Научная статья на тему 'Об эффективности использования проектных методик для формирования устной речевой компетенции студентов - будущих преподавателей английского языка'

Об эффективности использования проектных методик для формирования устной речевой компетенции студентов - будущих преподавателей английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC INDIVIDUALITY / ИНОЯЗЫЧНАЯ УСТНАЯ РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALIZED APPROACH TO TEACHING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / CREATIVE PROJECT / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INFORMATIVE PROJECT / СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТАМИ / SUBJECTIVE-SUBJECT PARADIGM OF RELATIONSHIPS BETWEEN A TEACHER AND STUDENTS / ORAL SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна, Нешта Наталья Сергеевна

Метод проектов рассматривается как эффективный способ формирования устной речевой компетенции студентов, выделяются основные принципы его применения, преимущества и недостатки. Обобщаются различные теоретические подходы к правомерности выделения метода проектов как одного из способов формирования англоязычной устной речевой компетенции; обосновывается эффективность применения метода проектов в формировании устной речевой компетенции будущих преподавателей английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна, Нешта Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING ORAL SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF ENGLISH

Project method is treated as an effective technique of forming oral speech competence of students, its main principles and a number of its advantages and disadvantages re singled out. Different theoretical approaches to the project method as one of the effective techniques in forming oral speech competence are generalized; the effectiveness of the project method in the classroom setting is grounded.

Текст научной работы на тему «Об эффективности использования проектных методик для формирования устной речевой компетенции студентов - будущих преподавателей английского языка»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 № 2 (7)

13.00.00 Педагогические науки

УДК 378.147.88

Е.Я. Городецкая, Н. С. Нешта

Городецкая Елена Яковлевна - канд. филол. наук, профессор, директор Гуманитарного института ДВГТУ, г. Владивосток. E-mail: elena.gorodetskaya@gmail.com

Нешта Наталья Сергеевна - ассистент кафедры английской филологии ДВГТУ, г. Владивосток. E-mail: neshtanatalya@mail.ru

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Метод проектов рассматривается как эффективный способ формирования устной речевой компетенции студентов, выделяются основные принципы его применения, преимущества и недостатки. Обобщаются различные теоретические подходы к правомерности выделения метода проектов как одного из способов формирования англоязычной устной речевой компетенции; обосновывается эффективность применения метода проектов в формировании устной речевой компетенции будущих преподавателей английского языка.

Ключевые слова: языковая личность, иноязычная устная речевая компетенция, обучение иностранному языку, личностно-ориентированный подход, интерактивные методы обучения, метод проектов, творческий проект, информационный проект, субъектно-субъектные отношения между преподавателем и студентами.

Elena Y. Gorodetskaya, Natalya S. Neshta,

Far-Eastern National Technical University, Vladivostok, Russia

PROJECT METHOD AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING ORAL SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF ENGLISH

Project method is treated as an effective technique of forming oral speech competence of students, its main principles and a number of its advantages and disadvantages re singled out. Different theoretical approaches to the project method as one of the effective techniques in forming oral speech competence are generalized; the effectiveness of the project method in the classroom setting is grounded.

Key words: linguistic individuality, oral speech competence, foreign language teaching, personalized approach to teaching, interactive methods of teaching, project method, creative project, informative project, subjective-subject paradigm of relationships between a teacher and students.

Невозможно оспорить тот факт, что знание иностранных языков важно для современных специалистов в различных областях экономики, политики, бизнеса, спорта, образования. Профессиональная успешность на сегодняшний день предполагает уже не только наличие специальных знаний в определенной области, но и свободное владение иностранным языком как в рамках конкретной профессиональной компетентности, так и при живом повседневном общении.

Основная задача современного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении состоит в формировании так называемой «языковой личности», способной строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению. Умение общаться, договориться, понять точку зрения другого человека и прийти к общему решению в современном мире представляется крайне важным.

В арсенале каждого преподавателя иностранного языка есть свои технологии, методы и приемы, различающиеся по степени эффективности и области применения, но все они направлены на достижение общей цели - углубление знаний, умений и навыков студентов в овладении иноязычной речевой деятельностью, стимулирование их интереса к изучению иностранного языка, всестороннее развитие личности обучающихся.

Понятие «метод» относится к базисным категориям современной методики обучения иностранным языкам и является важнейшим компонентом учебного процесса. Термин «метод» восходит к греческому «теШоёоБ», что означает «прием, способ или образ действия» [7, с. 307]. Философский словарь трактует данный термин как «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [9, с. 244]. В дидактических руководствах начала XIX в. методу давали следующее определение: «искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану» [3, с. 7]. В современной методике преподавания иностранных языков метод трактуется как «система целенаправленных действий учителя, организующая познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающая усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения» [3, с. 7].

Понятие «методы обучения» в современной педагогике является более глубоко разработанным и понимается как «совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности преподавателя и студентов, а также студентов друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения иностранным языком» [2, с. 116].

Согласно современным требованиям к уровню владения иностранным языком, главная цель обучения английскому языку заключается в овладении студентами иноязычной устной речевой компетенцией, развитии способностей участвовать в диалоге, выражать свое мнение. Формированию всех этих знаний, умений и навыков и призваны способствовать интерактивные методы обучения, которые представляют собой новую группу методов, применяемых на любом этапе обучения иностранным языкам. Под интерактивными методами подразумеваются метод проектов, игровой метод, включающий в себя метод деловой и ролевой игры, групповой метод, а также метод ведения дискуссии.

Интерактивные методы применимы как при парной и групповой организационных формах работы, так и частично при индивидуальной форме на определенном этапе подготовки проектных заданий, ролевой игры или драматизации. Несомненным достоинством применения интерактивных методов обучения является то, что они не противоречат обучению, построенному на основе использования традиционных методик. Новые методики органично вплетаются в систему традиционного обучения, иллюстрируя новый подход к формированию иноязычной речевой компетенции обучающихся.

Принципиальное отличие интерактивных методов от традиционных заключается в изменении функций преподавателя на практических занятиях. Его основная задача при использовании интерактивных методов - создать на занятии атмосферу взаимодействия в решении учебных задач. Иными словами, на занятиях, где применяются интерактивные методы обучения, между субъектами учебного процесса - преподавателем и студентами - осуществляется переход от объектно-субъектных к субъектно-субъектным отношениям. Студенты становятся личностно заинтересованными в получении новых знаний, форми-

ровании коммуникативных умений и навыков, что приводит к повышению уровня учебной мотивации и интереса к изучению иностранного языка.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать студента не пассивным объектом обучения, а субъектом - соучастником обучающего процесса; студенты начинают прислушиваться к самим себе, пытаются проанализировать свою речь, оценить полученные знания и достигнутые результаты. Задача преподавателя - создать условия для самовыражения и проявления индивидуальности студентов. Занятия, на которых используется данная группа методов, ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

У студентов появляются мотивы для изменения поведения, возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. И в то же время участники интерактивного занятия ощущают тот вызов, который бросают их интеллекту новые задачи и возникающие проблемы. Задания, выполняемые в процессе применения интерактивных методов, пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, соперничеством, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Студенты активно включаются в работу после того, как снято внутреннее напряжение, у них исчезает страх оценки со стороны преподавателя за какие-то поведенческие реакции, растет креативность. Все это способствует личностному интеллектуальному развитию и повышению интереса к изучению английского языка.

Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов: прежде всего, от готовности самого преподавателя изменить свой взгляд на традиционную систему обучения; от готовности студенческой группы к тому, чтобы перейти на новые формы отношений; от уверенности преподавателя в том, что эти методы направлены на достижение образовательных целей. Очень важно, чтобы преподаватель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести со студентами как диалог, так и полилог.

Рассмотрим подробно метод проектов, считающийся сегодня одним из современных интерактивных методов обучения. Данный метод получил широ-

кое распространение в различных предметных областях в рамках личностно-ориентированного подхода, реализующего обучение в сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса.

Метод проектов включает различные интерактивные методики, при использовании которых наибольшим образом реализуется самостоятельная познавательная активность студентов - участников проекта, наблюдается взаимодействие студентов с целью достижения конкретного результата, формируются навыки иноязычной устной речевой компетенции.

Как и все интерактивные методы, этот метод основан на реализации взаимодействия студентов в группе в ходе учебного процесса, идеи взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу и каждый из них несет ответственность за общий успех группы.

Данный метод возник еще в 20-е гг. прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Д. Дьюи, предложившего строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность участников образовательного процесса, учитывая личные интересы и цели каждого студента.

Популярность метода проектов как среди студентов, так и среди преподавателей иностранного языка и его перспективность объясняются тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания в процессе общения. Причем комплексный, интегрированный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, привлекая для решения поставленной задачи знания из разных областей. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, умения и навыки перестают быть разрозненными, они органично усваиваются каждым студентом. При этом ориентация на создание проекта как целостного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым и мотивированным для студента.

В процессе изучения английского языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных, проблемных и творческих задач.

С одной стороны, изучаемый иностранный язык выступает в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно-творческой деятельности студента, а с другой - в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования. Таким образом, работа с использованием метода проектов ставит студента в ситуацию реального применения английского языка и способствует осознанию им целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности, т.к. включает процесс освоения языка в продуктивную деятельность обучающихся.

В основе разработки любого проекта лежит совместная деятельность участников, нацеленная на достижение конкретного результата: создание нового продукта или разработку какой-либо идеи. Поэтому отражение субъектно-субъектных отношений при использовании метода проектов наблюдается особенно ярко, т.к. студенты разрабатывают поставленные идеи, привлекая для их решения собственный жизненный опыт, при этом роль преподавателя в разработке любого проекта - направляющая и консультирующая.

Кроме того, использование метода проектов в обучении иностранным языкам отличается относительно высоким уровнем сложности педагогической деятельности и предполагает высокую квалификацию преподавателя. В отличие от большинства общеизвестных методик, требующих привлечения лишь традиционных компонентов учебного процесса - преподавателя, группы студентов и учебного материала, необходимого для усвоения, требования к учебному проекту -совершенно особые, поскольку метод проектов обладает рядом особенностей.

Во-первых, использование проекта предусматривает постановку социально значимой исследовательской, информационной или практической зада-

чи; вся дальнейшая работа над проектом предполагает разрешение этой задачи или проблемы.

Во-вторых, выполнение проекта начинается с разработки действий по решению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации проекта. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием результатов и сроков выполнения. Осуществление плана работы над проектом связано с изучением литературы и других источников информации, с проведением различных опросов, наблюдений, интервью, с анализом и обобщением полученных данных, с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения студентов на исходную проблему проекта и способы ее решения.

В-третьих, каждый проект обязательно требует исследовательской работы студентов. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы в виде конкретного результата (презентации, доклада, опроса, эссе и т.д.).

И, в-четвертых, результатом работы над проектом является продукт, т.е. результат решения проблемы [2].

Непременным условием разработки проекта также является его защита и определенная форма презентации результатов работы над проектом.

Обязательным завершающим этапом работы над проектом является этап подкрепления. Особенно важна роль преподавателя на данном этапе постпроектной работы. Эта работа направлена на закрепление результатов усвоения определенных правил английского языка, которым уделялось особое внимание в ходе подготовки проекта, а также проверку полученных студентами новых культурологических фактов. Помимо этого, в ходе дискуссии студенты под руководством преподавателя обсуждают, понравилась ли им такая форма работы, преимущества и недостатки такой формы учебной деятельности. На этом этапе участники проекта высказывают свои предложения и пожелания относительно улучшения проектной учебной деятельности.

По характеру деятельности обучающихся можно выделить пять типов проектов:

1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, четко обозначенными целями, обоснованием актуальности предмета исследования. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Обычно такие проекты выполняются студентами на IV и V курсах по теоретическим проблемам лингвистики, переводоведения, фразеологии, стилистики и т.д.

2. Творческие проекты, отличающиеся четко продуманной структурой и предполагающие соответствующее оформление результатов, например в виде видеофильма, репортажа, стенгазеты или альбома.

3. Ролево-игровые проекты, не имеющие четкой структуры, участники принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проектов. Роли варьируются от литературных и сказочных персонажей до деловых людей современного мира. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая активность участников проекта.

4. Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то событии или явлении с целью представления доклада большой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с исследовательским, поскольку требуется хорошо продуманная структура и постоянная корректировка по ходу работы.

5. Практико-ориентированные проекты, имеющие четко обозначенный результат деятельности участников, обязательно ориентированный на социальные интересы всех участников проекта. Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работа выполняется поэтапно по заранее разработанному плану, после каждого этапа проводится обсуждение с целью оценки проделанной работы. Если в работе появляются сбои, они устраняются общими усилиями всех участников проекта [5].

Разумеется, в реальных условиях педагогической практики чаще всего реализуются проекты смешанных типов, в которых одновременно совмещаются признаки, например, исследовательских и творческих проектов.

Проектная методика позволяет на практическом занятии по английскому языку создать исследовательскую, творческую атмосферу, благодаря которой каждый студент вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества, общения и взаимопонимания.

Группы студентов для подготовки проекта формируются с учетом психологической совместимости участников проекта, при этом в каждую группу включаются студенты с разной степенью владения английским языком. В процессе реализации проекта студенты приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, решение поставленных задач. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения поставленных задач, реализовывать усвоенные способы работы. Работая над проектом, студенты учатся действовать в команде, ответственно относиться к выполнению заданий, объективно оценивать результаты своего труда и труда других членов группы. Участники проекта выступают также и как социальные лица, соотносящие свои личные интересы с интересами коллектива, и как творческие лица, способные предложить новые варианты решения конкретных поставленных проблем.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, нравственные ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Использование метода проектов на практических занятиях по английскому языку в вузе существенным образом меняет модель взаимодействия преподавателя и студентов. Студенты при такой системе взаимоотношений становят-

ся субъектами обучения, а не только объектами сообщения знаний, становятся личностно ответственными и заинтересованными в приобретении определенных знаний, умений и навыков. Преподаватель, в свою очередь, на начальных этапах работы над проектным заданием выступает в качестве инициатора, а в дальнейшем он тщательно следит за ходом самостоятельной индивидуальной или групповой работы участников проекта, направляя их действия в нужное русло и предлагая альтернативные варианты выполнения задания. Однако принятие окончательного решения относительно содержания и формы презентации проектного задания полностью зависит от студентов. Такая система представляется не столько новой, сколько достаточно эффективной, потому что у студента появляется мотивация заниматься самостоятельно, что ведет к росту академической успеваемости студентов.

Несомненным достоинством разработки проектов любого типа в рамках изучения иностранного языка является также и то, что подготовка, работа и презентация проектного задания осуществляются на английском языке, что позволяет студентам не только ознакомиться с определенным фактологическим материалом, разработать свою собственную идею, но и активизировать навыки владения иностранным языком в ситуации общения, максимально приближенной к реальной. Использование метода проектов способствует созданию на практических занятиях ситуаций общения, приближенных к реальным, поэтому адекватное владение иностранным языком становится личностно значимым для каждого студента в решении поставленных задач.

«В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [4, с. 126]. Разработка проектов также развивает общеинтеллектуальные умения студентов, быстроту реакции и способность ведения диалога, а также мотивирует взаимодействие студентов в группе, способствует поиску и нахождению нужного решения поставленной проблемы студентами во время дискуссии, устраняет боязнь выражать свои мысли на английском языке. Во время подго-

товки каждого отдельного проектного задания студенты приобретают организационные умения, такие как самостоятельно управлять своей деятельностью, намечать определенные цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать намеченный план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их и адекватно оценивать.

К недостаткам использования проектной методики в рамках изучения иностранного языка в вузе можно отнести недостаточную разработанность методики использования этой учебной технологии, т.к. не все учебники и учебные пособия, применяемые в настоящее время, содержат задания, которые могут использоваться данной методикой, и преподавателю приходится привлекать большой объем дополнительного учебного материала для реализации каждого учебного проекта. Кроме того, разработка проектного задания занимает много времени как у преподавателя, так и у студентов. Преподаватель должен выбрать наиболее интересную тему проектного задания, сообразуясь не только с требованиями конкретной учебной программы по английскому языку, но и личными интересами студентов, а также обдумать возможные варианты презентации проекта.

Для примера использования проектной методики в процессе изучения английского языка в вузе рассмотрим три учебных проекта, подготовленных студентами первого курса факультета западноевропейских языков Гуманитарного института ДВГТУ специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» в рамках дисциплины «Лексика» в 2009/2010 учебном году.

Реализация проекта, получившего название «Языки мира», осуществлялась в период с 15 по 30 сентября 2009/2010 учебного года. Целью этого проекта стало формирование навыков построения монологической и диалогической речи; развитие умений обобщать, анализировать информацию; становление навыков работы в малых группах; отработка умений рассуждать, доказывать, выбирать главное, т.е. развитие общеинтеллектуальных умений обучающихся.

Реализация проекта начиналась с проведения преподавателем краткого устного опроса, направленного на выявление общих знаний студентов по опре-

деленной тематике. В число этих вопросов входили следующие: «Знаете ли Вы, сколько языков существует в мире?», «Какие современные языки, по Вашему мнению, самые популярные сегодня?», «На каком языке сегодня говорит большинство людей в мире?», «Назовите язык международной политики, дипломатии, экономики, торговли и культуры?», «Сколько человек говорит на русском языке?». Обсуждение этих вопросов позволило ознакомить студентов с основной тематикой проекта, заинтересовать участников в разработке темы проекта.

Презентация проекта предполагала выполнение студентами ряда заданий, для подготовки которых требовалась как индивидуальная, так и парная и групповая работа. Задания для презентации проекта носили исследовательский, аналитический и творческий характер. Итак, презентация проекта «Языки мира» включила в себя следующие три задания:

- подготовка дискуссии, направленной на обсуждение собственного опыта студентов при изучении ими английского языка;

- проведение интервью и опроса однокурсников или друзей с целью выявления их мнения относительно изучения иностранных языков;

- написание каждым участником проекта сочинения, обобщающего личный опыт участников в изучении английского языка.

На реализацию всех трех проектных заданий студентам отводились две учебные недели. Для первого задания участниками проекта совместно с преподавателем были выделены вопросы, которым уделялось особое внимание при обсуждении. Разбившись на пары, студенты работали над предложенными вопросами, освещая определенный аспект темы. Среди вопросов, обсуждаемых во время дискуссии, были следующие:

- Изучение иностранного языка: радость или скука?

- Нравится ли Вам изучать иностранные языки?

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при изучении иностранных языков?

- Какие языки, помимо английского, Вы бы хотели изучать и почему?

- С какой целью Вы хотите учить иностранные языки?

Второе проектное задание - подготовка участниками проекта интервью с их однокурсниками и друзьями, направленного на выявление их мнения относительно изучения иностранных языков. Студенты, работая в парах, придумывали несколько вопросов, позволяющих узнать мнение их друзей, сокурсников и сверстников относительно цели изучения иностранных языков. Во время презентации данного проекта каждая пара не только рассказывала, кто именно принимал участие в их опросе, отражая возраст респондентов, их специализацию, общие интересы, но и анализировала полученные результаты.

И третье задание - написание сочинения каждым студентом о своем личном опыте изучения английского языка. Задание было выполнено каждым студентом группы и зачитывалось в аудитории.

Разработка проекта «Языки мира» нашла положительный отклик у студентов выбранной группы, их привлек творческий характер выполняемых заданий, а также самостоятельность при их реализации.

Подготовка следующего проекта «День Святого Валентина» предусматривала три практических занятия и проходила в период с 4 по 11 февраля. Этот проект носил информационный характер, поскольку его цель - обобщить информацию о происхождении этого праздника, традициях, обычаях и символах, связанных с ним. Цель проекта обусловила решение следующих задач: развитие умения извлекать и систематизировать релевантную информацию из разных источников на английском и русском языках; формирование положительного отношения к иноязычной культуре и умения ее понимать; активизация навыков ведения монологической и диалогической речи; становление умений работать в команде и находить творческое решение поставленных задач.

На этапе целеполагания студентами совместно с преподавателем был определен круг тем, подробно рассматриваемых в ходе реализации проекта. В результате было решено подробно осветить следующие вопросы:

- Что символизирует праздник День Святого Валентина?

- Какие легенды о Святом Валентине существуют?

- Традиции праздника в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и России.

- Символы Дня Святого Валентина: как они появились и что означают?

- История происхождения «валентинок» и их виды.

На этапе реализации проекта студенты, разбившись на пары, самостоятельно выбрали одну из предложенных тем и совместно работали над ней, т.е. искали соответствующий текстовый материал, составляли общий план презентации проекта. Основная задача преподавателя на данном этапе работы заключалась в поощрении инициативы и идей участников, предоставлении им полной свободы самовыражения. Преподаватель мог лишь корректировать работу участников проекта, давать советы по тому или иному вопросу, но конечное решение оставалось за авторами проекта, т.е. студентами.

При выполнении этого проектного задания в основном применялись методы самостоятельного сбора информации, ее обработки и систематизации. Выступление по каждой теме подкреплялось наглядно, например, студенты подготовили «валентинки», нарисовали плакаты, а также подготовили электронные презентации с помощью графического редактора Microsoft Power Point для лучшего представления материала.

Для презентации проекта «День Святого Валентина» студенты подготовили монологические выступления по выбранным темам. После рассмотрения каждой темы преподаватель совместно с представителями выступающей группы задавал вопросы другим участникам по только что представленному сообщению. Такие задания позволили проверить степень усвоения группой нового материала о празднике, адекватность восприятия студентами информации на слух, что заставляло студентов быть более внимательными в течение практического занятия.

Отличительной особенностью проекта «День Святого Валентина» стала та свобода, которую получили студенты при выполнении данного задания. Выполнение проектного задания предполагало самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу, что потребовало от студентов высокой степени самостоятельности, познавательной активности и ответственности за результаты своей деятельности.

Третий проект, над которым работали студенты, получил название «Достопримечательности города Владивостока». Цель проекта - описание ряда достопримечательностей г. Владивостока на английском языке, представленное в виде монологических высказываний участников проекта. Эта цель предполагала решение следующих задач: активизация навыков ведения монологической и диалогической речи; развитие умений извлекать и обобщать релевантную информацию из разных источников на английском и русском языках; формирование навыков самостоятельной работы; воспитание у студентов бережного отношения к историческим памятникам и уважения к своей Родине и людям, жившим и трудившимся в России.

Работа над данным проектом осуществлялась в четыре этапа и потребовала четыре учебные недели.

На первом этапе работы над проектом студенты в ходе совместного обсуждения составили список достопримечательностей города. Из получившегося списка каждый участник смог выбрать один объект для подробного рассмотрения. Затем все участники разделились на «туристов» и «гидов», причем все студенты смогли попробовать себя как в роли иностранного туриста, так и в роли гида.

Второй этап представил собой непосредственную подготовку проектного задания. Реализация проекта «Достопримечательности города Владивостока» предполагала самостоятельную работу каждого участника по поиску, отбору, анализу необходимой для монологического выступления информации. На этом этапе работы преподаватель тщательно проверял подготовленные студентами тексты выступлений, помогал им отобрать наиболее интересные факты из истории того или иного памятника. На реализацию второго этапа подготовки проекта студентам отводились три учебные недели.

На третьем этапе осуществлялась презентация самого проекта. Презентация проекта «Достопримечательности города Владивостока» представляла собой пешую прогулку по городу с обязательным посещением выбранных для рассмотрения памятников. Положительным моментом презентации явилось то,

что каждый студент смог попробовать себя и в роли гида, и в роли иностранного туриста. Когда группа студентов-«туристов» подходила к какому-либо памятнику, роль гида предоставлялась тому студенту, который готовил информацию об этом памятнике. «Туристы» внимательно слушали рассказ гида, а затем задавали вопросы. Гид слышал вопросы впервые, поэтому не мог специально к ним подготовиться заранее. Чем более оригинальными были вопросы, тем больше интереса они вызывали у студентов.

Такие творческие задания позволили им раскрыться личностно, т.к. при всей схожести структуры презентации проекта каждый студент решал самостоятельную задачу и задание становилось для него личностно значимым, а следовательно, более интересным. Кроме того, такая необычная форма презентации проекта позволила студентам оказаться в ситуации общения, максимально приближенной к реальной, что мотивировало студентов к подготовке не только этого конкретного задания, связанного с проектом, но и к дальнейшему, более сознательному и мотивированному изучению иностранного языка.

При выставлении оценки студентам - участникам проекта - преподаватель учитывал все основные критерии оценивания устного монологического высказывания, такие как: правильность высказываний, лексический и грамматический состав высказываний, наличие идеоматических выражений, употребление вводных конструкций и разговорных клише, а также темп речи и интонацию.

Итак, следует подчеркнуть, что проектные методики обладают рядом преимуществ: прежде всего, студенты отрабатывают навыки монологической и диалогической устной речи, развивают умения аналитически мыслить и анализировать информацию, а также у них формируются навыки межличностного общения, они практикуют некоторые модели поведения, принятые в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берман И.М. Методика обучения английского языка в неязыковых вузах. М. : Высшая школа, 1970. 230 с.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. М. : Аркти, 2003. 192 с.

3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск : Тет-раСистемс, 2005. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М. : Аркти, 2002. 176 с.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 56-62.

6. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М. : Педагогический поиск, 2006. 160 с.

7. Словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 1988. 608 с.

8. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М. : Первое сентября, 2010. 44 с.

9. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко. М. : ИНФРА-М, 1997. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.