

Н И

s И

«

&

л о

13 Sr

g Î

а и

« у

0J я

И M

а о И В

И"

rrJ - "

И И

и о

ЕГ И

и а

« £

=ы а

2 м

й В

ин г

к и

А

« и а

Рч Щ

U ¡J К

I &4!

¡Ï I

£ as

2169

Таблица 4 по сводным показателям оценки состояния продовольственного рынка в субъектах Северо-Кавказского федерального округа демонстрирует, что рынки, которые проанализированы, находятся на высоком уровне концентрации. Вид рыночной конкуренции, который присущ большинству рынков, -олигополистический. Для рынка продовольствия наиболее приемлемой является совершенная и/или монополистическая конкуренция.

Таким образом, при некотором разнообразии уровней концентрации продуктовых рынков в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, формирующих в целом продовольственный рынок округа, фактически его можно охарактеризовать как рынок высококонцентрированный и олигополистический.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, региональные власти стремятся к регулированию розничных цен на базовые социально-значимые продукты питания. Сдерживание цен в условиях бюджетных ограничений осуществляется путем административного фиксирования торговых наценок и марки перерабатывающих предприятий.

Такое сдерживание цен ведет, во-первых, к скачкообразному повышению цен, так как административный контроль в современных условиях не может эффективно удерживать цены в заданных рамках в течении длительного периода. Во-вторых, скачкообразные повышения цен ведут к периодическим потребительским паникам и дефицитам. Все это искажает рыночный сигнал для субъектов рынка и, соответственно, негативно сказывается на развитии всей продовольственной цепи.

В этих условиях для устойчивого снабжения населения продуктами питания по всей территории страны очень важна межрегиональная торговля, эффективный арбитраж, стабильная работа производственной инфраструктуры. Тем самым происходит деградация и деспециализация производства, разрушение воспроизводственного потенциала.

Все описанные проблемы в равной мере относятся к различным субъектам РФ, которые являются аграрно-промышленными регионами, способными не только обеспечить население местными продуктами питания, но и экспортировать продовольствие.

Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей народного хозяйства многих регионов РФ. Своеобразие их состоит в том, что здесь в сельской местности проживает более 40% населения, тогда как в РФ - 27%, производится более одной четверти валового продукта (в

2170

РФ - 9%), доля ассигнований республиканского бюджета в три раза выше.

Таким образом, выполненный анализ свидетельствует о комплексном воздействии ряда негативных факторов на агропромышленный комплекс страны, основными среди которых являются следующие:

— формирование соответствующей бюджетной, налоговой и кредитной поддержки;

— деградация воспроизводственного потенциала агропромышленный комплекс;

— снижение инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса;

— возрастающий диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и продуктами промышленного производства;

— специфика формирования розничной цены на сельхозпродукцию в условиях сохранения монополизма закупочных, торговых и перерабатывающих предприятий;

— нарушение функционирования единого продовольственного рынка страны;

— наличие непозволительно большого числа посредников.

Все это позволяет сделать нам вывод о существовании ряда угроз продовольственной безопасности как на государственном, так и на региональном уровне со стороны производства.

Одной из серьезных угроз является то, что до сих пор «остаются не вполне ясными условия присоединения к ВТО, которое может нарушить или, по крайней мере, усложнить ситуацию на отечественном продовольственном рынке и удлинить время достижения уровня продовольственной независимости» [5], предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности.

Дело в том, что в основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит «максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета» [2].

Следует отметить, что обеспечение продовольственной безопасности «способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать

2171

продовольственную проблему важнейшим структурным элементом» [4], обеспечивающим национальную безопасность страны.

Подводя итоги социально-экономических преобразований в республиках СКФО за последние десять лет, а также анализируя результаты реализации национального проекта по развитию АПК, приходится констатировать, что «сегодняшнее сельскохозяйственное производство в республиках малоэффективно, непродуктивно и экономически невыгодно для большинства производителей сельскохозяйственной продукции, с очень трудными условиями труда и низкой заработной платой» [3].

Проведенное нами исследование показывает, что «стабильное функционирование продовольственного рынка по многим параметрам определяется тем, в каком состоянии находится пищевая и перерабатывающая промышленность, которая в свою очередь зависит от технического уровня производственных фондов, входящих в отрасль предприятий» [3].

Защита российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции

Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Решение вопроса зависит не только от производственных возможностей и биоклиматических условий функционирования агропромышленного комплекса, но также и от состояния продовольственного рынка.

В настоящее время основным средством защиты российского внутреннего рынка сельского хозяйства от иностранной конкуренции являются защитные меры, применяемые в форме повышенных таможенных пошлин. В то же время в российской торговой практике еще ни разу не были использованы такие способы борьбы с недобросовестной импортной конкуренцией, как антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Важно, чтобы в этой ситуации антимонопольные органы не позволяли инструментам торговой политики превращаться в средства необоснованного протекционизма. Что касается проведения внешнеторговой политики со странами СНГ, то весьма важным представляется формирование в перспективе общего аграрного рынка

2172

стран СНГ. Это обусловлено дифференциацией природно-климатических условий, сложившейся специализацией

сельскохозяйственного производства. В общем рынке существовало бы единое экономическое пространство, при котором снимаются внутренние барьеры для свободного движения сельскохозяйственных и продовольственных товаров, кроме требований санитарно-ветеринарного порядка» [8]. При этом общий аграрный рынок предполагает «единство таможенного пространства, единую таможенную систему. Формирование общего рынка стран СНГ позволит создать более высокий уровень продовольственной безопасности для всех его участников» [8].

Необходимо подчеркнуть, что механизм обеспечения продовольственной безопасности включает «систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания» [2]. Система предусматривает «постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности» [2]. Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества.

В целом, результативность функционирования экономического механизма сельского хозяйства определяется конкурентоспособностью его хозяйствующих субъектов: как частных, так и государственных.

Современные экономические условия в Российской Федерации ставят новые задачи повышения конкурентоспособности сельского хозяйства с учетом глобализации мирового хозяйства. В этих условиях повышается значение тех мер по обеспечению устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности сельского хозяйства, которые могут быть предложены экономистами-аграрниками.

Следует отметить, что под устойчивым ростом, а точнее сказать, устойчивым развитием сельского хозяйства понимается многоцелевая (многоаспектная) категория, включающую как минимум пять составляющих, а именно:

1. экономическая устойчивость и обеспеченность финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства;

2. расширенное воспроизводство всех ресурсов;

3. развитие производства на основе инноваций;

2173

4. улучшение экологии;

5. устойчивое социальное развитие сельских территорий.

Лишь реализация всех перечисленных составляющих экономического развития может обеспечить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства на внутреннем и внешнем рынках.

Причем в обобщенном виде конкурентоспособность компании определяется совокупностью факторов, атрибутов качества продукции и эффективности ее деятельности на рынке, атрибутов качества продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

Следует отметить, что конкурентоспособность продукции определяется также совокупностью факторов, характеризующих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.

Другим подходом конкурентоспособности продукции, хорошо себя зарекомендовавшим на практике при проведении оценок качества сравниваемых вариантов продукции, является подход, основанный на использовании двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления.

Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкурентную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели.

Итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю потребительского рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели.

Также, если говорить о конкурентоспособности с позиции хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, то она может быть определена как способность с прибылью реализовать произведенный ими продукт. Так или иначе, для этого должны быть созданы все необходимые условия, которые формируются аграрной политикой государства.

Заключение

В целом, конкурентоспособность потребительского рынка - это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая его способность производить продукцию, соответствующую по качеству

2174

требованиям потребителей, пользующуюся устойчивым спросом и обеспечивающую выгоду производителю при ее реализации.

Таким образом, риск и конкуренция как экономические категории связаны и оказывают друг на друга заметное влияние. Предпринимательский риск объединяет субъекты хозяйственной деятельности в систему экономических отношений естественного отбора через конкуренцию.

Усиление конкурентной борьбы заставляет потребительский рынок искать инновационные виды предпринимательской деятельности, выходить на новые рынки сбыта, что сказывается на повышении уровня риска.

Следует отметить, что экономическая устойчивость потребительского рынка предполагает его стабильное финансовое положение, коммерческий успех, наличие квалифицированных кадров, юридических норм производства и такую организацию производственных отношений, при которых обеспечивается стабильность функционирования потребительского рынка, прогрессивность научно-технического и социального развития. Главным элементом экономической устойчивости потребительского рынка является прибыльность его функционирования.

Важно отметить, что экономическая устойчивость и конкурентоспособность, являясь характеристиками сельского хозяйства в целом и его составных частей, находятся в постоянном взаимодействии. Однако его конкурентоспособность - это цель и индикатор развития сельского хозяйства, то экономическая устойчивость представляет собой условие его существования и развития.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальный уровень конкурентоспособности сельского хозяйства может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических (административных) методов - путем прямого регулирования государства.

Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической устойчивости и его составных элементов, формируютдостаточный уровень экономической устойчивости.

2175

Можно отметить, что стратегическим началом конкурентоспособности и устойчивого развития сельских регионов Российской Федерации является органическое сочетание экономической, социальной, экологической среды и целенаправленной самоорганизации общества. Методологическая практическая реализация подобного развития аграрной сферы России в целом возможна только при устойчивом и гармоничном развитии всех ее сельских территорий и сбалансированности, межрегиональных социально-эколого-экономических отношений.

Однако инструментарий достижений целей устойчивого развития в каждом регионе (особенно сельском) должен иметь «существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем на основе конкретных стратегий устойчивого сельского регионального развития» [12].

Следовательно, для достижения высокой конкурентоспособности продукции сельского хозяйства РФ необходимо придерживаться следующих основных принципов управления:

1. сочетание перспективного, текущего и оперативного управления на основе стратегического анализа тенденций, факторов и перспектив развития внешней и внутренней среды организации; разработки прогнозов, концепций, стратегий, программ и планов деятельности организации и повышения конкурентоспособности ее продукции, работ и услуг;

2. повышение качества продукции и сокращение расходов на основе использования передовой техники и технологий, кадрового менеджмента, эффективной системы мотивации и стимулирования труда;

3. ведение эффективной ценовой и неценовой борьбы на рынке на основе высокопрофессионального маркетинга и менеджмента, автоматизации системы управления и владения достоверной оперативной информацией;

4. отработка системы долго-, средне- и краткосрочных связей на рынке сырья, материалов, техники, труда, энергоресурсов, капитала, реализации продукции, работ и услуг;

5. эффективное использование государственного ресурса -прямой и косвенной государственной поддержки, информации от госструктур (законодательной, нормативной, инструктивной, методической и т.д.), др.

2176

В современных условиях, находясь в состоянии незащищенности в продовольственной сфере, общество не сможет полноценно развиваться, двигаясь к постиндустриальной ступени своего развития. Именно качество жизни характеризует развитие государства и народа.

В свете этого, обеспечение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства должно рассматриваться как одно из основных направлений обеспечения устойчивого развития и эффективности функционирования потребительского рынка региона, а также повышения уровня и качества жизни населения любого государства, в том числе и Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее

образование, 2007. - 391с.

2. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения

продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12. - С. 4-9.

3. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового

продовольственного кризиса. - М.: Библио-Глобус, 2016.

4. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения

продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12. - С. 4-9.

5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом

Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

6. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых

подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8-2. - С. 130-134.

7. Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии. - М.:

Перо, 2013. - 156 с.

8. Ибрагимов М.Т.А., Дохолян С.В., Халималов М.М. Теоретико-методологические аспекты

продовольственной безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 4. - С. 238-249.

9. Продовольственный рынок региона: теория и практика: Монография / С.В. Дохолян,

П.С. Юнусова, Р.К. Ибаев [и др.]. - Махачкала: Издательство ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010.

- 252 с.

10. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа

[Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2016.

- С. 15-19. - Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140086420641

2177

11. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. -

Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000. - 255 с.

12. Методические основы повышения эффективности управления

конкурентоспособностью и устойчивым развитием сельских территорий на инновационно-инвестиционных принципах / С.Н. Семенов, А.В. Ляпин, Н.М. Кошкин [и др.] // Никоновские чтения. - 2007. - № 12. - С. 366-368.

Sergei V. Dokholyan, Doctor of Science, Economics, Professor; Director, Institute of Social-Economic Research of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Makhachkala

Marina L. Vartanova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor; Associate Professor the Chair of Economics and Financial Law, Russian State Social University, Moscow; Head of the Department of Postgraduate Training, Moscow Psychological-Social University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment

ABSTRACT

Competitiveness is a fundament of market management instruments, the basis for formation and realization of the competitiveness, it influences on the character and forms of interaction between the market participants. In the article the authors have attempted to provide an in-depth consideration of competitiveness as a market element (putting demand and supply to balance) and as a type of a sectoral market where the dependence degree of market conditions on the behavior of different participants is considered. KEYWORDS: competitiveness, competitive environment, competition, competition mechanism, provision of efficiency, food safety, regional food market, agricultural production, economical mechanism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.