Научная статья на тему 'Об идеологической функции права'

Об идеологической функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3361
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИДЕОЛОГИЯ / ФУНКЦИИ ПРАВА / ПРИЗНАКИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА / LAW / IDEOLOGY AND FUNCTIONS OF LAW / THE SIGNS OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радько Тимофей Николаевич

В статье рассматривается значение идеологической функции права в современном обществе. Отмечается важность, прогрессивность демократической идеологии для формирования права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Ideological Function of Law

The article envisages role ideological function of law in modern society. Significance of democratic ideology in forming of law is stressed.

Текст научной работы на тему «Об идеологической функции права»

19 Теория государства и права: учебник для юридических вызов и факультетов / под ред. В.М. Корель-ского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 344.

20 Гражданский кодекс Квебека. М., 1999. С. 63.

21 Там же. С. 119.

22 См., например: Не право, а обязанность // Российская газета. 1999. 31 июля.

23 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 393.

24 Журнал российского права. 1999. № 1. С. 40.

25 Гегель. Соч. М.; Л., 1984. Т. 7. С. 272.

26 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 223.

27 См.: Байтин М.И. О нормативно-классовом понимании права // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. Саратов, 1983. С. 23.

28 Мухачев И. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений // Право и жизнь. 1998. № 17. С. 39-40.

29 Право и жизнь. 1994. № 6. С. 182.

30 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17, ст. 291.

31 Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 67.

32 Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 59.

33 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 62.

Т.Н. Радько

ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

В статье рассматривается значение идеологической функции права в современном обществе. Отмечается важность, прогрессивность демократической идеологии для формирования права.

Ключевые слова: право, идеология, функции права, признаки идеологической функции права.

T.N. Radko

ABOUT IDEOLOGICAL FUNCTION OF LAW

The article envisages role ideological function of law in modern society. Significance of democratic ideology in forming of law is stressed.

Keywords: law, ideology and functions of law, the signs of the ideological function of law.

Предваряя настоящую статью, хотелось бы сказать несколько слов о профессоре И.Е. Фарбере. Отмечая юбилей этого замечательного ученого и человека, не могу не вспомнить очень важное для меня обстоятельство, повлиявшее на мою научную судьбу. Выбирая тему кандидатской диссертации, я предложил своему научному руководителю М.И. Байтину тему «Функции права», обосновывая это тем, что о функциях государства написано много, а о функциях права почти ничего. Михаил Иосифович предложил мне другую тему «Рекомендательные нормы права». Я не был склонен брать эту тему, поскольку уже «загорелся» темой функции права. Своими сомнениями решил поделиться с Исааком Ефимовичем как с ученым-теоретиком права, понимая, что выбор темы диссертации — дело очень серьезное. Вот каким был его совет: «Тема "Рекомендательные нормы" хорошая, она конкретна, диссертабельна, но она одноразовая. Защитишь диссертацию и будешь искать другую. Тема "Функции права" — это глобальная, перспективная тема, ее тебе хватит на всю жизнь. Остановись на этой теме». Его

© Радько Тимофей Николаевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой теории государства и права (Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина).

слова оказались пророческими. Я действительно занимаюсь этой темой и сегодня. Более того, по определенным ее проблемам защитили диссертации несколько моих аспирантов. Поэтому я благодарен Исааку Ефимовичу за его ценный совет при определении моего научного пути.

Опыт развития российского общества свидетельствует, что ему чужды как тотальная идеологизация всей его жизни (СССР), так и отсутствие какой-либо идеологии вообще. События 90-х гг. XX в., первое десятилетие XXI в. показывают, что отсутствие общегосударственной идеологии ведет к расколу российского общества на самые различные (вплоть до противоречивых) группы, претендующие на лидирующие роли в обществе.

Российское государство очень робко заявляет о необходимости формирования общегосударственной идеологии, а это ведет к отсутствию четких ориентиров в политике, воспитании, законотворчестве и т. п.

Дело в том, что в конце XX - начале XXI в. государственная идеология в России с подачи некоторых западных идеологов стала рассматриваться только как негативное явление. При этом негативный подход к идеологии связывался не только с коммунистической идеологией. Проблема ставится шире. Предлагается рецепт, согласно которому идеология и право — это несовместимые явления. Право должно быть свободно от идеологии, иначе оно, действуя в ее рамках, становится ущербным, не соответствующим интересам человека и гражданина. Здесь, пожалуй, верно одно. Если идеология сама по себе ущербна, то она действительно оказывает негативное влияние на право. Но если она прогрессивна, демократична, отражает насущные интересы людей, то она будет способствовать становлению и развитию права прогрессивного, демократического, закрепляющего подлинные права и свободы человека.

Позиция, согласно которой право должно быть свободно от идеологии, подкреплялась примерами из советского прошлого, которое действительно было слишком идеологизировано. Соглашаясь с подобной оценкой (о чрезмерности идеологизации советского периода в нашей истории), нельзя не заметить, что не следует впадать в другую крайность — отрицать значение идеологии для права вообще, нельзя не видеть ничего позитивного в том периоде российского истории и умышленно девальвировать многие из ценностей, сформировавшихся тогда — общедоступность в сфере труда, культуры, образования, реальность медицинского и пенсионного обеспечения, личную безопасность, отсутствие той бездуховности, которая наблюдается в российском обществе сегодня и т. д. Поэтому положение Конституции РФ 1993 г. о том, что никакая идеология не может быть государственной, нельзя отнести к ее достоинствам, поскольку оно противоречит истории Российского государства, всегда имевшей собственную духовную (идеологическую) силу. Не случайно «антиидеологические» позиции усилились после принятия конституции, официально закрепившей деидеологизацию общества, в результате чего роль государственной идеологии в России была сведена к нулю1. Поэтому в настоящее время российское общество не имеет четких идеологических ориентиров, оно социально аморфно и дезориентировано. Данное состояние — результат фактического прекращения осуществления государством идеологической функции с одновременным проникновением в российскую среду ценностей, сформулированных в иной духовной и политико-правовой культуре2.

Вместе с тем фактор влияния права на сознание, мысли и чувства людей не подвергается сомнению ни одним из серьезных исследователей социальной роли

права. Право воздействует на духовную жизнь общества. Оно само выступает духовным явлением и представляет собой «форму духовного освоения мира»3. Разумеется, право лежит в иной системе координат, нежели идеология, но, тем не менее, представляет собой идеологический фактор. И у нас имеются все основания утверждать, что право осуществляет идеологическую функцию.

Идеологическая функция всегда занимала важное место в системе функций права. Она предопределяется его сущностью и существует объективно как результат его действия в современном обществе, особенно в условиях поиска новой парадигмы понимания права и его роли в современном обществе, в условиях противоречивых оценок права, исходящих от различных идеологических и политических сил. Право — регулятор общественных отношений, ему присуща, прежде всего, регулятивная и охранительная функции. Осуществляя же идеологическую функцию, право как бы решает «сверхзадачу», становится инструментом идеологии, т. е. принимает на себя определенную часть социальной нагрузки, которую должны нести другие надстрочные феномены. В юридической литературе правильно отмечалось, что право как система принципов и норм не является элементом формы общественного сознания, его не следует отождествлять с какой-либо из уже известных форм общественного сознания, в т. ч. и правосознанием.

Тем не менее, право интеллектуально по своему содержанию, неразрывно связано с общественным сознанием оно от него неотделимо. С.С. Алексеев верно говорил, что для понимания идеологической роли права существенно важно, что оно выступает в качестве средства, отражающего и выражающего духовную § жизнь общества, т. е. в качестве носителя его духовных, культурных и моральных ~ ценностей4. Процесс развития современных обществ показывает, что роль права

сп

^ в решении идеологических задач постепенно возрастает. Постановка вопроса об

^ идеологической функции права имеет целью подчеркнуть его более широкие

| социальные возможности, его большую социальную ценность. | Идеологическая функция относится к числу социально-политических функ-

° ций права. Ее осуществление правом наиболее очевидно в случаях его подклю-

0

| чения к решению воспитательных задач, связанных не только с укреплением | правосознания, но и других форм общественного сознания (политического, >§ нравственного). Выделение ее в качестве самостоятельной иногда объясняется в | юридической литературе необходимостью правового регулирования культурно-| воспитательной деятельности государства5. Однако такое объяснение представля-| ется не совсем точным. Реализация идеологической функции значительно шире, ее наличие предопределяется многими причинами, среди которых — обслужи-§ вание правом культуры, науки, образования стоит далеко не на первом месте. § Анализ социальной роли права показывает, что выполнение им идеологической

1 функции связано с отражением им идеологии властвующих политических сил, | с превращением права в объект идеологической борьбы, с возможностью права внедрять идеи определенных социальных сил в сознание людей, активно и целенаправленно влиять на их социально-политическую ориентацию. Одна из главных предпосылок возникновения у права идеологической функции обусловлена соответствием правовых предписаний идеологии стоящих у власти политических сил, способностью права вбирать в себя систему определенных

74 идей. При этом право не становится простым вместилищем любой идеологии, а

отражает, прежде всего, идеи господствующего класса, мысли которого «являются в каждую эпоху господствующими мыслями»6.

Право становится более влиятельным идеологическим фактором, начиная с конца XVIII в. Этому способствуют первые относительно демократические конституции США, Франции конца XVIII в., которые отразили передовую для того времени буржуазно-демократическую идеологию, содержавшую важные положения о разделении властей, о правах человека и т. д. В современных условиях право демократических государств превратилось в мощный идеологический фактор, стало активнее воздействовать на социально-политическую жизнь общества. Тот факт, что в век научно-технической революции в праве увеличивается число норм технико-юридического порядка (в известной степени безразличных к идеологии), не означает умаления его идеологической функции. Приоритет права в решении важнейших проблем общественной жизни, его гуманизм, глубокая нравственная основа постоянно увеличивают его значение в системе других социальных регуляторов, что имеет огромную идеологическую ценность в условиях сосуществования различных культур и социально-политических систем. Кроме того, развитие средств информации, увеличение культурного обмена между странами, наличие развивающихся государств, определяющих свою историческую перспективу, превращают право в объект пристального внимания и глубокого анализа со стороны самых различных политических сил, что, безусловно, накладывает на него дополнительную идеологическую нагрузку. Поэтому процесс идеологизации права в противоположность стремлениям его деидеологизации в современном мире неизбежно нарастает. Идеология как система идей, выражающих интересы и потребности определенного политического класса, воздействует на сознание людей, мобилизует (или демобилизует) их социальную деятельность. Т. Парсонс правильно сказал, что идеология — это политическая религия7. Она активно влияет на все сферы общественной жизни, проникая в политику, право, мораль, искусство и т. д. Средствами идеологии и в рамках идеологии нередко создаются нормативные, ценностные представления общества, различного рода идеалы, принципы, цели, определяются задачи. Идеологические оценки и критерии неизбежно проникают в право, становятся его органической частью, составным элементом содержания8. Современная идеологическая борьба, существующая открыто или скрыто, в конкретных вопросах выливается и в борьбу за политическую и правовую ориентацию людей, за формирование у них соответствующих политических и правовых идеалов. В этой связи наличие у права идеологической функции совершенно очевидно. Отдельные представители науки и политики стремятся разорвать право и идеологию, пытаются доказать их несовместимость. А если кто-либо и обнаруживает проникновение идеологии в право, то усматривает в этом «засорение» права, требует его деидеологизации9. Подобные утверждения порождены в отдельных случаях непониманием глубинной, объективной взаимосвязи права и идеологии, которые создаются в соответствии с интересами и волей господствующих политических сил. Право каждого исторического типа создается, изменяется и развивается в силу экономических и политических причин, а также в результате реализации идеологических воззрений пришедших к власти политических сил. Эти факты исторически бесспорны и легко подтверждаются ретроспективным анализом. Отражение правом идеологии господствующего класса в эксплуататорских обществах довольно отчетливо прослеживается в классовом содержании правовых норм, которые, выражая

волю господствующего класса, отражают и его идеологические позиции. Именно для более успешного достижения политических интересов сложилась практика идеологического усиления важнейших правовых актов путем включения в них различного рода преамбул, вводных статей. Принятие многих законодательных актов сопровождается иногда опубликованием широковещательных заявлений и деклараций. В других, более распространенных случаях, требование деидеоло-гизации права не более, чем заблуждение, стремление создать идеальное, чистое право вне времени и пространства. Но такого не бывает. Право, как и истина, всегда конкретно. Идеальным оно может быть только в теории. Нормативность права, его общеобязательный характер делают всеобщими те идеологические положения, которые получили отражение в праве.

Так, идеологическая функция советского права была одной из самых заметных и достаточно эффективных с первых лет существования советского государства. Исторической обстановкой того времени она была выдвинута на одно из первых мест в системе функций права.

На содержание идеологической функции права существенное влияние оказывают политические, экономические, нравственные и другие социальные факторы, которые в единстве предопределяют идеологическую направленность правовых норм. Эти факторы получают затем концентрированное выражение в руководящих идеях (принципах) права. Принципы, как известно, играют решающую роль в формировании и действии права. Важно, однако, подчеркнуть, что принцип — категория идеологическая, каждый из принципов права неразрывно связан с идеологией, служит составной частью идеологического фундамента а права, отражает основополагающие идеологические установки тех политиче-? ских сил, волю которых выражает право. В принципах содержатся важнейшие 5 идейные начала, лежащие в основе права. Поэтому принципы служат одной из | предпосылок наличия у права идеологической функции, они вместе с правом в I целом осуществляют идеологическую функцию10.

| Нельзя не отметить, что в структуре идеологической функции особое место

го

| принадлежит нормам Конституции, закрепляющим реальное соотношение по-

| литических сил, наиболее существенные черты политической системы общества,

| основные права, свободы и обязанности граждан, порядок образования и прин-

§■ ципы деятельности государственных органов, общественных организаций и т. д.

° Идеологическая сила демократических конституций, их целеустремленное

« воздействие на сознание людей обусловлены также тем, что положения отража-

| ют законы общественного развития, закрепляют на высшем законодательном

I уровне сущность и цели демократического государства. Изучение конституций

1 способствует укреплению правосознания, расширению правовой и политической

0

° культур, углублению знаний о государстве, его истории, территориальной орга-¿5 низации, перспективах развития. Поэтому не будет преувеличением утвержде-

1 ние, что знание положений Конституции — один из существенных показателей | общей и правовой культуры каждого гражданина.

Говоря об идеологической функции права, следует рассмотреть вопрос о пределах ее действия, поскольку он имеет важное для теории права значение. Необходимо отметить, что в классификации функций права и функций государства имеется много сходных моментов, однако вопросы деления первых на внутренние и внешние практически не рассматриваются. Право создается 76 каждым государством для решения внутренних задач, его действие ограничено

пределами государственной территории. Однако данное положение не распространяется на реализацию его идеологической функции, особенность которой состоит в способности преодолевать территориальные границы и воздействовать вовне. Собственно-юридические черты права здесь отступают на второй план, а на первый выдвигаются аксиологические, идеологические. Например, Конституция США 1787 г. являлась мощным стимулом для других народов, боровшихся за установление демократического строя, свержение диктатур. Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР служили важным ориентиром для государств, строивших социализм.

Однако в принципе функции права — это его внутренние функции. Право конкретного государства, его действие ограничены границами данного госу-дарства11. Поэтому следует исходить из того, что функции права как основные направления его воздействия на общественные отношения — это его внутренние функции, они не могут быть внешними подобно функциям государства. Что касается идеологической функции права, то в данном случае следует сделать некоторые уточнения, поскольку идеология не может быть жестко ограничена границами одного конкретного государства. Современные информационные технологии позволяют распространять идеи, преодолевая пограничные столбы. Поэтому идеи, на которых основываются конституции, избирательные законы, права и свободы граждан, их гарантии, становятся известными не только гражданам одной страны, но и народам других стран и даже всему миру. Особенно это касается общечеловеческих и демократических ценностей, закрепляемых правом.

Если право соответствует демократическим и гуманным стремлениям, инте- ш ресам и надеждам людей, оно становится притягательным для них, гражданами н каких бы государств они не являлись. Кроме того, существует множество между- С

а

народных организаций, добивающихся распространения реальных демокра- т

о

тических и якобы демократических правовых институтов на все страны мира. к

о

С этих позиций можно утверждать, что идеологическая функция права — это о' одновременно и его внешняя функция. |

В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. о

В литературе высказаны суждения о внешних функциях права. Например, н

о

Л.А. Морозова, говоря о внешних функциях права, имеет в виду его действие Ю как социального регулятора общественных отношений, т. е. задачи, решаемые и им, помимо регулирования общественных отношении. Она пишет, что внешние с

к

функции права находятся как бы за пределами самого права. Соответственно а она выделяет культурно-историческую, воспитательную, информационно- Л регулятивную функции и функцию социального контроля12. |

В данном перечне функций, пожалуй, лишь культурно-историческая функ- • ция соответствует понятию «внешние функции», ибо посредством ее, как пишет 99 Л.А. Морозова, «право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой ^ культуры»13. Другие функции трудно отнести к внешним, их характеристика к дает основание утверждать, что это обычные функции права — социальный контроль, информационное регулирующее воздействие, осуществляемые внутри государства.

Итак, каковы основные признаки идеологической функции права?

Во-первых, эта функция есть отражение правом определенной идеологии конкретного общества: или классовой, или общенациональной, что позволяет 77

праву более эффективно выполнять свою основную задачу — регулировать общественные отношения; во-вторых, эта функция всегда направлена на укрепление идеологии политических сил, стоящих у власти, причем не только правовых, но и иных взглядов и представлений; в третьих, идеологическая функция характеризует право как прогрессивный, или, напротив, регрессивный идеологический инструмент, способствующий или тормозящий развитие общества; в четвертых, идеологическую функцию можно рассматривать в рамках способности права осуществлять внешнее воздействие, т. е. отнести ее к внешним функциям права.

1 См.: Рыбаков В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве // Вестник Омского ун-та. 1998. Вып. 1. С. 91-93.

2 См.: Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дис.....канд. юрид. наук. М., 2002. С. 3.

3 Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007.

4 См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 198.

5 См., например: Реутов В.П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. № 5.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 45.

7 См.: Парсонс Т. Социологическая функция в современном мире. Нью-Йорк, 1967. С. 190.

8 См.: Мальцев Г.В. Идеология, политика и право (Некоторые вопросы их взаимоотношения) // Советское государство и право. 1970. № 2. С. 19.

9 Idiologie und Rech / herausgegeben von W. Meichoffer. Frankfurt-am-Main, 1969.

10 См.: Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Вып. 10: Принципы права / под ред. В.В. Бутнева, В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова. Ярославль, 2006. С. 31.

11 О функциях международного права в данном случае речь не идет. Это отдельная тема.

12 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М, 2008. С. 208.

13 Там же.

А.И. Демидов

УРОКИ ФАРБЕРА: КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

В статье рассматривается принцип конституционализма как эффективная основа формирования национальной идеи как консенсуса относительно базовых ценностей, регулирующих деятельность государства.

Ключевые слова: Конституция, национальная идея, ценности, идеология, государство, консенсус.

A.I. Demidov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE FARBER'S LESSONS: THE CONSTITUTIONALISM

AS A PRINCIPLE OF THE FORMATION CIVIC NATIONAL IDEA

Principle of constitutionalism it is an effective base of making national idea as a consensus of basic values, which are regulating state activity.

Keywords: Constitution, national idea, values, ideology, state, consensus.

Как это часто бывает в жизни, мы узнаем о человеке гораздо раньше, чем c ним познакомимся. Об Исааке Ефимовиче Фарбере, видном теоретике-юристе, заведующем кафедрой государственного права, профессоре Саратовского юриди-

© Демидов Александр Иванович, 2013

Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии, проректор по инновационному развитию и международному 78 сотрудничеству (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.