Научная статья на тему 'Об использовании отработанных карьеров под водоемы при строительстве автомобильных дорог'

Об использовании отработанных карьеров под водоемы при строительстве автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
953
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ПЕСОК / ГРУНТ / КАРЬЕР / ВОДОЕМ / РЕКУЛЬТИВАЦИЯ / ЗОНА ОТДЫХА

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Левкович Татьяна Ивановна, Мевлидинов Зелгедин Алаудинович, Черненков Артем Васильевич

Анализируя имеющиеся карьеры Брянской области, их можно классифицировать по месторасположению: карьеры на склонах, в бессточных понижениях местности, на водоразделах, в логах и поймах рек (Десны, Ипути и др.). В настоящее время многие из них заполнены водой, но рекультивации не подвергались и обустроены после выработки в них песка не были. В дальнейшем после строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог с использованием песка местных карьеров нами предлагается устраивать в выработанных карьерах водоемы с рекреационными зонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Левкович Татьяна Ивановна, Мевлидинов Зелгедин Алаудинович, Черненков Артем Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании отработанных карьеров под водоемы при строительстве автомобильных дорог»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТРАБОТАННЫХ КАРЬЕРОВ ПОД ВОДОЕМЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1 2 3

Левкович Т.И. , Мевлидинов З.А. , Черненков А.В.

1Левкович Татьяна Ивановна - кандидат технических наук, доцент;

2Мевлидинов Зелгедин Алаудинович - кандидат технических наук, доцент;

3Черненков Артем Васильевич - магистрант, кафедра автомобильных дорог,

Брянский государственный инженерно-технологический университет,

г. Брянск

Аннотация: анализируя имеющиеся карьеры Брянской области, их можно классифицировать по месторасположению: карьеры на склонах, в бессточных понижениях местности, на водоразделах, в логах и поймах рек (Десны, Ипути и др.). В настоящее время многие из них заполнены водой, но рекультивации не подвергались и обустроены после выработки в них песка не были. В дальнейшем после строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог с использованием песка местных карьеров нами предлагается устраивать в выработанных карьерах водоемы с рекреационными зонами.

Ключевые слова: месторождение, песок, грунт, карьер, водоем, рекультивация, зона отдыха.

Местные материалы (песок, грунт) при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог дорожно-строительные организации Брянской области добывают в грунтовых и песчаных карьерах. Карьер - месторождение, в котором полезное ископаемое (дорожно-строительный материал) добывают открытым способом.

Для добычи песка в Брянской области организовано большое количество песчаных карьеров. В каждом административном районе наряду с глинистыми грунтами есть песчаные месторождения. Пески в таких карьерах в основном пылеватые и мелкозернистые. Но в Суражском, Мглинском, Суземском и других районах Брянской области есть месторождения среднезернистого и даже крупнозернистого песка. Раньше в Суражском, Клинцовском районах Брянской области использовались карьеры песчано-гравийной смеси. Они были выработаны и рекультивированы. Считалось, что песчано-гравийная смесь полностью исчерпана. Но год назад в лесной местности Суражского района вдоль реки Ипуть вновь были обнаружены месторождения песчано-гравийной смеси. Единственным недостатком является то, что песчано-гравийная смесь залегает на глубине около 12 м. В связи с большими объемами вскрышных работ эти месторождения пока не используются для строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.

После выработки полезного ископаемого в карьере должна быть проведена его рекультивация. Цель рекультивации - восстановление и приведение освободившихся земель и территорий, нарушенных в результате разработки, в состояние, пригодное для хозяйственного использования и экологически устойчивое. Рекультивация карьеров состоит обычно из следующих работ:

- приведение земель и прилегающих к карьеру территорий в состояние, пригодное в дальнейшем для использования в сельском хозяйстве (проведение планировочных работ, перемещение на спланированную территорию с разравниванием слоя из растительного грунта толщиной 0,20м, внесение удобрений, посадка лесных или сельскохозяйственных культур);

- устройство в карьерных разработках водоемов различного предназначения (рыбного, водоплавающей птицы, социально-бытового, культурно-ландшафтного, противопожарного и др.).

При изучении и анализе имеющихся литературных источников оказалось, что карьеры-водоемы имеют весьма широкое распространение в разных областях Российской Федерации и практически не устраиваются или не обустраиваются в Брянской области.

Согласно [1] проектам Союздорпроекта карьеры-водоемы были сооружены при строительстве МКАД, автомобильных дорог МКАД - Кашира, Серпухов - Тула, Свердловск - Тюмень, на Купавинском АБЗ Мосавтодора и других притрассовых карьерах. Также много гравийных, гравийно-песчаных и песчаных карьеров-водоемов расположено в Икшанском, Люберецком и других районах Московской области.

Анализируя имеющиеся карьеры Брянской области, их можно классифицировать по месторасположению: карьеры на склонах, в бессточных понижениях местности, на водоразделах, в логах и поймах рек (при разработке грунтов средствами гидромеханизации). Очень много бывших разработок грунта землесосными снарядами находится в пойме р. Десны. В настоящее время они заполнены водой, но рекультивации не подвергались и обустроены в свое время после разработки песка землесосными снарядами не были.

При проектировании и устройстве карьеров-водоемов необходимо прорабатывать и учитывать экологические и гидрологические мероприятия, использовать вариантные проработки с возможными видами рекультивации нарушенных земель с выбором наиболее оптимального варианта и минимального вмешательства в окружающую природную среду.

Обычно при строительстве автомобильной дороги в проекте на строительство грунтовые карьеры рассматриваются обособленно, без увязки с имеющимися водопропускными и другими сооружениями. В проектных документах не обозначаются границы водосборов, направления поверхностного стока и логов, не приводятся поперечные сечения местности от дороги до карьера и другие условия, то есть не производится оценка гидрологических и экологических последствий устройства карьера-водоема [1].

Также необходимо учитывать природные и антропогенные факторы. К природным факторам относят комплексную геологическую и гидрологическую оценку возможных проявлений в пространстве и времени (осадки, испарения с зеркала карьера-водоема, температуру воздуха, чередование засушливых и увлажненных периодов, эрозионные процессы и т.д.). К антропогенным факторам - условия разработки месторождения, степень нарушения природных процессов на окружающую среду в связи с вскрышными и добычными работами [2].

Иногда эксплуатируемые или заброшенные карьеры (по обходу г. Брянска у п. Свень) вызывают неприглядное впечатление (у склонов выгружены горы строительного и бытового мусора), что вызвало гибель растительности и возможно изменило места обитания животных и птиц. Многие карьеры-водоемы в пойме р. Десны соединены с ней, группируются вместе. В этих карьерах-водоемах уже водится рыба: плотва, красноперка, щука, окунь и др. В весенне-летне-осенний периоды на их берегах находится большое количество рыболовов с удочками. На этой территории возможно создание в будущем рекреационной зоны отдыха, причем рядом расположен смешанный лес.

По обходу г. Брянска расположено шесть водоемов-озер, названных Орликами (Орлик-1, Орлик-2 и т.д.), созданных из отработанных песчаных карьеров. В настоящее время ведут разработку песка землесосным снарядом в Орлике-7. Рядом в выработке - карьере (Орлике-6), разработанном ранее, устроен водоем с лодочной станцией. Берега Орлика-5 и Орлика-6 оборудованы под пляжи. В летний пляжный сезон там работают: летние кафе, киоски.

При строительстве автомобильных дорог, сельскохозяйственном, гражданском и промышленном строительстве очень часто выработанные карьеры превращаются в пруды и водоемы различного расположения и назначения, что способствует благоустройству территорий и их рациональному хозяйственному использованию. При создании в отработанных карьерах водоемов предусматривают выполаживание берегов, защиту дна и берегов для предотвращения оползней, заиливания и эрозии [2].

Использование отработанных карьеров многообразно и не ограничивается приведенными выше примерами. Обычно притрассовый карьер-водоем представляет собой искусственно созданный природный объект, влияющий на природу силой своего активного вмешательства в нее, являясь в то же время частью этой природы [1].

Карьеры-водоемы по способам разработки и последующего после рекультивации функционирования подразделяют на следующие типы: открытые наземные, подземные, обводненные и комбинированные, а также мелкого и глубокого заложения.

Существующие и выработанные грунтовые карьеры вокруг г. Брянска и в Брянской области расположены на достаточном расстоянии от существующих автомобильных дорог и не представляют для них угрозы во время таяния снега, при весенних паводках, при ливнях в дождливый период года. Большую угрозу для существующих автомобильных дорог представляют выемки грунта - боковые резервы (односторонние и двухсторонние), например, вдоль автомобильной дороги Почеп -Мглин - Сураж. Весной, осенью и дождливым летом они заполнены водой. Вода в эти периоды иногда поднимается выше уровня подошвы земляного полотна и подтапливает его, значительно уменьшая несущую способность грунта. На этих водоемах-резервах, частично заросших лозой, камышом, осокой гнездятся в летний период водоплавающие птицы (утки-чирки и кряквы).

При более детальном изучении почв и грунтов, находящихся на территории г. Брянска, можно сделать вывод, что они многообразны. На территории г. Брянска с поверхности залегают разные виды грунтов. Так Советский район г. Брянска, расположенный на возвышенности над рекой Десной, имеет в верхней части суглинистые грунты мощностью до 15...25 м, далее следует материковый слой из мела. 20 лет назад при геологических изысканиях на кургане Бессмертия была пробурена скважина глубиной 600 м, мел в ней шел глубже этой глубины. Другие районы г. Брянска расположены в пониженной местности. Например, Фокинский район в верхней части имеет пылеватые пески.

При использовании карьеров-водоемов, включая и резервы-водоемы, расположенные вдоль дороги, нередко возникает необходимость устройства водопропускных труб для пропуска через них не только паводковых, но и избыточных поверхностных вод. В ряде случаев такие трубы предназначены как водопропускные для нормального функционирования водообмена между подтопляемыми участками местности, включая и боковые резервы, устроенные с обеих сторон автомобильной дороги. Рассмотренные выше примеры удачного и неудачного расположения, разработки и устройства карьеров-водоемов, наглядно подтверждают актуальность более повышенного внимания к этому типу дорожных сооружений [1].

В настоящее время авторами произведен сбор материала по существующим карьерам в Брянской области. В дальнейшем на примере проектирования нескольких вариантов карьеров-водоемов (бессточного и сточного функционирования) будут рассчитаны объемы работ по срезке растительного слоя с поверхности карьеров, разработке грунта, выполаживанию откосов (минимум 1:3), проведению рекультивации и заполнению карьеров-водоемов водой с дальнейшим планированием благоустройства их берегов с созданием рекреационных зон отдыха.

Выводы:

1. Карьеры-водоемы - неотъемлемая часть дорожно-строительного комплекса, но необходимость их устройства должна быть обоснована проектными документами, отражающими их использование в природоохранных и социально-экономических целях.

14

2. Обязательным условием разработки карьеров является последующая после их разработки рекультивация.

3. При необходимости можно использовать карьеры-водоемы в качестве рекреационных зон.

Список литературы

1. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А., Афонина М.И. Карьеры-водоемы при устройстве автомобильных дорог. М., 2008. 80 с. // Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». Вып. 3.

2. СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территорий от затопления и подтопления / Госстрой СССР. Введ. 01.07.86. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 20 с.

ВИД, КОНФИГУРАЦИЯ, РАЗМЕР И СТРУКТУРА ЗАВАЛА, ОБРАЗОВАВШЕГОСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗРЫВА В ПРОМЫШЛЕННОМ ЗДАНИИ Жадановский Б.В.1, Явонов Д.А.2

1Жадановский Борис Васильевич - кандидат технических наук, доцент;

2Явонов Дмитрий Андреевич - магистрант, кафедра технологии и организации строительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются характеристики образовавшегося завала в результате взрыва в промышленном здании. В зависимости от материала, из которого было построено здание, степени его износа, территориального расположения и многого другого, эти показатели могут значительно меняться и каждый случай становится индивидуальным. Детальное изучение этой области, позволяет в дальнейшем выбрать эффективную схему по разработке образовавшегося завала, использовать экономически целесообразный вид техники, отвечающий всем техническим требованиям.

Ключевые слова: конфигурация завала, структура завала, размер завала.

УДК: 69.059.28

На территории Российской Федерации функционирует большое количество промышленных объектов. Согласно статистическим данным - это около девяти тысяч зданий, где потенциально имеется угроза взрыва [2]. Чаще других, аварии, сопровождаемые взрывом, характерны для предприятий химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и другой производственной отрасли, связанной с добычей сырья и его обработкой. Взрыв в промышленном здании довольно частое явление, которое приводит к разрушению, степень которого зависит от силы воздействия, от типа здания и качества его постройки. Анализ характера разрушений зданий при взрывах показал, что здания при полном или частичном разрушении превращаются в обломки, образуя завалы.

Завалами обычно называют хаотическое нагромождение различных обломков здания (стен, перекрытий, металлических конструкций, инженерного оборудования, мебели и т.д.) при его разрушении [3].

Завалы характеризуются следующими основными показателями: - конфигурация;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.