Научная статья на тему 'Об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении ДТП и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения'

Об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении ДТП и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
877
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФИКСАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ENSURING RIGHT TO LIFE / TRAFFIC SAFETY / THE AUTOMATED FIXING OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коняев Станислав Александрович, Золотарев Иван Иванович

В статье отражены практика применения и перспективы развития средств автоматизированной фиксации административных правонарушений как наиболее эффективных средств предупреждения дорожно-транспортных происшествий и сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения на примере Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коняев Станислав Александрович, Золотарев Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EFFICIENCY OF USE OF MEANS OF THE AUTOMATED FIXING OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE PREVENTION OF ROAD ACCIDENT AND PRESERVATION OF LIFE AND HEALTH OF ROAD TRAFFIC PARTICIPANTS

In the present article practice of application and prospect of development of means of the automated fixing of administrative offenses as most effective remedies of the prevention of road accidents and preservation of life and health of participants of traffic on the example of the Voronezh region are reflected.

Текст научной работы на тему «Об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении ДТП и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения»

С.А Коняев, И.И. Золотарев,

УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской кандидат экономических наук, доцент области

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДТП И СОХРАНЕНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ON EFFICIENCY OF USE OF MEANS OF THE AUTOMATED FIXING OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE PREVENTION OF ROAD ACCIDENT AND PRESERVATION OF LIFE AND HEALTH OF ROAD TRAFFIC PARTICIPANTS

В статье отражены практика применения и перспективы развития средств автоматизированной фиксации административных правонарушений как наиболее эффективных средств предупреждения дорожно-транспортных происшествий и сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения на примере Воронежской области.

In the present article practice of application and prospect of development of means of the automated fixing of administrative offenses as most effective remedies of the prevention of road accidents and preservation of life and health of participants of traffic on the example of the Voronezh region are reflected.

Аварийность на дорогах является одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в последнее время приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожнотранспортной инфраструктуры потребностям в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной и правовой куль -турой участников дорожного движения.

Каждое ДТП происходит в результате одной или нескольких взаимосвязанных причин ,причем

большая часть ДТП совершается из -за неправильных действий водителей. Так, в 2012 году на территории Воронежской области произошло 3920 дорожно-транспортных происшествий, их рост составил 1,5% (2011 г. — 3861 ДТП), в которых погибло 615 человек, количество по -гибших увеличилось на 7,9% (в 2011 г. погибло 570 человек), число раненных участников ДТП в 2012 году составило 4716 человек и сократилось относительно 2011 года на 1,7% (в 2011 г. получили ранения 4796 участников ДТП).

Рис. 1. Дорожно-транспортные происшествия на территории Воронежской области

В прошедшем году более 90% дорожно-транспортных происшествий (3536 ДТП), про -изошло по вине водителей. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбо-ром скорости движения.

Одним из перспективных направлений по снижению уровня аварийности, сохранению человеческих жизней является использование средств автоматизированной фиксации админи -стративных правонарушений с целью повыше -ния уровня безопасности дорожного движения путем принуждения водителей к соблюдению требований Правил дорожного движения.

Так, на территории Воронежской области в настоящее время в систему фотовидеофиксации административных правонару-шений в области дорожного движения «КРИС -Воронеж» входит 111 комплексов автоматиче -ской фиксации нарушений Правил дорожного движения (50 стационарных, 60 передвижных и 1 мобильный). На территории области оборудо -вано 65 рубежей для установки стационарных средств автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, из них 31 в г. Во -ронеже. Стационарные средства фото -видеофиксации установлены на 19 рубежах в областном центре, 9 рубежей расположены в

области. 15 рубежей оборудованы приборами, имитирующими работу автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД, из них 9 в областном центре, 6 на федеральных автомобильных дорогах.

В результате в местах применения стацио-нарных комплексов фотофиксации отмечается

снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 22%. В 2012 году в местах установки стационарных датчиков фотофиксации произошло 64 ДТП с пострадавшими, тогда как в 2011 году их было совершено 82, количе -ство погибших в этих ДТП сократилось на 42,9% (2012 г. — 8; 2011 г. — 14), а число ране -ных снизилось на 26,2% (2012 г. — 76; 2011 г.

— 103). В 34 местах применения стационарных средств автоматической фиксации нарушений ПДД не допущено ни одного дорожно -транспортного происшествия (52,3% от общего количества мест установки стационарных комплексов), в 18 отмечается снижение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли либо получили ранения люди. Тяжесть последствий ДТП в местах применения автоматических комплексов фотофиксации сни -зилась с 11,97 до 9,52 погибших на 100 постра -давших (в среднем по области тяжесть послед -ствий ДТП составляет 11,5).

Эффект от применения мобильных комплексов фотофиксации,к сожалению, пока не такой высокий, как у стационарных, но и здесь достигнуты значительные результаты. Так, количество дорожно-транспортных происше-ствий в местах применения передвижных ком -плексов фотофиксации сократилось на 2%, число погибших уменьшилось на 1%, а ране -ных — на 5,5%. В 12 из 96 мест применения передвижных комплексов фотофиксации не допущено ни одного дорожно-транспортного происшествия, в 27 отмечается снижение ко -личе с тв а Д Т П.

2012 год

I «и

2011 год

_14Л

76

82

103

□ ДТП

□ Поги бло

□ Ранено

20 40 60 80 100 120

Рис. 2. Дорожно -транспортные происшествия в местах установки стационарных датчиков фотофиксации

0

В 2012 году сотрудниками Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области вынесено 2 052 384 постановления о привлечении владельцев и водителей транспорт -ных средств к административной ответственно -сти по нарушениям, зафиксированным с исполь -зованием средств автоматической фиксации на -рушений ПДД, что составляет 86,7% от числа

нарушений, зафиксированных всеми подразде-лениями ГИБДД Воронежской области (2 366 477 нарушений). 1 055 314 постановлений вы -несено по нарушениям, зафиксированным с использованием стационарных комплексов видеофиксации (51,4% от числа вынесенных Цен -тром видеофиксации постановлений).

і Всего нарушений в 2012 году

■ Зафикси овано с испол ьз оватем средств автоматической фксаиии

I Зафикси овано с использоватем стационар ных компл ексов видеофиксаидо

Рис. 3. Нарушения правил дорожного движения на территории Воронежской области

Таким образом, внедрение в Воронежской области автоматических приборов фиксации на -рушений Правил дорожного движения позволило стабилизировать обстановку с аварийностью и снизить тяжесть последствий ДТП.

Тем не менее одной из перспектив раз вития системы фотофиксации является внедрение но -вых стационарных рубежей на областных дорогах и в районных центрах с высокой интенсивно -стью движения, в связ и с чем необходимо дополнительно устанавливать стационарные и вво -дить в эксплуатацию передвижные комплексы фотофиксации нарушений правил дорожного

движения.

Также необходимо расширить виды нарушений, фиксируемых автоматическими средствами фиксации нарушений правил дорожного движе -ния, кроме скоростного режима нужно осуществлять контроль за соблюдением правил останов -ки и стоянки, расположения транспортных средств на проезжей части и выез дом на полосу встречного движения, соблюдением правил проезда железнодорожных переездов. Сегодня уже проведены тестовые испытания приборов, фик-сирующих нарушения правил остановки, стоян-

ки, а также обгона и выезда на встречную полосу движения.

Осуществление указанных и других мероприятий позволит снизить аварийность на авто -мобильных дорогах и уменьшить количество погибших в автокатастрофах.

Стоит отметить, что эффективность средств фото- и видеофиксации нарушений правил до -рожного движения отмечалась в ходе 60-й сес-сии Рабочей группы по безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, прошедшей в Швейцарии еще в сентябре 2010 года. Так, представитель Франции подчеркнул особую роль, которая отводится таким средст-вам. Министерством транспорта и министерст-вом внутренних дел Франции они однозначно признаны наиболее эффективными средствами, позволяющими воздействовать на поведение участников дорожного движения.

В Швеции практика показывает, что исполь -зование фоторадаров для наблюдения за дорогами является эффективным способом борьбы с несоблюдением скоростных режимов. Фоторада -ры получили широкое распространение на швед -ских автотрассах. При этом участки дорог, оборудованные фоторадарами, имеют соответст-вующие предупреждающие знаки, реагируя на которые водители машинально снижают ско-рость во избежание штрафных санкций. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство водителей положительно отно -сится к фоторадарам, считая их помощниками в дорожном движении.

На дорогах ОАЭ расстояние между радарами составляет от 5 до 10 км. В ближайших планах МВД ОАЭ установить радары через каждые 2 км. Данное требование в настоящее время выполне -но лишь на участке скоростной магистрали, ко -торая соединяет Дубай со столицей ОАЭ Абу-Даби.

В целом переход от визуального наблюдения за дорожным движением к использованию спе -циальных технических средств, обеспечивающих выявление и документирование нарушений Правил дорожного движения, исключающих субъек -тивные оценки, конфликтные ситуации с участ -никами дорожного движения; переоценка такти -ки надзора за дорожным движением, внедрение новых, более эффективных методов надзора од -нозначно указывают на перспективность разви -тия средств автоматизированной фиксации ад -министративных правонарушений, способст -вующих предотвращению нарушений правил дорожного движения, снижению аварийности и сохранению жизни и здоровья на дорогах.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание зако-нодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2012. — № 41. — Ст. 5523.

3. Закон Воронежской области от 23.12.2011 г. № 204-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (с изм. от 08.06.2012 г.) // Молодой коммунар. — 2011 г. — 29 дек.

4. Приказ Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 16 июля

2012 г. №122 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Содержание и развитие системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения "КРИС-Воронеж" в 2012 — 2014 годах» // Воронежский курьер. — 2012. — 26 июля.

5. О безопасности дорожного движения в Швеции (информация). — М.: УОМС АД МВД России, 2007. — 7 с.

6. Об изменениях в федеральном законода -тельстве ОАЭ по вопросам использования авто -транспорта и правил дорожного движения (справка). — М.: УОМС АД МВД России, 2009.

— 15 с.

7. Официальный сайт Федеральной службы

государственной статистики. — URL: http://

www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.