Научная статья на тему 'Об организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку'

Об организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK / MOTIVATION / CREATIVE / SKETCHES / ARTS DEVICE / EXPRESSIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаляпин Олег Васильевич, Кравченко Ксения Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку. Особое внимание уделяется систематической работе над набросками, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки в системе художественно-педагогического образования. Задача педагога организовать эту самостоятельную работу и контролировать ее на протяжении всех лет обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

УДК 378.147-322 : 741

О. В. ШАЛЯПИН К. А КРАВЧЕНКО

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирский технологический институт (филиал) Московского государственного университета дизайна и технологии

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку. Особое внимание уделяется систематической работе над набросками, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки в системе художественно-педагогического образования. Задача педагога организовать эту самостоятельную работу и контролировать ее на протяжении всех лет обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, творческие способности, набросок, изобразительные приемы, характерный образ.

В настоящее время в системе народного образования происходят интегративные процессы, несущие в себе большой потенциал для развития художественно-педагогического образования в нашей стране. Перспективы его обновления делают актуальной задачу подготовки профессионального специалиста, способного к организации собственной творческой деятельности, основанной на развитых профессиональных умениях и навыках.

Анализ современной образовательной ситуации в системе художественно-педагогического образования позволяет совершенно отчетливо проявить следующие тенденции:

— современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного художественно-педагогического образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных профессиональных знаний, умений и навыков;

— в условиях современных требований к подготовке специалиста художественного профиля принципиальное значение имеет возрастание доли практической самостоятельной работы студентов, особенно по таким базовым дисциплинам, как академический рисунок.

Таким образом, для студентов художественных факультетов педвузов практическая самостоятельная работа является совершенно необходимой для овладения профессией художника-педагога. При этом успешность и качество их профессиональной подготовки во многом зависит от организации самостоятельной работы в процессе всех лет обучения, в том числе и на занятиях по академическому рисунку.

В самостоятельной работе наряду с академическими заданиями, общими для всех студентов, могут применяться домашние и индивидуальные задания. Практика показывает, что индивидуальные и домашние задания чаще всего даются с целью повторения пройденного материала и устранения пробелов,

имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Такие задания не только стимулируют развитие практических умений и навыков студентов, но и содействуют накоплению студентами практического профессионального опыта, создают творческую атмосферу, а также позволяют студенту почувствовать удовлетворение за результат своей работы на академических просмотрах.

Самостоятельная работа по рисунку представляет собой практическую изобразительную деятельность студента, которая осуществляется под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель как организатор учебного процесса должен планировать самостоятельную работу, управлять ею и контролировать ее, т. е. педагогическое руководство самостоятельной работой помогает правильно определить объем и содержание домашних и индивидуальных заданий. Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненных заданий, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы должна проводиться в двух направлениях:

— активизация самостоятельной изобразительной деятельности студентов путем изложения теоретического материала и применения разнообразных проблемно-поисковых учебных заданий для развития практических умений и навыков на занятиях академическим рисунком;

— разработка различных наглядных пособий, направленных на активизацию самостоятельной работы студентов, демонстрирующих всевозможные техники и приемы графического изображения.

При этом активизация самостоятельной изобразительной деятельности студентов на занятиях по рисунку может успешно осуществляться при:

— поддержании у студентов устойчивого интереса к процессу изображения на основе сочетаемости учебных и творческих задач;

— использовании специально разработанного учебного материала, способствующего выполнению программных заданий;

— предоставлении студентам возможности использовать разнообразные художественные материалы, техники и технические приемы;

— использовании новейшей информации в виде научного и наглядного материала, касающегося теории и практики современного изобразительного искусства;

— формировании и развитии у студентов практических умений и навыков, необходимых для выполнения учебных заданий с учетом современных требований.

Помимо длительных академических постановок по рисунку необходимо предложить студентам для самостоятельной работы ряд специальных кратковременно-тренировочных упражнений (наброски), успешно развивающих навыки быстрого рисования. Такие кратковременно-тренировочные упражнения максимально мобилизуют целостное восприятие натуры, развивают наблюдательность, мышление, опыт студента и представляют собой своего рода тренинг для формирования профессиональных и специальных навыков, позволяющих развить исполнительские действия. Практика показывает, что качество изображения и навыки быстрого рисования развиваются полнее и скорее при условии применения таких специальных упражнений. «То, что приобретается путем сознательного намеренного упражнения и труда, опускается затем ниже порога сознания и становится бессознательным, укрепившимся навыком...» [1, с. 43]. Таким образом, приобретение уверенных практических навыков в быстром рисовании требует большой и регулярной тренировки, которую может обеспечить только систематическая работа студента над набросками.

Предлагаемые студентам учебно-тренировочные упражнения для самостоятельной работы должны быть как можно более творческими, так как многие студенты (особенно начинающие) приступают к обучению с очень узкими представлениями об изобразительном процессе. В частности, они считают, что наброски должны быть точной копией реальных предметов. На самом деле эта цель недостижима, и когда студенты стремятся ее достичь, они в конечном счете терпят неудачу.

Наброски, в отличие от длительных академических постановок (где натура тщательно изучается, анализируется, прорабатывается детально и т.д.), предполагают скорее непосредственную и быструю передачу общего впечатления от натуры, которое складывается из передачи движения формы, пропорций и характера натуры.

Как показывает практика, основные трудности для студентов при выполнении набросков возникают в самом процессе исполнения, где «степень обобщения изображения зависит от задач, которые решаются в наброске (движение, пропорции и характер натуры), и, в значительной мере, от объективных условий (время и состояние натуры)» [2, с. 58] Так как целью выполнения набросков с натуры являются не только учебные задачи, но и творческая работа по созданию характерного, выразительного образа.

Роль набросков ошибочно сводить к вспомогательной функции в учебном процессе. На наш взгляд, они по праву могут рассчитывать на самосто-

ятельное значение. В производственных условиях быстро выполненные, отчетливые и выразительные изображения часто оказываются предпочтительнее детально проработанного, законченного рисунка. Они дают ясное наглядное представление о конструкции, творческом замысле, поясняют идею. «Владение краткосрочными изображениями помимо вспомогательной роли в учебном рисунке приобретает самостоятельное значение и бывает совершенно необходимо людям самых разных профессий: рабочим-исполнителям, художникам и инженерам, работникам театрально-декоративного искусства и многих других специальностей» [3, с. 135].

Таким образом, краткосрочно-тренировочные упражнения (наброски) можно рассматривать с двух взаимно проникающих позиций:

— учебно-познавательной, где наброски с натуры служат средством ее изучения и накопления профессиональных и специальных знаний, умений и навыков;

— творческой, где изучение натуры служит основой для создания художественного образа.

Содержание самостоятельной работы студентов должно быть описано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по курсу «академического рисунка». При организации самостоятельной работы по дисциплине «академический рисунок» необходимо обеспечить полную информированность студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости, так как самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной внеаудиторной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Наблюдения за учебной деятельностью студентов показывают, что в настоящее время студенты недостаточно ориентированы на овладение основной профессиональной деятельностью. У них еще не определилось отношение к профессии, поэтому мотивы, потребности, интерес к профессии у студентов необходимо прививать на первоначальном этапе обучения.

Подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности должна стать самым сильным мотивирующим фактором. При этом можно выделить следующие факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студента:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результа-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

тов работы в профессиональной подготовке. Так, например, наброски и зарисовки могут быть использованы впоследствии при выполнении творческих композиций, проектов и т.п., а также при выполнении дипломной квалификационной работы, войти в ее иллюстративную часть, например.

2. Участие студентов в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Участие в студенческих художественных выставках.

4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

6. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

7. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Важно подчеркнуть, что обучение студента — это всегда систематическая, самостоятельная деятельность студента, управляемая преподавателем,

которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования, основная задача которого заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Пучков, А. С. Методика работы над натюрмортом : учеб. пособие / А. С. Пучков, А. И. Триселёв. — М. : Просвещение, 1982. - 68 с.

2. Шаляпин, О. В. Педагогический рисунок. Рисование на классной доске : учеб.-метод. пособие / О. В. Шаляпин. — Новосибирск : Изд. НГПУ, 2007. — 119 с.

3. Кирцер, К. Н. Рисунок и живопись / К. Н. Кирцер. — М., 2002. — 157 с.

ШАЛЯПИН Олег Васильевич, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры гуманитарного и художественного образования Новосибирского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: e-mail: shalyapin.oleg@mail.ru КРАВЧЕНКО Ксения Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дизайна и технологии текстильных изделий Новосибирского технологического института (филиал) Московского государственного университета дизайна и технологии.

Адрес для переписки: e-mail: shalyapin.oleg@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2012 г.

© О. В. Шаляпин, К. А. Кравченко

Книжная полка

Куняев, Н. Н. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот : учеб. для вузов по направлениям подгот. 032000 «Документоведение и архивоведение», 080500 «Менеджмент», 090100 «Информационная безопасность».../ Н. Н. Куняев, А. С. Демушкин, А. Г. Фабричнов ; под ред. Н. Н. Куняева. -М. : Логос, 2011.- 1[452] о=эл. опт. диск (CD-ROM). - (Новая университетская библиотека). - Библиогр.: с. 421. - ISBN 978-5-98704-541-1.

Раскрыты сущность и особенности конфиденциального делопроизводства. Освещены вопросы документирования конфиденциальной информации, оформления конфиденциальных документов, их учета, организации конфиденциального документооборота, классификации и систематизации конфиденциальных документов, обеспечения разрешительной системы доступа и режима конфиденциальной информации, подготовки конфиденциальных документов для передачи в архив и уничтожения. Дан анализ современных нормативных правовых актов в сфере информации ограниченного доступа и конфиденциальной документированной информации: персональных данных; служебной, профессиональной, коммерческой тайн; секретов производства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.