Научная статья на тему 'Об особенностях и содержании государственного регулирования рынка труда развитых стран на современном этапе'

Об особенностях и содержании государственного регулирования рынка труда развитых стран на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3127
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / GOVERNMENTAL REGULATION / МИРОВОЙ ОПЫТ / GLOBAL EXPERIENCE / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золин И.Е.

Предмет. Важность исследования международного опыта государственного регулирования рынка труда все более возрастает в связи с усилением общности стоящих перед странами задач по обеспечению ускорения социально-экономического развития, повышению сбалансированности развития рынка труда, дальнейшему укреплению социально-экономической интеграции, эффективному участию в мировом рынке труда. Цели. Рассмотрение новых подходов к регулированию рынка труда в развитых странах на современном этапе и определение основных направлений их концептуального преобразования. Методология. Методологической основой работы являются основополагающие положения экономики труда, а также нормативные правовые акты органов государственной власти по вопросам регулирования рынка труда. Результаты. Проанализированы особенности и содержание государственного регулирования рынка труда развитых стран, рассмотрены складывающиеся закономерности и оценено их влияние на современное состояние рынка труда. Проведенное исследование является необходимой эмпирической базой для корректировки информационно-индустриальной модели занятости в России и совершенствования существующего механизма государственного регулирования рынка труда. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов власти как федерального, так и регионального уровня, а также в учебном процессе вузов. Концептуальные положения работы могут быть полезны научным работникам, преподавателям, докторантам, аспирантам, государственным служащим, специалистам служб занятости населения. Выводы/значимость. Показано, что мероприятия по регулированию рынка труда должны проводиться в увязке с принципами и механизмами, утвердившимися в мировом сообществе. При разработке современной концепции регулирования рынка труда необходимо учитывать особенности предшествующего развития и современного состояния рынка труда, менталитет и поведенческие характеристики работников, сложившуюся систему государственного участия в процессах, происходящих на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On specifics and substance of the governmental regulation of labor markets in developed countries at the current stage

Importance It becomes even more important to examine international experience in governmental regulation of the labor market as countries more often have to streamline socio-economic development, increase the labor market equilibrium and effectively operate in the global labor market. Objectives The research examines new approaches to the labor market regulation in advanced counties at the current stage and determines the principal areas for their conceptual transformation. Methods The methodological underpinning relies upon fundamental provisions of labor economy, and regulatory documents of governmental authorities on the labor market regulation. Results I analyzed specifics and substance of the governmental regulation of labor markets in developed countries, investigated arising patterns and evaluated their effect on the current labor market. Conclusions and Relevance Labor market should be regulated in accordance with principles and mechanisms of the global community. When formulating the contemporary concept for labor market regulation, it is reasonable to consider the specifics of the previous development and the current state of the labor market, mentality and behavioral patterns of employees, existing system of the governmental involvement in the labor market processes. The outcome can be used by federal and regional authorities, and for educational purposes.

Текст научной работы на тему «Об особенностях и содержании государственного регулирования рынка труда развитых стран на современном этапе»

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 01 (2016) 131-143 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА РАЗВИТЫХ СТРАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Игорь Евгеньевич ЗОЛИН

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, РАНХиГС при Президенте РФ (Нижегородский

институт управления), Нижний Новгород, Российская Федерация

Zolin@int.zsno.ru

История статьи:

Принята 24.09.2015 Принята в доработанном виде 23.10.2015 Одобрена 02.11.2015

УДК 331.5 JEL: J40, J60, J68

Ключевые слова: рынок труда, безработица, государственное регулирование рынка труда, мировой опыт, занятость населения

Аннотация

Предмет. Важность исследования международного опыта государственного регулирования рынка труда все более возрастает в связи с усилением общности стоящих перед странами задач по обеспечению ускорения социально-экономического развития, повышению сбалансированности развития рынка труда, дальнейшему укреплению социально-экономической интеграции, эффективному участию в мировом рынке труда. Цели. Рассмотрение новых подходов к регулированию рынка труда в развитых странах на современном этапе и определение основных направлений их концептуального преобразования.

Методология. Методологической основой работы являются основополагающие положения экономики труда, а также нормативные правовые акты органов государственной власти по вопросам регулирования рынка труда.

Результаты. Проанализированы особенности и содержание государственного регулирования рынка труда развитых стран, рассмотрены складывающиеся закономерности и оценено их влияние на современное состояние рынка труда. Проведенное исследование является необходимой эмпирической базой для корректировки информационно-индустриальной модели занятости в России и совершенствования существующего механизма государственного регулирования рынка труда.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов власти как федерального, так и регионального уровня, а также в учебном процессе вузов. Концептуальные положения работы могут быть полезны научным работникам, преподавателям, докторантам, аспирантам, государственным служащим, специалистам служб занятости населения.

Выводы/значимость. Показано, что мероприятия по регулированию рынка труда должны проводиться в увязке с принципами и механизмами, утвердившимися в мировом сообществе. При разработке современной концепции регулирования рынка труда необходимо учитывать особенности предшествующего развития и современного состояния рынка труда, менталитет и поведенческие характеристики работников, сложившуюся систему государственного участия в процессах, происходящих на рынке труда.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Проблемы рынка труда и его регулирования длительное время являются традиционным предметом научного интереса ученых. База научных исследований рынка труда заложена в фундаментальных исследованиях А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу, М. Фридмена, Ф. Хайека. Сделанные ими в этой области выводы являются важными теоретическими положениями, способствующими пониманию практических проблем государственного регулирования рынка труда. Значительное развитие данная проблематика получила также в работах У. Бека, Р. Буайе, Р. Гордона, М. Кастельса, Я. Корнаи, М. Пиоре, Дж. Сакса, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Г. Стендинга, Х. Ландерта, Р. Лэйарда, О. Тоффлера, Р. Эренберга и др.1 [1-7].

Применительно к России необходимо признать, что большинство работ по указанной проблематике, несомненно, дискуссионны и даже противоречивы. Однако в этом и состоит наглядное проявление «неотстоявшихся» представлений и продолжающегося научного поиска.

Именно поэтому, определяя перспективные меры по регулированию рынка труда, полезно, в частности, обратиться и к тем, которые апробированы мировым опытом. В целом об использовании зарубежного опыта в последнее время высказывается немало различных взглядов. Их спектр весьма велик. Существует мнение, что нашей стране незачем перенимать опыт других, так как мы сами способны решить свои проблемы.

1 Svejnar J. Labor Market Flexibility in Central and East Brittan S. Second Thought on full employment policy. London,

Europe. William Davidson Working Paper (USA). 2002. № 496; 1975.

Бытует и другая крайность. В частности, подчеркивается, что все просчеты в социально-экономической политики России пореформенного периода связаны со стремлением ввести в общественную жизнь нечто особое, неповторимое, а стало быть, непроверенное.

На наш взгляд, требуется прежде всего исходить из условий и особенностей нашей страны, руководствоваться выработанной стратегией социально-экономического развития. Здесь важен собственный наработанный за последнюю четверть века опыт. В то же время представляет интерес и зарубежный опыт, который дает довольно богатый материал, позволяющий судить о возможном эффекте политики занятости, проводившейся как в послевоенные десятилетия, так и в последнее время. Разумеется, оценивая этот эффект, нельзя забывать и том, что система регулирующего воздействия на Западе формировалась постепенно, часто методом проб и ошибок, так что судить можно не об эффективности проводимой политики вообще, а лишь об эффективности тех ее форм, которые были реализованы.

В силу разности экономических потенциалов, социальной структуры, исторических

особенностей хронологические рамки и содержание этапов в проведении политики занятости в отдельных государствах могут не совпадать. По мере сближения уровней экономического развития разных стран, усиления глобализации экономической жизни возникает тенденция к известному сходству содержания отдельных периодов.

На подобную мысль, помимо прочего, нас наводит поразительная синхронность в смене типов государственной политики занятости развитых стран. Показательно и то, что время от времени курс на обновление политики занятости был взят на вооружение правящими кругами тех стран, которые по уровню своего экономического развития примерно равны. Что это: простое совпадение или закономерный этап в развитии смешанной экономики? Полагаем, что отказ от версии о случайном совпадении не нуждается в специальной аргументации. Остается второй вариант - закономерный этап.

Для подтверждения данного тезиса мы детально проанализировали политику развитых стран в сфере занятости на протяжении минувшего столетия и пришли к однозначному выводу о том, что воздействие государства на рынке труда в послевоенный период стало характерным для

высокоразвитого капитализма. Все проводимые меры по стабилизации рынка труда имели не только экономический, но и социальный эффект2 [8, 9].

Сформулировав таким образом отправные проблемы, следует подчеркнуть еще один важный момент. Рассматривая систему регулирования рынка труда в России, нужно отметить, что ее функционирование в настоящее время не всегда приводит к желаемым результатам. Это проявляется, в частности, в сохранении на протяжении последних лет объективно существующих предпосылок для его нестабильности: преобладания стагнационных процессов в отечественной экономике, низкого уровня производительности труда, нерациональной отраслевой структуры занятости, высокого удельного веса малоквалифицированного труда, значительного неформального сектора и т.д.

Ситуация усугубляется еще и тем, что, как показывают исследования ВЦИОМ, посвященные социальному самочувствию россиян, число граждан считающих, что самые тяжелые времена еще впереди, по-прежнему превышает количество тех, кто думает, что худшее позади (44 и 21% соответственно)3. Кроме того, по данным официальной статистики, в последние годы наметилась четко выраженная тенденция к росту уровня бедности, что также находится в прямой взаимосвязи с проблемами рынка труда и занятости населения.

Необходимо отметить, что в кризисные 20082009 гг. не было такого, как в 2015 г. увеличения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Даже в кризисные 2008 и 2009 гг. ее численность практически не изменилась в отличие от I полугодия 2015 г. (рис. 1).

Именно поэтому определенная стабилизация уровня официальной безработицы, наблюдаемая в последнее время, не может быть основанием для прогнозирования изживания данной проблемы и тем более не должно вызывать ослабление пристального внимания к ней.

Сегодня в теории государственного регулирования России, хотя и с некоторым опозданием, признается (а опыт западных государств это давно

2 Золин И.Е. Совершенствование форм и методов государственного регулирования рынка труда в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 3. С. 76-83.

3 Бедность в России бьет новый исторический рекорд. URL: http://ruposters.ru/archives

и убедительно доказывает), что современный рынок труда немыслим без планомерно осуществляемого регулирования на макроуровне [10-19]. В то же время практика показывает, что отечественный рынок труда до сих пор существует достаточно автономно и находится вне поля зрения официальной статистики и институционального контроля со стороны государственных структур [20, 21].

В настоящее время глобализация национальных рынков труда, обострение противоречий в мировой экономике, кризисные явления заставили национальные правительства развитых стран по-новому взглянуть на проблемы регулирования рынка труда и выработку подходов по ограничению безработицы. По этой причине поиск эффективных направлений для создания благоприятных условий функционирования национальных рынков труда становится одним из основных.

В частности, особенностью политики государства на рынке труда развитых стран стало широкое применение различных схем сокращенного рабочего времени. Эти схемы вводились как для того, чтобы избежать быстрого роста безработицы, так и для удержания занятости по демографическим соображениям. Наиболее ярким примером в данном контексте является Германия, где государство рекомендовало фирмам переводить работников на сокращенный рабочий день, при этом компенсируя неотработанные часы специальными субсидиями [22].

В последнее время негативное влияние сокращения темпов экономического роста на занятость отчасти смягчилось замедлением темпов роста производительности труда в одних странах, цикличным оживлением экономики - в других, созданием дополнительных рабочих мест в государственном секторе - в третьих. Однако меры, призванные тормозить рост безработицы, имели некоторые побочные результаты. Так, борьба с безработицей за счет потерь производительности труда привела к соответствующему снижению доходов занятых. Возникло множество низкооплачиваемых и часто ненадежных рабочих мест, главным образом, в секторе услуг. В странах, где производительность труда сохранилась на высоком уровне, из рынка труда вообще оказалась исключенной значительная часть трудоспособного населения.

Необходимость адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке труда, заставили субъектов трудовых отношений - профсоюзы,

http://fin-izdat.r

предпринимателей, государство - радикально пересмотреть свои цели, поведение, определявшие их взаимоотношения в предыдущий период. Процесс адаптации оказался наиболее трудным для всех участников рынка труда, в частности для профсоюзов, которые столкнулись с серьезными трудностями в связи с серьезными изменениями в сфере труда и трудовых отношений.

Сегодня факты говорят о заметном падении авторитета профсоюзного движения. Все шире распространяется мнение о том, что профсоюзы своими требованиями подрывают развитие н а ц и о н а л ь н о й э ко н о м и к и , е е

конкурентоспособность на мировом рынке, что их борьба за повышение заработной платы рабочим неизбежно приводит к повышению цен на производимые товары, что противоречит интересам потребителей. Более того, выявляемые в последнее время махинации с профсоюзными фондами, факты коррупции не прибавляют авторитета профсоюзному движению. Как следствие, обозначилась тенденция к распаду сложивш ихся функциональ ны х и организационных структур профсоюзного движения, к усилению в нем центробежных сил.

Согласно подсчетам авторитетных экономистов, в США, например, доля рабочих и служащих, объединенных в профсоюзы, сократилась за последние два десятилетия почти вдвое [23].

В поисках новых средств взаимодействия рабочих и собственников предприятий многие крупнейшие зарубежные компании внесли за последние годы серьезные коррективы в методы внутрипроизводственного управления и регулирования взаимоотношений между рабочими и администрацией. Менеджеры этих компаний добиваются, чтобы рабочие со своими проблемами шли непосредственно к работодателю, а не в профсоюз, воспринимаемый как лишний посредник. Сегодня администрация крупных компаний поощряет своих работников к выражению мнения об условиях труда и отводит им определенную роль в принятии решений (например, в части предоставления отпусков, повышения квалификации и переквалификации и т.п.).

Снижение влияния профсоюзов большинство западных ученых оценивает положительно полагая, что профсоюзы представляют собой источник жесткости в отношениях с работодателем и поэтому неэффективны на рынке труда [23].

>ита1/пайопа1/ 133

Многие исследователи считают, что для успешной деятельности профсоюзов необходимо наличие одновременно трех институциональных условий: во-первых, доступа профсоюзов непосредственно на рабочие места; во-вторых, вовлеченности профсоюзов в регулирование и распределение пособий по безработице; в-третьих, наличия централизованной коллективно-договорной

системы.

Именно присутствие всех названых факторов обусловливает сегодня достаточно высокую активность профсоюзов в скандинавских странах (например, в Швеции и Финляндии). И напротив, отсутствие в связке перечисленных условий привело к сравнительно низкому уровню их участия в регулировании трудовых отношений в англосаксонских странах (в США, Канаде, Великобритании).

В целом в развитых странах в условиях достаточно высокой безработицы в последние годы профсоюзы стали активнее идти на компромисс с работодателями (например, в вопросе пенсионных выплат). Кроме того, профсоюзы стали проявлять более гибкие подходы к установлению на ряде предприятиях для вновь нанимаемых сотрудников пониженных ставок заработной платы (по сравнению с давно работающими). В значительной степени это относится к молодым работникам в возрасте до 35 лет. Несмотря на явное недовольство молодых рабочих более низкой оплатой своего труда, их озабоченность своим финансовым положением не находит в полной мере адекватного выражения. Разумеется, следует учитывать, что упомянутое обстоятельство в значительной степени связано со спецификой потребностей рабочих данной возрастной группы, с иерархией выстраиваемых приоритетов. Среди них возможность продвижения по службе, удовлетворенность содержанием работы, гарантия занятости, возможность приобретения новой профессии, право голоса в принятии решений, касающихся того, как выполнять порученную работу, введение скользящего графика, социальные гарантии.

Вообще, в этот период ученые стремились по-новому оценить значение макроэкономических механизмов регулирования занятости. В стратегии регулирования рынка труда на современном этапе можно выделить две группы мероприятий. С одной стороны, следует различать мероприятия, направленные на сокращение предложения рабочей силы на рынке труда путем ограничения ее притока либо усиления ее оттока. С другой

стороны, отчетливо выделяются мероприятия по корректировке продолжительности периода трудовой жизни работника на рынке труда, которая определяется прежде всего временными рамками начала трудовой деятельности и ее окончания.

Об этом следует упомянуть особо. В настоящее время начало трудовой жизни в развитых странах варьируется в зависимости от законодательно установленного возраста вступления в трудовую жизнь и уровня получаемого образования. В большинстве стран найм подростков на работу разрешается с 16-летнего возраста, хотя в отдельных странах сохраняется 15-летний возраст в качестве необходимого условия вступления в трудовую жизнь.

Резко повысившиеся за последние десятилетия запросы современного производства к качеству подготовки наемной рабочей силы, а также положение на рынке труда привели к увеличению продолжительности срока общего профессионального образования. Законодательное регулирование возраста вступления в трудовую жизнь, а также неуклонный рост общего и профессионального-квалификационного образования (и тем самым растущий срок обучения в школе и вузах) способствовали в совокупности сокращению периода трудовой жизни.

В то же время рамки трудовой жизни сдвигаются за счет регулирования возраста ухода рабочей силы с рынка труда (выхода на пенсию). Во многих развитых странах пенсионное законодательство давно перешагнуло 65-летний рубеж пенсионного возраста, причем в абсолютном большинстве государств даже без символических гендерных различий - с льготным понижением возраста для женщин (табл. 1) [24].

Существующая ныне практика законодательного определения возраста выхода на пенсию как важного фактора, фиксирующего продолжительной трудовой жизни работника на рынке труда, стала животрепещущей темой дискуссии среди ученых и политических деятелей, предпринимателей и профсоюзов. Ряд экономистов и социологов придерживается мнения, что система обязательного ухода на пенсию изживает себя, а требования профсоюзов снизить возрастную границу, завершающую период трудовой жизни, необоснованны. Аргументируя свою точку зрения, они подчеркивают, что система ухода работника с рынка труда на пенсию, принятая несколько десятилетий назад, когда продолжительность жизни была намного ниже, а качество

здравоохранения значительно хуже, требует перестройки, что в обществе созрели экономические, демографические и политические причины для выхода за рамки трудовой жизни работника за счет увеличения возрастного ценза выхода на пенсию, перехода к системе свободного выбора срока ее завершения. Необходимость коренной ломки существующей практики выхода на пенсию обосновывается ростом влияния престарелых и пожилых в обществе по мере заметного увеличения их удельного веса в общей численности населения и в связи с этим серьезными финансовыми затруднениями в системе социального страхования, которые становятся все более обременительными для государственного бюджета.

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают и представители Международного валютного фонда, призывающие к продолжению трудовой деятельности в послепенсионный период. Мотивы этого призыва те же: тенденция к постарению населения создает проблему изыскания доходов для покрытия все возрастающих социальных издержек. Заметим, что сегодня многие развитые страны уже на практике приступили к реализации соответствующих программ по дальнейшему ужесточению условий

4

досрочного выхода на пенсию .

Повышение возраста выхода на пенсию и общее повышение продолжительности трудовой жизни на рынке труда является крайне непопулярным у населения. В ряде стран (Бельгии, Германии) такая политика правительств уже привела к массовым протестам, охватившим развитые страны осенью 2014 г.5

Еще одним новшеством в сфере регулирования социально-трудовых отношений на рынке труда является предложение эксперта МОТ Дж. Мессенджера, которое впервые было о п у б л и к о в а н о в о ф и ц и а л ь н о м

блоге Международной организации труда в конце 2014 г. Предлагая использовать 4-дневную рабочую неделю, он обосновывает эффективность такого воздействия, связанного с созданием дополнительных рабочих мест на рынке труда, снижением угрозы для здоровья работников,

4 Zaidi A., Whitehouse E. Should pension systems recognize "hazardous and arduous work"? OECD Social, employment and migration working paper No. 91, 2009, August.

URL: http://poklicnapokojnina.si/kolektiva_dl/oecd%202009.pdf

5 В Бельгии и Германии проходят масштабные забастовки.

URL: http://ruposters.ru/archives/9862

повышением продуктивности их труда и качественных аспектов жизни6.

Следовательно, анализ ситуации в сфере занятости ныне не может ограничиваться только категориями рынка труда, спроса и предложений рабочей силы. Как показывают последние исследования, социальное и личностное развитие работников привело к существенному возвышению их потребностей, к возрастанию роли нематериальных ценностей.

Современные работники уделяют большое внимание ценностям, не связанным непосредственно с работой: стремлению к разнообразной интересной жизни, занятию спортом, заботе о здоровье, возможности проведения полноценного досуга. Иными словами, механизм трудовых отношений на рынке труда становится сложнее и многообразнее.

В сложившейся ситуации мы полагаем, что в перечне рекомендуемых средств воздействия на рынок труда сокращение трудовой недели заслуживает внимания, однако необходимо дальнейшее обсуждение проблемы. Подчеркнем особо, что использование данного инструмента регулирования возможно лишь при сопутствующем ему внедрении новых, более гибких форм организации рабочего времени, способствующих росту производительности и интенсивности труда и компенсирующих негативные последствия для экономики абсолютного сокращения времени труда.

Таким образом, одним из новшеств в сфере социально-трудовых отношений, требующим учета при формировании политики занятости, является набирающая сила тенденция возможного увеличения продолжительности пребывания работника на рынке труда при одновременном сокращении продолжительности трудовой недели.

Временные рамки, жестко фиксирующие крайние границы продолжительности трудовой жизни в целом, в настоящее время становятся все более подвижными, а традиционная трехфазная модель жизненного цикла, состоящего из периода образования, трудовой деятельности и пенсионного отдыха, не соответствует объективным и субъективным факторам развития экономики.

6 В Госдуме обсудят переход на четырехдневную рабочую неделю. URL: http://forbes.ru/news/269987-v-gosdume-obsudyat-perekhod-na-chetyrekhdnevnuyu-rabochuyu-nedelyu

Парадокс традиционной модели жизни в том, что на стадии получения образования потенциальный работник имеет наибольшее количество свободного времени и минимальный доход для реализации своих возрастающих потребностей. В период занятости его доход возрастает, создавая как бы материальную основу для реализации его нужд и вместе с тем максимально ограничивая его свободное время, необходимое для этого, в связи с ростом интенсивности и времени труда. Наконец, фаза пенсионного отдыха сулит низкий уровень дохода, массу свободного времени, которое практически по состоянию здоровья и другим психологическим факторам эффективно мало используется в условиях сокращения объективных и субъективных потребностей людей преклонного возраста.

Конкретный анализ, многочисленные факты реальной действительности доказывают, что в настоящее время все меньшая доля занятого населения предпочла бы придерживаться в своей жизни трехфазной модели жизненного цикла, делящей его последовательно на фазу образования, занятости и пенсионного отдыха. Большинство выступает за более гибкие его модели, предоставляющие широкие возможности временных рамок, устанавливаемых для процесса образования, роста его профессионального уровня, включения индивида в процесс общественного труда и выхода из него, а также создания условий для чередования, смены различных фаз цикла в течение всей жизни работника или их комбинации (например, неполной занятости и образования; неполной занятости и пенсионного отдыха). Эти новые формы жизненного цикла должны способствовать достижению для каждого индивида более оптимального соотношения между его уровнем дохода, рабочим и свободным временем. Одновременно с этим нельзя забывать, что они существенно влияют на сокращение продолжительности трудовой жизни за счет перерывов, происходящих в жизненном цикле работника, используемых для длительного отдыха.

Стратегия регулирования спроса на рабочую силу включает в себя меры по сокращению дневного, недельного, месячного и годового рабочего времени, а также по использованию неполной рабочей недели и частичной занятости - формы, которая, по существу, представляет собой не столько вид реального сокращения рабочего времени, сколько метод перераспределения наличного объема труда на большее число работников.

Сегодня доля занятых на условиях постоянного найма существенно уменьшается, все шире применяются гибкие и неполные формы занятости (временной и частичной). Численность таких категорий работников составляет в странах Европы около 1/3 от общей численности работающих7.

Сторонники гибкой формы занятости возлагают на нее большие надежды. По их мнению, она расширяет возможности для более активного привлечения к труду тех категорий рабочей силы, которые часто не устраивает жесткая регламентация рабочего времени. Это позволит по-иному перераспределять время между образованием, профподготовкой, занятостью, досугом и пенсией, смягчит проблему безработицы путем перераспределения совокупного рабочего времени между большим числом желающих работать. Гибкие формы занятости, как указывается в западной печати, дадут возможность ее участникам определить объем работы с выбором конкретных форм графика (гибкий рабочий день, гибкая рабочая неделя). Для предпринимателей такой режим работы сулит более рациональное использование материальных, финансовых и людских ресурсов. В частности, позволит сократить издержки, связанные с текучестью кадров, минимизировать расходы на пособия по безработице.

В последнее время в развитых странах возобновилась дискуссия о целесообразности широкого использования особого вида занятости -джоб-шеринга8. Речь идет о разделении рабочего места между несколькими, чаще между двумя занятыми, причем один работает, например, первую половину дня до обеда, другой - после обеда. Занятость, считают сторонники джоб-шеринга, может возрасти в несколько раз при тех же производственных мощностях. Кроме того, они видят в этом возможность повышения интенсивности труда - после первых четырех часов работы работник «сдает», его замена способствовала бы увеличению прибылей. Подсчитано, что около 2/3 всех рабочих мест в промышленности поддается разделению.

Использование гибких форм занятости (частичной, временной, краткосрочной, субподрядной, надомной и т.п.), а также сокращение рабочего времени усиливают трансформацию рынка труда,

7 Роик В. Эволюция трудовых и социально-страховых отношений: перспективы для России // Человек и труд. 2013. № 2. С. 12-18.

8 Джоб-шеринг (от англ. job - работа и sharing - деление) -разделение рабочего места (должности) на две полставки.

формирует новые модели занятости. Очевидно, что последнее - не просто теоретическая конструкция, а новая сущностная реальность, что заслуживает более обстоятельного изучения.

Исследование современных концепций регулирующего воздействия государства на рынке труда позволило выявить ряд особенностей системы государственного регулирования занятости в развитых странах. Накопленный материал, помимо прочего, служит эмпирической базой построения типологии социально-ориентированных моделей занятости и характеризует две основные модели занятости, которым в определенной степени подчинена и политика государства на рынке труда.

1. Информационная модель занятости (США, Великобритания, Канада). Ключевым моментом в ней является сфера производственных услуг и услуг населению. Именно здесь концентрируется основная масса занятых - 70% рабочей силы в Великобритании, 75% - в США и Канаде.

2. Информационно-индустриальная модель (Западная Европа). Известно, что уровень занятости в обрабатывающих отраслях промышленности сокращается, а в сфере услуг растет. Новые модели занятости появляются в связи с развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Только благодаря Интернету в начале XXI в. возникло более 400 тыс. новых рабочих мест. Сложившаяся динамика вытеснения обрабатывающей промышленности сферой услуг вызывает определенное беспокойство у некоторых авторитетных российских экономистов [25].

Такой подход мы считаем ошибочным, так как он не учитывает существа процессов, происходящих в непроизводственной сфере. Как уже отмечалось, на ведущее место в экономике вышел, по существу, новый блок непроизводственной сферы - информационные, финансовые, научно-технические услуги, без которых невозможно инновационное развитие. Поскольку большинство из них отличаются высокой трудоемкостью - в этом одна из главных причин быстрого увеличения занятости в данной сфере.

Достаточно сказать, что около 2/3 новых рабочих мест в Евросоюзе создается в последние годы в наукоемких отраслях, тогда как сокращаемые (особенно интенсивно в период кризиса) рабочие места относятся к традиционным секторам экономики. Можно предположить, что в связи с интенсификацией этого процесса уже в

ближайшие 10 лет в развитых странах будет иметь место совершенно новая структура экономики, а следовательно, и структура занятости [26].

Ясно, однако, что увеличение численности занятых в непроизводственной сфере также имеет свои границы. Современные западные ученые сравнивают «новую экономику», базирующуюся на информационных технологиях, по значимости перемен с промышленной революцией. В связи с этим нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц пишет: «Двести лет назад мир прошел через экономическую революцию, которая переместила основу экономики из сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность. Новая экономика представляет собой такое же одномоментное изменение пропорций: сдвиг от производства вещей к производству идей, связанному с переработкой информации, а не материальных запасов или обслуживанием людей»

[3].

Эти перемены делают нынешние структурные сдвиги осязаемой чертой современного развития. Осязаемость данных сдвигов усиливается еще и от того, что они являются далеко не кратковременными, а приобретают устойчивый характер. Можно предвидеть, что текущее десятилетие также будет отмечено существенными структурными изменениями, характеризующими современное состояние занятости развитых стран. Необходимо иметь в виду, что исследования изменения отраслевой и квалификационной структуры рабочей силы в развитых странах имеют отнюдь не просто академический интерес. Они непосредственно связаны с прогнозированием наиболее перспективных и востребованных рынком труда категорий рабочей силы.

Одновременно с «передвижками» в распределении занятых между сферами деятельности происходят и заметные изменения роли труда в экономике. С одной стороны, в связи с ускоренным наращиванием технического потенциала роль живого труда как фактора производства заметно падает. Другими словами, живой труд, в том числе и связанный с интеллектуальной работой, все в большей степени замещается техникой. С другой стороны, именно проблема живого труда, его организации, стимулирования, качественных характеристик работника отличается особой остротой.

Таким образом, можно говорить не о снижении роли живого труда в современном производстве, а его новых функциях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на очевидные преимущества новых принципов организации труда, их освоение протекает достаточно медленно и неравномерно. Они наталкиваются на серьезные препятствия, связанные с необходимостью дополнительных расходов, сопротивлением части менеджеров, усилением авторитарных методов регулирования в обстановке экономического спада.

Анализируя тенденции изменения профессионально-квалификационных пропорций в общей структуре рабочей силы развитых стран, необходимо отметить, что в современных условиях существенно трансформируется само понятие «квалификация». Активно происходят не только сдвиги в квалификационном уровне работников различных профессий, но и претерпевает важные изменения содержание квалификации многих видов деятельности. Все большее значение приобретают фундаментальная общая подготовка, глубокие специальные знания, определенные социальные и психологические элементы квалификации.

Происходящие изменения идут вместе с формированием нового работника, особенностями которого являются новые ценностные ориентиры, выражающие стремление к творческой самореализации. Здесь наряду с материальными ценностями велико значение ценностей, связанных с формированием свободной личности и ее самовыражением [27].

По имеющимся оценкам, доля лиц, в трудовой деятельности которых преобладают творческое начало, составляет почти половину от общего числа занятых в США, Германии, Великобритании и Японии [28].

Важным фактором дезорганизации рынка труда и обострения проблемы занятости в развитых странах в последнее время являются введенные в отношении России экономические санкции. Как показывает имеющаяся практика, данное обстоятельство в условиях современной глобальной экономики привело к свертыванию производства, сокращению персонала, росту безработицы и закрытию предприятий, в том числе в Европейском союзе.

Следовательно, усложнение и интенсификация механизма образования безработицы, возрастающая роль в нем политико-экономических факторов долговременного характера, миграционные потоки, захлестнувшие страны ЕС в последние месяцы, предвещают дальнейшее обострение положения на рынке труда развитых

стран. Сегодня в развитых странах проявляется очевидная тенденция к формированию более высокого, нежели за истекшее десятилетие, среднего уровня безработицы.

Причиной такой ситуации, по мнению большинства экспертов, является неправильная экономическая политика Евросоюза и социальные последствия кризиса9. Крупные масштабы недоиспользования рабочей силы ведут к огромным экономическим потерям, усиливают социальную напряженность, дестабилизируют национальные рынки труда.

Рост масштабов современной безработицы, ее устойчивость становятся все более реальными и для США, где ситуация в сфере занятости отличается меньшей остротой по сравнению с ЕС. Тем не менее и здесь, согласно отчету компании Challenger, Gray & Christmas Inc., число объявленных корпоративных увольнений в августе 2015 г. выросло на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после увеличения на 125,4% в июле 2015 г.10

Применительно к России следует еще раз подчеркнуть, что на современном этапе развитие рынка труда в решающей мере будет определяться качественными сдвигами в экономике, переводом ее в фазу интенсивного роста, всемерным повышением эффективности. Именно поэтому экстенсивное увеличение трудовых ресурсов должно уступить место улучшению их использования на основе качественных характеристик новой рабочей силы: образования, квалификации, мастерства. Все это предъявляет новые требования к политике государства на рынке труда. Другими словами, развитие современного рынка труда должно проявиться в том числе в социально-экономических отношениях по возобновлению количественного и качественного состава совокупной рабочей силы. Оно предполагает как восстановление численности трудоспособного населения, так и расширенное качественное возобновление, которое в соответствии с новыми требованиями времени предполагает все более высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки трудовых ресурсов.

В России, в силу сложившейся демографической ситуации, для удовлетворения потребностей рынка

9 Безработица в Европе достигла рекордных показателей. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1327383

10 Statistica on-line. URL: http://so-l.ru/news/show/chislo_obyavlennih_korporativnih_uvolneniy_v_s sha v e

труда необходимо изыскивать дополнительные источники рабочей силы. Исследование, проведенное нами, выявило, что в настоящее время на российском рынке труда немало категорий работников, которые в силу различных причин не могут трудиться полный рабочий день (неделю) или могут заниматься только надомным трудом. По этой причине некоторую часть таких источников мы видим именно в тех категориях лиц, которые заинтересованы или могут трудиться в режиме гибкого рабочего времени. Они позволяют совмещать работу с семейными обязанностями или учебой, могут также облегчить возврат к трудовой деятельности тем, кто был вне рынка труда в течение длительного времени, совершенствовать структуру занятости, снизить в нужный момент нагрузку в тех или иных сегментах рынка труда. С государственной точки зрения, внедрение концепции гибкого рынка труда выгодно тем, что ощутимо расширяются масштабы эффективной занятости населения. Гибкие режимы рабочего времени, как показывает мировой опыт, - немаловажный фактор рационального использования рабочей силы, который подчас недооценивается. В распоряжении государства имеется и такой важный инструмент гибкого рынка труда, как сокращение рабочего дня (недели), увеличение продолжительности трудовых отпусков, продление оплачиваемых отпусков матерям, воспитывающих малолетних детей, увеличение пенсионного возраста и др.

Таким образом, проблему нехватки рабочей силы или всплеска безработицы, как показывает мировой опыт, на определенном этапе экономического развития возможно нейтрализовать. Однако ее структурный аспект, в особенности при проведении политики модернизации, представляет более сложную задачу.

Во-первых, высвобождаться будут прежде всего менее опытные и менее дисциплинированные работники. Многие из них не имеют достаточного образования, находятся в зрелом возрасте, поэтому их эффективная переподготовка вызывает сомнения.

Во-вторых, не исключена вероятность первоочередного увольнения лиц предпенсионного возраста, людей со слабым здоровьем, молодых матерей. При равных условиях эти группы работников не смогут конкурировать с молодыми специалистами. Именно поэтому нужны специальные социальные гарантии и льготы, меры по их вторичному трудоустройству, включая

http://fin-izdat.r

перевод на режимы неполного рабочего времени, надомный труд.

Наконец, значительную сложность может представить трудоустройство лиц, занятых на нерентабельных производствах, особенно в моногородах (в которых более 25% населения занято на одном предприятии или группе предприятий одной отрасли), где эти предприятия, по сути, являются единственными источниками рабочих мест. Сегодня в России насчитывается более 400 монопрофильных городов, в которых проживает 1/4 городского населения страны и создается значительная часть отечественного ВВП. Именно поэтому закрытие таких предприятий может быть нецелесообразно из-за опасных негативных социальных последствий.

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть значение политики модернизации в рамках обозначенных нами базисных подходов по совершенствованию рынка труда, о которых речь шла ранее. В цепочке «структурные сдвиги - модернизация рабочих мест - изменение в потребностях в кадрах -высвобождение работников - предоставление новой работы» никогда не удастся добиться абсолютной синхронности перемен. По этой причине механизм обеспечения полной эффективной занятости со 100%-ным коэффициентом полезного действия нереален. Необходимо рационально регулировать процессы, происходящие на рынке труда. Механизм поддержания эффективной занятости, как показывает мировой опыт, должен встраиваться в экономическую политику государства, но в принципиально новом виде - как условие интенсификации экономики, ее динамичного развития.

В целом рассмотрение практического зарубежного опыта по регулированию рынка труда позволяет сделать вывод о том, что не существует постоянно действующих средств в проведении политики занятости. Несомненно, политика государства на рынке труда будет перестраиваться и впредь, подвергаясь новым изменениям. Новые условия воспроизводства, иное соотношение отмеченных выше факторов, изменение их содержания неизбежно приведет к появлению новых форм, средств и направлений регулирования государством рынка труда.

Представленные в данной работе результаты исследования опыта развитых стран, разумеется, не дают ключа к безусловному решению современных задач рынка труда в России, но помогают искать выходы. Это еще раз

>игпа1/пайопа1/ 139

подчеркивает важное перспективное теоретико-практическое значение вопроса, а насыщенность вышеперечисленными фактами усиливает его научное звучание. Отсюда, по нашему убеждению,

вытекает необходимость продолжения и развития подобного рода исследований - частицы большой работы по изучению в нашей стране переходной модели рынка труда.

Таблица 1

Установленный возраст выхода на государственную пенсию на общих основаниях в странах ОЭСР

Страна Установленный возраст, лет

Мужчины Женщины

Германия 65 65

Греция 65 64

Испания 65 65

Франция 65 65

Италия 66 62

Финляндия 65 65

Швеция 65 65

Великобритания 65 61

Норвегия 67 67

Швейцария 65 64

Канада 65 65

США 66 66

Польша 65 60

Рисунок 1

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2004-2015 гг., %

17, 6% 17, 8% S15,2°/c 15,1%

si 3 3% 13, 4% 13, 0% 12, 5% 12, 7% v10,7% 10,8% 11, 4k

2004 2005 2006 2007 2008 2009 20110 2011 2012 2013 2014 6 мес.

Источник: построено автором на основании данных Росстата Список литературы

1. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 458 с.

2. СаксДж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994. 332 с.

3. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. Семена развала. М.: Современная экономика и право, 2005. 424 с.

4. Standing G. Global Labour Flexibility: Seeking Distributive Justice. London: Macmillan Press, 1999.

5. Stiglitz J.E. Globalization and its discontents. London: Penguin Press, 2000.

6. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, Catallaxy, 1993. 704 с.

7. Форбс С., Эймс Э. Спасет ли нас капитализм? М.: Альпина Паблишер, 2011. 400 с.

8. Золин И.Е. Рынок труда: дискуссионные проблемы, состояние и приоритеты развития: монография. Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2015. 366 с.

9. Золин И.Е. Теоретические и практические аспекты трансформации государственного регулирования рынка труда в условиях развития рыночных отношений в России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 58-63.

10. Воронин Ю., Лабзунов П. О необходимости управления экономикой // Экономист. 2014. № 5. С. 36-44.

11. Катульский Е.Д., Меньшикова О.И. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 8. С. 45-67.

12. Осадчая И. Постиндустриальная экономика: меняется ли роль государства? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 31-42.

13. Садовая Е.С. Новые тенденции в социально-трудовой сфере: институциональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 11. С. 29-43.

14. Самохвалов А. Государство в рыночной экономике: уроки кризисов // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 4. С. 11-29.

15. Комков Н.И., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Проблемы экономического развития: факторы и детерминанты // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. С. 116-128.

16. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения: монография. М.: Научный эксперт, 2008. 180 с.

17. Поварич И.П., Соколова Ю.В. Управление занятостью населения региона: теоретико-прикладные аспекты: монография. Кисловодск: Магистр, 2013. 194 с.

18. Мазин А.Л. Российский рынок труда: институциональные и микроэкономические аспекты функционирования: монография. Н. Новгород: НИМБ, 2003. 360 с.

19. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С. 18-25.

20. Агабекян Р.Л. Феномен неформальной занятости в российской экономике // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 297-300.

21. Щипанова Д.Г. Мировой рынок рабочей силы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 26-30.

22. Рынок труда: реакция на кризис (по материалам зарубежных стран) / под ред. Ф.Э. Бурджалова, Е.Ш. Гонтмахера. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 185 с.

23. Stiglitz J.E. The Price of Inequality. New York: L.W. Norton& Company, 2012. 523 p.

24. Соловьев А. Повышение пенсионного возраста: демографические условия и макроэкономические риски // Экономист. 2015. № 7. С. 3-12.

25. Марцинкевич В. Социально-экономическая модель США: особенности и глобальная роль / США в поисках ответов на вызовы XXI века (социально-экономический аспект): монография. М.: ИМЭМО РАН, 2010. 290 с.

26. Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда / под ред. Л.С. Чижовой. М.: Экономика, 2011. 430 с.

27. Вильховченко Э.Д. «Люди знания» - новая рабочая сила позднекапиталистических обществ и ее место в цивилизационных процессах. М.: ИМЭМО РАН, 2010. 139 с.

28. Бушмарин И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: Эпицентр, 1998. 260 с.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

International Economic Relations

ON SPECIFICS AND SUBSTANCE OF THE GOVERNMENTAL REGULATION OF LABOR MARKETS IN DEVELOPED COUNTRIES AT THE CURRENT STAGE

Igor' E. ZOLIN

Nizhny Novgorod Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny

Novgorod, Russian Federation

Zolin@int.zsno.ru

Article history:

Received 24 September 2015 Received in revised form 23 October 2015 Accepted 2 November 2015

JEL classification: J40, J60, J68

Keywords: labor market, unemployment, governmental regulation, global experience, population, employment

Abstract

Importance It becomes even more important to examine international experience in governmental regulation of the labor market as countries more often have to streamline socio-economic development, increase the labor market equilibrium and effectively operate in the global labor market.

Objectives The research examines new approaches to the labor market regulation in advanced

counties at the current stage and determines the principal areas for their conceptual transformation.

Methods The methodological underpinning relies upon fundamental provisions of labor economy,

and regulatory documents of governmental authorities on the labor market regulation.

Results I analyzed specifics and substance of the governmental regulation of labor markets in

developed countries, investigated arising patterns and evaluated their effect on the current labor

market.

Conclusions and Relevance Labor market should be regulated in accordance with principles and mechanisms of the global community. When formulating the contemporary concept for labor market regulation, it is reasonable to consider the specifics of the previous development and the current state of the labor market, mentality and behavioral patterns of employees, existing system of the governmental involvement in the labor market processes. The outcome can be used by federal and regional authorities, and for educational purposes.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow, HSE Publ., 2000, 458 p.

2. Sachs J.D. Rynochnaya ekonomika i Rossiya [Market economy and Russia. Russian edition]. Moscow, Ekonomika Publ., 1994, 332 p.

3. Stiglitz J.E. Revushchie devyanostye. Semena razvala [The Roaring Nineties: Seeds of Destruction]. Moscow, Sovremennaya ekonomika i pravo Publ., 2005, 424 p.

4. Standing G. Global Labour Flexibility: Seeking Distributive Justice. London, Macmillan Press, 1999.

5. Stiglitz J.E. Globalization and its Discontents. London, Penguin Press, 2000.

6. Heyne P. Ekonomicheskii obraz myshleniya [The Economic Way of Thinking]. Moscow, Delo, Catallaxy Publ., 1993, 704 p.

7. Forbes S., Ames A. Spaset li nas kapitalizm? [How Capitalism Will Save Us: Why Free People and Free Markets are the Best Answer in Today's Economy]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2011, 400 p.

8. Zolin I.E. Rynok truda: diskussionnye problemy, sostoyanie i prioritety razvitiya: monografiya [Labor market: disputable issues, condition and development priorities: a monograph]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Management RANEPA Publ., 2015, 366 p.

9. Zolin I.E. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty transformatsii gosudarstvennogo regulirovaniya rynka truda v usloviyakh razvitiya rynochnykh otnoshenii v Rossii [Theoretical and practical aspects of transforming the governmental regulation of the labor market under market relations development in Russia]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 5, pp.58-63.

10. Voronin Yu., Labzunov P. O neobkhodimosti upravleniya ekonomikoi [On the need to manage economy]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 5, pp. 36-44.

11. Katul'skii E.D., Men'shikova O.I. Kollektivno-dogovornoe regulirovanie sotsial'no-trudovykh otnoshenii v Rossii: evolyutsiya, kriterii otsenki [Collective and contractual regulation of social and labor relations in Russia: evolution, evaluation criteria]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2008, no. 8, pp. 45-67.

12. Osadchaya I. Postindustrial'naya ekonomika: menyaetsya li rol' gosudarstva? [Post-industrial economy: does the State change its role?]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2009, no. 5, pp. 31-42.

13. Sadovaya E.S. Novye tendentsii v sotsial'no-trudovoi sfere: institutsional'nyi aspekt [New trends in the social and labor sphere: institutional considerations]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2013, no. 11, pp. 29-43.

14. Samokhvalov A. Gosudarstvo v rynochnoi ekonomike: uroki krizisov [The State in the market economy: lessons of crises]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2013, no. 4, pp. 11-29.

15. Komkov N.I., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Problemy ekonomicheskogo razvitiya: faktory i determinanty [Problems of economic development: factors and determinants]. MIR: Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie = MIR: Improvement. Innovation. Development, 2015, vol. 6, no. 2, pp. 116-128.

16. Kashepov A.V., Sulakshin S.S., Malchinov A.S. Rynok truda: problemy i resheniya: monografiya [Labor market: challenges and solutions: a monograph]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2008, 180 p.

17. Povarich I.P., Sokolova Yu.V. Upravlenie zanyatost'yu naseleniya regiona: teoretiko-prikladnye aspekty: monografiya [Managing the employment of the region's population: theoretical and applied considerations: a monograph]. Kislovodsk, Magistr Publ., 2013, 194 p.

18. Mazin A.L. Rossiiskii rynok truda: institutsional'nye i mikroekonomicheskie aspekty funktsionirovaniya: monografiya [The Russian labor market: institutional and microeconomic aspects of operations: a monograph]. Nizhny Novgorod, NIMB Publ., 2003, 360 p.

19. Khlynov V. Obshchegosudarstvennoe planirovanie rynochnoi ekonomiki: opyt Yaponii [National planning of the market economy: the Japanese experience]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2000, no. 8, pp. 18-25.

20. Agabekyan R.L. Fenomen neformal'noi zanyatosti v rossiiskoi ekonomike [Phenomenon of informal employment in the Russian economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 1, pp. 297-300.

21. Shchipanova D.G. Mirovoi rynok rabochei sily [The global labor market]. MIR: Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie = MIR: Improvement. Innovation. Development, 2013, no. 15, pp. 26-30.

22. Rynok truda: reaktsiya na krizis (po materialam zarubezhnykh stran) [Labor market: a response to the crisis (evidence from foreign countries)]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2011, 185 p.

23. Stiglitz J.E. The Price of Inequality. New York, L.W. Norton& Company, 2012, 523 p.

24. Solov'ev A. Povyshenie pensionnogo vozrasta: demograficheskie usloviya i makroekonomicheskie riski [Increase in retirement age: demographic conditions and macroeconomic risks]. Ekonomist = Economist, 2015, no. 7, pp. 3-12.

25. Martsinkevich V. Sotsial'no-ekonomicheskaya model' SShA: osobennosti i global'naya rol'. V kn.: SShA v poiskakh otvetov na vyzovy XXI veka (sotsial'no-ekonomicheskii aspekt) [The U.S. socio-economic model: specifics and its global role. In: USA in search of responses to the 21st century challenges (social and economic considerations)]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2010, 290 p.

26. Innovatsionnaya ekonomika: zanyatost', trudovaya motivatsiya, effektivnost' truda [Innovative economy: employment, labor motivation, performance]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 430 p.

27. Vil'khovchenko E.D. "Lyudi znaniya" - novaya rabochaya sila pozdnekapitalisticheskikh obshchestv i ee mesto v tsivilizatsionnykh protsessakh ['People of knowledge' are the new workforce in the late capitalist societies and its place in civilization processes]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2010, 139 p.

28. Bushmarin I.V. Trudovye resursy v ekonomike Rossii i Zapada [Human resources in the economy of Russia and the West]. Moscow, Epitsentr Publ., 1998, 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.