Научная статья на тему 'Об опыте преподавания курса «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др. )»'

Об опыте преподавания курса «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др. )» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / METHODS OF JOURNALISM TEACHING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Олеся Александровна

В статье рассматриваются формы и методы преподавания практического курса «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др.)», входящего в учебный план направления подготовки бакалавров журналистики. Описаны цели и задачи преподавания дисциплины, реализуемые компетенции, а также предложены типы заданий, успешно применяемых в учебном процессе. Автор обосновывает необходимость применения интерактивных технологий преподавания как наиболее продуктивных при обучении будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of teaching the course ‘Applied subjects (photo business, 3D design, etc.)’

The article discusses the forms and methods of teaching a practical course ‘Applied subjects (photo business, 3D design, etc.)’, a part of the curriculum for training of bachelors of journalism. The paper describes the objectives and problems of teaching the subject, skills to be trained, and presents the types of the tasks which are applied successfully in the process of teaching. The author proves the need to use interactive technologies of teaching as the most effective when training future journalists.

Текст научной работы на тему «Об опыте преподавания курса «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др. )»»

УДК 37.070 Козлова Олеся Александровна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций

Волгоградского государственного университета

ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРИКЛАДНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ФОТОДЕЛО,

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН И ДР.)»

Kozlova Olesya Aleksandrovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Volgograd State University

THE EXPERIENCE OF TEACHING THE COURSE 'APPLIED SUBJECTS (PHOTO BUSINESS, 3D DESIGN, ETC.)'

Аннотация:

В статье рассматриваются формы и методы преподавания практического курса «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др.)», входящего в учебный план направления подготовки бакалавров журналистики. Описаны цели и задачи преподавания дисциплины, реализуемые компетенции, а также предложены типы заданий, успешно применяемых в учебном процессе. Автор обосновывает необходимость применения интерактивных технологий преподавания как наиболее продуктивных при обучении будущих журналистов.

Ключевые слова:

методика преподавания журналистики, образовательный процесс, интерактивные технологии, компетенции.

Summary:

The article discusses the forms and methods of teaching a practical course 'Applied subjects (photo business, 3D design, etc.)', a part of the curriculum for training of bachelors of journalism. The paper describes the objectives and problems of teaching the subject, skills to be trained, and presents the types of the tasks which are applied successfully in the process of teaching. The author proves the need to use interactive technologies of teaching as the most effective when training future journalists.

Keywords:

methods of journalism teaching, educational process, interactive educational technologies, competences.

Курс «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и др.)» включен в базовый модуль учебного плана направления подготовки бакалавров журналистики. Он предназначен для студентов второго и третьего курсов и является обязательным для изучения. Трудоемкость курса составляет четыре зачетные единицы.

Важно отметить, что «Прикладные дисциплины» - курс практический. Его основная цель -подготовить будущих журналистов с учетом конвергентного и мультимедийного характера развития современных СМИ. В частности, важно развить у студентов первичные навыки работы с фото- и видеотехникой, познакомить их с базовыми принципами работы в растровых и векторных графических редакторах (Photoshop, Corel Draw), в программах компьютерной верстки (InDesign).

Результатом освоения «Прикладных дисциплин» станет формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных компетенций, необходимых для профессиональной журналистской деятельности: знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды, владение методами и технологиями создания медийного продукта в различных знаковых системах; способность применять современную техническую базу, новейшие цифровые технологии для решения журналистских задач; знание современных тенденций в дизайне и инфографике; способность в определенных временных рамках создавать журналистские материалы в различных жанрах и форматах в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедиаплат-формах; знание базовых принципов формирования системы СМИ, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии - по ФГОС ОПК-19, ОПК-20, ПК-2, ПК-7.

Логически и методически курс взаимосвязан с рядом других дисциплин базовой и вариативной частей образовательной программы. В первую очередь это «Теле- и радиожурналистика», «Современные электронные СМИ», «Техника и технология СМИ». Умения и навыки, приобретенные в процессе освоения «Прикладных дисциплин», будут востребованы и закрепятся на занятиях по «Выпуску учебных СМИ» и на «Профессиональных творческих студиях».

Остановимся подробнее на содержании курса. Оно продиктовано прежде всего требованиями, предъявляемыми к журналистам в современных конвергентных редакциях. Журналист должен уметь не только писать качественные тексты с транзитивными заголовками, но и владеть навыками создания разножанрового мультимедийного контента, способного дополнить материал, усилить его эффект. В рамках «Прикладных дисциплин» студенты осваивают цифровую фототехнику, изучают правила фотокомпозиции, проводят фото- и видеосъемку, учатся обраба-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

тывать полученные фотоизображения в графических редакторах, экспериментируют с созданием простейшей инфографики и др. Что немаловажно, студенты получают представление о своем творческом потенциале, учатся работать в команде, у них появляется чувство персональной ответственности за общий результат.

Преподавание дисциплины базируется главным образом на активных и интерактивных формах и методах проведения занятий, а также на различных видах самостоятельной работы студентов. Чаще других применяются ролевые и деловые игры, кейс-метод, мозговой штурм, дискуссия [1]. Игровые форматы оптимальны для преподавания журналистских дисциплин, поскольку позволяют в лабораторных условиях смоделировать ситуации, возникающие в повседневной журналисткой деятельности.

Однако аудиторных занятий может быть недостаточно для того, чтобы студенты приобрели устойчивые профессиональные навыки. Полезным может оказаться опыт Волгоградского госуниверситета, открывшего кафедру журналистики на базе ГТРК «Волгоград - ТРВ». Базовая кафедра представляет собой образовательную площадку, находящуюся на территории телерадиокомпании. Опытные журналисты-практики, операторы, монтажеры проводят для студентов мастер-классы и практикумы. Основная цель создания кафедры заключается в формировании у выпускников компетенций, отвечающих запросам времени, рынка труда и экономики в целом. Надо сказать, что функционирование базовой кафедры - это обоюдовыгодное сотрудничество вуза и предприятия. С одной стороны, подобный формат взаимодействия способствует совершенствованию и модернизации учебного процесса, включению в него лучших практик ведущих медиакомпаний, с другой - сами медиакомпании непосредственно участвуют в подготовке специалистов, которые им в данный момент необходимы [2].

Традиционно аудиторные практические занятия по «Прикладным дисциплинам» начинаются с короткого брифа. Преподаватель формулирует творческую задачу и объясняет студентам методику ее выполнения. В зависимости от сложности и объема задания предполагается как индивидуальная, так и коллективная работа.

Приведем примеры проверенных на практике заданий по фотоделу, графическому дизайну, видеосъемке и видеомонтажу.

1. «Натюрморт-автопортрет». Цель задания - закрепить знания по основам фотокомпозиции. Студентам предлагается сфотографировать натюрморт, состоящий из предметов, «рассказывающих» о них самих, об их увлечениях, интересах. Это задание всегда вызывает у студентов массу идей и нестандартных подходов к решению. В ходе последующей презентации фоторабот происходит неформальное знакомство с группой, ее потенциалом.

2. «Фоторепортаж». Фоторепортаж - это всегда история, которую журналист, будучи участником или очевидцем события, рассказывает своей аудитории от первого лица. Как правило, фоторепортаж состоит из серии кадров, показывающих действие в развитии [3]. Перед студентами ставится конкретная задача - подготовить хроникальный фоторепортаж с университетского мероприятия - научной конференции, творческого конкурса, спортивного состязания. Оцениваются тема и идея фоторепортажа, его композиция, разнообразие планов, ракурсов и содержания кадров, самодостаточность фотографий (нуждаются ли они в текстовом пояснении или нет).

3. «Коллаж». Задание направлено на развитие у студентов практических навыков работы с графическими редакторами. Тему коллажа формулируют сотрудники Медиацентра ВолГУ, которым в преддверии какого-либо праздника (Дня учителя, Нового года, Дня науки и др.) необходимо проиллюстрировать первую полосу университетской газеты, главную страницу сайта вуза. Лучшие работы публикуются.

4. «Снимаем монтажно». Задача студентов - снять монтажными фразами, а затем смонтировать самые обычные действия, которые они ежедневно наблюдают вокруг себя: школьники спешат на учебу, дворник подметает тротуар, продавец раскладывает товар, повар готовит обед и т. п. В процессе выполнения задания студенты знакомятся с особенностями операторской работы, основами видеомонтажа.

5. «Vox populi». Задание направлено на закрепление у студентов навыков съемки и видеомонтажа. Преподаватель предлагает сделать телевизионный сюжет на основе общественного опроса. Тему опроса и место съемок студенты определяют самостоятельно. Готовые сюжеты просматриваются и обсуждаются на занятиях.

В процессе обучения особенно важна обратная связь. Преподаватель вовлечен в творческий процесс, он модерирует, корректирует, направляет и, конечно, оценивает работу студентов, находится с ними в постоянном диалоге. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что умения, полученные в ходе освоения курса, при условии регулярных занятий могут трансформироваться в устойчивые практические навыки универсальной работы в секторе СМИ.

Ссылки и примечания:

1. Подробнее об этих формах проведения занятий см.: Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода. М., 2010. 100 с. ; Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Дубна : психологический журнал Международного университета природы, общества и человека. 2012. № 2. С. 1-18 ; и др.

2. Смирнова Е.А. Как обучить журналиста. ВолГУ открыл базовую кафедру журналистики // Форум. Университетский проспект, 100. 2015. № 7 (170). 18 сент.

3. Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики : учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика». М., 2012. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.