Научная статья на тему 'Об экономическом прагматизме'

Об экономическом прагматизме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3907
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
экономический прагматизм / оценка регулирующего воздействия / «умное» регулирование / политический курс / «smart» regulation / економічний прагматизм / оцінка регулюючого впливу / «розумне» регулювання / політичний курс / pragmatism / regulatory impact assessment / political policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметжанова Салтанат Буровна

Данная статья посвящена вопросам эффективной системы управления экономикой. В условиях усиления глобальной конкуренции конкурентоспособность любого государства, в первую очередь, определяется эффективностью государства. Мировая практика уже показала, что идеи прагматизма являются основополагающими и незаменимыми чертами рационального ведения хозяйственной деятельности. Экономический прагматизм предполагает объективный и всесторонний анализ эффективности государственной меры на каждом этапе принятия решения, его реализации и мониторинга, четкой координации заинтересованных государственных органов и учета мнения всех целевых групп воздействия. Одним из инструментов практической реализации принципа экономического прагматизма может стать качественная научная экономическая экспертиза, которая выступит в качестве «фильтра» для неэффективных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On economic pragmatism

This article focuses on an effective system of economic management. As global competition increases, the competitiveness of any state, first of all, is determined by the state efficiency. World practice has shown that ideas of pragmatism are fundamental and irreplaceable for rational economic activity. Economic pragmatism supposes an objective and comprehensive analysis of the effectiveness of state measures at each stage of decision-making, implementation and monitoring, coordination of concerned governmental bodies and responsiveness to the opinion of all target groups of impact. A qualitative economic scientific expertise acting as a «filter» for inefficient decisions can become one of the implementation methods of the economic pragmatism principle.

Текст научной работы на тему «Об экономическом прагматизме»

ЭКОНОМИКС. 2013. № 3.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

УДК 338.24. 021. 8

Ахметжанова С.Б.* ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРАГМАТИЗМЕ

Ахметжанова С.Б. Об экономическом прагматизме. - Статья .

Данная статья посвящена вопросам эффективной системы управления экономикой. В условиях усиления глобальной конкуренции конкурентоспособность любого государства, в первую очередь, определяется эффективностью государства . Мировая практика уже показала, что идеи прагматизма являются основополагающими и незаменимыми чертами рационального ведения хозяйственной деятельности Экономический прагматизм предполагает объективный и всесторонний анализ эффективности государственной меры на каждом этапе принятия решения, его реализации и мониторинга, четкой координации заинтересованных государственных органов и учета мнения всех целевых групп воздействия . Одним из инструментов практической реализации принципа экономического прагматизма может стать качественная научная экономическая экспертиза, которая выступит в качестве «фильтра» для неэффективных решений

Ключевые слова: экономический прагматизм, оценка регулирующего воздействия, «умное» регулирование, политический курс .

Akhmetzhanova S.B. On economic pragmatism. - Article .

This article focuses on an effective system of economic management. As global competition increases, the competitiveness of any state, first of all, is determined by the state efficiency. World practice has shown that ideas of pragmatism are fundamental and irreplaceable for rational economic activity Economic pragmatism supposes an objective and comprehensive analysis of the effectiveness of state measures at each stage of decision-making, implementation and monitoring, coordination of concerned governmental bodies and responsiveness to the opinion of all target groups of impact.

A qualitative economic scientific expertise acting as a «filter» for inefficient decisions can become one of the implementation methods of the economic pragmatism principle.

Keywords: economic pragmatism, regulatory impact assessment, «smart» regulation, political policy

Ахметжанова С.Б. Про економічний прагматизм. - Стаття

Дана стаття присвячена питанням ефективної системи управління економікою . В умовах посилення глобальної конкуренції конкурентоспроможність будь-якої держави, у першу чергу, визначається ефективністю держави Світова практика вже показала, що ідеї прагматизму є основними та незамінними рисами раціонального ведення господарської діяльності Економічний прагматизм припускає об'єктивний і всебічний аналіз ефективності державного заходу на кожному етапі прийняття рішення, його реалізації та моніторингу, чіткої координації зацікавлених державних органів і врахування думки всіх цільових груп впливу. Одним з інструментів практичної реалізації принципу економічного прагматизму може стати якісна наукова економічна експертиза, яка виступить в якості «фільтра» для неефективних рішень

* Ахметжанова Салтанат Буровна - директор Центра научной экономической экспертизы, Институт экономических исследований, член Европейского Общества по оцениванию, доктор экономических наук, профессор, г Астана, Казахстан

Ключові слова: економічний прагматизм, оцінка регулюючого впливу, «розумне» регулювання, політичний курс.

«Суть экономической политики нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм. Фактически, это кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов» - эти слова прозвучали в Послании Президента Республики Казахстан, посвященного Стратегии «Казахстан-2050» . Данная Стратегия - это качественно новый курс развития нашей Республики, устремленной в будущее, который становится особенно актуальным в условиях турбулентности и нестабильности глобальной экономики

О новом политическом курсе.

Сегодня происходит смещение центров экономического роста из развитых стран Запада в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки, а также набирают экономическую мощь страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮжноАфриканская Республика).

Эксперты МВФ высказали мнение, что рецессия, которая началась в Европе в прошлом году, продолжится и в 2013 году Согласно новым оценкам МВФ темпы роста ВВП мировой экономики в этом году составят 3,5 %, а не 3,6 %, как ожидалось ранее. Прогнозы на 2013 и 2014 годы были пересмотрены практически по всем странам и в большинстве случаев - в сторону более низких значений

По прогнозам экспертов в XXI веке ожидается нарастание и обострение глобальных проблем, и не только экономических Это и демографический дисбаланс, нехватка продовольствия, дефицит воды, энергии, исчерпаемость природных ресурсов, а также социальная нестабильность Эксперты высказывают мысль о том, что текущая нестабильность глобальной экономической системы является результатом неадекватной политики государств и неправильной оценки роли государственного регулирования эконо-

мики. На сегодняшний день актуальным остается вопрос совершенствования системы государственного регулирования [1, с . 25].

В таких условиях все ведущие государства и крупные компании формируют долгосрочные стратегии развития Мир сегодня настолько глобализирован, что остаться в стороне от усиливающихся с каждым днем угроз и вызовов не может ни одна страна Поэтому обновление стратегического курса Казахстана и расширение горизонта планирования является своевременным

В этих условиях экономической политикой нового курса Казахстана становится всеобъемлющий экономический прагматизм, который «основан на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности», что было определено Стратегией «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства»

Согласно новому курсу развития страна должна стать единой системой, где решения будут приниматься только с точки зрения экономической целесообразности и развития глобальной конкурентоспособности Казахстана И в этих целях необходимо минимизировать участие государства в регулировании предпринимательства для устранения иждивенческого поведения и самостоятельного развития

В том же послании Президента озвучены основные принципы, на которых будет основан экономический прагматизм Это принятие экономических и управленческих решений только с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов А также определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер, создание новых точек экономи-

ческого роста. То есть все предстоящие решения должны приниматься с учетом прибыльности и возвратности инвестиций, конкурентоспособности и соблюдения долгосрочных интересов Казахстана

К экономическому прагматизму через ОРВ.

Новый подход в принятии экономических и управленческих решений, озвученный Президентом, усиливает значение комплексной оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Экономический прагматизм предполагает объективный и всесторонний анализ эффективности государственной меры на каждом этапе принятия решения, его реализации и мониторинга, четкой координации заинтересованных государственных органов и учета мнения всех целевых групп воздействия. Только реализация этих принципов позволит принимать четкие и прагматические решения, понятные бизнесу и населению, получить максимальную отдачу от бюджетных расходов

Оценка регуляторного воздействия является современным инструментом, используемым в большинстве развитых стран для совершенствования понимания экономических и социальных последствий актов законодательства ОРВ повсеместно признается важным механизмом, способствующим улучшению делового климата и повышению эффективности и результативности правового регулирования

Термин «ОРВ» используется для описания систематического анализа воздействия нового или действующего законодательства и информирования о результатах Важны оба аспекта ОРВ - как анализ, так и информирование Однако основной характеристикой ОРВ является процесс систематического и согласованного проведения оценки регулятивных интервенций с целью повышения отдачи от регулирования и принятия решений, начиная с самых ранних стадий разработки мер политики ОРВ

можно использовать как для оценки воздействия нового законодательства, так и действующего [2, с. 3].

Методология оценки воздействия законодательных актов также может варьироваться . Некоторые страны используют полномасштабный анализ затрат-выгод на основе теорий о социальном обеспечении, но в большинстве применяется сочетание качественных и несложных количественных моделей и методологий

Как показывает международный опыт, основной причиной внедрения ОРВ является неэффективный механизм принятия решений на государственном и региональном уровнях, который приводит к недостижению поставленных целей и вызывает необходимость пересмотра принимаемых решений

Принципы экономического прагматизма по своей сути близки к элементам «умного» регулирования (англ. - smart regualtion), принятого во многих развитых странах

Концепция «умного» регулирования получила широкое распространение с 2010 года в Европейском Союзе (ЕС) и является совместной задачей Парламента, Комиссии, Счетной Палаты, национальных правительств Европейским Союзом концепция «умного» регулирования включена в Стратегию до 2020 года

Складывающиеся механизмы «умного» регулирования в странах ОЭСР являются в настоящее время не только инструментом прогнозных расчетов воздействия нормативного правового акта при его введении в действие, но уже комплексным механизмом, основанным в целом на «концепции законотворчества с учетом доказательных фактов» (англ. - «evidence-based law making»). Помимо ОРВ, механизм включает процедуры регулярного мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов (НПА), ретроспективный анализ фактических эффектов НПА, введенных в силу до форми-

рования процедур оценки регулирующего воздействия либо действующих уже 3-5 лет, обязательные публичные консультации, другие формы общественного обсуждения [3].

«Умное» регулирование предполагает достижение качественно нового уровня государственной политики, отвечающей высоким требованиям качества и эффективности и основанной на принципах субсидиарности и пропорциональности Базовым элементом «умного» регулирования является оценка регулирующего воздействия на всех этапах управленческого цикла

Основная цель ОРВ заключается в оказании помощи органам государственного управления в принятии более эффективных политических решений . Это важный фактор, требующий учета при реагировании современной экономики на усиление глобальной конкуренции и возникающие финансовые ограничения

Главная цель ОРВ - «чтобы законы не были созданием чиновников, но проверялись бы людьми жизни», что было еще сказано Премьер-министром Российской империи П.А. Столыпиным (19081910 гг. ).

ОРВ позволяет усовершенствовать механизм оценки эффективности регулятивных мер, обеспечить государственные органы инструментом проведения всесторонней оценки социальноэкономических последствий принимаемых решений, а также повысить прозрачность процесса принятия решений для субъектов регулирования

Механизм ОРВ призван выявлять недостатки и излишние меры регулирования, а также пути упрощения действующего законодательства и тем самым позволяет достигать высокого уровня эффективности принимаемых решений

Существует множество примеров практической эффективности применения ОРВ . Так, в Австралии в рамках оцен-

ки экономического влияния реформы электроэнергетики был применен анализ выгод и издержек Результаты исследования показали, что реформа скорее повысит выгоды, нежели увеличит дополнительные административные издержки, при этом розничные цены для потребителей электроэнергии будут снижены на 5-8,5 %

Интересен пример ЕС по оценке инициативы по сокращению административных барьеров для малого бизнеса в сфере бухгалтерского учета в 2009 году, в ходе которой рассматривалось несколько вариантов сокращения административного давления на малый бизнес. По оценкам Европейской комиссии, выбранный вариант решения проблемы, предусматривающий добровольное исключение мелких фирм из-под действия стандартов бухгалтерской отчетности на уровне каждой из стран-членов, позволил бы обеспечить совокупную экономию в размере от 4 до 7 млрд. евро Впоследствии все эти расчеты полностью подтвердились

На постсоветском пространстве оценка регуляторного воздействия применяется в России, Украине, происходит постепенное формирование элементов ОРВ в Белоруссии, Кыргызстане, Узбекистане Так, в России термин ОРВ стал активно входить в экспертный оборот после 2000 года Начиная с мая 2010 года, процедура ОРВ предусмотрена Регламентом Правительства России, а также принят приказ, определяющий порядок подготовки заключений об ОРВ [4, с. 5]. В Украине процесс ОРВ описан в Методике проведения анализа влияния регуляторного акта, которая устанавливает требования проведения оценки и определяет сам процесс анализа

Если провести сравнительный анализ процедур проведения оценки регуляторного воздействия, то можно сделать вывод о неоднородности подходов к применению ОРВ в странах СНГ [1, с. 36].

Таблица 1.

Сравнительный анализ проведения ОРВ в странах СНГ

Страна Наименование ОРВ Сфера регулирования Концентра- ция Механизм отслеживания законопроекта

Россия Оценка регулирующего воздействия Все НПА Предприни- мательство Нет, существует процедура экспертизы уже действующих НПА

Украина Анализ влияния регулятивного акта Все НПА Предприни- мательство Да

Узбеки- стан Система оценки воздействия актов законодательства Все НПА, затрагивающие сферу предпринимательства Предприни- мательство Да

Кыр- гызстан Анализ регулятивного воздействия НПА на деятельность субъектов предпринимательства Все НПА, затрагивающие сферу предпринимательства Предприни- мательство Да

Суть ОРВ.

Суть ОРВ заключается в определении целей и задач регулирующих органов, выявлении альтернативных вариантов достижения поставленных целей, проведении полной оценки их преимуществ и недостатков [5, с. 23].

Внедрение ОРВ позволяет снизить риски возникновения коррупции, улучшить деловой климат, повысить инвестиционную привлекательность страны, обеспечить экономию бюджетных средств и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым правительством решениям [1, с 13]

Проведение ОРВ является длительным процессом и основывается на следующих принципах:

- экономические, социальные и экологические воздействия должны анализироваться и представляться в формате, в наибольшей степени отражающем проблему выбора между различными опциями, по возможности необходимо давать количественную оценку различным видам воздействия;

- оценка воздействия должна сосредотачиваться на наиболее существенных видах воздействия;

- необходимо учитывать кратко- и долгосрочные эффекты

При внедрении ОРВ следует помнить, что нельзя просто скопировать ОРВ, основанный на руководящих принципах ОЭСР, и внедрить его в нашей стране . Так как целью ОРВ в развитых странах является повышения рыночной эффективности, в то время как для Казахстана цели будут различаться .

Несомненно, ОРВ в разных странах для разных заинтересованных сторон имеет разное понимание По этой причине необходимо четкое определение данного термина В последнее десятилетие ОРВ стал столь «модным» реформистским термином, что многие разновидности государственных реформ маркируются «под» ОРВ, при этом не имея к нему никакого практического отношения В результате уровень понимания значения этой системы и выгоды от нее остаются низкими

Основываясь на принципах ОРВ, разработанных ОЭСР, можно выделить следующие основные этапы внедрения ОРВ [2, с. 8].

Этап 1. Ознакомление с ОРВ. Необходимым первым шагом в разработке и реализации ОРВ является ознакомление с ним ключевых заинтересованных сторон и получение их поддержки . Крайне необходимо понимание руководителей государственных структур, которые будут отвечать за

непосредственную работу, связанную с ОРВ . Текущие стратегии ОРВ в таких странах, как Сербия, Словакия и Кения, значительно акцентированы на интегрировании заинтересованных сторон и обеспечении информацией перед запуском ОРВ

Этап 2. Определение прототипов ОРВ. Практически в любой стране есть множество строительных компонентов, которые можно было бы использовать в виде фундамента для ОРВ. Чаще всего они включают юридические заключения министерства юстиции к законопроектам с целью проверки правового качества нового законодательства Эти заключения могут быть расширены до пояснительных докладных записок, в которых, помимо юридических вопросов, рассматривались бы и прочие виды воздействий Другими важными аналогами ОРВ являются оценки последствий для бюджета и окружающей среды, которые проводят министерства финансов и по охране окружающей среды Такие оценки воздействия часто имеют схожую логику с ОРВ, хотя и в меньших масштабах Наличие таких прототипов также опровергает утверждения, что ОРВ является лишь чисто техническим и насаждаемым извне инструментом

Этап 3. Ограничение масштаба внедрения ОРВ на начальном этапе для концентрации финансовых и человеческих ресурсов на наиболее проблемных сферах регулирования

Этап 4. Наделение правовыми полномочиями. Принципы регулирования и применение ОРВ должны быть одобрены на высшем государственном уровне, т е соответствующий закон или указ должен определять сферу действия ОРВ Поручение на высоком уровне также позволит установить ясные стандарты или принципы качества регулирования Регулирование должно быть дружественным к бизнесу, эффективным, действенным, прозрачным и подотчетным, но одновременно актуальным и устанавливающим ответственность регуляторов

Этап 5. Программа повышения квалификации кадров. Для поддержки ОРВ необходима программа подготовки кадров, это могут быть тренинги для освоения более детальных методологий оценки воздействия Опыт показывает, что такие программы эффективны, когда поддержка международных экспертов дополняются мнениями практиков из стран, где имеется сопоставимый опыт внедрения ОРВ .

ОРВ в Казахстане.

В Казахстане в рамках провозглашенного Главой государства стратегического курса до 2050 года законодательство как можно быстрее должно прийти в соответствие с новыми задачами. Возврат к «экономике реальных сущностей», построение Общества Всеобщего труда, прорыв в технологическом развитии возможен только в условиях принятия простых и понятных законов

Как отметил Президент в своем Послании, «необходимо начать очередной этап модернизации национальной правовой системы» «Законодательство должно не только защищать национальные интересы, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной правовой средой» Ожидается принятие «системных мер по повышению конкурентоспособности нашей правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права»

В рамках реализации Стратегии-2050 предусматривается разработать и принять ряд законопроектов В таких условиях резко возрастает роль научной экономической экспертизы законопроектов как одного из элементов системы оценки регулирующего воздействия в Казахстане А также предстоит большая работа по объективной оценке принимаемых законопроектов

В таких условиях качественная научная экономическая экспертиза может стать одним из инструментов практической реализации принципа всеобъемлющего экономического прагматизма и выступить в

качестве «фильтра» для неэффективных решений При этом бюджетные ограничения должны выйти на первый план Любое решение должно оцениваться через призму экономической целесообразности

Мировая практика показывает актуальность и обоснованность применения ОРВ Эксперты согласны с тем, что надлежаще реализованная оценка способна повысить экономическую эффективность регулятивных решений и снизить число некачественных и ненужных актов законодательства ОРВ также может содействовать повышению прозрачности решений, улучшению качества консультаций и расширению участия затрагиваемых групп Применение ОРВ позволит получить значительные экономические выгоды от более качественной и точной оценки своих потребностей и издержек регулирования до принятия новых законодательных актов Сложившаяся ситуация в мире и современные тенденции в регулировании требуют пересмотра целей и стиля государственного управления, а также совершенствования инструментов, которые используются для достижения поставленных целей Принятие прагматичных решений становится необходимостью, позволяющей достигать качественных и эффективных результатов Только проводя взвешенную социально-экономическую политику, принимая во внимание стоящие перед страной экономические ограничения, развивая наши базовые преимущества, можно добиться вхождения в 30-ку развитых стран мира

Список литературы

1. Применение оценки регулирующего воздействия в Казахстане: теория, проблемы, пути совершенствования / Под редакцией Муханова М . Н . - Астана: АО «Институт экономических исследований» - 2012 -150 с.

2. Питер Ладегаард. Совершенствование делового климата посредством анализа регуляторного воздействия - возможности и вызовы для развивающихся стран // СОВ A3: мировой опыт и предпосылки внедрения в Узбекистане. - Ташкент: Международная Финансовая Корпорация . - 2008. - С 7-23 .

3. Из выступления директора Центра оценки регулирующего воздействия ИГМУ НИУ ВШЭ Д .Б . Цыганкова на 1-м заседании экспертной группы «Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом» 24 февраля 2011 г.

4. Беляев А., Соболь Д. Модели реализации оценки регулирующего воздействия на региональном уровне в России // Доклад, представленный на сессии «Оценка регулирующего воздействия» в рамках секции «Качество государственного управления» на XII Международной научной конференции, состоявшейся 5-7 апреля 2011 г в Высшей школе экономики. Авторы доклада: А. Н. Беляев (НИУ ВШЭ), Д. В. Соболь (Министерство экономического развития Российской Федерации)

5. Introductory Handbook for Undertaking Regulatory Impact Analysis. OECD, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.