ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2013. № 2.
СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
УДК 347.97/.99
Ермошин Г.Т.*
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЕРХОВНОГО И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА
Ермошин ГГ. Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации как форма реализации накопленного опыта. - Статья .
В Российской Федерации начат новый этап развития судебной системы Российской Федерации . В статье дается анализ отдельных аспектов накопленного опыта, который необходимо использовать на благо развития судебной власти в целом. Обращается внимание на необходимость совершенствования нормативного правового регулирования организации и деятельности судебной власти, осуществляемого на подзаконном уровне . Ставится вопрос о разработке Федерального конституционного закона «О статусе судьи в Российской Федерации»
Ключевые слова: проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», объединение высших судов, упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, статья 127 Конституции РФ, законодательство о судебной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, статус судьи в Российской Федерации
Yermoshin G.T. The integration of the Supreme Court and as a form of experience implementation. - Article
Judicial system development of the Russian Federation has moved to a new stage . Certain aspects of the received experience that should be implemented for the general development of the judicial system are analyzed . The necessity to improve the normative legal regulation of organization and functioning of the judicial power at the bylaw level is highlighted . The issue of the development of the Federal constitutional law "On the judge status in the Russian Federation" is raised .
Keywords: Bill of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation "On the Supreme Court and Prosecutor's office ofthe Russian Federation", integration of supreme courts, abolition of the Superior Arbitral Court of the Russian Federation, paragraph 127of the Constitution of the Russian Federation, legislation on judicial power, the Supreme Court, the Superior Arbitral Court of the Russian Federation, judge status in the Russian Federation .
Єрмошин ГТ. Об'єднання верховного та вищого арбітражного судів Російської Федерації як форма реалізації накопиченого досвіду. - Стаття
Анотація . У Російській Федерації розпочато новий етап розвитку судової системи . У статті дається аналіз окремих аспектів накопиченого досвіду, який необхідно використовувати на благо розвитку судової влади в цілому. Звертається увага на необхідність удосконалення нормативного правового регулювання організації та діяльності судової влади, що здійснюється на підзаконному рівні . Ставиться питання про розробку Федерального конституційного закону « Про статус судді в Російській Федерації».
* Ермошин Григорий Тимофеевич - профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, ведущий научный сотрудник Отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия Почетный работник судебной системы, Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия .
Ключові слова: проект закону Російської Федерації щодо поправок до Конституції Російської Федерації «Про Верховний Суд Російської Федерації та прокуратуру Російської Федерації», об'єднання вищих судів, скасування Вищого Арбітражного Суду РФ, стаття 127 Конституції РФ, законодавство про судову владу, Верховний Суд РФ, Вищий Арбітражний Суд РФ, статус судді в Російській Федерації.
Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» .
Этим проектом дан новый импульс дискуссии о путях развития судебной системы Российской Федерации
Правовое регулирование организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации осуществляется весьма большим объемом законодательных и иных нормативных правовых актов Создана целостная система законодательных актов, включающая в себя: законодательство
о судоустройстве, закрепляющее структуру и общие принципы организации и деятельности судебной системы как системы органов судебной составляющей государственной власти; законодательство о судопроизводстве, устанавливающее порядок деятельности судов в части отправления правосудия; законодательство о статусе судей и об органах судейского сообщества, определяющее особенности правового положения граждан, наделенных судейскими полномочиями и реализующих судебную составляющую государственной власти; законодательство, развивающее конституционные основы финансирования судебной власти из федерального бюджета в целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия Сам факт, что из 15 базисных федеральных конституционных законов шесть [1, 2, 3, 4, 5] приняты по вопросам судебной власти, говорит о важности для становления и существования современного правового государства регулирования судебной власти на самом высоком правовом уровне .
К Президентскому законопроекту приложен Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Из него следует, что реализация новелл, вносимых в Конституцию РФ, в случае принятия предлагаемого законопроекта потребует отмены, изменения или дополнения 28 перечисленных в пояснительной записке федеральных конституционных и федеральных законов . По сути дела на высшем уровне руководства России заявлено, что пересмотру подлежит все законодательство о судебной власти, включая правовое регулирование судоустройства, судопроизводства, финансирования судебной власти, статуса судьи . Тем самым дан четкий сигнал обществу о том, что основной вектор развития судебной системы Российской Федерации направлен не на механическое объединение двух высших органов судебных подсистем или их нижестоящих органов судебной власти, а на принципиально новое построение системы органов правосудия в Российской Федерации, организации судопроизводства, принципов самостоятельности органов судебной власти в сфере финансирования, в организационно-правовой сфере, в кадровой сфере и т д
Масштабы предстоящей работы заставляют на старте, что называется, «остановиться, оглянуться», чтобы в реформаторском энтузиазме не потерять тот бесценный опыт развития самостоятельно существовавших до настоящего момента судебных подсистем (система судов общей
юрисдикции с неотъемлемой ее частью - мировой юстицией, система военных судов, построенных по экстерриториальному принципу, арбитражных судов) и использовать текущий момент на благо развития судебной власти в целом
Что мы имеем на старте новой эры развития судебной системы Российской Федерации?
1 Субъектами нормативного правового регулирования организации и деятельности судебной власти является не только законодатель (в том числе до настоящего времени - Верховный Совет Российской Федерации), но и Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации Кроме того, действующее законодательство прямо устанавливает правотворческие полномочия отдельных органов судейского сообщества, в частности Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей [6, 7, 8].
Анализ законодательства о судебной власти, в частности Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», действующего в редакции от 02 07 2013 г , Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», действующего в редакции от 01 12 2012 г , показывает, что Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляют внепроцессуальные полномочия по нормативному правовому регулированию организации и деятельности судов по их кадровому, организационному, материальнотехническому и иным видам обеспечения в форме инструкции, положений и т д
Внепроцессуальная деятельность высших судов как органов управления соот-
ветствующим сегментом органов государственной судебной власти (в общей юрисдикции и в арбитражной юрисдикции) осталась вне поля зрения законодателя и правоведов
До настоящего времени отсутствует четкая регламентация уровней правового регулирования и компетенции субъектов нормотворчества в части полномочий по изданию внутриведомственных нормативных правовых актов. Некоторые акты приняты совместно Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации
Отдельные акты по одним и тем же вопросам приняты раздельно Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации [например, 9-14].
В связи с этим предлагается дополнить редакцию текста ст. 126 Конституции РФ в президентском законопроекте после слов «...судебной практики» двумя предложениями: «Верховный Суд Российской Федерации осуществляет также нормативноправовое регулирование организации и деятельности судов, в том числе по их кадровому, организационному, материальнотехническому и иным видам обеспечения Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом»
2. Порядок подготовки, правовой экспертизы соответствия законодательству Российской Федерации, государственной регистрации и официального опубликования ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности гражданина, наделенного судейскими полномочиями, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации, органами судейского сообщества, не установлен . Не являясь актами органов исполнительной власти, эти акты не подлежат регистрации в Минюсте РФ, осуществляемой в целях защиты прав граждан
Верховный Суд РФ при рассмотрении одного из дел, связанных с применением актов органов судебной власти, сделал следующий вывод: «Инструкция [9] доведена официально до всеобщего сведения, а в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ не нуждается, не являясь нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти» [15].
Ни на официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации - «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» (ст. 112 ФКЗ о Конституционном Суде), ни на печатный орган Верховного Суда Российской Федерации -«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» (ст. 13 ФКЗ об общих судах), ни на печатный орган Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» (ст. 49 ФКЗ об арбитражных судах), ни на «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» не возложена обязанность по публикации ведомственных нормативных правовых актов*.
* Первые шаги в этом направлении сделаны Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации . Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 марта 2013 г № 68 «Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (далее - нормативные правовые акты Судебного департамента), подлежат обязательному опубликованию Официальным опубликованием нор-
Решение Дисциплинарного судебного присутствия, а также особые мнения членов Дисциплинарного судебного присутствия публикуются в журнале «Вестник Дисциплинарного судебного присутствия» и размещаются на сайте Дисциплинарного судебного присутствия в сети Интернет В связи с этим предлагается законодательно или указом Президента РФ установить порядок подготовки, правовой экспертизы соответствия законодательству Российской Федерации, государственной регистрации и официальной публикации нормативных правовых актов, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества
Правовое регулирование порядка подготовки, правовой экспертизы соответствия законодательству Российской Федерации, государственной регистрации и официальной публикации нормативных правовых актов, регулирующих статус судьи, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества, позволит упорядочить процесс нормотворчества и исключить имеющуюся на сегодняшний день разбалансированность правового регулирования в этой сфере, необходимость издания разъяснений одними органами, например, органами судейского сообщества, нормативных правовых актов, изданных другими органами, например, высшими судами, и наоборот
мативного правового акта Судебного департамента является первое опубликование его полного текста в периодических изданиях «Бюллетень актов по судебной системе» и (или) «Судья» . Нормативные правовые акты Судебного департамента также опубликовываются (размещаются) на официальном сайте Судебного департамента (игеш^ер .ги). Нормативные правовые акты Судебного департамента вступают в силу с момента их опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Порядок подготовки, правовой экспертизы соответствия законодательству Российской Федерации, государственной регистрации и официальной публикации нормативных правовых актов, должен предусматривать основания издания нормативного правового акта, сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом, сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами государственной власти, если такое согласование требуется, сведения
о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, сведения об оценке регулирующего воздействия, сведения о предварительном обсуждении проекта акта юридической общественностью или
об отсутствии основания для проведения такого обсуждения
3 Не подвергая сомнению активную и продуктивную роль квалификационных коллегий в кадровой сфере, следует обратить внимание на определенную «избыточность» некоторых их полномочий .
Полномочия органов судейского сообщества по правовому регулированию организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи явно входят в диссонанс с принципом самостоятельности судов как органов судебной власти (государственных учреждений) К таким полномочиям, в частности, относятся полномочия Совета судей РФ утверждать Типовые правила внутреннего распорядка судов, Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, Порядок и условия определения выслуги лет судей, рассматривать и согласовывать порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям системы судов общей юрисдикции за исключением судей Верховного Суда Российской Федерации и др
Статистика свидетельствует, что создание Дисциплинарного судебного при-
сутствия существенно повысило уровень ответственности судей и стимулировало более осторожное применение квалификационными коллегиями судей меры взыскания в форме досрочного прекращения полномочий судьи в качестве дисциплинарного взыскания . Если в 2010 году Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации в общей сложности в порядке дисциплинарного взыскания досрочно прекратили полномочия 53 судей (в том числе ВККС - одного судьи), то в 2011 году были прекращены в порядке дисциплинарного взыскания полномочия 32 судей, а в 2012 году - 19 судей .
Обращает на себя внимание тот факт, что в абсолютном большинстве (в более чем 90 % жалоб в Дисциплинарное судебное присутствие) решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении судейских полномочий обжалуются судьями районных (городских) судов и мировыми судьями. Представляется, что уровень квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации - уровень субъекта Российской Федерации, - прекращающих полномочия лиц, находящихся на государственной должности федерального уровня, не соответствует федеральному уровню статуса органа, наделяющего судейскими полномочиями По нашему мнению, правом на досрочное прекращение судейских полномочий судей федеральных судов должна обладать только Высшая квалификационная коллегия судей, что позволит избежать влияния местных органов власти на судьбу судьи и повысит уровень независимости судей
Явно за пределы компетенции органов судейского сообщества выходит право квалификационных коллегий досрочно прекращать полномочия председателей, заместителей председателей судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей без лишения судейских полномочий и
по их личным заявлениям и др Это чисто организационный вопрос, выходящий за рамки компетенции органов судейского сообщества, который должен решаться в рамках административных полномочий руководителя высшего органа судебной власти
Передача законодателем все большего объема полномочий по правовому регулированию статуса судьи с законодательного уровня на уровень актов органов судейского сообщества является негативной тенденцией, снижающей уровень гарантий прав судей, их независимости Предлагается законодательно передать правотворческие полномочия, несвойственные правовой природе органов судейского сообщества, высшему органу судебной власти - новому Верховному Суду РФ.
4. В системе судов общей юрисдикции накоплен многолетний опыт функционирования двух самостоятельно развивающихся судебных систем, замыкающихся только на самом высшем уровне Действительно, территориальная дислокация собственно судов общей юрисдикции и системы военных судов принципиально различаются . Более того, различаются организационные принципы формирования президиумов судов общей юрисдикции и военных судов, их правомочия.
Эти различия не вызывают никаких нареканий и не препятствуют деятельности в рамках установленной самостоятельности Военной коллегии Верховного Суда РФ, согласованной с деятельность остальных коллегий Верховного Суда РФ
Представляется, что в текущий момент нельзя упустить возможность без особой организационной ломки сохранить успешно действующую систему арбитражных судов с их особой структурой дислокации арбитражных апелляционных и арбитражных кассационных судов, которая может замыкаться на Коллегию по экономическим спорам нового Верховного Суда РФ.
5. На современном этапе развития правового регулирования организации
и деятельности судебной власти важно сохранить и развить конституционный принцип самостоятельности органов судебной власти, закрепленный в ст 10 Конституции РФ
Принцип самостоятельности органов судебной власти в основном получил развитие в арбитражном сегменте Если первоначально действовавшим законодательством было предусмотрено создание в арбитражных судах лишь двух коллегий -коллегии по гражданским делам и коллегии по административным делам, то в настоящий момент Пленум ВАС РФ как орган государственной судебной власти правомочен самостоятельно при необходимости создавать во всех арбитражных судах и другие коллегии - коллегии по рассмотрению иных споров, если для этого имеется достаточное количество дел определенной категории Пленум ВАС РФ имеет полномочия самостоятельно создавать постоянно действующие судебные присутствия арбитражных судов субъектов Российской Федерации на территории этих субъектов Российской Федерации и постоянно действующие судебные присутствия арбитражных апелляционных судов на территории апелляционных округов в отдаленных, труднодоступных территориях при наличии такой необходимости, назначать руководителей постоянно действующих судебных присутствий из числа заместители председателей соответствующих арбитражных судов
Законодательством в арбитражных судах введены должности администраторов . Администратор соответствующего арбитражного суда является руководителем его аппарата Обязанности администратора - обеспечение прохождения дел в суде, обращение к исполнению судебных актов арбитражных судов и иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда [17].
Изменение надзорного производства, организационное разделение судейских
корпусов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, создание арбитражных кассационных, арбитражных апелляционных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением, соответствующим организации органов законодательной и исполнительной ветвей власти, расширение правомочий ВАС РФ как высшего государственного органа управления системой арбитражных судов (право на создание постоянных судебных присутствий арбитражных судов, постоянных судебных присутствий арбитражных апелляционных судов и назначения их руководителей, право определять места пребывания федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, постоянных судебных присутствий арбитражных судов (арбитражных апелляционных судов), право на создание специализированных судебных коллегий в структуре арбитражных судов всех уровней, право самостоятельного формирования президиумов арбитражных судов всех уровней и др.), введение в структуру каждого арбитражного суда должности руководителя аппарата - администратора суда, - все это в целом является серьезным шагом в развитии правового регулирования судебной власти Российской Федерации
Ни одного из этих полномочий в части организационно-правовой самостоятельности, аналогичных полномочиям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, законодатель Верховному Суду Российской Федерации не предоставил
В силу этого, например, вопрос об оптимизации структуры судебной системы судов общей юрисдикции, связанной с объединением одно-, двух-, трехсоставных районных судов в местностях с малой численностью населения и малой загрузкой судей при неизменности общей численности судейского корпуса и реальной дислокации судей растянулся на несколько лет и до сих пор не закончен, так как требует
проведения всего комплекса законопроектной процедуры и по каждому конкретному слиянию судов районного уровня принятия федерального закона
Действующим законодательством установлено, что члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Члены президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей Даже численность президиума каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа утверждается Президентом Российской Федерации
В то же время в системе арбитражных судов члены Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, члены президиума арбитражного апелляционного суда, президиума арбитражного суда республики, края, области, арбитражного суда города федерального значения, арбитражного суда автономной области, арбитражного суда автономного округа из числа судей этих судов утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Законодательное предоставление Президенту РФ права определять число судей
в составе президиума областного и им равного уровня суда общей юрисдикции и назначать по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей персональный состав членов президиумов (ст 26 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [18]), а также право Совета Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации утверждать персональный состав Апелляционной коллегии и членов Президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда (соответственно - ст 17 и ст 15 ФКЗ о судах общей юрисдикции) противоречит конституционному принципу самостоятельности органов судебной власти, а сами процедуры в условиях отсутствия каких бы то ни было критериев отбора и регламентации представляются громоздким и необоснованным
При той загруженности аппарата судов, квалификационных коллегий судей, Администрации Президента, не справляющихся сейчас с временными рамками назначения судей, какой смысл «прокручивать» через те же узкие рамки кандидатуру заместителя председателя суда для назначения его председателем судебной коллегии, а назначением членов президиума из действующих судей загружать Президента РФ или Совет Федерации? Ведь по сути дела речь идет о прохождении практически всех тех же кадровых инстанций, что и при назначении на должность рядового судьи
6. Сложная ситуация сложилась в сфере правового регулирования статуса судьи в Российской Федерации, где действуют одновременно 13 базовых законов, в которые
изменения вносились 143 законами Только Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей) изменен сорока законами, что влечет за собой нестабильность, противоречивость и непоследовательность законодательства о статусе судей Еще не закончился 2013 г. , но уже принято 6 федеральных законов, вносящих новые изменения в Закон о статусе судей . На подходе есть еще несколько Нередко одни ранее введенные положения отменяются, а затем последующими актами вводятся вновь
Часть положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» давно уже перешли в разряд деклараций Начиная с 1 января 2008 г. фактически перестала действовать норма, установленная п. 3 ст. 19 Закона о статусе судей, предусматривавшая гарантированное государством право судей на улучшение жилищных условий, т. к. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 2-П по запросу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение п 2 ст 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - сни-
жения уровня гарантий материального обеспечения судей Однако новое правовое регулирование в этой сфере не появилось, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» (действующим в редакции Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 г. № 1013) установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету при прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещения для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации .
Тем самым Правительство РФ вообще лишило судей возможности реализовывать свое законодательно установленное право на обеспечение жильем, что, несомненно, является снижением уровня законодательных гарантий конституционноправового статуса судей
В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона о статусе судей «Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома
за счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве»
Право судьи в отставке при наличии у него стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, либо ставшего инвалидом в период работы и пожелавшего переехать на постоянное место жительства в другую местность, на получение благоустроенного жилья в виде отдельной квартиры либо дома было установлено Законом о статусе судей с момента опубликования закона 29 июля 1992 г
Однако до настоящего времени эта правовая норма остается лишь декларацией. Соответствующий порядок реализации права, предусмотренного п 4 ст 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Правительством РФ не установлен, в силу чего право судьи, пожелавшего переехать на постоянное место жительства в другую местность, на получение жилья по новому месту жительства не может быть реализовано
Не действует положение, установленное п . 5 ст. 19 Закона о статусе судей, в соответствии с которым судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, и санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются за счет средств федерального бюджета Переход де-факто осуществления медицинского и санаторно-курортного обслуживания судей (судей в отставке) и членов их семей на договорную основу через страховые компании, которое имеет место сейчас, противоречит положениям п 8 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Этим Постановлением установлено, что «предусмотренные в п 5 ст. 19 Закона о статусе судей медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение обеспечивают соответственно Пра-
вительство РФ, правительства республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей, автономной области и автономных округов, г Москвы и Санкт-Петербурга, органы военного управления в порядке, определенном для руководителей министерств, ведомств, органов администрации и военного управления Платное лечение судей производится за счет средств федерального бюджета»
Однако в действительности вышеперечисленные ведомства вообще не занимаются медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением судей и членов их семей
Требует серьезной работы совершенствование правового регулирования вопросов обязательного государственного страхования судей, членов их семей и имущества, которое в настоящий момент осуществляется Законом о статусе судей и Федеральным законом от 20 04 1995 г № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее - ФЗ о государственной защите)
Сферы действия этих законов принципиально различаются, однако, сложившийся на практике порядок фактически заменил установленную законом обязанность государства, государственных органов (органов государственного страхования) договорными отношениями между органами судебной власти и частными страховыми кампаниями, что существенно ущемляет права и законные интересы защищаемых лиц [подробнее см .: 19-22].
Законодательное предоставление гражданину, замещающему государственную должность судьи, особых мер социальноправовой защиты является одной из существенных государственных гарантий независимости судьи и мерой, компенсирующей ограничение его гражданских прав, определяющей особенности правого положения в обществе и государстве Особое значение для авторитета судебной власти
является устранение диссонанса между законодательно установленными гарантиями социально-правового обеспечения судей и сложившейся практики игнорирования органами исполнительной власти этих правовых предписаний, приводящее к существенному ущемлению прав и законных интересов судей (предоставление жилья, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, государственное страхование жизни, здоровья и имущества и т д ) Необходима разработка и принятие специального закона о государственном страховании жизни, здоровья и имущества судей как меры социальной защиты и как меры государственной защиты судей
В целом правовое регулирование статуса судьи и судьи в отставке требует незамедлительного совершенствования
Начиная с 2009 года, идет лавинообразный процесс разбалансирования правового регулирования статуса судей Не касаясь сути вносимых, отменяемых, затем вновь вносимых изменений, которые могут и должны стать предметом отдельного исследования, так же как и мотивы их принятия, отметим только, что интенсивность принятия изменений в Закон о статусе судей (как и последующая их отмена) резко возросла в последние годы
Следует принять во внимание, что специфичной особенностью современного этапа правового регулирования статуса судей является не только многократное изменение действующих положений, но и следующие за этим многократные отмены этих «новелл» .
Более того, изменения вносятся не только непосредственно в Закон о статусе судьи, но и в законы, которыми эти изменения были внесены. Причем нередко также многократно
Череда изменений, дополнений, введение новых положений затем их отмена и возврат к действовавшим ранее присуща не только Закону о статусе судьи, но и другим законам, регулирующим в той или иной мере статус судей, хотя и в меньшей степени
Еще одной тенденцией, выявленной в предыдущих разделах данного исследования, является передача законодателем все большего объема полномочий по правовому регулированию статуса судьи с законодательного уровня на уровень актов органов судейского сообщества
Следствием этого является разбалан-сированность правового регулирования статуса судей, нарушение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижения уровня гарантий прав судей, их независимости Анализ современных тенденций развития правового регулирования статуса судей приводит к выводу о бесперспективности выбранного законодателем пути
Именно это и дало основания судейскому сообществу отметить в декабрьском 2008 г. Постановлении VII Всероссийского съезда судей (а затем через четыре года слово в слово повторить в декабрьском 2012 г. Постановлении VIII Всероссийского съезда судей), что «Обеспечение независимости и беспристрастности суда рассматривается в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на защиту прав граждан, на противодействие коррупции . Между тем со времени, прошедшего после VI Всероссийского съезда судей (в Постановлении 2012 г. было заменено на слова «после VII Всероссийского съезда судей), на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер по укреплению статуса судей Более того, имеются отдельные тенденции к снижению материальных и социальных гарантий независимости судей, то есть произошло дальнейшее отступление от весьма важных положений, которые были закреплены в 1992 году в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [23].
Необходимость принятия принципиальных решений по изменению подходов к нормотворческой деятельности в этой сфере становится очевидной
Немаловажной причиной непоследовательности законотворчества является отсутствие сбалансированных научных представлений о путях обеспечения соответствия статуса судьи современным запросам общества Это обусловило необходимость поиска радикальных путей корректировки сложившейся ситуации в правовом регулировании статуса судьи в Российской Федерации . На наш взгляд, одним из таких путей является разработка и принятие Федерального конституционного закона «О статусе судей в Российской Федерации» Основу законопроекта составляют четыре принципиальных положения
Во-первых, правовое регулирование, осуществляемое законом, должно охватывать все общественные отношения, возникающие в процессе отбора и назначения гражданина на судейскую должность (этап формирования судейского корпуса), осуществления судейских полномочий, прекращения судейских полномочий и пребывания судьи в отставке
Во-вторых, закон должен стать единственным нормативным правовым актом законодательного уровня, кодифицирующим все действующие на момент его принятия нормативные правовые акты законодательного уровня в данной сфере общественных отношений
В-третьих, закон должен закрепить единую систему правового регулирования, включающую на единых принципах все нормативные правовые акты нижестоящих уровней, которые будут приниматься в развитии положений закона и определяет компетенцию каждого из субъектов нормотворчества, исключая имеющуюся на сегодняшний день разба-лансированность правового регулирования в этой сфере, необходимость издания разъяснений одними органами, например, органами судейского сообщества, нормативных правовых актов, изданных другими органами, например, высшими судами, и наоборот
В-четвертых, закон должен установить порядок подготовки ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности гражданина, наделенного судейскими полномочиями, порядок проведения правовой экспертизы их соответствия законодательству Российской Федерации, порядок государственной регистрации и официального опубликования
Список литературы
1. Федеральный конституционный закон от 21.07. 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ред. 10 Федеральных конституционных законов от 08 02 2001 № 1-ФКЗ, от 15 12 2001 № 4-ФКЗ, от 07 06 2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от
05 02 2007 № 2-ФКЗ, от 02 06 2009
№ 2-ФКЗ, от 03 11 2010 № 7-ФКЗ, от 28.12. 2010 № 8-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 05.04.2013 № 1-ФКЗ .
2 Федеральный конституционный за-
кон от 28 04 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в ред. 10-и Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 25.03.2004 № 2-ФКЗ, от 12. 07.2006 № 3-ФКЗ, от 29.11.2007 № 6-ФКЗ, от 28.04.2008
№ 2-ФКЗ, от 07 05 2009 № 1-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 29.03.2010
№ 2-ФКЗ, от 30 04 2010 № 3-ФКЗ, от
06.12.2011 № 4-ФКЗ (далее - ФКЗ об арбитражных судах).
3 Федеральный конституционный за-
кон от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в ред 8 Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04. 2005 № 3-ФКЗ, от 09. 11. 2009
№ 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от
06.12.2011 № 4-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ (далее - ФКЗ о судебной системе)
4. Федеральный конституционный закон от 23 06 1999 № 1-ФКЗ «О военных
судах Российской Федерации» в ред 8-и Федеральных конституционных законов от 04. 12.2006 г. № 5-ФКЗ, от 29.06.2009 г. № 3-ФКЗ, от 28.11. 2009 г. № 7-ФКЗ, от 27. 12. 2009 г. № 8-ФКЗ, от 30.04.2010 г. № 3-ФКЗ, от 07.02. 2011 г. № 2-ФКЗ, от
01 12 2012 г № 3-ФКЗ, от 25 12 2012 г № 5-ФКЗ (далее - ФКЗ о военных судах).
5 Федеральный конституционный закон от 09.11. 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»; Федеральный конституционный закон от 07 02 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в ред 4-х Федеральных конституционных законов от 01 06 2011 г № 3-ФКЗ, от 08. 06. 2012 г. № 1-ФКЗ, от 10.07. 2012 г. № 2-ФКЗ, от 01. 12. 2012 г. № 3-ФКЗ (далее -ФКЗ о судах общей юрисдикции)
6 Ермошин Г Т Органы судебной власти и органы правосудия в судебной системе России: проблемы дефиниции / Г.Т. Ермо-шин / / Вестник Саратовской государственной юридической академии - 2012 - № 6 (89) .- С. 20-29.
7 Ермошин Г Т Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти / Г Т Ермошин // Российская юстиция - 2005 - № 3 - С 2-9
8 . Ермошин Г.Т Судебная власть и судейское сообщество: сферы компетенции и границы взаимодействия / ГТ. Ермошин // Российский судья - 2004 - № 6 - С 3-12; Ермошин Г Т Судебная власть и судейское сообщество: сферы компетенции и границы взаимодействия (окончание) / Г Т Ермошин // Российский судья . - 2004. - № 7. - С. 18-26 .
9 Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утверждена совместно Верховным Судом Российской Федерации (29. 07.2003 г. ), Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
(9. 07.2003 г.) и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (03.07.2003 г. ). // Российская газета . -
21 08 2004 - № 179
10 . Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г № 4)
11. Приказ Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
10 июля 2006 г. № 65 «Об утверждении Положения о порядке выплаты судьям арбитражных судов компенсации расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений».
12. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07. 06. 2012 г. № 124 «Об утверждении Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции»
13. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.06.2012 г. № 123 «Об утверждении Положения о жилищной комиссии»
14 . Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07 06 2012 г № 122 «Об утверждении Положения о порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета» и др
15 Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2004 г. № КАС04-532 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда от 25 08 2004 г № ГКПИ04-1032, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 3 1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утв Верховным Судом РФ 29 июля 2003 г. , ВАС РФ 9 июля 2003 г. , Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г. » (КонсультантПлюс)
16 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 68 «Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»
17 . Яковлев В .Ф. О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» / В .Ф. Яковлев // Хозяйство и право - 2004 - № 2 - С 4-7
18. Федеральный конституционный закон от 07 02 2011 г № 1-ФКЗ (в ред ФКЗ от 10. 07.2012 г. № 2-ФКЗ) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» II Собрание законодательства РФ - 14 02 2011 -№ 7. - Ст. 898; 16. 07.2012. - № 29. - Ст. 3978 (далее - ФКЗ о судах общей юрисдикции)
19. Ермошин Г.Т. Государственное страхование судей: мифы и реальность I Г Т Ер-мошин II Российская юстиция - 2010 -№ 12,- С. 18-21 .
20 Ермошин Г Т Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти Социально-правовые аспекты (Часть 1) I Г Т Ермошин II Российский судья -1005,-№5.-С. 6-10.
21 . Ермошин ГТ Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти Социально-правовые аспекты (Часть 2) / ГТ Ермошин I/ Российский судья . - 2005. -№ б . - С. 4-6 .
22 Ермошин Г Т Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти Социально-правовые аспекты (Часть 3) I Г Т Ермошин II Российский судья -3005. -№ 7 .-С . 7-12.
23. Постановление VIII Всероссийского съезда судей «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития» 19 декабря 2012 г Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http:// www ssrf ruIpageI9085IdetailII по состоянию на 17 08 2013