Научная статья на тему 'Об эффективности системы профориентации абитуриентов в 2010 году'

Об эффективности системы профориентации абитуриентов в 2010 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИТОГИ НАБОРА / VOCATIONAL GUIDANCE / HIGH SCHOOL / HIGHER EDUCATION / SET RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Владимир Вячеславович, Нефёдов Анатолий Иосифович, Вильшук Вячеслав Анатольевич

В статье рассмотрена система организации работы с учащейся молодежью и выпускниками образовательных учреждений различных уровней. Дан анализ итогов набора студентов на первый курс. Предложены варианты совершенствования основных аспектов профориентационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Владимир Вячеславович, Нефёдов Анатолий Иосифович, Вильшук Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applicants career guidance efficiency in 2010

In the article the system of the organization of work with studying youth and graduates is considered. The results of the students' entrance the university on the first course were analyzed. Variants of perfection of the basic aspects of vocational guidance are offered.

Текст научной работы на тему «Об эффективности системы профориентации абитуриентов в 2010 году»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923 : 37.048.45 В. В. МАКАРОВ

A. И. НЕФЁДОВ

B. А. ВИЛЬШУК

Омский государственный технический университет

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

АБИТУРИЕНТОВ В 2010 ГОДУ________________________

В статье рассмотрена система организации работы с учащейся молодежью и выпускниками образовательных учреждений различных уровней. Дан анализ итогов набора студентов на первый курс. Предложены варианты совершенствования основных аспектов профориентационной деятельности.

Ключевые слова: профориентация, вуз, высшее образование, итоги набора.

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) сформировалась и действует система профессиональной ориентации и агитации учащихся образовательных учреждений, рабочих и служащих предприятий и организаций различных форм собственности.

Система базируется на использовании административного ресурса управления с привлечением активной части общественности из кадрового состава научных работников и преподавателей ОмГТУ, учителей общеобразовательных школ, преподавательского состава учреждений начального и среднего профессионального образования Омска, Омской области, регионов Сибири, Казахстана.

Организационно структура системы состоит из 3-х звеньев:

1. Руководства ОмГТУ, включая университетскую приемную комиссию (УПК), комиссию по профориентации и агитации (КПА) и факультет довузовской подготовки (ФДП).

2. Организаторов профессиональной ориентации, назначаемых из числа преподавателей и сотрудников кафедр ОмГТУ.

3. Ответственных представителей ОмГТУ в учебных заведениях, на предприятиях и организациях, назначаемых из числа их сотрудников.

Все специалисты, задействованные в качестве организаторов и ответственных представителей на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

Статистика по набору на очную бюджетную форму обучения в 2010 г. абитуриентов, подавших оригиналы документов об образовании

Направления, специально сти Зачислены (в т.ч. на целевые места) Не прошли по конкурсу (в т.ч. на целевые места)

Всего из них с суммой конкурсных баллов Из них зачислены на платные места

Более 130 От 120 до 130 От 110 до 120 От 100 до 110

Технические специально сти 497 (178) 150 (22) 64 (1) 26 (3) 21 (9) 15 (3) 52

Технический бакалавриат 740 (141) 228 (21) 85 (6) 58 (1) 48 (3) 24 (7) 75

Направление «Экономика» 20 (4) 44 (1) 34 (1) 6 2 1 17

Направление «Социальная работа» Всего 20 (2) 32 1277 (325) 454 (44) 28 211 (8) 0 90 (4) 3 0 8 74 (12) 40 (10) 152

Количество выпускников школ

г. Омска

—Количество подавших документы

—*— Выдержали экзамены

—■ — Зачислено на

бюджетные места

— ■ - Зачислено на

коммерческие места

500йг 1007 г 5008г 5000г ?0|0г

Рис. 1. Статистика набора в ОмГТУ на очную форму обучения по годам

Рис. 2. Процент подавших документы в ОмГТУ на очную форму обучения от числа выпускников учебных заведений г. Омска и Омской области

местах, работают на договорных условиях и материально стимулируются вузом за достижение количественных и качественных показателей набора про-фориентированных абитуриентов.

Каждое звено системы имеет свой конкретный круг решаемых задач, определяемых ректоратом, оперативное управление низшими звеньями возложено на УПК.

В целом допустимо говорить о применении элементов научной организации профориентационной деятельности и сложившемся комплексном подходе к решению стратегической задачи-выполнению плана набора студентов - первокурсников.

Нестабильность и напряженность процесса набора студентов, как одного из важнейших элементов деятельности любого вуза, наглядно отражает стати-

стика последних лет приема в ОмГТУ на очную форму обучения (рис. 1).

Наблюдаемое снижение численности выпускников 11-х классов, особенно ярко выразившееся в 2008 году, оказало существенное влияние на показатели набора, но не привело к фатальным последствиям благодаря упреждающим мероприятиям УПК и своевременному развертыванию ныне действующей системы профориентации и агитации. Эффективность системы подтверждает увеличение вдвое доли абитуриентов, подавших документы в ОмГТУ, в сравнении с относительно благополучным по демографии 2007 годом (рис. 2). Незначительное снижение процента поступающих в 2009 году при росте числа выпускников объясняется повсеместным переходом

Приоритеты

Рис. 3. Процент зачисленных по приоритетам на технические направления и специальности очной формы обучения факультетов и институтов ОмГТУ

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Рис

*4%

24%

; ■" * | 5%

1.0

1 1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 1-7 1-8

Диапазон приоритетов

4. Процент специальностей (направлений), по которым выполнен план набора по первым приоритетам

на новые условия приема [ 1 ] в вузы России по результатам ЕГЭ( потребовавшим пересмотра схемы взаимодействия вуза с абитуриентом. Обострившаяся конкурентная борьба среди вузов, связанная с увеличением планов набора на бюджетные места по техническим направлениям бакалавриата и специальностям при сокращении числа потенциальных абитуриентов, унификация наборов вступительных испытаний в формате ЕГЭ [2], единые сроки и условия проведения мероприятий приемной кампании привели к необходимости усиления работы с учащейся молодежью, в частности, переходу от схемы «вуз-абитуриент» к схеме «вуз-учебное заведение (предприятие)-абитуриент». Реализация последней позволяет в пределе охватить профориентационной работой 100% учащихся школы или колледжа, сделать эту работу систематической и плодотворной. Именно по последней схеме работает система профориентации ОмГТУ.

Показателем действенности системы может служить не только рост числа подающих документы, но и количества абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания и предоставивших подлинники документов об образовании, но не зачисленных на бюджетные места как не прошедшие по конкурсу. В 2010 году таких абитуриентов осталось почти вдвое больше, чем в 2009 г. (табл. 1).

Однако анализ итогов набора 2010 года показал, что на данном этапе развития система профориентации эффективно отрабатывает только количественную составляющую процесса, обеспечивая возраста-

ющий приток абитуриентов в ОмГТУ, практически не решая задачу собственно профессиональной ориентации. Полученный вывод иллюстрирует диаграмма зачисления на технические специальности и направления с распределением по приоритетам (рис. 3) — почти на половину факультетов и институтов зачислены студенты с десятым и более приоритетами. Только на двух специальностях (направлениях) — а это 5% от их общего числа — будут обучаться студенты, однозначно определившиеся с будущей профессии, т.к. зачислены по первому приоритету. В остальных случаях превалируют неопределенность выбора и безразличие к будущему (рис. 4). Предлагается в качестве количественного критерия эффективности профориентационной работы использовать коэффициент Кэп, равный отношению количества зачисленных на данную специальность (направление) по первым трем приоритетам к числу плановых мест. По результатам набора в 2010 г. только на 12 технических специальностях (направлениях) Кэп достиг предельного значения, равного единице, что говорит о безукоризненно проведенной профориентации и агитации поступающих. В то же время на специальности «Ракетные двигатели» Кэп = 0.

Очевидно, что дальнейшее развитие системы работы с абитуриентами с целью повышения ее эффективности требует не столько директивного перенаправления выпускников из школы в стены приемной комиссии для оформления заявлений, сколько общения с использованием научных методов социальной психологии и развития информационной активности учащихся в зависимости от уровня их готовности к выбору своей будущей профессии. В центр практической работы по профориентации должна быть поставлена информационная составляющая как основной побудительный мотив получения высшего образования. Ее объем от общего количества проводимых мероприятий должен составлять более 90 %.

Абитуриент по окончании школы, как правило, уже имеет контуры темперамента и установившийся характер. Поэтому в профориентационной работе следует делать упор на развитие его способностей и расширение спектра мотиваций как базовых аспектов обязательности получения высшего образования.

В сознание абитуриента необходимо ввести тезисы:

— возможности реализации планов карьерного роста только после приобретения специальных знаний и получения диплома о высшем образовании;

I

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направление "Экономика”

200

150

100

50

0

■ Минимальная сумма (проходной балл)

□ Максимальная сумма

Целевые Вне По конкурсу конкурса

Технические специальности

223 п

1 ■ Минимальная сумма (проходной балл)

□ Максимальная сумма

Целевые Вне По конкурсу конкурса

Направление “Социальная работа"

245

■ Минимальная сумма (проходной балл)

□ Максимальная сумма

Целевые Вне По конкурсу конкурса

Технические направления бакалавриата

зоо

250

200

150

100

50

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

220

IМинимальная сумма (проходной балл)

□ Максимальная сумма

Целевые Вне конкурса По конкурсу

Рис. 5. Статистика конкурсных баллов среди поступивших в ОмГТУ в 2010 г. на первый курс очной бюджетной формы обучения

— необходимости использования факторов и движущих сил деловой карьеры личности;

— задаче конструирования механизма отношений внутри окружающего социума, развитии и совершенствовании индивидуальных способностей, ликвидации негативных свойств характера.

Содержание профориентационной работы в системе строится на возможности реализации абитуриентом приобретенных навыков в новой роли студента и соискателя конкретно избранной специальности. Не совсем корректно говорить о ее направленности, но агитация должна вестись на получение профильных технических специальностей и направлений подготовки бакалавриата ОмГТУ. При этом ориентиром, по понятным причинам, будут являться установленные учредителем планы набора студентов на очередной год.

Достигнутые качественные показатели приема 2010 года (рис. 5) не являются отражением каких-либо закономерностей. Они проявляют тенденции и имеют значимость с точки зрения оценки эффективности предлагаемых рекомендаций системного подхода в реалиях профориентационной деятельности.

Обеспечение стабильного резерва контингента для обучения в университете достижимо только при условии осуществления плановой профориентационной работы. В качестве рекомендаций для достижения стабильности процесса профориентационной работы предлагаются следующие направления деятельности:

— разработка и реализация краткосрочных (сроком на 2 - 3 года) программ совершенствования и развития сотрудничества с учреждениями сферы образования, предприятиями и организациями;

— заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве со специализированными профориентационными организациями педагогического профиля;

— неотложное реформирование действующих звеньев в штатные структуры. Первого —за счет расширения сферы влияния и круга решаемых задач. Второго — за счет привлечения к работе профориентационных педагогических организаций и постепенного выведения персонала кафедр, принудительно исполняющих роль организаторов в виде общественной нагрузки. В перспективе доля штатных звеньев структуры в общем процессе набора студентов должна стать ведущей и более мобильной;

— пересмотр механизма и объемов стимулирования представителей университета на местах;

— разработка единой методики сбора информации (мониторинга) для создания базы данных о предполагаемом контингенте абитуриентов, прогнозирования и ориентировочного анализа нештатных ситуаций;

— реорганизация работы КПА.

В настоящее время, в период модернизации всей системы образования государства, возрастает роль и значение процесса создания полноценного базового резерва из числа абитуриентов для комплектования учебных групп и достижения конечной цели — снижения порога доступности и повышения качества высшего образования.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» от 29 декабря 2009 г. № 841 // Российская газета. Федеральный выпуск № 5136. — 2010. — 19 марта.

2. Полежаев, В. Д. Проблемы организации приема в вузы в условиях введения ЕГЭ в штатный режим / В. Д. Полежаев // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск : НГПУ. — 2009. -№3.- С. 300.

МАКАРОВ Владимир Вячеславович, кандидат технических наук, доцент, помощник проректора по учебной работе, ответственный секретарь приемной комиссии.

НЕФЁДОВ Анатолий Иосифович, инженер, технический эксперт, член комиссии по профориентации и агитации.

ВИЛЫПУК Вячеслав Анатольевич, доцент кафедры «Технология электронной аппаратуры», заместитель ответственного секретаря приемной комиссии. Адрес для переписки: e-mail: pk@omgtu.ru.

Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.

© В. В. Макаров, А. И. Нефёдов, В. А. Вильшук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.