Научная статья на тему 'Об особенностях законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации'

Об особенностях законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1513
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЗАКОНОПРОЕКТ / SUBJECTS OF LEGISLATIVE INITIATIVE / REGIONAL LEGISLATION / LEGISLATIVE PROCESS / RULE-MAKING / PROCE-DURAL NORMS / BILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Дашгын Октаевич

В данной статье дан краткий анализ осуществления субъектами законодательной ини-циативы в региональном законодательстве Россий-ской Федерации. Отмечено, что, несмотря на боль-шое разнообразие актов в регионах, в их основе все-гда лежат процессуальные нормы, подробно регламентирующие все стадии, этапы законода-тельной процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FEATURES OF LEGISLATIVE INITIATIVE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article a brief analysis of realization of legislative initiative by its subjects at the regional legal lev-el of the Russian Federation was made. It was pointed out that despite wide variety of acts in regions, their basis is presented by procedural norms which regulate all the stages, phases of legislative process in detail.

Текст научной работы на тему «Об особенностях законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Мамедов Д.О.

1.16. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мамедов Дашгын Октаевич, аспирант. Место учебы: Марийский государственный университет, кафедра публичного права России и зарубежных стран. E-mail: dazhgen@mail.ru.

Аннотация: В данной статье дан краткий анализ осуществления субъектами законодательной инициативы в региональном законодательстве Российской Федерации. Отмечено, что, несмотря на большое разнообразие актов в регионах, в их основе всегда лежат процессуальные нормы, подробно регламентирующие все стадии, этапы законодательной процесса.

Ключевые слова: субъекты законодательной инициативы, региональное законодательство, законодательный процесс, нормотворчество, процессуальные нормы, законопроект.

ABOUT FEA TURES OF LEGISLA TIVEINITIA TIVE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mamedov Dashgyn Oktaevich, postgraduate student. Place of study: Mari State University, public law of Russia and foreign countries chair. E-mail: dazhgen@mail.ru.

Annotation: In this article a brief analysis of realization of legislative initiative by its subjects at the regional legal level of the Russian Federation was made. It was pointed out that despite wide variety of acts in regions, their basis is presented by procedural norms which regulate all the stages, phases of legislative process in detail.

Keywords: subjects of legislative initiative, regional legislation, legislative process, rule-making, procedural norms, bill.

Важнейшей особенностью осуществления законодательной инициативы с участием субъектов Российской Федерации является осуществление законотворчества на двух уровнях - федеральном и региональном. Это вызвано тем, что деятельность законодательных (представительных) органов субъектов Российском Федерации ограничена их территорией и организационно не связана с Парламентом Российской Федерации (в отличие от исполнительных органов)1. Поэтому существует лишь одна возможность их взаимодействия, которая проявляется в установлении федеральным законодательством правовых форм участия регионов в законотворчестве Парламента Российской Федерации.

Правовое регулирование законодательного процесса в целом и порядка подготовки законопроекта для последующего внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в частности, в субъектах Российской Федерации осуществляется: нормативными правовыми актами, форма и содержание которые определяются самими субъектами Российской Федерации с учетом требований федерального законодательства. Несмотря на большое разнообразие актов в регионах, в их основе всегда лежат

1 См.: Гранкин, И.В. О принципах деятельности законодательной власти субъектов Российской Федерации / И.В. Гранскин // Журнал российского права. - 1999. - № 4/5. - С. 81.

процессуальные нормы, подробно регламентирующие все стадии, этапы законодательного процесса.

Законотворчество регионов - сложный интегративный процесс, обладающий как общими чертами с аналогичными конституционными институтами федерального уровня, так и специфическими2. Поэтому для правового регулирования законодательной процедуры в субъектах Российской Федерации характерны два признака:

а) использование в нормотворческой практике уже сложившихся процессуальных форм и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;

б) полная самостоятельность в установлении правил регионального законодательного процесса.

Отдельные процедурные нормы, применяемые при формировании законодательства в субъектах Российской Федерации, заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 3

До его принятия субъекты Федерации самостоятельно регламентировали законодательный процесс и круг участников.

Перечень субъектов законодательной инициативы в конституционном законодательстве республик в целом является закрытым, и это обстоятельство дает возможность тщательно отобрать и подготовить наиболее важные и актуальные предложения для внесения в качестве законопроектов. 4

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» ограничил самостоятельность субъектов Российской Федерации в данном вопросе, установив, что законодательная инициатива в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации осуществляется депутатам этого органа, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органом местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона законодательная инициатива может быть реализована иными органами, общественными объединениями, а также гражданами, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации5.

В большинстве субъектов Российской Федерации (61 субъект РФ) законодательная инициатива в соответствии с положениями федерального законодательства реализуется только представительным органам местного самоуправления. Лишь в 13 субъектах Россий-

2 См.: Российское законодательство: Проблемы и перспективы, М, 1995. - С. 370.

3 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ре. 18 июля 2009 г.) N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 42. - Ст. 5005

4 Хабибуллина Г. Р. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе РФ) / Г. Хабибуллина// Казанский федералист. - 2004. - № 19. -С.22

5 Федеральный закон от 29 марта 2008 г. N 30-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. - N 13. - Ст. 1186

4'2010

Пробелы в российском законодательстве

ской Федерации возможность осуществления законодательной инициативы предоставлена также главам муниципальных образований. В Магаданской области данное право предоставлено только главам муниципальных районов. В Приморском крае недавно приняты изменения в Устав, лишающие глав муниципальных образований возможности законодательной инициативы.

Многие субъекты РФ наделили общей законодательной инициативой в региональном законодательном процессе членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителей от соответствующего субъекта Российской Федерации (республики Марий Эл, Мордовия, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Еврейская автономная область и некоторые другие).

Некоторые субъекты РФ наделяют общей законодательной инициативой региональные избирательные комиссии (например, Республики Башкортостан, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Ивановская, Кемеровская, Ленинградская, Тверская, Томская, Ульяновская области, Чукотский автономный округ и некоторые другие), однако такая тенденция не является бесспорной.

Намного правильнее, на наш взгляд, поступили те субъекты Российской Федерации, которые отнесли региональные избирательные комиссии к числу субъектов специальной законодательной инициативы, т.е. ограничили данное право определенным кругом вопросов, касающихся организации и проведения выборов и референдумов (Республики Адыгея, Алтай, Дагестан, Карелия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Алтайский, Краснодарский, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).

Приходится констатировать, что круг лиц, которым принадлежит возможность реализации законодательной инициативы на региональном уровне, в ряде субъектов РФ (таких, как, например, республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская республики, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Ульяновская, Челябинская области, Алтайский, Краснодарский, Хабаровский края, ЯмалоНенецкий автономный округ) неоправданно расширен, что не соответствует положениям федерального законодательства и должно быть приведено в соответствие с ним.

Законодательные инициативы в региональном законодательном процессе нередко осуществляют общественные организации, движения, политические партии и профсоюзы (например, основные законы республик Башкортостан, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Кабардино-Балкарской, Удмуртской республик, Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Приморского краев, Архангельской, Белгородской, Брянской, Костромской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тульской областей), а также граждане, проживающие на территории данного субъекта РФ и обладающие избирательным правом.

В отношении граждан такое право называют народной (гражданской) законодательной инициативой, которая закреплена сегодня в основных законах 27 субъектов РФ, а именно: в конституциях республик Тыва, Хакасия, Удмуртской Республики, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также уставах Краснодарского, Красноярского и Алтайского краев, Амурской, Магаданской, Воронежской, Омской, Астраханской, Ярославской, Пензенской, Волгоградской, Брянской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской, Томской, Кировской, Свердловской, Калининградской областей и другие.

Итак, в целом современное состояние регионального законодательного процесса характеризуется наличием развитой демократической процедуры, достаточно демократическим составом субъектов реализации законодательной инициативы, среди которых, в ряде случаев, выступают граждане.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ре. 18 июля 2009 г.) N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 42. - Ст. 5005

2. Федеральный закон от 29 марта 2008 г. N 30-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - N 13. - Ст. 1186

3. Гранкин, И.В. О принципах деятельности законодательной власти субъектов Российской Федерации / И.В. Гранскин // Журнал российского права. - 1999. -№ 4/5. - С. 81.

4. Российское законодательство: Проблемы и перспективы, М, 1995. - С. 370.

5. Хабибуллина Г. Р. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе РФ) / Г. Хабибулли-на// Казанский федералист. - 2004. - № 19. -С.22

Отзыв

на статью Д.О. Мамедова, аспиранта кафедры публичного права России и зарубежный стран Марийского государственного университета «Об особенностях законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации».

Статья Д.О. Мамедова представляется актуальной, поскольку автор в небольшой по объему научной работе проводит анализ особенностей законодательной инициативы в субъектах Федерации. За этим анализом стоит кропотливая работа по выявлению сходств и различий, прежде всего, в субъектах законодательной инициативы, приводится мнение автора по поводу специфического субъекта - избирательной комиссии.

Автор приводит примеры, когда в регионах неоправданно расширяется круг субъектов законодательной инициативы, что противоречит федеральному законодательству.

В связи с тем, что статья Д.О. Мамедова поднимает актуальные проблемы, носит аналитико-правовой характер, представляет научный интерес, она может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель, д.ю.н., зав.кафедрой публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета Т.Н. Михеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.