ОБ ИСТОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЯКУТИИ (К 280-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II)
В. Р. ДАРБАСОВ,
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Институт региональной экономики Севера
Рассматривается роль политики Екатерины II и усилий многих поколений политиков для становления самоуправления и экономической самостоятельности Якутии.
Ключевые слова: экономическая самостоятельность, система власти, политика Екатерины II, реальный федерализм.
23 апреля 2009 г. в Москве проводился V Пленум Вольного экономического общества (ВЭО) России, посвященный 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины II. На пленуме от Республики Саха (Якутия) выступили с отчетным докладом д. э. н. В. Р. Дарбасов, зам. председателя ЯРО ВЭО России и секретарь отделения, к. э. н. Т. О. Едисе-ева. Докладчик остановился также на любопытных фактах общественной деятельности исторических личностей Якутии, которые, встречаясь с Екатериной II, сыграли определенную роль и повлияли на ход будущего политического и экономического формирования якутского самоуправления.
В XVII в. Якутия была еще неведомой и отсталой окраиной Российского государства. В постепенном ее поэтапном освоении на основе самоуправления в XVIII в. большую роль сыграла гибкая, дальновидная положительно-реформаторская политика Екатерины II. В настоящее время Республика Саха (Якутия) является одним из крупных развивающихся субъектов Российской Федерации, где совсем недавно отмечалось празднование 375-летия вхождения края в состав российского государства. Общеизвестно, что к нуждам и чаяниям многонационального ее народа «относятся и экономические интересы, охватывающие отношения собственности, производства, труда, финансов и многие другие стороны деятельности общества» [2, с. 101]. Сегодня в рес-
публике функционирует система власти, состоящая из Госсобрания (Ил Тумэн), Президента, Конституционного суда и Верховного суда, Правительства Республики Саха (Якутия). И в этом есть доля труда многих общественных деятелей того времени.
Однако, как подтверждает история Якутии, в связи с ее вхождением в состав Российского государства в XVII в. сформировались противоречия в общественно-политической и социально-экономической обстановке региона. Якутия стала колониальной окраиной России. Вся территория Ленского края была объявлена верховной собственностью государства, на население обрушился тяжелый экономический гнет — взимание высокого ясака, несение различных податей и отбывание многих повинностей, установилось политическое бесправие местных жителей, которые стали именоваться «иноземцами», «инородцами» и «иноверцами», произошло максимальное ограничение функций органов местного самоуправления, проводилась политика пренебрежительного отношения к обычаям, традициям и культуре коренного населения и т. д. [1; 3].
Не согласившись с таким положением дел, якуты поодиночке или организованно стали настойчиво обращаться к вышестоящим инстанциям. В XVII и XVIII вв. были предприняты три поездки официальной делегации в Москву и Санкт-Петербург: Мазары Бозекова (1677г.), Софрона Сыранова (1767г.) и СэсэнаАржакова (1789г.). Интересен тот факт, что два последнихделегата были лично приняты императрицей Екатериной II. Сначала депутату Софрону Сыранову было отказано во встрече с императрицей, мотивируя тем, что якуты являются «кочевым народом», ставились под сомнение его полномочия. Однако депутат, проявив характер и находчивость, достойно соответствуя и решительно отстаивая свой депутатский статус, обратился непос-
редственно к Екатерине II с просьбой принять его, предупредив, что желает преподнести персональный подарок — 6 шкур лисиц и соболей [6].
В состоявшейся беседе ему удалось убедить ее в том, что «якуты не кочевой народ», зиму пребывают в своих постоянных жилищах в тайге, где занимаются пушным промыслом, а летом временно переезжают в алас, заготавливают корма для содержания скота и табунных лошадей, т. е. все это является экономическим укладом жизни населения. Решение Екатерины II было доведено до I Департамента Правительственного сената и 17. 10. 1768 Сыранов был оформлен в качестве депутата «Екатерининской комиссии», где он плодотворно работал в течение нескольких лет. Из многочисленных наказов улусов о своих нуждах и недостатках Сенат счел возможным положительно решить только два вопроса — о назначении тойонов (глав улусных администраций) сборщиками ясака и о дальнейшем усилении их судебной власти. Несмотря на это, участие Сыранова в работе «Екатерининской комиссии» сыграло большую роль в решении Иркутской губернской администрацией вопросов усиления роли места тойонов в якутском обществе, в управлении экономикой улусной и наслежной жизнью. Идея Сыранова по ходатайству Борогонского князя Сэсэна Аржакова нашла поддержку в царском Указе от 19.01.1790, разрешившим учреждение должности Якутского областного головы. Таким образом, было положено первое основание якутскому самоуправлению, впоследствии переросшему в систему экономической государственности республики.
Интересен тот факт, что еще во времена царствования Екатерины II якутское общество было вовлечено в государственные дела. Так, еще 14. 12. 1766 был объявлен Указ «Об учреждении Комиссии о выборах...», который население Якутии активно и с надеждой обсуждало. В соответствии с «Положением о выборах» один из авторов проекта А. И. Бибиков предлагал, чтобы нерусские народы также получали избирательные права независимо от того, были ли они кочевыми или нет. Но в окончательной редакции Положения, утвержденного Екатериной II, констатировалось, что избирательные права предоставляются только «некочующим народам». Однако впоследствии были внесены изменения, соответственно которым некоторые коренные и малочисленные народы Сибири, в том числе якуты (народ саха), также получили избирательные права.
Следующим гостем через 22 года стал борогонс-кий улусный голова, мудрец и прирожденный философ Сэсэн Аржаков, вручивший в 1789 г. Императрице Екатерине II «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положений для них». По
народной молве, когда императрица спрашивает у народного посланника, «на чьей же земле все-таки стоит проситель», Аржаков снял свои торбоза, отсыпал из них горсть земли и сказал: «Как видно — на своей». Позднее известный общественно-политический деятель начала XX в. В. В. Никифоров об этом писал: «Аржаков был благосклонно принят Императрицей, которая удостоила его продолжительной беседой, чему, вероятно, немало способствовали красивая наружность, высокий рост и замечательный ум» [5].
План Аржакова, по утверждению историков, начинается с раздела «Прежнее состояние их» (Якутов, В. Д. ). В нем автор приводит некоторые общие сведения о якутах и более подробно останавливается на постановке проблемы, которая, в основном, заключалась в несовершенстве административного и экономического устройства и в неудовлетворительном состоянии организации грузоперевозок (трансферты) на Тихоокеанском побережье. При дальности и непроходимости тяжелейшего пути извоз на вьючных лошадях причинствовал массовому истреблению лошадей и потому разорению якутян. Переходя ко второй части Плана, Аржаков отмечал, что «. якуты при своей простоте и усердии никогда не отрекались от службы, на них возложенной». Далее, весьма дипломатично, обнаруживая собственное верное понимание значения поставок для экономического укрепления России на дальневосточных рубежах, выражал признательность таким руководителям губернской администрации, как генерал-поручик Якобий, который всячески оказывал поддержку. Обосновав, таким образом, свои предложения, автор данного Плана приступал к изложению пунктов ходатайства «к улучшению существования якутов и к пользе государственной помощи».
В содержании Плана имелись такие важные статьи социально-экономического положения, как выбор областного головы, учреждение якутского суда, освобождение якутов от содержания почтовых станков Иркутского тракта, право на просвещение и образование якутского народа. Таким образом, План Аржакова является первым политическим и экономическим документом, дошедшим до Императрицы. В результате встречи была заложена основа для прямых контрактов Иркутской губернии с якутами; разрешен вопрос о дополнительном финансировании с Иркутской казенной палаты; в 1801 г. открыта школа при Якутском Спасском монастыре для обучения якутских юношей. Все это послужило постепенному повышению уровня жизни и благосостояния якутского народа и укрепило экономическую базу для формирования и развития самоуправления на местах. Как видно, Екатерина II, несмотря на огромнейшую занятость,
благосклонно приняла представителей якутского народа и отвечала на их просьбу судьбоносными решениями. Следует отметить и тот факт, что, приняв руководство Российской империей с населением в 18 млн чел., императрица оставила ее с 36 млн чел. Не было ни одной территориальной потери — наоборот, государство росло, ширилось и «замахивалось» на гегемонию в Европе [4].
Как показывает история, позже автономный статус республика получила в 1922 г. и за семьдесят лет совершила большой скачок в решении социально-экономических, культурно-просветительских вопросов развития. Однако в условиях административно-авторитарной системы институт автономии стал постепенно изживать себя. Особенно в сфере образования, науки и культуры стали господствовать идеологические штампы и единообразие, не поддерживалось развитие национальных традиций северных народов и этносов. В конечном итоге в 1990-х гг. республика избрала демократический путь развития, провозгласив Декларацию о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). Данный политический документ обозначил начало нового этапа развития экономики Якутии в составе страны.
Таким образом, провозглашение государственности предоставило реальные права и функции высшим органам государственной власти республики. Декларация стала основой для принятия новой Конституции республики и ее законодательной базы, позволявшей сохранить и преумножить социально-экономический потенциал региона, обеспечить приемлемый уровень жизни, политическую стабильность и межнациональное согласие в условиях начавшегося финансово-экономического кризиса. Сегодня, являясь убежденным сторонником федеративных отношений, Республика Саха (Якутия) стремится внести свой вклад в укрепление российской государственности, дружбы между народами страны.
В ближайшие годы проводится целенаправленная работа по сохранению и развитию всех базовых и приоритетных отраслей по переходу к диверсификации путем динамичного развития транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктур. Разработаны крупные мегапроекты, в результате реализации которых республиканский бюджет перестанет зависить от федеральных трансфертов и неналоговых платежей и постепенно выйдет на уровень регионов-доноров. В этой связи проводится политика совершенствования управления государственными финансами, имуществом для создания благоприятного инвестиционного климата по партнерству с частным капиталом.
В начале 1990-х гг. был создан Институт экономики комплексного освоения природных ресурсов
Севера, позднее — ФГНУ «Институт региональной экономики Севера». С начала деятельности институт занимается изучением не только прикладных республиканских, но и фундаментальных северных проблем региональной экономики. Поэтому с начала реформирования экономики Институт принимал активное участие в обосновании права собственности республики на землю, ее недра и другие природные ресурсы, проекта закона «О собственности в Якутской — Саха ССР». Внес существенный научный вклад в разработку Концепции перехода республики к рыночной экономике, обоснование экономических основ экономической и финансовой самостоятельности республики. Тогда учеными была обоснована плата за невозобновляемые природные ресурсы в субвенции из российского бюджета. Это позволило республике самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, в первую очередь социально защитить население, укрепить социально-экономическую инфраструктуру региона. И эти начинания позднее были заимствованы и реализованы другими регионами Российской Федерации, в том числе республиками и краями Дальневосточного региона.
Из изложенного видно, что реальный экономический федерализм достигается результатом усилий многих поколений политиков. И фундаментальные принципы федерализма и самоуправления не должны размываться непродуманными и сиюминутными действиями властей или отдельных личностей. Чем последовательнее и содержательнее федерализм, тем сильнее сплоченность, мощнее тяга к центру. Отсюда понятно, что необходимо добиваться уважительного отношения к основному закону Республики Саха (Якутия), предусматривающему ее государственность в объеме и рамках Конституции Российской Федерации. На сегодня общеизвестно, что Конституция Якутии полностью соответствует и не противоречит ни одной статье основного закона страны, не противоречит положениям конституционного закона России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии. М. 1956. 59 с.
2. ЕгоровЕ. Г. Север России: экономика, политика, наука. / Отв. ред. А. К. Акимов; Ин-т регион. экономики. Якутск: Сахаполиграфиздат. 2006. 560 с.
3. Иванов В. Н. Социально-экономические отношения у якутов. XVII век. Якутск. 1966.
4. Кудряшев К. Екатерина II: замужем за империей. // АиФ. 2009, апрель. С. 52.
5. Никифоров В. В. Из истории якутского самоуправления. // Якутская жизнь. 1908. № 33.
6. Петухова З. И. , Аржаков С. Якуты: легендарные и исторические личности. Якутск. 2005. С. 45—57.