Научная статья на тему 'Обеспечение антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел'

Обеспечение антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / TRANSPORT SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова В. Н.

Анализируется деятельность по обеспечению антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел; делается вывод о том, что транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ANTITERRORIST SECURITY AT THE SITES OF UNDERGROUND BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Analyzing the activity for the anti-terrorist security at the sites of underground by bodies of internal affairs, we can conclude that the transport security is achieved by conducting a single state policy in the field of transport security, by a system of economic, political, organizational and other measures that are adequate to the threats of the vital interests of individuals, society and state in the transport sector.

Текст научной работы на тему «Обеспечение антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ МЕТРОПОЛИТЕНА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.Н. АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административного права ОВД Московского университета МВД России Научная специальность: 112.00.14 — Административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: Venera Amel63@mail.ru

Аннотация. Анализируется деятельность по обеспечению антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел; делается вывод о том, что транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.

Ключевые слова: общественная безопасность, транспортная безопасность.

ENSURING ANTITERRORIST SECURITY AT THE SITES OF UNDERGROUND BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

V.N. AMELCHAKOVA,

the associate professor of administrative law of ATS University of Moscow Russian Interior Ministry The scientific specialty: 12.00.14

Annotation. Analyzing the activity for the anti-terrorist security at the sites of underground by bodies of internal affairs, we can conclude that the transport security is achieved by conducting a single state policy in the field of transport security, by a system of economic, political, organizational and other measures that are adequate to the threats of the vital interests of individuals, society and state in the transport sector.

Keywords: public safety, transport safety.

Подземный городской пассажирский транспорт функционирует в восьми городах Российской Федерации (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Казани), подземный участок линии скоростного трамвая функционирует в Волгограде. Протяженность сети только по г. Москве составляет 270,6 км. В среднем за сутки перевозка пассажиров подземным транспортом по г. Москве составляет свыше 8,5 млн. человек. На линиях одновременно в движении находится около 600 поездов. В час «пик» интервал в движении поездов составляет 90 секунд, при этом в одном составе может находиться до 2-2,5 тыс. человек.

29 марта 2010 г. Москву потрясла страшная трагедия. В московском метрополитене произошла серия взрывов. Первый взрыв прогремел на станции «Лубянка», второй взрыв произошел на станции «Парк Культуры» Сокольнической линии метро. Террористические акты в московском метро случались и раньше. 5 февраля 2001 г. — взрыв на станции «Белорусская», бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе, 6 февраля 2004 г. произошел еще один взрыв, в вагоне на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», 31 августа 2004 г. смертница совершила террористи-

ческий акт у вестибюля станции Рижская. Погибли и пострадали люди.

Эти события выявили необходимость принятия срочных мер по усилению режима безопасности на транспорте, направленных на:

• обеспечение общественной безопасности и защиту личности от угроз совершения террористических акций на объектах метрополитена и железных дорог;

• разработку скоординированных мер по обеспечению безопасности на объектах метрополитена и железных дорог;

• развитие и совершенствование законодательства и разработку международно-правовых рекомендаций в области борьбы с террористическими акциями на объектах метрополитена и железных дорог;

• обобщение передовых технологий правового, материального, ресурсного, организационного, методического обеспечения работы по антитеррористической защите объектов метрополитена и железных дорог с целью подготовки алгоритмов выявления, предупреждения и предотвращения террористических угроз;

• разработку методических рекомендаций для правоохранительных органов в целях противодействия совершению террористических акций на объектах метрополитена и железных дорог, а также предупреждения угрозы их совершения1.

Приступая к изучению указанной проблемы, изначально необходимо раскрыть термин «транспортная безопасность», под которым следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, интересов общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.

Поскольку одним из самых широко используемых видов транспорта является метрополитен, приведенное выше определение имеет непосредственное отношение к транспортной безопасности на метрополитене, в частности Московском.

Во многом степень защищенности транспортных систем играет важную роль и в нормальном функционировании государства в целом. Следовательно, государство имеет ряд собственных интересов в области транспорта, к которым можно отнести: удовлетворе-

ние потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг; достижение технического перевооружения и модернизации транспортного комплекса с целью повышения эффективности и безопасности транспортного процесса. Не менее важно, с учетом обозначенной темы, приведение транспортной безопасности России к уровню международных стандартов, что является необходимым условием: реализации транспортного потенциала транспортного комплекса; развития экспортно-импортных услуг; предупреждения и пресечения преступлений на транспорте, включая терроризм.

Указанные государственные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции по охране общественного порядка и безопасности, в том числе во взаимодействии с действующими на основании Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями, субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными органами в области транспортной безопасности и Министерством внутренних дел и его структурными подразделениями.

Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.

Последние события современной истории России подтвердили, в том числе и на Московском метрополитене, что транспорт продолжает оставаться одной из сфер, наиболее подверженной угрозе террористических актов. С учетом того, что защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе в транспортной сфере, провозглашена сегодня в качестве приоритетной задачи, следует иметь в виду, что предотвращение и противодействие террористическим актам на транспорте - лишь часть проблемы обеспечения транспортной безопасности в целом.

Другой ее составной частью является защита транспортной сферы от иных, в том числе криминальных форм незаконного вмешательства в действия

1 См.: Демидов Ю.Н., Артамошин М.Н., Саликовский Д.В. и др. Меры обеспечения антитеррористической защищенности метрополитенов и железных дорог. Уч.-практ. пособие. ВИПК сотрудников МВД России. Домодедово. 2006.

транспорта, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций.

В наиболее общем виде понятие «транспортная безопасность» представляет собой систему: предупреждения, противодействия и пресечения преступлений (включая терроризм) в транспортной сфере; предупреждения на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера; недопущения либо минимизации материального и морального ущерба на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий.

Транспортная безопасность направлена на защиту пассажиров и транспортных работников, экономики и бюджета страны, окружающей среды в транспортном комплексе.

Транспортная безопасность призвана обеспечить:

• безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

• безопасность перевозки грузов и багажа;

• безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта.

Под угрозой транспортной безопасности понимаются противоправные действия, либо намерения совершить подобные действия, а также процессы природного либо техногенного характера, или их совокупность, препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере, приводящие или способные привести к авариям в транспортном комплексе.

Основными угрозами на транспорте являются:

• террористические и диверсионные акции (угон или захват подвижного состава);

• иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей и др.);

• криминальные действия против пассажиров;

• криминальные действия против грузов;

• чрезвычайные происшествия.

Обеспечение транспортной безопасности России

включает:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

• реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

• осуществление мер, направленных на недопущение либо предотвращение материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

• инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер, направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

Система обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации является частью системы обеспечения национальной безопасности страны. Система обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными элементами системы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации выступают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти.

Система органов предполагает помимо законодательной, исполнительной и судебной властей, участие в процессе обеспечения транспортной безопасности спецслужб, органов правоохранительной системы, негосударственных предприятий безопасности, структур, ответственных за транспортную безопасность и действующих непосредственно в транспортных ведомствах, общественных организаций и граждан.

Рассматривая деятельность правоохранительных органов по обеспечению транспортной безопасности, необходимо отметить, что в системе МВД России существуют специализированные подразделения орга-

нов внутренних дел на транспорте и Центр по борьбе с терроризмом МВД России.

Для ликвидации последствий террористических актов на объектах метрополитенов, оказания помощи пострадавшим, розыска и задержания террористов и их пособников создаются штабы из подразделений МВД, ФСБ, МЧС, Минобороны России. Последовательность действий, задачи и порядок взаимодействия определяются специальными планами по предотвращению террористических актов.

Деятельность правоохранительных органов совместно с органами исполнительной власти Российской Федерации по защите объектов метрополитена и железнодорожного транспорта от террористических угроз осуществляется по следующим основным направлениям:

• анализ и оценка террористических угроз, комплексное планирование, информационно-организационное обеспечение общественной безопасности;

• приоритет предупреждения актов терроризма;

• активное включение пассажиров в систему предотвращения террористических проявлений, включая создание системы оперативного контакта пассажиров с представителями правоохранительных органов, администрации метрополитена, машинистами электропоездов, повышение бдительности граждан;

• физическая охрана (защита) объектов метрополитена и железных дорог и обеспечение режима внутренней безопасности, активное патрулирование на открытых участках полотна для недопущения закладок взрывных веществ;

• создание системы тотального видеонаблюдения и связи в реальном масштабе времени и с сохранением данных на средствах видеонаблюдения с выводом на единый оперативный диспетчерский пункт;

• создание дискомфортных условий для потенциальных правонарушителей в целях минимизации их возможности для совершения актов терроризма и иных антиобщественных действий;

• выполнение инженерно-технических мероприятий по обеспечению общественной безопасности;

• координация действий всех подразделений, входящих в систему обеспечения безопасности объектов метрополитена и всех иных органов, которые должны выполнять в рамках этой системы предписанные им функции;

• в случае совершения акта терроризма максимально оперативная локализация места происшествия, пред-

отвращение распространения действия поражающих негативных факторов на транспортную систему в целом;

• восстановление жизнеобеспечения метрополитена и железнодорожного транспорта в целом;

• проведение активной информационно — пропагандистской работы среди населения по разъяснению необходимости финансовых затрат на меры безопасности, введение усиленного контроля и ряда иных возможных ограничений прав и свобод;

Министерством внутренних дел России, Федеральной службой безопасности России разработаны и реализуются оперативно - профилактические мероприятия, направленные на противодействие совершению террористических актов.

Комплекс оперативно - профилактических мероприятий, включает в себя:

• постоянно действующую систему работы оперативных штабов, групп по проведению антитеррористических мероприятий на уровне федеральных органов (МВД, ФСБ), а также их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации;

• персональную отработку лиц, в отношении которых имелась информация о причастности к террористической деятельности, склонных к «телефонному» терроризму, страдающих психическими расстройствами, и помещение их в установленном порядке в медицинские учреждения;

• формирование специализированного оперативного аппарата, способного освещать процессы, происходящие в террористических и экстремистских группах;

• согласованное проведение целевых операций по изъятию оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе по отработке мест хранения, изготовления аммиачной селитры, пудры и других компонентов, используемых при изготовлении самодельных взрывных устройств;

• отработку родственной базы, пособников террористов, в том числе смертников;

• организацию системы ведения дубликатов дел оперативного учета по фактам террористических актов на всех уровнях системы органов внутренних дел;

• организацию розыскной работы в отношении участников террористических и экстремистских групп, включая федеральный и международный розыск;

• еженедельные проверки (в том числе и ночные) обеспечения пропускного режима на охраняемых объ-

ектах метрополитена, выполнения антитеррористических мероприятий;

• совместные учения;

• инструктажи охранников частного охранного предприятия и работников торговых точек, осуществляющих коммерческую деятельность на метрополитене, о повышении бдительности и оперативной передаче работникам метрополитена и работникам милиции информации обо всех обнаруженных предметах и подозрительном поведении пассажиров;

• работа по приему под охрану ЧОП подуличных и межстанционных переходов;

• ежедневное выставление частных охранников в электродепо на ряде станций в межстанционных и по-дуличных переходах и других объектах метрополитена, обследование, направленное на обнаружение различных бесхозных предметов;

• динамический лабораторный контроль (мониторинг) состояния воздушной среды на станциях метрополитена на наличие химического и бактериологического загрязнения с отбором проб воздуха и последующим исследованием его химического состава;

• выборочная проверка здравпунктов на предмет готовности средних медицинских работников к своевременному выявлению карантинных заболеваний и отработка действий при обнаружении биологических (бактериологических) средств;

• отработка выполнения технических решений на отдельных станциях и объектах метрополитена в целях выработки дополнительных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и противодействию терроризму;

• оборудование станций метро системой цветного теленаблюдения с видеозаписью;

• комплекс работ по герметизации недействующих шахт естественной вентиляции, наращиванию ограждения открытых участков перегона оцинкованной проволокой;

• целевые оперативно — розыскные мероприятия по выявлению признаков подготовки к совершению террористических актов, установлению их организаторов и потенциальных исполнителей сотрудниками транспортных и территориальных подразделений органов внутренних дел.

Органами внутренних дел, органами безопасности совместно с другими ведомствами, администрацией метрополитена проводятся:

• системные инструктажи персонала о повышении бдительности и необходимости срочной передачи в диспетчерскую службу метро информации о событиях, выходящих за рамки стандартной ситуации;

• ежедневный осмотр вестибюлей, платформ, межстанционных и подуличных переходов станций и территорий, прилегающих к вестибюлям и входам в подуличные переходы;

• проверка вагонов на наличие посторонних лиц и бесхозных предметов на конечных станциях при отправлении составов в электродепо, надежности функционирования средств радиостанции и связи, исправности устройств контроля прохода в тоннель;

• передача каждые 10 минут по громкоговорящей связи специального текста с разъяснением пассажирам их поведения при обнаружении бесхозных предметов и вещей.

Для повышения безопасности перевозок пассажиров на метрополитене применяется современная техника, функционирование которой обеспечивает профилактику различных правонарушений, а также оперативное управление работой станций и перевозочным процессом в целом. В качестве примера можно привести системы теленаблюдения с круглосуточной видеозаписью. Реализация программы оснащения метрополитена этими системами началась в 1998 г. В настоящее время подобными системами оборудованы все станции и подуличные переходы.

Записи, сделанные на станциях метро, фигурировали в доказательной базе нескольких сотен административных и уголовных дел. Именно события, снятые на пленку, дают возможность доказать в суде, например, факт несанкционированной торговли на территории метрополитена.

Еще одна важнейшая функция систем видеонаблюдения — управление работой станций. Благодаря именно этим системам дежурный по станции может контролировать ситуацию в любой ее точке непосредственно со своего рабочего места. Это позволяет быстро принимать решения, связанные с организацией перевозки пассажиров (например: включение эскалаторов, находящихся в резерве или вызов сотрудника милиции, а при необходимости и медработника).

При непосредственном участии Московского метрополитена в УВД на ММ было создано и развивается кинологическое подразделение. Специально отобранные и обученные собаки оперативно проверяют забы-

тые пассажирами вещи на предмет наличия в них взрывчатых веществ. Милиционеры-кинологи выполняют и ряд других задач по поддержанию правопорядка на территории метро. 30 апреля 2005 г. в Московском метрополитене создан Ситуационный центр. Туда в режиме реального времени стекается оперативная информация обо всех чрезвычайных ситуациях, которые возникают на территории метрополитена. Диспетчер центра может подключиться к любой станционной системе видеонаблюдения на станции или в подуличном переходе.

В 2004 г., в рамках программы по борьбе с терроризмом, на станциях Московского метрополитена началась работа по установке информационных терминалов. Сегодня такие красно-синие терминалы уже установлены на всех станциях Московского мет-

рополитена. С открытием Ситуационного центра они начали свою работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы получить необходимую информацию или сообщить о каком-то происшествии диспетчеру Ситуационного центра, пассажиру метро достаточно нажать соответствующую кнопку, расположенную на красной («Тревога») или синей («Справка») стороне колонны.

В очередной раз терроризм бросает вызов государству, обществу. Организаторы и исполнители, кем бы они ни были, стремятся вызвать хаос, ввергнуть Россию в пучину страха, недоверия, подорвать экономику. В борьбе с этим злом не должно быть крайних и равнодушных.

Д. Медведев заявил, что линия на подавление террора в РФ будет продолжена « жестоко и без компромиссов».

СОГЛАШЕНИЕ АКЦИОНЕРОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В.Н. ГУРЬЕВ,

аспирант Липецкого государственного технического университета

E-mail: dmlvbo@mail.ru

Аннотация. Предпринята попытка рассмотреть вопрос возникновения корпоративных правоотношений в результате заключения соглашения акционеров; исследованы такие аспекты данной темы как понятие корпоративного правоотношения, юридические факты в корпоративных правоотношениях и др.; сделан ряд выводов доктринального характера о правовой природе правоотношения, возникающего в результате заключения соглашения акционеров.

Ключевые слова: соглашение акционеров, корпоративное правоотношение.

AGREEMENTS OF SHAREHOLDERS AS A GROUND FOR CORPORATE LEGAL RELATIONS

V.N. GURIEV,

Postgraduate student of Lipetsk State Technical University

Annotation. In this article the author attempts to consider the issue of corporate relations resulting from the agreement of the shareholders. The author explored aspects of this topic as the concept of corporate legal, legal facts in the corporate legal, etc. The study made several findings of a doctrinal nature of the legal nature of the relationship arising from the agreement of the shareholders.

Keywords: shareholders agreement, corporate relationship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.