Научная статья на тему 'ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СВЯТЫНЯ: О ПОЧИТАНИИ САМАРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ'

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СВЯТЫНЯ: О ПОЧИТАНИИ САМАРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самарская икона Божией Матери / история Самарской иконы Божией Матери / почитание Самарской иконы Божией Матери / Samara Icon of the Mother of God / history of the Samara Icon of the Mother of God / veneration of the Samara Icon of the Mother of God

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лескин Дмитрий Юрьевич

Единство православной русской цивилизации, начавшей свое формирование в X веке, подтверждается множеством духовных, культурных, исторических и иных связей, которые доминируют на огромном пространстве восточно-европейской равнины от Балтийского до Черного моря на протяжении многих столетий. Одним из ярких примеров является имя и судьба Самарской иконы Божией Матери, прославившейся чудесами в обширных землях Запорожской Сечи. И сегодня в городе Новомосковске Днепропетровской области Украины благоговейно почитается Самарский образ Пресвятой Богородицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIFYING SHRINE: ON THE VENERATION OF THE SAMARA ICON OF THE MOTHER OF GOD

The unity of the Orthodox Russian civilization, which began its formation in the tenth century, is confirmed by a multitude of spiritual, cultural, historical and other ties that have dominated the vast expanse of the Eastern European plain from the Baltic to the Black Sea for many centuries. One of the striking examples is the name and fate of the Samara Icon of the Mother of God, famous for miracles in the vast lands of the Zaporozhye Sich. And today in the city of Novomoskovsk, Dnipropetrovsk region of Ukraine, the Samara image of the Most Holy Theotokos is reverently revered.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СВЯТЫНЯ: О ПОЧИТАНИИ САМАРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»

ТЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Theology and History of the Church

УДК 9-271.2

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СВЯТЫНЯ: О ПОЧИТАНИИ САМАРСКОЙ ИКОНЫ

БОЖИЕЙ МАТЕРИ

© 2024

Протоиерей Димитрий Лескин,, доктор философских наук, кандидат богословия, ректор

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: Самарская икона Божией Матери; история Самарской иконы Божией Матери; почитание Самарской иконы Божией Матери.

Аннотация. Единство православной русской цивилизации, начавшей свое формирование в X веке, подтверждается множеством духовных, культурных, исторических и иных связей, которые доминируют на огромном пространстве восточно-европейской равнины от Балтийского до Черного моря на протяжении многих столетий. Одним из ярких примеров является имя и судьба Самарской иконы Божией Матери, прославившейся чудесами в обширных землях Запорожской Сечи. И сегодня в городе Новомосковске Днепропетровской области Украины благоговейно почитается Самарский образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Алексий Московский -небесный покровитель Самарской земли

Среди самарских святых центральное место отведено святителю Алексию, митрополиту Московскому (1292-1378) - именно он считается небесным покровителем Самары, основанной в 1586 году. Летописи сохранили исторический факт, что этот святой предрёк городу славное будущее за два века до его основания. Уже при жизни святитель почитался в народе как чудотворец. Слава о нем перешагнула границы Московского государства. Выдающийся церковный и государственный деятель, святитель Алексий оказал значительное влияние

на политику московских князей, стал регентом и воспитателем Дмитрия Донского. Во многом благодаря его стараниям великое княжение русское было закреплено за Москвой.

В 1357 году через территорию нынешней Самарской губернии лежал его путь в город Сарай, столицу Золотой Орды. Там митрополиту Алексию предстояло излечить от неизвестной глазной болезни вдову хана Узбека, царицу Тайдулу. После долгой молитвы он окропил ханшу святой водой, и та тотчас прозрела. В память об этом чудесном исцелении митрополит Алексий по возвращении в Москву основал Чудов монастырь.

На обратном пути святитель Алексий, по преданию, навестил православного отшельника, проживавшего в лесу в месте впадения реки Самары в Волгу. Вот как об этом пишет самарский писатель Леонид Рафельсон: «ясным и солнечным днем в конце августа паузок Алексия вошел в створ ворот Печенежских (Жигулевских) гор. За ним святитель увидел неизвестную реку, на берегу которой стояла келья одинокого старца. Отшельник называл эту реку Самарою. Побывав у него в гостях, Алексий «не только оное его название подтвердил, но благословляя его и место, духом пророческим предрек: «На оном месте будет и город того же имени, в котором просияет благочестие, и оный никакому разорению подвержен быть не имет» [1].

Считается, что чудесная встреча произошла там, где сегодня находится Пионерский спуск Самарской набережной. На этом месте трижды возводилась часовня, посвященная памяти митрополита Алексия. Первая была деревянной, она простояла недолго, разрушившись под действием влажных ветров. В конце XIX века один из самых талантливых самарских архитекторов Александр Щербачёв разработал проект каменной часовни, которая вскоре была построена. Получилось компактное, но очень эффектное здание в русском стиле. Краснокирпич-ные стены были ярко декорированы украшениями из белого камня и цветными изразцами различной формы и величины, восьмигранный шатёр венчала небольшая луковичная главка. Часовня имела входы со всех сторон, кроме той, что обращена к Волге, поскольку во время паводка вода подступала к зданию.

После революции творение Щербачёва было разрушено. Однако в наше время часовня восстановлена по проекту Алексея Мелентьева. Сегодня она является одной из самых значимых деталей архитектурного ландшафта набережной Волги.

Имя святителя Алексия было запечатлено в названиях самарских храмов. Так, разрушенная в советские годы церковь во имя Успения Божией Матери называлась в народе церковью Алексия митрополита. В мужском Преображенском монастыре находился храм во имя Преображения Господня с прицелом митрополита Алексия. Он сгорел в пожаре 1807 года, и в 1828 году был построен величественный каменный собор с алексиевским приделом. Кафедральный собор Самары, построенный по проекту архитектора Э.И. Жибера и освященный в 1888 году во имя Воскресения Господня, имел приделы: правый - во имя преподобного Иосифа Песнопевца, левый - во имя святителя Алексия Московского.

В наши дни в Самарском Покровском кафедральном соборе сберегается настенное изображение

Святителя Алексия XIX столетия, где он изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой.

Существовали и иные памятники небесному покровителю Самары. Так, в 1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков, построенный на пожертвования по подписке и наименованный Алексеевским. Среди жертвователей значилась Государыня императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II с наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей. В приюте существовала школа, где мальчики «учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды». Также в городе существовало основанное в 1892 году православное братство во имя святителя Алексия, которое ныне возрождено.

Имя святителя Алексия до 1918 года носили площадь Революции и улица Красноармейская города Самары.

Самарская топонимика на берегах Днепра

Одним из крупнейших левых притоков Днепра является река Самара. Ниже ее устья начинаются знаменитые пороги, лежит легендарный остров Хортица. В этих землях немало волжских топонимов и гидронимов. Окутан преданиями остров Таволжанский, в нескольких десятках километров от Запорожья. В лесах растут «орехи волжские», протекают речки Самарчук и Сура Камышеватая, в округе запорожские казаки организовали множество хуторов с узнаваемыми именами - Орловщи-на, Кущевка, Самарчик. Наконец, с конца XVI века известен городок Самара, Самарь - центр Самарской паланки (административно-территориального центра Запорожского Коша), переименованный при императрице Екатерине II в город Новомосковск и рассматривавшийся одно время в качестве кандидата на роль третьей (южной) столицы Российской Империи. Впоследствии речь стали вести о городе Екатеринославе, нынешнем Днепре.

Существует немало гипотез, откуда на берегах Днепра такая обильная волжская топонимика. Вероятнее всего, эти названия принесла с собой Волжская вольница, с берегов Волги устремлявшаяся на запад и юг еще во времена царей Василиев и Иванов. Как известно, после нашествия монголов в первой половине XIII века берега нижнего и среднего Днепра опустели. Жители частью погибли или были угнаны в рабство, частью бежали на север. В XVI-XVII веках начинается обратный процесс заселения южной Руси. Первопроходцами были бродники, рыболовы, бортники, охотники,

ушкуйники, а затем и казаки, которые приходили на Днепр как конные, так и на ладьях. Вместе с ними путешествовали и волжские имена. Так появились у Днепра река Самара, остров Таволжан-ский, забора Таволжанская и др.

Интересно отметить, что и в других регионах, связанных с расселением казаков, встречаются волжские названия. Есть река Камыш-Самара, которая впадает в Урал (Оренбургская область); течет Самара в бассейне Дона; плещется Самара и среди лесов орловщины; известны приток Амура Самар-ка в Приморском крае, а также Самарская сторона в Средней Азии, на берегах Сырдарьи. Так имя Самара столетиями путешествовало вместе с русскими людьми, идущими с берегов Матушки Волги.

Не только родство имен объединяет Самару волжскую и Самару днепровскую, но также сходность промыслов старинных жителей и воинская слава. Поселившиеся в районе днепровской Самары казаки с семьями занимались коневодством, скотоводством и хлебопашеством. Д. Эварницкий в книге «Запорожцы в остатках старины и преданиях народа» (1888 год) пишет, что река Самара у запорожских казаков пользовалась огромной известностью: «Она весьма обильна рыбой, а окрестности ее замечательны чрезвычайным богатством в меде, воске, дичине и строевом лесе... Казаки называют ее святой рекою, может быть за счастливое богатство ее» [2]. В 1687 году князем В.В. Голицыным рядом с казачьей Самарой была основана Богородицкая крепость, уничтоженная в 1711 году по требованию крымского хана (Прутский договор). В 1736 году фельдмаршал граф Х.А. Миних возобновил укрепление, назвав его «Самарский ре-транжамент», а городок - Новобогородском. В 1794 году он был переименован императрицей Екатериной II в Новомосковск, что еще раз подчеркнуло его неразрывную связь с Россией. Действительно, имя Самара - один из самых интересных мостиков, связывающих Великороссию и Новороссию (Украину).

При впадении речки Самарчика в Самару в 1602 году был основан Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, ставший «войсковой» обителью Запорожской Сечи и находившийся под управлением кошевого атамана. Его судьба тесно связана с историей казачества. Монастырь сильно пострадал во времена русско-польской войны 1650-х годов, восстановлен к 1672 году, тогда же впервые упоминается в официальных документах. Пострадал монастырь и во время восстания Мазепы в 1709 году, а в 1711 был разрушен татарами. Обновленная в 1739 году обитель возвратила себе значение религиозного центра Запорожья. В монастыре были учреждены школа и больница, ему принадлежали слободы, хутора и почти двадцать тысяч деся-

тин земли. В конце XVIII века синодальным указом монастырь стал «домом Екатеринославских архиереев». В 1930 году, пережив все революционные потрясения, пустынь была окончательно закрыта и передана под дом инвалидов. После Великой Отечественной войны здесь был организован дом для одиноких престарелых металлургов, а впоследствии - интернат для психически больных девочек. Полуразрушенные здания были возвращены Православной Церкви в 1993 году. В том же году в пустыни возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней Пустынно-Николаевского монастыря и является Самарская икона Пресвятой Богородицы.

История Самарской иконы Пресвятой Богородицы

Икона Матери Божией Самарская известна с 1736 года. Вопрос о ее происхождении и появлении на Самаре днепровской остается открытым. До наших дней дошло запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками где-то на востоке и оттуда принесена в Сечь как особая святыня. Из Сечи в XVIII веке икона была перенесена в селение Новые Кайдаки, в то время военный форпост и торговое местечко возле стратегически важной переправы у днепровских порогов.

В середине XVIII столетия по землям Сечи распространилось известие, что икона, находившаяся в то время в Свято-Николаевском храме Новых Кайдаков, стала источать благодать чудес. Многочисленные богомольцы устремились в селение. С 1770 года рассказы о чудотворениях и исцелениях от новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только в Запорожье, но и по всей Новороссии и Малороссии. Огромное количество благочестивых паломников из различных мест Руси, Польши, Греции, Грузии, посланцы с Афона и из Константинополя прибывали сюда.

В 1772 году чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад, украшенный жемчугом и сапфирами. В 1775 году, после упразднения императрицей Екатериной II Запорожской Сечи, архиепископом Славянским Евгением (Булгарисом) икона была перевезена в его резиденцию, находившуюся в Полтавском Крестовоздвиженском мужском монастыре. В 1807 году, по прошению наместника Самарского Пустынно-Николаевского монастыря иеромонаха Иосифа, икона была передана в Самарскую обитель. Перенесение образа проходило при большом стечении народа и общей радости богомольцев. Насельники монастыря по-

лучили благословение архиепископа Платона (Любарского) именовать святой образ Самарским. С тех пор икона стала духовным украшением и достоянием уединенной обители, расположенной у реки Самара недалеко от города Новомосковска.

После закрытия пустыни в 1930-м году сведения об иконе теряются. В настоящее время старинными списками Самарского образа Пресвятой Богородицы обладают Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, Свято-Троицкий кафедральный собор города Новомосковска, исторический музей Днепропетровска, а также Свято-Преображенский собор города Ковров Владимирской области. Чудотворная икона Божией Матери Самарская почитается также как «Дарующая материнство» за исполнение прошений о рождении детей.

Описание иконы

По своей иконографии образ Самарской Пресвятой Богородицы близок к Ахтырской чудотворной иконе Божией Матери. Дошедшее до нас дореволюционное описание свидетельствует, что икона размером 55*45 см была написана на липовой доске, склеенной из двух половин, и на момент явления выглядела «ветхой»: краски запеклись и местами обгорели. На задней стороне исторического образа имелась надпись, сделанная в 1836 году: «1. Икона сия Пресвятыя Богородицы славится с 1736 года. 2. Следовательно, с того времени протекло до ныне сто лет. 3. Лик святой иконы потемнел от пожара, во пламени коего она уцелела».

Божия Матерь на Самарской иконе предстоит перед Крестом, на котором распят Ее Божественный Сын. В то самое мгновение, когда копьём было пронизано тело Господа, по слову Священного Писания, это же оружие пронзило и сердце Богородицы (Лк. 2,35). Она застыла в глубокой скорби, склонив голову. «Се, Раба Господня; Да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1,38) - говорит взгляд Пречистой Девы. На иконе изображен меч, исходящий от Креста и направленный в Ее сердце. За Крестом символическое изображение Иерусалимского храма, сыгравшего важнейшую роль в жизни Христа и Его Пречистой Матери. Здесь, по преданию, трехлетнюю Марию, будущую Пресвятую Богородицу, ввели в Святая Святых, здесь Ангел благовестил Захарии о рождении сына, Иоанна Предтечи, сюда принесли младенца Христа, чтобы представить пред очи Господни, и здесь Его взял на руки старец Симеон Богоприимец. В нем двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с мудрецами, когда родители потеряли Его на пути из Иерусалима. В Иерусалимском храме Иисус постоянно учил народ, который толпами собирался слушать Его слово, в нем Иисус

изгнал торгующих и о гибели именно этого храма говорил много раз. Впоследствии, после Вознесения Христова, здесь собирались ученики, каждый день бывая в храме.

У ног распятого Христа - череп и кости первого человека, Адама, искупить которого, а в лице его и все человечество, пришел на землю Христос. Рядом камень Гроба запечатленного - пещеры в скале, в которой Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. С левой стороны от Божией Матери изображен столп, обвитый веревкой - это колонна бичевания, к которой был привязан Иисус перед распятием, а также копие, трость и терновый венец.

Копие (согласно Евангелию от Иоанна) - одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье распятого Иисуса.

Все евангелисты говорят о трости с губкой, которая использовалась воинами во время казни: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27, 48).

Венец, сплетенный из терна, римские солдаты возложили на голову Христа, глумясь над ним, перед выходом на Голгофу.

На колонне бичевания изображен петух - символ воскресения и победы Света над тьмой. Крик петуха пробуждает от сна и напоминает верующим о всеобщем воскресении. Также петух - свидетель отречения апостола Петра от Христа и его раскаяния: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26, 75).

В верхней части иконы мы видим солнце и луну, которые символизируют все мироздание, оплакивающее смерть своего Творца.

В нижней части иконы собраны страстные орудия и другие символы, связанные с последними часами жизни Христа. Среди них гвозди, которыми были пронзены руки и ноги Спасителя; молот, которым они были вбиты; клещи, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса при снятии с Креста; розга терновая - бич, пучок розог, которыми бичевали Христа; кувшин, из которого Понтий Пилат умыл руки, вынося смертный приговор; фонарь - символ предательства Иисуса Иудой в Гефсиманском саду; потир - чаша, из которой апостолы причащались на Тайной вечере, или та чаша, в которую, по преданию, Иосиф Аримафейский собрал капли крови Спасителя при его погребении; наконец, риза со жребием - хитон, который был снят с Христа перед распятием и разыгран солдатами в кости: «Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять» (Мк. 5, 34).

Молитва, читаемая перед иконой Самарской Пресвятой Богородицы

О, Преблагословенная Владычице Богородице, милости и благосердия неисчерпаемая без-дно и любве Божия присноживотный Источниче! Предстояще пред святою Твоею иконою Cамар-скою, юже в земли нашей чудно явити благоволила еси, и созерцающе очами веры и смирения слезы милости Твоея, от чудотворнаго образа Твоего обильно источаемыя, яко чада неразумныя со умилением молим Тя: отверзи покаянием ко Господу помраченныя сердца наша и сокрушенный дух наш паки созижди целомудрием; оживотвори любовию Божественнаго Сына Твоего вся наша помыслы, чувствия и начинания; страхом Господним укрепи расслабленную страстьми волю нашу; помози в терпении принести благословенныя плоды милосердия и братолюбия; да чистым сердцем и искреннею душею в любви Божией возрастающе, прочее время живота нашего в мире и благоденствии поживем, прославляюще в Троице Единаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое всемилостивое предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дни памяти: 6 (13) ноября и вторник третьей недели после Пасхи.

В 1736 году христиане из Свято-Николаевского храма селения Новый Кайдак (ныне поселок в западной части Днепропетровска) впервые начали благоговейно славить образ Божией Матери «Дарующая материнство», который с течением времени вошел в историю как Самарский. О существовании иконы Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров узнал в 2012 году: «Днепропетровск был город-побратим Самары. И когда-то я обсуждал с мэром города, чтобы привезти эту икону на Самарскую землю. Но, к сожалению, развивающиеся события не позволили этого сделать, отношения, сформированные националистической идеологией, просто препятствовали нормальным человеческим и духовным контактам. Но мы знаем, что многие люди чувствовали неразрывную связь нашей общей истории».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рафельсон Л.Л. Небесный заступник всея Руси: жизнеописание Митрополита Киевского и Московского Алексия, всея России чудотворца, Небесного покровителя Самары. Самара : Алексиевское братство, 2013. 220 с.

2. Эварницкий Д. Запорожцы в остатках старины и преданиях народа. Санкт-Петербург: Л.Ф. Пантелеев, 1888.

THE UNIFYING SHRINE: ON THE VENERATION OF THE SAMARA ICON

OF THE MOTHER OF GOD

© 2024

Archpriest Dimitry Leskin, doctor of philosophy, candidate of theology, rector St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: Samara Icon of the Mother of God; history of the Samara Icon of the Mother of God; veneration of the Samara Icon of the Mother of God.

Abstract. The unity of the Orthodox Russian civilization, which began its formation in the tenth century, is confirmed by a multitude of spiritual, cultural, historical and other ties that have dominated the vast expanse of the Eastern European plain from the Baltic to the Black Sea for many centuries. One of the striking examples is the name and fate of the Samara Icon of the Mother of God, famous for miracles in the vast lands of the Zaporozhye Sich. And today in the city of Novomoskovsk, Dnipropetrovsk region of Ukraine, the Samara image of the Most Holy Theotokos is reverently revered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.