Научная статья на тему 'Об инновационном подходе к научно-образовательной деятельности в высшей школе для минимизации некоторых негативных последствий вхождения России в ВТО'

Об инновационном подходе к научно-образовательной деятельности в высшей школе для минимизации некоторых негативных последствий вхождения России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВТО / АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДОКУМЕНТНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / INNOVATIVE APPROACH / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGY / E-GOVERNMENT / WTO / ADAPTATION OF RUSSIAN STANDARDS / ELECTRONIC INTERACTION / TRAINING / DOCUMENT ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников Сергей Александрович

В статье рассматриваются возможности инновационного подхода к образовательной деятельности для решения задач совершенствования процессов управления, повышения их результативности и эффективности, что во многом определяется внедрением информационных технологий, электронного правительства и современных технологий документационного обеспечения управления. Данная проблема заметно обостряется в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию, поскольку развитие эффективного экономического сотрудничества со странами Запада невозможно без адаптации российских стандартов ДОУ к общепринятым европейским требованиям, что касается прежде всего систем взаимодействия отечественного и зарубежного бизнеса в электронном виде. Для решения этих проблем необходимы более совершенные подходы к подготовке кадров в рамках нового направления документной инженерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY AT HIGHER SCHOOL FOR MINIMIZING NEGATIVE CONSEQUENCES OF RUSSIA''S WTO ACCESSION

The paper considers the potential for an innovative approach to educational activities to meet the challenges of improving management processes, increasing their efficiency which is largely determined by the introduction of information technology, e-government and advanced document management technologies. This problem is significantly exacerbated by Russia's entry into the World Trade Organization since the development of effective economic cooperation with the West is not possible without adaptation of the Russian standards to the common European standards, especially with regard to the systems of electronic interaction between Russian and foreign businesses. In order to address these problems better approaches to training in a new area of document engineering is needed.

Текст научной работы на тему «Об инновационном подходе к научно-образовательной деятельности в высшей школе для минимизации некоторых негативных последствий вхождения России в ВТО»

удк378 Сергей Александрович Овчинников,

советник Правительства Саратовской области, Ovchinnicov@ssea.runnet.ru эксперт Международной неправительственной

некоммерческой экспертной организации ««Concordia-Eu-Ru» (Брюссель, Бельгия), руководитель академических программ Международной неправительственной экспертной организации в области ^-технологий и информационной безопасности ISACA, доктор исторических наук, профессор, проректор, директор научно-образовательного Центра «Инфо-ЭПР»,

СГСЭУ

ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПОДХОДЕ К НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В ВТО

В статье рассматриваются возможности инновационного подхода к образовательной деятельности для решения задач совершенствования процессов управления, повышения их результативности и эффективности, что во многом определяется внедрением информационных технологий, электронного правительства и современных технологий документационного обеспечения управления. Данная проблема заметно обостряется в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию, поскольку развитие эффективного экономического сотрудничества со странами Запада невозможно без адаптации российских стандартов ДОУ к общепринятым европейским требованиям, что касается прежде всего систем взаимодействия отечественного и зарубежного бизнеса в электронном виде. Для решения этих проблем необходимы более совершенные подходы к подготовке кадров в рамках нового направления

- документной инженерии.

Ключевые слова: инновационный подход, образовательная деятельность, внедрение информационных технологий, электронное правительство, ВТО, адаптация российских стандартов, электронное взаимодействие, подготовка кадров, документная инженерия.

271303040506041011080404092113040609080104091004050410060403090605

S.A. Ovchinnikov

INNOVATIVE APPROACH TO SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY AT HIGHER SCHOOL FOR MINIMIZING NEGATIVE CONSEQUENCES OF RUSSIA'S WTO ACCESSION

The paper considers the potential for an innovative approach to educational activities to meet the challenges of improving management processes, increasing their efficiency which is largely determined by the introduction of information technology, e-government and advanced document management technologies. This problem is significantly exacerbated by Russia's entry into the World Trade Organization since the development of effective economic cooperation with the West is not possible without adaptation of the Russian standards to the common European standards, especially with regard to the systems of electronic interaction between Russian and foreign businesses. In order to address these problems better approaches to training in a new area of document engineering is needed.

Keywords: innovative approach, educational activities, introduction of information technology, e-government, WTO, adaptation of Russian standards, electronic interaction, training, document engineering.

Решение стратегически важных политических задач, провозглашенных Президентом РФ В.В. Путиным, по модернизации всех сфер российской государственнополитической деятельности, экономической жизни, совершенствованию процессов управления, повышению их результативности и эффективности во многом определяется внедрением информационных технологий, электронного правительства, что связано с их сопровождением технологиями документационного обеспечения управления (ДОУ).

Однако за последние пятьдесят лет развитие системы ДОУ на современной научно-технической основе в нашей стране практически выпало из поля зрения государства, несмотря на то что ни одно управленческое решение не может быть принято и реализовано без закрепления в документах.

Данная проблема заметно обостряется в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию, поскольку развитие эффективного экономического сотрудничества со странами Запада невозможно без адаптации российских стандартов ДОУ под общепринятые европейские требования, что особенно касается систем взаимодействия отечественного и зарубежного бизнеса в электронном виде.

Новые тенденции в Европе показывают, что в нынешних условиях при повсеместном внедрении информационных технологий сделан упор на особую актуальность вопросов стандартизации документооборота, имеющего критически важное значение для регулирования потоков документов, сопровождающих различные виды деятельности, совместимости электронного бизнеса и государственного управления, взаимодействия бизнеса и граждан с системами электронного правительства в различных странах. Обеспечение такого взаимодействия на основе документов, организационных норм и открытых стандартов полностью отвечает стратегической направленности в достижении целей Лиссабонской конференции по снижению барьеров для рынка услуг, мобильности по всей Европе, эффективного осуществления национальных информационных политик, регионального и местного развития.

Государства - участники Европейского плана действий «Ускорение электронного правительства в Европе

на благо всех» взяли на себя обязательство обеспечить, чтобы все граждане стали основными бенефициарами электронного правительства и европейских государственных администраций по доставке общественной информации и услуг, которые являются более доступными и более доверительными для общественности через инновационное использование и осведомленность о преимуществах электронного правительства, повышение квалификации и поддержки для всех пользователей, при этом услуги, оказываемые структурами частногосударственного партнерства, во многом базируются на документировании этих процессов.

В странах Запада существует довольно жесткая система стандартизации системы управления документами, постоянно развивающаяся в соответствии с требованиями времени. В нашей стране в этой сфере отмечается заметное отставание. Сопоставление зарубежных и отечественных требований к документированию и управлению специальными видами документов системы менеджмента качества свидетельствует, что система ДОУ служит важнейшим средством и инструментом эффективного управления, а упорядоченные документационные процессы позволяют обеспечивать эффективную связь государства с населением страны, структурами гражданского общества, бизнесом, более успешно решать финансово-экономические задачи и обеспечивать долговременное хранение важных документов. Но в России движение в направлении выработки и внедрении единых правил, в том числе адаптированных к западноевропейским требованиям по реализации электронного документооборота, осуществляется недостаточно активно.

Для активизации этих процессов необходимы масштабная научно-исследовательская работа по корректировке накопленной нормативно-правовой и методической базы документационного обеспечения управления, формирование инновационных подходов к подготовке и переподготовке кадров, способных на качественно новом уровне решать новые задачи.

26-й саммит России и Евросоюза, посвященный развитию двусторонних отношений между Россией и ЕС и реализации российско-германской Мезебергской инициативы по созданию нового формата взаимодействия

России и ЕС и инициативы «Партнерство для модернизации», определил вектор дальнейшего развития сотрудничества стран и стал эффективным инструментом достижения ранее согласованной цели укрепления стратегического партнерства России и Евросоюза путем создания четырех общих пространств: 1) экономического; 2) безопасности и правосудия; 3) внешней безопасности; 4) науки и образования. Особое значение в рамках реализации инициативы «Партнерство для модернизации» для России имеют такие направления, как взаимный обмен технологиями, гармонизация технических норм и регламентов, содействие со стороны ЕС в окончательном завершении процесса вступления России в ВТО, значительное расширение профессиональных и академических обменов.

Политические установки руководства России в данной сфере предельно четкие и позволяют интенсивно осуществлять процессы взаимной интеграции в научной области и сфере подготовки кадров, что приобретает особую актуальность для обеспечения экономической деятельности в связи с вхождением России в ВТО.

Как известно, успех бизнес-деятельности во многом обусловлен качеством документирования процесса управленческой деятельности, основанного на международных стандартах качества и работы с документами. Однако технологии обмена документами в условиях адаптации российских бизнес-структур к европейским требованиям должны претерпеть глубокие изменения, но концепция документа при этом остается стабильной.

Подход к разрешению данной проблемы методами документной инженерии помогает определить требования к разработке и реализации документов и процессов, которые создают и потребляют их. Он синтезирует дополнительные идеи, извлеченные из особенностей обрабатываемой информации.

Документная инженерия, используя методы бизнес-анализа и бизнес-информатики, призвана обеспечить наиболее полное отражение в документах как самих бизнес-процессов, так и людей, их сопровождающих, а также реализацию тех приложений, в которых эти процессы нуждаются, поскольку успех взаимодействия, совместимости и стандартизации при осуществлении бизнес-процессов на международном уровне во многом зависит от реализации обязательных требований к документированию управленческой деятельности и внедрения требований международных стандартов серии ISO 9000 по документированию системы менеджмента качества.

Применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований предусматривает национальный стандарт РФ «Системы менеджмента качества. Требования» ИСО 9001:2008, который идентичен международному стандарту ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems -Requirement»). На унификацию и совместимость документационного обеспечения нацелен ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», аналогичный международному стандарту ISO 15489-1:2001 (Information and

documentation. Records management. General). Эти же цели преследует весьма содержательный документ, принятый Европейским союзом, под названием «Типовые требования к управлению электронными официальными документами (MoReq2)», в котором идет речь как об электронном документообороте, так и о традиционных, бумажных документах.

Технологии документирования бизнес-процессов в общей системе процессов путем документной инженерии, наряду с их идентификацией, взаимодействием и стандартизацией, рассматриваются как менеджмент процессов с целью получения конкретного результата, определяемый как процессный подход. Преимущество процессного подхода состоит в рассмотрении непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии, что особенно важно для поддержания системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9000. Документирование всех этих процессов позволяет обеспечить их «стыковку» и «цементирование».

Именно поэтому в условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию необходимо рассмотреть специфические особенности и преимущества управления документами. При этом нельзя забывать о том, что управление документами распространяется на практическую деятельность управляющих документами, а также любых других лиц, создающих или использующих документы в ходе деловой деятельности.

Таким образом, документационное обеспечение управления должно стать той ««дорожной картой», которая позволяет обеспечить успешное вхождение российского бизнеса в мировую экономическую систему. На сегодняшний день существует нормативная база международного уровня для развертывания в российских бизнес-структурах данной работы на должном уровне. Достижение необходимого уровня документационного обеспечения управления государственными и бизнес-структурами, а также внедрение международной системы менеджмента качества нередко сдерживают недостаточная осведомленность руководителей по данным вопросам и отсутствие квалифицированного персонала, способного на высоком качественном уровне обеспечивать выполнение довольно жестких и предметных требований международных документов по стандартизации, совместимости и взаимодействию.

Инновационный подход к научно-образовательной деятельности в высшей школе обусловлен тем, что ряд экспертов в связи с вхождением России в ВТО прогнозируют определенные изменения в сфере ИК-технологий, что необходимо учитывать в работе по подготовке кадров на ближайшую перспективу.

В связи с активизацией экономических отношений с зарубежными странами начнет развиваться электронная коммерция. Прогнозируемый приток зарубежных участников в сферу международной торговли с участием России может увеличить клиентскую базу российских торговых площадок и усилить конкуренцию среди поставщиков, а стремление организаторов торгов к сокращению затрат на приобретаемую продукцию подтолкнет к проведению массированной закупочной деятельности через электронные торговые площадки, о чем можно будет получить информацию путем мониторинга ряда

показателей, характеризующих отрасль электронной торговли, в том числе количество, объем торгов, их участников и т.п.

Реализация задач мониторинга потребует научной разработки таких вопросов, как методика его осуществления и подготовка кадров экспертов, обладающих навыками реализации задач в этой сфере. Кроме того, следует определиться с единым российским центром компетенций по данному вопросу.

Российские электронные торговые системы в таких условиях должны получить импульс к новому, качественному развитию, в том числе могут осуществить перевод реализации торговых процедур на английский язык, что будет способствовать расширению круга иностранных участников торгов. Однако в этом случае потребуется кадровое обеспечение специалистами, в совершенстве владеющими английским языком, знанием нормативной базы и технологий осуществления электронных торгов.

Не исключено, что на российском рынке электронных торгов появятся международные доски объявлений, ориентированные на предприятия малого и среднего бизнеса, основной особенностью которых будет предоставление не только информационных услуг, но и ряда дополнительных сервисов. Это должно привести к качественным изменениям в отрасли электронной коммерции сначала в корпоративном сегменте, а затем и в сегменте «государство - бизнес».

К отраслям российской экономики, которые должны получить позитивный импульс от вхождения России в ВТО, по мнению Всемирного банка, относятся: металлургия, химическая, нефтехимическая и нефтегазовая отрасли, сфера связи, грузовые перевозки и т.д. Однако не исключаются и отрицательные последствия для сельского хозяйства, легкой и тяжелой промышленности. Так, в легкой промышленности после вхождения России в ВТО пошлины на одежду снизятся с 10 - 20% до 5 - 7%, на текстиль - с 9,5% до 7,3%, прямые потери в отрасли составят в 2020 г. около 11% от объема производства. В тяжелой промышленности в 2020 г. прямые потери из-за увеличения импорта составят 102% от объема производства, а упущенные возможности роста

- 177%. В такой ситуации предприятиям придется снижать цену производимой продукции. Снижения цены можно добиться сокращением доли прибыли, однако данный способ нежелателен, поскольку уровень рентабельности для многих промышленных предприятий в России составляет 6 - 8%, или путем снижения себестоимости продукции, что вполне реально осуществить в ходе проведении закупок товаров и услуг в электронной форме. Так, за счет высокой конкуренции в процессе проведения электронных торгов на одной из торговых площадок компании добиваются снижения расходов на закупаемую продукцию до 20%. Однако здесь вновь возникает вопрос обеспечения предприятий квалифицированными кадрами экономистов, способных применять на практике не только маркетологические методы, но и довольно сложные по документированию и правовому сопровождению технологии электронных торгов, что позволит максимально полно использовать выгоду от торгов для своего предприятия. Компенсировать предприятиям негативные последствия от вхождения России в ВТО может увеличение объемов реализации продукции, и здесь также квалифицированными

специалистами могут применяться высокоэффективные технологии электронной торговли, поскольку таким образом можно значительно расширить регионы и количество клиентов для реализации продукции, что приведет к увеличению объемов продаж.

Таким образом, расширение участия российских бизнес-структур в электронных торгах может стать довольно эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российских предприятий в условиях вхождения в ВТО, а также необходимым фактором для поддержания конкурентоспособности отечественного бизнеса в условиях формирования единого экономического пространства.

Однако на этом пути имеется ряд существенных препятствий, которые следует преодолеть с помощью незамедлительного принятия ряда энергичных мер научнообразовательного плана, для чего, на наш взгляд, необходимо осуществить следующие шаги.

1. Развернуть широкомасштабную профессиональную подготовку и обеспечить повышение квалификации специалистов в области документационного обеспечения управления с акцентом на электронный документооборот, электронную торговлю; внедрить в вузах учебную программу подготовки кадров по вопросам документирования управленческой деятельности в качестве «сквозной» по всем специальностям и направлениям их подготовки.

2. Во взаимодействии с торгово-промышленными палатами развернуть подготовку кадров руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса по вопросам документирования управленческой деятельности и внешнеторговых операций с применением электронных технологий с учетом вхождения России в ВТО.

3. Организовать научно-методическую работу в области документационного обеспечения управления для адаптации отечественных требований в сфере ДОУ к зарубежным стандартам документирования управленческой деятельности, внедрения наиболее рациональных методов работы в сфере электронного документооборота и сопровождения торгово-финансовых операций.

4. Разработать методику осуществления мониторинга и контроля соблюдения правил и норм межведомственного документооборота, процессов документообра-зования и объемов документооборота на основе единых унифицированных правил и методов документационного обеспечения управления.

5. Выработать на научной основе рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности по защите коммерческой тайны и персональных данных при трансграничном электронном обмене документами.

6. Разработать и внедрить механизм осуществления контроля за обеспечением сохранности электронных документов в органах госуправления, бизнес-структурах, документальных архивных фондах, соблюдением установления сроков их хранения, а также соблюдением законодательно установленных положений о доступе к таким документам с целью устранения фактора утечки критически важной информации и персональных данных.

7. Предусмотреть внедрение института общественной (независимой) информационной экспертизы программных и иных информационных средств, применяемых для электронных документационных коммуникаций, что приобретает особую актуальность с учетом требо-

1QS

вания Президента РФ В.В. Путина, прозвучавшего на совещании о повышении эффективности госуправления с помощью информационных технологий в Новосибирске 17 мая 2012 г.: «Нам нужно предусмотреть защиту от так называемых "грязных" данных - разного рода неточных или ошибочных сведений... именно из-за такой искаженной информации в базах данных различ-

ных ведомств и возникла мнимая налоговая задолженность у миллионов граждан - практический результат этой “грязной” информации. Ведомствам надо самим наводить порядок в своих электронных архивах, чтобы у людей потом не возникали неудобства, связанные с финансовыми, бюрократическими издержками и пустой тратой времени».

УДК 321

ta ► Ovchinnicov@ssea.runnet.ru

Сергей Александрович Овчинников,

советник Правительства Саратовской области, эксперт Международной неправительственной некоммерческой экспертной организации ««Concordia-Eu-Ru» (Брюссель, Бельгия), руководитель академических программ Международной неправительственной экспертной организации в области ^-технологий и информационной безопасности ISACA, доктор исторических наук, профессор, проректор, директор научно-образовательного Центра «Инфо-ЭПР»,

СГСЭУ

Максим Дмитриевич Земсков,

аспирант кафедры философии и политологии,

СГСЭУ

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье обозначены риски, присущие проектам государственно-частного партнерства, связанные с политической поддержкой таких проектов. Традиционные методы оценки проекта, как правило, основаны на учете «жестких» рисков проекта, которые относительно легко идентифицировать. Но это не позволяет находить выход из сложных ситуаций, поскольку данной информации недостаточно для действенных решений. Политическая поддержка проектов ГЧП часто определяется как наиболее важный и критический фактор успеха. При этом большое значение она имеет для минимизации политических рисков в бизнес-процессах, связанных с оказанием услуг. На ранних стадиях разработки проектов ГЧП важен не столько традиционный количественный анализ рисков, что, несомненно, является важным, сколько эффективная политическая поддержка бизнес-деятельности наряду с пониманием того, как информация используется для формирования ответственных решений в рамках проекта.

Ключевые слова: риски, проекты ГЧП, политическая поддержка, методы оценки рисков, ««жесткие» риски, критический фактор успеха, минимизация политических рисков, количественный анализ рисков.

S.A. Ovchinnikov, M.D. Zemskov

POLITICAL RISKS ANALYSIS OF PUBLIOPRIVATE PARTNERSHIPS

The paper identifies the risks inherent in public-private partnerships related to the significance of political support for decision-making. Traditional methods of project evaluation, as a rule, are based on "hard" risks assessment which are relatively easy to identify. But it does not help find solutions in difficult situations, because this information is not sufficient for effective solutions. Political support for PPP projects is often identified as the most important and critical factor of success. Political support is important for minimizing political risks in business processes related to the provision of services. Early in the development of PPP projects not so much traditional quantitative risk analysis is important as an effective political support for business activities together with an understanding of how information is used for decisionmaking.

Keywords: risks, PPP projects, political support, risk assessment methods, "hard" risks, critical success factors, minimizing political risk, quantitative risk analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.