Научная статья на тему 'Об опыте создания и реализации персонифицированных программ повышения квалификации в МБОУ «Лицей №6» г. Миасса'

Об опыте создания и реализации персонифицированных программ повышения квалификации в МБОУ «Лицей №6» г. Миасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1689
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONALIZED TRAINING PROGRAMS / INTERNSHIP SITE / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / IN-HOUSE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменкова Наталья Владимировна, Полякова Елизавета Дмитриевна, Обоскалов Александр Георгиевич

В данной статье рассматриваются особенности разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников из опыта работы МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса Челябинской области. Авторы выделяют и дают характеристику всем этапам разработки и реализации персонифицированных программ: проведение диагностики профессиональных затруднений; разработка содержательного компонента персонифицированных программ педагогов; проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг учреждений профессионального дополнительного образования; формирование системы внутрифирменного повышения квалификации; проведение контроля за реализацией персонифицированных программ педагогов. По каждому этапу деятельности определяются соответствующие формы работы с педагогами. Данная статья является результатом деятельности МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса в качестве базовой площадки ГБОУ ДПО ЧИППКРО по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменкова Наталья Владимировна, Полякова Елизавета Дмитриевна, Обоскалов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте создания и реализации персонифицированных программ повышения квалификации в МБОУ «Лицей №6» г. Миасса»

УДК 378.091.398

ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В МБОУ «ЛИЦЕЙ №6» г. МИАССА

Н. В. Каменкова, Е. Д. Полякова, А. Г. Обоскалов

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников из опыта работы МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса Челябинской области. Авторы выделяют и дают характеристику всем этапам разработки и реализации персонифицированных программ: проведение диагностики профессиональных затруднений; разработка содержательного компонента персонифицированных программ педагогов; проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг учреждений профессионального дополнительного образования; формирование системы внутрифирменного повышения квалификации; проведение контроля за реализацией персонифицированных программ педагогов. По каждому этапу деятельности определяются соответствующие формы работы с педагогами.

Данная статья является результатом деятельности МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса в качестве базовой площадки ГБОУ ДПО ЧИП-ПКРО по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

This article discusses the features of the design and implementation of personalized training programs for teachers of experience Miass High School № 6, Chelyabinsk region. The authors identify and give a description of all the stages of development and implementation of personalized programs: diagnostic of professional difficulties, the development of a meaningful component of personalized programs, teachers, conducting market research of services of institutions of professional vocational training, the formation of inorganization training, monitoring the implementation of personalized programs of teachers. Appropriate forms of work with teachers are determined for each phase of activity.

This article describes the result of acting Miass “High School number 6” as the base platform of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators to implement the

activities of the Federal target program of education developmentfor 2011-2015.

Ключевые слова: персонифицированные

программы повышения квалификации, стажи-ровочная площадка, профессиональные затруднения, внутрифирменное повышения квалификации.

Personalized training programs, internship site, professional difficulties, in-house training.

Социально-экономические и политические преобразования в России, затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. Перед образовательными учреждениями и учителем ставятся новые задачи. Среди них: необходимость овладения инновационными педагогическими технологиями и методиками обучения, предполагающими активность и самостоятельность обучающихся, освоение нового предметного содержания образования, гибкое реагирование на изменение запросов общества и государства, при условии сохранения высокого качества обучения. Целью модернизации российского образования является создание устойчивого механизма развития, обеспечивающего достижение главной цели - обеспечение нового современного качества образования.

Изменение статуса учителя, появление новых функций в должностных обязанностях, требований к знаниям, профессиональным умениям, обновление подготовки педагогических кадров и развитие учительского потенциала в рамках реализации стратегических направлений развития современного российского образования актуализируют необходимость специально организованной работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное самосовершенствование учителя.

В этом контексте представляется чрезвычайно важным освоение руководителями образовательных учреждений инновационных практик управления развитием образовательного учреждения в условиях модернизации. В связи

с этим растет востребованность технологий проектирования, анализа, прогнозирования и планирования, овладения широким спектром методического и управленческого инструментария, позволяющего разрабатывать не только стратегические и оперативные планы, но и решать текущие управленческие проблемы, организовывать работу по внутришкольному повышению квалификации педагогов, оптимизировать образовательный процесс. Сегодня на смену прежнему стилю жизни, когда получение одного профессионального образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт - «образование через всю жизнь». С введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования изменяется позиция учителя по отношению к ученику:

1) позиция учителя-профессионала, который демонстрирует культурные образцы действий, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого;

2) позиция воспитателя, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей;

3) позиция педагогической поддержки, предусматривающая оказание адресной помощи ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.

По материалам ЮНЕСКО, ведущей задачей образования взрослых является задача обеспечения человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной, творческой, приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращаю-щемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.

Принцип обучения на протяжении всей жизнь особенно актуален и для педагогов. Перед образовательными учреждениями и учителем ставятся новые задачи. Среди них: необходимость овладения инновационными педагогическими технологиями и методиками обучения, предполагающими активность и самостоятельность обучающихся, освоение нового предметного содержания образования, гибкое реагирование на изменение запросов общества и госу-

дарства, при условии сохранения высокого качества обучения. С этих позиций профессионализм педагога следует рассматривать как фактор обеспечения положительной динамики качества образования, личностно-профессиональных качеств учащихся и педагога, их продуктивного самовыражения и самореализации. Повышение квалификации становится значимым условием совершенствования педагогом личностных и профессиональных мотивов, знаний, компетентностей.

Повышение квалификации педагогических кадров должно ориентироваться на решение задач подготовки педагога-профессионала, педагога нового типа, т. к. профессионализм педагога имеет не только профессиональное, но и социально-культурное и индивидуально-человеческое значение.

Понятие «профессионализм педагога» неразрывно связано с понятием «профессиональное мастерство». Проблема профессионального мастерства педагога разрабатывалась в трудах ведущих отечественных педагогов и психологов: И. П. Андриади, Ю. Л. Азарова, И. К. Баклановой, Л. В. Заниной, И. А. Зязюна, Н. В. Кузьминой,

Н. П. Меньшиковой, Н. А. Моревой, А. И. Савенкова, В. А. Сластенина, К. К. Платонова и др. Проблемы профессионального становления и роста педагога как формы совершенствования профессиональной подготовки поднимались в трудах

Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, Э. Н. Гусинского, В. А. Сластенина, В. И. Байденко и др. Исследователями выделялись несоответствия, предъявляемые к педагогу, и уровнем его профессиональной подготовки.

Как показывает практика, нередкими являются ситуации, когда педагог, имеющий достаточно большой профессиональный потенциал, не владея навыками самоорганизации, не способен организовать собственную деятельность таким образом, чтобы максимально раскрыться в своих профессиональных качествах. Проблемой можно считать ситуацию, когда педагог с большим стажем работы не видит (или не принимает) изменений, происходящих в современном образовании, не испытывает потребности в изменении уровня собственного профессионального мастерства. Формальное отношение к повышению уровня профессионального мастерства, воспринимаемое как однократное за пять лет прохождение курсовой подготовки

^ ЛЬ. \

ЧИППКРО

также не способствует достижению задач, определяемых государством перед педагогами.

Данные противоречия определяют проблему поиска таких форм повышения уровня профессионального мастерства и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению профессиональных качеств, ключевых компетенций педагогов, которые обеспечат соответствие уровня профессионализма педагога современным требованиям, реализации его внутреннего потенциала и, в конечном счете, повышения уровня его профессионального мастерства.

Успешная деятельность образовательного учреждения зависит от умелого использования кадров, эффективности управления ими. Эффективность управления кадрами зависит от уровня профессионального мастерства персонала. Педагог является персоналом образовательного учреждения. Эффективность управления образовательным учреждением зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание повышению профессионального мастерства педагогов.

Результативность труда сотрудников организации зависит от совокупности действий администрации, одним из которых является профессиональный рост, обеспечивающий соответствие и рост потенциала качественных характеристик работников текущим и перспективным требованиям. Профессиональный рост педагога осуществляется двумя взаимосвязанными путями: самообразование и правильно организованная, планомерная, персонифицированная методическая работа. Методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование учителя, который вправе сам выбирать содержание, формы и методы, выступая субъектом деятельности.

Профессиональное развитие работника (рост профессионального мастерства) при работе на определенной должности может считаться состоявшимся только при условии его полного удовлетворения своим трудом, так как в противном случае работник не может в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему организацией. Следовательно, управление профессиональным ростом (ростом профессионального мастерства) персонала -это процесс целенаправленной реализации стратегии управления человеческими ресурса-

ми, направленной на формирование определенных компетенций сотрудников. Планирование и реализация профессиональной карьеры предполагают взаимодействие профессионального роста, развития и внутриорганизационной карьеры посредством достижения взаимосвязи целей организации и конкретного работника.

Основная цель профессионального роста работников, с точки зрения организации, - повышение эффективности (максимизация) результатов использования персонала посредством реализации поставленных организацией целей, улучшения производственного потенциала коллектива и социально-психологического климата. С позиции работников организации, профессиональный рост заключается в формировании и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы им для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей. Значит, профессиональный рост (повышение уровня профессионального мастерства) есть результат взаимодействия потребностей и требований организации с характеристиками и интересами конкретного работника - только в этом случае этот процесс целенаправлен и результативен. Формирование и изучение карьерного потенциала работника заключается в определении путей служебного роста работника, удовлетворяющих потребность организации в кадрах в нужное время.

Повышение уровня профессионального мастерства - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Повышение уровня квалификации педагогических работников - одна из главных задач, стоящих сегодня перед каждым образовательным учреждением. Школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Поэтому становится особенно важно разработать внутри образовательного учреждения такую модель, которая обеспечит эффективные условия для повышения квалификации педагогов на уровне образовательного учреждения и будет ориентирована на преодоление

затруднений и реализацию профессиональных интересов конкретного педагога и образовательного учреждения в целом.

Повышение квалификации педагогических работников МБОУ «Лицей № 6» с 2012 года в экспериментальном режиме строится на основе разработанных в учреждении персонифицированных программ. За основу взяты теоретические аспекты разработки таких программ, представленные в методических рекомендациях ГБОУ ДПО ЧИППКРО [3].

Модель комплексной поддержки педагогов в повышении их квалификации представлена на рис. 1.

В 2011 году МБОУ «Лицей № 6» стало базовой площадкой в составе стажировочной площадки ГБОУ ДПО ЧИППКРО. Эксперимент по созданию персонифицированных программ повышения квалификации проводился в 20112012 г. при научно-методическом сопровождении специалистами стажировочной площадки. На первом этапе была проведена комплексная диагностика профессиональных затруднений каждого педагога. Она проводилась путем самооценки самого педагога, наблюдения руководителя структурного подразделения за деятельностью педагогических работников и анализа деятельности педагогов и ее результатов администрацией. Обработку результатов мониторинга проводил педагог-психолог Лицея. Экспертную оценку осуществляли заместители директора по учебной и воспитательной работе.

Для диагностики профессиональных затруднений педагогов были применены следующие методики:

1. Опросник профессиональных затруднений и потребностей в профессиональном саморазвитии. Данная методика позволяет оценить компетентность педагогов по шести блокам:

- информационный - владение педагогом основной и дополнительной информацией по предмету;

- методический - владение традиционными и нетрадиционными методиками преподавания;

- мотивационный - умение создать интерес и управлять познавательной мотивацией обучающихся;

- организаторский - умение эффективно организовать собственную деятельность и об

разовательный процесс;

- коммуникативный - умение установить комфортный психологический климат в коллективе, эффективно общаться с детьми, родителями и коллегами;

- инновационный - стремление к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Опросник «Психологический портрет учителя» (автор - Г. В. Резапкина).

Методика позволяет выявить психологические причины профессиональных затруднений педагогов (общепедагогическая, психологопедагогическая, коммуникативная области профессиональных затруднений) посредством определения приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля преподавания и уровня субъективного контроля.

3. Анкета «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса».

4. Анкета «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса».

5. Анализ уроков и воспитательных мероприятий.

6. Анализ рабочих материалов учителя.

7. Анализ результатов учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Затем были выбраны 5 педагогов с наибольшим количеством затруднений. Это учитель начальных классов, в возрасте 45 лет начавший профессиональную педагогическую деятельность, учитель русского языка и литературы с прерванным на 8 лет педагогическим стажем, молодой учитель информатики, имеющий высшее непедагогическое образование, учительница английского языка, которая преподавала в негосударственном образовательном центре, учитель физики, сменивший образовательное учреждение и не имевший опыта преподавания физики на профильном уровне.

Многообразие материалов, полученных при проведении диагностического исследования профессиональных затруднений и потребностей педагогов, требует упорядочения и системы в их анализе [1, с. 99]. Соответственно были систематизированы затруднения участников эксперимента. Каждым педагогом были сформулированы индивидуальные образовательные цели.

ж:

Вьи вл е н и е индивидуальным: п р офе сси □ н ал ьн ьк з атрудн е н и й

Л и а г н □ сти ч е ски й м одул ь

Ж

Ж

Систематизация и ндн виду а л ьн ьк п р офе сси □ н ал ьн ьк затруднений по К Формулировка индивидуальньк образоаател ьньк целей педагогов

ч

О пределе НЬ1 И СИСТе Р.ИТ ИЗ иро ЕЯНЫ ИНД ИНИД 1,ил ЬЛЫе ЗНТ р 1,1,11,не мт педнпп т н, сфоррлул ирсшны сбсвэовтелшьк пели

Проведен и е маркетинговьк исследований рынка образовательных услуг

Ж

31

и:

Ан ал из ур о вня, фо р и, Анализ ценовой Ф о р м и р о ва н и е б аз ы

содержания. составляющей данньк

пр одолж: и тел ьн о сти, N оказания ■■ □ браз о вательньк

режима обучения \/ образовательной уч р еж де н и й

Сформирошт Ьшо дпннык ',чр=:Фд-=мии рр пол нител ы-с ггп оЬ рпошнт, способ удовлетворить оо|>ч! зов л тельные потребности ОУ

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута педагога (ПП)

Ж

Выбор стратегии выстраивания индивидуального образо вате л ьн о го м а р ш рута

Ж

Ф о р м и р о ва н и е структур ы и содержания пер со н ифи ци р ова нн ой программы повышения

Ж

Обсуждение, согласование и утверждение пер со н ифи ци р ованно й программы повышения

Ршрвйотпны и і,п- = рфд,емьі пе ріонкф ицирс тммье прсгринны гр шше нич ипп игации гсдпгиги □

У п р а вл е ни е р еализ ацие й п е рсон ифи ци р о ва н н ьк программ повышения квал ифи ка ци и (П П)

Ж

Распределение полномочий и ответсгае Н Н О СТИ м еж ду специалистами ОУ по вопросам реализации ПП

Ж

Ж

ж

ж

Оценка и Ф о р м и р о аа

использование

ресурсов ОУ д/и ние —N

организации —У перспектив -V

внутр ифи р м е н н

ого повышения ного плана

квалификации реализации ПП

ж

ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация в нутрі ифи р м е н ной системы повышения квал ифи ка ци и как части ПП

зг

Ко нтр о л ь з а р е ал из а ци е й и ко р р е нти р о вка персон ифи ци р о ва н н ьк п р о гр а м м п о выш е н ия

квалификации (ПП)

ТТ

Мо н ито р и н г р езул ьтати вн о сти р е ал из а ци и п е р со н ифи ци р о ва н н ьк про гр а м м п о выш е н ия

квалификации (ПП)

Дтгност и ров мы профессии тл шьк из г. и не н га

Рис. 1. Модель комплексной поддержки педагогов в повышении их квалификации

Выявленные в ходе диагностики профессиональные затруднения и потребности обусловили выбор содержательного компонента персонифицированных программ, включающего:

- отбор основных рабочих учебных модулей, обеспечивающих решение конкретных задач повышения квалификации и достижения планируемых результатов;

- разработку учебно-тематического плана реализации персонифицированной программы, представленного инвариантным и вариативным компонентами;

- разработку критериев результативности реализации программы;

- расчет ресурсного обеспечения реализации каждой персонифицированной программы с указанием необходимой кадровой, методической и финансово-экономической составляющей (при этом данный компонент программы позволил увидеть экономическую целесообразность использования различных подходов к построению учебно-тематического плана).

Учебно-тематический план персонифицированной программы представлен двумя модулями: инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть связана с обязательными на сегодняшний день компетентностями педагога: умением работать в соответствии с требованиями ФГОС, совершенствование профессиональных знаний и навыков по преподаваемому предмету, психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Выбор вариативных модулей связан с индивидуальными затруднениями педагога.

Далее заместителями директора по учебной работе проводились маркетинговые исследования рынка образовательных услуг учреждений профессионального дополнительного образования:

- ГБОУ ДПО ЧИППКРО,

- Институт развития профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета,

- ФНМЦ им. Л. В. Занкова,

- Издательский дом «1 сентября»,

- Образовательный центр «Эйдос» и др.

Формами изучения рынка образовательных

услуг являлись:

- анализ информации на официальных сай-

тах указанных учреждений,

- получение по указанным на сайте контактам консультаций от специалистов по содержанию программ курсов.

Были определены критерии отбора образовательных программ:

- актуальность тематики и содержания,

- вариативность форм освоения (очных, заочных, дистанционных),

- практическая направленность,

- объем часов обучения.

Кроме того, были определены критерии отбора учреждений профессионального дополнительного образования:

- комплексность оказания услуг,

- возможность применения модульно-накопительной системы,

- открытость и обоснованность ценовой политики,

- качественный состав профессорско-преподавательского состава,

- транспортная и временная доступность.

В большинстве персонифицированных программ с учетом вышеизложенных критериев были выбраны образовательные программы курсов повышения квалификации, предлагаемых ГБОУ ДПО ЧИППКРО. Финансирование проекта предполагается за счет средств, выделенных на модернизацию системы образования. Кроме того, используются спонсорские средства.

Выбор вариативных образовательных модулей реализации программы, определение форм участия учителя в мероприятиях базовой части внутрифирменного повышения квалификации проводился с непосредственным участием педагогов, участвующих в реализации персонифицированных программ. С учетом специфики МБОУ «Лицей № 6», методических и кадровых условий реализации программ совместно с педагогом была выстроена система внутрифирменного повышения квалификации. Ее основными формами стали следующие:

- изучение научно-методической литературы по определенной проблеме;

- посещение уроков и мероприятий, связанных с решением имеющихся у педагога проблем, анализ этих уроков и мероприятий;

- разработка рабочей документации учителя по определенной теме;

- разработка и проведение открытого мероприятия (урок, мастер-класс, занятие) в целях преодоления имеющихся затруднений;

- посещение семинаров, конференций, связанных с проблемой;

- обобщение своего опыта;

- консультирование, наставничество;

- представление своего опыта (проведение занятий со слушателями курсов повышения квалификации на базовой площадке, выступление на конференциях и семинарах различного уровня, участие в конкурсах педагогического мастерства, подготовка публикаций, прохождение аттестации на первую или высшую квалификационную категорию).

При определении приоритетных форм внутрифирменного повышения квалификации учитывались сложившиеся в МБОУ «Лицей № 6» методические условия:

1. МБОУ «Лицей № 6» является базовой

стажировочной площадкой ГБОУ ДПО ЧИП-ПКРО для слушателей по двум темам «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования», «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании».

2. В течение 2010-2012 гг. действует постоянный семинар по вопросам введения ФГОС основного общего образования. Группы учителей в рамках семинара изучают литературу по соответствующему вопросу, затем готовят сообщение для коллег и проводят проектировочные занятия с педагогами. Затем работа продолжается индивидуально каждым учителем: разрабатываются некоторые разделы основной образовательной программы, готовятся проекты положений, проводятся открытые занятия по тематике семинара, идет обобщение собственного опыта по проблеме.

Таблица 1

Фрагмент персонифицированной программы повышения квалификации педагога____________

Тематика курсов повышения квалификации Учреждение, реализующее программы дополнительного профессионального образования, на базе которого идет освоение, и форма освоения Объем про- грам- мы Сроки освоения Система внутрифирменного повышения квалификации Формы и сроки представления результата

Психодидактика: новые технологии в преподавании физики Издательский дом «1 сентября», дистанционная. 72 ч. Сентябрь 2012 1. Мастер-класс (на заседании структурного подразделения «Естествознание»). 2. Выступление на заседании ГМО учителей физики (февраль 2013). 1. Разработка системы уроков и проведение открытых уроков, ориентированных на разные группы учащихся (октябрь 2012 - февраль 2013). 2. Участие в муниципальном конкурсе методических разработок (май 2013). Отв. Е. Д. Полякова.

Проектная и исследовательская деятельность учителя и учащихся ГБОУ ДПО ЧИП-ПКРО, очная. 8 ч. Ноябрь -декабрь 2012 1. Участие в реализации учебных и социальных проектов (сентябрь -декабрь 2012). Отв. Е. Д. Полякова, Н. Н. Патрина. 2. Участие в методическом дне. 3. «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе» (январь - март 2013). Отв. Н. В. Каменкова. Реализация учебного проекта в рамках уроков физики (январь - март 2013). Отв. М. М. Смирнягина.

После разработки содержательной части персонифицированных программ рабочей

группой были определены сроки прохождения курсовой подготовки по определенной тематике и связанный с этим график внутрифирменного повышения квалификации, формы и сроки представления его результатов.

Для организации вариативной части программы используются кадровые ресурсы

МБОУ «Лицей № 6». Фрагмент персонифицированной программы повышения квалификации педагога представлен в таблице (Табл. 1).

Важной составляющей управления реализацией персонифицированных программ повышения квалификации является процедура контроля, которая представлена тремя уровнями: административным, осуществляемым заместителем директора по учебной работе или руководителем структурного подразделения, руководителем психолого-педагогической службы, и самоконтролем со стороны работника образовательного учреждения, реализующего конкретную программу. В каждой персонифицированной программе определено, какие вопросы контролирует каждый из административных работников.

Административный контроль за разработкой и осуществлением персонифицированной программы включает:

- разработку сводного плана-графика повышения квалификации различных категорий работников образовательного учреждения;

- осуществление контроля хода реализации персонифицированной программы (ежеквартально);

- организацию процедуры диагностирования достижения планируемых результатов повышения квалификации работников (1 раз в полугодие);

- внесение изменений в персонифицированную программу (по согласованию с работником по итогам диагностических процедур).

Со стороны работника необходимыми аспектами реализации персонифицированной программы выступают:

- участие в мероприятиях, предусмотренных планом работы лицея, персонифицированной программой повышения квалификации;

- своевременное предоставление документов установленного образца о повышении квалификации;

- формирование портфолио достижений;

- представление опыта работы на научнопрактических и иных мероприятиях, проводимых как на институциональном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, было выявлено, что система, сформированная в учреждении и обеспечивающая разработку и реализацию персонифицированных программ повышения квалификации, позволяет педагогическому персоналу эффективно распределить свое время, рационально и самостоятельно осуществить выбор из всего разнообразия предлагаемых тем и форм профессионального роста, а управленческой команде эффективно осуществить управленческую поддержку педагогов в развитии их профессиональной компетентности.

В декабре 2012 года в лицее рабочей группой были подведены промежуточные результаты реализации персонифицированных программ повышения квалификации для 5 участников проекта. Вновь проведенный мониторинг педагогических затруднений показал положительную динамику уровня профессиональных затруднений: уменьшилось количество педагогов с высоким и критическим уровнем затруднений. Была проведена корректировка персонифицированных программ на 2013 год. Результаты реализации персонифицированных программ будет подведены в конце 2012-2013 учебного года.

Литература

1. Звягинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Звягинский, Р. Атаханов. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

2. Звягинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпритация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Звягинский. - 2-е изд., испр.. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

3. Ленкова, А. А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации / А. А. Ленкова, О. В. Петрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. -№ 4.- С. 92-100.

у»

л

Современная школа ЧИППКРО

4. Модельные персонифицированные программы повышения квалификации педагогических и работников и руководителей общеобразовательных учреждений: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : Изд-во ЧИППКРО, 2012. - 180 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сла-

стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации: метод. реком. / под ред.

М. И. Солодковой. - Челябинск : Изд-во ЧИППКРО, 2011. - 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.