Научная статья на тему 'Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в реализации судебной реформы'

Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в реализации судебной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7334
804
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY / JUDICIAL SYSTEM / E-JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианова Валерия Валерьевна

Актуальность и цели. 22 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который устанавливает основы обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов, определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации. Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» поставлена задача скорейшего внедрения в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия. Материалы и методы. В статье проведены анализ Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», изучение электронных сервисов, направленных на повышение доступности и открытости правосудия в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Проведен анализ реализации права граждан на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации, освещается внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы. Результаты. Для удовлетворения возрастающей потребности общества в информации обо всех аспектах деятельности судебной системы требуется дальнейшее развитие Государственной автоматизированной системы «Правосудие», включение в единое информационное пространство арбитражных судов. В судах реализуется большая программа по развитию информационных технологий, но проблема затрудненного доступа граждан к институтам судебной власти по-прежнему остается актуальной. Выводы. Судебная система должна стать более открытой. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING ACCESS TO INFORMATION ON COURTS’ ACTIVITY AT IMPLEMENTATION OF THE JUDICIAL REFORM

Background. On the 22 nd of December 2008 there was passed the Fderal Law № 262-FZ «On provision of access to the information on the courts’ activity in the Russian Federation», which establishes the bases of provision of people’s access to the information on courts’ activity, determines the principles of interaction between courts and mass media. The concept of the federal target-oriented program “Development of the Russian judicial system in 2013-2020” has set the goal to implement modern information-communication technologies into the court system as soon as possible, which allow to form an innovative approach to its development, as well as to improve the quality and term of justice administration. Materials and methods. The article analyzes the Federal law from 22.12.2008 № 262-FZ (edition from 12.03.2014) «On provision of access to the information on the courts’ activity in the Russian Federation», as well as the Decree of the Plenary session of the RF Supreme Court from 13.12.2012 № 35 «On openness and publicity of legal proceedings and on access to the information on courts’ activity», examines electronic services, designed to improve accessability and openness of justice in the susyem of arbitration courts and courts of general jurisdiction. The work also analyzes people’s right to access the information on courts’ activity in the Russian Federation, describes implementation of modern information technologies into the judicial system. Results. To satisfy the growing need of the society for information on all the aspects of the court systm activities it is necessary to further develop the State automatic system “Pravosudie (Justice)”, to introduce arbitration courts into the uniform information space. The courts are taking part in a major program of IT development, bu the problem of people’s access to the judicial authorities still remains topical. Conclusions. The judicial system must be more public. Provision of people’s access to justice and maintenance of its maximal openness and transparency, realization of the principle of independence and objectivity of court decision making are the main directions of further development of the judicial system.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в реализации судебной реформы»

№ 2 (34), 2015

Общественные науки. Право

УДК 347.9

В. В. Андрианова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. 22 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который устанавливает основы обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов, определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации. Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» поставлена задача скорейшего внедрения в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия.

Материалы и методы. В статье проведены анализ Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», изучение электронных сервисов, направленных на повышение доступности и открытости правосудия в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Проведен анализ реализации права граждан на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации, освещается внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы.

Результаты. Для удовлетворения возрастающей потребности общества в информации обо всех аспектах деятельности судебной системы требуется дальнейшее развитие Государственной автоматизированной системы «Правосудие», включение в единое информационное пространство арбитражных судов. В судах реализуется большая программа по развитию информационных технологий, но проблема затрудненного доступа граждан к институтам судебной власти по-прежнему остается актуальной.

Выводы. Судебная система должна стать более открытой. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, судебная система, электронное правосудие.

V. V. Andrianova

PROVIDING ACCESS TO INFORMATION ON COURTS’ ACTIVITY AT IMPLEMENTATION OF THE JUDICIAL REFORM

Abstract.

Background. On the 22nd of December 2008 there was passed the Fderal Law № 262-FZ «On provision of access to the information on the courts’ activity in the Russian Federation», which establishes the bases of provision of people’s access to

Social sciences. Law

65

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

the information on courts’ activity, determines the principles of interaction between courts and mass media. The concept of the federal target-oriented program “Development of the Russian judicial system in 2013-2020” has set the goal to implement modern information-communication technologies into the court system as soon as possible, which allow to form an innovative approach to its development, as well as to improve the quality and term of justice administration.

Materials and methods. The article analyzes the Federal law from 22.12.2008 № 262-FZ (edition from 12.03.2014) «On provision of access to the information on the courts’ activity in the Russian Federation», as well as the Decree of the Plenary session of the RF Supreme Court from 13.12.2012 № 35 «On openness and publicity of legal proceedings and on access to the information on courts’ activity», examines electronic services, designed to improve accessability and openness of justice in the susyem of arbitration courts and courts of general jurisdiction. The work also analyzes people’s right to access the information on courts’ activity in the Russian Federation, describes implementation of modern information technologies into the judicial system.

Results. To satisfy the growing need of the society for information on all the aspects of the court systm activities it is necessary to further develop the State automatic system “Pravosudie (Justice)”, to introduce arbitration courts into the uniform information space. The courts are taking part in a major program of IT development, bu the problem of people’s access to the judicial authorities still remains topical.

Conclusions. The judicial system must be more public. Provision of people’s access to justice and maintenance of its maximal openness and transparency, realization of the principle of independence and objectivity of court decision making are the main directions of further development of the judicial system.

Key words: information, information technology, judicial system, e-justice.

В октябре 1991 г. была принята Концепция судебной реформы в РСФСР, которая провозгласила необходимость глубоких преобразований в сфере организации правоохранительной и судебной деятельности, закрепила среди первоочередных задач обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов.

Основополагающие идеи Концепции были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 г. и последующие годы, когда разрабатывались новые федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 20022006, 2007-2011, 2013-2020 гг. Программы были нацелены на повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Их основные задачи - обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности.

На сегодняшний день судебная реформа все еще не завершена. Судебная система должна стать более открытой. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 по повышению открытости и гласности правосудия проводятся мероприятия, направленные на формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей, перевод судебных дел в электронный вид.

Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы

66

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Общественные науки. Право

России на 2013-2020 годы». Прогнозный объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 90,6 млрд рублей. В этой связи поставлена задача скорейшего внедрения в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия [1].

Направление по информатизации судебной системы и внедрению современных информационных технологий в деятельность судебной системы обеспечивает повышение эффективности деятельности всей судебной системы Российской Федерации. Переход к информационному обществу является одним из приоритетных направлений развития страны.

Впервые после Конституции Российской Федерации, в соответствии со ст. 29 которой закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, был принят в 1995 г. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», в котором нашло отражение регулирование правоотношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации [2]. В настоящее время принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В современном законодательстве особое значение придается применению в судебной системе новых информационно-коммуникационных технологий, направленности на решение необходимых для общества вопросов именно с использованием технологических новшеств. Использование информационных технологий, наряду с созданием возможностей для обращения людей в суды новыми и более удобными способами, позволит устранить волокиту и другие негативные явления в судах, сделает деятельность судов полностью прозрачной.

Наряду с такими важными свойствами информации, как своевременность, достоверность и др., существенное место принадлежит свойству безопасности информации, определяемому ее защищенностью от нежелательного воздействия, в том числе ее разглашения, искажения, нарушения целостности, модификации (подделки), незаконного доступа, копирования, блокирования [3].

Поскольку пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности судов, то в целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к ней принимаются меры по ее защите. В настоящее время полный переход на электронный документооборот в судах пока невозможен, так как необходимы средства защиты информации от несанкционированного доступа.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 по повышению открытости и гласности правосудия проводятся мероприятия, направленные на формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей, перевод судебных дел в электронный вид.

В этой связи поставлена задача скорейшего внедрения в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позво-

Social sciences. Law

67

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ляющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия. От освещения деятельности судов зависит формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия.

22 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон от № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», устанавливающий основы обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов, расширения открытости и гласности судебной деятельности, информационной доступности судебных актов и права граждан на доступ к информации, который также определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации. Правительство РФ 20.09.2012 Распоряжением № 1735-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» с прогнозным объемом финансирования за счет средств федерального бюджета 90,6 млрд рублей.

Реализация мероприятий программы по созданию «мобильного правосудия», «электронного правосудия», внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов. 13 декабря 2012 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» [4]. В настоящее время во всех федеральных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются открытость и доступность информации; достоверность и своевременность предоставления информации; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом.

Согласно закону, доступ к информации о деятельности судов обеспечивается не только присутствием граждан в открытом судебном заседании, но и путем обнародования информации о деятельности судов в средствах массовой информации, размещения ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.

Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» возложены новые обязанности на органы судебной власти, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности, обязанности по приему обращений граждан в электронном виде. Однако следует учесть, что в соответствии с п. 2.10. Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан не принимаются к рассмотрению обращения содержащие: призывы к свержению существующего строя и разжиганию межнациональной розни; ненормативную лексику и ос-

68

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Общественные науки. Право

корбительные высказывания; вопросы, требующие наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати); рекламу. Документы процессуального характера, такие как апелляционные и частные жалобы, ходатайства об отложении судебных заседаний, поступающие на электронную почту и интернет-сайты судов, не принимаются к производству и не учитываются при принятии решений, так как не содержат подписи отправивших документ лиц [5].

Поступающие вопросы и ответы на них публикуются в разделе «Обращения граждан» сайтов. Большинство судов общей юрисдикции публикует также судебную практику по вопросам, имеющим социальное значение, по жилищным, трудовым и пенсионным спорам.

Достоверность получаемой информации с интернет-сайтов судов -одно из важнейших ее свойств. К сожалению, в 2014 г. при осуществлении мониторинга информационного пространства в сети Интернет Управлением Судебного департамента в г. Москве были выявлены сайты, на которых неправомерно использовались наименования судов общей юрисдикции, размещена информация, не предусмотренная Федеральным законом № 262-ФЗ. На мнимых сайтах районных судов размещалась реклама и телефоны адвокатских образований, при обращении по которым граждане получали комментарии сотрудников адвокатского образования, представлявшихся сотрудниками суда.

Для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации была создана Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - территориально распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации1.

Интернет-портал сайтов мировых судей (www.mirsudrf.ru) был создан в целях консолидации информации о деятельности мировых судей и унификации формы публикуемой информации2.

Функционирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей обеспечивается за счет использования судами унифицированных специальных программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности по всему циклу судебного делопроизводства от поступления материала и до сдачи дела в архив. Это программы «Судебное делопроизводство и статистика» для федеральных судов общей юрисдикции и «АМИРС» - для мировых судей, которые интегрированы между собой.

В сети Интернет размещается не только общая информация о судах, территории, на которую распространяется их юрисдикция, структуре, полномочиях, но и о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по делам, находящимся в их производстве, что укрепляет принцип независимости

1 Государственная автоматизированная информационная система «Правосудие». - URL: http://sudrf.ru/

2 Интернет-портал сайтов мировых судей. - URL: www.mirsudrf.ru

Social sciences. Law

69

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

судей и позволяет оградить их от давления. Также публикуется информация, связанная с рассмотрением дел, в том числе образцы документов, используемых при обращении в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины - «калькулятор госпошлины»; о находящихся в суде делах с информацией об их движении.

У судей появилась возможность не откладывать рассмотрение дела, а вынести решение, указав, что «сведения о прохождении дел в суде находятся в открытом доступе в сети Интернет. Таким образом, участник процесса, будучи осведомленным о находящемся в производстве судьи деле и имея твердое намерение участвовать в его рассмотрении, мог самостоятельно выяснить дату и время судебного заседания, которые находятся в общедоступном пользовании».

В сети Интернет размещаются тексты судебных актов после их принятия, за исключением приговоров, тексты которых размещаются после их вступления в силу. В целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются некоторые персональные данные и положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Данные меры направлены на обеспечение при обнародовании судебных актов охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и иных лиц, участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений об их личной жизни.

Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства; возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции; разрешаемым в порядке 126 ст. ГПК РФ.

Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в судах являются не только создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества; обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений, но и создание комплекса сканирования и хранения электронных образов документов судов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид; создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде.

70

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Общественные науки. Право

Планируется, что информационная система создаст условия для приема обращений и исковых заявлений в суды, жалоб в различные судебные инстанции физических и юридических лиц в электронной форме. Будет устранена необходимость в том, чтобы обращающиеся лица лично приходили в суды или использовали почтовые услуги, что означает еще большее приближение к населению механизмов защиты прав человека.

К сожалению, пока, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), юридическое сообщество оценивает качество работы интернет-портала судов общей юрисдикции ниже, чем портала арбитражных судов. Отмечено, что система ГАС «Правосудие» недоступна существенно чаще. Основной причиной недостаточной эффективности информационной системы судов общей юрисдикции называют организационный и человеческий характер, в результате чего сайты районных и городских судов общей юрисдикции обновляются не ежедневно, неполно либо информация на них вообще не публикуется1.

Система арбитражных судов в плане раскрытия информации, по мнению экспертов, превосходит систему судов общей юрисдикции, в которой с конца 2010 г. функционирует ряд электронных сервисов, направленных на повышение доступности и открытости правосудия: картотека арбитражных дел содержит информацию обо всех рассматриваемых арбитражными судами делах, датах и времени судебных заседаний и совершении процессуальных действий, поступлении от участников процессуальных документов, данные о вынесении промежуточных и итоговых судебных актов по делу судами всех инстанций. В системе арбитражных судов была внедрена система автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале «Банк решений арбитражных судов». В настоящее время автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов» содержит информацию более чем по 10 млн судебных дел (17 млн документов). Банк решений арбитражных судов имеет удобный поиск по контексту, участникам споров, категориям разбирательств, вынесшим решения судьям и судам2.

Наличие системы подачи документов в арбитражные суды в электронном виде позволяет своевременно подать любой документ в арбитражный суд в установленные процессуальные сроки. Система отслеживания информации о движении дел в арбитражных судах «Электронный страж» автоматически направляет участнику спора по электронной почте сообщения о любом изменении по делу, является средством дополнительного информирования стороны разбирательства о ходе рассмотрения дела.

Перечисленные сервисы образуют систему «Электронное правосудие», которая положительно зарекомендовала себя и получила высокую оценку со стороны участников разбирательств в арбитражных судах.

Согласно исследованию Всероссийского центра исследования общественного мнения, картотека арбитражных дел в 2013 г. была признана «иде-

1 Всероссийский центр изучения общественного мнения. Оценка качества работы интернет-портала судов. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113823

2 Государственная автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов». - URL: http://kad.arbitr.ru/

Social sciences. Law

71

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

альным порталом для публикации судебных актов», превосходящим по полноте, актуальности информации, качеству и удобству поиска, интерфейса и работы систему ГАС «Правосудие», используемую судами общей юрисдикции. Самые высокие оценки картотека арбитражных дел получила за полноту информации и возможность скачивания документации для работы в режиме офлайн.

Повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов на основе информационно-коммуникационных технологий происходит и за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видео-конференц-связи. Также востребованы мобильные средства аудиофиксации. Они используются для оперативного оснащения залов судебных заседаний, для проведения выездных заседаний. В автоматизированной системе предусмотрено хранение информации как в виде текста, так и в виде аудиофайлов. В комплексах аудиовидеофиксации предусмотрено хранение видеофайлов, возможность выбора кодеков для записи аудиовидеоданных и возможность их конвертации в формат по выбору пользователя.

К сожалению, до настоящего времени законодателем не урегулирован вопрос обязательного аудиопротоколирования хода судебных заседаний, не внесены соответствующие изменения в процессуальное законодательство. Суд может использовать стенографирование и технические средства, в том числе аудиозапись, для обеспечения полноты составления протокола. Возможность применения технических средств для обеспечения полноты протокола судебного заседания является лишь дополнительным средством.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 9 февраля 2012 г., в качестве дополнительных средств связи для оповещения участников судебных заседаний о месте, дате и времени рассмотрения дела в судах ряда субъектов РФ начала применяться процедура извещения участников судопроизводства путем sms-сообщений как альтернатива почтовым уведомлениям. Чтобы работникам аппарата каждый раз не приходилось набирать сообщение собственноручно, система sms-извещений интегрируется в базу данных суда, текст сообщения формирует программа на основе сведений о времени рассмотрения дела и контактов абонента, содержащихся в судебной базе данных, а отправка его занимает секунды. Программа отправляет сообщение на единый для судов области сервер sms-оповещения, который в автоматическом режиме отправляет в суд отчеты о доставке sms-извещений. Данные отчетов также в автоматическом режиме импортируются в базу данных.

Для удовлетворения постоянно возрастающей потребности общества в информации обо всех аспектах деятельности судебной системы требуется дальнейшее развитие ГАС «Правосудие». Помимо включения в единое информационное пространство арбитражных судов и совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия, ключевыми задачами являются модернизация программно-аппаратной среды, внедрение современной инженерной инфраструктуры на базе «облачных технологий», центров обработки данных и широкополосных каналов связи, развитие механизмов сквозного юридически значимого электронного документооборота.

Информатизация российских судов включает в себя и работы по повышению эффективности взаимодействия судов с гражданами и организациями

72

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Общественные науки. Право

за счет дальнейшего развития «электронного правосудия». Планируется, что со временем участники судебного процесса будут иметь возможность подавать документы в суд в электронном виде 24 ч в сутки, не тратя время на ожидание в очередях, а также получать электронные копии материалов дела и другие документы.

В июне 2014 г. был успешно завершен проект Федерального казначейства и Московского городского суда по направлению и исполнению модели исполнительного документа в электронной форме. Таким образом, установлена техническая возможность по направлению для исполнения исполнительных документов в электронной форме. Направление исполнительного документа в электронной форме гарантированно повысит качество и скорость исполнения судебных актов, увеличит эффективность и результативность работы всех государственных органов, связанных с реализацией функций по осуществлению правосудия.

18 ноября 2014 г. Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, устанавливающий возможность выдачи судами исполнительных документов в электронном виде. Этим документом вносятся поправки в процессуальные кодексы, ФЗ «Об исполнительном производстве». Предусматривается, что суд сможет направлять для исполнения судебному приставу-исполнителю исполнительные листы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Данный проект федерального закона был подготовлен во исполнение п. 2 разд. I протокола заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 13.02.2014 № 1. Отсутствие возможности выдачи исполнительных документов в форме электронного документа является одним из основных препятствий реализации поручения Президента Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 о формировании единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей при переходе Федеральной службы судебных приставов России на принудительное исполнение в электронном виде.

В судах общей юрисдикции реализуется большая программа по развитию информационных технологий, поскольку ввиду большой территории России по-прежнему остается актуальной проблема затрудненного доступа граждан к институтам судебной власти. На сегодняшний день судебная реформа все еще не завершена.

Судебная система должна стать более открытой. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Список литературы

1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» : Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 40 (1 окт.). -Ст. 5474.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1) (29 дек.). - Ст. 6217.

Social sciences. Law

73

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

3. Андрианова, В. В. Правовой режим информации в конституционном и муниципальном праве : моногр. / В. В. Андрианова. - М. : Юркомпани, 2010.

4. Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 // Российская газета. - 2012. - № 292 (19 дек.).

5. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления : Постановление Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 № 229 // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of RF legislation]. 2012, no. 40 (1 Oct.), art. 5474.

2. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of RF legislation]. 2008, no. 52 (part 1) (29 Dec.), art. 6217.

3. Andrianova V. V. Pravovoy rezhim informatsii v konstitutsionnom i munitsipal'nom prave: monogr. [Legal order of information in constitutional and municipal law: monograph]. Moscow: Yurkompani, 2010.

4. Rossiyskayagazeta [Russian newspaper]. 2012, no. 292 (19 Dec.).

5. Postanovlenie Prezidiuma Soveta sudey RF ot 21.06.2010 № 229 [The decree of the RF Judicial Council Presidium from 21/06/2010 №229]. “ConsultantPlus” reference system.

Андрианова Валерия Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Московский государственный гуманитарноэкономический университет (Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49)

E-mail: as3@mail.ru

Andrianova Valeriya Valer'evna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of civil law disciplines, Moscow State University of Humanities and Economics (49 Losinoostrovskaya street,

Moscow, Russia)

УДК 347.9 Андрианова, В. В.

Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в реализации судебной реформы / В. В. Андрианова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). -

С.65-74.

74

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.