Научная статья на тему 'Об общих принципах составления программы развития муниципального образования'

Об общих принципах составления программы развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленченко Надежда Алексеевна

В работе обосновывается необходимость формализации процессов стратегического управления, анализируются общие принципы составления программ развития муниципальными образованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об общих принципах составления программы развития муниципального образования»

УДК 352.075 ББК 65.050.9(2)2 Л-46

Ленченко Надежда Алексеевна, преподаватель кафедры высшей математики и системного анализа инженерно-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: 8-903-466-14-16.

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе обосновывается необходимость формализации процессов стратегического управления, анализируются общие принципы составления программ развития муниципальными образованиями.

Ключевые слова: муниципальное образование, стратегическое управление, программа развития, планирование.

Lenchenko Nore Alekseevna, assistant of the department of higher mathematics and system analysis at the faculty of engineering and economics, Maikop State Technological University, Tel. : 8-903-466-14-16

ABOUT THE GENERAL PRINCIPLES OF PLANNING AND DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATION

In the article the necessity offormalization processes of strategic management is proved. The general principles ofplanning and development of municipal formations are analyzed.

Keywords: municipal formation, strategic management, development program, planning.

Высказываемая на всех уровнях государственной и муниципальной власти потребность в оптимизации использования совокупного ресурсного потенциала регионов и территорий Российской федерации предполагает определение того, что является ресурсами региона и территории. Относительно территорий, учитывая происходящие в муниципальных образованиях перемены, необходимо как уточнение составляющих - элементов ресурса, так и того, каким образом эти элементы могут быть интегрированы в существующую систему управления и распределения, или же эта система нуждается в реформировании. Российские ученые обращались к этим вопросам и ранее [1, 2]. Однако, происходящие сегодня изменения в политике центра по отношению к периферии, при которых центральные события перемещаются в регионы, корректировка динамики развития управленческих механизмов муниципальных образований, активизация трудовой миграции населения вносят новые акценты в уже определенные ранее процессы.

В связи с этим, состояние ресурсного потенциала муниципальных образований требует повторного анализа, проведения оценки его количественных и качественных составляющих, детальной классификации его структуры, систематизации в соответствии с характерными особенностями решаемых задач управления. Необходимо получение актуальных параметров имеющегося в каждом муниципальном образовании общего ресурсного потенциала и отдельных его составляющих, определение механизмов и инструментария системы управления муниципального образования, рационального и эффективного их использования.

Так как муниципальное образование находится в разветвленной системе государственного устройства (не являясь при этом органом государственной власти), его цели и задачи увязаны как с региональными, отраслевыми, так и с федеральными институтами и программами.

Рис. 1. Схема взаимодействия муниципального образования с органами государственной власти

Федеральное правительство одно, а субъектов федерации много и еще больше муниципальных образований. В силу этого, от системы управления муниципальным образованием требуется готовность не только представить экономические программы всем донорам, или инвесторам, располагающим ресурсами, но и доказать, что эти программы эффективно могут быть применены именно на этой территории.

В связи с этим, внимание системы управления муниципальным образованием должно быть направлено на задачи идентификации внутренних ресурсов муниципального образования -природных, индустриальных, сельскохозяйственных, человеческих и т.д. и повышения эффективности их использования. Далее, полученные сведения необходимо формализовать в соответствии с требованиями тех органов, которые являются источниками финансирования муниципального образования. В основном сегодня это - государство в лице уполномоченных организаций. Таковыми являются, например, Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), как одного из инструментов оценки и финансирования муниципальных программ через министерство финансов РФ а также Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

С проблемами формализации своих программ в свое время столкнулись коммерческие предприятия, претендовавшие на привлечение внешних заимствований от Министерства экономического развития Российской Федерации. Специалистами министерства была выявлена необходимость оказания методической помощи юридическим лицам - экономическим агентам, нуждающимся в поддержке федерального бюджета. Оказалось, что без формализации требований обработать подаваемые заявления в необходимые для всех сторон сроки невозможно. В связи с этим были разработаны и помещены для публичного ознакомления макеты бизнес -планов, на основании которых экономические агенты могли разработать запросы и претендовать на получение финансовых государственных ресурсов.

Сегодня муниципальное образование, оформляющее пакет документов для получения денежных средств например, от такого инструмента, как Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» должно иметь как общую программу своего развития, так и «бизнес-план». В качестве примера общей программы можно привести проект программы развития города Сургут, изложенной на Интернет-сайте этого города В отношении обоснования мероприятий программы развития муниципального образования, за основу можно взять информацию, изложенную на сайте министерства финансов Российской федерации.

При разработке бизнес-плана следует учитывать процесс происходящей диверсификации видов деятельности муниципального образования. Рисунок 2 иллюстрирует разнообразие видов деятельности, являющихся предметом забот муниципалитета. Таким образом, свойство экономики муниципального образования приближается к корпоративному: диверсификация видов деятельности, управление ликвидными и неликвидными ресурсами, сочетание деятельности на разных пространствах - рыночном и нерыночном и других.

Рис. 2. Структура деятельности системы управления муниципальным образованием

Как следует из рисунка, присутствуют задачи освоения нерыночного и рыночного секторов. В настоящий момент его система управления преимущественно ориентирована на деятельность в нерыночном секторе экономики - оказании информационных, организационных услуг населению через свои бюджетные организации - комитеты, ведомства, муниципальные унитарные предприятия - МУПы. В секторе присутствует элемент конкуренции между системой управления городскими округами и непосредственно городом, одновременно, на этом же пространстве оперируют структуры регионального и федерального значения - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства. Так, в Краснодарском крае одновременно сосуществуют программы по финансированию предпринимательства краевые, городские и районные.

Часть деятельности муниципального образования распространяется и на сектор рыночный. Оказание бытовых услуг населению, выпуск собственных ценных бумаг и приобретение ценных бумаг акционерных обществ, сдача в аренду недвижимости и т.д. происходят на той же территории и одновременно с деятельностью тех самых субъектов малого и среднего предпринимательства, которые муниципальное образование должно поддерживать в целях увеличения своей налоговой базы. Здесь муниципальные структуры могут вступить в конкурентные отношения с предпринимательскими структурами. Федеральные и региональные органы власти стремятся этого избежать, так как в большей части они выступают источниками финансового обеспечения деятельности муниципалитетов и, таким образом, потенциально являются соучастниками нездоровой конкуренции.

Следовательно, муниципальное образование, претендующее на источники дополнительного финансирования со стороны государственных учреждений, должно принимать на вооружение арсенал корпоративной бизнес-культуры.

Литература:

1. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. №8.

2. Гильченко Л.В Местное самоуправление- долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. М.: МОНФ, 1998.

з

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.