Научная статья на тему 'Объектно-ориентированная система подготовки пожарно-технических экспертов'

Объектно-ориентированная система подготовки пожарно-технических экспертов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
63
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION RESOURCE / FORENSIC-EXPERT ESTABLISHMENT / ADDITIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES / TRAINING ENVIRONMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шарапов С.В., Кузьмина Т.А.

Separate fundamental aspects of use of the cognitive object-oriented dynamic training system in additional training of the experts who are engaged in a fire investigation are described. The short analysis of key modules of the system in the context of professional development of fire and technical experts is submitted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шарапов С.В., Кузьмина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OBJECT-ORIENTED SYSTEM OF TRAINING OF FIRE AND TECHNICAL EXPERTS

Separate fundamental aspects of use of the cognitive object-oriented dynamic training system in additional training of the experts who are engaged in a fire investigation are described. The short analysis of key modules of the system in the context of professional development of fire and technical experts is submitted.

Текст научной работы на тему «Объектно-ориентированная система подготовки пожарно-технических экспертов»

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ

С.В. Шарапов, доктор технических наук, профессор; Т.А. Кузьмина, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Описываются отдельные основополагающие аспекты использования когнитивной объектно-ориентированной динамической обучающей системы в дополнительном обучении специалистов, занимающихся пожарно-технической экспертизой. Представлен краткий анализ ключевых модулей системы в контексте повышения квалификации пожарно-технических экспертов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационный ресурс, судебно-экспертное учреждение, дополнительное обучение, профессиональные компетенции, обучающая среда, повышение квалификации

THE OBJECT-ORIENTED SYSTEM OF TRAINING OF FIRE AND TECHNICAL EXPERTS

S.V. Sharapov; T.A. Kuzmina.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Separate fundamental aspects of use of the cognitive object-oriented dynamic training system in additional training of the experts who are engaged in a fire investigation are described. The short analysis of key modules of the system in the context of professional development of fire and technical experts is submitted.

Keywords: information and communication technologies, information resource, forensic-expert establishment, additional training, professional competences, training environment, professional development

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предполагает, что повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики в существенной степени определяется качеством подготовки профессиональных кадров. В настоящее время на судебно-экспертные учреждения, занимающие особое место в структуре федеральной противопожарной службы (ФПС), возложено выполнение ряда важнейших задач. В связи с этим на первый план выходят широта и качество знаний пожарно-технического эксперта, необходимых для проведения судебной пожарно-технической экспертизы. Эти обстоятельства требуют организации дополнительного образования специалистов судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России для повышения их профессиональной компетентности как в специализированных учебных заведениях, каковыми являются вузы МЧС России, так и непосредственно в комплектующих подразделениях. Одним из направлений, позволяющих решить такую задачу, является применение современных информационно-коммуникационных технологий в создании дидактических средств информационно-методической поддержки процесса повышения профессиональной компетентности. Решение поставленной проблемы непосредственно связывается с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в ходе повышения профессиональной квалификации главные этапы формирования новых профессиональных компетенций с использованием конструктивного анализа и моделирования взаимодействия

информационно-методического обеспечения с предметно-обучающей средой учебного заведения [1].

Открытые информационные системы, к которым вполне можно отнести русскоязычный сегмент всемирной сети Интернет, а также интранет и экстранет сети большинства российских высших учебных заведений, в число которых входят и вузы МЧС России, предполагают использование максимального диапазона доступной информации, что, в свою очередь, способствует совершенствованию инструментария управления общественным устройством, гуманизации общества и повышению уровня благосостояния граждан. Создание качественно новой информационной среды социума, которая бы обеспечивала развитие творческого начала каждого члена социума, невозможно без непрерывного процесса информатизации общества, причем вышеозначенный процесс, безусловно, влияет и на ускорение научно-технического прогресса, и на интеллектуализацию всех видов деятельности человека. Приоритетное направление процесса информатизации в современном обществе - это процесс информатизации образования, обеспечивающий сферу образования методологией и практическими разработками оптимального применения современных информационных технологий, которые ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2].

Когнитивная объектно-ориентированная динамическая обучающая система поддержки процесса повышения профессиональной компетентности пожарно-технического эксперта, проектируемая и реализуемая средствами современных информационно-коммуникационных технологий, может рассматриваться как необходимое дидактическое средство процесса формирования новых профессиональных компетенций и выступать как сложное, полиаспектное явление, которое своеобразно интегрирует существующие информационно-знаниевые и коммуникационные потоки, на пересечении которых располагается специалист в процессе повышения профессиональной компетентности.

Непрерывная профессиональная подготовка специалистов судебно-экспертных учреждений ФПС в вузах МЧС России в условиях информатизации общества и решения задач компетентностного подхода в системе дополнительного профессионально-технического образования должна быть основана на использовании современных информационно-коммуникационных систем, которые призваны обеспечивать реальную интеграцию образовательных ресурсов субъектов педагогического процесса вуза, информационных технологий обучения, технических и образовательных возможностей современных информационно-сетевых технологий в глобальном информационном пространстве. Устаревшие программные комплексы не в состоянии отвечать запросам новой генерации сотрудников МЧС России, нацеленных на инновационные требования пожарной безопасности [3].

Эффективность процесса повышения профессиональной компетентности пожарно-технических экспертов можно повысить, если разработанные для этого дидактические комплексы в реализации принципа непрерывности дополнительного образования использовать как при повышении профессиональной компетентности в очном учебном процессе вуза МЧС России, так и непосредственно в профессиональной деятельности сотрудников судебно-экспертных учреждений ФПС [4].

Следует отметить, что в полном объеме когнитивная объектно-ориентированная динамическая обучающая система для пожарно-технических экспертов должна быть доступна только для сотрудников судебно-экспертных учреждений ФПС, которые зарегистрировались, а затем авторизовались в системе, поскольку вопросы защиты информации представляют особую важность для МЧС России, являющемуся Министерством, отличающимся высочайшим уровнем компьютеризации процессов на всех иерархических уровнях [5].

Ключевые равноценные компоненты образовательного web-портала системы обучения e-leaming можно представить следующим образом:

- максимально быстрый доступ к образовательным услугам соответствующих учреждений и организаций, представленных на основных информационных учебных ресурсах, при этом оперативность доступа обеспечивается корректным функционированием веб-серверов (таких как наиболее распространенные кроссплатформенные HTTP Apache или Nginx, работающих на Unix-подобных операционных системах), почтовых серверов, клиентов для обращения к веб-серверам (обычно, это веб-браузеры или мобильные телефоны с протоколом WAP);

- инфо-телекоммуникационная форма маркетингового обеспечения открытого образования (или сетевой маркетинг), которая с помощью серверного программного обеспечения способствует появлению нового коммуникационного пространства и информационного поля участников образовательного сообщества;

- перспективное коммерческое направление использования возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме сетевого дистанционного обучения, когда получение образования происходит в месте, отличном от места нахождения образовательного учреждения или организации.

Анализ актуальных и востребованных как в России, так и за рубежом, средств разработки и внедрения электронных курсов e-learning в системах управления обучением LMS позволяет предположить с большой долей вероятности, что в настоящее время в качестве платформы для размещения электронных курсов, чаще всего, применяются следующие разработки: MOODLE , Claroline, Dokeos, ATutor, ILIAS, SAKAI, LAMS, OLAT, OpenACS, LRN, COSE, LON-CAPA, ELEDGE, Colloquia, OpenLMS, The Manhattan Virtual Classroom, DodeboLMS, Acollab.

Поскольку LMS MOODLE включает в себя SCORM, IMS, языки приложения на php, СУБД SQL, программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GNU/General Public License (Открытое лицензионное соглашение), подключаемые языковые пакеты для полной локализации (>54), систему проверки знаний (тесты, задания, семинары, активность на форумах etc.), MOODLE была выбрана как наиболее перспективная в качестве платформы размещения электронных курсов для пожарно-технических экспертов.

Название системы управления курсами MOODLE - акроним слов «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», что в переводе на русский язык означает «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Уже само название говорит о том, что эта система состоит из набора функциональных элементов, называемых модулями. Каждый модуль отвечает за выполнение определенных функций.

В качестве примера кратко рассмотрим отдельные модули объектно-ориентированной динамической обучающей среды в контексте практического применения на всех этапах дистанционного обучения:

- модуль «Анкета», поддерживающий три типа анкет для оценивания и стимулирования дистанционного обучения, преподаватель может использовать для сбора данных, что поможет ему лучше узнать своих обучаемых и проанализировать эффективность обучения;

- модуль «Глоссарий», позволяющий участникам создавать и поддерживать некий список определений наподобие словаря или собирать систематизированные информационные ресурсы;

- модуль «Задание», позволяющий преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать и оценивать студенческие работы, а также предоставлять отзывы;

- модуль «Лекция», позволяющий преподавателю размещать лекции или практические задания, тесты в различной форме. В частности, преподаватель может использовать как линейную схему лекции, которая состоит из ряда обучающих страниц, так и древовидную схему лекции, содержащую многообразные варианты для обучающегося;

- модуль «Опрос», позволяющий преподавателям создавать опросы, в том числе опросы с так называемым множественным выбором. Данный модуль дает возможность преподавателю предложить широкий выбор всевозможных ответов на заданный вопрос;

- модуль «Пакет SCORM», представляющий собой файловый набор, упакованный в соответствии с определенным стандартом для учебных объектов. Данный модуль позволяет добавлять в учебные курсы пакеты SCORM или AICC, загружающиеся в виде архивов, содержимое которых как правило отображается на нескольких страницах, при этом присутствует навигация между страницами;

- модуль «Семинар», позволяющий накопление, просмотр, рецензирование, а также взаимное оценивание работ. Обучающиеся представляют свои работы в виде файлов любых форматов, например, документы в формате doc, электронные таблицы, можно вводить текст непосредственно в текстовые поля с помощью визуального текстового редактора с интуитивно понятным интерфейсом. Данные материалы могут оцениваться с использованием нескольких критериев формы оценки, которые задаются преподавателем;

- модуль «Тест», позволяющий преподавателю создавать тесты, которые состоят из вопросов различных типов, таких как «Множественный выбор», «Верно/неверно», «На соответствие», «Короткий ответ», «Числовой». Возможно создание теста с несколькими условными попытками, а также с перемешивающимися или случайными вопросами, которые выбираются из так называемого банка вопросов. При этом возможно задание по ограничению времени;

- модуль «Чат», позволяющий участникам синхронно письменно общаться в on-line режиме. Возможно как одноразовое мероприятие, так и повторение в одно и то же время или каждый день, или каждую неделю. Чат-сессии могут сохраняться и быть видны для просмотра как всем пользователям, так и только некоторым пользователям. Данный модуль особенно полезен, когда группа пользователей не сможет встретиться очно;

- модуль «Вики (Wiki)», позволяющий участникам добавление и редактирование некоторого набора взаимосвязанных web-страниц. Модуль может быть как совместным, то есть все пользователи могут редактировать его, так и индивидуальным, когда только автор может его редактировать. При этом может сохраняться история предыдущих версий каждой web-страницы, на которой отображается перечисление изменений, которые сделаны каждым участником. К примеру, возможно использование модуля для того, чтобы создать групповые заметки к лекциям или в качестве планировщика общей работы преподавателей.

Стоит отметить, что так называемая модульная структура системы позволяет легко ее настраивать под нужды любого учебного процесса [6].

Весной 2016 г. начал свою работу пилотный проект образовательной объектно-ориентированной динамической обучающей системы для сотрудников судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России. В настоящее время (данные за 2016 г.) проходит бета-тестирование в режиме открытого пользовательского доступа на поддомене http://expert.igps.ru официального внешнего домена Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России в русскоязычном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для полноценной реализации когнитивной объектно-ориентированной динамической обучающей системы для пожарно-технических экспертов необходимо обеспечить усовершенствование как обучающего материала по преподаваемым дисциплинам, так и тестов, значительно упрощающих контроль обучаемых.

В дальнейшем предполагается, что учебный процесс будет включать в себя следующие равнозначные компоненты:

- регулярное обновление и использование электронных учебно-методических изданий, создание фонда новых учебных изданий;

- использование для проведения учебных занятий мультимедийных средств обучения;

- формирование контента поддомена «Дистанционная поддержка СПТЭ» expert.igps.ru (Whois русскоязычного сегмента информационно-телекоммуникационной сети интернет на 2016 г.) с системой сборки индивидуальных заданий по результатам входного тестирования, семинаров в диалоговом режиме, группового оценивания, интерактивных лекций, консультаций в режиме пресс-конференции и пр.

Таким образом, любая готовая учебная программа или наработка по теме судебной пожарно-технической экспертизы может быть в перспективе переработана в дистанционный курс. При этом единожды разработав и разместив учебный курс в объектно-ориентированной динамической обучающей среде для пожарно-технических экспертов, преподаватель получает возможность вести группы обучаемых с любой формой оплаты, в удобное время, составлять свой график консультаций не зависимо от очного учебного процесса. Единственный личный ресурс, который для этого нужен - доступ в интернет через современный web-браузер.

В целом использование когнитивной объектно-ориентированной динамической обучающей системы для сотрудников судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России призвано обеспечить качественную и эффективную переподготовку, повышение квалификации пожарно-технических экспертов в режиме реального времени, снизить возможную загруженность или недостаточность аудиторных помещений, минимизировать финансовые затраты за счет дистанционного учебного процесса безотносительно территориальной составляющей, качественно актуализировать учебно-методическую базу пожарно-технической экспертизы, использовать российский и зарубежный опыт передовых инновационных и информационных технологий для максимального использования научного потенциала преподавательского состава с перспективой выхода на отечественный рынок образовательных услуг по пожарно-технической экспертизе.

Литература

1. Кузьмина Т.А. Информационно-технологическое обеспечение непрерывного дополнительного образования специалистов судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 183 с.

2. Государев И.Б. О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обучение» в контексте обсуждения проектирования научно-образовательной среды вуза // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2013. Июнь. ART 2014. СПб., 2013.

3. Артамонов В.С., Мирфатуллаев М.М. Метод программно-целевого формирования инвестиционной стратегии в области пожарной безопасности опасных производственных объектов субъекта Российской Федерации // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 1. С. 18-27.

4. Баскин Ю.Г., Кузьмина Т.А. Организационно-педагогические условия дополнительной профессиональной подготовки специалистов судебно-экспертных учреждений ГПС в практико-ориентированной обучающей среде // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 162-168.

5. Шарапов С.В., Синещук М.Ю. Метод и алгоритм обеспечения информационной безопасности функционирования распределенной вычислительной сети автоматизированной информационно-управляющей системы // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 1. С. 76-83.

6. The Moodle project (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). URL: https://docs.moodle.org/30/en/About_Moodle. (дата обращения: 18.10.2016).

References

1. Kuz'mina T.A. Informacionno-tekhnologicheskoe obespechenie nepreryvnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya specialistov sudebno-ehkspertnyh uchrezhdenij federal'noj protivopozharnoj sluzhby: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2015. 183 s.

2. Gosudarev I.B. O soderzhanii ponyatij «mobil'naya informacionnaya obrazovatel'naya sreda» i «mobil'noe obuchenie» v kontekste obsuzhdeniya proektirovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy vuza // Pis'ma v EHmissiya. Offlajn (The Emissia.Offline Letters). 2013. Iyun'. ART 2014. CPb., 2013.

3. Artamonov V.S., Mirfatullaev M.M. Metod programmno-celevogo formirovaniya investicionnoj strategii v oblasti pozharnoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob"ektov sub"ekta Rossijskoj Federacii // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2014. № 1. S. 18-27.

4. Baskin Yu.G., Kuz'mina T.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya dopolnitel'noj professional'noj podgotovki specialistov sudebno-ehkspertnyh uchrezhdenij GPS v praktiko-orientirovannoj obuchayushchej srede // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2014. № 3 (31). S. 162-168.

5. SHarapov S.V., Sineshchuk M.Yu. Metod i algoritm obespecheniya informacionnoj bezopasnosti funkcionirovaniya raspredelennoj vychislitel'noj seti avtomatizirovannoj informacionno-upravlyayushchej sistemy // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2015. № 1. S. 76-83.

6. The Moodle project (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). URL: https://docs.moodle.org/30/en/About_Moodle. (data obrashcheniya: 18.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.