Научная статья на тему 'Об оптимизации целевой функции товара'

Об оптимизации целевой функции товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ТОВАР / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЦЕНА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Ю. В.

В статье анализируется общественная полезность товара в разрезе основных показателей его конкурентоспособности. С этих позиций определяется целевая функция товара. Предлагается методология её оптимизации с учётом динамики локального и совокупного потребительского спроса, ресурсных возможностей предприятия и условий хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оптимизации целевой функции товара»

ника, на повышение компетенций работника, на эффективную коммуникацию, и на повышение человеческого капитала предприятия.

Предложенная модель развития и реализации интеллектуального потенциала инновационного предприятия позволит повысить эффективность интеллектуальной деятельности работников.

Данные факторы развития и реализации интеллектуальной деятельности, в конечном счете, позволят повысить конкурентоспособность инновационного предприятия.

Список литературы:

1. Федеральный закон N 127-ФЗ от 23 августа 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Пальцев Д.Е. Развитие промышленного предприятия в условиях инновационной экономики - концептуальный подход // Инициативы XXI века. -2010. - № 4-5. - С. 73-76.

3. Кузнецова И.Д., Аксёнова Е.А.Активизация инновационной деятельности предприятий на основе механизма управления интеллектуальным капиталом // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2011. - № 03. - С. 45-50.

4. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Антонова О.А.Интеллектуальный и человеческий капитал предприятия // Челябинский гуманитарий. - 2010. - Т. 4, № 13. - С. 6-11.

5. Quinn J.B., Anderson P., Finkelstein S. Managing professional intellect: Making the most of the best // Harvard Business Review. - 1996. - March-April. -Р. 71-81.

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ ТОВАРА

© Меркулова Ю.В.*

Отделение общественных наук РАН, г. Москва

В статье анализируется общественная полезность товара в разрезе основных показателей его конкурентоспособности. С этих позиций определяется целевая функция товара. Предлагается методология её оптимизации с учётом динамики локального и совокупного потребительского спроса, ресурсных возможностей предприятия и условий хозяйствования.

Ключевые слова целевая функция, товар, спрос, предложение, цена, результативность услуги.

* Кандидат экономических наук.

Проблемы повышения конкурентоспособности товарного предложения в условиях нестабильных и быстро меняющихся рынков с каждым годом становятся всё актуальней. Важно не просто добиться преимущества перед конкурентами в текущем периоде, но и обеспечить их в перспективе с учётом динами рынков и потребительского спроса. В связи с этим очень важно, чтобы каждый товар был оптимизирован по своим основным функциям и затратам на их осуществление. Проведённое исследование позволило определить методологические подходы к решению этих проблем [1].

Целевая функция любого товара связана с такими показателями, как уровень качества, технический уровень продукции, уровень конкурентоспособности товара. Уровень качества продукции - это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей (ГОСТ 15467-79). Технический уровень продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями. Уровень конкурентоспособности товара - это относительная характеристика, основанная на сравнении товара с товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение. Основными показателями конкурентоспособности товара являются: цена и качество товара. Они лежат в основе определения целевой функции товара. По качеству определяется соответствие изделия конкретной общественной потребности, по цене - основные затраты потребителя на её удовлетворение. Совокупные затраты производителя - затраты на разработку, конструирование, производство и сбыт продукции. Они определяют себестоимость продукции и влияют на её цену. Поэтому в основе цены предложения любого товара лежат её себестоимость и запланированный фирмой уровень рентабельности, т.е. общественно необходимые затраты на производство и воспроизводство. Цена предложения может совпадать, а может и не совпадать с ценой спроса. В условиях рынка цена в конечном счете определяется спросом, но, если цена спроса оказывается меньше цены предложения, то фирме надо задуматься об эффективности такого товара. В основе цены продукта как товара или цены спроса лежат совокупные расходы, которые готов понести покупатель для удовлетворения своих потребностей. Совокупные затраты покупателя - расходы, связанные не только с приобретением товара, но и с его эксплуатацией (потреблением). Цены спроса и предложения не являются статичными величинами, они влияют друг на друга, корректируя фактическую цену продаж на рынке, и потому находятся в постоянном изменении. С ценой предложения и с ценой спроса неразрывно связаны понятия целевой функции продукта и целевой функции его как товара. Целевая функция конкретного продукта - выполнять ос-

новное назначение, присущие ему функции. Но любой продукт превращается в товар только тогда, когда его целевая функция перестаёт быть простым набором качественных показателей товара, а становится набором потребительских стоимостей продукта, отражающих совокупность его потребительских свойств и качеств, способных удовлетворить существующий потребительский спрос. Тем самым можно дать следующее определение целевой функции товара. Целевая функция товара - удовлетворять определённые общественные потребности, обеспеченные платежеспособным спросом. Сближение значений цен спроса и предложения и целевых функций продукта и товара лежат в плоскости сбалансированности спроса и предложения. Но в основе определения целевой функции товара лежит не только цена, но и качество товара, которое должно соответствовать качественным запросам потребителей. Остановимся более подробно на определении целевой функции товара. Следует понимать, что в обществе существует потребность не в товаре как таковом, а в его услугах, которые он выполняет, или, другими словами, в его потребительских свойствах. Если это продукты питания, то как таковой общественно значимой услугой является утоление голода, поддержание человеческого организма в здоровом, работоспособном или по крайней мере в жизнеспособном состоянии (в зависимости от качества продуктов и рациона питания). Если это товары народного потребления длительного пользования, то каждый из них выполняет свой определённый род услуг. Поэтому результативность целевой функции надо определять не через качество продукта, а через качество оказываемой им услуги. Хотя, конечно, одно определяет другое, но не одно и то же, так как целевая функция должна показывать степень соответствия продукта качественным и ценовым характеристикам потребительского спроса. Чтобы оптимизировать свои прибыли, фирма должна использовать методику исчисления целевой функции товара на основе потребительских оценок свойств и качеств товара. Целевая функция должна быть выше у той продукции, которая больше соответствует запросам потребительского спроса.

При изучении спроса на качественные параметры товара важно знать не только желательное значение целевой функции товара, но и значения составляющих её показателей, так как они могут постоянно меняться, а значение целевой функции оставаться неизменным. Причём для описания потребительских свойств товара следует использовать в первую очередь количественные показатели, отвечающие на вопрос: сколько услуг должен выполнять товар, каков должен быть объём этих услуг, а затем только качественные показатели, отвечающие на вопрос: как он должен эти услуги выполнять. Это позволит не только найти резервные функции и оптимизировать потребительский ресурс товара, но и спланировать объём закупок товаров, оказывающих эти услуги. При изучении спроса на ценовые параметры товара тоже следует анализировать динамику изменения закупочных цен и

тенденции спроса на эксплуатационную экономичность товара. Для определения ценовых параметров поможет ответ на вопрос: каковы экономичность оказываемых товаром услуг и цена их получения. Тем самым мы подошли к тому, что показатель целевой функции товара - многомерный показатель, характеризующий одновременно количественную и качественную составляющие спроса на услуги товара и на его ценовые параметры.

Главная функция потребителей - «желать услугу», а главная функция товара - «удовлетворять потребность». Соответственно целевая функция товара реализуется через функции, обеспечивающие его результативность, качество, надёжность, срок службы, ценовые и эстетические характеристики, а те, в свою очередь, определяют содержание целевых услуг, которые данный товар выполняет, и качество их оказания. Если даже принять, что целевая функция товара характеризуется одной основной потребительской услугой товара, то следует учитывать, что товар её выполняет многократное 1-е гарантированное число раз.

В обобщённом виде объемный параметр услуги характеризует такой показатель, как мера услуги. Показатель результативности или полезного действия услуги характеризует уже конечный результат, причём с учётом его качественного уровня. Например, показатель объёмности услуги отражает объём изготовленной продукции в результате одного технологического процесса (для станков производственного назначения) или объём перевозимого груза (для грузового транспорта). А показатель результативности должен показывать объём качественно произведённой продукции или объём качественно перевезённого груза, т.е. объём выполненной услуги в соответствии с принятыми нормами, ГОСТами за единицу времени. Следовательно, результативность товара определяется результативностью повторяемых гарантированное число раз целевых услуг, осуществляемых товаром за весь срок его службы. Это можно записать в виде формулы:

+ 0у2т +... + О^ =Е вУ1 = ^т (1)

у=\...1

где О ;0 ;...;О - результативность первой, второй, ..., 1-й услуги,

У\т у2т ут

оказываемой товаром за гарантированный срок службы; - совокупная результативность гарантированного числа ус-

У=1...< т

луг, оказываемых товаром за гарантированный срок его службы. В более компактном, упрощённом виде результативность целевой функции товара можно обозначить К2Т.

Затратные же параметры услуги может характеризовать такой показатель, как цена услуг для потребителя, т.е. его эксплуатационные затраты и затраты в размере той цены, которую он заплатил за товар. Та-

(2)

или

ким образом, покупатели, платя цену за товар, фактически оплачивают гарантированное число оказываемых им услуг за весь срок его службы. Гарантированный срок службы товара не следует путать со сроком гарантии на товар. Для товаров длительного пользования характерно постепенное перенесение стоимости (цены) товара на оказываемые ими услуги, а следовательно, с учётом амортизации товара цена, оказываемых им услуг, к концу жизненного цикла использования товара будет снижаться, а эксплуатационные затраты, связанные с его использованием, наоборот, возрастать, т.к. будут увеличиваться затраты на ремонты, профилактическое обслуживание.

Доля цены вместе с эксплуатационными затратами потребителя на осуществление одной услуги составляет потребительскую стоимость каждой конкретной услуги, оказываемой товаром. Поэтому совокупные потребительские затраты на получение /-го гарантированного числа услуг, оказываемых товаром, будут равны:

Ц* + \ №+ \ )+ ••• + + \ ) = = 3У,т + \ +- + \ = Е 3уТ = 3П

у=1.Л

Е ЦуТ + Е \ = Е 3Ут = 3П

у=1.../ у=1...г у=1.../

где Ц ;Ц ;...;Ц - цена соответственно 1-й, 2-й, ..., /-й услуги, ока-

у1 т у2 т угт

зываемой товаром; ЦТ - цена товара;

Е Ц - совокупная цена гарантированного числа услуг, оказыва-

у=1...< т

емых товаром за срок его службы;

3 • 3 •...• 3 - эксплуатационные затраты потребителя на осуще-

э1т ' э2 т ' ' Э1Т

ствление 1-й, 2-й, ..., /-й услуги, оказываемой товаром; Е Зэ - совокупные эксплуатационные затраты потребителя для

У=1..' Т

получения 1-го гарантированного числа услуг за весь срок его службы (от 1-й до /-й услуги). 3П - совокупные затраты потребителя товара за весь срок его службы; Е 3 - совокупные потребительские затраты на получение /-го

у=1...< Т

гарантированного числа услуг, оказываемых товаром за срок его службы;

3 ; 3 ;...; 3 - потребительские затраты на получение 1-й, 2-й, ...,

у т у2 т У Т

/-й услуги, оказываемой товаром.

Целевая функция товара должна характеризовать отдачу каждой из услуг, носителем которых она является на единицу совокупных затрат потребителя, и тем самым характеризовать качественный уровень продукции для потребителя, её полезность и экономичность. Это можно записать с помощью формул следующего вида:

У=1...1 3 ут

О" = 1

3У1 У=1

^ = 1 ^

3У2 У=2

(3)

где е - знак означает «включение»; V- О

- целевая функция товара, осуществляемая за срок его

У=1...1 3 ут

службы гарантированное число раз от 1-го до /-го;

{...} - совокупность из множества значений от 1-го до /-го целевой функции товара за гарантированный срок его эксплуатации;

2Т - целевая функция предлагаемого товара за срок его гарантированной службы.

В зависимости от разных колебаний показателей результативности и цены услуг, характеризующих целевую функцию товара в течение гарантированного срока эксплуатации, формируется потребительский спрос на товар. На разных локальных рынках могут устанавливаться свои предпочтения. Эти предпочтения прямо зависят от степени гарантированности, надёжности выполнения товаром целевой услуги в полном объёме и на качественном уровне в течение полного эксплуатационного цикла. Этим чаще всего завоёвывается авторитетность, хорошая репутация товара. Однако в течение эксплуатационного срока потребительская стоимость товара меняется в результате морального износа, появлении на рынке новых более совершенных моделей товаров, повышения затрат на его ремонты и техническое обслуживание. Поэтому для более точного прогнозирования потребительского спроса на разных локальных рынках нужно учитывать, как покупатели того или иного рынка реагируют на изменение значений целевой функции товара в течение его эксплуатационного срока. При планировании потребительского спроса следует учитывать его изменения и по стадиям нахождения товара на рынке. Если целевая функция предложения меньше спроса, то либо результативность целевой функции

е <

товара чрезмерно низка, либо слишком высока её цена, эксплуатационные затраты на её осуществление. Если же целевая функция предложения больше спроса, то при одинаковой результативности целевой функции предложения и спроса цена предложения товара ниже цены спроса. В обоих случаях фирме необходимо корректировать показатели целевой функции товара. Какова же должна быть методология оптимизации основных показателей целевой функции товара? Для решения подобных задач я предлагаю использовать матрицы, в которые можно свести основные показатели спроса по разным локальным рынкам и установить средневзвешенные по рынкам показатели совокупного спроса на цену и результативность целевой функции товара. В табл. 1 приведён пример построения подобной матрицы для цены спроса и для целевой функции товара в целом. Введём следующие условные обозначения:

2(Ц)т ;2(Ц)т ;...;2(Ц)т - спрос на целевую функцию (цену) то-

С1! С12 С1п

вара первого вида данной ассортиментной группы на определённом локальном рынке: от 1, 2, ..., до п-го рынка;

2 (Ц )т ; 2 (Ц )т ;...; 2 (Ц )т - спрос на целевую функцию (цену) то-

С 21 С 22 С 2п

вара второго вида данной ассортиментной группы на определённом локальном рынке: от 1, 2, ., до п-го рынка;

2(Ц)т ;2(Ц)т ;...;2(Ц)т - спрос на целевую функцию (цену) то-

01 С 2 С п

вара у-го вида данной ассортиментной группы на определённом локальном рынке: от 1, 2, ..., до п-го рынка;

1, 2, ..., ] - виды товаров определённой ассортиментной группы: от 1, ..., до у-го;

1, ..., п - виды локальных рынков от 1-го до п-го;

{2(Ц). ;2(Ц) ;...;2(Ц). };{2(Ц). ;2(Ц) ;...;2(Ц). };...;{2(Ц\ ;

2(Ц;...;2(Ц)Тд } - совокупный спрос на целевую функцию (цену) 1, 2, ...,

] вида товаров данной ассортиментной группы соответственно: 1, 2, ..., п рынков;

2(Ц)Тс ;2(Ц)Тс ;...;2(Ц)Тд - средневзвешенные по п-му числу рынков показатели спроса на целевую функцию (цену) товаров соответственно: 1-го, 2-го, ..., у-го видов определённой ассортиментной группы;

С=1...]

2 (Ц) | - совокупный спрос п-го числа локальных рынков на це-

с / л=1...п

левую функцию (цену) у-го числа видов товаров определённой ассортиментной группы. Показатель цены указан в скобках. Это значит, что для оценки цены (качества) спроса следует строить аналогичную матрицу или заносить значения данн^гх показателей в отдельные графы общей матрицы.

Таблица 1

Матрица оптимизации параметров целевой функции (цены) товара с учётом совокупного и локального спроса

I 3 II : = = 2 В в = & « О с. с £ ЦЦ)Т1 дда-

зв 13 & & 2 -о С! У € {гда- У/(Я;-€ (АН) /(да-

■а й £ И о с. к ЦЦ)^

■а : 0 « 11 1С 1= О нЧ =. о-

■в N к И о &. с=; ЦЦ)Т1

ЗК 0 Я г р- 1 ё 2Ц I £ го ЦЦ)Т1 <2<Н); :•:••;). к.;;^

Для прогнозирования оптимальных значений целевой функции очень важен сравнительный анализ спроса и предложения. На основании сравнительного анализа фирма делает вывод о корректировке либо показателя результативности, либо затратных параметров целевой функции товара, либо обоих показателей одновременно. Однако следует учитывать синергети-ческий эффект от корректировки показателей целевой функции товара и их влияние друг на друга. Повышение качества может приводить к росту цен, а снижение цен - к ухудшению качества товара.

Использование подобных матриц позволит проанализировать, насколько товарное предложение соответствует спросу конкретных локальных рынков и совокупному спросу в целом, его усреднённым показателям. Исходя из этого, фирма должна определиться: 1) стоит ли ей расширять границы своего

хозяйствования, выходя на разные локальные рынки; 2) на затратные или качественные показатели целевой функции товара ей стоит обратить первоочередное внимание, чтобы добиться повышения объёмов спроса; 3) где искать узкие места при совершенствовании товаров, т.е. в первую очередь обращать внимание на конструкцию или технологию изготовления или требуются комплексные меры. На основании подобных матриц станет возможным оценить резервы и ресурсные возможности по оптимизации товарного предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнивая целевую функцию предлагаемого товара с соответствующими показателями спроса, как совокупного, так и на разных локальных рынках, фирма сможет оценить, на скольких рынках её товар может пользоваться спросом. Если значения спроса на целевую функцию товара на разных локальных рынках не сильно отличаются друг от друга, то вполне уместно найти некие усреднённые показатели целевой функции. Ориентируясь на них, фирма сможет оптимизировать показатели товарного предложения таким образом, чтобы расширить зоны позиционирования своего товара, составить планы по увеличению покупательской конъюнктуры, по доле охвата различных локальных рынков. Если же колебание спроса по локальным рынкам велико, то фирма получит возможность выбрать наиболее выгодные для себя варианты корректировки предлагаемого товара по качеству и цене и более обоснованно выбирать стратегические зоны своего хозяйствования.

Предложенный методологический подход оценки товара через призму выполнения им его целевой функции и оптимизации основных показателей её составляющих позволит не только выработать конкретной фирме наиболее эффективные как текущие, так и перспективные продуктово-рыночные стратегии и добиться роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и будет способствовать решению задач народнохозяйственного планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне. Станет возможным спланировать оптимальный экспорт и импорт товаров, спрогнозировать тенденции развития отечественных производств и оценить потенциал различных товаропроизводителей по удовлетворению совокупного спроса в товаре. Это позволит стратегические планы развития на разных уровнях управления нацелить на повышение конкурентоспособности российских товаров.

Список литературы:

1. Меркулова Ю.В. Ситуационно-стратегическое планирование в экономике. Том 1. - М.: Экономика, 2013. - 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.