Научная статья на тему 'Об этнонимах «Бурят», «Баргут», «Борджигин» в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства «Шонын-баша»'

Об этнонимах «Бурят», «Баргут», «Борджигин» в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства «Шонын-баша» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНИМЫ "БУРЯТ" / "БАРГУТ" / "БОРДЖИГИН" / БУРЯТМОНГОЛЬСКАЯ ШКОЛА ЕДИНОБОРСТВ "ШОНЫН-БАША" / ТОПОНИМЫ БАРГУДЖИН-ТОХУМ (БАРГУЗИН) / ТОТЕМНЫЕ ПРЕДКИ / НЕБЕСНЫЙ ВОЛК / ETHNONYMS "BURYAT" / "BARGUT" AND "BORDZHIGIN" / BURYAT-MONGOLIAN SCHOOL OF THE MARTIAL ARTS "SHONYN-BASHA" / TOPONYMS BARGUDZHIN-TOHUM (BARGUZIN) / TOTEMIC ANCESTORS / THE HEAVENLY WOLF

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хобраков Цыбик Черип-Цынгеевич, Абаев Николай Вячеславович

В статье рассматривается этимология этнических наименований «бурят», «бар гут» и «борджигин» в связи с этногенетическими истоками бурят-монгольской школы боевого единоборства -«Шонын-баша» («Стиль Небесного Волка»). Авторы выдвигают предположение, что эти этнонимы этимологически связаны с этногеографическим понятием «Баргуджин-Тохум» и с зооморфными тотемными предками тюрков и монголов Внутренней Азии (тюркск. б.р.; бур-монг. шоно), которые стали тотемистическими покровителями бурят-монгольской школы боевого искусства «Шонын-баша».При этом выдвигается концепция о том, что этноним б.р. в форме «б.р.-га», означающей «произошедший от Небесного Первопредка Волка», стал основой для этнонима «барга» и топонима «Баргузин», от которого произошло понятие «Баргуджин-Тохум». Имя первопредка «монголов Чингис-Хаана»-Борте-Чино, по мнению авторов, тоже связано с этнонимом б.р., который в данном случае повторен дважды в древнетюркской и монгольской формах. В свою очередь, этноним «борджигин» также связан одновременно с этнонимами б.р. и баргут, с одной стороны, и с топонимом Баргузин с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnonyms “Buryat”, “Bargut” and “Bordzhigin” in connection with ethnogenetic roots of Buryat-Mongolian School of the Martial Arts named “Shonyn-Basha”

The article discusses the ethymology of the ethnic names “Buryat”, “Bargut” and “Bordzhigin” in connection with ethnogenetic origins of the Buryat-Mongolian School of the Martial Arts “Shonyn-Basha” (“The Heavenly Wolf”). The authors suggest the possibility that these ethnonyms are ethymologically related to the ethnogeographical notion of “Bargudzhin-Tohum” and with zoomorphic totemic ancestors of the Turks and the Mongols of Inner Asia, who became patrons of the totemic Buryat-Mongolian School of the Martial Arts “Shonynbasha”. At the same time put forward the concept that the ethnonym b r in the form of “b r ga”, which means “descended from Heaven ancestor Wolf”, became the basis for the ethnonym “Barga” and the toponym “Barguzin”, from which derives the concept of “Bargudzhin-Tohum”. The name ancestor “of the Mongols of Genghis Khaan” -Borte-Chino, according to the authors, is also associated with the ethnonym b r, which in this case is repeated twice in the ancient Turkic and Mongolian forms. In turn, the word “Bordzhigin” is also associated with both ethnonyms b r and Bargut, on the one hand, and with the toponym Barguzin -on the other.

Текст научной работы на тему «Об этнонимах «Бурят», «Баргут», «Борджигин» в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства «Шонын-баша»»

11. Палхаева Е.Н., Жукова Н. Е. Власть и общественные организации Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг. / Палхаева Е. Н., Жукова Н. Е. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - Вып. 7. - С. 19-22.

12. Палхаева Е.Н., Митупов К.Б. Общественно-политические условия советского национально-государственного строительства (1917-1923 годы) [Электронный ресурс] / Е.Н. Палхаева, К. Б-М. Митупов // Современные проблемы науки и образования. - № 6, 2013. Режим доступа: http: \\ www: science-education.ru. (Дата обращения: 14.03.2015).

Палхаева Елизавета Николаевна - доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, е-mail: palelizaveta@yandex.ru. Жукова Наталья Евгеньевна - кандидат исторических наук, г. Улан-Удэ, е-mail: nataliiiuk@mail.ru.

Palkhaeva Elizaveta - Doctor of History, Professor, the Head of Department General and Native History, Buryat State University, Ulan-Ude, е-mail: palelizave-ta@yandex.ru.

Zhukova Natalya - Candidate of History, Ulan-Ude, е-mail: nataliiiuk@mail.ru. УДК 39(512.3)

DOI 10.18097/23 06-753X-2014-2-61 -67

© Ц. Ч-Ц. Хобраков, © Н. В. Абаев

Об этнонимах «бурят», «баргут», «борджигин» в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства «Шонын-баша»

В статье рассматривается этимология этнических наименований «бурят», «баргут» и «борджигин» в связи с этногенетическими истоками бурят-монгольской школы боевого единоборства - «Шонын-баша» («Стиль Небесного Волка»). Авторы выдвигают предположение, что эти этнонимы этимологически связаны с этногеографическим понятием «Баргуджин-Тохум» и с зооморфными тотемными предками тюрков и монголов Внутренней Азии (тюркск. 6epY', бур-монг. шоно), которые стали тотемистическими покровителями бурят-монгольской школы боевого искусства «Шонын-баша».При этом выдвигается концепция о том, что этноним 6epY в форме «6epY-za», означающей «произошедший от Небесного Первопредка Волка», стал основой для этнонима «барга» и топонима «Баргузин», от которого произошло понятие «Баргуджин-Тохум». Имя перво-предка «монголов Чингис-Хаана» - Борте-Чино, по мнению авторов, тоже связано с этнонимом 6epY, который в данном случае повторен дважды в древне-тюркской и монгольской формах. В свою очередь, этноним «борджигин» также связан одновременно с этнонимами 6epY и баргут, с одной стороны, и с топонимом Баргузин - с другой.

Ключевые слова: Этнонимы «бурят», «баргут», «борджигин», бурят-монгольская школа единоборств «Шонын-баша», топонимы Баргуджин-Тохум (Баргузин), тотемные предки, Небесный Волк.

© Ts. Hobrakov, © N. Abaev

Ethnonyms "Buryat", "Bargut" and "Bordzhigin" in connection with ethnogenetic roots of Buryat-Mongolian School of the Martial Arts named "Shonyn-Basha"

The article discusses the ethymology of the ethnic names "Buryat", "Bargut" and "Bordzhigin" in connection with ethnogenetic origins of the Buryat-Mongolian School of the Martial Arts - "Shonyn-Basha" ("The Heavenly Wolf'). The authors suggest the possibility that these ethnonyms are ethymologically related to the ethno-geographical notion of "Bargudzhin-Tohum" and with zoomorphic totemic ancestors of the Turks and the Mongols of Inner Asia (turk. 6epY; bur.-mong. шоно), who became patrons of the totemic Buryat-Mongolian School of the Martial Arts "Shonyn-basha".

At the same time put forward the concept that the ethnonym 6epY in the form of "6epY~sa,\ which means "descended from Heaven ancestor Wolf', became the basis for the ethnonym "Barga" and the toponym "Barguzin", from which derives the concept of "Bargudzhin-Tohum". The name ancestor "of the Mongols of Genghis Khaan" - Borte-Chino, according to the authors, is also associated with the ethnonym 6epY, which in this case is repeated twice in the ancient Turkic and Mongolian forms. In turn, the word "Bordzhigin" is also associated with both ethnonyms 6epY and Bargut, on the one hand, and with the toponym Barguzin - on the other. Key words: ethnonyms "Buryat", "Bargut" and "Bordzhigin", Buryat-Mongolian School of the Martial Arts - "Shonyn-Basha", toponyms Bargudzhin-Tohum (Bargu-zin), totemic ancestors, The Heavenly Wolf.

В свое время выдающийся бурятовед Ц.Б. Цыдендамбаев уже установил этимологическую связь между этнонимами «бурят», «баргут», «борджигин» и топонимом-этнонимом «баргузин». Но его гипотеза была отвергнута из-за того, что связь между этнонимами «бурят» и «баргут», а также топонимом «Баргузин» невозможна по чисто лингвистическим причинам. Но мы считаем, что Ц.Б. Цыдендамбаев был в принципе прав, только он не учел промежуточную форму «бёру-га» - «произошедший от Небесного Волка «бёру», на что может указывать частица «га».

При этом оппоненты Ц.Б. Цыдендамбаева не учитывали тэнгрианскую религиозно-мифологическую составляющую большинства этнонимов, связанных с понятием «Небесный Волк», которое в тюркских и монгольских языках передавалось разными этническими наименованиями. Не учитывалась также этимологическая связь соответствующих этнонимов и эпонимов с названием бурят-монгольской школы боевого искусства «Шонын-баша», которая сохра-

нилась до настоящего времени именно у баргузинских бурят из рода Ехэ-Шоно.

Судя по генеалогическим легендам и преданиям баргузинских бурят именно Баргузинская долина породила наименование «Золотого Рода» монголов Чингис-Хаана - «борджигин», которое, по нашему мнению, является диалектным вариантом этногеографического названия Баргуджин-Тохум, позднее, при переходе на уйгурское письмо, подвергшееся небольшому искажению под влиянием, во-первых, особенностей уйгурской письменности, во-вторых, естественных фонетических изменений в местных диалектах урянхайско-уйгурского и тюркского происхождения в процессе языковой монголизации, начавшейся еще в период правления тюркских и уйгурских каганатов в данном регионе.

Такие искажения были вполне естественны в силу известного лингвистического закона тюрко-монгольского сингармонизма, из-за которого гласное в первом слоге побуждало произносить последующие гласные с использованием первого. В результате, если, скажем, в первом слоге стояла фонема «а», то и в последующих слогах должен был произноситься этот гласный звук, например, в двухсложном этнониме «сал-чак», состоящим из двух слов «сал» и «чак», последнее первоначально имело форму «чик» (племенное название, произошедшее от наименования царского рода скифов -сак//сака//сагай//сакья//сакит//сакаит//саха), которое имело также форму «чи-гиль», но под влиянием первого корнеслова «сал» приобрело фонетическую форму «салчак» по отношению к тувинскому племени и форму «салджиут» в названии монгольского племени. А в названии другой западно-тувинской этнической группы «хемчик» под влиянием древнесамодийского корня «хем» -«река» вторая часть этнонима сохранила форму «чик».

Далее, от формы «чик» происходит известное нарицательное название храброго воина и искусного наездника - «джигит», а от формы «чак» произошел собирательный метаэтноним, объединивший в себе скифское племенное название сак//чак//чик//жак//жек и пр., а также этнонимы с теле- уйгурским, урянхайским субстратом - чагыт (ср. название озера Чагытай в Туве и имя одного из чингизидов), с которым связан так же и урянхайско-уйгурский этноним «чак-тува», обозначающий северных уйгуров, проживающих в Туве: например, хакасские фамилии Котожеков, Патачаков, Тугужеков, Боргояков и др. При этом существовало также множество хакасских, тувинско-урянхайских, и северно-уйгурских, саха-урянхайских и урянхайско-монгольских этнонимов и связанных с ними топонимов и родовых фамилий скифо-арийского и тюрко-монгольского (туранского) происхождения (например, западно-тувинская родовая фамилия Ооржак, названия монгольских племен салджиут, тайджиут и т.д.

Поэтому в изначальном корнеслове «бeрY», от которого произошел этноним «бурут», означающий «племя волков» в тюркских языках, доминировав-

ших в домонгольскую эпоху, при языковой монголизации гласная «е» могла естественным образом перейти в «а» при обозначении территории, на которой проживало племя волков, обозначавшееся в монгольских диалектах «шоно» и в старомонгольской письменности («уйгурское письмо») обозначавшееся словом «чино», которое присутствует в имени первопредка монголов Чингис-Хаана - «Бортэ Чино» («Серый Волк»). Кстати, в первой части этого имени присутствует корнеслово «бёрю»//«берю», которое при добавлении суффикса «ка»//«ха»//«га» превращалось в «берю-га», в разговорной речи звучавшее как «барга»; соответственно, территория расселения этого племени могло писаться «Баргу-ин» - «Баргузин». Кроме того, наша версия получает дополнительное подтверждение тем, что прямые потомки скифо-ариев, проживавшие в Саяно-Алтае, назывались «чиками», поэтому их потомки из родов и племен «Семи Волков» (четти-бюр) вполне могли называться «бёрю-чигийн», где последний суффикс «н» обозначает, как и «ка»//«ха»//«га», существительное в именительном падеже, а также происхождение от кого-либо, т. е. имеет смысл «произошедший от кого-либо».

Именно слово «Баргу-ин» употребляется в старомонгольской письменности, на которой составлена летопись «Алтан Тобчи» Мэргэн Гэгэна (18 в.) и в которой повествуется о прародителе рода Чингис-Хаана борджигин - Бортэ Чино, «тибетском царевиче», пришедшем с Юга к монголам из Тибета (т.е. с Верховьев Хуанхэ, где проживали потомки гуннов-хунну, еще раньше заключившие династийные браки с протомонголами сяньбийцами), который пересек «Тенгис-Далай» - «Небесное Море» и вступил в брачные, династийные и военно-политические союзы с правящими родами местных племен.

Вот как описывается появление в местах проживания монголов Бортэ Чино в «Алтан Тобчи» Мэргэн-Гэгэна, и это описание вполне согласуется с нашей версией о том, что предок монголов двигался через Восточную Туву: «... сын Неба Бортэ Чино, бежавший от смуты чиновников, по благословлению /Неба/ прибыл в бэдскую землю (от Бедий-Тайга, название местности в Тод-жинском кожууне; слово «бедий», «бедик» букв. означает «высокий», в данном случае «высокогорье», «Тайга» - Н.А.). В ту пору умер Кедуйин, нойон рода да дза (древнее название тувинцев-тоджинцев; от «тас» - «олень», «лось»), живущего на горе Бурхан-Халдун, расположенного на берегу Байгал мурэна. Его беременная жена Марал Хатун, из рода гова, встретила /Бортэ Чи-но/ и отдала /ему/ предпочтение как потомку небесного Ибегелту-хана и сделала его Владетелем дома. С этим согласилось племя бэдское /т.е. жители Бе-дий-Тайга/ и возвело его в достоинство эдзэна. Башата, сын той княгини от первого мужа, стал /родоначальником/ рода тайджиут. На 29-м году /жизни/ Бортэ Чино у него родился сын Батачи-хан. Это было во 2-м году Чжэнь Юань /правления/ Дэ Цзуна танской династии в лето «красного тигра» (Балданжапов «Алтан Тобчи», 1970, с.137).

Следуя этому указанию авторов средневековых летописей о том, что Бортэ Чино пришел с Юга из Тибета, а затем пересек Тэнгис-Далай, некоторые современные бурятские авторы утверждают: чтобы попасть в Баргужин-

64

Тохум, он «переплыл Байкал». Однако это утверждение не очень логично, если считать, что он двигался с Юго-Запада, то сначала должен был проникнуть в Прибайкалье, а затем с Севера пересечь Байкал, т.е. совершить огромный круг по горной тайге, тогда как Баргужин-Тохум начинался от Правобережья Енисея и, чтобы попасть в этот край с Юга, достаточно было пересечь небольшую речку между Тувой и Монголией, которая в настоящее время называется Тес-хем, что является сокращением от «Тенгис-хем». При этом она впадает в озеро Упса-нур, которое в средневековье в монгольских языках так же (как и Байкал) называлось «Тенгис-Далай». Затем Бортэ Чино было достаточно пересечь Енисей в его верховьях и, двинувшись на Северо-Восток, углубиться в Бургужин-Тохум.

Мэргэн Гэгэн, развивая теорию о тибетском происхождении Бортэ Чино, который, якобы, принадлежал к династиям тибетских и индийских царей, писал, что «имя Бортэ чино получилось от ошибочного написания /слова/ Мук-рицамбо» [Балданжапов, «Алтан Тобчи», 1970, С. 33]. В данном случае явно прослеживается «обоснование» идеи происхождения монгольских ханов от тибетских и индийских царей путем отождествления имени Бортэ Чино с именем тибетского принца Мукридзамбу [там же, С 25]. Если, таким образом, можно было «перепутать» два совершенно непохожих по звучанию имени, то наша версия о том, что название Баргузин в монгольских летописях смешивалось и «путалось» с наименованием царского рода Чингис-Хаана борджигин выглядит более чем убедительной, тем более, что оба названия связаны с именем Бортэ Чино, которое в диалектном произношении весьма похоже на оба названия.

По Рашид-ад-дину имя «Буртэ чинэ» происходит из Эргунэ-кун, Прародины всех тюрков и монголов, которая, по нашей версии, находилась в Восточном Саяне, т.е. в Западной Бурятии или Восточной Туве, что тоже подтверждает нашу вышеизложенную версию о маршруте Бортэ Чино. «Тайная история монголов» тоже утверждает, что предком Чингис-Хаана был «Бортэ чино, родившийся по изволению Вышнего Неба» [см.: там же, с. 37]. Генеалогические легенды самих баргузинцев утверждают, что вообще первая часть имени «Бортэ» восходит к названию одного из элитных родов эхиритского племени «Борсой» (т.е. Борсой Шоно; в устной речи «борсой-шоно», особенно в баргузинском диалекте и звучит почти одинаково как «бортэ-чино» и «борд-жигин»). Утверждается также, что имена всех предков Чингис-Хаана связаны с Баргузином, в частности, с именами Хорёдой Мэргэна, прародителя хоринцев, и с именем Баргуджин-Гоа, а так же Батачи-хана (варианты: Бата-Чиган, Бата-Саган, Бата-Чаган).

Что же касается корнеслова «бар», означающего «лев», «барс», «тигр», то в данном случае оно имеет лишь косвенное отношение к нашим баргузинским баргутам, поскольку в нем фигурирует именно тотемное животное львиной и тигриной породы, а не нашего тотемного Волка, и было больше распростране-

но у скифо-ариев и тюрков. При этом у скифов существовало специальное этносоциальное подразделение (или, точнее, воинская каста, состоявшая из особо подготовленных, храбрых и стойких воинов), которое во время сражения ставилось впереди - «паралаты» (от «бар»+«араты»).

Позднее, у тюрко-монгольских потомков сибирских скифов слово «бар» (диалектный вариант «пар») стало вообще обозначать самых храбрых воинов. Кроме того, восточно-тувинский, тоджинский род «бараан», одновременно связанный с палеоазиатским самодийским населением Тоджи и с уйгур-урянхами Саяно-Алтая, как раз и проживает до настоящего времени на территории Тувы от Правобережья Енисея до западной части Бурятии, которая и входила в этно-географическое понятие Баргуджин-Тохум.

Кстати, Баргузинский край до гибели Меркитского государства, которым управляли хаас-меркиты, назывался «Кол-Баргуджин-Тохум», из чего следует, что данный регион был органичной составной частью общего урянхайско-монгольского и тюркского центра. На это указывают и данные средневековых источников, согласно которым территория Баргуджин-Тохума начиналась от правобережья Енисея и заканчивалась на южном берегу Байкала (по-тюркски «Бай-Хол//Холь//Куль» - «Богатое /Священное/ Озеро//Море», по-монгольски «Байгал» - «Священный Огонь»).

Этот духовно-энергетический центр и обозначался понятием «монгол», которое буквально переводится «настоящий центр жизненной энергии, главная артерия (точнее, энергетический канал силы и харизмы)». Поэтому становится понятно, почему монголы Чингис-Хаана и урянхайцы Субудая сделали этноним «монгол» общим этнополитонимом своей империи «Хамаг Монгол Улс», т.е. метаэтническим, суперэтническим термином, объединяющим всех родственных тюрко-монголов Евразии.

Литература

1. Абаев Н.В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. Приложение №1. «Кодекс Чести истинного бурята». - Отв. ред. В.М. Мантыков. - Улан-Удэ, 2014.

2. Абаев Н.В. Тэнгрианский культ священных гор и героический эпос монголо-бурят. - Улан-Удэ, 2014.

3. Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ, 1996.

4. Балданжапов П.Б. Заметки о топонимике Забайкалья // «Этнографический сборник». - Улан-Удэ. - Вып. 1, 1960.

5. Балданжапов П.Б. Алтан Тобчи. - Улан-Удэ, 1970.

6. Буряадай туухэ бэшэгууд. - Улаан-Уд: Буряадай номой хэблэл, 1992.

7. Жигмитов Б. Гайхамшаг хунуудэр баян юм даа Буряад оромнай: Му-гы Лубсан // Бураяд Унэн. - Улан-Удэ, 2014.

8. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ, 1972.

9. Чагдуров С.Ш. Эргунэ-хун - прародина монголоязычных родов и племен // Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Докл. Российской делегации. - М., 1997.

10. Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия - прародина всех монголов // Филологический сборник. - Улан-Удэ, 1999.

Хобраков Цыбик Черип-Цынгеевич - мастер-наставник школы единоборств «Шонын-баша», г. Улан-Удэ.

Абаев Николай Вячеславович - доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Hobrakov Tsibik - master-instructor of School of the Martial Arts "Shonyn-Basha", Ulan-Ude.

Abaev Nikolay - Doctor of History, Professor, the Head of Laboratory of Civiliza-tional Geopolitic, Inner Asia Institute, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 930(571.54)

DOI 10.18097/2306-753X-2014-2-67-72

© C. З. Ахмадулина

Особенности становления и развития римско-католической общины

в Бурятии

Автор, основываясь на материалах Государственного архива Республики Бурятия, воссоздает историю формирования и становления римско-католической общины, подробно рассматривает деятельность католиков на территории современной Бурятии. Становление и развитие римско-католической общины в рассматриваемом регионе имело свои отличительные особенности: костяк составили сосланные на поселение участники польских восстаний XIX в. члены революционных кружков, а также квалифицированныерабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Основная масса католиков проживала на станциях железной дороги. Сохранить национальную самобытность, культуру, традиции и духовное единство полякам и литовцам помогало участие в деятельности общины: общение в храме совместные молитвы, празднование церковных праздников, всемерная поддержка со стороны прихожан - католиков.

Ключевые слова: Римско-католическая община, католическая церковь, Республика Бурятия, национальные меньшинства, религиозная ситуация, конфессии, веротерпимость, культовая практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.