Научная статья на тему 'Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность'

Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Дунаев Килаб Шамсудинович

В работе представлены результаты уточнения понятия физкультурно-рекреационная деятельность как одной из основных категорий физической рекреации. Показано отличие исследуемой категории от всеобщего свойства живой материи активности, выделены компоненты физкультурно-рекреационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Дунаев Килаб Шамсудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upon clarifying the concepts of sports and recreational activities

The results clarifying the concept of the sports and recreational activities as one of the main categories of the physical recreation have been presented in the article. It illustrates the difference between the test categories and the general properties of the living matter activity, highlighting the components of the sports and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность»

Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

Контактная информация: tchernomorets2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2014.

УДК 796.035(042)

ОБ УТОЧНЕНИИ ПОНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Килаб Шамсудинович Дунаев, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт, Грозный

Аннотация

В работе представлены результаты уточнения понятия физкультурно-рекреационная деятельность как одной из основных категорий физической рекреации. Показано отличие исследуемой категории от всеобщего свойства живой материи - активности, выделены компоненты физкультурно-рекреационной деятельности.

Ключевые слова: физическая рекреация, физкультурно-рекреационная деятельность, формы и средства рекреационной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p167-171

UPON CLARIFYING THE CONCEPTS OF SPORTS AND RECREATIONAL

ACTIVITIES

Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National University of mineral resource "Gorniy", St. Petersburg,

Kilab Shamsudinovich Dunayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical Institute, Grozny

Annotation

The results clarifying the concept of the sports and recreational activities as one of the main categories of the physical recreation have been presented in the article. It illustrates the difference between the test categories and the general properties of the living matter - activity, highlighting the components of the sports and recreational activities.

Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, forms and means of recreational activities.

ВВЕДЕНИЕ

В конструировании теоретических парадигм физической рекреации, одной из её фундаментальной, важнейшей её категории является категория деятельности. Физическая рекреация лишь название социального явления, а ее сущность объективируется во внешнем мире посредством деятельности человека. Физическая рекреация не может существовать вне деятельности, деятельность - способ ее существования и функционирования в обществе. Она служит материальным основанием физической рекреации и составляет ее основное содержание.

В современных научных исследованиях одна из основополагающих категории физической рекреации раскрывается в одних случаях в понятии двигательная активность, других - двигательная деятельность, третьих - физическая активность и др. Однако четких различий между приведенными понятиями, в отечественной науке не приводится. При всех различий между ними, их содержание раскрывается в констатации наличия

определенных двигательных действий, движений [1,2].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одной из сложных, противоречивых и не до конца решенной проблемой является попытка уточнения различий между понятиями активности и деятельности. Довольно часто эти понятия рассматриваются как синонимичные, хотя имеют разное дефинитивное значение. Активность - всеобщая характеристика всех биологических систем, в том числе и человека. Она служит основным признаком организации человеком своей жизни и направлена на адаптацию человека к окружающей природной среде. На уровне организма активность человека определяется системой «организм-среда» и вызывается биологическими потребностями в условиях своего существования. Биологическая активность выражает энергетические и динамические характеристики организма человека. В рамках психофизиологических исследований те или иные формы активности рассматриваются в связи особенностями проявления свойств нервной системы, темперамента и т.д. Понятие активности правомерно относить к той группе общенаучных понятий, которые по характеру своего исторического происхождения и развития максимально приближено к статусу общефилософских категорий. В этом значении это понятие фиксирует всеобщее свойство материального мира и связано с процессами самоизменения, саморазвития, саморегуляции человека. Это предельно широкая общая характеристика активности уточняется и конкретизируется на уровне конкретно-научного знания, изучающего различные типы, уровни и формы ее проявления.

Признавая определенное значение энергетических и динамических характеристик индивида в проявлении его активности, тем не менее, мы считаем, что основное содержание физической рекреации, основной ее категорией является двигательная деятельность человека, безусловно, осуществляемая с учетом биологических закономерностей его организма и психических процессов, ее регулирующих. Именно деятельность - осознанное, целенаправленное отношение человека к окружающему миру, стремление к преобразованию природы, общества и самого себя, своей физической, духовной и социальной сущности, это способ развития самого человека составляет основное содержание физической рекреации. Двигательная деятельность - способ существования физической рекреации, одна из важнейших ее категорий.

О необходимости разделения понятий активности и деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Понятие деятельности, отмечал он, часто употребляется в очень широком и неопределенном смысле. «В психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя по существу, деятельность и активность. Мышление как психический процесс для нас активность, а не деятельность. О деятельности и действии в специфическом смысле слова мы будем говорить только там, где есть воздействие, изменение окружающего, деятельность в собственном смысле слова - это предметная деятельность, это практика». (Рубинштейн, 1989). Деятельность в отличие от всех биологических систем, обладающих активностью, предполагает наличие субъекта деятельности - потенциального и реального носителя деятельности, а также условий и предмета деятельности. Деятельность - специфическая форма человеческой активности, способ целесообразного отношение человека к окружающему миру, преобразование его, отношения к другим людям и к самому себе. Деятельность в прямом и строгом смысле присуща только человеку, способ его взаимодействия с окружающей средой, заключающийся в создании и преобразовании внешних условий своего существования, поскольку он не находит их готовыми в природе, это способ развития самого человека. Основное различие между активностью и деятельностью заключается в том, что первая - это динамическая характеристика индивида на уровне индивида, вторая - содержательная характеристика субъекта, способ его включения в социокультурное пространство, сознательное освоение и преобразование его ценностей. Деятельность - это взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она все-

гда предметно-содержательная. Человек выступает объектом деятельности, когда она направлена на преобразование самого человека, его внутреннего мира. Человек одновременно выступает субъектом деятельности, когда он её инициирует и регулирует в соответствии со своими индивидуальными потребностями и способностями.

Активность и шире, и уже деятельности. Как характеристика психики она уже деятельности, деятельность не только регулируется сознанием, но и выходит за пределы сознания, объективируясь в продукте, результате. Как характеристика личности, она шире деятельности и включает биологические механизмы проявления. В современных научных исследованиях физической рекреации деятельностный подход является определяющим, на нем основывается построение большинства ее теоретических моделей, проводятся конкретные эмпирические исследования. Деятельностный подход в полной мере реализуется и на практике. Он позволяет более глубокое постижение сущности физической рекреации. Физическая рекреация - процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ оптимизации здоровья человека, социокультурного преобразования его природной и социальной сущности, формирования рекреационной физической культуры личности [6, 7].

Главным критерием того или иного уровня проявления физкультурнорекреационной деятельности выступает наличие потребностей как ее источника, уровень развитие мотивационной сферы личности. Потребность заключает в себе противоположность субъективного и объективного, реального и желаемого, существующего и должного, возможного и действительного, внешнего и внутреннего, идеального и материального. При этом важно подчеркнуть, что не сами по себе потребности, несмотря на их побудительную силу, управляют рекреационной деятельностью личности, а личность сама строит стратегию своей деятельностью, определяя в ней место своим потребностям. Личность тем более деятельна и содержательна, чем шире и богаче сфера ее потребностей.

Продуктивное решение поставленных вопросов предполагает необходимым уточнить, к какому виду деятельности относится физкультурно-рекреационная деятельность. Существуют различные классификации видов деятельности. Применительно для нашего исследования, мы используем классификацию видов деятельности, предложенную М.С. Каганом (1974). Автор выделяет следующие виды деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная и ценностная ориентационная. Физкультурнорекреационная деятельность, безусловно, относится ко всем выделяемым Каганом видам деятельности и выполняет присущие им функции [3, 5].

Любой вид деятельности человека невозможен без использования ценностей культуры. Физкультурно-рекреационная деятельность органически включена в социокультурную сферу человека, является необходимым ее элементом. Культура является условием, способом и результатом рекреационной деятельности. Необходимость в социокультурном анализе физкультурно-рекреационной деятельности стала особенно очевидной в связи с тем, что потребности человека в указанной форме деятельности имеют качественной иной тип деятельности, она значительно шире и глубже традиционных видов рекреационной деятельности, ограничивающиеся, как правило, психофизиологической направленностью.

Физкультурно-рекреационная деятельность - это организуемая по собственной инициативе, доступная, добровольно осуществляемая двигательная деятельность, характеризующая отсутствием жестко нормативной регламентации, самостоятельностью в выборе форм и способов ее осуществления. Она также не требует создание особых пространственно-временных условий ее осуществления.

В связи с возрастанием значимости специфических признаков физической рекреации социокультурного характера, где физические упражнения традиционно считались основными её средствами, целесообразен переход от физических упражнений к физкуль-

турно-рекреационной деятельности, где физические упражнения будут выступать лишь технологическим механизмом, одними из ее средств, но отнюдь не главными. Физические упражнения реализуют механизмы развития телесно-телесно-двигательных, физических качеств как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, и с какой целью они используются. Этот методологический принцип исследования позволяет более четко отличать физкультурно-рекреационную деятельность от других видов социальной деятельности [4].

Следует отметить, что постановка и разработка проблемы физической рекреации не обязательно жестко связана с двигательной деятельностью, использованием физических упражнений. Физические упражнения реализуют механизмы развития и поддержания телесно-двигательных качеств человека как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, с какой целью они используются. Это позволяет отличать физическую рекреацию от физического воспитания, спорта и других видов физической культуры, где физические упражнения служат одним из основных их средств. Двигательная деятельность может проявляться в разных модификациях и в других сферах жизни человека: труде, быту и т.д. и служит естественной жизненно необходимой потребностью человека, его объективной «данностью». В рамках физической рекреации она является важным ее элементом, одной из основных ее категорий.

Содержание физкультурно-рекреационной деятельности не представляет собой беспорядочный набор двигательных действий, она определенным образом организована, т.е. имеет форму. Слово «форма» в переводе с латинского языка означает «наружный вид, внешнее очертание». Если понятие «метод» характеризует внутреннюю сторону процесса рекреационной деятельности, то форма означает внешнюю сторону процесса деятельности. Форма - способ осуществления и выражения содержания. Содержание -есть нечто инвариантное, сохраняющееся, форма - вариации, разновидности проявления содержания. В настоящее время отмечается противоречие между традиционными, исторически сложившимися формами физкультурно-рекреационной деятельности и новыми формами, отражающие современные запросы людей, различные субкультуры и преимущественно привнесенные из зарубежной практики (восточные единоборства, оздоровительные системы и др.).

Следует выделить две формы личностной активности в сфере физической рекреации: инициативу и ответственность. Инициатива - свободная форма деятельности личности, организуемая по собственной инициативе, и характеризуется свободой выбора форм и средств ее осуществления. Ответственность - гарантирование личностью достижение результатов своей физкультурно-рекреационной деятельности при любых обстоятельствах, способность регулировать и контролировать свои действия относительно складывающейся ситуации.

При анализе сущности физкультурно-рекреационной деятельности необходимо различать также два схожих понятия: влияние и воздействие. Они соотносятся между собой как цель и средство, что составляет специфическую черту той категории явлений, которая наиболее интенсивно изучается в западной социальной психологии. В связи со специфическими признаками физкультурно-рекреационной деятельности (добровольность, доступности, самостоятельности и др.) применительно для нашего исследования будет более оправдано использовать термин «влияние». Влияние может быть стихийным, воздействие же, как средство всегда осознанно, целенаправленно и осуществляется преимущественно со стороны. Следует коснуться еще одного проблемного вопроса. В рамках исследования физической рекреации иногда выделяют две формы активности: физическую и психическую. Соответственно, физическую рекреацию подразделяют на два ее вида: активную и пассивную, с физической или психической доминантой. Физическая активность связана с выполнением физических упражнений, использованием двигательных качеств, пассивная активность построена преимущественно на умственных процес-

сах. Такое деление носит весьма условный характер. В действительности чисто физической или психической активности не существует. В каждом виде активности присутствуют и физические, и умственные компоненты. Никакой физический труд невозможен без участия человеческого разума, невозможен умственный труд ученого, в котором не использовались его физические компоненты, функциональные возможности человеческого организма. Ракурс соотношения физической и психической активности заключается в том, какие функциональные системы задействованы в проявлении активности: физические или психические и в какой мере те или иные компоненты в больше степени используются.

Следует отметить, что сама постановка проблемы физической рекреации не обязательно жестко связана с двигательной деятельностью человека. Двигательная деятельность имплицитно включена в содержание многих других видов деятельности и их рекреационный эффект может достигаться за счет других средств: гигиены, питания, соблюдении режима дня и т.п.

В данной статье не ставилась задача подробно проанализировать существующие точки зрения на соотношение понятий активности и деятельности, тем более, такой анализ, особенно философском уровне достаточно подробно проведен ранее во многих научных исследованиях. Наша задача заключалась лишь в попытках показать их различие и сходство, как содержательных элементов физической рекреации человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-4.

2. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В. Евстафьев ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1985. - 117 с.

3. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 416 с.

4. Пономарев, Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура / Н.А. Пономарев // Теория и методика физической подготовки / Воен. ин-т физ. культуры. - Л., 1994. - № 1. - С. 117127.

5. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Наука, 1997. - 463 с.

6. Рыжкин, Ю.Е. Массовая физическая культура и физическая культура масс / Ю.Е. Рыжкин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2002. - Вып. 47. - С. 48-57.

7. Эльмурзаев, М. А. Физическая рекреация в физкультурном образовании человека : учеб. пособие / М.А. Эльмурзаев, Ю.Е. Рыжкин. - Назрань : Пилигрим, 2009. - 154 с.

REFERENCES

1. Vydrin, B.M. and Dzhumayev, A.D. (1989), “Physical recreation - a type of physical culture”, Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-4.

2. Evstafyev, B.V. (1985), Analysis of the basic concepts in the theory ofphysical culture, publishing house “VIFK”, Leningrad.

3. Kagan, M.C. (1996), Culture philosophy, publishing house “Petropolis”, St. Petersburg.

4. Ponomarev, N. A. (1994), “Humanity, spirituality and physical culture”, No. 1, pp. 117-127.

5. Rubenstein, S. L. (1997), Chosen philosophical and psychological works. Fundamentals of ontology, logic and psychology, Science, Moscow.

6. Ryzhkin, Yu.E. (2002), “Mass physical culture and physical culture of masses”, the Bulletin of the Baltic pedagogical academy, Issue 47, pp. 48-57.

7. Elmurzayev M.A. and Ryzhkin, Yu.E. (2009), Physical recreation in sports education of the person, publishing house “Pilgrim”, Nazran.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.