Научная статья на тему 'Объективность и предпочтительность оценивания знаний посредством компьютерного тестирования, относительно традиционной формы контроля (устного опроса): соотношение мнения студентов с их фактическим уровнем освоения дисциплины «Медицинская физика»'

Объективность и предпочтительность оценивания знаний посредством компьютерного тестирования, относительно традиционной формы контроля (устного опроса): соотношение мнения студентов с их фактическим уровнем освоения дисциплины «Медицинская физика» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕСТИРУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / СТУДЕНТЫ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / EDUCATION / TESTING PROGRAMMES / STUDENTS / OBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Е. В., Бельчинский В. В., Кочукова М. В., Плетнев А. В.

В статье проведен анализ отношения студентов к инновационной форме контроля знаний компьютерному тестированию, с позиции объективности и предпочтительности выполнения по отношению к устному опросу. Определено соотношение между фактическим уровнем знания и степенью доверенности результатам тестирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриев Е. В., Бельчинский В. В., Кочукова М. В., Плетнев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVITY AND PREFERENCE OF KNOWLEDGE ASSESSMENT BY COMPUTER TESTING REGARDING THE CONVENTIONAL FROM OF CONTROL (RECITATION): CORRELATION OF STUDENTS' OPINION TO THEIR ACTUAL LEVEL OF MASTERING MEDICAL PHYSICS

The article concerns the analysis of students' attitude to the innovative form of control computer testing from the position of objectivity and the preference of performance in relation to the recitation. The correlation of actual level of knowledge to the degree of confidence in the testing results is detected.

Текст научной работы на тему «Объективность и предпочтительность оценивания знаний посредством компьютерного тестирования, относительно традиционной формы контроля (устного опроса): соотношение мнения студентов с их фактическим уровнем освоения дисциплины «Медицинская физика»»

Раздел IV МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 371.263

ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНО ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (УСТНОГО ОПРОСА): СООТНОШЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИХ ФАКТИЧЕСКИМ УРОВНЕМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ФИЗИКА»

Е.В. ДМИТРИЕВ, В.В. БЕЛЬЧИНСКИЙ, М.В. КОЧУКОВА,

А.В. ПЛЕТНЕВ*

В статье проведен анализ отношения студентов к инновационной форме контроля знаний - компьютерному тестированию, с позиции объективности и предпочтительности выполнения по отношению к устному опросу. Определено соотношение между фактическим уровнем знания и степенью доверенности результатам тестирования. Ключевые слова: образование, тестирующие программы, студенты, объективность.

Совершенствование системы образования, повышение качества и эффективности учебного процесса в современном вузе все больше неотделимо от интенсивной компьютеризации всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Проведение контроля знаний с помощью тестирующих программ, внедрение обучающих программ, использование интерактивных технологий - все это должно с одной стороны помочь современному преподавателю сделать учебный процесс интереснее, познавательнее, повысить мотивацию студентов, активизировать их познавательные потребности и интересы, а с другой стороны сэкономить при этом его силы и время (отпадает рутинная работа: заготовка бланков, обеспечение методическим материалом и т.п., так как всё методическое обеспечение представлено в виде компьютерных программ, а вся информация накапливается и сохраняется в электронной базе данных, полученные же сведения автоматически подсчитываются, обрабатываются, оцениваются и интерпретируются и т.д.)

Расширение доступного информационного пространства привело к тому, что преподаватель уже не может быть «передним краем» знания. Доступность информации в глобальной сети открывает иные перспективы для творчества. Книга уже не является основным источником информации. Меняются и функции преподавателя, теперь он должен управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты.

В настоящее время компьютерное тестирование является весьма распространенной формой контроля как имеющихся, так и остаточных знаний студентов. Им широко пользуются не только для оперативного получения информации о степени усвоения знаний группой студентов или отдельным студентом на определенном этапе его обучения, но и в ходе проверки остаточных знаний студентов при государственной аттестации или аккредитации вуза, а также в ходе инспекционных проверок кафедры, факультета или вуза в целом. В условиях дефицита времени, отводимого на контрольные функции (контрольные работы, зачеты и пр.) тестирование становится, по существу, единственным эффективным методом контроля усвоения полученных знаний студентами. Тем более что в условиях всеобщей компьютеризации тестирование может быть проведено в дисплейных классах, а его результаты оперативно получены и обработаны [2].

Достаточно много напечатано и сказано о достоинствах и недостатках тестирования, специфики его использования в педагогическом процессе [1,4,6,10], методическими рекомендациями, да просто мнениями о базах тестовых заданий постоянно делятся на различных форумах в Интернете [8,9].

Разнообразие тестирующих программ, использующихся на занятиях, их функциональные возможности, требования, прилагаемые к ним как со стороны субъекта, так и со стороны объекта тестирова-

* ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России, кафедра медицинской физики, Россия, г. Воронеж, ул. Чайковского, 3А. Тел.: (473)252-78-03, E-mail: dmitriev.vrn@mail.ru

ния - это отдельная тема, получившая уже довольно широкий размах как в периодических издания, так и в Интернет ресурсах.

В нашем же исследовании мы решили рассмотреть отношение студентов к инновационной форме контроля знаний -компьютерному тестированию. Им предлагалось оценить в процентах:

• степень объективности оценки знаний тестирующей программой,

• степень объективности оценки знаний преподавателем,

• предпочтительность выполнения тестирования по сравнению с устным (письменным) ответом.

Было протестировано 511 студентов в конце учебного 20092010 года. К этому времени у учащихся сформировалось понятие о методах и средствах работы на занятиях по медицинской физике, исчез страх перед использующимися формами контроля знаний. Результат исследования по первому и второму пунктам уровней объективности приведен на диаграмме (Рис.1). Из данных, представленных на диаграмме видно, что 82% студентов оценили контролирующие функции преподавателя, как объективные. При этом оценку, полученную при проведении компьютерного тестирования, объективной считали лишь 68,4% опрошенных.

Кол-во студентов (%)

82

68,4

Объективность Объективность

тестирования преподавателя

Рис. 1. Оценка объективности знаний студентов.

По третьему пункту нашего исследования установлено, что 70,4% респондентов предпочитают сдавать отчет в форме компьютерного тестирования. Казалось бы, парадокс: при тестировании менее объективно оцениваются знания, чем при устном опросе, но проверять и оценивать студенты все же в подавляющей своей массе доверяют компьютеру.

Для разрешения этого парадокса, было решено учесть уровень знаний студентов по курсу «Медицинская физика» за весь учебный год. На кафедре «Медицинская физика» ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России тестирование успешно применяется при проведении практических занятий для оценки текущего уровня знаний студентов первого курса совместно с устным опросом. Разработана база тестовых заданий по каждому разделу курса. Студенты, активно работающие на занятии, получают сводную оценку по результатам тестирования и оценки преподавателя, не участвующие же - только по баллам теста. Кроме того, систематический контроль за уровнем знаний учащихся стимулирует повышение ответственности обучаемых за результаты работы. Результаты тестирования и сводные оценки заносятся в базу данных.

Единых критерий оценивания знаний, к сожалению, нами не было найдено, каждое учебное заведение по-своему предлагает расчет пределов оценки, и интерпретацию баллов, набранных студентов. В основном опираются на стандартную пяти (четырех) балльную шкалу, переводя ее критерии на процентную основу. Отличаются пределы ранжирования и нижняя граница уровня знаний соответствия школьной оценки, но колебания этих пара-

метров не велики. Например, по регламенту Национального аккредитационного агентства в сфере образования, считается, что студент освоил предмет на «3», если усвоил от 41% до 60% дидактических единиц [7]. В других источниках, полагаясь на дидактические принципы системы высшей школы, установлен интервал от 40% до 50%. Так как результаты тестирования при участии вузов в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО), учитываются при лицензировании и аккредитации вуза и это агентство на Федеральном уровне занимается проверкой знания студентов с помощью тестирования, то целесообразно использовать их интервал уровня оценки знаний (табл.).

Таблица

Критерии оценки, применяемые ФЭПО

Оценка по 5-балльной системе Доля правильно выполненных заданий

«отлично» 81-100%

«хорошо» 61-80%

«удовлетворительно» 41-60%

«неудовлетворительно» 0-40%

Данные уровня знаний студентов, полученные при тестировании, за учебный год приведены на гистограмме (рис. 2).

0-40% 41-60% 61-80% 81-100%

Рис. 2. Уровень знаний студентов

Любая градация при традиционном субъективном методе оценивания подразумевает разделение любой оценки на ее значение с плюсом или с минусом. Если учесть также, что порой уровень знаний, оцениваемый с помощью «3+» и «4-», а так же «4+» и «5-» близки по значению, то целесообразней для удобства интерпретации перераспределить данные столбцов в гистограмме (рис. 2). Следует выделить «слабых», обладающих средним уровнем знаний и «сильных» студентов по данным тестирования. Учащиеся, получившие 0-40% и 81-100% будут относиться соответственно к «слабым» и «сильным» студентам. В интервале 4160% уместно выделить три категории (по 10% на каждую), сопоставив их с оценками «3-», «твердая тройка», «3+». Допустимо предположить, что студенты, набравшие от 41 до 50%, имеют значительные пробелы в знании основного учебного материала и согласно «Критериям выставления оценки» [5] их уровень предметной компетенции соответствует знаниям слабой категории студентов. Учащиеся, набравшие от 51 до 80%, имеют средний уровень знаний, соответствующий оценкам «твердой» тройке и «четыре». Тогда гистограмма изображенная на рис. 2 примет следующий вид (рис. 3).

Из нее видно, что количество студентов, показывающих средний уровень знаний (69,26%), практически совпадает с тем количеством респондентов, которые предпочитают сдавать отчет в форме компьютерного тестирования (70,4%). И, согласно диаграмме на рис.1, эта оценка их вполне устраивает, т.к. они считают объективными и тестирующую программу и преподавателя. С другой стороны, из рис.1 видно, что на 13,6% объективность учителя выше, и эта разность ближе по значению к сумме «двоечников» и «отличников». А это тот контингент студентов, которые предпочитают «поговорить», т.е. выбирают традиционный устный опрос в форме беседы преподавателя со студентом, пото-

му что только устная проверка способна выявить осмысленность восприятия знаний и осознанность их использования, либо увидеть и оценить старания, приложенные слабым студентом. Получается, парадокс разрешим. Ведь учебный материал постигается обучающимися по-разному. Как правило, «сильные» студенты обладают высокой скоростью усвоения материала, развитым логическим мышлением, предлагают, развивают и воплощают свои идеи, умеют работать с информацией: выделяют ключевые моменты, преобразуют ее. «Слабые» студенты имеют низкую мотивацию к обучению, не стремятся проявить себя на занятиях, плохо усваивают материал, испытывают затруднения с поиском и обработкой информации [3]. Посредством только одного тестирования не возможно полностью раскрыть потенциал «сильных» студентов, в то же время решить вопрос с отставанием «слабых». К сожалению, никакие надежные и валидные тесты, не позволяют выявить глубину и качество знаний студента, его способность к творческому, нестандартному мышлению, но они позволяют объективно оценить наличие базового уровня знаний, регламентированного образовательными стандартами.

Кол-во студентов (%)

100

80

60

40

20

69,26%

28,84%

3.80%

і і

низким

уровень

базовый

й

высокии

й

уровень уровень

Рис. 3. Уровень знаний студентов согласно критериям выставления оценки

Одним из способов разрешения данной ситуации заключается в дифференцированном подходе к обучению разных категорий студентов, поэтому тестирование обязательно должно сопровождаться традиционными формами контроля. Только тогда представляется возможным повысить успеваемость «слабых» и в то же время успешно развивать «сильных» учащихся.

Литература

1. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий [Учебное пособие] / В.С. Аванесов.- М.: Центр тестирования, 2005.- 156 с.

2. Браже, Р.А. Тестирование как форма контроля знаний студентов: опыт применения в преподавании курса «Концепции современного естествознания» / Р. А. Браже // Современные технологии учебного процесса в ВУЗе: тезисы докл. научнометодической конференции.- УлГТУ, 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nmk.ulstu.ru/index.php?tezis= 72&item=4&god=2006 (дата обращения 1.12. 2010).

3. Кныш, А.А. Организация работы студентов на основе уровневой дифференциации / Кныш А.А., Кныш Е.В. // Успехи современного естествознания, 2007.- №10.- C. 63-64.

4. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров.- М.: Интеллект-центр, 2002.- 296 с.

5. Нормативные материалы 2-е издание, дополненное, часть 1-я [под общ. ред. И. Э.

Пашкова]. Воронеж: ВГМА, 2006.- 131 с.

6. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы /Джон Равен.- М.: Когито-Центр, 1999.- 144 с.

7. Федеральный Интернет - экзамен как средство оценки качества образования: сильные и слабые стороны (Презентация Райковой И.Н.) // Сайт ГОУ ВПО МГПУ http: // www.mgpu.ru/ download.php?id=5867 (дата обращения 1.12. 2010)

8. [Электрон. ресурс]. Материалы форума FEPO сайт «Федеральный Интернет - экзамен в сфере профессионального обра-

переработанное и Есауленко, А. Н.

зования» http://www.fepo.ru, 2008-2009гг. (дата обращения 14.12. 2010).

9. [Электрон. ресурс]. Материалы форума сайт «Педсовет: образование, учитель, школа» http://pedsovet.org/forum/ (дата обращения 23.10. 2010).

10. Янюшкин, С.А. Недостатки и ошибки компьютерного тестирования в ВУЗах (на примере дисциплины «Правоведение» / С.А. Янюшин, А.С. Янюшкин // Современные проблемы науки и образования, 2008.- № 5.- С. 51-57

OBJECTIVITY AND PREFERENCE OF KNOWLEDGE ASSESSMENT BY COMPUTER TESTING REGARDING THE CONVENTIONAL FROM OF CONTROL (RECITATION): CORRELATION OF STUDENTS' OPINION TO THEIR ACTUAL LEVEL OF MASTERING MEDICAL PHYSICS

YE.V. DMITRIEV, V. V. BELCHINSKI, M. V. KOCHUKOVA,

A. V. PLETNEV

Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko,

Chair of Medical Physics

The article concerns the analysis of students’ attitude to the innovative form of control - computer testing from the position of objectivity and the preference of performance in relation to the recitation. The correlation of actual level of knowledge to the degree of confidence in the testing results is detected.

Key words: education, testing programmes, students, objectivity.

УДК 611.22.018.013+611.01.018.013

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ГОРТАНИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОНТОГЕНЕЗА

Е.Д. ЛУЦАЙ, Л.М.ЖЕЛЕЗНОВ, Г.А.ПОПОВ, О.В.УЛЬЯНОВ,

Ю.Д.ОБУХОВА, Р.А. ПОПОВА*

В статье проведен анализ информативности и особенностей применения классических морфологических методик для изучения клинической анатомии и закономерностей макромикроскопического строения гортани и ряда других внутренних органов человека на разных этапах постнатального онтогенеза.

Ключевые слова: анатомия, методы, внутренние органы, гортань.

Цель исследования - изучение информативности основных анатомических методик (макромикроскопическое препарирование, модифицированный метод распилов по Н.И. Пирогову, гистотопо-графический, морфометрия с использованием различных программ для ЭВМ) и методов прижизненной визуализации (КТ) для изучения закономерностей макромикроскопического строения гортани и некоторых других органов человека на этапах постнатального онтогенеза. Выявить достоинства и недостатки каждого из них. Все исследование было выполнено на 75 препаратах гортани, полученных от лиц мужского и женского пола, умерших от причин не связанных с патологией гортани или других органов шеи; 30 больных, которым была сделана КТ шеи, но не было выявлено никакой патологии с соблюдением этических и деонтологических норм. Также в исследовании были использованы внутренние органы (печень, ободочная кишка, яичники) человека, полученные от трупов людей без соответствующей системной патологии. На объект и методы исследования получено положительное решение Локального Этического Комитета (ЛЭК) при ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия».

Материалы и методы исследования. Методологические подходы для выполнения исследований в морфологии основываются на традициях классической анатомии и очень широко дополняются современными методами прижизненной визуализации, которые адаптируют их к запросам клинической медицины [4,8,11,15]. Результаты, полученные с помощью интеграции всех существующих методов, дают начало новым направлениям в морфологии: клиническая анатомия [3,14], анатомия живого человека [9], рентгенанатомия (КТ, МРТ) [2], ультразвуковая анатомия и т.д. [6]. Простота и доступность одних методов, техническая сложность и высокая экономическая составляющая других ставит перед исследователем вопрос об оценке достоинств и недостатков каждого из них и определении приоритетных методик в сочетании с целевыми установками исследования.

* Оренбургская государственная медицинская академия, кафедра анатомии человека

Классические морфологические методы [5,7,13]: морфометрия, макромикроскопическое препарирование, метод распилов по Н.И. Пирогову, гистотопографический метод при их использовании для изучения различных внутренних органов имеют целый ряд технических и этических нюансов, которые должны быть обязательно учтены исследователями, также как и последующая интерпретация результатов, полученных с их применением [1,10,12]. Это связано с особенностями анатомического строения и топографии органа в разные периоды постнатального онтогенеза, возрастной, индивидуальной, половой изменчивостью, конституциональными особенностями человека, длительностью и характером сопутствующей патологии. Изучение анатомического строения гортани, ободочной кишки, печени, яичников человека проводилось с использованием всего комплекса морфологических методов, после чего были выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Дифференцированный поход к изучению анатомических объектов начинается на этапе забора секционного материала и подготовки его к исследованию. Немаловажным фактором является выбор адекватного способа фиксации и сохранения биологического материала. Все исследования выполняются в рамках основных научных направлений, разрабатываемых на кафедрах анатомии человека и оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова Оренбургской государственной медицинской академии.

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования важным являлась специфика забора секционного материала. Забор проводился во время секции в патологоанатомическом отделении после предварительного изучения медицинской и сопроводительной документации (истории болезни, направление из поликлиники и амбулаторная карта больного, направление на судебно-медицинское исследование, посмертный эпикриз из приемного покоя). На этом этапе происходил отбор материала по причинам смерти и распределение его по возрастным группам в соответствии с классификацией ВОЗ, полу. На каждый исследуемый объект заводился стандартный протокол исследования. Гортань забиралась вместе с комплексом окружающих тканей, включавших подъязычную кость, подподъязычную группу мышц, шейный отдел трахеи, щитовидную железу, гортанную часть глотки, пищевод, прилегающие сосудисто-нервные образования не позднее 12 часов после смерти и фиксировалась в большом объеме 5%, а затем 10% раствора формалина в подвешенном состоянии. Уже на этом этапе возможно оценить скелетотопические и синтопические взаимоотношения гортани с окружающими органами и тканями. При заборе других органов соблюдалась та же тактика. Такой подход делает возможным поэтапное приме -нение к одному органокомлексу нескольких морфологических методик (макромикроскопическое препарирование, декальцинация, модифицированный метод распилов по Н.И. Пирогову, гис-тотопографический) с фотодокументацией объекта на каждом этапе исследования. Прежде всего, это является разумной экономичной тактикой при работе с биологическим материалом. При фиксации печени важно перед помещением ее на марлевое ложе выполнить промывку основных элементов ворот печени (общего желчного протока, воротной вены, общей печеночной артерии) изотоническим раствором. Предварительное промывание изотоническим раствором желчевыводящих путей позволяет предотвратить посмертные изменения в органе, вызываемые составом желчи, что позволит использовать этот же материал для изготовления серийных гистотопограмм. При изучение клинической анатомии внебрюшинных участков и брыжеечных краев ободочной кишки перед забором материала важным являлось проведение морфометрического исследование in situ всех четырех отделов ободочной кишки: восходящая, поперечная, нисходящая и сигмовидная после вскрытия передней брюшной стенки и из-за невозможности сохранить пространственно-морфометрические взаимоотношения после извлечения органа. Особенность при заборе ободочной кишки является наличие в ней содержимого. При заборе яичников, важным является маркировка маточного и трубного концов у правого и левого яичника.

Методика макромикроскопического препарирования выполнялась под стереоскопическим микроскопом МБС-10 при 3 -32х-кратном увеличении объектов. Такое увеличение было удобным для грубого и достаточно тонкого препарирования, под ним производилось измерение анатомических объектов и структур с помощью измерительного окуляра. Неоспоримым достоинством макромикроскопического препарирования является диапазон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.