Научная статья на тему 'Об организации финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы Санкт-Петербурга'

Об организации финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUNDS. / ИННОВАЦИИ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ФОНДЫ / INNOVATIONS / VENTURE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин А. В.

В статье рассматривается проблема организации эффективных механизмов поддержки и финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы на примере Санкт-Петербурга. Проанализирована текущая практика организации финансирования инновационных проектов в регионе с привлечением государственных программ поддержки, региональных и федеральных институтов развития, частных инвесторов. Даны рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию региональной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of organization of effective mechanisms of support and funding of innovative projects in the framework of the regional innovation system on the example of St. Petersburg. There is the analyze of the current practice of the organization of financing of innovative projects in the region with the involvement of state support programmes, regional and national development institutions, private investors. Recommendations are given for further development and improvement of regional policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «Об организации финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы Санкт-Петербурга»

УДК 336.6

Об организации финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы

Санкт-Петербурга

Демин А.В.

a.demin@list.ru

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

В статье рассматривается проблема организации эффективных механизмов поддержки и финансирования инновационных проектов в рамках региональной инновационной системы на примере Санкт-Петербурга. Проанализирована текущая практика организации финансирования инновационных проектов в регионе с привлечением государственных программ поддержки, региональных и федеральных институтов развития, частных инвесторов. Даны рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию региональной политики в данной сфере.

Ключевые слова: инновации, венчурный капитал, фонды.

Оrganization of financing of innovative projects in the framework of the regional innovation system in St. Petersburg

The article considers the problem of organization of effective mechanisms of support and funding of innovative projects in the framework of the regional innovation system on the example of St. Petersburg. There is the analyze of the current practice of the organization of financing of innovative projects in the region with the involvement of state support programmes, regional and national development institutions, private investors. Recommendations are given for further development and improvement of regional policy in this sphere.

Key words: innovations, venture capital funds.

В традиционном понимании региональная инновационная система (далее - РИС) представляет собой совокупность физических и юридических лиц (их объединения), в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность, органов государственного управления, действующего законодательства, а также связей

и отношений, возникающих в процессе реализации инновационных проектов Надо отметить, что региональные органы государственной власти выполняют функции контроля и координации остальных субъектов РИС. Вместе с тем, в настоящее время данная «классическая» для середины 1990-х гг. схема субъектного состава РИС требует серьезных уточнений в части организации взаимодействия субъектов РИС.

В первую очередь, требует детального изучения вопросы взаимодействия региональных органов власти как субъектов РИС и федеральных органов власти, выступающих одновременно субъектами и РИС, и национальной инновационной системы и реализующим на территории региона специальные и приоритетные проекты и программы и в связи с чем выстраивающие отдельные канала коммуникации в регионе преимущественно с региональными органами власти и организациями инфраструктуры, созданными с их участием. Региональные инновационные компании, вузы, научные учреждения из этой коммуникации исключены.

Применительно к РИС Санкт-Петербурга в части мер поддержки инноваций можно выделить следующие механизмы:

- финансовые инструменты Комплексной программы «Наука.

Промышленность. Инновации» (утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 № 835), предусматривающие выделение средств организациям Санкт-Петербурга напрямую из бюджета

Санкт-Петербурга в форме субсидий;

- финансовые инструменты, предоставляемые некоммерческими организациями в форме фондов, учрежденными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга;

- финансовые инструменты федеральных институтов развития;

- финансирование инновационных проектов по средствам федеральных целевых программ;

- финансовые инструменты частных инвесторов.

Потребуется дополнительно к существующему механизму в этом случае дополнительно разработать систему показателей эффективности инновационного предприятия и осуществлять мониторинг реализации поддерживаемых проектов.

Учитывая несопоставимые но размерам финансирования ресурсы регионального бюджета (к примеру, на финансирование субсидий по программе «Наука. Промышленность. Инновации» в 2012 году из бюджета Санкт-Петербурга выделено 368 млн. рублей) и федеральных институтов развития (к примеру, совокупный бюджет проектов ОАО «РОСНАНО» в Санкт-Петербурге превышает 30 млрд. рублей), ключевым направлением развития РИС представляется привлечение финансирования институтов развития. В этой связи целесообразными являются следующие рекомендации.

В части привлечения венчурного финансирования ключевым игроком РИС является ОАО «Российская венчурная компания» (с фондами). Этот инструмент предполагает партнерские взаимоотношения бизнеса и власти.

Суть венчурного финансирования заключается в инвестировании в новые компании, осуществляющие новые виды деятельности.

Зарубежный опыт государственных инвестиций по венчурной модели укладывается в две концептуальные схемы. Первая предполагает прямое инвестирование бюджетных средств (государственный венчурный фонд в Финляндии, Г ермании) непосредственно в компании, отбираемые чиновниками. Вторая схема предполагает прохождение бюджетных средств через венчурные фонды, а конкретные проекты для финансирования определяют управляющие компании этих фондов без участия чиновников.

На практике взаимодействие Правительства Санкт-Петербурга с венчурными фондами складывается в участии Правительства в качестве соучредителя венчурного фонда, инвестировавшего 100 млн. рублей в 2007 году в закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» под управлением ЗАО «ВТБ Управление активами». Анализ опыта функционирования венчурного фонда позволяет сделать следующие рекомендации:

- Увеличение фонда до 2-3 млрд. рублей. Этот объем фонда является оптимальным (мировой опыт);

- Организация венчурного лифта с участием ОАО «РВК», Фонда предпосевных инвестиций Санкт-Петербурга, частных инвесторов для финансирования инновационных проектов самых ранних стадий (стадии проверки реализуемости бизнес-идеи);

- Налоговые льготы на прибыль с капитала для венчурных инвесторов, а также благоприятный с налоговой точки зрения процесс вложения средств в инновационные компании.

- Программа поддержки на региональном уровне компаний, получивших финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Для «посевной» стадии уровень риска столь высок, что будущая прибыль лишь с трудом поддается прогнозированию. Из-за этого даже венчурные инвесторы финансируют предприятия «посевной» стадии весьма редко. Как правило, инвесторами на этой стадии выступают бизнес-ангелы и специальные фонды, функционирующие в том числе и на грантовой основе. Многие из них являются некоммерческими и государственными.

Особенностями «посевного» финансирования являются:

1. высокие риски, превышающие при венчурном финансировании;

2. отсутствие бизнес-модели у начинающей малой компании;

3. малый объем необходимых инвестиций (до 10 млн. рублей).

В реализации механизмов, направленных на поддержку начинающего бизнеса заинтересованы венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, которые выступают основными покупателями долей при выходе первого инвестора.

Предоставление средств фонда может осуществляться посредством:

1. предоставления грантов (на условиях безвозмездности и безвозвратности);

2. предоставления льготных беззалоговых кредитов;

3. компенсаций процентных ставок;

4. венчурного инвестирования.

Организацией федерального уровня в России, ориентированной на финансирование малых инновационных предприятий на посевной стадии является Фонд содействия развитию МП в научно-технической сфере (программа «Старт»). Данный фонд не полностью закрывает нишу «посевного» финансирования, и существует потребность в создании подобных региональных фондов.

В настоящее время нормативно-правовые основы сотрудничества Санкт-Петербурга и ОАО «РОСНАНО» регламентированы соглашением от 23 декабря 2008 года (с ГК «Роснанотех»). Основными направлениями соглашения стали:

- реализация государственной политики в области нанотехнологий;

- коммерциализация результатов научно-технической деятельности в области нанотехнологий;

- продвижение инфраструктурных проектов, ориентированных на развитиеи коммерциализацию нанотехнологий;

- подготовка и переподготовка кадров в области нанотехнологий.

К настоящему времени ОАО «РОСНАНО» ведется финансирование 11 проектов в Санкт-Петербурге на сумму более 37 млрд. рублей, что составляет 8% (по количеству) и 15% (по объему финансирования) от всех одобренных проектов.

В целях интенсификации потока проектов рекомендуется создать:

1. Экспертный орган при правительстве Санкт-Петербурга по отбору

проектов в области нанотехнологий, взаимодействующий с экспертирующими

органами ОАО «РОСНАНО» (отраслевой региональный центр экспертиз инновационных проектов);

2. Перечень рекомендуемых к поддержке ОАО «РОСНАНО» проектов развития нанотехнологий предприятий и исследовательских организаций Санкт-Петербурга, составленный на конкурсной основе;

3. Перечень рекомендуемых к поддержке ОАО «РОСНАНО» образовательных проектов для развития наноиндустрии в регионе, отобранных на конкурсной основе (проекты формирования заказов специалистов в вузах, образовательные модули, стажировки на базовых кафедках и в подразделениях высокотехнологичных предприятий и прочие образовательные проекты);

4. Перечень рекомендуемых к поддержке ОАО «РОСНАНО» проектов развития инфраструктуры Особой экономической зоны Санкт-Петербурга, составленный на конкурсной основе;

5. Программу создания благоприятного климата для развития нанотехнологий в Санкт-Петербурге;

6. Технологические карты развития наноидустрии

в Санкт-Петербурге, составленные ведущими преприятиями наноотрасли города совместно с сектором генерации знаний (НИИ, КБ, вузы).

При этом, необходимыми подготовительными мероприятиями должно быть включение нанотехнологии в перечень приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. Наличие системы финансовых механизмов поддержки инновационной деятельности, в том ОЭЗ, будет способствовать развитию инновационных предприятий. По заявлению руководителя корпорации, корпорация «будет прилагать усилия только в тех регионах, где есть реальные результаты». Участие научного сектора обеспечит обмен информацией о научно-технических достижениях и результатах в области нанотехнологий, экспертную оценку проектов, рекомендованных в ОАО «РОСНАНО» для привлечения дополнительного бюджетного финансирования.

Относительно негосударственных структур, осуществляющих финансирование инновационных проектов на территории Санкт-Петербурга, следует выделить частные венчурные фонды, сообщества бизнес-ангелов, инвестиционные компании, транснациональные корпорации.

Венчурные фонды можно разделить на 2 крупные группы: инвестирующие в инновационные проекты ранней стадии, включая стадию проверки осуществимости идеи, и инвестирующие в проекты на стадии стартап и даже развития маркетинговой стратегии.

Фонды посевные частные фонды наиболее распространены в англосаксонских экономиках (США, Великобритания), в которых до 37% всех венчурных вложений приходятся именно на раннюю стадию. Их работа основана на широком охвате организаций, генерирующих знания по всему миру (НИИ, университеты), и изначально отношения выстраиваются на уровне администраций данных учреждений на основе рамочных соглашений. Затем организуется регулярная работа по выявлению вновь возникающих бизнес-идей, в средства вкладываются в основном в проверку их осуществимости. На следующей стадии данные фонды перепродают свои доли в бизнесах венчурным фондам второй категории.

Венчурные фонды, финансирующие проекты ранней стадии, объективно нуждаются в неких первичных фильтрах для бизнес-идей на региональных уровнях: их сотрудники до 75% рабочего времени проводят в командировках по всему миру, но они неэффективны без адекватных местных партнеров или иных местных институтах, повышающих качество поступающих предложений за счет доведения информации о возможных инвестициях до тех инноваторов, которым имеет смысл делать предложения, укладывающиеся в требования венчурной схемы.

Обычно такими партнерами и выступают администрации университетов и НИИ. Они же отвечают перед партнером за соответствие всей совместной деятельности национальному законодательству.

Однако при этом каждое учреждение по-разному относится к данному партнерству, поэтому полностью отдавать данное направление на откуп уровня руководства учреждений означает ограничение возможностей инноваторов по

привлечению такого рода инвестиций, даже по информированию о таких возможностях. Это ограничение целесообразно снять.

Второе основание для развития данного направления взаимодействия основано на сути посевного финансирования. Бизнес-идеи, возникающие у инициативных людей, совершенно не обязательно эффективно с экономической и иных точек зрения реализовывать в том регионе, где проживает автор идеи. Если идея возникла у сотрудника обучающейся организации, поощряющей инновации «снизу», и она связана с ее основным бизнесом хотя бы косвенно, она скорее всего будет воплощена силами данной компании. Проблема в том, что таких организаций почти не существует в современной России. А второе ограничение - по связи идеи с бизнесом компании - делает нереализуемой схему полностью. Поэтому в любом регионе всегда есть некое количество проектов, которые либо не реализуются, либо разработчик реализует их в другом месте, где условия для генерации новых малых бизнесов созданы (чаще всего - Германия либо США).

Посевной фонд же создает бизнесы по принципу модульного производства: каждая стадия реализуется там, где это выгодно. Но, по крайней мере, головная организация останется в регионе, если городское правительство само организует сотрудничество венчуристов и инноваторов и поспособствует снижению рисков инновационного проекта.

Правительство Санкт-Петербурга, организовывая такого рода сотрудничество с местными бизнес-ангелами, делает их бизнес менее рискованным и способствует привлечению дополнительных частных инвестиций в инновационные проекты ранней стадии.

Как правило, на этой стадии фонды покупают бизнесы, располагая предварительным согласием крупных компаний - потенциальных потребителей продукции стартапа либо быть заказчиком в случае достижения заданных параметров (не только продукции, но и качества поставки - по срокам, объемам, проценту брака и прочим параметрам, присутствующим в требованиях к поставщикам данной компании. Как правило, речь идет о крупной корпорации), либо купить данный бизнес. То есть инвестиции осуществляются при максимальной минимизации рисков организации сбыта инновационной продукции.

Соответственно, сотрудничество региона с таким фондом взаимовыгодно прежде всего именно в этом направлении: регион может в данной схеме сыграть роль корпорация, запланировав госзаказ на продукцию опять же при условии достижения значимых параметров, либо обеспечив сбыт продукции в коммерческом секторе путем политики технического регулирования (введение технических требований, обязательных для исполнения. Если по юридическим причинам он не имеет право устанавливать из для коммерческого сектора, т.к. это федеральная функция, он может на уровне регионального госсектора ввести необходимые внутренние стандарты).

Таким образом будет разрешена важная конфликта интересов региональной экономики и венчурного бизнеса: венчурный инвестор разметит производство там, где это эффективно, и внедрит продукцию там, где это

прибыльнее всего. Здесь же инвестиции будут работать на то, чтобы повысить качество жизни в том регионе, который создает условия для организации сбыта.

Это относится к решению задачи организации импортозамещающих производств. Также целесообразно стартаповские фирмы, получившие венчурное финансирование и работающие по приоритетным для региона технологическим направлениям, делать объектами поддержки на стадии организации и развития экспорта - это будет способствовать венчурным вложениям не только в узконишевые и не очень рискованные, но и в прорывные проекты.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в условиях секвестирования государственных программ инновационного развития, приоритетным направлением развития региональной инновационной системы становится привлечение финансирования из федеральных институтов развития. Рассматривая в качестве модельной РИС Санкт-Петербурга перспективными механизмами является выстраивание инфраструктуры венчурного финансирования с участием фондов ОАО «РВК», региональных венчурных фондов, а также частных инвесторов и ОАО «РОСНАНО».

Список литературы:

1. Амосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. -СПб.: Феникс, 2005

2. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта. 2010

(Опубликовано на cайте Центра макроэкономических исследований (www.cmi.kz))

3. Казанцев А.К., Рубвальтер Д.А. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере. - М.: ИНФРА-М, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.