Научная статья на тему 'Объекты этнотуризма как средство формирования имиджа районов Республики Татарстан'

Объекты этнотуризма как средство формирования имиджа районов Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ЭТНОТУРИЗМ / ОБЪЕКТ ЭТНОТУРИЗМА / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / TERRITORY IMAGE / ETHNO-TOURISM / OBJECT OF ETHNO-TOURISM / POSITIVE IMAGE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN DISTRICTS / OBJECTS OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салахов Расых Фарукович, Салахова Рада Инсафовна, Каазик Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования имиджа территории, в частности районов Республики Татарстан. Рассмотрены зависимость имиджа территории от наличия объектов историко-культурного наследия, являющихся ресурсами для развития этнотуризма, а также примеры создания положительного имиджа территории за счет восстановления и строительства объектов этнотуризма. Выявлена на законодательном уровне актуальность вышеуказанной проблемы в Республике Татарстан и проанализирован потенциал районов для развития этнотуризма. Также представлена концепция создания объекта этнотуризма (музейного комплекса) в Кукморском муниципальном районе с целью повышения туристической привлекательности территории и формирования положительного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-TOURISM OBJECTS AS MEANS OF FORMING THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN DISTRICTS

The article is devoted to the issue of forming the image of the territory, in particular, the districts of the Republic of Tatarstan. The dependence of the territory image on the presence of the objects of historical and cultural heritage, which are resources for ethno-tourism development, is considered. The examples of the creation of a positive image of the territory by means of the restoration and construction of ethno-tourism objects are examined. The topicality of the above-mentioned problem in the Republic of Tatarstan at the legislative level is revealed and the potential of the districts for ethno-tourism development is analyzed. The conception of the creation of an ethno-tourism object (museum complex) in Kukmor municipal district with the purpose to increase the tourist attractiveness of the territory and to form its positive image is also presented.

Текст научной работы на тему «Объекты этнотуризма как средство формирования имиджа районов Республики Татарстан»

Салахов Расых Фарукович, Салахова Рада Инсафовна, Каазик Елена Юрьевна ОБЪЕКТЫ ЭТНОТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья посвящена проблеме формирования имиджа территории, в частности районов Республики Татарстан. Рассмотрены зависимость имиджа территории от наличия объектов историко-культурного наследия, являющихся ресурсами для развития этнотуризма, а также примеры создания положительного имиджа территории за счет восстановления и строительства объектов этнотуризма. Выявлена на законодательном уровне актуальность вышеуказанной проблемы в Республике Татарстан и проанализирован потенциал районов для развития этнотуризма. Также представлена концепция создания объекта этнотуризма (музейного комплекса) в Кукморском муниципальном районе с целью повышения туристической привлекательности территории и формирования положительного имиджа. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/3/2016/7-1/44.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 147-150. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

8. Кони А. Ф. Из записок судебного деятеля // Кони А. Ф. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Юридическая литература, 1966. Т. 1. 568 с.

9. О предметах вызывающих на размышления. Девять писем султана Мендаля Пиралиева в редакцию «Нового времени» // Новое время. 1881. № 1935. 19 июля.

10. Патрушева Н. Г. Цензурное ведомство в государственной системе Российской империи во второй половине XIX - начале XX века: дисс. ... д.и.н. СПб., 2014. Т. 1. 343 с.

11. Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848-1896. М.: Новости, 1991. 460 с.

12. Чернуха В. Г. Самодержавие и печать, 60-70-е годы XIX в. // Вопросы истории. 1986. № 11. С. 52-66.

SUPERVISING THE CENSORIAL DEPARTMENT OF THE RUSSIAN EMPIRE UNDER POLITICAL CRISIS OF THE SECOND HALF OF THE 1870S

Romashchenko Valeriya Aleksandrovna

Lomonosov Moscow State University var_rus@mail. ru

The article examines the role of the head of the Central Department for the Press in organizing and supervising press censorship in the second half of the 1870s. Acting within the framework of general governmental policy the head of the censorial department implemented his own vision of problems between the state and the periodical press. Using publicistic materials published by the head of the central censorial department V. V. Grigoryev the author shows the specifics of his views on certain key problems of social development, which finally influenced the efficiency of the state censorial policy.

Key words and phrases: censorship; official reprimands; censorial boards; head of the Central Department for the Press; Ministry of Internal Affairs; history of state bodies; periodical press; publicistics; political crisis.

УДК 711.01.09

Исторические науки и археология

Статья посвящена проблеме формирования имиджа территории, в частности районов Республики Татарстан. Рассмотрены зависимость имиджа территории от наличия объектов историко-культурного наследия, являющихся ресурсами для развития этнотуризма, а также примеры создания положительного имиджа территории за счет восстановления и строительства объектов этнотуризма. Выявлена на законодательном уровне актуальность вышеуказанной проблемы в Республике Татарстан и проанализирован потенциал районов для развития этнотуризма. Также представлена концепция создания объекта этнотуризма (музейного комплекса) в Кукморском муниципальном районе с целью повышения туристической привлекательности территории и формирования положительного имиджа.

Ключевые слова и фразы: имидж территории; этнотуризм; объект этнотуризма; положительный имидж районов Республики Татарстан; объекты историко-культурного наследия.

Салахов Расых Фарукович, к. пед. н. Салахова Рада Инсафовна, к. пед. н. Каазик Елена Юрьевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет rasih@mail.ru; rada_salahova@mail.ru; elena.kaazik@mail.ru

ОБЪЕКТЫ ЭТНОТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В настоящее время глобальная конкуренция приобретает территориальное выражение: она затрагивает уже не только предприятия и отдельные отрасли, теперь в борьбу вступают города, регионы, страны. Формирование привлекательного имиджа территории становится актуальной тенденцией развития российских городов и регионов [2, с. 14]. Большинство территорий нашей страны характеризует слабо выраженный имидж. Зачастую потенциальные потребители (жители, инвесторы, туристы) почти ничего не знают о возможностях, предоставляемых для них территорией, даже сами жители страны слабо представляют себе отличия одной российской области от другой, одного района от другого [3, с. 21].

По рейтингу, составленному экспертами Всемирного экономического форума 2011 года, Россия находится на 9 месте по наличию культурных ресурсов и лишь на 91 - по уровню затрат на развитие и продвижение этих ресурсов. Но за последние годы интерес властей к проблеме имиджа заметно увеличился, о чем говорят проводимые конференции, конгрессы, посвященные стратегиям формирования имиджа регионов («Всероссийская конференция по продвижению брендов городов и регионов», «Имидж регионов России в отечественном и зарубежном контексте», «Имидж региона как стратегия интеграции России и АТР» и др.).

В настоящее время понятие «имидж» выходит за рамки эстетики и маркетинга и теперь охватывает такие специфические объекты, как территории. Имидж территории - совокупность стихийных или целенаправленно сформированных, воспроизводящихся представлений о регионе (городе, районе) в глазах заинтересованных социальных групп [8, с. 381].

Условно эти группы можно разделить на 3 типа: жители, бизнес и туристы. Для постоянных жителей важны высокий уровень жизни, благоприятные условия жизни, работы, учебы, развитая инфраструктура и т.п. Для инвесторов важно наличие необходимых ресурсов для организации бизнеса, минимизация рисков, условия для развития. Для туристов - прекрасное времяпрепровождение, организация спортивного и культурного отдыха, хорошая экология и т.д.

Базой для формирования имиджа и репутации района является территориальная индивидуальность, которая включает в себя следующие характеристики:

1) «опознавательные» (месторасположение на карте, герб, гимн и т.д.);

2) природно-климатические особенности, человеческий фактор, история, социальная политика и культурные ресурсы;

3) экономические и финансовые особенности и ресурсы, производственная инфраструктура;

4) организационно-правовые и информационные особенности и ресурсы [1].

В условиях глобализации и одновременного поиска культурной идентичности доминантой в формировании и развитии имиджа территории выступают не материальные активы региона (промышленность), которые традиционно считались основой экономики, а культурные особенности и ресурсы региона, историко-культурное наследие, творческий потенциал жителей. Многие эксперты полагают, что именно культура может стать отправной точкой развития российских городов и территорий [7, с. 106-107].

Развитие рыночных сил и конкуренция вынуждают любую местность выгодно преподносить себя, от чего зависит, получит ли тот или иной регион нужные инвестиции, привлечет ли выгодные проекты, международные ярмарки, конгрессы, туристов. Одним из наиболее эффективных средств формирования имиджа территорий является туризм, переосмысление роли которого в последнее время происходит в нашей стране. В подтверждение формирующейся активной политики государства в сфере туризма, как одной из приоритетных национальных задач, приведем принятые и реализующиеся государственные программы РФ: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».

Сейчас все большую популярность приобретает такой вид туризма, как этнический, основной составляющей которого является историко-культурное наследие конкретного этноса. Этнотуризм - непосредственное погружение в этническую среду, знакомство с культурой и бытом других народов в месте их проживания, с традициями, обычаями, костюмом, языком и творчеством. Этнотуризм выполняет ряд социально важных функций: способствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов, помогает сохранению культурного, социального разнообразия, укрепляет чувство идентичности, способствует сохранению культуры региона, ее многообразию, возрождает традиции, ремесла и т.д.

Объектом этнотуризма является культурно-исторический объект (или явление), который содержит информацию о традиционно-бытовой культуре. К ним можно отнести следующие категории объектов: памятники архитектуры, отображающие определенный период в истории этноса; культовые сооружения; традиционные для этноса жилища (стилевое единство экстерьера и интерьера, подлинные или реконструированные предметы быта); поселения с традиционной планировкой улиц и жилищ; бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу (колодцы, фонтаны, мельницы); археологические объекты (памятники культуры); места проведения народных праздников; места возрождения традиционных занятий и народных промыслов и ремесел; этнографические музеи, комплексы; комплексы сооружений различных этносов [5, с. 165-166].

Особый интерес у туристов вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Первый музей под открытым небом «Скансен» был создан в 1891 году в Швеции. В нем представлены более 150 видов традиционных построек со всей Швеции различной функциональности, среди которых: здание банка, аптеки, мастерские по производству мебели, обуви, пекарни, музеи, магазины и др. В музее активно проводятся фестивали, мастер-классы, по всей территории комплекса расположен зоопарк.

В России этнический туризм активно развивается, например, в Ленинградской области, где исторически проживали такие народы, как финны, ижора, водь, вепсы, ливы и многие другие. Так, большой популярностью пользуется Этнографический центр в Верхних Мандрогах - музей славянской истории под открытым небом. В Мандрогах царит дух допетровской Руси благодаря воссозданию славянских построек: помещичья усадьба, боярский терем, украшенные резьбой избы, ремесленная слобода, конюшни и коровники, фермы и т.д. Архитекторы-дизайнеры проработали каждую деталь при оформлении комплекса, от интерьера до экстерьера: старинные печи, камины, подлинные предметы старины (ткацкий станок, коллекции утюгов, самоваров) и антикварная мебель, стилизованная под лубок живопись, элементы гжельской росписи в интерьере, пестрая фасадная роспись, прорезная оторочка фасадов, сложная фигурная крыша со шпилями, драконами.

В Республике Коми на реке Сысоле возле старинного села Ыб в 2010 году началось строительство «Финно-угорского этнокультурного парка», занимающего площадь 456 га. Это многофункциональный этнокультурный туристско-развлекательный комплекс, осуществляющий функции культурно-познавательного, образовательного, общественно-политического и делового центра. В 2011 году реализован первый этап строительства, объектами которого стали: концертно-выставочный комплекс «Финноугорье», являющийся

смысловым центром первой очереди парка; этнические деревни финно-угорских народов, гостиница, выполненная в характерном для зырян стиле, музей финно-угорской игрушки (единственный в мире) с площадками для проведения мастер-классов, детский развлекательный комплекс, летний театр, сад финно-угорской скульптуры, площадка традиционных обрядов и ресторан финно-угорской кухни. В настоящее время ведутся работы по реализации второго этапа, который включает в себя строительство развлекательных объектов (горнолыжного комплекса, рыбацко-охотничьей деревни, стоянки оленеводов, комплекса на основе финно-угорских сказок и легенд), а также палеонтологического и археологического музеев.

Многонациональная Республика Татарстан занимает особое место в историко-культурном наследии страны: десятки народов, проживавшие и проживающие на территории края, создают неповторимый колорит. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек (татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры). Республика обладает богатыми ресурсами для реализации проектов по этнотуризму: духовная и материальная культуры народов, самобытность и религия, памятники архитектуры, этнографические музеи-деревни.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан. По официальным данным, на территории муниципальных районов Республики Татарстан (кроме г. Казани) находятся 1004 объекта культурного наследия (310 объектов федерального значения, из них 268 памятников археологии; 445 - регионального значения и 249 - местного (муниципального) значения). Памятники истории и культуры расположены более чем в 450 населенных пунктах республики [1; 6].

Одним из крупных комплексов в республике является Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который признан объектом исторического и культурного наследия федерального значения. На сегодняшний день на территории Охранной зоны расположены 184 памятника истории и объекта культурного наследия (из них 6 - федерального значения, 106 - республиканского, 72 - местного). Главной целью деятельности музея-заповедника является сохранение материального и духовного историко-культурного наследия. В составе Елабужского государственного музея-заповедника действуют 14 музейно-выставочных объектов различной направленности. Важным направлением деятельности Елабуж-ского государственного музея-заповедника является развитие различных видов туризма на территории Елабужского муниципального района и города Елабуги: культурно-познавательного, круизного и событийного, этнического и сельского, экологического, паломнического и спортивно-оздоровительного.

Благодаря развитию Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, реставрации и строительству новых объектов (12 из 14 музейно-выставочных объектов созданы с 2003 по 2011 г.), Елабуга стала известным туристическим городом России, что позволяет реализовы-вать масштабные всероссийские ярмарки и фестивали, международные мероприятия, выставки, и это придает городу имидж культурного центра республики.

В постановлении Государственного совета РТ в рамках реализации Государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы» указано: «разработать туристические маршруты по объектам культурного наследия Республики Татарстан, в том числе программу развития этнотуризма с использованием объектов культурного наследия местного (муниципального) значения» [4; 6]. Можно отметить, что проблема восстановления и «продвижения» объектов и явлений культурного наследия носит общереспубликанский характер. Практически в каждой программе развития районов Республики Татарстан прописывается пункт о расширении (музеи, комплексы), реставрации (памятники архитектуры) объектов культурного наследия, сохранении и развитии народных традиций и ремесел, создании маршрутов для развития внутреннего туризма. Например, программа социально-экономического развития Арского района ориентируется на сохранение объектов историко-культурного наследия, создание туристических маршрутов («Знаменитые просветители и медресе», «Народные писатели Татарстана», «Пеший поход по речке Кисмесь»); а также предусматривает строительство этнодеревни в селе Новый Кырлай в составе литературно-мемориального музейного комплекса Габдуллы Тукая.

Глава Кукморского района С. Д. Димитриев в «Стратегии экономического развития района на 2020-2030 гг.» делает упор на развитие туризма, туристической привлекательности района. Программа развития туризма предусматривает создание музейного комплекса по улице Ворошилова в стиле XIX века, предназначенного для проведения различных мероприятий районного и республиканского уровней (например, «Кукморские валенки»).

Концепция комплекса формируется на основе местной самобытной культуры, причем она не ограничивается только объектами какой-либо одной культурной традиции - здесь будет отражена модель мультикуль-турализма, которая столетиями формировалась в Приволжском регионе: история Кукморского района берет начало с 1600 года, на ее территории проживают такие народы, как татары, русские, удмурты, марийцы, кря-шены, мордва, чуваши и др. [4].

Объекты планируемого комплекса разнообразны: музей техники изготовления кукморских валенок, сувенирные и торговые лавки-павильоны, мастерские по изготовлению изделий народного промысла (валенок, металлической посуды, плетеных изделий из лозы, изделий из дерева, бересты, войлока, соломы, ныртинское кружево); усадьбы татар, русских, удмуртов, марийцев и кряшен с надворными постройками (амбар, кузница, маслобойня, мельница и т.д.); конференц-зал для проведения массовых культурно-образовательных мероприятий; контактный зоопарк с животными, характерными для данного типа местности; на площади - качели, колодцы, русская печь для выпекания изделий национальной кухни.

Проект включает в себя реставрацию домов 6-1, 6-2, 8 по улице Ворошилова (Торговый дом Комарова), которые являются объектами культурного наследия; мощение и застройка двора; возведение пяти усадеб с надворными постройками. Также планируется организовать для детей катание на лошадях (зимой - на санях, летом - на тарантасах, изготовленных в стиле XIX века). Формирование привлекательного имиджа территории необходимо проводить одновременно с комплексным преобразованием территории. Поэтому в дальнейших планах района предусматривается соединение комплекса с площадью возле Парка Победы и набережной реки Нурминки, благоустройство береговой линии, строительство отелей.

Строительство этнокультурного музейного комплекса, несомненно, будет способствовать сохранению материально-духовного наследия и истории народов, проживающих на территории Кукморского района. Это будет уникальная площадка для проведения мероприятий различных масштабов (от районных до международных) и, конечно же, популярным местом в туристическом маршруте по Республике Татарстан.

Таким образом, образ территории - это специфический ресурс ее развития. От того, насколько узнаваемыми будут черты «лица» территории, насколько емким, ярким и удобным будет ее образ, могут существенно зависеть ее политический статус и возможности экономического развития. Формирование положительного имиджа района сопровождается организацией и проведением мероприятий, направленных на продвижение культурных и исторических достопримечательностей территории.

Перед современными дизайнерами-архитекторами стоит непростая задача - «держать руку на пульсе», быть в курсе современных тенденций, которые отражаются не только в создании (и использовании) инновационных продуктов и проектов, но и в тщательном изучении и восстановлении объектов историко-культурного наследия страны. Истинное мастерство и профессионализм дизайнера будут отражаться в гармоничном и продуманном сочетании этих двух направлений.

Список литературы

1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде [Электронный ресурс]. URL: http://dis.ru/library/531/26169/ (дата обращения: 24.03.201б).

2. Золотухина Д. А. Стратегии формирования историко-культурного имиджа российских регионов: автореф. дисс. ... к. культурологии. М., 2011. 26 с.

3. Кузнецов С. А. Формирование современной государственной политики Российской Федерации в сфере туризма: автореф. дисс. ... к. полит. н. М., 2008. 30 с.

4. Кукморский муниципальный район [Электронный ресурс]. URL: https://kukmor.tatar.ru/ (дата обращения: 20.03.2016).

5. Монахова Н. С. Этнографический туризм в России: основные виды и факторы развития // Вестник Российского нового университета. 2010. № 2. С. 164-168.

6. О ходе исполнения Закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» (в части сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения) [Электронный ресурс]: Постановление Гос. Совета Респ. Татарстан от 25 июня 2014 г. № 299. URL: http://gossov.tatarstan.ru/fs/a_komitet/ 9_fieldfullim/299.pdf (дата обращения: 27.03.2016).

7. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с.

8. Райзенберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. М.: Айрис-пресс, 2008. 480 с.

ETHNO-TOURISM OBJECTS AS MEANS OF FORMING THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN DISTRICTS

Salakhov Rasykh Farukovich, Ph. D. in Pedagogy Salakhova Rada Insafovna, Ph. D. in Pedagogy Kaazik Elena Yur'evna

Kazan (Volga Region) Federal University rasih@mail.ru; rada_salahova@mail.ru; elena.kaazik@mail.ru

The article is devoted to the issue of forming the image of the territory, in particular, the districts of the Republic of Tatarstan. The dependence of the territory image on the presence of the objects of historical and cultural heritage, which are resources for ethno-tourism development, is considered. The examples of the creation of a positive image of the territory by means of the restoration and construction of ethno-tourism objects are examined. The topicality of the above-mentioned problem in the Republic of Tatarstan at the legislative level is revealed and the potential of the districts for ethno-tourism development is analyzed. The conception of the creation of an ethno-tourism object (museum complex) in Kukmor municipal district with the purpose to increase the tourist attractiveness of the territory and to form its positive image is also presented.

Key words and phrases: territory image; ethno-tourism; object of ethno-tourism; positive image of the Republic of Tatarstan districts; objects of historical and cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.