Научная статья на тему 'Об электронных сервисах для предоставления гражданам открытой экологически значимой информации'

Об электронных сервисах для предоставления гражданам открытой экологически значимой информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / THE GOVERNMENT SERVICE PORTAL / WEBSITES OF AUTHORITIES / THE SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION / ECOLOGICALLY MEANINGFUL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киздермишов Асхад Асланчериевич, Киздермишова Сулиет Халидовна

Исследуется возможность получения экологической информации в электронном виде в сети Интернет, приводится структурированный обзор электронных источников экологической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киздермишов Асхад Асланчериевич, Киздермишова Сулиет Халидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On electronic services for submitting open environmentally significant information to citizens

The paper studies the possibility of obtaining environmental information in electronic form on the Internet. A structured overview of electronic sources of environmental information is provided.

Текст научной работы на тему «Об электронных сервисах для предоставления гражданам открытой экологически значимой информации»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ TECHNICAL SCIENCES

УДК 574:004.72 ББК 32.973.202 К 38

Киздермишов А.А.

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления инженерно-физического факультета Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593911, e-mail: Askhad_75@rambler.ru Киздермишова С.Х.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экологии и защиты окружающей среды экологического факультета Майкопского государственного технологического университета, Майкоп, e-mail: suliet@rambler.ru

Об электронных сервисах для предоставления гражданам открытой экологически значимой информации

(Рецензирована)

Аннотация. Исследуется возможность получения экологической информации в электронном виде в сети Интернет, приводится структурированный обзор электронных источников экологической информации.

Ключевые слова: портал государственных услуг, сайты органов власти, система межведомственного электронного взаимодействия, экологически значимая информация.

Kizdermishov A.A.

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Department of Automated Systems of Processing Information and Control at Engineering-Physics Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593911, e-mail: Askhad_75@rambler.ru Kizdermishova S.Kh.

Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Ecology and Environmental Protection Environmental Faculty, Maikop State University of Technology, Maikop, e-mail: suliet@rambler.ru

On electronic services for submitting open environmentally significant information to citizens

Abstract. The paper studies the possibility of obtaining environmental information in electronic form on the Internet. A structured overview of electronic sources of environmental information is provided.

Keywords: the government service portal, websites of authorities, the system of interdepartmental electronic interaction, ecologically meaningful information.

В течение последних лет экологическая обстановка постоянно ухудшается. При этом не редки случаи, когда органы власти или коммерческие предприятия пытаются скрыть достоверную информацию об экологической обстановке (экологической информации). Например, к ней следует отнести трагическое сокрытие от граждан информации об аварии на Чернобыльской атомной станции. Поэтому актуальной задачей является своевременное и достоверное доведение экологической информации до граждан, общественных объединений и организаций, которые отстаивают конституционное право на благоприятную окружающую среду. Благодаря государственной политике в области информатизации общества эта задача может быть решена путем создания уполномоченными государственными органами соответствующих электронных сервисов (сайтов, порталов и т.п.) по предоставлению экологической информации. В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственными ему учреждениями активно внедряются сервисы электронных услуг, межведомственного взаимодействия и т.д. [1, 2]. Данная работа посвящена обзору электронных источников экологической информации.

Отметим, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации человеку гарантируется право на благоприятную экологическую обстановку и право на получение инфор-

мации о состоянии окружающей среды (так называемое право на экологически значимую информацию) [3], а согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации «О государственной тайне», она не может быть засекречена. В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие или искажение экологической информации является административным правонарушением [4]. В то же время Российским законодательством не дано определение «экологически значимой информации». Но ряд законов содержит отдельные ее элементы, например, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» гарантирует гражданам право на получение информации о загрязнении воздуха и источниках такого загрязнения [5]. В результате «экологически значимая информация» может трактоваться как сведения о состоянии окружающей среды и о факторах, способных оказывать негативное влияние без или вместе со сведениями о принимаемых мерах, цель которых - защита окружающей среды.

В данной статье, исходя из определения государственного мониторинга окружающей среды - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями), оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, - под экологической информацией будет пониматься перечень сведений, для которых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» вводятся отдельные подсистемы в составе Единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) [6]:

• государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

• государственного мониторинга атмосферного воздуха;

• государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

• государственного мониторинга земель;

• государственного мониторинга объектов животного мира;

• государственного лесопатологического мониторинга;

• государственного мониторинга воспроизводства лесов;

• государственного мониторинга состояния недр;

• государственного мониторинга водных объектов;

• государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

• государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

• государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

• государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

• государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

• государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Одним из первых шагов по формированию системы информирования стало создание в 1994 году федерального государственного учреждения - Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). РЭФИА было создано для обеспечения гласности в работе государственной природоохранной системы, прав граждан и общественных организаций на необходимую и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, формирования единой политики в области массового распространения экологической информации. РЭФИА уже прекратило существование. Кроме сайта РЭФИА в конце 90-х и начале 0-х годов появились заслуживающие отдельного внимания сайты Интернет-газеты «Спасение» (с 1999 года), сайт государственной экологической экспертизы (с 2000 г.) и межведомственный Интернет-сервер «Природа» [7].

Следует отметить, что в то же время в Европе и Америке были приняты меры по доведению экологической информации до граждан. 7 июня 1990 г. Советом Европейского

Сообщества была принята Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС). В рамках программы ООН по оценке состояния мировой окружающей среды и выявлению проблем, для решения которых необходимо международное сотрудничество - UNEP [8], были созданы международная информационно-справочная система по окружающей среде ИНФОТЕРРА и Глобальная база данных о ресурсах GRID (Global Resources Environmental Database). При использовании вышеуказанных источников экологической информации необходимо учитывать, что, согласно Директиве Совета ЕС, определение экологической информации дается, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников», и, с другой, - как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее. Европейское определение почти полностью совпадает с определением в документе, принятом на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в декабре 1997 года - модельный закон «О доступе к экологической информации».

В 2010 году информационное взаимодействие государственных органов с гражданами перешло на принципиально новый уровень. Благодаря принятию Федерального закона Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление информации по запросам граждан стало государственной услугой. После ввода в эксплуатацию «портала Госуслуг» [9] окончательно сформировалась действенная схема электронных источников экологической информации (см. рис. 1).

Подсистема государственного мониторинга водных биологических ресурсов

Подсистема государственного мониторинга водных объектов Подсистема государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Подсистема государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал Подсистема государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации

Подсистема государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации

Подсистема государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации Подсистема государственного мониторинга состояния недр Подсистема государственного мониторинга воспроизводства лесов Подсистема государственного лесопатологического мониторинга Подсистема государственного мониторинга объектов животного мира

Подсистема государственного мониторинга земель Подсистема государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации Подсистема государственного мониторинга атмосферного воздуха Подсистема государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

Федеральная служба по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Рис. 1. Электронные источники экологической информации

Следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день государственные и негосударственные периодические печатные издания по экологии и охране окружающей среды совместно составляют порядка 8% от общего числа электронных источников экологической информации [10, 11].

Рассмотренное ранее состояние с международными сайтами (порталами), содержащими (публикующими) экологическую информацию, говорит о том, что подобная информация, имеющая региональное значение, может содержаться на официальных сайтах правительств и министерств, эквивалентных по функциям Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Если речь идет о соседних государствах, то на их региональных сайтах могут быть размещены сведения, непосредственно отражающие экологическую информацию на территории России. Яркий пример этому сайты Норвегии. В большей степени это касается негосударственных международных электронных источников, таких как сайты общественных организаций Гринпис и WWF (Всемирный фонд дикой природы).

3,0% 1,0% 3,0%

Государственные учреждения

Всероссийские негосударственные природоохранные объединения

Государственные природоохранные организации

Региональные движения и проекты по охране природы

Молодежные организации

Экологическое образование и воспитание

Особо охраняемые природные территории

Сохранение биоразнообразия

Экологические поселения

Ядерная проблематика

Природоохранное законодательство, право

Институты

Благотворительные фонды и фандрайзинг Электронные бюллетени и рассылки Альтернативное мнение

Рис. 2. Отечественные сайты, содержащие экологическую информацию

В настоящее время роль частных сайтов и сайтов неправительственных организаций для информирования граждан и общественных организаций неуклонно растет. Даже если учитывать только наиболее известные из них, то число правительственных сайтов составляет порядка 3% от общего числа сайтов (порталов), посвященных экологической информации

(см. рис. 2). Говоря о частных сайтах, следует отметить, что многие из них принадлежат экспертам с высоким авторитетом в экологическом сообществе. При проведении сбора и анализа экологической информации было бы ошибкой не учитывать точки зрения, опубликованные на этих сайтах.

Отечественные государственные сайты (порталы) (см. рис. 2) можно условно разделить на две группы: это информационные подсистемы государственной системы экологического мониторинга, далее сайты подсистем и сайты государственных органов власти, доступные через портал госуслуг. Сайты подсистем публикуют так называемые «ежегодники», содержащие аналитические материалы и результаты измерений соответствующих подсистеме величин загрязнения. В отличие от сайтов подсистем, портал госуслуг позволяет получать текущую информацию по запросу гражданина или организации, при этом предоставление ответа на запрос является результатом государственной услуги (существует утвержденный перечень госуслуг), что гарантирует официальный ответ. По состоянию на сегодняшний день, согласно административным регламентам госуслуг по предоставлению экологической информации, при условии правильного оформления запроса оснований для отказа в предоставлении госуслуг не существует. Отдельно от этих двух групп следует выделить сайт, на котором после принятия федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» планируется опубликовывать данные федерального государственного реестра заключений экологического аудита. В настоящее время проект указанного закона проходит процедуру подписания. Кроме этого готовятся так же региональные сайты федеральных органов власти в субъектах Российской Федерации (123 сайтов) и органов власти субъектов Российской Федерации (210 сайтов), имеющих отношение к экологическим вопросам, ссылки которых размешены на национальном портале «Природа России» [7].

В заключение отметим, что, во-первых, из-за большого количества и разнородности представления открытой экологической информации, верную оценку, относящуюся к результатам воздействию того или иного процесса на окружающую среду, по-прежнему способен дать только высококвалифицированный специалист. Несмотря на то, что еще в 2000 году РЭФИА приступило к разработке проекта по формированию Национального центра общественных связей и его подпроекта - «Создание национальной ассоциации (консорциума) пользователей и потребителей экологической информации», проблема создания национального экологического портала, куда может обратиться каждый гражданин и получить достоверную и доступно изложенную информацию или консультацию, остается актуальной.

Во-вторых, как было отмечено в начале статьи, отсутствует специальное определение понятия экологической информации, что, в свою очередь, может привести к ограничению доступа к экологической информации со стороны заинтересованных в этом лиц. Несмотря на то, что кроме запрета на засекречивание существуют также запреты на ограничение доступа к «информации о состоянии окружающей среды» и «о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом» в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О коммерческой тайне» соответственно, доступ к информации может быть ограничен, например, на основании защиты граждан от информации, наносящей вред здоровью и психическому развитию. Таким образом, требуется на законодательном уровне дать однозначное определение термину «экологическая информация».

Примечания:

1. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от

References:

1. On approval of the Regulations on the Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation of and on amendment and annulment of certain acts of the Government of the Russian Federation: the RF Government decree of November 11, 2015. No.

11 ноября 2015 г. № 1219 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6586.

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

7. [Электронный ресурс]. URL: www.priroda.ru

8. [Электронный ресурс]. URL: www.unep.org

9. [Электронный ресурс]. URL: www.gosuslugi.ru

10. Кудрявцев А.В. Интернет-ресурсы по охране окружающей среды. Краткий справочник. URL: http://www.seu.ru/cci/lib/books/www-sites/

11. Интернет-ресурсы по экологии: [Электронный ресурс]: материалы в помощь работе библиотек / ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова; сост. и отв. за вып. Н.Е. Железнова. Ярославль, 2011. URL: http://www.rlib.yar.ru/_metod_mater/v_7/02/intemet_ ecol.htm

1219 // Collection of laws of the Russian Federation. 2015. No. 47. Art. 6586.

2. On organization of provision of public and municipal services: Federal law of 27 July 2010. No. 210-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 2010. No. 31. Art. 4179.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by national voting on December 12, 1993, amended on 30 December 2008, 5 January, 21 July 2014) // Collection of laws of the Russian Federation. 2014. No. 31. Art. 4398.

4. Russian Federation Code of Administrative Offences of 30 December 2001. No. 195-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 2002. No. 1 (pt. 1). Art. 1.

5. On protection of atmospheric air: Federal law of 4 May 1999. No. 96-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 1999. No. 18. Art. 2222.

6. On environmental protection: Federal law of 10 January 2002. No. 7-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 2002. No. 2. Art. 133.

7. [Electronic resource]. URL: www.priroda.ru

8. [Electronic resource]. URL: www.unep.org

9. [Electronic resource]. URL: www.gosuslugi.ru

10. Kudryavtsev A.V. Internet resources for the protection of the environment. Quick reference. URL: http://www.seu.ru/cci/lib/books/www-sites/

11. Internet resources on ecology: [Electronic resource]: materials to support the work of libraries / YaOUNB of N.A. Nekrasov; comp. and resp. for the issue is N.E. Zheleznova. Yaroslavl, 2011. URL: http://www.rlib.yar.ru/_metod_mater/v_7/02/internet_ ecol.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.