Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности культовых мероприятий и участие Церкви в оказании помощи пострадавшему населению'

Обеспечение безопасности культовых мероприятий и участие Церкви в оказании помощи пострадавшему населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеботарёв С.С.

В работе обсуждаются проблемы обеспечения безопасности религиозных массовых мероприятий и участия Церкви как реально действующей социальной структуры в решении задач по смягчению психологических и других последствий чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING OF SAFETY OF CULT MEASURES AND PARTICIPATION OF CHURCH IN RENDERING ASSISTANCE TO THE INJURED TO THE POPULATION

In work the problems ensuring of safety of cult measures and participation of Church as the really working social structure in the decision of tasks on a mitigation of psychological and other consequences of extreme situations are discussed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности культовых мероприятий и участие Церкви в оказании помощи пострадавшему населению»

УДК 614.8+26:21.009:322.

С.С. Чеботарёв, д.э.н., проф., заслуженный деятель науки РФ Академия гражданской защиты МЧС России

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КУЛЬТОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УЧАСТИЕ

ЦЕРКВИ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ

В работе обсуждаются проблемы обеспечения безопасности религиозных массовых мероприятий и участия Церкви как реально действующей социальной структуры в решении задач по смягчению психологических и других последствий чрезвычайных ситуаций.

S.S. Chebotarev

ENSURING OF SAFETY OF CULT MEASURES AND PARTICIPATION OF CHURCH IN RENDERING ASSISTANCE TO THE INJURED TO THE POPULATION

In work the problems ensuring of safety of cult measures and participation of Church as the really working social structure in the decision of tasks on a mitigation of psychological and other consequences of extreme situations are discussed.

Уважаемые участники XVIII Международной научно-практической конференции!

Разрешите поздравить представителей Русской Православной Церкви с свершившейся интронизацией Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Многие страницы биографии Святейшего Патриарха связаны с духовным образованием и деятельностью в интересах безопасности культовых объектов. Даже в юном возрасте в составе геологоразведочных экспедиций он исследовал надежность грунтов в расположении храмов. Занимаясь водными лыжами и другими видами спорта, Святейший Патриарх формировал у себя качества, присущие спасателям. А учитывая его опыт педагога, международного деятеля и ректора Ленинградской духовной академии, мы уверены, что тем вопросам, которые сегодня мы обсуждаем, будет уделяться внимание, а также оказана помощь не только епархиям и другим организациям Русской Православной Церкви в России и за рубежом, но и конфессиональным образовательным учреждениям.

Такую же уверенность мы выражаем относительно всех конфессий, функционирующих в Москве, субъектах, городах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

Проблема комплексной безопасности населения

Сегодня, в условиях многогранной глобализации в повестку наступившего века вошли проблемы, приоритет которых выше любых различий между людьми. Эти проблемы выше личных амбиций, разных мировоззрений, выше даже суверенитета государств. Это космические опасности, называемые у нас астроблемами, природные катастрофы глобального масштаба, это, наконец, безопасность каждой человеческой личности и защита её от землетрясений, цунами, ураганов и наводнений, бедствий, вызванных радиационными авариями, войнами или террористическими проявлениями.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС), пожары, террористические акции, военные действия и последствия этих действий в первом десятилетии XXI века не стали явлениями, заметно меньшими по числу, масштабам и сложности [1].

Среди основных международных проблем можно назвать:

во-первых, повышение сложности технологических процессов в современных отраслях экономики, что повышает аварийность и соответствующую экологическую опасность;

во-вторых, повышение концентрации населения в опасных районах с высокоэтажной застройкой;

в-третьих, влияние мирового экономического кризиса на функционирование государственных, местных, общественных и объектовых систем защиты;

в-четвертых, недостаточно эффективное международное взаимодействие, не обеспечивающее значительное снижение числа погибших при ЧС.

Более двадцати лет назад научная общественность стала констатировать тот факт, что людские потери только от ЧС превзошли людские потери от военных конфликтов [1]. А к

этому надо добавить многотысячные потери в мире от пожаров (рис. 1).

Общемировые проблемы в России дополняются современными внутренними отечественными проблемами:

- масштабного старения эксплуатируемого производственного и жилого фонда, созданного в СССР и не обновлённого в Российской Федерации;

- труднодоступностью многих жилых объектов для сил защиты от ЧС и пожарной охраны в сельской местности и в городах из-за протяженности территории, множества труднодоступных мест в восточной части страны и транспортных заторов в крупнейших городах, высокоэтажной застройки;

- недостаточной грамотностью и безответственностью руководства многих негосударственных организаций и значительной части населения по вопросам безопасности;

- незавершенностью переоснащения пожарной техники в значительной части пожарных депо в административных образованиях муниципального уровня и сельских поселениях;

- неполного кадрового обеспечения пожарных и спасательных сил из-за демографической, образовательной ситуации в стране и здоровья возможных кандидатов в состав подразделений МЧС России, когда растет физическая и психологическая нагрузка на специалистов и, естественно, повышаются требования к профессиональному уровню этих специалистов.

Всё это сказывается, с одной стороны, на экономической безопасности нашей страны [2, 3]. С другой стороны, обстановка с имеющимися угрозами и состоянием противостоящих угрозам системы защиты от ЧС, системы обеспечения пожарной безопасности, системы гражданской обороны, сложившиеся в Российской Федерации и в мире, вызывает серьезное беспокойство у специалистов МЧС России, правоохранительных ведомств, федеральных и местных органов государственной власти и местного самоуправления.

В этих условиях руководство государства принимает максимально возможные меры по повышению эффективности систем безопасности. Однако полную защищенность объектов защиты гарантировать не удается, да и невозможно [4]. Это касается и таких объектов, как культовые объекты, и мероприятий с массовым пребыванием людей, проводимых религиозными организациями различного вероисповедания.

В храмах, молельных домах, религиозных образовательных и других учреждениях возникают пожары, совершаются теракты и иные явления криминального характера, убийства священнослужителей, членов семей священнослужителей и прихожан. Культовые объекты подвергаются воздействию землетрясений, наводнений, военных действий.

К сожалению, в вопросах безопасности до настоящего времени имеет место определённая разобщённость действий государственных органов и руководства религиозных организаций. В обстановке имеющихся угроз данная разобщенность должна быть преодолена. По нашему мнению, отечественный и зарубежный опыт достижения оптимальной организации совместной государственно-религиозной деятельности в сфере безопасности недостаточен. Имеется определенное белое пятно. В Академии гражданской защиты это было подтверждено замечательными дипломными работами студентов и курсантов по вопросам обеспечения

Г

Рис. 1. Пожарные расчеты на месте массовых пожаров в Австралии

пожарной безопасности культовых объектов и мероприятий с массовым пребыванием людей Русской Православной Церкви, ислама, иудаизма и буддизма (рис. 2).

Рис. 2. Примеры титульных листов дипломных работ по теме конференции

Обсуждение данной ситуации осуществлялось представителями Академии гражданской защиты МЧС России с руководством Московской Православной Духовной Академии, Службой безопасности Совета муфтиев Российской Федерации, управляющими делами Смоленской и Владимирской епархий, священнослужителями и службами безопасности ряда православных храмов, мечетей, синагог и буддистских храмов в г. Москве, Московской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарской Республике, сотрудниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, представителями братских министерств Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Армении, Южной Осетии, Молдавии, Украины и Беларуси, с другими категориями специалистов.

Была признана целесообразной организация специальной научно-практической конференции, дата проведения которой совпала с Днём российской науки и введенным в конце прошлого года международным Днём телефона «112», являющегося аналогом российского телефонного номера «01».

Уже не менее трех четвертей века страна готовит профессионалов в офицерской форме для дела спасения людей в условиях мирного и военного времени. Академия гражданской защиты - верная и преданная наследница этой благородной и священной миссии. За 16 лет своего существования в составе МЧС России Академия подготовила сотни военных и гражданских специалистов из допризывников-курсантов, из офицеров, гражданской молодёжи [5].

При рассмотрении основных направлений комплексной безопасности, адаптированных к проблемам защиты культовых учреждений, а также мероприятий с массовым пребыванием людей, следует иметь в виду следующее:

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

1. Неотъемлемым правом на безопасную жизнедеятельность и защиту от бедствий мирного и военного времени обладают все граждане РФ независимо от вероисповедания. Это право обеспечивается и защищается государством в конституционном и законодательном порядке.

2. Федерально-субъектовый уровень этой защиты обеспечивается МЧС России и его структурными подразделениями, а также органами власти субъектов РФ. Свидетельств этому очень много.

3. Защита культовых учреждений от пожаров, актов вандализма, терроризма, от обрушения за счет наводнения и подтоплений, ограблений и других видов нанесения ущерба -забота всех уровней управления и самих конфессий. Посильное участие верующих и их пастырей в защите людей от пожаров и других бедствий также приветствуется.

4. В развёрнутые и разворачивающиеся системы информирования, оповещения, управления безопасностью и защиты наряду с детскими и образовательными учреждениями культовые учреждения, где чаще всего собирается большое число граждан, должны войти как особо важные пассивные объекты защиты.

Такими системами являются Национальный центр управления в кризисных ситуациях - НЦУКС, аналогичные центры субъектов Российской Федерации, Единые дежурно-диспетчерские службы - ЕДДС-01 (в будущем - 112) всех уровней управления, Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - ОКСИОН, а также учебно-консультационные пункты при ЖКХ и других муниципальных службах - УКП.

На территории Москвы расположено почти 650 культовых зданий, где проводятся богослужения. На охране состоит около 60 храмов, церквей РПЦ и других конфессий.

Тем не менее, то, что произошло 11 января 2006 года в московской синагоге, вызывает серьезную обеспокоенность. "На самом деле можно даже говорить не о единичном факте, а о серии фактов: они были в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, это откровенно варварское нападение... по мотивам религиозной, национальной ненависти", - считают депутаты Госдумы. Милиция предлагала иудейской общине установить милицейскую охрану в зданиях синагог, однако получила отказ, мотивированный тем, что здания синагог уже имеют хорошую охрану с помощью частных охранных предприятий, а также стационарных рамочных металлоискателей. К сожалению, эти меры не помогли предотвратить данный инцидент в синагоге на Большой Бронной улице.

В ряде мест Воронежской области имели место факты осквернения, порчи имущества культовых зданий, попытки краж богослужебного имущества и угрозы представителям религиозных организаций.

Не только у нас, но и в других странах участились нападения на объекты, принадлежащие религиозным организациям. Так, во Франции в некоторых городах мирные демонстрации сменяются актами вандализма, направленными против синагог. Нападению подверглась синагога в Страсбурге. Неизвестные лица, облив дверь бензином, подожгли ее. Центральная папская консистория Франции также выразила беспокойство в связи с многочисленными актами вандализма. В заявлении она потребовала от властей решительных мер для их пресечения, чтобы не допустить повторения "Хрустальной ночи" (эта ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. вошла в историю как ночь еврейских погромов в нацистской Германии) теперь уже во Франции. После этого, в 1939 - 1940 годах, антисемитские силы заметно активизировались и в самой Франции.

Не менее опасны и другие, в.т.ч. природные источники воздействия на прихожан, паломников, культовые здания, приводящие к их обрушению.

И всё же одной из самых главных угроз являются пожары и связанные с ними гибель людей и уникальных культовых ценностей, обрушения зданий.

С давних лет огонь нёс людям тепло и свет, помогал в приготовлении пищи, служил в Храме Господнем при проведении обрядов. Однако огонь - это не только благо, и именно в

тот дом, где царит беспечность, неосторожность или безразличие, огонь может принести боль и страдания.

Существует ли правовая база противопожарной защиты культовых объектов? Приведём пункт 18 документа «Общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях при эксплуатации» из приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)»:

18.1. Подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем следует устанавливать на негорючие основания. Они должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение.

18.2. При эксплуатации отопительного оборудования должны выполняться требования ППБ 01-93. Печное отопление в культовых сооружениях должно проверяться ежегодно перед началом отопительного сезона на готовность к эксплуатации с оформлением акта.

18.3. Топка печей должна осуществляться под присмотром и заканчиваться до начала мероприятия с массовым пребыванием людей в культовом сооружении.

18.4. Хранение горючих жидкостей (для лампад, светильников и т.п.) должно осуществляться в металлических шкафах. В помещении допускается хранение не более 5 л горючих жидкостей (ГЖ).

18.5. Розлив ГЖ в лампады и светильники должен осуществляться из закрытой небьющейся ёмкости на противне из негорючего материала. Розлив ГЖ в лампады и светильники следует осуществлять только при отсутствии открытого пламени, а при включенных электронагревательных приборах на расстоянии не менее 1 м от них.

18.6. Запас ГЖ в молельном зале для заправки лампад и светильников должен храниться в металлической таре и составлять не более суточной потребности.

18.7. Запрещается проводить какие-либо огневые работы в культовых сооружениях при совершении обрядов в присутствии прихожан.

18.8. Здания культовых сооружений должны быть оборудованы системами оповещения людей о пожаре.

Выдержка из ИНЬ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования» (введен в действие: 1996-07-01):

1.3.2.11. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

При определении максимально допустимого количества людей в помещении в вышеуказанных случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации людей.

Конечно, здесь многое надо подправлять, конкретизировать и дополнительно адаптировать к условиям конкретных объектов. Но хотя бы такая основа по противопожарной защите существует. А вот по другим угрозам таких нормативных актов нет.

Церковь и чрезвычайные ситуации

Вопрос об участии Церкви как системной структуры социума в обеспечении безопасности своего функционирования и граждан, посещающих различные культовые мероприятия, является достаточно актуальным.

Священники в Беларуси, например, доносят пастве правила пожарной безопасности. В МЧС Республики Беларусь разработаны нормы пожарной безопасности при проектировании строительства культовых сооружений.

Одним из самых образцовых регионов в России считается Татарстан. Там пожарным помогают даже монахи. В Татарстане существует подразделение пожарных-послушников при Раифском Богородицком мужском монастыре - единственном в России, и охраняет не только обитель, но и окрестные села. Министр МЧС России С.К. Шойгу подарил монастырю ЗИЛ с полным «боекомплектом». Бойцам Раифской пожарной охраны приходилось выезжать на пожары не менее ста раз.

За многолетнее сотрудничество, например, с Вятской епархией, обеспечение пожарной безопасности паломников и культовых учреждений 21.07.2008 г. первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Кировской области М.А. Лобанов удостоен высокой награды от Патриарха Московского и всея Руси - ордена святого благоверного великого князя Димитрия Донского III степени.

Противопожарные команды и подразделения созданы и создаются в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, других объектах РПЦ.

Роль Церкви может состоять в основном в сотрудничестве с нашими структурами -например, в участии её в преподнесении истинных духовных ценностей людям, в воспитании действующих и будущих спасателей, проведении отдельных уроков Православия в наших спасательных центрах, приобщении молодёжи к российским традициям. Здесь организация взаимодействия с пастырями Церкви, её волонтёрами может приносить помощь людям. Церковь может морально поддержать верующих людей.

Подготовить, воспитать настоящих риск-менеджеров, которые смогут принимать и реализовывать креативные решения в кризисных ситуациях, - задача не только государства. Здесь огромное поле деятельности для общества, всех образовательных учреждений, независимо от их принадлежности, включая духовные [1, 5].

Истоки готовности населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Практически это должно закладываться начиная со школьной скамьи. Ведь первые уроки в школе начинаются с занятий по безопасности. Раньше, когда мы смотрели в кино, как этому учат на Западе - объявляют, например, учебную пожарную тревогу в школе, мы смеялись. Сейчас все уже поняли, что это необходимо. Самое обучаемое население - это дети до четвертого-пятого класса. Причём ребенок, приходя из школы, получив определенные знания, обязательно расскажет своим родителям, братьям и сестрам, как вести себя при пожаре или в какой-то другой экстремальной ситуации.

МЧС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти создали и развивают систему информирования и оповещения населения по вопросам безопасности (ОКСИОН, рис. 3).

В настоящее время она запущена в полном объёме в Москве и Санкт-Петербурге, Кавказских Минеральных Водах, созданы межрегиональные информационные центры в Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Причём обучать и консультировать население крупных городов и небольших населенных пунктов надо совершенно по-разному. Одно дело - правила безопасности в глухой тайге, и совершенно другое - на рыболовном траулере в Норвежском море или китобойном судне вблизи островов Океании. Сегодня в нашем обществе назрела необходимость взглянуть на вопросы безопасности шире, чем прежде. Пришло повсеместное понимание необходимости формирования такого атрибута человеческой жизнедеятельности, как культура безопасности населения [1, 6].

__13

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

Рис. 3. Разворачивающаяся в стране система ОКСИОН

К сожалению, как бы это ни было грустно, мы обречены и в дальнейшем на череду катастроф. Это процесс объективный и совершенно неизбежный. И противопоставить ему человек может лишь свою социальную организацию, где Церковь как системный компонент общества, хоть она и не входит в РСЧС, может занимать в обеспечении безопасности людей не менее важное место, чем другие государственные и общественные организации [1].

Литература

1. Шляков С.А. Топ-менеджеры безопасности. Может ли Церковь быть помощником для спасателей? (Интервью) // Нескучный сад. Православный электронный журнал. 2005.

2. Чеботарёв С.С., Чеботарёв В.С., Звягин А.А. Менеджмент трудовых ресурсов как фактор экономической безопасности России в XXI веке / монография. Химки: РИО АГЗ МЧС России, 2006. -281 с.

3. Чеботарёв С.С. В поисках алгоритмов безопасного развития общества // Гражданская защита. № 5. М.: МЧС России, 2006. - С. 7 - 11.

4. Чеботарёв С.С. Управление рисками в социально-экономической системе общества // Гражданская защита. № 10. М.: МЧС России, 2003. - С. 11-18.

5. Чеботарёв С.С. Проблема безопасности современного общества и роль вузов в её решении // Известия Армянской сельскохозяйственной академии. Международный журнал. № 4 (12). Ереван: АСА, 2005. - С. 5-21.

6. Мирмович Э.Г., Чеботарёв С.С. Эколого-экономические аспекты культуры безопасности жизнедеятельности // Технологии гражданской безопасности. Научно-технический журнал МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). № 4(18). - 2008. - С. 34-39.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.