Научная статья на тему 'Об эволюции понятия «Финансово-промышленная группа» и об определении понятия «Группа компаний»'

Об эволюции понятия «Финансово-промышленная группа» и об определении понятия «Группа компаний» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1074
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ) / ФОРМЫ СОЗДАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ФПГ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / ГРУППА КОМПАНИЙ / FINANCIALLY-INDUSTRIAL GROUP / FORMS OF CREATION AND EVOLUTION OF FINANCIALLY-INDUSTRIAL GROUP / COMMERCIAL BANKS / OLIGARCHIC CAPITALISM / GROUP OF COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воропанов Сергей Алексеевич

Рассмотрена эволюция понятия «финансово-промышленная группа» (ФПГ). Выявлено место ФПГ в создании в РФ олигархического капитализма. Проанализирована роль коммерческих банков в стимулировании и реализации этих процессов. Обосновано, что понятие «ФПГ» не вполне соответствует сегодняшним реалиям. Как альтернатива предложено понятие «группа компаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT EVOLUTION Of CONCEPT "FINANCIALLY-INDUSTRIAL GROUP" AND ABOUT DEFINION OF CONCEPT "GROUP OF COMPANIES"

The evolution of concept "Financially-industrial group" is considered. The place of financially-industrial group is educed in creation in Russian FEDERATION of oligarchic capitalism. The role of commercial banks is analysed in stimulation and realization of these processes. It is reasonable, that this concept not fully corresponds to today's realities. As an alternative a concept "Group of companies" offers.

Текст научной работы на тему «Об эволюции понятия «Финансово-промышленная группа» и об определении понятия «Группа компаний»»

УДК 334 ББК 65.292

Воропанов С.А.

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА» И ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ГРУППА КОМПАНИЙ»

Voropanov S.A.

ABOUT EVOLUTION Of CONCEPT '' FINAN CIALLY-INDUSTRIAL GROUP” AND ABOUT DEFINION OF CONCEPT "GROUP OF COMPANIES”

Ключевые слова: финансово-промышленная группа (ФПГ), формы создания и эволюция ФПГ, коммерческие банки, олигархический капитализм, группа компаний.

Keywords: financially-industrial group, forms of creation and evolution of financially-industrial group, commercial banks, oligarchic capitalism, group of companies.

Аннотация

Рассмотрена эволюция понятия «финансово-промышленная группа» (ФПГ). Выявлено место ФПГ в создании в РФ олигархического капитализма. Проанализирована роль коммерческих банков в стимулировании и реализации этих процессов. Обосновано, что понятие «ФПГ» не вполне соответствует сегодняшним реалиям. Как альтернатива предложено понятие «группа компаний».

Abstract

The evolution of concept "Financially-industrial group" is considered. The place of financially-industrial group is educed in creation in Russian FEDERATION of oligarchic capitalism. The role of commercial banks is analysed in stimulation and realization of these processes. It is reasonable, that this concept not fully corresponds to today's realities. As an alternative a concept "Group of companies" offers.

Историко-правовой анализ понятия «ФПГ».

Основоположником и теоретиком создания концернов - прообразов современных финансово-промышленных групп (ФПГ) - явился Р. Гильфердинг, который описал новые для своего времени явления капиталистической экономики, такие как, финансовый капитал, фиктивный капитал, акционерные общества, биржа, рассмотрел процесс укрупнения капитала за счет подчинения мелких капиталов крупным.

По Р. Гильфердингу причиной возникновения ФПГ является процесс слияния банковского и промышленного капитала. Задачами таких процессов являются:

- активизация преобразований в экономике;

- улучшение инвестиционной ситуации;

- развитие конкурентоспособности производимых товаров.

До появления Указа Президента РФ “О создании финансово-промышленных групп в РФ” № 2096 от 05.12.93г. формирование ФПГ в РФ происходило вне официальной юридической основы, стихийно и самыми различными способами: от вполне рыночных (система участия в капитале) до откровенно криминальных захватов и поглощений.

Менее чем через два года был принят Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года Ш90-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (принят ГД ФС РФ 27.10.95 года (далее по тексту Закон), который ввел ФПГ в рамки оформленного федеральным законом официального юридического поля.

Рассмотрим с небольшими изъятиями, не меняющими смысла цитаты, некоторые статьи Закона:

«Статья 2. Понятие финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

Комментарий: в ст. 2 Закона дается дефиниция и цель создания ФПГ, при этом практически воспроизводятся положения Р. Гильфердинга столетней давности.

«Статья 3. Участники финансово-промышленной группы

1. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы ... либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу.».

Комментарий: ст. 3 фиксирует, что ФПГ может создаваться в двух формах: добровольной (договорной) или через системы участия.

«2. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансовопромышленной группе не допускается».

«3. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг., а также банков или иных кредитных организаций».

Комментарий: формулировка, на самом деле означающая, что в ФПГ может входить что угодно, главное иметь минимум одну организацию-производителя товаров и одну -производителя услуг. (А какие еще бывают организации? ООН, НАТО?). Т.е. по смыслу статьи - все, что угодно, но обязателен «банк или иная кредитная организация». Законодательство РФ того времени определяет, что кредитные организации могут существовать в двух формах:

а) коммерческий банк;

б) небанковская кредитная организация.

Формулировка либо просто не профессиональна, либо под «иными кредитными организациями» подразумевается что-то автору статьи неизвестное.

«4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

5. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем).

6. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе».

Комментарий: пункты 4-6 расширяют состав участников ФПГ до пределов ойкумены.

«.Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем: учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ; передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "ФПГ" допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ».

Комментарий: отличительной особенностью начального этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то, что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК. Вот оно сито - кого берем в ФПГ, а кого нет. Вот замечательный повод для коррупции.

«Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации...

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ».

Комментарий: подведем итог. Если буквально следовать пункту 3.3. Закона, в ФПГ может входить все, что угодно, но «обязателен банк или (некая таинственная) иная кредитная организация», и нельзя участникам ФПГ производить только товары или только услуги. Т.е. ФПГ только производственного характера или включающая только организации сферы услуг - недопустимы. Достаточно странная конструкция.

Попытки разобраться с понятием «ФПГ», используя современные словари и энциклопедии, ни к чему позитивному не приводят. В современных изданиях на разный манер фактически воспроизводится формулировка Закона.

Выделяемые Б.З. Мильнером несколько форм интеграционных объединений: корпорация, холдинг, консорциум, конгломерат, картель, синдикат, трест, финансовопромышленные группы, транснациональные компании, международные совместные предприятия - вопроса не проясняют.

ФПГ в современной России: от расцвета до заката.

Возникает вопрос, если ФПГ могли создаваться добровольно, зачем необходим особый закон об ФПГ? Для чего нужны были ФПГ?

На наш взгляд, ответом на поставленный вопрос является ст. 15 Закона

«Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп», устанавливающая по решению Правительства Российской Федерации меры государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп. Приведем ее с некоторыми изъятиями, не меняющими сути, практически дословно:

“.зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции

которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах)........для покупателя -

центральной компании той же финансово-промышленной группы.”

Комментарий: платить можно бумажками, причем покупатель - центральная компания, а покупать можно практически по любой цене за бумажку, т.к. большинство акций в то время в объемах, позволяющих дать им адекватную рыночную оценку, не только не обращались на рынках, они (акции) вообще не обращались.

“.предоставление участникам финансово-промышленной группы права

самостоятельно определять сроки амортизации оборудования...передача в доверительное

управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы .предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций.”

Комментарий: вспомним для начала 30-процентный госпакет акций Газпрома,

передан

ный в личное доверительное управление Р. Вяхиреву, в то время Председателю правления Газпрома.

Вспомним далее историю с госгарантиями по облигациям ОАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ). Облигации ВСМ на биржевых торгах вполне успешно соперничали с ГКО. Вспомним, кто и почему ОАО возглавлял. ОАО лопнуло, облигации были без особого скандала погашены за счет средств бюджета, а ведь были истории и менее масштабные и менее громкие.

“.предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.”

Комментарий: вот где поле необъятное для коррупции!

“. Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам-

участникам финансово-промышленной группы..............льготы, предусматривающие

снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.”

Комментарий: положение статьи прямо противоречит ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

“.Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывается о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета.”

Комментарий: об отсутствии сколько-нибудь вменяемой промышленной и

социальной в то время политики не говорил только ленивый.

А теперь сопоставим две даты. ФЗ «О финансово-промышленных группах» принят ГД ФС РФ 27.10.95 года. А уже в конце 1995 года были проведены залоговые аукционы -аукционы на право кредитования правительства России под залог находящихся в государственной собственности акций. Проводились во исполнение президентского указа от 31 августа 1995 года "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". Под залог предлагались акции "Сургутнефтегаза", ЮКОСа, СИДАНКО, "Сибнефти", "Норникеля", "Мечела", НЛМЗ и других.

Синхронность, заставляющая задуматься.

Рассмотрим типичный состав крупной ФПГ:

- банк (из первой десятки-двадцатки крупнейших банков РФ, иногда плюс еще 2-3 банка помельче);

- группа промышленных, торговых, строительных и т.д. компаний;

- 1-2 страховые компании;

- в зависимости от масштабов и задач 2-5 инвестиционных компаний, позднее -паевых инвестиционных фондов;

- собственный негосударственный пенсионный фонд;

- чуть позже лизинговые компании.

Добавив к перечисленному медиа-ресурсы: телеканал, лучше федеральный, 1 -3 традиционных бумажных СМИ (1 -2 газеты, журнал, позднее интернет-ресурс), объекты социальной инфраструктуры (поликлиники, санатории, и т.д.), получаем типичную олигархическую структуру. Чем не вполне самодостаточное государство в государстве? Вот экономическая основа, опираясь на которую, возникает олигархат.

Аналогичные процессы происходили и на субфедеральном уровне: региональном и муниципальном. Практически по той же схеме и с тем же составом (банк, промышленные и торговые предприятия, страховые компании и т.д.), но масштабами помельче, не без

участия (прямого или косвенного) региональных и муниципальных властей были сформированы региональные и муниципальные ФПГ. Они отличались более мелкими масштабами деятельности и не всегда официально оформлялись как ФПГ.

Таким образом, ФПГ выступили инструментом «собирания» крупнейшей постсоветской собственности, оформления и закрепления капитализма в России в его олигархической форме как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Поставленная и не особенно скрываемая либерал-реформаторами задача необратимости построения капитализма в России была в основном выполнена.

Полностью исчерпав свою политико-экономическую и лоббистско-коррупционную сущность, в 2007 г. Закон утратил силу. Реестр ФПГ с тех пор официально органами статистики не ведется.

Коммерческие банки - основные инициаторы и бенефициары создания ФПГ.

Началом банковских реформ в позднем СССР следует считать комплексную экономическую реформу М. Горбачева - Н.И. Рыжкова 1987 г. Она затрагивала практически все сферы экономической жизни и включала реформы Госплана, Госснаба, Минфина, Госкомцен и т.д., в том числе реформу банковского сектора.

Была возрождена двухуровневая банковская система во главе с Госбанком СССР, который освободился от несвойственных центральным банкам функций обслуживания предприятий и организаций. Были созданы Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и Сбербанк СССР, которым и была поставлена задача обслуживания клиентуры: юридических и физических лиц. Существенным недостатком реформы банковского сектора являлось жесткое закрепление клиентов за банками, а банков за клиентами по отраслевому принципу. Принятый вскоре Закон «О кооперации в СССР» (1988 г.) позволил создавать кооперативные банки, и в СССР, а позднее и в РФ, начался активный процесс банкостроительства.

К 1995 году в РФ насчитывалось около 2500 банков, не считая филиалов (исторический максимум). С 1995 г. количество банков только снижалось и в настоящее время составляет около 1000 (пишу около, т.к. в данной работе нам несущественны различия между зарегистрированными и действующими банками, между банками и небанковскими кредитными организациями, нам важен порядок цифр). Итак, за 8 лет количество банков вырастает с 5 до 2500.

Такой бурный рост банковского сектора в отличие от стагнации практически всех остальных отраслей народного хозяйства (исключая, может быть, малый бизнес в уродливой форме «челночества») обеспечивался рядом причин:

- заявительной вначале формой регистрации банков;

- низкими требованиями к минимальной величине уставного капитала;

- низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью вложений в банковский бизнес;

- высокой доходностью (ставка рефинансирования ЦБ РФ конца 1993 г. - начала 1994 г. - 210% годовых);

- минимальным надзором за коммерческими банками со стороны ЦБ РФ ввиду слабой разработанности системы подзаконных актов (положений, инструкций, указаний Банка России), регламентирующих банковскую деятельность;

- объективной потребностью в банковском обслуживании со стороны бурно росших в начале 90-х кооперативов, малых и средних предприятий;

- высоким уровнем инфляции, который стимулировал развитие посреднического, в т.ч. банковского бизнеса, и убивал реальный сектор.

К середине 90-х годов коммерческие банки, особенно крупнейшие из них, накопили финансовую мощь. Реформы начала 90-х годов, гиперинфляция одномоментно лишили предприятия реального сектора оборотных средств. Ликвидностью обладали только банки, и предприниматель для сохранения бизнеса был вынужден кредитоваться практически под любую процентную ставку.

Схема действовала просто:

- кредит под залог акций и по ростовщической ставке в 200-250% годовых;

- естественно - невозврат;

- переход части пакета под контроль банка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- новый кредит, и все повторяется.

Другая схема - вымывание доли государственной и муниципальной собственности:

- при учреждении банка государственные и муниципальные органы вносили свою долю в уставный капитал банка не деньгами (бюджет - пуст), а, как правили, зданиями или земельными участками;

- далее организуется дополнительная эмиссия, на выкуп которой для сохранения прежнего пакета у власти просто нет свободных денежных средств (бюджет пуст по-прежнему), соответственно, пакет акций размывается;

- еще одна-две такие допэмиссии и пакет государства или муниципалитета размывался практически до нуля.

С каждым циклом такого кредитования и таких допэмиссий банки набирали вес, реальный сектор тощал и переходил под контроль банков. Но это история долгая, эволюционная, а хотелось быстро и сразу.

Прибавочная стоимость создается в реальном секторе, и банкиры того времени, воспитанные на «Капитале» К. Маркса, отлично это понимали. Встала задача конвертировать даже не деньги, а записи на банковских счетах во что-то реальное. Такая конвертация и осуществляется через залоговые аукционы, в которых приняли участие (либо непосредственнно, либо в качестве гаранта, либо через специально созданные для этого структуры) крупнейшие российские банки того времени: «ОНЭКСИМбанк», «МЕНАТЕП», Банк МФК, «Империал», «Ренессанс Капитал», «Столичный банк сбережений» и «Альфа-групп». По разным причинам не добровольного характера в залоговые аукционы из крупнейших банков РФ не попали «Инкомбанк» и «Мостбанк». Мы не ставим себе задачу описать историю и технологию залоговых аукционов, она описана неоднократно разными авторами и, уверен, неоднократно же будет переписана.

Зафиксируем еще раз - залоговые аукционы и Закон «О ФПГ» позволили трансформировать накопленную в начале-середине 90-х годов ликвидность в реальные активы и сформировать в России олигархический капитализм. В России сложилась семибанкирщина.

Язык народный очень часто точно отражает суть явления. Центрами силы новой олигархической власти были в первую очередь именно банки - «ОНЭКСИМбанк» (Владимир Потанин), «МЕНАТЕП» (Михаил Ходорковский), СБС-АГРО (бывший «Столичный банк сбережений») (Александр Смоленский), «Альфабанк» (Михаил Фридман и Пётр Авен), «Мостбанк» (Владимир Гусинский), «Инкомбанк» (Владимир Виноградов).

Исключение составлял разве что Борис Березовский, в массовом сознании, да похоже и на самом деле центром силы которого был не банк («Объединенный банк»), а небанковская структура - ЛогоВаз. Дом приемов ЛогоВАЗа подменил собой Кремль.

Еще раз повторим, отработав на полную мощность, Закон «О ФПГ» исчерпал свою политико-экономическую и лоббистско-коррупционную сущность и в 2007 г. утратил силу.

В массовом сознании прочно закрепилось мнение, что ФПГ - это что-то очень большое, явно олигархическое и уж точно антинародное. В том числе и по этим немаловажным для имиджа причинам фактические ФПГ стараются так себя особенно не рекламировать. Практически исчезло словосочетание «финансово-промышленная группа» и из политического лексикона.

Что вместо ФПГ?

Приведем несколько примеров образований, назовем их пока так, вполне претендующих на звание ФПГ.

Например, одна из крупнейших для своего времени «Волжско-Камская» ФПГ

(АвтоВАЗ-КАМАЗ-АвтоВАЗбанк и др.) явно производство, если не считать услугами гарантийный ремонт и т.д., которые скорее все же относятся к производству. Формально не совсем ФПГ.

А советские еще НПО, ПО, которые обслуживались Госбанком СССР, а позднее, после комплексной экономической реформы Горбачева-Рыжкова, специализированными отраслевыми банками - это не ФПГ?

Крупная компания (группа компаний), являющаяся ключевым клиентом коммерческого банка (особенно после отмены норматива ЦБ РФ на максимальный размер депозита, который может привлекать банк), даже не имея доли в банке, одной лишь угрозой уйти на обслуживание в другой банк может оказывать весьма существенное влияние на принимаемые банком решения. Чем не ФПГ? Хотя формально под формулировку Закона не попадает. И зачем такой группе компаний банк вообще нужен? Скорее наоборот, это банк заинтересован в такой группе компаний.

Генри Форд I считал, что компания должна развиваться за счет собственных средств и весьма неохотно прибегал к банковским кредитам («хуже банкира только юрист»). Империя Г. Форда занималась машиностроением, судостроением, тракторостроением, строительством мостов и дорог, в том числе железных дорог, сельским хозяйством. Чем не ФПГ?

Известна практика, когда филиал крупного банка, имею стабильную клиентуру, по разным, часто неформальным причинам ориентированную именно на этот филиал, дефакто действует как дочерний банк. Филиал на основе явно неформальных договоренностей с головным банком проводит самостоятельную кредитную, процентную, маркетинговую, рекламную политику. Чем не ФПГ? И даже кредитная организация есть.

Где-то в районе 2000 г. в «Коммерсанте» размещалась реклама «самого надежного банка России». «Самый надежный банк России» имел десятка два клиентов -относительно небольших фирм, они же акционеры банка. Пассивы банка составляли исключительно остатки на расчетных счетах клиентов-акционеров. Размещал же банк свободные ресурсы исключительно на корсчете и в депозиты ЦБ РФ (!). Плюс расчетнокассовое обслуживание. Действительно, самый надежный банк, по активным операциям, по крайней мере. Только банк ли это? Скорее бухгалтерия на аутсорсинге. Но формально ФПГ.

Более того, позволим себе выдвинуть гипотезу: в ближайшие годы ФПГ (в классическом их понимании) в России не появятся. Наши банки не просто абсолютно малы по сравнению с международными монстрами типа Дойчебанк, Коммерцбанк, Дрезднербанк, Ситибанк, не говоря уже о китайских банковских драконах, наши банки малы относительно наших же российских крупных компаний и не в силах обеспечить им приемлемое качество банковских услуг. Низкая капитализация, отсутствие длинных ресурсов в силу экономических нормативов, установленных Банком России, не позволяют российским коммерческим банкам качественно обслуживать российские же крупные предприятия.

Низкая капитализация резко снижает возможности даже короткого кредитования из-за норматива кредитного риска на одного заемщика (группу взаимосвязанных заемщиков). Если же банк входит в состав ФПГ, он автоматически снижает максимальную планку кредитования. Банки правдами и неправдами пытаются обойти эти ограничения, к чему это приводит -каждый раз показывает очередной кризис. Из последних примеров - это Банк Москвы и банк ВЕФК.

Отсутствие длинных ресурсов в силу тех же нормативов ЦБ РФ (норматив долгосрочной ликвидности) делает невозможным выдавать длинные кредиты.

Длинные деньги экономике поставляют в основном три институциональные структуры:

- пенсионные фонды (в условиях России негосударственные пенсионные фонды, т.к. основная часть ресурсов ПФР находится под управлением Внешэкономбанка);

- страховые компании;

- профсоюзы.

Все три перечисленные структуры находятся в зачаточном состоянии не только в плане международных сравнений, но даже и на фоне отечественного банковского сектора. Доведение их до приемлемого уровня - вопрос не одного года, если не десятилетий.

Российские коммерческие банки на самом деле являются и по названию, и по сути банками коммерческими. Напомним, сам термин «коммерческий банк» исторически возник как банк для коммерции, торговли. Подавляющая часть его активов - это короткие коммерческие (торговые) ссуды - один-три, максимум шесть месяцев.

В итоге имеем - банк не очень заинтересован в промышленной группе, т.к. это ограничивает его бизнес нормативами ЦБ, а промышленная группа не очень заинтересована в банке, т.к. он не способен обеспечить ее длинными инвестиционными кредитами.

Приведенных примеров, думаем, достаточно для того, чтобы утверждать, что понятие ФПГ, сформировавшееся в начале ХХ века на вполне определенной стадии развития мирового капитализма и закрепленное в Законе «О ФПГ», за последние сто лет устарело, внутренне противоречиво, не вполне отражает суть явления и должно быть заменено другим, более адекватным понятием.

На наш взгляд, сегодня более адекватным является понятие «группа компаний» (ГК). Попытаемся дать в первом приближении определение ГК: ГК - это динамичное в количественном, отраслевом и территориальном плане объединение (закрепленное формально юридически или с элементами неформальных отношений) нескольких компаний (в общем случае самого различного профиля) на основе общности целей (интересов).

Ключевыми элементами ГК являются:

- общность цели (целей, интересов, которые, в общем случае, со временем могут меняться);

- ядро ГК- компания (компании), генерирующая основной денежный поток;

- структура, генерирующая прибыль (торговый дом, трейдер, дилерская сеть и т.д.);

- структура, аккумулирующая прибыль;

- управляющая структура, которая, в том числе, может быть структурой аккумуляции прибыли.

Как видим, при таком определении ФПГ является частным случаем ГК.

Библиографический список

1. Гильфердинг, Р. Финансовый капитал. - М.: Политиздат, 1959.

2. Указ Президента РФ “О создании финансово-промышленных групп в РФ” № 2096 от 05.12.93.

3. Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-

промышленных группах» (принят ГД ФС РФ 27.10.95 года).

4. Белов, В. А. Финансово-промышленные группы. Энциклопедия юриста. 2005. -http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2380/

5. Энциклопедический словарь экономики и права. Редакция: Мандрик РА. Специально для сайта: Краткие словари (http://slovo.yaxy.ru/)

6. Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Федеральный Закон от 22.06.2007 № 115-ФЗ "О признании утратившим силу

Федерального закона "О финансово-промышленных группах"

8. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения (My Life & Work). - М.: Попурри, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.