УДК 321
Хохлова Н.И.
Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы
Хохлова Наталья Игоревна, студентка 4 курса юридического факультета Одинцовского гуманитарного института.
E-mail: [email protected]
Стремительное распространение информационных технологий, рост роли информации в общественной жизни неизбежно выдвигают на первый план проблемы обеспечения безопасности личности, в первую очередь детей, в информационных сферах, в том числе в сети Интернет. Данная статья посвящена правовому аспекту парирования угроз, существующих в Интернет-пространстве и негативно воздействующих на подрастающее поколение. Рассматриваются зарубежные инициативы и российский опыт регулирования сети Интернет.
Ключевые слова: Интернет, безопасность, дети, информация, кибер-угрозы, Европейский союз.
Г лобальный масштаб и стремительное развитие и распространение современных коммуникаций превращает представителей разных стран и регионов мира в «обитателей» единого информационно-коммуникационного пространства. При этом в последние десятилетия мы не только стали свидетелями, но и испытали на себе последствия значительного усиления взаимовлияния (а зачастую и слияния) отдельных субъектов информационного общества: если еще в ХХ в. такие средства связи, как телефония, печать, телевидение и кино существовали и развивались как относительно самостоятельные сегменты информационного пространства, то сегодня границы между ними уже не столь явственны. Все они подвергаются значительным изменениям под влиянием технологического прогресса и быстрого распространения Интернета. Именно последний является центром революции в сфере коммуникации, и с распространением таких технологий, как распознавание голоса, широкополосная связь, веб-кастинг и кабельные сообщения, он вполне может не только стереть различия между традиционными формами СМИ, но и оказаться способным подменить их собой и стать единственным средством доставки информации, развлечений, рекламы и торговли для массовой аудитории1.
Роль, которую играет сеть Интернета в жизни общества, нельзя однозначно характеризовать как о положительную или отрицательную. Однако даже опытного пользователя подстерегает немало опасностей, способных отнять у него и нервы и время, а часто и деньги. Компьютерные злоумышленники и мошенники используют Интернет для похищения информации, извлечения незаконной прибыли, причинения вреда конкурентам. Огромный ущерб обществу и личности наносят как целенаправленные, так и иррациональные действия хакеров и прочих сетевых хулиганов, распространение экстремистской, порнографической и прочей деструктивной информации. Но особо остро стоит проблема распространения этой информации среди подрастающего поколения, среди детей, ведь они зачастую не понимают ее характера, с интересом с ней знакомятся, доверяют ей, тем самым становясь жертвой информационного (и не только) нападения.
По данным социологических исследований, детская аудитория российского Интернета насчитывает 8-10 млн. пользователей до 14 лет - это около половины всех детей, проживающих в Российской Федерации. При этом около 40% детей, регулярно посещающих сеть, просматривают Интернет-сайты с агрессивным и нелегальным контентом, подвергаются кибер-преследованиям и виртуальным домогательствам2. Следует заметить, что точной информации о количестве детей, пользующихся Интернетом, нет: социологические опросы проводятся только среди совершеннолетних респондентов, и при подсчёте аудитории сети в возрасте до 14 лет можно основываться лишь на данных «взрослых» опросов, когда о детском доступе в Интернет говорят родители, а также на сведениях, поступающих из учебных заведений.
1 Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2005. С. 396.
2 См.: Дети в Интернете: 39% просматривали «порно», 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми // RUметрика. 2009. 29 апр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/3792. Контент (content - содержимое) - любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) - вся информация, которую пользователь может скопировать (загрузить) на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования.
Что же касается кибер-угроз (сетевых угроз), то они возникали и распространялись по мере развития Интернета и его проникновения в общественную, политическую и экономическую жизнь общества. Сегодня их принято подразделять на три основных вида: 1) программно-технические (вирусы, троянские программы); 2) экономические (хакерские «взломы» платежных аккаунтов, фишинг-атаки1, хищение и продажа данных действующих кредитных карт); 3) контентные2. Последние появились после того, как публикация контента - как текстового, так и фото- и видеоматериалов - стала доступна каждому. К контентным кибер-угрозам относятся:
• детская порнография;
• террористическая и экстремистская информация;
• наркопропаганда;
• прочая кибер-информация девиантной и делинквентной направленности3.
Одним из самых спорных вопросов в сети Интернет является вопрос об анонимном распространении информации «по сети» - анонимность пользователей. Она даёт возможность полностью управлять и производимым пользователем впечатлением о себе, что вообще есть уникальное отличие Сети от реальности. Мотивы же управления созданием собственного имиджа могут быть далеко не безобидны.
Специалисты предлагают следующие методы борьбы с кибер-угрозами:
во-первых, проведение конференций, курсов, семинаров, предназначенных для представителей правоохранительных органов, родителей и преподавателей школ. На этих мероприятиях должна быть предоставлена полная информация о сути кибер-угроз и тех методах борьбы с ними, которые сейчас существуют;
во-вторых, разработка средств фильтрации информации при помощи программных сервисов и служб, которые позволяют вести контроль над имеющимся в сети контентом, а также предотвращение распространения такового, если он несет вред для детского сознания, путём моментального оповещения представителей органов правопорядка и провайдеров;
в-третьих, распространение среди пользователей номеров телефонов «горячей линии» и прочих инструментов и технологий, информирующих о противоправном поведении других пользователей. Подобная информация уже появилась на сайте Фонда развития Интернета4, а также на ряде других сайтов. У. Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета в России, рассказал также о результатах работы «горячей линии», с момента начала работы которой до 1 января 2010 г. было принято 6781 сообщение о контентах девиантного и делинквентного содержания; всего же Центр безопасного Интернета принял более 15 тыс. подобных сообщений. В этой связи отметим весьма примечательный, на наш взгляд, западноевропейский опыт. Так, статья 1-47 Конституции Европейского Союза предоставляет гражданам стран ЕС право участия в процессе принятия решений его органами в форме гражданской инициативы, причем инициатива эта распространяется и на такую сферу компетенции ЕС, как защита детей от недобросовестной и вредной для них информации в Интернете5;
в-четвертых, формирование системы, которая способствует быстрому реагированию на противозаконные действия в Интернете как операторов связи, провайдеров сервисов и контентов, так и представителей правоохранительных органов;
в-пятых, разъяснение среди пользователей Интернета важности тех методов, которые приводят к сохранению любой конфиденциальной информации в виде паролей и прочих данных аккаунта .
Следует отметить, что в глобальном информационном пространстве проблема детской безопасности в Интернете требует не только комплексного подхода, но и международных усилий. И в 2001 г. в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для выработки общих подходов и принципов применительно к киберпространству была учреждена Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»7.
Осознание того факта, что современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предоставляя беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества, породили од-
1 Фишинг (англ. phishing, от fishing - рыбная ловля, выуживание) - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков (Ситибанк, Альфа-Банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, В контакте, Одноклассники.ru). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне не отличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом (перенаправлением). После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам (аккаунт, от англ. account, счёт, учетная запись, - учётная запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе).
2 Сидельников А. Кибербуллеры и наркоторговцы теснят педофилов и порнографов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infox.ru/hi-tech/internet/2010/02/11/Moya_byezopasnaya_sy.phtml.
3 Девиантное поведение - поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность); делинквентное поведение (лат. delictum - проступок, англ. delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
4 См. Новости Фонда развития Интернета. Май - июль 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fid.su.
5 Толстоног В. Договор о Конституции Европейского Союза // WebGlobus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-globus.de/articles/konstitucija_evropy_chast1
См.: Общая информация об Интернет-угрозах // Интернет-сайт Центра безопасного Интернета в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.saferunet.ru; Опасности и правила безопасности работы в Интернете // Безопасность детей в Интернете. Информационный проспект Microsoft. С. 7-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book099.pdf.
7 Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ) // Интернет-сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=132
новременно и общую для всего мира проблему использования ИКТ для совершения преступлений против детей, привело к сотрудничеству ЮНЕСКО и такого крупнейшего игрока на международном рынке ИКТ, как корпорация Microsoft. В 2004 г. началось сотрудничество Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с офисом Microsoft в России и СНГ. Как отмечает в этой связи заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» А.А. Демидов, «к настоящему времени проблема безопасности детей в Интернете, без преувеличения, стала глобально значимой проблемой. Вся семья международных организаций системы ООН уже более десяти лет занимается ее решением.
Лидеры по внедрению информационных технологий в повседневную жизнь и нормативному регулированию информационных отношений - США и Европейский Союз - уже вплотную столкнулись с необходимостью решения всего спектра проблем: как регулировать доступ детей в Интернет и контролировать их пребывание в Интернете? Как защищать детей от преступных действий со стороны злоумышленников, которые очень активно используют Интернет для своих вредных, незаконных и аморальных целей? Сегодня в мире уже возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в Интернете - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. В решении этой проблемы необходимо действовать системно и использовать не только правовые регуляторы, но и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности - родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры журналистов и учителей»1.
Действительно, мировое сообщество уже с конца 1990-х гг. «ведет борьбу» за безопасный Интернет. Здесь интерес представляет, в частности, опыт Соединенного Королевства. Следует учитывать, что Великобритания является членом ЕС, и общеевропейские основы защиты детей от информационных угроз распространяются на нее в полном объеме. Интернет-провайдеры британских телекоммуникаций предоставляют Интернет-трафик с использованием услуги, называемой «Чистая линия», которая использует данные Фонда по наблюдению за Интернетом для идентификации страниц, которые содержат непристойные фотографии детей. Когда такие станицы обнаруживаются, система создает сообщение об ошибке «URL страница не найдена», вместо того, чтобы открыть искомую страницу или страницу с предупреждением. Правительство Великобритании также ввело программу по уничтожению сайтов, содержащих изображение изнасилования, удушения, пыток и некрофилии.
В Соединенных Штатах Америки в 2000 г. Конгресс принял Закон «о Защите детей в Интернете», который обязывает школы и публичные библиотеки, получающие финансирование из федерального бюджета, при предоставлении детям доступа в Интернет устанавливать фильтры или блокирующее программное обеспечение. В 2004 г. правительство США выделило 9 млн. долл. на программу внедрения контентных фильтров во всех школах страны. Государство гарантирует оказание технической поддержки. Примерно 41% американских семей, где дети имеют дома доступ в Интернет, установили домашние системы фильтрации контента. Еще одним важным законодательным актом в этой сфере является закон «О защите неприкосновенности частной жизни детей» 1998 г. Этот закон регулирует отношения, связанные со сбором в сети физическими или юридическими лицами персональной информации у детей моложе 13 лет. Закон устанавливает, что для получения информации от детей необходимо разрешение родителей или опекунов. Оператор, собирающий такую информацию, обязан защищать неприкосновенность частной жизни детей. Федеральной комиссии по торговле США предоставлено право издавать правила, определяющие механизм исполнения указанного Закона. За его нарушение может взиматься штраф до і млн. долларов США2.
В Европейском Союзе в рамках политики в области информационного общества, аудиовизуальной продукции и масс медиа большое внимание уделяется защите детей и человеческого достоинства. Основополагающее значение здесь имеет статья 3 Договора о Европейском Союзе, провозглашающая защиту прав детей в качестве одной из базовых целей деятельности ЕС. При этом ЕС использует следующие институты:
• программа ЕС «Безопасный Интернет»3;
• учрежденное в 2004 г. Европейское агентство сетевой и информационной безопасности ENISA;
• общеевропейская система возрастной классификации игр PEGI.
Цель программы «Безопасный Интернет» - поддержка и защита детей и молодых людей в режиме «горячей линии» путем реализации инициатив повышения осведомленности и борьбы с незаконным и деструктивным контентом и поведением в Сети. Основными направлениями реализации программы «Безопасный Интернет» являются:
• финансирование целевых проектов, направленных на создание безопасной он-лайн среды для детей и подростков;
• поддержка Дня безопасного Интернета;
• организация Форума безопасного Интернета;
• стимулирование и поддержка корпоративного саморегулирования;
• взаимодействие с другими международными организациями.
Этапы реализации программы «Безопасный Интернет»:
• План действий ЕС «Безопасный Интернет» 1999-2004. Бюджет 38,3 млн. евро;
• Программа «Безопасный Интернет» 2005-2008. Бюджет 45 млн. евро;
• Программа «Безопасный Интернет» 2009-2013. Бюджет 55 млн. евро.
1 Безопасность детей в Интернете... С. 5.
2 Ефимова Л.Л. Зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей. Интернет и мобильная телефония. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoforum.ru/presentation_11/sec4/2_Yefimova_Infoforum-11 .ppt.
3 См.: Safer Internet Programme: Empowering and Protecting Children Online // Europe’s Information Society. Thematic Portal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/information_society/activities/sip/index_en.htm.
Направления реализации действующей программы:
• обеспечение информированности детей, родителей и учителей о безопасном использовании Интернета;
• создание национальных контактных центров («горячих линий») для сбора сообщений граждан о
незаконной и вредоносной информации в сети;
• поощрение инициатив саморегуляции;
• стимулирование детей для участия в создании безопасной Интернет-среды;
• сбор сведений об использовании новых технологий и связанных с ними рисков посредством научных исследований;
По всей Европе с целью повышения осведомленности граждан в европейских странах о правилах безопасного использования Интернета созданы центры безопасного Интернета (ЦБИ) трех видов:
• центры информирования (awareness centers) - распространяют информационные материалы, проводят компании и информационные совещания с участие детей, родителей, воспитателей и учителей для того, чтобы повысить их осведомленность о потенциальных он-лайн рисках для детей и способах обеспечения безопасности в Интернете;
• линии помощи (helplines) - проводят персональное консультирование детей, родителей и учителей о том, как обеспечить безопасность в сети;
• горячие линии (hotlines) - принимают сообщения об обнаруженном в Интернете нелегальном контенте.
Центры информирования и линии помощи объединены в Европейскую сеть информационных центров «Insafe» (European Safer Internet Network). Уполномоченным российским членом Insafe является Центр безопасного Интернета в России «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
Работа горячих линий координируется созданной в 1999 г. Международной ассоциацией горячих Интернет-линий «INHOPE». Ее участниками являются страны-члены ЕС, США, Канада, Япония и другие (всего 38 стран-участниц по состоянию на 2010 г.) 1. В России контактные «горячие линии» международной ассоциации INHOPE предоставлены Фондом «Дружественный Рунет» и Национальным узлом Интернет-безопасности в России.
В 2004 г. по инициативе Еврокомиссии, поддержанной европейскими некоммерческими организациями European SchoolNet и Insafe, был учрежден Всемирный День безопасного Интернета, отмечаемый ежегодно во второй вторник февраля2. В 2011 г. День безопасного Интернета проходил 8 февраля под девизом «Интернет - это больше чем игра, это твоя жизнь!»; в центре внимания Дня было использование детьми виртуальных миров и он-лайн игр.
В Российской Федерации также проводится множество программ, направленных на обеспечение безопасности в Интернете. Так, например, с конца 2007 г. Интернет-провайдеры начали применять в работе систему блокирования сайтов «Чистая линия», а 10 февраля 2009 г. был объявлен Год безопасного Интернета в России, в рамках которого действовали:
• горячая линия Фонда «Дружественный Рунет» по приему сообщений о детской порнографии в сети Интернет;
• Центр безопасного Интернета в России, содержащий материалы об Интернет-угрозах, памятки, видеоролики, исследования, статистика, раздел консультаций и психологической помощи и «горячую линию» по сбору информации о противоправном контенте и содействию его закрытию, а также специальные тематические проекты;
• телефонная линия помощи «Дети Онлайн» по оказанию психологической помощи и информационной поддержке детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью; линия помощи осуществляла также консультирование родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми.
Завершающим событием Года безопасного Интернета в России стал Форум безопасного Интернета 9 февраля 2010 г. в Москве. По итогам Года в 2010 г. была принята Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете»3, в которой формулировались основные принципы обеспечения условий безопасного использования Интернета детьми и молодежью: обеспечение безопасности детей и молодежи в Интернет-среде; мероприятия по ограничению доступа к негативному контенту; формирование позитивного контента; публичное осуждение ненадлежащего использования интернета; развитие культуры безопасного интернета, совершенствование нормативноправовой базы. 8 февраля 2011 г. в Москве при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации прошел 2-й объединенный Форум Безопасного Интернета, посвященный проблеме обеспечения безопасности при пользовании Интернетом и мобильными технологиями детьми и подростками в России.
В январе 2011 г. в России была учреждена Лига безопасного Интернета - некоммерческое партнерство, основная цель которого - полное искоренение опасного контента в сети Интернет как мера, позволяющая избежать введения цензуры. Одним из мероприятий, проведенных Лигой, стал конкурс социальной рекламы, направленной на борьбу с опасным контентом в сети, завершившийся 1 июня 2011 г. церемонией награждения победителей4.
1 См. International Association of Internet Hotlines INHOPE. Internet Portal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inhope.org.
2 6 февраля - День безопасного Интернета // Портал Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.prior.nw.ru/news-write-
edit/news20070206/newsitem_view?set_language=en&month:int=11&year:int2007&orig_query=set_language=en
3 См.: Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете». Москва, 2010 г. // Интернет-портал Министерства связи и массовых коммуникаций. Форум безопасного Интернета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.safor.ru/declaration.php.
4 Баннер победителя конкурса социальной рекламы Лиги безопасного Интернета появится на рекламных поверхностях Москвы // Реклама в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rwr.ru/news/social/social_28264.html
УШЕЛ В ИНТЕРНЕТ И НЕ ВЕРНУЛСЯ
защитим детей от опасного контента
www.ligainternet.ru
лига
безопасного
Михаил, 38 лет, хочет добавить вашу дочь в друзья.
Контролируйте то, чем занимается ваш ребенок в интернете.
безопасного
интернета
www.ligainUrnet.ru
— Мам, знаешь, что!
Тот дядя из чата меня любит больше, чем ты!
Интернет может быть опасен. Помогите нам защитить ваших детей на Hgaintemet.ru
лига
безопасного
интернета
Работы призеров конкурса Лиги безопасного Интернета. Фото с сайта http://www.rwr.ru/news/social/social_28264.html
29 декабря 2010 г. был принят и с 1 сентября 2012 г. вступает в силу Федеральный Закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», цель которого - обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационноправовых механизмов защиты детей. В данном законе закреплены такие позиции, как перечень запрещенной к распространению среди детей информации, перечень информации, распространение которой ограничено среди определенных возрастных групп, а также возрастной классификатор продукции и возможность общественного контроля информационного пространства.
К сожалению, зачастую проблема безопасности в сети Интернет как детей, так и взрослых граждан видится надуманной на фоне множества куда более актуальных и очевидных сегодняшних социальноэкономических проблем. Однако такое впечатление обманчиво: данная проблема не только реально существует, но и по мере увеличения детской аудитории Интернета в России будет становиться все более острой. В этой связи во избежание непредсказуемых и неуправляемых последствий в будущем необходимо уже сейчас юридически закрепить, ввести в действие и постоянно совершенствовать институциональные и нормативные гарантии безопасности детей в Интернете.
ЛИТЕРАТУРА
1. 6 февраля - День безопасного Интернета // Портал Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.prior.nw.ru/news-write-edit/news20070206/ newsitem_view? set_l anguage=en&month:int= 11&year:int2007&orig_query=set_language=en
6 fevralya - Den’ beopasnogo Interneta. Portal Partnyerstva dlya razvitiya informatsionnogo obshchestva na Severo-Zapade Rossii. URL: http: //n ew. prior .n w.ru/news-write-edit/news20070206/newsitem_view?set_language=en&month: int=
11 &year:int2007&orig_query=set_language=en
2. Баннер победителя конкурса социальной рекламы Лиги безопасного Интернета появится на рекламных поверхностях Москвы // Реклама в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rwr.ru/news/social/social_28264.html
Banner pobeditelya konkursa sotsial’noi reklamy Ligi bezopasnogo Internrta poyavitsya na reklamnykh poverkhnostyakh Moskvy. Reklama v Rossii. URL: http://www.rwr.ru/news/social/social_28264.html
3. Безопасность детей в Интернете. Информационный проспект Microsoft. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http:// www. i fap. ru/library/book099. pdf.
Bezopasnost’ detei v Internete. Informatsionnyi prospect Microsoft. URL: http://www.ifap.ru/library/book099.pdf.
4. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл. Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.:
Эдиториал УРСС, 2005.
Giddens E. (2005). Sotsiologiya. Pri uchastii K. Berdsoll. Per. s angl. Izd. 2-e. polnoct’yu pererab. i dop. Editorial URSS, Moskva.
5. Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете». Москва, 2010 г. // Интернет-портал Министерства связи и массовых коммуникаций. Форум безопасного Интернета. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.safor.ru/declaration.php.
Deklaratsiya “Za bezopasnost’ detei i molodyezhi v Internete”. Moskva, 2010 g. Internet-portal Ministerstva svyazi i massovykh kommunikacii. Forum bezopasnogo Interneta. URL: http://www.safor.ru/declaration.php.
6. Дети в Интернете: 39% просматривали «порно», 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались
азартными играми // КСметрика. 2009. 29 анр. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rumetrika.rambler.ru/review/2/3792.
Deti v Internete: 39% prosmatrivali “porno”, 19% nablyudali stseny nasiliya. 16% interesovalis’ azartnymi igrami. Rumetrika. 2009. 29 apr. URL: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/3792.
7. Ефимова Л.Л. Зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей. Интернет и мобильная телефония. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoforum.ru/
presentation_11/sec4/2_Yefimova_Infoforum-11 .ppt.
Efimova L.L. Zarubezhnyi opyt obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti detei. Internet i mobil’naya telefoniya. URL: http://www.infoforum.ru/ presentation_11/sec4/2_Yefimova_Infoforum-11.ppt.
8. Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ) // Интернет-сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unesco.ru/ru/?module=news&actlon=theme&ld= 132
Mezdunarodnaya programma YUNESKO “Informatsiya dlya vsekh” (PIDV). Internet-sait Komissii Rossiiskoi Federatsii po delam YUNESKO. URL: http://www.unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=132
9. Новости Фонда развития Интернета. 2011. Май - июль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. fid. su.
Novosti Fonda razvitiya Interneta. 2011. Mai - iyul’. URL: http://www.fid.su.
10. Общая информация об Интернет-угрозах // Интернет-сайт Центра безопасного Интернета в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.saferunet.ru
Obshchaya informatsiya ob Internet-ugrozakh. Internet-sait Tsentra bezopasnogo Interneta v Rossii. URL: http://www.saferunet.ru
11. Сидельников А. Кибербуллеры и наркоторговцы теснят педофилов и порнографов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lnfox.ru/hi-tech/lnternet/2010/02/11/Moya_byezopasnaya_sy.phtml.
Sidel’nikov A. Kiberbullery i narkotorgovtsy tesnyat pedofilov i pornografov. URL: http://www.infox.ru/hi-tech/internet/2010/02/11/Moya_byezopasnaya_sy.phtml.
12. Толстоног В. Договор о Конституции Европейского Союза // WebGlobus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-globus.de/articles/konstitucija_evropy_chast1
Tolstonog V. Dogovor o Konstitutsii Evropeiskogo Soyuza. WebGlobus. URL: http://web-
globus.de/articles/konstitucija_evropy_chast1
13. International Association of Internet Hotlines INHOPE. Internet Portal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lnhope.org.
14. Safer Internet Program: Empowering and Protecting Children Online // Europe’s Information Society. Thematic Portal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/informatlon_soclety/actlvltles/slp/index_en.htm.
Сурки. Офорт из цикла «Капричос». Худ. Франсиско Гойя. 1797-1798.