Научная статья на тему 'Об ответственности взрослых в социализации подростков группы риска'

Об ответственности взрослых в социализации подростков группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ / RISK GROUP / DEVIATE BEHAVIOR / CORRECTION CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гербет Ольга Ивановна, Апанасенко Ольга Николаевна

Серьезную озабоченность и беспокойство семьи, школы, общественности вызывают дети группы риска. В статье сделана попытка проанализировать некоторые подходы к воспитанию детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RESPONSIBILITY OF ADULTS FOR SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS FROM RISK GROUP

Children of risk group cause a serious concern and anxiety of school, family and society. The article makes an attempt to analyze some approaches to education of this category of children.

Текст научной работы на тему «Об ответственности взрослых в социализации подростков группы риска»

2011/1

ским мироощущением».

Постановка данной проблемы ставит перед педагогическими вузами новые задачи. В основе подготовки будущих педагогов должна быть заложена гуманистическая парадигма педагогического образования, базирующаяся на личностном, деятельностном, антропологическом подходах, общечеловеческих и национальных ценностях, развитии и стимулировании творчества.

В контексте гуманизации педагогического образования необходимо также изучение и формирование интегральных характеристик педагогической деятельности: направленность, эрудиция, способности и умения, черты характера (В .И. Загвязинский).

Все изложенное позволяет дать более обобщенное и целостное определение понятия «творческий потенциал учителя». В свете современной гуманистической парадигмы образования он представляет собой системно выраженные возможности его активных профессионально-личностных качеств, реализуемых в педагогическом мастерстве, искусстве гуманного обращения с учащимися, а также в создаваемых им ситуациях, стимулирующих инициативу, познавательную и общественную активность его воспитанников, в целом индивидуальное своеобразие развития личности каждого (Гиреева Л. Д., 1997).

Литература

1. Андреев В.И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века // Педагогическое образование для XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М., 1994. - С. 13.

2. Поздняков В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению // Становление человека в творчестве. - М., 1994. С.190.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976. - С. 99.

4. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Основы общей теории //Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. - Йошкар-Ола, 1972. - С. 10.

Дондокова Римма Батомункуевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета, тел. (301-2) 442395.

Dondokova Rimma Batomunkuevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of primary and preschool education, Buryat State University.

УДК 14.01.11

О.И Гербет, ОН Апанасенко

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Серьезную озабоченность и беспокойство семьи, школы, общественности вызывают дети группы риска. В статье сделана попытка проанализировать некоторые подходы к воспитанию детей данной категории.

Ключевые слова: группа риска, девиантное поведение, коррекционные классы.

O.I. Gerbet, O.N. Apanasenko

ABOUT THE RESPONSIBILITY OF ADULTS FOR SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

FROM RISK GROUP

Children of risk group cause a serious concern and anxiety of school, family and society. The article makes an attempt to analyze some approaches to education of this category of children.

Keywords: risk group, deviate behavior, correction classes.

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из сложных задач для взрослого сообщества, так как каждый этап взросления ребенка сопровождается множеством трудностей. Взрослое сообщество тревожит растущее число подростков группы риска: беспризорных, безнадзорных, трудновоспитуемых, «трудных», педагогически запущенных и т.д. Ученые разрабатывают адекватные методики диагностирования таких детей, выявляют объективные и субъективные причины, обусловливающие отклонения детей от социальных норм. Сегодня наиболее отчетливо проявляется кризис развития ребенка на стадии подросткового возраста. Кризис проявляется в том, что столкновение интересов индивида с требованиями социальной среды может привести либо к их согласованию и к социальной адаптации личности, либо к рассогласованию и социальной изоляции. Кроме

всего прочего, подростковый период рассматривается учеными как психосоциальный мораторий, в течение которого молодые люди могут путем свободного ролевого экспериментирования найти свою нишу в обществе, которая твердо определена и точно ему соответствует. Между тем ясно, что любые экспериментирования подростка с отрицательной самооценкой приводят к тому, что риск попадания подростка в социальную яму возрастает. Вот почему особенного отношения и подхода взрослых требуют дети подросткового периода, однако родители в силу своей занятости и зачастую педагогической неграмотности не придают этому значения, а школа, как правило, особое отношение проявляет только тогда, когда подростки уже неуправляемы. Следовательно, появление детей группы риска -это показатель кризиса не только во многих сферах жизнедеятельности, но и в сфере воспитания.

Социокультурные преобразования в обществе актуализируют творческий поиск новых подходов, методов и содержательных форм воспитательной работы с категорией детей группы риска. Для современных воспитательных концепций характерна ориентация на общечеловеческие ценности. Практически во всех отражены идеи гуманизма, идеи воспитания в контексте культуры, поддержка и развитие индивидуальности ребенка и гибкости методов и организационно-педагогических форм воспитательной работы. Однако до сих пор остаются неразрешенными вопросы: почему с каждым годом увеличивается число «трудных» детей? Почему детей, которые испытывают различные трудности в обучении, относят к детям группы риска?

Исследования дезадаптированных групп подростков и молодежи (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И. А. Невский и др.) позволяют утверждать, что у истоков выявления проблем, в том числе и агрессии, в более чем 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью ребенка в основном виде его деятельности - в учении (1). Господствовавший долгие годы взгляд на школу как источник исключительно благотворных положительных влияний все более уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учеников школа становится зоной риска, местом передачи негативного социального опыта. Роль школы не только образовывать, но и социально адаптировать ребенка в классе, школе. Вполне закономерно, что социально адаптированный ребенок - ребенок школьноадаптированный. Ребенок должен идти в школу, если и не с особой радостью, то, по крайней мере, и не с отвращением. И, конечно, обязательным является принцип индивидуально-личностного отношения, который предполагает видеть в ребенке не только и не столько ученика, сколько личность со всеми ее индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными нюансами поведения, отношением к учебе, здоровью. Только в соответствии с этим школа как социальный институт воспитания может конструировать те или иные психолого-педагогические воздействия на детей. Несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований и его возможностей удовлетворить их является пусковым механизмом возникновения агрессивного поведения ребенка. Учителя, видя отклонения в поведении ребенка, его неуспехи в учебе, вместо того чтобы помочь ребенку разобраться с внутренними и внешними проблемами, понять его, часто советуют родителям получить консультацию у психолога, психиатра по вопросам поведения сына или дочери или предлагают перевести ребенка в коррекционный класс. Подобные советы негативно отражаются не только на отношениях родителей к школе и учителям, эти факты опасны и огорчительны, прежде всего, для ребенка, которому присвоили ярлык «ненормального», «неуправляемого», «необучаемого». Эти ярлыки присваиваются детям по ситуации, то есть дети становятся «трудными», когда попадают в такие ситуации. Взрослые не могут найти к ним подхода, так как этот «трудоемкий процесс» требует достаточно долгого времени, а учителя просто определяют «трудных» в отдельный «коррекционный» класс. Как правило, эти классы в основном состоят из детей, отстающих либо не успешных в учебе, которые считают: «нас оценили как дефективных, ненормальных». И это тем более опасно и огорчительно, так как речь идет не о патологии, а всего лишь об акцентуациях отдельных черт характера ребенка, которые проявляются либо в повышенной активности, предприимчивости, но без достаточного жизненного опыта, и такие дети попадают в различные «передряги», либо в пассивности, отчужденности, замкнутости ребенка. Обида ребенка коррекционного класса выражается в отклоняющемся поведении или отказе посещать школу. Парадоксально, но взрослые не видят и не слышат протест ребенка (а может быть, просто не хотят тратить личное время), а воспитание продолжается.

Нужно подчеркнуть, что эмоциональный контакт с родителями, с другими близкими людьми - необходимое условие нормального развития формирующейся личности. Это говорит о том, какое первостепенное значение имеет семья для нравственного «рождения» человека. Однако в настоящее время семья слишком мало уделяет внимания своим детям. Кроме того, недостаточно осознается тот факт, что уже с самого начала своей жизни ребенок формируется как личность и любое действие ро-

2011/1

дителей влияет на этот процесс, имея скрытый морально-воспитательный смысл. Незрелость общей и почти полное отсутствие этико-педагогической культуры, а также некоторые причины объективного порядка нередко приводят семьи к серьезным ошибкам в воспитании детей, имеющим далеко идущие последствия. Следовательно, «трудные дети» в первую очередь трудные для взрослых, которые не справляются с его обучением и воспитанием, так как именно «трудные» вызывают беспомощность и негативные эмоции взрослых, которые не прилагают и минимума собственных усилий, чтобы понять, принять и помочь ребенку поверить в себя.

На современном этапе только «понимающий» учитель и «понимающий» родитель имеют определяющее значение в воспитании подрастающего поколения. Безусловно, что для «трудного» ребенка понимание его проблем и жизненных переживаний не станет счастьем, но его безопасность возрастет непременно, и, скорее всего, такой ребенок не окажется в ситуации риска. «Понимающее» поведение взрослого обязательно создаст контакт с подростком, вселит в ребенка чувство уверенности. Не бездушное отношение, а стремление каждого взрослого, учителя увидеть «слабое звено» ребенка позволит избежать растущей армии детей группы риска. Если же поведение ребенка раздражает или пугает взрослого, педагога, родителя, то обязательно появятся такие ярлыки, как «девиантный», «трудный», «педагогически запущенный», потому что так проще оправдать собственное бессилие и нежелание взрослых разобраться и помочь ребенку. Для ребенка эти определения являются своего рода установкой, которую он, протестуя против бездушного отношения взрослых, будет подтверждать и мастерски играть закрепленную за ним роль (2).

Сегодня творческие педагоги все чаще обращаются к историко-педагогическому опыту и используют его в своей практической деятельности. И в этом плане особую ценность в воспитании «детей группы риска» представляет концепция воспитания А.С. Макаренко. Великий педагог предупреждал о том, что «не может быть установлено никаких абсолютно педагогических мер и систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным (3). Одной из причин депривации и воспитанников А.С. Макаренко, и сегодняшних детей группы риска является то, что и те и другие испытывали и испытывают недостаток внимания взрослых. Воспитанники Макаренко были лишены родительской ласки, общения с самыми близкими и значимыми людьми. Как это ни печально, но и современные дети зачастую лишены теплоты отношений с близкими. Отсюда их черствость и отчуждение, нарушение душевного равновесия и как следствие тяжелое психоэмоциональное состояние, появление особой социальнопсихологической позиции ребенка по отношению к окружающему миру.

Сейчас в школу приходит много детей, которые требуют особой заботы, для которых внимание учителя, его чуткость к эмоциональному здоровью ребенка является залогом их успешной социализации. Безусловно, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны заменить живого общения взрослого и ребенка, только общаясь, можно «увидеть, услышать» друг друга и самого себя. Мы, взрослые, не находим времени для живого общения со своим ребенком, и ребенок «находит себя» в компьютерных играх, в свободном времяпрепровождении, в компаниях, где о нем «позаботятся» и найдут для него слова и время. Вот поэтому воспитание подрастающего поколения должно быть не пустой декларацией, а сферой деятельности, требующей особого внимания со стороны взрослого сообщества.

Основным содержанием новой молодежной политики должно стать создание социокультурной среды для самоопределения молодых людей и осмысленного выбора своего будущего. Основной способ решения такой задачи - развитие разумной молодежной активности, появление социально значимых проектов для подрастающего поколения, создание «моды» на осмысленное и творческое отношение к жизни.

Идеологическая направленность новой молодежной политики должна быть связана с формированием самостоятельности, ответственности, критичности, чувства собственного достоинства. При этом необходимы формы содержания деятельности, позволяющие подросткам, юношам и девушкам осознавать последствия своих поступков для себя и окружающих. Крайне важно создавать образ «новой жизни», делающей активную и осмысленную жизнь интересной и привлекательной для молодых людей, отвлекающей их от среды, наиболее подверженной рискам и социальным недугам. Необходимо продвигать этот образ через систему СМИ, художественные произведения (прежде всего в популярных у молодежи жанрах кино и музыки). В современных условиях требуется общественное регулирование воспитательной деятельности семьи. Эта деятельность должна быть органической частью единого, представляющего собой стройное целое процесса общественного воспитания.

Семья как ячейка общества не должна быть предоставлена самой себе, ибо ее воспитательная деятельность имеет огромное общественное значение, и эту деятельность общество должно контролировать и регулировать, разумеется, в корректной, тактичной форме. Конечно, такая работа в определенной мере ведется, но думается, что есть необходимость в ее значительном усилении и совершенствовании.

В наше экономически кризисное время необходимо и важно помнить о судьбе подрастающего поколения, ради которого идет перестройка во всех сферах, в том числе и в области образования. Именно оно, образование, способно «ваять» «образ» истинного Патриота и Гражданина своей страны, духовного, нравственного и душевного Человека. Чтобы реализовать образ такого человека в воспитательной деятельности, нужно, чтобы наши учителя и родители (да и все взрослые), понимая свое время, понимая себя в своем времени, понимая, что в мире придется жить нашим детям, понимая, что в классе (в обществе, дома) сегодня учатся будущие президенты, губернаторы, пытались разрешать в непосредственном диалоге возникающие в жизни противоречия вместе с детьми, а не вместо них и за них.

Литература

1. Дети группы риска: материалы междунар. семинара. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 178 с.

2. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

3. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Изд-во АПН, 1957.

Гербет Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бийского государственного университета, тел. 89069434357

Апанасенко Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бийского государственного университета.

Gerbet Ol 'ga Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogy of Biysk State University.

Apanasenko Ol'ga Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogy of Biysk State University.

УДК 371.1 (571.56)

З. С Жиркова

ПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье раскрывается процесс формирования организационной культуры образовательного учреждения, разработка позиционной модели, представляющей собой общую схему деятельности, которую необходимо реализовать для получения поставленной цели, и определяющей связи различных структурных элементов и направления продвижения для решения поставленных задач.

Ключевые слова: организационная культура, позиционная модель, формирование, признаки, ключевые ценности, миссия, оценка, управление.

Z.S. Zhirkova

POSITIONAL MODEL OF FORMATION THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In the article the process of formation organizational culture of educational establishment is revealed, the workout of positional model - a general diagram of activity, which must be realized for obtaining the goal set, makes it possible to determine the connections of different structural elements and to see the directions of advance for solution the given problems.

Keywords: organizational culture, positional model, formation, signs, key values, mission, estimation, control.

Существуют различные определения и характеристики организационной культуры. Концепция культуры организации была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области стратегического управления, теории организации, индивидуального поведения.

Организационная культура - это восприятие данной организации ее членами, система всеобщего мнения и ценностей, которые отличают данную организацию от остальных [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.